Зловещий музыкант
« | Жил один музыкант |
» |
— «Король и Шут», «Кода» |
Способность поистине талантливых музыкантов воздействовать своей музыкой на умы и сердца еще в тёмные, невежественные времена вызывала суеверный страх, рождала толки и пересуды. Например о том, что дар — и не дар вовсе, а следствие сделки с дьяволом. С появлением рок-музыки суеверия возродились — на Западе невежественные домохозяйки и религиозные фундаменталисты считали её порождением самого Сатаны, а всех музыкантов поголовно — его приспешниками. Не то что в «просвещенном» СССР, где её считали просто идейно вредным хламом! При этом в одну кучу смешивали разные направления и игнорировали тексты.
Впрочем, суеверия, если вдуматься, не так уж и плохи: ведь благодаря им в искусстве возникло множество ярких образов. В том числе и образ зловещего музыканта. Его музыка способна воздействовать на разум, может подчинить человека или свести его с ума, а то и вызывать демонов.
Не путать с ужасным музыкантом, тот тоже вселяет в слушателей ужас, но исключительно качеством своей игры. Но у них обоих один противотроп — божественный музыкант.
Хоть это и не обязательно, но бывает и так, что инструмент хозяину под стать.
Где встречается[править]
Фольклор[править]
- Русалки и сирены. Их чарующее пение заставляет моряков направлять корабли на скалы или просто выбрасываться за борт.
- Гамельнский Крысолов[1] и его флейта. Был то ли колдуном, то ли эльфом, то ли демоном, то ли самим дьяволом. Наиболее известный кодификатор.
- В датском фольклоре — никсы: водяные, внешне отличимые от молодых (и очень красивых) девушек и парней разве что по мокрой одежде и волосам. Обычно селятся в омуте или у обрыва/водопада/особо бурного потока, далеко от него не отходят; играют на своем инструменте (как правило, скрипке) так чудесно, что люди сами идут (а то и бегут) к ним на смерть.
- В Швеции бытует легенда о никсе, который в образе бродячего скрипача пришёл в деревню Хорга, собрал молодёжь на танцы и играл до тех пор, пока все танцующие не попадали замертво. Расхожий сюжет, отражающий народные страхи перед «пляской святого Витта».
- А у немцев слово «музыкант» когда-то было эвфемизмом для обозначения чёрта.
- С фитильком — мифическая рок-группа «Видюки», легенды о которой ходили по СССР в середине восьмидесятых. Участники сего ансамбля, выступавшие не то в нацистских формах, не то голыми, но в фашистских касках, с цепями и свастиками на руках, устраивали на своих концертах оргии и массовые побоища, расстреливая фанатов из пулемёта и влетая в них на мотоцикле прямо со сцены. Ноги у этих историй, скорее всего, росли из аналогичных баек про реальную группу «Kiss» и дополнялись они (истории) отдельными правдивыми моментами из биографий различных западных музыкантов (например, на мотоцикле на сцену действительно въезжал Роб Хэлфорд из Judas Priest). А вот нидерландский диско-дуэт «VideoKids», в «честь» которого, вероятно, псевдо-группа и получила своё название, напротив, был абсолютно безобидным, и про него ходили уже немного другие легенды про поющих там карликов.
Театр[править]
- А. С. Пушкин, «маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери» — понятное дело, что в этом произведении сабжем является не Моцарт, а «завистник и отравитель» Сальери. Реальный Антонио Сальери здесь фактически оклеветан.
- И опера Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери».
Литература[править]
Русскоязычная[править]
« | Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, |
» |
— Н. Гумилёв, Волшебная скрипка. Как становятся сабжем |
- Поэма М. Цветаевой «Крысолов» — здесь он имеет романтический облик, спасая детей от скучной обыденности. Смертью.
« | Есть у меня — не в службу, а в дружбу! — |
» |
— Цветаева |
.
- Софья Прокофьева, «Девочка по имени Глазастик и ключ-невидимка» — магистр Миракулюс.
