Нищие босяки: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 7 промежуточных версий 6 участников)
Строка 34: Строка 34:
* В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Гаврик Черноиваненко. «Где те башмаки, что я тебе на Пасху справил?» — спрашивает его старший брат. — «Э-э-э, где теи башмаки-и-и…» Босиком по бедности ходит и его дедушка.
* В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Гаврик Черноиваненко. «Где те башмаки, что я тебе на Пасху справил?» — спрашивает его старший брат. — «Э-э-э, где теи башмаки-и-и…» Босиком по бедности ходит и его дедушка.
* Джанни Родари, «Чиполлино» — на иллюстрациях Виктора Чижикова Чиполлино босой, что никак не противоречит канону. Странно, что только он один — Чижиков мог бы нарисовать босыми и Редиску, и всех деревенских детей, а то и взрослых.
* Джанни Родари, «Чиполлино» — на иллюстрациях Виктора Чижикова Чиполлино босой, что никак не противоречит канону. Странно, что только он один — Чижиков мог бы нарисовать босыми и Редиску, и всех деревенских детей, а то и взрослых.
* «Сага о Форкосиганах» (роман «Границы бесконечности»). На Барраяре в 2890-х годах босая крестьянка — вполне обыденное явление.
* «Сага о Форкосиганах» (роман «Границы бесконечности»). На Барраяре в 2890-х годах босая крестьянка — вполне обыденное явление. Учитывая шотландские корни (а не русские, как все почему-то считают) — вполне логично.
* Многие несовершеннолетние жители Портового Городка (The Port Town) в «The lost Island of Tamarind» Нади Агуар, при этом обувь носить очень даже не против, но купить не на что. Ботинки являются статус-символом. Когда появляется возможность отобрать обувь у главгероев, гнались долго и настойчиво.
* Многие несовершеннолетние жители Портового Городка (The Port Town) в «The lost Island of Tamarind» Нади Агуар, при этом обувь носить очень даже не против, но купить не на что. Ботинки являются статус-символом. Когда появляется возможность отобрать обувь у главгероев, гнались долго и настойчиво.
* Михаил Стельмах в своей художественной автобиографии «Гуси-лебеди летят»/«Щедрый вечер» именно так описывает свое детство: обуви у него не было совсем, и зимой он практически не мог выйти из дома (в раннем детстве еще ничего, но когда он пошел в школу, то вначале ему приходилось бегать по первому снегу босиком, а потом отец стал носить его на руках). Обретение ботинок показано, практически, как перерождение.
* Михаил Стельмах в своей художественной автобиографии «Гуси-лебеди летят»/«Щедрый вечер» именно так описывает свое детство: обуви у него не было совсем, и зимой он практически не мог выйти из дома (в раннем детстве еще ничего, но когда он пошел в школу, то вначале ему приходилось бегать по первому снегу босиком, а потом отец стал носить его на руках). Обретение ботинок показано, практически, как перерождение.
** Вроде бы носил обувь матери, пока из неё не вырос.
** Вроде бы носил обувь матери, пока из неё не вырос.
* Иван Серков, «Мы с санькой в тылу врага» — как главные герои, так и все население деревни, до войны, во время и после (что весьма исторично). С взрослением героев упомянут также факт разделения деревенских танцев на «вип-клуб» на мосту, куда ходят только обутые девушки, и более «простой», где можно и босую пригласить. Причем, если обутые появляются и там, то отличаются «гонором», и с кем попало не пойдут.


