Брак по расчёту

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Marriage of Convenience. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Дети, во что это вы играете?
— В свадьбу.
— Но почему с такими мрачными лицами?
— А это брак чисто по расчету.
»
— Анекдот
« — Брак по расчету может быть счастливым если расчет был верным. »
— учительница автора
«

— А вы вышли замуж по любви или из-за денег? — Ну… Три доллара — не деньги… Выходит, по любви.

»
« Для брака по расчёту она слишком плохо владела математикой »
Традиционное проявление

Брак по любви, вы говорите? Это новомодное изобретение. Встарь жизнь была тяжелее, а люди были практичнее, поэтому понимали, что брак — это дело серьёзное. В таком вопросе полагаться на эмоции нельзя. Жизнь прожить — не реку перейти, и далее по списку.

Итак, по определению, брак по расчёту предполагает расчёт. Какое-то вмешательство если не интеллектуального плана, то хотя бы здравого рассудка. Чувств, ни взаимных, ни односторонних, он не предполагает, разве только случайно так вышло, что чувства не противоречат соображениям материальной и социальной выгоды.

С другой стороны, расчёт на то, что с этим человеком (особенно если вы уже не один пуд солёной собачатины вместе съели) тебе будет психологически комфортно — это тоже расчёт, и если ты вступаешь в брак именно поэтому, а деньги и статус вполне в состоянии обеспечить себе самостоятельно — то это тоже отчасти пример тропа. Потому что если два умных человека осознанно и совместно работают на общую цель — создать семью, то своё «долго и счастливо» они сделают из любых изначальных данных, будь они хоть Элтоном Джоном с Ангелой Меркель.

Только вот эти «два умных» человека — традиционно были не жених и невеста, а два отца решившие поженить детей не спрашивая их желания, либо вовсе старый педобир решивший жениться и предложивший отцу девочки выкуп.

Статистика говорит нам, что и в наши дни такой брак остается самым прочным (в то время как браки по любви распадаются в 70-80 % случаев). Что, в общем, неудивительно: здесь партнёры изначально не ждут друг от дружки чего-то сверхъестественного, а потому более склонны довольствоваться тем, что имеют. Ну, или закрывать глаза на те вещи, которых всерьёз влюблённый не стерпел бы.

Родственный троп — фиктивный брак, тоже по расчёту, но в этом случае супруги даже не собираются создавать семью. Заключается ради юридических последствий брака (например, получения гражданства) и часто расторгается сразу, как только рассчитываемая цель бывает достигнута. Лавандовый брак — нечто среднее между фиктивным браком и браком по расчёту, когда в браке состоят гей и лесбиянка, и могут вести совместное хозяйство, и даже иметь детей.

Может сопровождаться тропом омерзительная свадьба. А может являться частью тропа Чёрная вдова и Синяя борода.

Цели[править]

Почему же люди решают руководствоваться разумом в таком вопросе? (Потрясающая постановка вопроса, на самом деле.)

  • Экономические причины. Бездонная тема в литературе и драматургии: девушка выдаётся замуж за богатого, но нелюбимого старика. Или альфонс выжидает смерти своей «пассии». Впрочем, все эти оплакиваемые классиками браки нельзя назвать настоящими браками по расчету, ибо расчет тут имеет место лишь с одной стороны, а вот со второй — вполне себе любовь или, по крайней мере, сексуальное влечение (часто во втором случае имущество уже давно завещано кому надо, и после смерти супруги/супруга альфонса/шалаву ждет неприятный сюрприз). Подлинный же брак по расчету предполагает взаимную рациональную выгоду, которая может варьироваться от «вместе легче платить за квартиру и налоги» до «объединение капиталов двух крупных компаний».
    • Распространенная раньше традиция жениться на кузинах объяснялась необходимостью сохранять имущество в одной семье. Сын от такого брака являлся дважды потомком своего прадедушки, и естественно оказывался главой семейства, за которым был и титул, и большая часть семейного состояния.
    • Сюда же относится сюжет «Старый дедушка-самодур завещал перед смертью своё имение молодому болвану, но только с условием, что тот женится».
    • Вообще любой фиктивный брак подойдёт. А для получения ли гринкарты, страховки, визы, гражданства, прописки или ещё какой официальной бумаги — не важно.
  • Политические причины: отделимо от первого пункта. В средневековой Европе правильно выданная замуж дочка гарантировала десятки лет мира между королевствами и империями: как же можно на зятя/тестя напасть, не по-людски выходит! Более того, сын от такого брака мог унаследовать короны обеих монархий, правда, дальше личной унии обычно дело не шло.
    • Близко, но не до слияния: статус. Бедная дворянка и богатый промышленник (или наоборот, дико нуждающийся в деньгах обнищавший дворянин и дочка владельца заводов-газет-пароходов) — популярная тема викторианской эпохи.
    • Субверсия: два друга (или даже просто хороших знакомых) договорились поженить своих маленьких детей, когда подрастут. Опять же, логика в этом вопросе простая — приличный человек и ребенка воспитает приличным человеком, да и дружбу это укрепит.
    • А для фараонов, сапа-инка и Ахменидов вообще было нормой жениться на своих… родных сёстрах! Из религиозных соображений, это считалось способом сохранить «божественную» кровь в чистоте.
  • Бытовые нужды: выбор между болезненной страстью к стервозной истеричке и хорошим борщом далеко не очевиден.