- Владислав Крапивин, «Кораблики» — гениальный музыкант, сумасшедший ученый, педераст и серийный убийца маэстро Полоз.
- Генри Лайон Олди, «Чёрный Баламут» — Кришна Джанардана собственной персоной. Божественный в прямом смысле (аватара Вишну, как-никак), но крайне зловещий по замыслам и воздействию его музыки на людей флейтист. Всякий, слышащий флейту Кришны, готов на всю жизнь стать его преданнейшим слугой, за исключением буквально нескольких величайших героев.
- Надежда Попова, «Пастырь добрый» — здесь хаммельнского крысолова зовут Фридрих Крюгер, и это отнюдь не совпадение.
- М. и С. Дяченко, «Алёна и Аспирин» — субверсия и инверсия. Сама по себе Алёна, пришелица из иного мира, с нашей точки зрения напоминающего рай — не зловещая. Но ее музыка, слишком прекрасная для нашей гнусной реальности, заставляет людей осознавать, в каком дерьме они живут — что приводит их в дикую ярость, вызывает ненависть к исполнительнице и жажду заткнуть её любой ценой.
- Елена Артамонова, «Духи зазеркалья» и «Зеркало — обратной дороги нет» — ведьма Синяя Скрипачка, обитающая в Зазеркалье.
- Игорь Бураков, «Ксилофон» — протагонист становится таким музыкантом-мраккультистом, доводящим прохожих до самоубийства своей музыкой.
- Глушановский, «Путь демона» — хоть Ариох и не злодей, а антигерой (чем дальше, тем более «анти», впрочем), но с помощью песенной магии он поднимает армии умертвий и устраивает прорыв Инферно.
- Герман Шендеров, «Симфония Шоа» — собственно, весь рассказ строится вокруг создания убийственной мелодии одним таким музыкантом.
- Метавселенная Рудазова
- Как выяснилось в «Криабале», лорд Бельзедор сочиняет весьма недурственные злодейские песни и очень талантливо исполняет их своим тяжёлым бронзово-бархатным голосом. А управляющий аккомпанирует ему на органе.
- «Паргоронские байки» — баронесса-гхьетшедарий Киндекорда, прозванная Трубой Паргорона — силой своего крутого контральто способна резать металл, усыплять и гипнотизировать толпы и даже сотрясать землю. Её таланты унаследовала дочь.
- Михаил Успенский, «Там, где нас нет» — неклюд Беломор сам по себе ничуть не зловещий, наоборот — мудрый и заботливый ментор. Но вот при первой встрече с ним Жихаря продирает нешуточный мороз, ибо волхв в это время поёт «Интернационал» — а богатырь хватается за голову: вот сейчас все утопшие в этом зловещем болоте услышат призыв «вставай, проклятьем заклеймённый» — и действительно встанут!
На других языках[править]
- «Путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции» (и советский мультик «Заколдованный мальчик» по мотивам) — Нильс с точки зрения крыс. Зловещий карлик с волшебной страшной дудочкой, чарам которой совершенно невозможно противостоять, даже когда вода смыкается над головой…
- Говард Лавкрафт, «Музыка Эриха Цанна» — хотя остаётся неизвестным, является ли Цанн злодеем или жертвой, но в любом случае он зловещий музыкант.
- «Сильмариллион» — так как само создание Арды происходило с помощью песни, песни достаточно могущественных существ творят мощные чары. В т. ч. это дело уважают Мелькор и Саурон. Последний отметился поединком на песнях силы с Финродом Фелагундом. И победил.
- Астрид Линдгрен, «Рони, дочь разбойника» — подземные духи, поющие во время осенних туманов. Поют чрезвычайно красиво.
- Азимов, «Основание и Империя» — шут Магнифико игрой на ВизиСоноре убивает и подчиняет своих врагов. Его скрытые таланты помогают ему, но играть он умеет блестяще.
