Югославские мультфильмы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Автор напоминает, что это статья о анимации Югославии в период 1918-92 гг., так как, несмотря на официальное исчезновение Югославии с лица земли в 2003 году, де-факто она перестало существовать в 1991-92 — после отделения всех союзных республик, кроме Сербии и Черногории. Поэтому мультфильмы, созданные в Союзной республике Югославии, она же «Малая Югославия», будут помещены в статью «Сербские мультфильмы».

(link)

«Суррогат»

Полнометражные мультфильмы[править]

  • «Чудесный лес» (1986 г.) — фильм-сказка совместного югославско-американского производства, экранизация одноимённой книги детской писательницы Сунчаны Скринярич. Это самый первый югославский полнометражный мультфильм и самый известный югославский мультфильм в мире. Демонстрировался в том числе и в СССР.
  • «Волшебная шляпа» (1990 г.) — сиквел «Чудесного леса». Название не совсем корректное, правильно его стоило перевести как «Шляпа волшебника». Едва не был показан в США из-за очень кровавой и жестокой, по мнению американских прокатчиков, сцены победы над главным злодеем Морозомором.

Короткометражные мультфильмы[править]

  • «Суррогат» (1961 год, реж. Душан Вукотич) — мультфильм про треугольного пляжника, заменяющего всё в своём отдыхе надувными суррогатами-заменителями. В том числе и подружку, которую всеми-правдами пытается запикапить с помощью своих же суррогатов. А под конец оказывается, что и ГГ тоже им был. Отхватил «Оскара» за лучший мультфильм года — более того, стал первым неамериканским мультфильмом, получившим эту награду.
  • «Чертовские дела» (1965 год, реж. Златко Гргич) — про то, что добропорядочность до добра не доводит и что всё-таки иногда полезно включать режим демона. В буквальном смысле. Гуляет по рунету под названием «Почему нехорошо быть хорошим парнем».
  • «Крэк» (1968 год, реж. Боривой Довникович; нет, не то что вы подумали, просто «ква» на хорватском) — антимилитаристский мультфильм о жизни простого человека под строгим надзором чёрствого и не знающего никакой пощады офицера. Вернуться в мирную жизнь, хоть и ненадолго, ему помогает случайно встреченная лягушка, которую офицер всё время пытается извести.
    • И если в антивоенных советских мультфильмах или мультфильмах других социалистических стран действие происходит в капиталистическом сеттинге (подавление восстаний в Венгрии в 1956-м и в Чехословакии в 1968-м годах? Помощь социалистическим революциям в Африке и Латинской Америке, в том числе и поставкой оружия и вооруженного контингента? Война в Афганистане? Вы о чём?), то в этом офицер вместе с главным героем одеты в форму, ну ооочень похожую на форму ЮНА. Но югославам это можно простить, во времена Холодной войны им можно было в самоиронию. Но выкрики этого офицера похожи на что-то явно англо- или немецкоязычное.
  • «Туп-Туп» (1973 год) — человечку всё время не дают поспать, из-за чего он испытывает много приключений в своём психоделическом мирке.
  • «Ковбой Джимми» (1957 год, реж. Душан Вукотич) — мультипликационная пародия на вестерны. Разрушение четвёртой стены в виде взаимодействия вышеупомянутого Джимми, героя фильма, со зрителями кинотеатра присутствует, и не раз.
  • «Музыкальная свинья» (1965 год, реж. Златко Гргич) — о свинье, которая обладает мощным оперным голосом, но все вокруг видят в ней исключительно свой обед. В определённой степени — вариация на тему сюжета о Колобке (в конце свинью таки-да, съедают).
  • «Сатимания» (1978 год) — фантазия на тему творчества Эрика Сати за авторством Зденко Гаспаровича.
  • «Кукла мечты» (1978 год) — совместная работа с британским аниматором Бобом Годфри.
  • «Маленький и большой» (1966 год) — именно то, что написано на упаковке: соперничество двух человечков, большого и маленького.
  • «Странная птица» (1969 год) — совместная работа с Союзмультфильмом. Мультфильм о птице, которая мечтала иметь детей, но это у нее никак не получалось. И вот однажды ворона принесла ей яйцо, которое она с радостью высиживала. А когда у всех птичек соседей начали появляться птенцы, у нее вылупился будильник. И хотя это необычный ребенок, но мать любила и заботилась о нем, как о родном…
    • От Союзмультфильма над «Странной птицей» работал сам Вячеслав Котёночкин.
  • «Вавилонская башня» (1988 год) — мультфильм о жизни человека, у которого вся его жизнь и жизнь его семьи заключается в бесконечном падении. А конца ему не видно…