У дворян традиционно сопровождался тропами:

  • Куртизанка — вместо нелюбимой жены
  • Конкубина — если решил себе взять любовницу в дом и жить с ней как с женой
  • Рыцарь и дама сердца — дозволенная отдушина в подобном браке
  • Мезальянс — супруг(а) из другого социального слоя. В странах третьего мира до сих пор встречается, в варианте, когда богач-педобир предложил бедняку погасить долг в обмен на его дочь. В Европе XIX века был популярен противоположный вариант: разорившийся аристократ вступал в брак с дочерью нувориша, чтобы дети унаследовали его титул.
    • Инверсия — если две обеспеченные семьи сходного достатка поженили своих детей.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Старшая Эдда: Гудрун выдали замуж за Атли по расчету, но ничего хорошего из этого не вышло.
  • Козы Корпеш и Баян Сулу — отцы (два бая) договорились поженить ещё не родившихся детей. Что показательно (изменившаяся мораль), хоть они никогда друг друга не видели, но заочно влюбились друг в друга. Однако, мальчик осиротел, а отец девочки решил отказаться от договорённости, и выдать её замуж за другого.
  • Старая пословица: «Женятся ради щей, замуж идут ради мяса в них».

Театр[править]

  • «Ромео и Джульетта» — родители Джульетты уже обо всём договорились с Парисом (который, к слову, был искренне в неё влюблён, а также знатен, красив, богат и причастен к правящему дому), и они слушать не хотят ничего о чувствах дочери.
  • А. Н. Островский — у него почти все пьесы посвящены этой теме. В одних девицы-бесприданницы остро нуждаются в женихах («Бедная невеста», «Доходное место», «Воспитанница», «Бешеные деньги» и т. д.), в других нищеброды-женихи стараются жениться на деньгах («Не сошлись характерами!», трилогия о Бальзаминове, «Последняя жертва», «Красавец мужчина» и т. д.), а где-то появляются и сразу и те, и другие.
    • «Бесприданница» — сёстры Ларисы (такую же судьбу матушка пыталась устроить и третьей дочери, да не сложилось), хотя, учитывая их дальнейшую судьбу, не больно-то и правильный расчёт оказался. Сюда же Паратов, берущий в жёны «миллионную невесту» с приданым в виде золотых приисков. А вот сама Лариса пытается отыграть уже другой троп.
  • Авксентия Цагарели, «Ханума́» — аналогично.

Литература[править]

  • А. Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву» — г-жа Ш., купеческая вдова, бывшая проститутка, бордель-маман и ростовщица, и разорившийся барон Дурындин. Ей 62, ему 78. Ему нужна богатая жена, и хотя она не намерена передавать в его руки всё состояние, но золотую табакерку да серебряные пряжки он получит. Она же приобретёт чин, да и не будет проводить время в одиночестве.
  • «Евгений Онегин»:
    • Брак Татьяны.
    • Воспоминание няньки о собственном браке: «Да полно, Таня, в эти лета мы не слыхали про любовь, а то бы сожила со света мена покойница свекровь!»
  • Н. В. Гоголь, «Мёртвые души» — встретив в дороге очаровательную дочку губернатора и ещё не зная, кто она, Чичиков сначала отметил, что она очень хороша и наивна, а потом, как человек-практик, задумался: «Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из неё мог бы выйти очень, очень лакомый кусочек». Аверсия, потому что брака не состоялось.
  • Н. А. Некрасов:
    • «Дешевая покупка» — гуляка женился на девушке с большим приданым и теперь распродает его.
    • «Гадающей невесте» — один из вариантов будущего:
« Он твои пленительные взоры,

Нежность сердца, музыку речей — Всё отдаст за плоские рессоры И за пару кровных лошадей!