- Терри Пратчетт, «РОКовая музыка» — с прикрученным фитильком. Музыкант Дион должен быть умереть от шальной стрелы, однако его душу забрала себе музыка, и пока музыка будет звучать — Дион жив. А своей музыкой (или музыка им?) он способен полностью подчинить себе толпу.
- Р. Л. Стайн:
- «Смертельный урок музыки» — учитель музыки оказывается роботом-убийцей, созданием безумного меломана. Да и женщина-призрак под троп подходит, хотя и не желает герою зла.
- «Зловещий лунный свет» — про рок-группу, состоящую из оборотней.
- Чайна Мьевилль, «Крысиный король» — там Крысолов настоящее исчадие ада.
- Дэвид Келлер, рассказ «Тигрица» — певица донна Марчези похищает мужчин, приковывает их в подвале, ногтями вырывает глаза и заставляет слушать оперные арии в своём исполнении. Так она мстит всему мужскому роду после того, как её освистали за неудачное выступление.
- Джон Конноли, рассказ «Ноктюрн» — призрак учителя музыки, серийного убийцы-педофила.
- Юн Айвиде Линдквист, рассказ «Музыка Бенгта Карлссона, убийцы».
- Вальтер Моэрс, «Город мечтающих книг» — целый оркестр зловещих трубамбонистов. Поначалу их музыка кажется хоть и унылой, но вполне невинной. Потом выясняется, что у «невинных» мелодий есть интересные побочные эффекты. И только в финале становится ясно, каким мощным оружием массового поражения и средством для эффективного промывания мозгов может обернуться эта музычка. Интересно, что воздействует она на всех обитателей Замонии примерно одинаково, невзирая на отличия в физиологии. Даже эйдеиты, которые по определению невосприимчивы к гипнозу, не могут избежать её влияния.
- Энн Райс, «Вампир Лестат» — Никола. Обращение в вампира светлее и жизнерадостнее его игру на скрипке тоже не делает.
- Мэтт Хэйворд, «Бог в эфире» — старый рокер не без помощи хтонических сил создаёт музыку, сводящую людей с ума, выжигающую мозги и открывающую врата в параллельные вселенные.
- Антология «Шок-рок», целиком посвященная ужасам рок-музыки.
- «Фабий Байл: Прародитель» Джоша Рейнольдса — какофоны. По-своему весьма искусные и преданные делу музыканты, слышащие и поющие песню Слаанеш. Вот только слушать какофона без риска покалечиться может только другой какофон, из-за крайней громкости и воздействия на Варп. Переделанный Байлом какофон спел песню, скрывшую флот от взора эльдар; его товарищи устроили своей музыкой целое «землетрясение» на мире-корабле.
Кино[править]
- «Перекрёсток» — реж. Уолтер Хилл, 1986 г. США; кульминация фильма — дуэль главного героя и гитариста Чета Баттлера «продавшего душу». В роли «Зловещего музыканта» выступил Стив Вай (который, кстати сказать, и сыграл все гитарные партии в этой дуэли, как за себя, так и за своего соперника).
- «Чёрные розы» — американский ужастик 1988 про сатанинскую рок-группу.
- «Ужас Паганини» — итальянский дешёвый ужастик 1989, основанный на популярной байке о том, что Паганини продал душу Дьяволу.
- «Пока бьют часы» — прислужник злобного короля Кроподина I, весьма зловещий скрипач Иги-Наги-Туги в исполнении Махмуда Эсамбаева.
- В книге был скорее трагическим персонажем.
- «Малефисента: Владычица тьмы» — Герда побила все рекорды, сыграв на органе «музыку смерти» для болотных. Несмотря на стопроцентное попадание в троп, она ещё и божественный музыкант.
- «От заката до рассвета» — камео реальной группы Tito & Tarantula, отжигавшей всю ночь на сцене. Как и весь персонал бара «Titty Twister» («Кручёная сиська»), вампиры, что становится видно под занавес. А их гитары превращаются в кровавые ошмётки человеческих тел.