  • «Маскировка» (Маскирање, 1982 год) — про непутёвого солдата, который неся службу, всё время «палит» своих сослуживцев, пытающихся всевозможными способами замаскироваться. Но когда вся его рота выстроилась в строй, он приходит переодетым в нелепый костюм, за что получает от начальства сначала нагоняй, а потом награду — 27 место среди лучших маскировщиков.
  • «Как Аня купила хлеб» (Kako je Ana kupila kruh; 1979 год: реж. Александр Маркс) — вышеупомянутая Аня никак не может купить вышеупомянутого же хлеба. То дождь идёт (на самом деле это её соседка/мама поливает цветы), то она представляет себя акробаткой, стоя на заборе, из-за чего ветер уносит её в небо. Но несмотря на то, что ни пожарным, ни вертолётчикам достать её не удалось, и её случай перепугал весь город, она, немного полетав с зонтом, всё-таки доходит до булочной и покупает хлеб.
  • «Матч» (Utakmica, реж. Крешимир Зимонич, 1987 год) — полнейший вывих мозга и сборная солянка из различных телепередач: новостей, оперы про рыцаря, спасающего л=девушку из лап змея, реклама куриного бульона, музыкальных клипов, криво нарисованного мультика а-ля «Джетсоны» с прилипчивой заглавной темой, и так далее. Но основной сюжет, как ясно из названия, всё же крутится вокруг футбольного матча, малу-помалу перерастающего в военный конфликт. А окончится он может лишь уничтожением всей планеты. И свистком судьи.
  • «Корова на луне» (1959 год, реж. Душан Вукотич) — маленькую девочку часто досаждает более старший хулиганистый мальчуган, которому девочка решает отомстить: она, построив ракету из подручных материалов, убеждает хулигана, что на ней он полетит на Луну. Хитрая девочка привозит ракету на каменоломню, ландшафт которой хулиган принимает за Луну. Для пущей убедительности девочка переодевается пришельцем-лунатиком…
  • «Пикколо» (1960 год, реж. Душан Вукотич) — как два очень дружных некогда соседа стали заклятыми врагами из-за того, что один из них пристрастился к игре на губной гармонике.
  • «Концерт для пулемёта» (1958 год, реж. Душан Вукотич) — некий очень влиятельный человек в городе, он же главарь преступной группировки, пытается с её помощью ограбить банк. В конце же, когда деньги всё же добыты, он отказывается делить их со своей бандой, да ещё и провоцирует их на то, чтоб они перестреляли друг друга… правда, один из них перед смертью успевает выстрелить и в своего главаря.
  • «Абракадабра» (1957 год, реж. Душан Вукотич) — о древневосточном волшебнике, магия которого вчистую проигрывает современным на тот момент достижениям техники.
  • «Мститель» (1958 год, реж. Душан Вукотич) — ГГ, узнав об измене жены, приходит в оружейный магазин с целью выбора орудия мести — но поняв, что какой бы вариант он ни попробовал, любой обернётся против него же, решает просто покончить с собой.
  • «Большой страх» (1958 год, реж. Душан Вукотич) — не без психоделической нотки мультфильм про человека, который, начитавшись перед сном всяких кошмарных книжек, видит теперь повсюду ужасы. Особая изюминка данного творения (в том числе по части психодела) — часы с кукушкой в виде мужика, который чешет себе подмышки и смеётся. Поскольку ГГ каждый раз хочет вдарить его стулом, во второй раз выскакивает из часов в рыцарских доспехах.
  • «Нейчек» (Kurir Nejček, 1961 год, реж. Мики Мустер) — мультфильм из СР Словении про мальчика-пастуха, во время Второй мировой войны лишившегося отца, и в тайне от матери примкнувшего к партизанам. Чуть позже он предупреждает партизан о скором наступлении фашистов, но те убивают его. Мультфильм снят по одноимённой повести детской писательницы Виды Брест и посвящён началу борьбы титовских партизан против немецких войск в Словении.
  • «Большой митинг» (Veliki miting, 1951 год, реж. Вальтер Нойгебауэр) — мультагитка, посвящённая газетным уткам, распространявшихся СМИ сталинистских (тогда — враждебным Югославии) государств, в том числе СССР, показанного в мультфильме. По сюжету, главред «Правды» Юдин (на самом деле в 1951 году главредом был Леонид Ильичёв, на которого мультяшный Юдин немного похож) посылает подчинённого ему корреспондента написать репортаж о разделе Скадарского озера между СФРЮ и Албанией. Причём Албанию олицетворяет болото с политизированными лягушками и глав-жабой (Энвер Ходжа) во главе. Пролетев над Югославией, которая, само собой? цветёт и пахнет, он решает, что «нафиг так жить врать» и отправляет Юдину правдиво-хвалебный репортаж о Югославии, за что его закономерно отправляют на зону. А очередная утка, раздуваемая (в буквальном смысле) Юдиным, взрывается, унося его с собой в могилу.