=== [[Мультипликация]] ===
=== [[Мультипликация]] ===
Строка 44: Строка 45:
* Советские мультфильмы:
* Советские мультфильмы:
** «Золотая антилопа» и «Дракон» — бедняки Индии и Китая, включая мальчиков-протагонистов. Они тоже всегда чистые.
** «Золотая антилопа» и «Дракон» — бедняки Индии и Китая, включая мальчиков-протагонистов. Они тоже всегда чистые.
** "Мальчик из Неаполя" - заглавный герой Чиччо. Обувь для него - лучший подарок не потому, что босиком ему ходить неприятно (к этому он как раз привык), а потому, что только в обуви он может пойти в школу.
** «Мальчик из Неаполя» — заглавный герой Чиччо. Обувь для него — лучший подарок не потому, что босиком ему ходить неприятно (к этому он как раз привык), а потому, что только в обуви он может пойти в школу.
** "Мук-скороход" - заглавный герой. В город пришёл нищим, но в туфлях, потом снял их, пытаясь [[Слышишь, мы кошки|притвориться котом]] ради обеда у старухи-кошатницы (не прокатило), и так и остался босым, пока не надел волшебные туфли старухи, дающие эффект полёта. Но и потом ему пришлось какое-то время ходить босиком, когда туфли отобрал падишах. Обувь на замену-то купить не на что.
** «Мук-скороход» — заглавный герой. В город пришёл нищим, но в туфлях, потом снял их, пытаясь [[Слышишь, мы кошки|притвориться котом]] ради обеда у старухи-кошатницы (не прокатило), и так и остался босым, пока не надел волшебные туфли старухи, дающие эффект полёта. Но и потом ему пришлось какое-то время ходить босиком, когда туфли отобрал падишах. Обувь на замену-то купить не на что.
** «Волшебная серна» — [[инверсия]]. Бедняк Хасан поет песню: «Пусть я беден, весь в заплатах и босой…» Но потом его показывают ближе, и видно, что он всё-таки в туфлях.
** «Волшебная серна» — [[инверсия]]. Бедняк Хасан поёт песню: «Пусть я беден, весь в заплатах и босой…» Но потом его показывают ближе, и видно, что он всё-таки в туфлях.
* "Похищение в Тютюрлистане" - принцесса Виолинка, пока она перекрашена в цыганку. Новые друзья (кот, петух и лиса) во время своего странствия спасают её от цыган и пытаются вернуть ей прежний облик принцессы, и обувается она только тогда, когда у них это получается. (А ещё каким-то чудом возвращает себе прежнее платье).
* «Похищение в Тютюрлистане» — принцесса Виолинка, пока она перекрашена в цыганку. Новые друзья (кот, петух и лиса) во время своего странствия спасают её от цыган и пытаются вернуть ей прежний облик принцессы, и обувается она только тогда, когда у них это получается. (А ещё каким-то чудом возвращает себе прежнее платье).
* [[Wreck-It Ralph]] — Ральф выглядит именно так: всегда босой и живёт на свалке. Впрочем, он персонаж видеоигры с [[мультяшная физика|мультяшной физикой]], так что нищета и босоногость никогда и никак его не напрягают.
* [[Wreck-It Ralph]] — Ральф выглядит именно так: всегда босой и живёт на свалке. Впрочем, он персонаж видеоигры с [[мультяшная физика|мультяшной физикой]], так что нищета и босоногость никогда и никак его не напрягают.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* «Босоногий Гэн». Даже в заглавии отражено. Что интересно, [[Сапожник ходит без сапог|отец Гэна зарабатывает изготовлением гэта]].
* «Босоногий Гэн». Даже в заглавии отражено. Что интересно, [[Сапожник без сапог|отец Гэна зарабатывает изготовлением гэта]].


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
Строка 57: Строка 58:


=== Живопись ===
=== Живопись ===
* Виктор Васнецов и его «Аленушка». А вот на иллюстрациях и в экранизациях она обута чаще, чем братец Иванушка.
* Виктор Васнецов и его «[[:Файл:Алёнушка Васнецов 1881.jpg|Алёнушка]]». А вот на иллюстрациях и в экранизациях она обута чаще, чем братец Иванушка (кстати, сам художник эту картину с русской народной сказкой вообще не связывал).
** И другие картины того же художника, изображающие крестьянок.
** И другие картины того же художника, изображающие крестьянок.
* Тарас Шевченко любил не только писать о них стихи, но и писать их портреты.
* Тарас Шевченко любил не только писать о них стихи, но и писать их портреты.
Строка 64: Строка 65:
* Бедняки, в первую очередь крестьяне, в странах с теплым климатом. Обувь не обязательна — не покупаем.
* Бедняки, в первую очередь крестьяне, в странах с теплым климатом. Обувь не обязательна — не покупаем.
** В странах с холодным климатом, в том числе в России, возможен промежуточный вариант — обувь носится только зимой. Хотя нередко бывало, что дети самых бедных родителей всю зиму сидели дома из-за отсутствия обуви (в России такое было даже и во второй половине XX века, возможно, где-то встречается до сих пор).
** В странах с холодным климатом, в том числе в России, возможен промежуточный вариант — обувь носится только зимой. Хотя нередко бывало, что дети самых бедных родителей всю зиму сидели дома из-за отсутствия обуви (в России такое было даже и во второй половине XX века, возможно, где-то встречается до сих пор).
** На Карибских островах вместо [[White trash|«white trash»]] («белый мусор») используется название [[Red Legs|«red legs»]] («красноногие») — по цвету обгоревших на тропическом солнце ног (вообще-то legs — это ноги целиком, а не ступни (feet), так что такое прозвище свидетельствует об отсутствии нормальных штанов, а не обуви — но кто не мог себе позволить даже самых дешевых штанов, у того обычно и с обувью были проблемы). Причём изначально этим словом назвали белых рабов, которым обувь была просто не положена, а после освобождения бывшие рабы стали нищими босяками.
** На Карибских островах вместо [[White trash|«white trash»]] («белый мусор») используется название «red legs» («красноногие») — по цвету обгоревших на тропическом солнце ног (вообще-то legs — это ноги целиком, а не ступни (feet), так что такое прозвище свидетельствует об отсутствии нормальных штанов, а не обуви — но кто не мог себе позволить даже самых дешевых штанов, у того обычно и с обувью были проблемы). Причём изначально этим словом назвали белых рабов, которым обувь была просто не положена, а после освобождения бывшие рабы стали нищими босяками.
* Босоногое детство, ставшее отдельным штампом, обусловлено именно этим: взрослый может аккуратно носить одну пару обуви несколько лет, а на постоянно растущих (да еще и постоянно где-то бегающих) детей не напасешься.
* Босоногое детство, ставшее отдельным штампом, обусловлено именно этим: взрослый может аккуратно носить одну пару обуви несколько лет, а на постоянно растущих (да еще и постоянно где-то бегающих) детей не напасешься.
* Цыганки и цыганские дети. Цыгане-мужчины по возможности обувь носят. Впрочем, тут босоногость скорее часть имиджа попрошайки, чем реальная невозможность купить обувь (босая цыганка может быть увешана не такими уж дешевыми украшениями, например).
* Цыганки и цыганские дети. Цыгане-мужчины по возможности обувь носят. Впрочем, тут босоногость скорее часть имиджа попрошайки, чем реальная невозможность купить обувь (босая цыганка может быть увешана не такими уж дешевыми украшениями, например).