- «Шестиструнный самурай» — Смерть и его группа, да и сами «Красные Элвисы» (Red Elvises) тоже ни разу не добряки. Последняя дилемма, которую они решали в своей жизни: убить ГГ Бадди сразу или подождать, когда он напьётся. Решили подождать. Не дождались.
- «Внутри Льюина Дэвиса» — отвратительный старый толстяк-джазмен, маг вуду; по одной из возможных интерпретаций сюжета, из-за его проклятия главный герой оказался заключён в петле времени.
- «Медиатор судьбы» — в финале фильма главные герои, недотёпистые музыканты-рокеры, вынуждены бросить музыкальный вызов самому Дьяволу, который виртуозно играет тяжёлый металл.
- «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» — Дэйви Джонс вдобавок ко всем достоинствам ещё и исполнитель мощной грозной фуги. Правда, левая рука у него клешня и нажимать ею на клавиши сложно, но на помощь приходят усы и борода.
- «Армия тьмы» — в Армии Тьмы есть свой военный оркестр, состоящий из скелетов-барабанщиков и скелетов-духовиков.
Мультфильмы[править]
- «Ад» (Таллиннфильм) — Сатана (или кто-то похожий на него) играет на дудочке. И это реально жутко.
- The Backwater Gospel — субверсия. Музыкант-инвалид поёт задорные песенки про приход Гробовщика, но сам он ни капли не зловещий и вообще — единственная невинная жертва.
- «Гадкий я-3» — главный антагонист третьей части Бальтазар Брейк.
- «Монстры на каникулах 3» — таким становится Ван Хельсинг, при помощи особой зловещей мелодии превращающий безобидного кракена в машину для уничтожения монстров.
- «Тролли: Мировой тур»: такими представлены все рокеры, в особенности их королева.
Мультсериалы[править]
- «Скуби-Ду! Динамит» (1976)
- Эпизод «Жуткие приключения в горах Шотландии» (3 сезон, 6 серия). Призрачный шотландец, стоящий ночью на окутанной туманом скале и наигрывающий заунывную мелодию на волынке — это уже само по себе довольно зловеще. А уж если учесть, что его музыка приманивает Лох-несское чудовище…
- «Фантом — похититель дисков» (3 сезон, 11 серия). Призрак рок-музыканта слоняется по коридорам студии звукозаписи и мстит тем, кто испортил его карьеру. С фитильком: Хотя этот призрак и заявлен, как музыкант, исполнением музыки он не занимался. Всё больше воровал чужие диски, гонялся за хиппарями и собаками, да пытался заполучить листок с нотами довольно посредственной песенки.
- «Тайны старого Лондона» (1994) — серийный убийца Робекс Душегуб, дебютировавший в эпизоде «Пляшущие глазки» (8 серия), в свободное от перерезания глоток время любит наигрывать заунывные мелодии на флейте.
- «Экстремальные охотники за привидениями» — опять Крысолов, здесь он злой дух.
- В «Настоящих охотниках за привидениями» был дух трубача-джазмена, который мог закидывать жертв в другие времена.
- Там же была баньши-рок-певица.
- «Дэнни-призрак» — Эмбер МакЛейн.
- «Бэтмен: Отважный и смелый» — Музыкальный Мастер, певец-гипнотизер с голосом Нила Патрика Харриса в оригинале.
- «Самурай Джек» — робот-киллер Скарамуш Беспощадный. Ещё диджей-инопланетянин Стиллбэйтор, который эйсид-хаусом подчинял детей. И трое сирен, которые даже Джека умудрились своим пением одурманить — хорошо хоть, рядом был Шотландец с оглушительной волынкой и специфичными музыкальными вкусами.
- «Смешарики» — Чёрный Ловелас, страшилку о котором рассказывал Крош. На проверку не такой уж он и зловещий
- «Рик и Морти» — появляющийся только в одной сцене после титров Концерто, зловещий пианист с жуткой улыбкой.