    Что характерно, клюквы, что удивительно, довольно мало: разве что офис «Правды» украшен куполами, его интерьер отделан а-ля «допетровская Московия», а московские подворотни явно напоминают южноевропейские. Даже советские граждане безбородые и не в меховых шапках. Присутствуют несколько реплик на русском языке и песня про авиаторов (та, которая «первым делом самолёты»), правда произнесённых с лёгким хорватским акцентом, но зато грамматически верных. Посмотреть это чудо югославской пропаганды можно здесь.
  • «Бечарац» (Bećarac, 1966 г.) — мультфильм-фантазия Златко Боурека[1] на тему одноимённого жанра шуточных песенок, распространённых в Хорватии и чем-то напоминающих русские частушки. По стилистике это смесь перекладки а-ля Терри Гиллиам и творчества хорватских наивных художников, крестьян по происхождению.
  • «Церемония» (Ceremonija, 1966 год, реж. Боривой Довникович) — группа из шести человечков в коричневом устраиваются у кирпичной стены для того чтобы, видимо, сфотографироваться. К ним подходит фотограф в чёрном с котелком на голове, и начинает долго выстраивать композицию, ракурс и необходимое местоположение человечков. Наконец, когда все тонкости соблюдены, камера переводит взгляд на группу солдат, которая и расстреливает человечков, к счастью, за кадром. Ведь человечки выстроились не на фотографирование, а на собственную казнь.
  • «Картины из памяти» (Slike iz sjecanja, 1990 г.) — философский мультфильм-притча Неделько Драгича о несовместимости военного и гражданского мышления и о силе фантазии. Мультфильм использует две техники анимации — традиционную, диснеевскую и загребскую. Он посвящён отцу Неделько, погибшему в 1945 году.
  • «Рука» (Рака, 1980 г.) — мультфильм македонской студии «Вардар-фильм». Сюжет: буквально из ниоткуда появляется чья-то гигантская рука, которая достаёт из кулака человечка. Тот, неторопливо и боясь, по указаниям руки, куда-то идёт. Рука, хватая его за шкирку, помогает преодолевать ему холмик и овраг. Внезапно на небе сгущаются тучи и начинается дождь с грозой, от которого человечка укрывает рука. Затем она пробивает тучи, и на небе появляется радуга. В благодарность человечек обнимает один из пальцев руки и протирает ей ногти, а рука снимает с неба радугу и кладёт на землю, чтобы человечек шёл по ней, как по дорожке. Так человечек продолжает свой путь. Но навстречу человечку несётся кортеж с охранниками мотоциклистами (и где вместо автомобиля самолёт) и рука поднимает человечка и, неся его по небу, приносит в город с небоскрёбами, опутывающими солнце до такой степени, что оно трескается. В городе, где обитают точно такие же человечки, как и он, жизнь течёт нудно и серо. Рука приносит человечку кучу денег, а затем ещё и ещё. Монетка из этой кучи катится к толпе митингующих, которые побросав свои плакат жадно бегут к ней. Затем человечек видит огромный пьедестал, на первом месте которого стоит элита в виде небольшой группы. Человечек просится туда, у рука, сбросив старую элиту, ставит на первое место главного героя. Но тут же внизу возникают митингующие, и рука ради безопасности уносит человечка подальше от города. Она достаёт человечку ультрафутуристичный по меркам конца 1970-х дом и даже отрывает от солнца кусочек специально для него. Однако человечку становится скучно, и он выходит на веранду, где видит кое-как сколоченную халупу, а рядом с ней — пьянствующую нищую семью[2]. Человечек проникается жалостью к беднякам, и рука уводит дом куда-то вдаль. Но внезапно рука дряхлеет и, обессиленная, падает на землю. Человечек пытается привести руку в чувство и старательно чистит ей ногти. Но ничего не получается. Неожиданно появляется ещё одна рука, на этот раз молодая. Человечек просит её, чтобы та взяла его с собой, но та отбрасывает его назад и достаёт из кулака своего человечка, ведя его в свой жизненный путь. На этом мультфильм и заканчивается. Саундтреком мультфильма является бодренький рок с примесью синти-попа и диско.
    • Своеобразным оммажем на этот мультфильм является одноимённый выпуск вышедшего уже в нулевых мультцикла про Пецко, главного героя карикатур художника Дарко Марковича. Так как мультфильм был создан в 2001 году, во время албанского конфликта на западе страны, то нём руке пытается усмирить албанца и славянина-македонца, в роли которого выступает Пецко. Разумеется, безуспешно.
  • «Отпор/Сопротивление» (1978 г.) — ещё один мультфильм «Вардар-фильма»
  • «Plop!» (1988 г.) — о причудах и безумствах любви. Особенно, если девушка — страшная, а парень — неряха, который не убирается у себя в квартире
