Стиль Попандопуло

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Форма номер восемь — что украли, то и носим? Так, да не совсем. Этот персонаж украл (а также купил, получил в дар, добыл с бою или сшил собственноручно) отнюдь не случайные предметы одежды, и лук (не репчатый и не со стрелами, а тот, который аутфит) получился в итоге совершенно незабываемый. Безумные сочетания цветов, стилей и функционала, а в самом тяжёлом случае даже эпох; откровенный наплевизм на состояние наряда — сгодится и штопаный, и дырявый, и не слишком чистый; зачастую в сопровождении вычурных причёсок и тяжёлого макияжа (да, и у мужчин тоже). Это и есть стиль Попандопуло, он же «шик ландскнехта» — по сути, извод «формы номер восемь», но максимально яркий, нарядный и даже модный (уж как сам носитель понимает это слово).

Смежный троп — жертва моды, которая тоже во главу угла при подборе наряда ставит выпендрёж. Чем это отличается? Во-первых, меньшей опасностью для жизни. «Попандопуло» свой выпендрёж либо умеет грамотно прикрыть (если выделяться вдруг стало нежелательно), либо изначально подбирает его по принципу «круто и практично». И всегда готов расстаться с очередным куском барахла, если его ношение вдруг начинает угрожать жизни: барахла он ещё добудет, а жизнь одна. Во-вторых, костюм жертвы моды чаще всего создавался как единое, пусть и не очень разумное, целое — а вот наряд «Попандопуло» постепенно собирался с миру по нитке.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Незнайка, конечно.
  • Остап Сулейман Берта-Мария Бендер Родригес-бей при первом своём появлении принаряжен явно с вызовом: «молодой человек в зеленом, узком, в талию, костюме, …ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета». Да и потом, заимев деньги, для визита к Грицацуевой великий комбинатор прикупил «новые малиновые башмаки, к каблукам которых были привинчены круглые резиновые набойки, шахматные носки в зеленую и черную клетку, кремовая кепка и полушелковый шарф румынского оттенка [т. е. розовых тонов]». А весь «Золотой телёнок» он проходил в фуражке с белым верхом — не то артистической, какую по большей части носят администраторы летних садов и конферансье, не то морской капитанской.
    • Его напарник Киса Воробьянинов выглядит аналогично, но на самом деле просто донашивает остатки прежней роскоши — костюм, бывший модным в те времена, он мог его себе позволить.
  • «Гарри Поттер» — наряд, который нацепил Добби после обретения свободы. Одна только грелка для чайника вместо головного убора чего стоит!
    • В Hogwarts Mystery, если хорошо подружиться с Добби, наградой ГГ станет смешной костюм, собранный из самых разномастных предметов гардероба. Поскольку события игры предшествуют книжной эпопее, остается только гадать, где и как еще не обретший свободу домовый эльф раздобыл все это богатство для спасшего его от гнева хозяина друга.
  • Богдан Чалый, цикл стихотворных сказок «Сто приключений Барвинка» — один из злодеев, фельдмаршал Тхоряка: тут тебе и синий мундир с фалдами, как у фрака, красные р-р-р-революционные шаровары брюки-галифе с золотыми лампасами прямо как у тропнеймера и псевдоказацкая меховая шапка с длинной тканой тульей и кисточкой[1], а на некоторых иллюстрациях — даже кавалерийские сапоги.
    • Впрочем, пару раз Тхоряке таки пришлось сменить гардероб: в сказке «Как Барвинок и Ромашка за море летали» он, взяв себе псевдоним Тхорини, щеголяет в голубых шведке-поло (хотя в тексте она называется гимнастёркой), шортах и пробковом шлеме; в сказке «Барвинок и весна» он вынужден ошиваться в тулупе на голое тело. Но всё-таки царь Мухомор позже вручает ему мундир, в котором он и остаётся до конца книги.
  • О. Генри, «Короли и капуста» — так одет Фелипе Каррера, адмирал флота Анчурии: «Впереди шел адмирал флота. Кое-как ему удалось наскрести жалкое подобие военной формы — красные штаны, грязную короткую синюю куртку, обильно расшитую золотой тесьмой, и старую солдатскую фуражку, которую, должно быть, бросил за ненадобностью в Белизе какой-нибудь британский солдат, а Фелипе подобрал во время одного из своих плаваний. К его поясу была пристегнута пряжкой старинная морская шпага, подаренная ему булочником Педро Лафитом, который с гордостью утверждал, что унаследовал ее от своего великого предка, знаменитого пирата. <...> Фелипе украсил себя новыми знаками отличия — воткнул себе в фуражку яркие перья попугая.»