»
    • «Княгиня»[1] —
  • А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — разные вариации:
    • Мерседес и Фернан — с фитильком: Фернан-то искренне влюблён в Мерседес — во всяком случае, как он это понимает. А вот та, похоже, просто не хотела оставаться одна.
    • Барон и баронесса Данглар — здесь классический вариант: у одного деньги, у другой титул.
    • Два несостоявшихся брака у их дочери Эжени — и оба по расчёту.
    • Валентину де Вильфор хотят выдать замуж за Франца д’Эпине с целью окончательно примирить семьи.
  • Тот же Дюма, роман «Королева Марго» — начинается со свадьбы Маргариты де Валуа и Генриха Наваррского, организованного с целью примирения французских католиков и гугенотов. Мира не получилось, брак вышел тоже так себе.
  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — брак Элен Курагиной и Пьера Безухова. Чистейшей воды брак по расчету со стороны Элен, а вот Пьер в неё действительно был влюблен… поначалу.
  • Джером Клапка Джером, «Памяти Джона Ингерфильда и жены его, Анны». Настоящая история любви, рекомендуется всем. Маэстро всегда великолепен.
  • «Унесённые ветром». Скарлетт О’Хара вышла за второго мужа по расчёту — ради трёхсот долларов. Но учитывая, что этими деньгами она заплатила налог на Тару, а жить со стариком пришлось долго, это был плохой расчёт.
    • Несколько лет, да и сорока бедному Фрэнку Кеннеди ещё не было. А вот то, что она намеренно, денег ради, солгала ему, рассказав, что её младшая сестра (на которой он собирался жениться и которую искренне любил) выходит за другого — это посерьёзней. Отношения с сестрой испорчены навсегда. Впрочем, никакой особой любви к сёстрам она и не испытывала никогда, а вопрос спасения семейного дома и земли был на тот момент куда важнее любых отношений с любыми сёстрами, которых она в любом случае спасла от участи бездомных.
    • А вот Эшли Уилкс, та самая любовь, счастлив в своём браке по расчету.
    • Мать Скарлетт также вышла замуж по расчёту, пережив несчастную любовь, но она куда больше дочери уважает своего мужа.
    • Юмористический брак по расчёту — миссис Тарлтон отказалась идти замуж за своего кузена, а выбрала здорового человека на стороне… из селекционных соображений. Она страстная лошадница.
  • Г. К. Честертон, «Скандальное происшествие с отцом Брауном» — инверсия. Красивая молодая Гипатия Поттер, будучи замужем за бизнесменом Поттером, сбегает с любовником-поэтом. Всем всё ясно? Конечно же, молодую девушку отдали против воли замуж за старика-Скруджа, и она на крыльях любви вырвалась из ненавистного семейного гнезда, чтобы на воле соединиться с молодым романтичным красавцем? Да ничего подобного! Всё наоборот! Муж, правда, бизнесмен, но молодой и красивый, брак был заключён вполне себе по любви, а вот побег «на Парнас» с поэтом (к слову — немолодым, плешивым и довольно противным в общении) — чистейшей воды расчёт, оказавшийся к тому же неточным.
  • Остап Бендер женится на мадам Грицацуевой, чтобы спокойно покопаться в стуле. Впрочем, через несколько дней после свадьбы «отбывает в командировку в Новохопёрск», взяв на память о вдове «золотую брошь со стекляшками, дутый золотой браслет, полдюжины золочёных ложечек и чайное ситечко».
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Маргарита в браке с безымянным военным инженером живёт очень обеспеченно: у неё очень хорошая квартира, дорогие наряды и домработница. Но она несчастна, потому что её истинная любовь — Мастер.
  • Фрэнк Герберт «Dune» — герцог Лето так никогда и не женился (сколько об этом ни просили его дети) чтобы быть свободным для политического брака, буде тот понадобится. Герцогский сын женился на дочери падишаха-императора, но, по примеру отца, ложе делил и род продолжал с наложницей.
    • Дети? Просили?! А мы точно одну книгу читали? Нет, Святая Алия, Дева Ножа, родилась, конечно, уже взрослой, вот только сделала она это уже ПОСЛЕ смерти герцога. Да и Пол, с детства воспитанный как имперский аристократ (и к тому же ещё и ментат), такой романтической хернёй никогда не загонялся.
  • Vorkosigan Saga — брак Айвена Форпатрила и Теж. Заключен из идеалистичного, в общем-то, желания спасти бедную девушку у которой на хвосте одновременно мафия и миграционное бюро. Но потом из-за особенностей барраярского права брак немножко затянулся, его дядя-граф справедливо рассудил что хватит бобылем быть, а тут такая умница-красавица и развод не одобрил.
  • Мария Семёнова, «Волкодав» — кнес Глузд Несмеянович по возвращении из Велимора объявляет, что кнесинка Елень просватана за благородного кунса Винитара, стража Врат Велимора. Будущий зять — нужный союзник и с виду неплохой человек, что ещё надо? Саму кнесинку никто не спрашивает, а ей даже в голову не приходит перечить воле отца, хотя она тайно и безумно влюблена в Волкодава. Кстати, никто из окружающих ни в глаза, ни за глаза и не думает сказать, что князь — самодур, отдающий дочь за нелюбимого (да если уж на то пошло, вообще ей неизвестного) чужедальнего мужика, наоборот, все восхищаются, какого завидного жениха нашёл любимой доченьке заботливый отец. Вполне себе реалии описываемой эпохи. Какая ещё любовь? Стерпится — слюбится, а там и дети пойдут…
    • Туда же — планировавшийся брак Шаршавы и Оленюшки. Будет союз между двумя родами, чем плохо! А что и жених, и невеста по другим сохнут — так кого это волнует… Их самих, однако, волновало настолько, что до свадьбы не дошло.
  • Александр Бушков, «Сварог»:
    • Именно такой брак предлагает Лавиния Лоранская Сварогу. Очевидные плюсы для Сварога: прекращение противостояния с Лораном, за которым последует теперь уже полное овладение Таларом, и умная, имеющая богатый опыт «крутой» земной правительницы жена, причём вполне привлекательная женщина. Для Лавинии: расширение власти, прекращение конфликта с империей Сварога, широчайшее поле для деятельности и крепкие тылы. Причём она действительно не заинтересована в том, чтобы втихую прирезать муженька, ибо в одиночку бразды правления однозначно не удержит. Но Сварог из-за Яны отказывается. А жаль, интересно могло бы получиться.
    • Да и брак в Хелльстаде между Сварогом и Яной, по сути, является именно таким. То, что к нему прилагаются взаимные чувства супругов — в действительности лишь приятное дополнение, во главе угла здесь именно расчёт.
  • Game of Thrones:
    • Красная Свадьба Эдмура Талли с леди Рослин Фрей! А также — ранее нарушенное обещание Робба жениться на одной Фрей, что Фреями было воспринято как оскорбление.
    • Политический брак Дейнерис Таргариен, ставшей королевой Миэрина. А до того — её же свадьба с кхалом Дрого; (любовь там удалось взрастить сильно позже церемонии), причём усугублялось всё тем, что ещё и расчёт был не Дени.
    • Слух, распущенный Бесом, о том, что он собирается выдать замуж дочь Серсеи Ланнистер. Тот, кто не сдержал язык, был наказан усекновением бороды и помещением в кутузку (ненадолго). Ну а Мизинец пришёл в ярость, так как, основываясь на слухах, успел уже начать свою игру. Дочь же таки пришлось выдавать замуж, именно по варианту стукача Пицеля — в Дорн.
    • Брак Сансы Старк с Рамси Болтоном (в сериале). В книге имеем планируемый Мизинцем союз Санса-Гаррольд Хардинг (он же Гарри-наследник) и состоявшийся (тоже не без участия Мизинца) брак Рамси-лжеАрья, оба чисто политические. Кроме того, и в книге, и в сериале Сансу выдали замуж за Тириона — потому что, родись у этой пары сын, Ланнистеры смогли бы наложить свои загребущие руки и на Винтерфелл.
    • Все три брака «трижды королевы-девственницы поневоле» — Маргери Тирелл.
    • В ПЛиО вообще куда не плюнь — непременно попадёшь в сабж. Роберт и Серсея, Нед и Кейтилин (и её не состоявшийся первый брак), Джон Аррен и Лиза Талли, Русе Болтон и его толстушка-жена, Безумный Эйерис и Рейла, принц Рейгар и Элия и так далее, и так далее… Женитьба по любви — не только редчайшее исключение, но ещё и во многих случаях имеет печальные политические последствия. Средневековая правда жизни у Мартина рулит.
  • отблески Этерны:
    • Селина Арамона и Хайнрих Бербрудер. Селина - мелкая дворянка-бесприданница, Хайнрих - король. Со стороны Селины - однозначный брак по расчету: мало того, что она любит другого (Рокэ Алву), так еще и 100% асексуалка. Замуж выходит исключительно затем, что поклялась кровью Холоду выйти замуж за короля, и в случае нарушения клятвы ее ждет участь хуже смерти. Со стороны Хайнриха расчет тоже есть: у Селины имеется крайне редкая сверхспособность выявлять бесноватых - это в сложившейся на континенте ситуации поценнее парочки провинций. А вот насчет чувств неясно: как минимум отеческая симпатия у старого короля к юной "горностайке" имеется, плюс совершенно сказочная красота Селины.
    • Намечающийся брак Луиджи Джильди и Юлии Урготской. Вот тут - классический брак по расчету, династический: он - наследный принц Фельпа, она - вторая дочь правителя Ургота. Юлия любит Рокэ Алву, Луиджи вообще влюблен в погибшую пару лет назад девушку. Честно признаются друг другу, что чувств друг к дружке не испытывают, но ради блага государств согласны быть верной парой. Может, что и выйдет: оба - круглые идиоты.
  • «Первый закон»: Брак короля Джезаля и принцессы Терезы.
  • Брендон Сандерсон, цикл «Двурождённые» — субверсия: Ваксиллиум Ладриан и Стерис Хармс договариваются о браке по расчёту, но ко времени свадьбы успевают горячо полюбить друг друга.
  • Александр Прозоров, цикл «Князь»: главный герой, сын «худородного» боярина Лисьина, спасает от врагов усадьбу князя Друцкого, а потом ещё и его старшего сына. В свою очередь Друцкие давно уже пытаются отсудить себе имение Лисьиных. Дабы никто из-за этой тяжбы ничего не потерял, князь Друцкий предлагает Лисьину женить Андрея на своей дальней родственнице — юной княжне Сакульской, после чего они оба отписывают спорное имение их старшему сыну, что лишает тяжбу дальнейшего смысла. Плюс: жених становится князем Сакульским. Минус: на невесте лежит родовое проклятие, из-за которого рождаются только девочки, а мужья их погибают вскоре после свадьбы. Впрочем, боярин знает, что сын его тайно берёт уроки у волхва Лютобора, и надеется, что эти знания помогут тому.
  • Павел Шестаков, «Давняя история»: чтобы избежать работы по распределению в отдалённых районах, Мухин решает избавиться от своей замужней любовницы Татьяны и жениться на дочери крупного чиновника Ирине. В итоге всё пошло слишком так: Татьяну убил муж из ревности, Мухин остался в городе, поселился в квартире тестя и сам стал чиновником, но никакого счастья всё это ему не принесло.
  • Звёздные войны Legends, «Выбор принцессы Леи» — весь о том, как принцессе… ой, то есть госпоже первому министру Новой Республики Лее Органе предложили брак по расчёту, и она почти уже согласилась, только вот один бывший контрабандист и действующий генерал Новой Республики, наконец-то дозревший до предложения руки и сердца своей любимой, устроил форменный балаган с похищением невесты и всё испортил…
  • Дэвид Вебер, цикл «Safehold» — Чисхолм проиграл военную компанию против Чариса? в которой их принудили участвовать. Ну так и что — королеве Чизхолма был предложен брак. Причем полностью равноправный. И объединение государств постепенное. Чисто из логических соображений. Шарлин согласилась (ей и Калеб как правитель нравился и логику действий она понимала). Достаточно быстро получилось так что она узнала кто такой Мерлин, кто такие Архангелы. В будущем правда соглашение что полгода пара в одной столице а полгода в другой пришлось нарушить (и заменить на — Калеб с флотом плавает а Шарлин сидит на троне и управляет на самом деле у них была возможность общаться хоть каждый день но надо было скрывать эту возможность).
  • Москва, двадцать второй Юрия Бурносова — друг протагониста женился на Валентине ради денежного контракта на ниве образования.
  • Сергей Садов, «Уйти чтобы выжить» — Осторн Транхейм и Иллирия. Брак по расчету, по тому же расчету когда Иллирия с дочерью Аливией пропали и все подозревали что погибли, пусть их тел Осторн не видел - срочно была взята замуж ее кузина Розали. При этом Иллирию Осторн любил все же. При этом многоженство в этом мире очень серьезно наказывают. А тут Волдемар с вполне себе живой Аливией в гости заявился. Упс. Осторн сознательно пошел на риск со вторым браком, считал что никак иначе. Вольдемар рассказал правду что если бы был чуть расторопнее - успел бы спасти Иллирию. А через некоторое время уже Аливия стала частью его семьи, а вот тут - не троп, хотя ему предлагали такой вариант но он е как сестру видит (Осторн не возражал - статус Вольдмара сильно выше). А вот Риола с Вольдемаром уже этот троп пополам с соседним