  • «Добросердечный муравей» (Mrav dobra srca, 1966 г., реж. Александр Маркс и Владимир Ютриша) — по мотивам сказки сербского писателя Бранислава Црнчевича (1933—1991), про одного муравья из трёхмиллионного муравейника, который перестал выходить на работу из-за того, что его отец прогнал голодного сверчка. Лейтмотивом музыкального сопровождения является «Музыкальный момент» Шуберта (та самая «Козлячья мелодия» из «Маски-Шоу»).
  • «Гав, гав!» (Vau, Vau!; 1964 год, реж. Борис Колар) — мультфильм про собачку, отрисованный в стилистике карандашного рисунка.
  • «Сердце в снегу» (Srce u snijegu, 1959 год, кукольный, реж. Бранко Ранитович) — из-за шутки снеговика упавший с лыж мальчик потерял сознание и чуть не замёрз насмерть. Снеговик отнёс его в дом с натопленной печкой, и ждал, пока мальчик не отогреется, хотя сам при этом полностью растаял, превратившись в лужу на полу. Правда, когда мальчик пришёл в себя, он так и не понял, кто спас ему жизнь…
  • «Зимняя сказка» (1962 год, реж. Мики Мустер) — воробей отбивается от голодной кошки при помощи снеговика.
  • «Ars Gratia Artis» (1969 год, реж. Душан Вукотич) — некий волшебник показывает толпе фокусы с поеданием бритвенных лезвий, осколков стёкол и т. д., сопровождая их возгласами «Focus-pokus-preparatus!» Представление заканчивается тем, что волшебник съедает своих зрителей, а затем самого себя.
  • «Любопытство» (1966 год, реж. Боривой Довникович) — сидит некий человечек на лавочке, а рядом с ним пакетик стоит. Сидел бы он и дальше, да всякий проходящий мимо хочет узнать, что же в этом пакетике лежит. Подобное любопытство под конец выводит человечка из себя, и он, убежав достаточно далеко от посторонних глаз, делает с этим пакетиком то, для чего покупал: надувает и лопает…
  • «Красная шапочка» (Crvenkapica, 1954 год) — вольная экранизация одноимённой сказки.
  • «Непослушный робот» (Nestasni robot, 1955 год, реж. Душан Вукотич) — учёный создаёт робота, который должен приглядывать за его лабораторией. Но и ему оказывается лень этим заниматься, и тогда он сам создаёт ещё двух маленьких роботов… правда, те вскоре устраивают погром в лаборатории.
  • «Стрела» (1960 год, реж. Мики Мустер) — мальчику за хорошую учёбу дарят лук со стрелами, но тот никак не может опробовать их ни в одном городском парке — всюду запреты. Расстроенный, он приходит в парк развлечений и пускает стрелу в воздух — но та приземляется в шляпу на прилавке. Ужаснувшаяся поначалу продавщица вскоре решает, что это можно выдать за новый дизайнерский ход, и позволяет мальчику расстрелять остальные шляпы — за что даёт ему золотую монету.
  • «Премьера» (1957 год, реж. Никола Костелац)
  • «Как родился Кичо» (1951 год, реж. Йосип Судар)
  • «Человек, который должен был петь» (1971 г.)
  • «Восхитительная история любви» (1989 год, реж. Боривой Довникович)
  • «Пассажир второго класса» (1973 год, реж. Боривой Довникович) — удивительное путешествие на пассажирском поезде, наполовину состоящее из жизы, и наполовину из сюра.
  • «Заколдованный принц» (Začarani princ, 1979 год, реж. Златко Павлинич) — сказка-пародия, рассказанная от лица говорящего попугая. Одной принцессе попадается типичный королевич-лягушонок, превратившийся в человека после поцелуя. Однако его бесконечное кваканье настолько раздражало принцессу, что она выкинула своего суженого прямо из супружеской постели. Голым. Приодевшись, принц пускается в путь и находит в одном городе некое общество, где постоянно ведутся скучные лекции, состоящие из одного «бла-бла-бла». Принц, завидев, что лектор уже прикорнул, врывается на трибуну и начинает квакать, получая взамен овации. Он становится знаменитым, его «ква/krek» пишут в газетах, доносится из телевизоров, театров и даже литургий в церквях и заменяет все слова в речи горожан, а любые слова, кроме «ква», находятся фактически под запретом, и попытки произнести их нещадно пресекаются: даже гавкающей собаке досталось. Вокруг самого же принца строится настоящий культ личности, он присутствует на всех стройках и открытиях всего и вся. Попугая заточают в темницу за то, что продолжил свой рассказ вместо того, чтобы он начал квакать. После освобождения ощипанный попугай прибегает в замок принцессы, и говорит, что её суженый «сделал большую карьеру». Принцесса тает и бежит к принцу прямо в здание ООН (судя по логотипу), и целует его вновь. Принц закономерно обращается в лягушку и ускакивает прочь. Попугай завершает рассказ словами, что люди вновь начали говорить своими словами, перестав лишь квакать и вновь начали понимать друг друга, и заодно подговаривает сидящего рядом аиста съесть принца. Казалось бы, хэппи-энд. Но нет: конь, на которого села принцесса, тоже оказывается заколдованным принцем. Принцесса собирается его поцеловать, а ошарашенный попуг падает в обморок.
  • «Три бродяги» (Tri lutalice, 1986 г.) — о похождениях трёх бездомных псов.
  • «Маленький паровоз» (Mail vlak, 1959 г.)