Текущая версия на 10:05, 10 августа 2023

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Barefoot Poverty. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Говорят, что мы лесные босяки.
Что босые мы — так это пустяки!
Кто давным-давно скитается по свету,
Тот, конечно же, износит башмаки!
»
— К. Рыжов
« О, койфен, койфен, койфен папиросен!
Подходи, пехота и матросы!
Подходите, не робейте, сироту меня согрейте,
Посмотрите, ноги мои босы!
»
— Старая еврейская песня


Нищие босяки — это люди «на дне», которым не на что купить обувь (даже если деньги найдутся, тратить придется на еду), и поэтому они ходят в сеттинге босиком. Иногда им даже запрещено носить обувь — по социальному статусу.

А иногда они, улучшив свою жизнь, могут позволить себе носить обувь, но в фэнтезийном сеттинге все равно ходят босиком — по привычке, а в реалистичном… даже сейчас многие профессиональные танцовщицы в ближневосточных странах категорически наотрез отказываются танцевать танец живота босиком, потому что так делают бедные — берегут единственную обувь. Но первопричиной их босоногости всегда является нищета.

Некоторые из нищих босяков считаются святыми или блаженными — это уже троп Босоногий верующий.

Внимание! Персонажи, которых называют босяками по бедности или незнатному происхождению, но не по отсутствию обуви, тропу не соответствуют!

Почему именно босяки?[править]