Кино[править]

  • «Я Ноджум, мне 10 и я разведена» — арабский фильм про 10-летнюю девочку, выданную замуж за 30-летнего мужика по воле родителей. Основан на автобиографической (хотя скорее всё же биографической — написана она от первого лица, но не самой девочкой) книге.
  • «Титаник». Роуз, правда, всё-таки избежала свадьбы, и Кэл просто женился на другой.
  • «За двумя зайцами».
  • «Проклятие золотого цветка» — человек ставший императором, отправил свою бывшую жену-простолюдинку на каторгу, официально объявив её мёртвой, а сам женился по расчёту. Спустя годы, император пытается отравить свою жену, а императрица пытается свергнуть своего мужа.
  • «Тот самый Мюнхгаузен». «Наше супружество началось задолго до нашего рождения. Род Мюнхгаузенов всегда мечтал породниться с родом фон Дунтен, так что когда у них в семье родилась девочка, я, соответственно, родился не только мальчиком, но и мужем! Якобина с детства не любила меня и, надо отдать ей должное, сумела внушить мне ответные чувства. В церкви на вопрос священника, хотим ли мы стать мужем и женой, мы дружно ответили: „Нет!“, и нас тут же обвенчали. После этого мы уехали в свадебное путешествие, она в Турцию, я в Швейцарию, и три года жили там в любви и согласии…»
  • Ran — протагонист (до событий фильма) выдал замуж дочь, ради игры в престолы, усыпив таким образом бдительность своих новоявленных родственников, он коварно напал на них, когда они этого не ждали.
  • «Фиктивный брак» с Саммо Хунгом. А по-другому эмигрировать не получалось… Хотя не совсем брак, но зато по расчёту.
  • «Время желаний» — героиня Алентовой так увлеклась «прокачкой» мужа, за которого вышла по расчету, что у мужика не выдержало сердце. Буквально.
  • «Перекрёсток» (1998, фильм Дмитрия Астрахана) — Алик и Ляля, случайно встретившись, тут же договариваются зарегистрировать брак. Любовь с первого взгляда? Да ничего подобного, просто обоим срочно требуется официальный супруг для получения вполне земных благ: Алику — американской визы, Ляле — крутой высокооплачиваемой работы.
  • «Красный галоян» — старик больной проказой обменял молодую девушку на… осла! Надо ли пояснить насколько девушка была в ужасе от этого брака, и почему не простила своего отца.
  • «Отель „Белград“» — такой брак в финале заключает бета-пара. Он надеется рассчитаться с долгами благодаря приданому жены, она — вырваться из-под опеки властного отца. Судя по диалогу на свадьбе, эти двое уживутся вполне неплохо.
  • «Вкус мёда» — друг Джоффри предлагает главной героине Джо заключить «лавандовый брак». 17-летняя Джо беременна от чернокожего моряка, и какое-никакое, но замужество спасло бы её от позора и обеспечило поддержку в жизни, а Джоффри гей и брак ему нужен для прикрытия. На непонимание подруги, мол, как же так-то, без любви жениться, он отвечает: «Тебе нужно кого-то любить только когда ты ищешь кого-то, чтобы любить».

Телесериалы[править]