Кино[править]

  • «Свадьба в Малиновке» — тропнеймер в лице бывшего одесского мелкоуголовного элемента, а ныне денщика «министра финансов» пана отамана Грицько Грициана Таврического. «Вот три штуки [пулемётов] — ничего, а вот другие три штуки — один заедает, второй, как сумасшедший, подпрыгивает, а третий, гад, у своих пуляет… А седьмой я по секрету от пана атамана выменял вот на эти штанишки!» (Попандопуло о способах пополнения своего гардероба).
    • Кстати, в исходной пьесе Попандопуло носил зелёные галифе из сукна, которым обтягивают бильярдные и казиношные столы: и стильно, и не очень-то демаскирует (тем более что действие происходит летом и на селе). В экранизации же Попандопуло, напялив красные революционные шаровары галифе, явно припрятал где-то коробок КЦ и готовится эмигрировать на Плюк. К фильму либретто с пояснением бафосного происхождения ткани не прилагается, так что смотрится это в сочетании с тельняшкой весьма комично. Вообще это штаны от повседневной формы гусар периода Первой мировой. Предыдущим хозяином штанов мог быть, например, гусар Лубенского полка, перед революцией дислоцировавшемся на Украине и одно время входившем в состав войск Центральной Рады. Мало того, это ещё и просочилось обратно на сцену — в театральных постановках штаны тоже часто красные.
  • Капитан Джек Воробей — истинный и бессменный император тропа. В дополнительных материалах рассказывается история буквально каждой феньки: где и при каких обстоятельствах Джек её добыл и почему решил таскать на себе.
  • «Белое солнце пустыни». Бандиты Чёрного Абдуллы весьма разношёрстны — среди них заметны жители Туркестана, казаки, двое белых офицеров (недотёпа подпоручик Семён и мрачный крутой Аристарх). Так же пестры и их одежды и даже вооружение. Но сам Абдулла — яркий пример того, как сабж может быть красивым и гармоничным. Он носит зелёную чалму(означающую, что носитель прямой потомок Магомета или совершил хадж), английский френч (да, на голое тело!), подпоясанный восточным поясом, за который по-восточному же спереди заправлены кинжал в дорогой оправе (кстати, кавказского типа!) и маузер. То и другое оружие — дорогое и довольно редкое в тех краях, явно не по карману рядовому басмачу. Впрочем, этот набор отлично подчеркивает, что он не рядовой басмач, а матерый контрабандист, имеющий связи с англичанами, сидящими на персидском берегу Каспия (и, возможно, снабжаемый ими).

Телесериалы[править]

  • «Мотель Бейтс» — судя по всему, так одевается Чик.
  • «Улицы разбитых фонарей» — в одной из серий у Дукалиса, когда он мылся в бане, украли всю одежду. Управляющий не растерялся и одел бравого старшего лейтенанта в лучшие из забытых в бане вещей. В отделение Дукалис явился в джинсовых штанах-комбинезоне, фетровой шляпе и темных очках. Из нагрудного кармана комбинезона торчал табельный пистолет.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — бандиты из клана Бранвен.

Аниме и манга[править]

  • Ranma 1/2 — Хаппосай.

Видеоигры[править]

Принцип поведения игрока, в результате которого получается сабж, называется «Герой в радужных доспехах». Поэтому добавляйте сюда только примеры, связанные с NPC, или случаи когда NPC иначе реагируют на одетого так персонажа.

Реальная жизнь[править]

  • Собственно, ландскнехты Ренессанса. Понятия защитного цвета тогда ещё не существовало, а жизнь наёмника во все времена была яркой и недолгой — вот они и рядились, как попугаи, в знак того, что могут себе позволить потратить жалованье на дорогие сукна, шелка и перья.
    • К слову, тогда действовал строгий дресс-код, но император Максимилиан I лично разрешил наймитам одеваться, как они захотят.
  • Панки, просто панки. Тяжело, жарко, зачастую не очень чисто — но непременно ярко, громко и не сковывает движений.
    • Аверсия с позднесоветскими и ранними постсоветскими панками — эти одевались в основном в чёрное, а выделялись на этом фоне только заплатки (да и то не всегда — только когда на заплатки шли нашивки с какой-нибудь символикой) и редкая собственноручно сделанная вышивка да цепи, у кого они были. По ту сторону океана аналогично выглядело (да и до сих пор так выглядит) движение crustpunk — впрочем, тут концентрация заплаток на одежде превышает концентрацию самой изначальной одежды, отчасти возвращая этих ребят к тропу.
  • Длинные цыганские юбки быстро пачкались, от частой стирки подол быстро приходил в негодность, и на его починку шли собранные с миру по нитки лоскуты.

Примечания[править]

  1. Шапки реальных запорожских казаков мало чем отличались от русских мурмолок, а шапки их «потомков» — черноморских (позднее переименованных в кубанских), хоть и были высокими, не имели такой длинной тульи и больше походили на папахи. Сам головной убор возник в театральной среде в XIX в., оттуда он проник в среду шляхтичей с Правобережной Украины, ностальгировавших по временам Речи Посполитой, а чисто украинским атрибутом стал лишь в Гражданскую войну, когда в качестве формы его приняли несколько кавалерийских полков Скоропадского.