Мультсериалы[править]

  • «Профессор Бальтазар» (1967-1978 гг.) — сериал о похождениях чудаковатого изобретателя профессора Бальтазара.
  • «Инспектор Маска» (1962-62 гг.) — детективный мультсериал.
  • «Maxi Cat», он же «Кот Макси» (1971-73 гг.) — мультсериал о приключениях неуклюжего кота Макси из 24 выпусков.
  • «Летающие медвежата: защитники природы» («Little Flying Bears»; 1991 г.) — создан, как вы уже поняли, перед самым распадом Югославии. Этот сериал югославско-американского производства повествует о племени волшебных медвежат, которые умеют летать (кроме их вожака, который слишком старый для полётов). Медвежата всеми силами защищают свой лес от загрязнения и держат его в чистоте и порядке. Противостоят им два хорька, которые, ясное дело, хотят медвежатам навредить, для чего обращаются за помощью к змею Слинку. Однако, как всегда, добро побеждает зло, и планы хорьков оказываются разрушенными летающими медвежатами.
  • «Медведь Боян» (1978—1999) — и снова про медведей. Этот, внезапно, словенский мультсериал повествует об одноимённом медвежонке (не путать с музыкальным инструментом, сказителем из «Слова о полку Игореве» и бородатым анекдотом!), который с помощью волшебных красок рисует свой собственный мир: например, дерево с яблоками, пижаму, солнце и другое. В 1990-х демонстрировался в бразильской телепередаче «Glub Glub», аналоге «Спокойной ночи, малыши!».
  • «Птица и червячок» (Ptica i cvrek, 1977—1984 гг.) — мультцикл за авторством Златко Гргича.