Комиксы[править]
- Вселенная DC — суперзлодеи Скрипач и Виртуоза. Был и злодей Крысолов (позже исправился).
- «Блюстители» — антигерой Шан Сонг, автор бессмертного хита «Душа твоя теперь моя». Пародирует одновременно Шан Цунга и Стаса Михайлова.
Аниме и манга[править]
- «SPACE☆DANDY» — Укелельщик. Он играет на укелеле. Грустно-грустно. Наверное, самый жуткий персонаж в сериале.
- JoJo's Bizarre Adventure — Акира не то чтобы зловещ именно как музыкант, но злодей опасный.
- Trinity blood — розенкрейцер Исаак Фернанд фон Кемпфер. В одной из серий играет на органе со встроенной разрушительной системой «Тихий шум».
- One Piece — с прикрученным фитильком: живой скелет Брук, музыкант команды Мугивар.
- Bishoujo Senshi Sailor Moon — эльфы из третьей полнометражки, игрой на флейте гипнотизировавшие детей и уводившие их из домов.
- Некоторые эпизодические злодеи из числа обращённых в монстров простых людей имеют музыкальный мотив, который активно используют против главгероинь.
- «Основатель Тёмного пути» — Вэй Усянь со своей флейтой. Редчайший случай зловещего музыканта, играющего (во всех смыслах) за хороших парней.
- Ближе к финалу выясняется, что и Цзинь Гуанъяо так умеет. Ещё и Су Шэ кой-чему научил.
- Naruto — флейтистка Таюя из Пятёрки Звука.
Видеоигры[править]
- BioShock — знаменитая сцена с играющим на рояле сплайсером: «Коэн, ты чёртов псих!»
- Yume Nikki — безротый инопланетянин-пианист с космического корабля Сентиментальный Комуро Майкл Сакамото Дада.
- Zeno Clash — корвид-музыкант Чииро.
- LISA RPG — Доктор Ядо играет на трубе.
- Skylanders: Trap Team — оборотень-рок-музыкант Вольфганг.
- Dishonored — шарманки Смотрителей, проигрывающие «математически чистые» ноты, предотвращающие использование сверхъестественных сил. Их звучание (назвать ЭТО музыкой можно лишь с натяжкой) само по себе зловеще, а для протагониста оно буквально убийственно.
- Guitar Hero — Демон-гитарист Лоу.
- Middle-Earth: Shadow of War — орочьи капитаны с прозвищем «Бард».
- Mario — Людвиг фон Купа.
- Darkest Dungeon — Шут. Он хоть и на стороне героев, добрым и хорошим его не назовёшь.
- Туда же — Пьяный призрак, утонувший корабельный музыкант, чья музыка буквально сводит с ума.
- Deemo — субверсия. Сам Диимо выглядит как чёрный, длинный гуманоид а-ля Слендермен, но как известно, внешность бывает обманчива — Диимо очень сильно заботится об Алисе.
- «Тургор» — брат Триумфатор. Как и все Братья, он еще и модифицирует себя металлоконструкциями, поэтому одновременно является зловещим как музыкантом, так и музыкальным инструментом: наполовину вделан в огромную шарманку. В бою с ним играет свою собственную боевую тему и не особо пытается нападать на главгероя, но стоит подойти слишком близко — очень громко ударит в тарелки или дунет в трубу, прямо вам по ушам.
- Honkai: Star Rail — «хор баланса» Доминик Септимий, эмонатор пути Порядка и главгад арки Пенаконии.
- Акаш, один из членов Банды Уничтожения. Судя по концептам — этакий боевой музыкант (а что из себя он представляет — узнаем лишь на его релизе).
Настольные игры[править]
- Ravenloft — Мейстерзингер Харкон Лукас, Тёмный Владыка домена Картакасс.
