Отрицание штампа: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|DefiedTrope|Defied Trope}} | {{TVTropes|DefiedTrope|Defied Trope}} | ||
{{q|С самого начала, едва он понял, во что ввязался — он сразу мысленно составил на себя «Описание персонажа» и всё время заглядывал туда. Он, абсолютно точно, не собирался становиться ни [[Тёмный мессия|Тёмным мессией]], ни [[храмовник]]ом, ни [[Благонамеренный экстремист|Благонамеренным экстремистом]], ни даже [[Законопослушный дурак|Законопослушным дураком]], и т. д., и т. п.| | {{q|С самого начала, едва он понял, во что ввязался — он сразу мысленно составил на себя «Описание персонажа» и всё время заглядывал туда. Он, абсолютно точно, не собирался становиться ни [[Тёмный мессия|Тёмным мессией]], ни [[храмовник]]ом, ни [[Благонамеренный экстремист|Благонамеренным экстремистом]], ни даже [[Законопослушный дурак|Законопослушным дураком]], и т. д., и т. п.|Элиэзер Иудковский, «Меч добра»}} | ||
Многие персонажи знакомы с художественными произведениями не меньше, чем читатели. Такой герой может, как и реальный человек, подсмотреть что-то в художественных произведениях: иногда — [[Жанровая смекалка|опознать свою ситуацию]], иногда — специально [[Опора на штамп|пустить события по знакомому пути]]. А в нашем случае герой осознаёт и обозначает [[штамп]] — но исключительно потому, что не хочет иметь с ним дело. Возможно, реализация тропа закончится для него очень плохо. Возможно, он, как «настоящий» специалист в каком-либо деле, прекрасно видит [[Не знает матчасти|ошибки и недочёты]], которые заложили в троп малограмотные авторы. А, может быть, троп [[Убитый штамп|так часто использовался]], что попросту надоел герою, и он хочет попробовать что-то другое. Так или иначе, персонаж отрицает штамп и отказывается следовать ему, специально выбирая какое-либо другое поведение. | Многие персонажи знакомы с художественными произведениями не меньше, чем читатели. Такой герой может, как и реальный человек, подсмотреть что-то в художественных произведениях: иногда — [[Жанровая смекалка|опознать свою ситуацию]], иногда — специально [[Опора на штамп|пустить события по знакомому пути]]. А в нашем случае герой осознаёт и обозначает [[штамп]] — но исключительно потому, что не хочет иметь с ним дело. Возможно, реализация тропа закончится для него очень плохо. Возможно, он, как «настоящий» специалист в каком-либо деле, прекрасно видит [[Не знает матчасти|ошибки и недочёты]], которые заложили в троп малограмотные авторы. А, может быть, троп [[Убитый штамп|так часто использовался]], что попросту надоел герою, и он хочет попробовать что-то другое. Так или иначе, персонаж отрицает штамп и отказывается следовать ему, специально выбирая какое-либо другое поведение. | ||
Строка 6: | Строка 6: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* | * Элиэзер Иудковский, «Меч добра» — вынесено в эпиграф. {{spoiler|Отрицание не помогло: герой стал «[[Ай, молодца!]]»}} | ||
* Башунов, дилогия «Безбожие» — отрицание многих игровых штампов. Сначала [[NPC]]-трактирщик вываливает на улицу кучу квестовых предметов и угрожает набить морду тому, кто ещё хоть раз их ему принесёт; потом существа определённого [[Мировоззрение|мировоззрения]] начинают менять его, а то и использовать [[Квест (геймплей)|квесты]] для приманивания неосторожных [[Приключенец|приключенцев]]; следом бессмертные (ранее) неписи просто и незатейливо умирают. А потом игровые условности и вовсе рушатся, и остаётся весьма жуткая фэнтезийная реальность. | * Башунов, дилогия «Безбожие» — отрицание многих игровых штампов. Сначала [[NPC]]-трактирщик вываливает на улицу кучу квестовых предметов и угрожает набить морду тому, кто ещё хоть раз их ему принесёт; потом существа определённого [[Мировоззрение|мировоззрения]] начинают менять его, а то и использовать [[Квест (геймплей)|квесты]] для приманивания неосторожных [[Приключенец|приключенцев]]; следом бессмертные (ранее) неписи просто и незатейливо умирают. А потом игровые условности и вовсе рушатся, и остаётся весьма жуткая фэнтезийная реальность. | ||