Мультсериалы на аутсорс[править]

Поклонники «Тома и Джерри» знают, что выпуски мультсериала начала 1960-х снимались не в США, а в Чехословакии, на студии «Rembrandt Films» под руководством Джина Деича. Югославия тоже не была исключением, и туда на аутсорс тоже отдавали снимать мультфильмы.

  • «Sam Bassett: Hound for Hire» (1961-1963 г.) — снимался на Загребфильме, производство курировал американский сценарист Фил Дэвис. Сериал повествует о невозмутимом детективе бассет-хаунде по имени Сэм и его напарнике-чихуахуа, которые расследуют различные преступления. Мультсериал неоднократно входил в топы и подборки самых худших мультфильмов в истории.
  • «Astromutts[3]» (1963 г.) — пилот к так и не вышедшему одноимённому мультсериалу, который также курировал Дэвис, режиссёр — Душан Вукотич. Авторские права на пилот (на этот раз его название было «Operation Moonshot») были зарегистрированы 23 марта 1965 года. На данный момент в интернете недоступен, однако демонстрировался на Загребском фестивале мультфильмов в 2013 году.

(link)

«Крэк»

Личности[править]

  • Златко Гргич — создатель «Бальтазара», «Чертовских дел» и «Maxi Cat-а». В конце 1960-х эмигрировал в Канаду.
  • Душан Вукотич — один из основателей загребской школы анимации. Черногорец по национальности.
  • Миклавж «Мики» Мустер — словенский художник-комиксист и мультипликатор.
  • Боривой Довникович-Бордо́ — хорватский аниматор, серб по национальности, создатель многих мультфильмов из нашего списка. Первым мультфильмом, в создании которого он принял участие, был «Большой митинг», тогда ему было 19 лет. Является одним из создателей Загребского международного фестиваля анимации.
  • Вальтер Нойгебауэр — учитель Довниковича по части мультипликации, немец по национальности. В 1954 году по приглашению немецкого художника Рольфа Кауки переехал в ФРГ, где помогал ему работать над комиксом «Фикс и Фокси», ставшим в самой Германии культовым. Брат Вальтера — Норберт, также занимался анимацией и комиксами.
  • Растко Чирич — сербский аниматор, работавший в «Загребфильме» и «Дунавфильме».
  • Милан Блажекович — хорватский аниматор, работавший сначала на «Загребфильме», а затем на «Кроатия-фильме». Один из создателей «Чудесного леса» и его сиквела, а уже после распада Югославии, в 1997 году снял мультфильм «Лапиш — маленький башмачник» по сказке «Чудесные приключения подмастерья Хлапича» хорватской сказочницы Иваны Брлич-Мажуранич. В 2000 году он вернулся к теме сказок Мажуранич, начав работу над проектом «Сказки давнего времени» (Priče iz davnine) по мотивам одноимённого сборника сказок. Первоначально планировалось выпуск к 2003 году, но сроки производства растянулись аж до 2009 года. В 2011—2018 годах он принял участие в работе над кукольным мультфильмом «Домик ежа» по стихотворения сербского писателя Бранко Чопича, а 30 мая прошлого года он скончался. R.I.P.
  • Ватрослав Мимица — хорват, работал на «Загребфильме». Его мультфильмы стоит отметить из-за своего психоделического видеоряда: если сюжет фильма «Один» (1958 год) ещё можно понять — ГГ, не замечая влюблённую в него девушку, наслаждается своим одиночеством, но в конце концов устаёт от него — то ряд сюжетных ходов картины «Инспектор возвращается домой» (1959 год) автору правки понять до конца так и не удалось. В 60-е Мимица отходит от анимации и занимается художественными фильмами.
  • Александр Маркс — работал совместно с Мимицей.