  • Vikings — император франков, чтобы защитить Париж, выдал свою дочь за викинга Ролло. Принцесса вначале не любила своего мужа, считая его дикарём и язычником (хотя он крещён), но, чуть позже, все же прониклась к нему чувствами.
  • Доктор Хаус и Доминика Петрова (украинские имя и фамилия, кто не в курсе[2]) устраивают фиктивный брак. Грегори нужен кто-то, кто может держать дом в порядке, а Доминике — гринкарта. Далее идёт зигзаг, который сам по себе стал штампом: после между ними появляется любовь, но из-за своего козлизма Хаус все испортил.
  • «Универ». Полина Романова пыталась выйти замуж за Сильвестра Сергеева ради его богатства, однако была разоблачена.
    • В «Новой общаге» это пытается сделать уже Юлия Семакина по отношении к Антону Мартынову. Но любовь Антона и Кристины оказалась сильнее.
  • В сериале «Спальный район» Юлия Олейникова начинает встречаться с предпринимателем Вадимом ради его денег (чего не скрывает в разговорах с Кириллом и Соней), и ради этого даже придумывает себе вымышленную биографию. Но, хоть Вадим и простил девушке обман, её план может оказаться под угрозой, так как по намёкам в некоторых сериях видно, что парню приглянулась её старшая сестра Василиса.
  • «Новая семейка Аддамс» — из эпизода-дилогии «Morticia’s Romance» выясняется, что изначально Гомеса хотели женить на сестре Мортиши, пустоголовой блондинке Офелии, а саму Мортишу её мать хотела также принудительно свести с кузеном Гомеса, бабником Владом.
« — Браки не по любви — традиция нашей семьи. Сколько веков — и пока не одного развода!
— Только несколько убийств
»
— из разговора Бабули и Гомеса
  • «Сумеречные охотники» — Алек Лайтвуд , который в действительности вообще гей, предлагает заключить брак по расчёту Лидии Бранвелл, на которую сразу после знакомства только что с мечом не кидался. Всё просто: ему нужно укрепление позиций своей семьи, попавшей в опалу, а ей требуется соратник в карьерных и политических делах. Кстати, отличная получилась бы пара! Но чувства пересиливают и Алек сбегает из-под венца.
  • «Доярка из Хацапетовки» — тот самый случай с дедушкой-самодуром и молодым болваном.
  • «Королевство двух сердец» — главных героев сосватали в рамках политики примирения между Кореями, в итоге получилась боевая (буквально!) пара эволюционировавшая до крутого семейства.
  • «Три жизни, три мира: Десять миль персиковых цветков» — внук Нефритового императора Е Го Хуа по решению деда, должен был взять жены дочь Короля лис бессмертную Бай Цянь

Мультфильмы[править]

« Браки по расчёту недолговечны. »
— Осёл, «Шрек»
  • «Летучий корабль» — царь пытается выдать Забаву замуж за Полкана. В своей песне Забава громко заявляет, что хочет брак ПО ЛЮБВИ.
  • «Труп невесты» Тима Бертона. Виктор ван Дорт и Виктория Эверглот — типичная «викторианская пара». Им ещё повезло, что таки возникла взаимная симпатия.
    • Там же — Эмили и лорд Баркисс, а чуть позже — Баркисс и Виктория. «Лорд» самый обычный альфонс, а ещё убийца и грабитель.
  • «Принцесса и лягушка» — принц Навин был бездельником, которого родители оставили без денег («Я абсолютный банкрот») и хотел жениться на богатой девушке, чтобы подправить положение, но не получилось.

Мультсериалы[править]

  • «Бешеный пират Джек» — в первой серии три ведьмы планировали женить главного героя на Озёрной Лохудре — дочке хозяина острова на котором они живут, чтобы больше не платить за аренду. Узнав, что Лохудра является морским чудовищем, Джек был категорически против и пытался сбежать. В итоге свадьбу срывает местный герой Флэш и сам становится мужем Лохудры. Вот только после поцелуя проклятье было снято и Лохудра вновь стала красивой девушкой, а её отец-богач дал мужу впридачу сундук с золотом. Джек в итоге очень пожалел.
  • «Смешарики: Пин-код» — это тонко обсуждается в эпизоде «Принцесса в поиске». Совунья отмечает балы и смотрины как практичный способ определения кого-то «в поиске» («И без всяких неожиданностей»), в то время как Нюша вздыхает, что они лишены романтики.
  • «Стар против сил зла» — брак между Шастаканом Спайдербайтом и Эклипсой Баттерфляй, который официально должен был ознаменовать объединение их королевств, а в реальности оказался элементом плана уже покойной матери невесты по «окончательному решению вопроса монстров».

Аниме и манга[править]