* Лукьяненко, «[[Дозоры|Последний дозор]]» — внутримировой пример: так как в сеттинге считается, что рассчитывать на [[артефакт]]ы, а не на собственную силу — признак дилетанта, при походе в кино на «[[Arda/LotR|Властелина колец]]» Иные гомерически хохочут над боем Гэндальфа и Сарумана на посохах. | * [[Сергей Лукьяненко]], «[[Дозоры|Последний дозор]]» — внутримировой пример: так как в сеттинге считается, что рассчитывать на [[артефакт]]ы, а не на собственную силу — признак дилетанта, при походе в кино на «[[Arda/LotR|Властелина колец]]» Иные гомерически хохочут над боем Гэндальфа и Сарумана на посохах. | ||
** На самом деле все немножко сложнее. Изначально, например, одни маги предпочитали работать с артефактами, а другие с Сумраком напрямую. Потом это несколько | ** На самом деле все немножко сложнее. Изначально, например, одни маги предпочитали работать с артефактами, а другие с Сумраком напрямую. Потом это несколько нивелировалось — артефакт может использоваться как запас энергии, большое количество которой из Сумрака получить трудно, а из себя опасно — можно умереть или остаться без магии на многие годы. В общем, микротрещины в канве, почти неизбежные для любого многолетнего цикла. | ||
* Все [[Правила злого властелина]], как и их продолжения и вариации. | * Все [[Правила злого властелина]], как и их продолжения и вариации. | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* [[Watchmen|Хранители]] — {{spoiler|Озимандия избегает тропа, поэтому | * [[Watchmen|Хранители]] — {{spoiler|Озимандия избегает тропа, поэтому начал рассказывать свой [[хитрый план]] только после того, как он осуществился.}} | ||
* [[Савил и туканокомиксы|Глубина заблуждения]] — Смит тоже не хочет, чтобы герой сделал что-то [[Лектор Ганнибал|во время его речи]], поэтому говорит, стоя на нём. | * [[Савил и туканокомиксы|Глубина заблуждения]] — Смит тоже не хочет, чтобы герой сделал что-то [[Лектор Ганнибал|во время его речи]], поэтому говорит, стоя на нём. | ||
==== Веб-комиксы ==== | ==== Веб-комиксы ==== | ||
* [[Homestuck]] — на каждом шагу. Особенно примечательна тирада Дейва на тему «я слишком ироничный и слишком хорошо знаю штампы чтобы быть неохотным героем <ref>[[Герой поневоле|Reluctant Hero]]</ref>, несмотря на то что это на самом деле слова неохотного героя». | * [[Homestuck]] — на каждом шагу. Особенно примечательна тирада Дейва на тему «я слишком ироничный и слишком хорошо знаю штампы чтобы быть неохотным героем<ref>[[Герой поневоле|Reluctant Hero]]</ref>, несмотря на то что это на самом деле слова неохотного героя». | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === |
Текущая версия на 19:12, 7 июня 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Defied Trope. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | С самого начала, едва он понял, во что ввязался — он сразу мысленно составил на себя «Описание персонажа» и всё время заглядывал туда. Он, абсолютно точно, не собирался становиться ни Тёмным мессией, ни храмовником, ни Благонамеренным экстремистом, ни даже Законопослушным дураком, и т. д., и т. п. | » |
— Элиэзер Иудковский, «Меч добра» |
Многие персонажи знакомы с художественными произведениями не меньше, чем читатели. Такой герой может, как и реальный человек, подсмотреть что-то в художественных произведениях: иногда — опознать свою ситуацию, иногда — специально пустить события по знакомому пути. А в нашем случае герой осознаёт и обозначает штамп — но исключительно потому, что не хочет иметь с ним дело. Возможно, реализация тропа закончится для него очень плохо. Возможно, он, как «настоящий» специалист в каком-либо деле, прекрасно видит ошибки и недочёты, которые заложили в троп малограмотные авторы. А, может быть, троп так часто использовался, что попросту надоел герою, и он хочет попробовать что-то другое. Так или иначе, персонаж отрицает штамп и отказывается следовать ему, специально выбирая какое-либо другое поведение.