- Барон Лайрон Ивенсонг, владыка домена Лиффе. Одержимый музыкант, поместивший свою душу в клавесин и музыкой забирающий у людей жизненную силу.
- «Берсерк: вселенная магических битв» — редкий Тёмный менестрель.
Музыка[править]
- Тимур Шаов, «Крысолов». «И, в дудочку дуя, пойдет пилигрим / И вся наша сволочь попрется за ним. / И выйдут в ряд за гадом гад под колдовские звуки, / Пойдет ворьё, жульё, хамьё, дубьё и прочие подлюки». А злодей ли?.. Ну, во всяком случае, образ однозначно зловещий.
- Даниэль Клугер, «Янкель-музыкант» («Баллада о скрипаче») — шинкарь и контрабандист Фроим не хотел выдавать дочку Фейгу за бедняка-протагониста и отправил его на смерть (обещал выдать дочь, если он вернётся с контрабандой — и предупредил об этом солдат). И когда Фейга не дождалась его и через год уже была готова выйти замуж, на свадьбу пришёл восставший из мёртвый Янкель с дырой вместо сердца. «Но на этой свадьбе, Фейга, поиграю я…»
- Иллет, «Кот играл на флейте» — аверсия: сабжем кот-флейтист является только с точки зрения недоверчивого и подозрительного короля эльфов, сам четвероногий музыкант ни в чём плохом не замечен.
- «Тол Мириам», «Господари» — пока его собратья, кто бы это ни были, крушат деревню, третий господарь просто сидит и играет на дудке, от чего смотрится не менее зловеще.
- «Наутилус Помпилиус», «Музыка на песке» — хотя инструмент представляет собой консервную банку, но эффект оказывает в лучших традициях Крысолова из Гамельна.
- «Король и Шут», «Кода» (см. эпиграф).
- «Ария» — «Игра с огнём». Использована та же легенда о Паганини и дьяволе, но отношения между ними здесь другие.
- У Кипелова в его сольном проекте — «Сальери и его Отражение».
- Otto Dix, «Крысолов». Гамельнский Крысолов здесь предстаёт как тёмный мессия, покоряющий и ведущий за собой. Да и крысы тут — не крысы, а скорее аллегорический образ серых масс. Флейте внимайте, за мною ступайте…
- «Северный флот», «Старый крысолов» — ещё один вариант переосмысления старой легенды, где в образе крысолова предстают наркотики.
- «Волшебный кролик» в исполнении Юры Демидовича. В тексте песни прямо не говорится, творит ли кролик, играющий на скрипке, что-то зловещее, но латинские заклинания, изучаемые им и впрямь звучат жутко.
- Роберт Лерой Джонсон (1911—1938) продал душу Дьяволу на пересечении дорог 61-й и 49-й, в Кларксдейл, штат Миссисипи, США (см. его песни песни «Hellhound on My Trail», «Me and the Devil Blues», «Cross Road Blues»), вследствие чего и породил часть современного мифа (и тропа) о блюзмэне/гитаристе «заключившего сделку». Именно эта сделка и легла в основу сюжета культового фильма «Перекрёсток».
- Виртуальная группа Gorillaz — Мёрдок Никкалс, лидер, бас-гитарист, редкостный козел и сатанист.
- «Demons and Wizards» (сайд-проект музыкантов из «Blind Guardian» и «Iced Earth») — The Whistler. От имени Гамельнского Крысолова, скармливающего похищенных детей крысам.
- Fiddler on the Green (Скрипач на поляне) — их же баллада. Скрипач забирает девушку, которая грустит об умершем юноше. Скрипач, понятное дело, сама Смерть.
- Группа «Santiano», «Fiddler on the deck» — собственно зловещий скрипач на палубе. Смеётся, когда шторм начинает реветь, точно знает, отчего утоп старпом и вообще по вредности сравним с катласом в спине или иголкой в ноге.