В реальной Древней Руси босиком ходили не только нищие, но слово «босой» означало прежде всего их. В словаре Даля корень слова «босой» в разных вариациях означает именно нищету, бедность, иногда беду. Например, было слово «босеть» со значением «беднеть». «Босяк» — отсюда же. У этого слова тоже много вариаций — «босяк», «босок», «босонок», «босыня», «босопляс» и даже «босик». Они-то и стали основой замены двух слов «без обуви» на одно слово «босиком» (в вариациях «босяком», «боском», «босонком» и так далее). Поэтому и слово «босой» получило двойника — «босоногий» (то есть не нищий, но с ногами, как у нищего). Интересно, что в большинстве западноевропейских языков специального слова «босой» нет, вместо этого говорят «голоногий» (barefoot, barfuẞ, pieds nus и т. п.). Возможно, это связано с распространённостью деревянных сабо.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Виктор Гюго, «Отверженные» и «Собор Парижской Богоматери» — таких очень много, некоторые из них даже играют важную роль в сюжете. Отдельная их прослойка — гамены (дети-беспризорники), которым автор особенно симпатизирует.
  • Тарас Шевченко любил о таких писать. Например, его знаменитая Катерина — из этой категории.
  • У Марка Твена к категории нищих босяков можно отнести Гекльберри Финнa (правда, башмаки у парня были, но надевал он их только зимой). А вот у Тома Сойера и других мальчишек — скорее выраженная нелюбовь к обуви, чем бедность. В то время даже в зажиточных семьях ребёнку полагалась одна пара ботинок на два-три года. Том надевает свои ботинки только под принуждением, по воскресеньям, когда заставляют идти в церковь и воскресную школу. «Гекльберри был вольная птица, бродил где вздумается… Весной он первый из всех мальчиков начинал ходить босиком, а осенью обувался последним. Ему не надо было ни мыться, ни надевать чистое платье, а ругаться он умел удивительно. Словом, у него было всё, что делает жизнь прекрасной. Так думали в Санкт-Петербурге все изнурённые, скованные по рукам и ногам „хорошо воспитанные“ мальчики из почтенных семейств…»
    • В продолжениях «Приключений Тома Сойера» Гекльберри Финн поправляет дела с финансами, но не любит обувь по-прежнему. И «Том Сойер — сыщик», и «Заговор Тома Сойера» начинаются с его монологов на тему «наступает весна, будет тепло, можно будет ходить босиком…»
    • У него же в «Принце и нищем» — бедняки Англии вроде Тома Кенти и принц (а потом король) Эдуард VI, который ради развлечения меняется с Томом одеждой (подчеркивая свое желание не только «поваляться в грязи», но и «походить босиком»).
  • Л. Ф. Баум, «Ринкитинк в Стране Оз» — босиком ходят бедняки с островов Регос и Корегос, в особенности их дети. В их числе девочка Зелла, для которой пара детских башмаков оказалась прекрасным подарком. Если бы только отец девочки знал, чьи башмаки он подобрал и что внутри них спрятано! (Башмаки принца Инги, а внутри волшебные жемчужины, дающие огромную силу и неуязвимость; позднее принц обменял их у Зеллы на новые с добавлением золота и своей дружбы).
  • М. Горький, «Челкаш» — заглавный герой.
  • Николай Носов «Незнайка на Луне» — зигзаг: у многих лунных бедняков не хватает денег, чтобы купить обувь (в лучшем случае ходят в паре башмаков без подошв). Но при этом тех, кто ходит босиком, арестовывает полиция, и таких отправляют на Дурацкий остров, где превращают в баранов чтобы хоть так участвовали в лунной экономике. Так что босяки вынуждены прятаться и скрываться.
    • Не только босяки — многие как раз обуты, но не хватает какого-нибудь другого элемента костюма: рубашки, шляпы или даже штанов. В честь последнего они и зовут себя «беспорточные безработные».
  • Кодификатор — рассказы Максима Горького, где они постоянно называют себя «босяки» или «босые». Хотя нередко этот термин выражает именно бедность, а не отсутствие обуви, которая у городского «дна» той эпохи (особенно у мужчин) часто пусть плохонькая, но имелась.
    • И, конечно, его пьеса «На дне» — как же без нее? Но там босоногость подчеркивается только у девушки Насти. «Уйду… пойду куда-нибудь… на край света!» «Без башмаков, леди?»
  • О. Генри, «Короли и капуста» — граждане «банановой республики» Анчурии. Они не только нищие, но и не любят обувь как таковую.
  • В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — Гаврик Черноиваненко. «Где те башмаки, что я тебе на Пасху справил?» — спрашивает его старший брат. — «Э-э-э, где теи башмаки-и-и…» Босиком по бедности ходит и его дедушка.
  • Джанни Родари, «Чиполлино» — на иллюстрациях Виктора Чижикова Чиполлино босой, что никак не противоречит канону. Странно, что только он один — Чижиков мог бы нарисовать босыми и Редиску, и всех деревенских детей, а то и взрослых.
  • «Сага о Форкосиганах» (роман «Границы бесконечности»). На Барраяре в 2890-х годах босая крестьянка — вполне обыденное явление. Учитывая шотландские корни (а не русские, как все почему-то считают) — вполне логично.
  • Многие несовершеннолетние жители Портового Городка (The Port Town) в «The lost Island of Tamarind» Нади Агуар, при этом обувь носить очень даже не против, но купить не на что. Ботинки являются статус-символом. Когда появляется возможность отобрать обувь у главгероев, гнались долго и настойчиво.
  • Михаил Стельмах в своей художественной автобиографии «Гуси-лебеди летят»/«Щедрый вечер» именно так описывает свое детство: обуви у него не было совсем, и зимой он практически не мог выйти из дома (в раннем детстве еще ничего, но когда он пошел в школу, то вначале ему приходилось бегать по первому снегу босиком, а потом отец стал носить его на руках). Обретение ботинок показано, практически, как перерождение.
    • Вроде бы носил обувь матери, пока из неё не вырос.
  • Иван Серков, «Мы с санькой в тылу врага» — как главные герои, так и все население деревни, до войны, во время и после (что весьма исторично). С взрослением героев упомянут также факт разделения деревенских танцев на «вип-клуб» на мосту, куда ходят только обутые девушки, и более «простой», где можно и босую пригласить. Причем, если обутые появляются и там, то отличаются «гонором», и с кем попало не пойдут.