Примеры[править]
Литература[править]
- Элиэзер Иудковский, «Меч добра» — вынесено в эпиграф. Отрицание не помогло: герой стал «Ай, молодца!»
- Башунов, дилогия «Безбожие» — отрицание многих игровых штампов. Сначала NPC-трактирщик вываливает на улицу кучу квестовых предметов и угрожает набить морду тому, кто ещё хоть раз их ему принесёт; потом существа определённого мировоззрения начинают менять его, а то и использовать квесты для приманивания неосторожных приключенцев; следом бессмертные (ранее) неписи просто и незатейливо умирают. А потом игровые условности и вовсе рушатся, и остаётся весьма жуткая фэнтезийная реальность.
- Сергей Лукьяненко, «Последний дозор» — внутримировой пример: так как в сеттинге считается, что рассчитывать на артефакты, а не на собственную силу — признак дилетанта, при походе в кино на «Властелина колец» Иные гомерически хохочут над боем Гэндальфа и Сарумана на посохах.
- На самом деле все немножко сложнее. Изначально, например, одни маги предпочитали работать с артефактами, а другие с Сумраком напрямую. Потом это несколько нивелировалось — артефакт может использоваться как запас энергии, большое количество которой из Сумрака получить трудно, а из себя опасно — можно умереть или остаться без магии на многие годы. В общем, микротрещины в канве, почти неизбежные для любого многолетнего цикла.
- Все Правила злого властелина, как и их продолжения и вариации.
Кино[править]
- «Догма» — прямым текстом: «Э, нет. Я смотрел слишком много фильмов про Бонда и знаю, что все детали плана нельзя раскрывать даже на пороге победы». Не помогло.
- «Тутси» — Майкл отрицает штамп предсмертная песня, заявляя, что умирающий персонаж такого сделать просто не может.
Телесериалы[править]
- «Брат за брата» — 1-й сезон, 8-я серия. Маньяк получает четыре пули в корпус с довольно близкого расстояния, а стрелявший протагонист, по-видимому, вырубается от недавно полученного сотрясения мозга. Придя в себя, он (протагонист) узнаёт, что там, где лежало тело, натекло много крови, но само тело куда-то убрело, его так и не нашли. Протагонисту говорят: «С таким кровотечением долго не разгуливают, Быстро „завянет“». Однако он не соглашается отыграть троп — и оказывается прав.
Комиксы[править]
- Хранители — Озимандия избегает тропа, поэтому начал рассказывать свой хитрый план только после того, как он осуществился.
- Глубина заблуждения — Смит тоже не хочет, чтобы герой сделал что-то во время его речи, поэтому говорит, стоя на нём.
Веб-комиксы[править]
- Homestuck — на каждом шагу. Особенно примечательна тирада Дейва на тему «я слишком ироничный и слишком хорошо знаю штампы чтобы быть неохотным героем[1], несмотря на то что это на самом деле слова неохотного героя».
Аниме и манга[править]
- Едва ли не весь современный исекай, то есть истории о попаданцах в фэнтезийный мир, пытается деконструировать или как-то иначе поиздеваться над классикой этого вусмерть заштампованного жанра. Поэтому нередки ситуации, когда главгерой настолько хорошо с ним знаком, что сразу же смекает, в чём дело — и не всегда ему хочется следовать по проторенной дорожке.
Музыка[править]
- «Мерседес 666» от Noize MC — лирический герой проехался по всей «тёмной» тематике, чтобы перейти к тому, что настоящие силы зла — это взятки и связи.
Игры со штампами | |
---|---|
По смыслу | Аверсия • Деконструкция (Деконструкция задала новые каноны) • Зигзаг • Инверсия (Гендерная) • Обоснование (Аргумент мультиверса • Обоснуй) • Пародия (Самопародия) • Реконструкция • Субверсия |
По стилю | Педаль в пол • Ради драмы • Ради ужаса • С прикрученным фитильком • Шутки ради • Подразумевание штампа |
По реакции персонажа | Опора на штамп • Отрицание штампа • Подсветка (Господа, это символично! • Всегда хотел это сказать • Мы знаем, что написали бред) • Эксплуатация штампа |
Распространённые обоснуи | Акула вуду • Онижепришельцы! • Фантастическое допущение • Это был социальный эксперимент • Это очень сильное колдунство • Потому что я Бэтмен! |
← | Основы • Штамп • Явления и идеи |