История[править]

Первые югославские мультфильм были выпущены в 1922 году белоэмигрантом и поляком по национальности Сергие Тагацем (Sergije Tagatz). Это были два рекламных ролика, посвящённых чаю фирмы «Alda» и пасте для обуви. Позднее, в 1925, в Сербии был выпущен мультфильм «Кто ищет, тот всегда найдёт! Миллион!» (Ovde traži pa ćeš naći! Milijon!). В 1927 году при участии ещё одного русского эмигранта, но уже из СССР — Александра Герасимова — был выпущен мультфильм «Мартин на небе», ныне утраченный. Он считается первым хорватским мультфильмом в мире. Как и в других европейских странах того времени, абсолютное большинство мультфильмов были рекламными. Именно одним из них был первый цветной югославский мультфильм — «Забывчивый человек» (Zaboravljiv čovjek) 1936 года, созданный, судя по всему, в Хорватии. Этот мультфильм был рекламой зубной пасты «Калодонт», кстати, существующей в Хорватии и по сей день.

Производство мультфильмов не прекратилось и во время Второй мировой войны, так, коллаборационистским правительством Недича был выпущен мультипликационный киножурнал[4] «Недељни преглед» (Обзор за неделю), в мультипликационном виде рассказывавшем о последних событиях в Югославии и мире, а заодно пропагандировавшем фашистскую идеологию. Мультфильм этот был выполнен в технике перекладки и имел просто ужасное качество анимации. Даже греки в это же время сняли свой первый мультфильм «Дуче рассказывает» куда лучше. И, в отличие от «Обзора за неделю» он был антифашистским. Также в это время фотографом из w:Ниша Миролюбом Стошичем был создан мультфильм «Рыбак и рыба». Этот небольшой, 38-секундный мультфильм, по словам организаторов фестиваля «Balkanima», был также плохо анимирован, но в отличие от «Обзора за неделю», не был пропагандистским и имел какой-никакой, а всё же шарм. Верить или нет, сложно сказать, так как в Интернете его, как и большинство других довоенных югославских мультфильмов, найти невозможно.

В Югославии социалистической, как известно, разные отрасли экономики были сосредоточены в разных республиках федерации. Например, в Сербии собирали легковые автомобили и стрелковое оружие, в Боснии грузовики, ну а мультфильмы (по крайней мере, большинство) снимались в Хорватии, а конкретнее — на студии «Загреб-фильм», созданной в 1946 году. Мультипликаторы, работавшие на этой студии, очень любили экспериментировать с анимацией, упрощая её до предела, отвергая перспективы и объёмности и заменяя её на плоское пространство или совмещая разные техники, например, рисованную анимацию с кукольной или живыми съёмками. Благодаря ним была создана так называемая загребская школа мультипликации. Загребский стиль начал проявляться уже в самых первых мультфильмах студии — «Красной Шапочке» 1954 года, «Шаловливом роботе» 1955 года, «Ковбое Джимми» 1957 года и в «Корове на луне» 1959 года. Для своего времени они были очень смелыми и минималистичными в плане стиля, и как и мультфильмы румына Иона Попеску-Гопо, противопоставлялись диснеевским мультфильмам, а после того, как семь мультфильмов были показано на Каннском фестивале 1958 года, а спустя три года мультфильм «Суррогат» был награждён «Оскаром», загребская школа получила мировую славу. Но уже в середине 1960-х экспериментаторский дух поутих, и аниматоры, что называется, вернулись с небес на землю. В конце 1980-х наряду с Загреб-фильмом мультфильмы начала делать киностудия «Кроатия-фильм» (Croatia Film), до этого снимавшая только художественные фильмы и киножурналы. Именно на этой студии были сняты «Чудесный лес» и «Волшебная шляпа».

