В будущем одеваются как в прошлом

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

В будущем одеваются в облипочку? Или круто и практично? А вот и нет: в моду опять вошли фасоны давно прошедших лет! Дамы носят кринолины и замысловатые прически, кавалеры щеголяют в камзолах и париках. Рукава вновь пышны, как в эпоху Ренессанса, или их вовсе нет, потому что все одеты в тоги и хитоны. Иногда наблюдается причудливое смешение эпох и стилей, и это не на маскарадах, а в повседневной жизни. Но в любом случае мода опирается на исторические фасоны.

Ватсонианский обоснуй: всю работу давно уже выполняют машины, и одежда больше не должна быть практичной, потому что люди не занимаются физическим трудом. Искусный робот-портной способен за считанные минуты сшить изысканнейший наряд по любому эскизу, а ткани красивы и неслыханно дешевы. Или наоборот: случилась планетарная катастрофа, и цивилизацию отбросило назад — а вместе с ней и моду. Тога считается верхом шика, потому что искусство кройки и шитья в удручающем состоянии. Или в будущем в будущем возникнет некая идеология, подчёркивающая связь с великими временами, и подчёркиваться она должна и в одежде (на заметку: в реальности было много идеологий, при которых хотели уподобиться древним римлянам или грекам, но никто в тоги не рядился)[1]. Обоснуй конкретно для провинциальных планет с экстремальными условиями: не все тогда будут достаточно богаты, чтобы носить одежду будущего, и большинство населения будет одеваться как народы Земли, жившие в сходных условиях: на планете-пустыне логично одеваться как бедуины, на ледяной планете — как чукчи… Ещё и может быть модифицированный вариант этого (например, костюм пустынников фрименов, не теряющий ни единой капли влаги).

Дойлистский обоснуй: автору хочется продемонстрировать разнообразие и красоту материальной культуры, а фантазия не особо работает. Или наоборот: автор показывает в будущем некую культуру, «ряженую под…» и выражает это с помощью костюмов. Или автор таким образом философски намекает, что время ходит кругами, и что одним будущее, другим — прошлое. Или он(а) попросту очарован(а) картинками из «Энциклопедии моды». Или не автор, а художник по костюмам, заполучив богатый бюджет, отрывается за годы своего детства, наряжая космических пиратов в камзолы и колеты. Или наоборот, бюджет маленький, и художник покупает по дешевке секонд-хэнд костюмы, оставшиеся после других фильмов.

Примеры[править]

  • Блестящие башни и тоги — целый сеттинг может быть выдержан в этой эстетике.
  • Военные мундиры XIX века в космоопере, начиная с «Дюны».
    • А вот у одного из основоположников жанра Э. Гамильтона в «Звёздных королях» как ни странно, непрактичной одежды мало — максимум, упоминаются плащи или платья (обоснуй — дело происходит на торжественных приёмах), либо обобщённые «мундиры», которые вполне можно вообразить как практичную униформу. Треуголки и эполеты пошли от художника Роберта Авотина, иллюстрировавшего роман в журнале «Техника — молодёжи».
  • А если имеются космические пираты, а сеттинг не очень серьезный, а то и юмористический/сатирический, то почему бы их не нарядить как стереотипных морских пиратов? Встречается не так уж и редко. А вот кто и в каких нарядах им противостоит — другой вопрос.

Литература[править]

  • Сага о Форкосиганах — Барраяр. Планета очень сильно деградировала во время Периода Изоляции, так что ко времени повторного открытия там была атмосфера XVII—XVIII вв. И за век она так до конца и не исчезла.
    • У модников Земли XXX столетия тоже популярны различные стили «под старину» — например, сапоги фасона двадцать четвёртого века.
  • Сердце меча: автора просто прёт всех рядить под японцев.
  • Проскальзывает у Кира Булычева в цикле про Алису: одна из вариаций моды конца XXI в. — тоги и хитоны. Впрочем, комбинезоны в будущем тоже носят с удовольствием, равно как и вполне современные джинсы.
    • И экстравагантные женские парики в духе 1960-х — начала 1970-х.
  • Обосновано в книге «Искупление Христофора Колумба» Карда — действие происходит после глобальной катастрофы. Общество отстраивает цивилизацию. И вот изобретается машина, способная взглянуть в прошлое. Естественно, люди хватаются за любые признаки славного прошлого и начинают перенимать моду минувших эпох.
  • Орешкин Борис, «Четыре дня с Ильей Муромцем» — в мире будущего отчего-то вошла в моду одежда в древнерусском стиле, так что подросток-попаданец, провалившийся в прошлое, выглядел там абсолютно естественно.