  • Насуверс: Сводить вместе династии с разными духовными талантами для их взаимного укрепления и развития — традиционное занятие в среде магов.
  • Берсерк — леди Фарнезе, узнав, что её хотят выдать замуж по расчёту, устроила пожар в своём особняке.
    • Ирония судьбы — позже она сама предлагает подобный брак, чтобы организовать Гатсу и компании оплытие на корабле. Хотя там совсем другое дело
  • Легенда о героях Галактики — родители Ройенталя. Он — богатый, но безродный (в сословном-то обществе!), она — графиня, прокутившая всё состояние рода. Ожидаемо, ничего хорошего не получилось.
  • «Ранма ½» — давит педаль в пол. Тут не только основной пейринг является договорным браком между двумя старыми друзьями, о котором самих молодоженов предупредить как-то забыли. Помолвить своего сыночка Гэнма успел этак с половиной Японии. Правда, по большей части все эти браки были чистой воды мошенничеством аля «оформить брак и сбежать с приданным», но оказалось что у невест свое мнение на этот счет. И добавим к этому знакомство сыночка с амазонками, у которых весьма прагматичный подход к браку «племени нужны сильные воины, кто тебя победил, за того и выходи». А Ранма одну такую амазонку и победил на свою голову.
  • Zero no Tsukaima — главную героиню Луизу её родители еще в детстве помолвили с виконтом Вардом, капитаном Рыцарей Грифона — элитного отряда армии Тристейна. Этот брак был выгоден как семье Луизы, так и самому виконту, но, тем не менее, до встречи с Сайто Луиза была как минимум очарована своим наречённым женихом, да и он сам относился к Луизе с нежностью и симпатией. Увы, ничего хорошего из этого не вышло. Вард оказался предателем, работающим на безумного короля Галлии Жозефа, и Луизе пришлось расторгнуть брак самым радикальным способом из возможных — она просто стерла своего жениха из бытия при помощи магии Пустоты. Страшно представить, что при этом пришлось испытать девчонке, на глазах у которой до этого и так с её кумира слетела вся позолота
  • High School DxD — сюжет второго тома ранобэ и первого сезона строится вокруг попытки Риас Гремори расторгнуть заключенную ее родителями помолвку с кланом Фенекс.
  • Хроники Эвиллиоса — Брак Каспара и Маргариты Бланкенхайм — если Маргарита питала к своему супругу хоть какие-то чувства, то Каспар женился лишь для собственной выгоды.
  • Futari Ecci — главный герой, обратился в наёмной свахе, которая нашла ему невесту, и в результате получился комедийный брак девственника с девственницей
  • «Основатель Тёмного пути» — брак Цзинь Цзысюаня и Цзян Яньли. Причём, что интересно, их первая помолвка была чистейшим тропом, а вот во второй (которая и закончилась свадьбой) любви было не меньше, если не больше, чем расчёта.
    • Собственно их родители вполне себе пример тропа: и чета Цзян, и чета Цзинь были образованы именно договорными браками. Что характерно, счастья это не принесло никому из них.
  • Otome Game no Hametsu Flag shika Nai Akuyaku Reijou ni Tensei shiteshimatta — несколько раз:
    • В изначальной версии Катарина буквально принудила принца Джареда к браку, используя свой шрам на лбу, полученный по его вине, как предлог. В хронологии игры Джаред очень скоро стал презирать девушку за это принуждение к помолвке, и единственная причина, по которой он не разорвал её, заключалась в том, что Катарина была удобна принцу как барьер от других докучливых невест. В истории новой Катарины она ни в коем случае не принуждала Джареда и даже наоборот — всеми силами пыталась разорвать помолвку. Однако Джаред быстро влюбляется в новую непосредственную и весёлую Катарину и отказывается разорвать помолвку, мотивируя это тем, что её шрам на лбу якобы не исчез.
    • Мэри и Алан. В оригинальной временной линии брак по расчёту перерос в нечто большое — Мэри влюбилась в Алана после того, как тот похвалил её выдающиеся навыки садовода. В изменённой временной линии оба всё ещё относятся друг к другу с дружеской теплотой, но влюблены в Катарину. Мэри рассматривает Алана как своего соперника за сердце возлюбленной и собственную помолвку с ним воспринимает как способ связать его по рукам и ногам, не дав тому ухлёстывать за Катариной.
  • «Жена по контракту» — брак по залёту, что, с натяжкой, тянет на какой-никакой расчёт.
  • «Две свадьбы и одни похороны» — центральной темой сюжета является лавандовый брак между Мин Су и Хё Джин, который они заключили ради своих интересов: Мин Су чтобы от него отвязалась мать, а Хё Чжин чтобы усыновить ребёнка, причём параллельно они встречаются с людьми, которых любят по-настоящему. Неплохо показано и отношение героев к этому браку, и те проблемы, которые он с собой несёт.
  • «Сильная жена, слабый муж которые скрывают свою личность от друг друга» — главные герои именно так и поженились, она чтобы получить наследство матери, а он, симпатичный университетский преподаватель, устал от внимания влюблённых в него студенток. В финале для героев было шоком узнать что они оказывается были обручены своими родителями ещё с колыбели!
  • Снижаем налог на меч и магию — героиня неожиданно согласилась принять от короля демонов полмира в дар, но спустившаяся с небес налоговый ангел говорит, что за такой дар ей придется уплатить кругленькую сумму в Божью пользу. Тогда героиня пользуется лазейкой и берет демона себе в мужья (передача имущества внутри семьи налогом не облагается) — так вот и приходится жить вместе, чтобы парочку не заподозрили в уклонении от уплаты налогов.
  • Shaman King — Йо и Анна. В первом сериале зарублено, а вот в манге и втором сериале начало их отношений показано в Арке Осорезана, где прямо подчёркивается, что сводили их исключительно по расчёту, да ещё по инициативе дедушки и бабушки Йо, что однако, с учётом статуса семьи Асакура, в общем-то нормальное явление. Впрочем, приключения в Осорезане очень сблизили детей (а им тогда было по 10 лет), что стало почвой для уже настоящих чувств и к моменту основного сюжета (и последовавшего после его окончания официального брака) они друг друга искренне любят (пусть даже иногда это и выглядит... странно).
  • Брачный контракт герцогини Алиешан — тема брака по расчету между аристократами раскрыта полностью: протагонисту (бастарду короля и единственному уцилевшему прендставителю предыдущей династии) нужен был покровитель, а герцогине для исполнения клятвы что её первенец посвятит себя защите престола грубо говоря был нужен бык осеменитель
  • Похищенная мадмуазель — для героини её брак с разорившимся аристократом стал единственной возможностью вернуть наследство отца, а аристократу поправить дела своего рода.
  • Способная горничная — протагонист искал принцессу завоеваного им королевства Кловуэн как раз для такой цели

Видеоигры[править]

  • Final Fantasy XV — именно таковым должен стать брак Ноктиса и Лунафрейи, ради которого Ноктис собственно покидает Инсомнию в начале игры. Правда он сорвался, да и предложение в принципе было ловушкой, но тем не менее. Впрочем, в финале брак в каком-то роде всё же состоялся. Нечастый случай брака по расчёту, совмещённого с браком по любви.