Мультипликация[править]

  • Мультфильм и мультсериал «Аладдин» — протагонист. И в родных трущобах, и во дворце почти всегда ходит в лохмотьях и не носит обуви. При этом всегда чистый. Слабенький обоснуй последнего — Джинн позаботился (а до нахождения лампы почему чистым был?).
    • Там же — некоторые нищие, в том числе хитрая и амбициозная Садира. И Жасмин, когда они с Садирой меняются местами.
  • Советские мультфильмы:
    • «Золотая антилопа» и «Дракон» — бедняки Индии и Китая, включая мальчиков-протагонистов. Они тоже всегда чистые.
    • «Мальчик из Неаполя» — заглавный герой Чиччо. Обувь для него — лучший подарок не потому, что босиком ему ходить неприятно (к этому он как раз привык), а потому, что только в обуви он может пойти в школу.
    • «Мук-скороход» — заглавный герой. В город пришёл нищим, но в туфлях, потом снял их, пытаясь притвориться котом ради обеда у старухи-кошатницы (не прокатило), и так и остался босым, пока не надел волшебные туфли старухи, дающие эффект полёта. Но и потом ему пришлось какое-то время ходить босиком, когда туфли отобрал падишах. Обувь на замену-то купить не на что.
    • «Волшебная серна» — инверсия. Бедняк Хасан поёт песню: «Пусть я беден, весь в заплатах и босой…» Но потом его показывают ближе, и видно, что он всё-таки в туфлях.
  • «Похищение в Тютюрлистане» — принцесса Виолинка, пока она перекрашена в цыганку. Новые друзья (кот, петух и лиса) во время своего странствия спасают её от цыган и пытаются вернуть ей прежний облик принцессы, и обувается она только тогда, когда у них это получается. (А ещё каким-то чудом возвращает себе прежнее платье).
  • Wreck-It Ralph — Ральф выглядит именно так: всегда босой и живёт на свалке. Впрочем, он персонаж видеоигры с мультяшной физикой, так что нищета и босоногость никогда и никак его не напрягают.

Аниме и манга[править]

Музыка[править]

  • Еврейская песня «Папиросен» (см. эпиграф) — исполняется от лица босого и слепого мальчика-сироты, зарабатывающего себе на кусок хлеба, торгуя папиросами.

Живопись[править]

  • Виктор Васнецов и его «Алёнушка». А вот на иллюстрациях и в экранизациях она обута чаще, чем братец Иванушка (кстати, сам художник эту картину с русской народной сказкой вообще не связывал).
    • И другие картины того же художника, изображающие крестьянок.
  • Тарас Шевченко любил не только писать о них стихи, но и писать их портреты.

Реальная жизнь[править]

  • Бедняки, в первую очередь крестьяне, в странах с теплым климатом. Обувь не обязательна — не покупаем.
    • В странах с холодным климатом, в том числе в России, возможен промежуточный вариант — обувь носится только зимой. Хотя нередко бывало, что дети самых бедных родителей всю зиму сидели дома из-за отсутствия обуви (в России такое было даже и во второй половине XX века, возможно, где-то встречается до сих пор).
    • На Карибских островах вместо «white trash» («белый мусор») используется название «red legs» («красноногие») — по цвету обгоревших на тропическом солнце ног (вообще-то legs — это ноги целиком, а не ступни (feet), так что такое прозвище свидетельствует об отсутствии нормальных штанов, а не обуви — но кто не мог себе позволить даже самых дешевых штанов, у того обычно и с обувью были проблемы). Причём изначально этим словом назвали белых рабов, которым обувь была просто не положена, а после освобождения бывшие рабы стали нищими босяками.
  • Босоногое детство, ставшее отдельным штампом, обусловлено именно этим: взрослый может аккуратно носить одну пару обуви несколько лет, а на постоянно растущих (да еще и постоянно где-то бегающих) детей не напасешься.
  • Цыганки и цыганские дети. Цыгане-мужчины по возможности обувь носят. Впрочем, тут босоногость скорее часть имиджа попрошайки, чем реальная невозможность купить обувь (босая цыганка может быть увешана не такими уж дешевыми украшениями, например).
    • А вот бомжи российских городов, независимо от пола и возраста, босиком стараются никогда не ходить. Это одно из их внутренних правил, поэтому обзывать босоногих людей «бомжами» и неприлично, и неправильно.