Но не Хорватией едины: почти спустя четыре года после создания СФРЮ, в Сербии в 1949 году был создан кукольный мультфильм «Пионер и двойка», в котором явно прослеживается влияние великого и ужасного Йиржи Трнки. За создание отвечали супружеская пара Йоцич — Вера и Любиша (жена и муж соответственно, вы ничего не понимаете в сербохорватских именах не подумайте ничего плохого!). В 1951 году совместно с белградской студией «Авала-фильм» они создали ещё два мультфильма: «Мальчик и [воздушный] змей» и «Её кукольная Красная Шапочка» (Njena lutka crvenkapa). После этого в сербской анимации наступила эпоха малокартинья. В 1963 году на «Авала-фильме» вышли мультфильмы «Солист» и «Человек и мел» Николы Майдака[5], которые и считаются первыми сербскими профессиональными мультфильмами. С 1976 года начала производство мультфильмов сербская киностудия «Дунав-фильм». На ней, как и на «Загреб-фильме», работал ставший впоследствии известным аниматор Растко Чирич, создатель «Вавилонской башни». В 1986 году в сербском городе Вранье основана школа анимации, воспитавшая более 1000 аниматоров.

В 1956 г. сараевский художник Златко Шешель (который к главе радикальных сербских националистов не имеет никакого отношения) создал двухминутный анимационный рекламный ролик, ставший самым первым боснийским мультфильмом. В начале 1960-х он на пару с несколькими энтузиастами создаёт анимационную студию в составе крупной киностудии «Босна-фильм». Дебютной работой студии становится «Дом в цветах» (Kuća u cvijeću), режиссёром которой был Шешель. Впоследствии вместе с карикатуристом Ади Мулабеговичем он станет основоположником боснийской анимации. Как и в случае со всей югославской анимацией, первые боснийские мультфильмы были рекламными. Первым мультфильмом нерекламного направления стал «Витрина» (Izlog) Вефика Хаджисмайловича 1962 г. В том же году был выпущен кукольный (как и «Витрина») мультфильм «Мисс Зеленого города» (Miss Zelengrada) за режиссурой Хайруддина Краваца, того самого, снявшего «По следу тигра». Спустя два года Шешель снял мультфильм «Ноктюрн», после чего оставил карьеру мультипликатора и стал снимать документальные фильмы. Государство не было заинтересовано в поддержке боснийской анимации, и поэтому дальнейшее её развитие затянулось на долгие годы. Зато буйно расцвела любительская анимация, когда молодые и талантливые художники, пользуясь большой свободой, создавали на деньги, выделявшиеся югославским аналогом комсомола, вполне неплохие мультфильмы, которые, правда, не могли конкурировать с творениями загребских и белградских аниматоров. Однако в начале 1980-х Златко Шешель внезапно вернулся к мультипликации и в 1984 г. с помощью Бакира Тановича и Милана Косоваца возрождает профессиональную анимационную студию в Сараево, куда привлекаются молодые художники и аниматоры. Студия, как и раньше, называлась «Босна». Первый мультфильм был создан ещё во время оформления документов и до официального начала работы: «Герой» Мидхата Аяновича, который был создан на кухонном столе. Буквально.

Помимо вышеупомянутых городов, в Загреб-фильме и сербских студиях работали мультипликаторы из Нови-Сада (Сербия) и Скопье (Северная Македония). В самой Македонии (тогда просто Македонии) также существовала анимационная студия в составе студии «Вардар-фильм», однако вклад в югославскую и мировую анимацию, по сравнению с вышеупомянутыми студиями, был очень незначительный.

После распада Югославии развитие мультипликации в каждой стране пошло своим путём. Больше всех повезло хорватам, так как им достались Загреб-фильм и Кроатия-фильм, которые продолжают выпускать мультфильмы и по сей день. Другим странам, например, Сербии, Северной Македонии и Боснии, повезло меньше, и им пришлось развивать мультипликацию практически с нуля.

Ссылки[править]

Примечания[править]

  1. Боурек, скончавшийся в 2018 году, был не только мультипликатором, но и режиссёром кукольного театра, кукловодом и дизайнером-кукольником.
  2. Причём одна женщина из этой семьи напоминает Мардж Симпсон
  3. Каламбур из слов «astronaut» и «mutt» — шавка, маленькая собачонка
  4. Дотелевизионный аналог «Вестей» и «Времени».
  5. Его сын, тоже Никола, пошёл по стопам отца и работает аниматором.