Музыка[править]

  • Прима-балерина, «Девочка-невеста».
  • Фабрика, «Не виноватая я» — семеро сестёр лирической героини нашли себе кто металлурга, кто драматурга, кто олигарха, а она сама не может «без любви любить богатого».

Изобразительное искусство и скульптура[править]

  • Вышеупомянутая картина «Неравный брак»
  • Уильям Хогарт цикл картин «Модный брак» — в кульминации дуэль графа с любовником жены и с последующим смертельным ранением, а в финале самоубийство графини после казни любовника, а у её малолетней дочки… признаки унаследованного сифилиса! (что в те годы означало неизбежную смерть)
  • Уильям Хогарт, цикл картин «Карьера распутника» — в середине сюжета промотавшийся аристократ удачно женится на богатой невесте, а затем проматывает всё приданое жены.
  • Павел Федотов «Сватовство майора» — про сватовство дворянина к дочери богатого купца
« И вот извольте посмотреть,
Как наша пташка хочет улететь;
А умная мать За платье ее хвать!
И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице,
Как майор, толстый, бравый,
Карман дырявый, Крутит свой ус:
Я, дескать, до денежек доберусь!
»
— Рацея
  • По крайней мере один из таких майоров, крайне довольный удачной женитьбой на богатой купчихе, в благодарность Федотову закатил ему эпическую пирушку, что небогатого художника весьма порадовало.

Реальная жизнь[править]

  • Бьянка Мария Сфорца — была выдана замуж в возрасте 21-месяца! То есть ей и двух лет в день свадьбы не было! Поскольку её муж Филиберто ди Савойя, не только не был педобиром, но и сам был ещё ребёнком, то брак не был консумирован до самой смерти её мужа, помершего в 17 лет, оставив Бьянку 10-летней вдовой (а через три года она вышла замуж за императора Максимилиана I)
  • В своих интереснейших воспоминаниях о французском дворе начала XVIII века граф дё Сен-Симон упоминает родственницу, которая в 16 лет совершенно сознательно согласилась выйти замуж за 65-летнего герцога дё Лозена, рассчитывая, что через 5-7 лет станет богатой, свободной и всё ещё молодой вдовой. Мало того, что супруг оказался патологически ревнивым козлом, который велел слугам шпионить за молодой женой и докладывать ему о каждом её шаге, так он — гад эдакий! — ещё и дожил до 93. Просчиталась бедняжка.
    • С такой «моралью» (что не нужно выходить замуж за мужчину намного старше себя) героиня сериала «The Nanny» рассказывает своей подопечной историю об Анне-Николь Смит и ее муже — умершем старом миллиардере:
« — И осталось у неё только его состояние.
— Ну и что?
— Знаешь, иногда они живут долго.
»
— Фрэн и Мэгги
  • Каноничный пример из серии «бедная дворянка и богатый промышленник» — родители Уинстона Чёрчилля: младший сын герцога Мальборо и дочь крупного американского финансиста Леонарда Джерома (к слову, оплатившего солидные долги зятя). В то время (1874) у английской аристократии этот брак вызвал сильнейший шок — но когда 21 год спустя двоюродный брат Уинстона Чёрчилля (причем полноценный герцог, а также одновременно маркиз и граф!) Чарльз Ричард Джон женился на дочке миллиардера Вандербильта, такого шока не последовало. Не потому ли, что его приданое оказалось в 400 раз (!) больше долгов дяди, в свое время оплаченных тестем?
  • Проект по исследованию генеалогии европейцев и американцев (текущая выборка 13 миллионов человек за 300 лет), выявил что до 1850 года браки между кузенами и кузинами (включая и троюродных), то есть инцест совершаемый явно по расчёту, были повсеместным явлением в США и Европе, но затем популярность таких браков резко пошла на убыль.
  • Брак Хуаны I и Филиппа Австрийского был насквозь политическим, но всё пошло слишком так: тихая и меланхоличная Хуана, воспитанная в строгости испанского королевского двора, без ума влюбилась в весёлого сердцееда Филиппа, отнюдь не просто так прозванного Красивым. Увы, «без ума», в данном случае, это не просто фигура речи — девушка со временем начала демонстрировать признаки сильного душевного расстройства, ревнуя мужа по любому поводу и устраивая жуткие истерики (справедливости ради — Филипп супружеской верностью не отличался от слова «совсем»). Сам супруг Хуаны, как отмечают историки, всё же относился к ней с теплотой и заботой, но, увы, не любил по-настоящему. Зато не стеснялся использовать безумную любовь Хуаны к себе в политических целях.
  • Брак английской королевы Марии Кровавой и будущего испанского короля Филиппа II был именно таким и прошел по сценарию, описанному выше. Мария искренне любила мужа и писала ему в Испанию часто и помногу, а он относился к браку чисто прагматически и о жене был невысокого мнения (по легенде, перед свадьбой он сказал друзьям «Надо быть Богом, чтобы испить эту чашу!»)

Примечания[править]

  1. Прототипом была графиня Воронцова-Дашкова, воспетая Лермонтовым в стихотворении «К портрету» («Как мальчик кудрявый, резва»), также прототип княгини Р. в «Отцах и детях»
  2. Не сказать чтоб что-то невозможное для Западной Украины. Хотя, конечно, не типично.