- «Der Tod reitet». «Смерть грозно за барабан берется, и в сердце твоем ее дробь отзовется; тот барабан не замолчит, по мертвой коже Смерть стучит…»
- Vocaloids — «Жертвоприношение Алисы»: «Второй Алисой стал талантливый певец, распевая арии на всю Страну Чудес, враз чаруя голосом доверчивый народ, создал он безумный мир фальшивых звонких нот».
Реальная жизнь[править]
Есть музыканты, которые сами культивируют такой имидж.
- Многие хард-рокеры и металлисты, начиная со стариков Оззи Осборна и Элиса Купера, эксплуатируют этот образ. «Шок-рок» иногда даже выделяют как отдельный жанр (Kiss, Lordi, Gwar, Marilyn Manson и т. д.). В большинстве случаев сценический образ крайне далёк от реального человека (например, Купер в миру типичный верующий добряк).
- Многие музыканты «тёмной сцены» — исполняющие мрачные жанры вроде дарквейва, готик-рока, готик-металла, дарк-фолка и т. д. — подают себя именно в таком амплуа. Но это субверсия, потому что по большей части они в реальной жизни — тихие и незлобные люди.
- Особо отличились андерграундные творческие объединения блэк-метал групп вроде Dark Inner Circle или Les Legions Noires. Эти не отделяли сценический образ от реальной жизни и относились к своей «зловещести» так серьёзно, что для некоторых дело дошло до тюрьмы или гибели.
- Например, Варгу Викернесу и Фаусту из Emperor никакого имиджа себе создавать не нужно — на их счету имеются самые натуральные фраги.
- С некоторой натяжкой — гангста-рэперы. Не столько зловещие, сколько неформалы-бандиты, но по размаху реального насилия уделали блэкарей с лёгкостью. Во время «войны побережий» изрешечённые пулями трупы остались с обеих сторон.
- И вовсе не обязательно «гангста-». Отечественная 2rbina 2rista мало того что поёт и читает про такое, что приходится срочно убирать от колонок женщин, беременных детей и особо впечатлительных животных, так ещё и культивирует сценический имидж Барона Субботы.
- Аурелио Вольтер исполняет зажигательные танцевально-кабареточные песни — и тоже в весьма-таки вудуистском образе.
- Бывает также, что человек зарабатывает подобную славу, не прилагая к этом никаких усилий. Так, к сожалению, получилось с Антонио Сальери, которого в наши дни многие (особенно на постсоветском пространстве) искренне считают отравителем Моцарта и злобным завистником. Реальный Сальери не только никого не убивал, но и, будучи незаурядным педагогом, своими руками выпустил в свет целую плеяду будущих великих композиторов, среди которых были Бетховен, Лист, Шуберт (которого Сальери вообще обучал бесплатно) и даже Моцарт-младший — сын самого Моцарта!
- Эта стойкая мистификация изначально возникла из газетной утки, запущенной неким репортером, навещавшим умирающего Сальери и непомерно раздувшим одно из его бессознательных высказываний (незадолго до смерти композитор сошел с ума и бредил). Правдоподобия истории придало то, что между двумя композиторами и впрямь некоторое время существовало соперничество (только в действительности не Сальери интриговал против Моцарта, а Моцарт против Сальери). В самой Австрии в те времена к этому известию отнеслись именно как к бреду умирающего, но позже история попалась на глаза Пушкину, который увидел в ней мощный сюжет — и, вдохновившись, создал пьесу, по которой у нас в основном и «знают» об их взаимоотношениях. Позже масла в огонь подлил фильм «Амадей», также следующий данной теме (хотя прямого убийства в нем и нет). Историки неоднократно делали и продолжают делать опровержения данной мистификации, но слова из песни не выкинешь — «убийство памяти» уже совершилось.
- «Музыканты» или «оркестранты» — фанская кличка бойцов ЧВК Вагнера (их покойный основатель взял позывной в честь известно чьего любимого композитора). Вне поля боя, скорее всего, люди как люди, но сама профессия…
- ↑ Устар. гаммельнский.