Кино[править]

  • «31 июня». В мире будущего в моде ретро: то, что носили в 1970-е годы. А что носили в 1970-е? То же, что в 1930-е.
  • Звёздные войны — явные японские мотивы в одеяниях джедаев, доспехах Дарта Вейдера и ещё во многих костюмах вплоть до новых фильмов. Имперские офицеры носят мундиры Вермахта (в армии и на флоте) и войск СС (в штурмовом корпусе) — Джон Молло, художник по костюмам IV и V эпизодов, был историком военной униформы.
    • На Набу среди людей в ходу наряды, похожие на европейские 18 века. Костюм королевы — отдельный разговор
  • Дюна — при дворе императора Шаддама одеваются как на параде XIX в.
  • «Парень и его пёс» (A Boy and His Dog, 1974) — время действия постапокалиптический 2029 год. На поверхности все, как обычно в посапокалиптике, ходят в лохмотьях. А вот в подземном городе царят порядки 1950-х годов. Жители реднеки (все-таки он находится в Канзасе), ходят в нарядах по образцу как минимум первой половины ХХ века. И мораль у них на момент выхода фильма (а сейчас и подавно) — устаревшая.
  • «Голодные игры» — одежда жителей Капитолия это что-то типа викторианской моды в цветах ЛСД.

Телесериалы[править]

  • Demolition Man (Нидерланды, 2016: не путать с американским фильмом 1993 «Разрушитель») — парадный официальный мужской костюм явно в японском стиле. А вот женский на тот же самый случай выглядит как современное короткое платье.
  • Firefly. Как раз бюджетная причина и костюмы секонд-хэнд. На развитых планетах — камзолы, сюртуки и кринолины, на отсталых — крестьянские костюмы XIX в. Инара носит роскошные сари, Мэл — прикид кавалериста начала ХХ в.
  • «Дикие пальмы» — в киберпанковом будущем почему-то носят одежду XIX века.
  • Доктор Ктолокально: в космическом Восточном Экспрессе воссоздана атмосфера 1920-х и гости-пассажиры одеты соответствующе.
  • Тёмная материя — в будущем как ни странно одеваются как в настоящем, но планета Зайрон населена потомками японцев, а где японцы, там и традиции.
  • «Чародей: Страна Великого Дракона» — главную героиню заносит в параллельный мир где достаточно развитая цивилизация (способны создавать относительно человекоподобных роботов) снобов и моральных уродов носит камзолы, парики и высокие прически примерно ранней Эпохи Возрождения.
    • Не совсем будущее, так как всё же мир параллельный, а что одежда эпохи Просвещения, так у них самый настоящий клокпанк. Троп больше к постапокалипсису и космоопере подходит, не считая собственно футуристики, а не к фэнтези.

Телепередачи[править]

Как безнадежно устарел ваш хэви-метал...

  • «Ералаш», 96-й выпуск, эпизод «Крутая тусовка». Этот эпизод — про бал галантных мальчиков и девочек, в одеждах XVIII века. Вдруг сверху раздаются современные (на момент выпуска) звуки тяжёлого металла (конкретно — Slayer, «War Ensemble»). Девочка поднимается на верхний этаж, а там одетые как панки дед с бабкой, которым она говорит: «Как безнадёжно устарел ваш хэви-метал в наш XXI век».

Мультфильмы[править]

Аниме и манга[править]

  • Legend of the Galactic Heroes — на дворе четвёртое тысячелетие. В Рейхе наряжаются в камзолы[2], а Союз ходит в моде 1980-х (которая во время написания подпадает под троп В будущем одеваются как в настоящем).
  • Code Geass — британские аристократы что на войне, что во дворце ходят в костюмах века эдак XIX. А китайские чиновники — вообще в абсолютно средневекового вида одеяниях. И ладно бы если только в торжественной обстановке: нет, они их носят постоянно. Единственные, кто пытается носить что-то околосовременное — офицеры Евросоюза, щеголяющие в нацистской форме.
  • One Pieceинверсия: во времена парусного века современные костюмы.
  • Gankutsuou — дизайн одежды в большинстве своём соответствует времени оригинального романа. А на дворе пять тысяч ннадцатый год…
  • Hokuto no Ken: после ядерной войны все солидные люди стали носить (фэнтезийные) доспехи.
  • Five Star Stories: наряды преимущественно клюквовосточные и клюквоевропейские, стилизованные под 18-19 века (кое-где под средневековые). Изредка попадаются относительно современные (в роде военной формы) и футуристические.
  • В лейдживерсе большинство персонажей всё же одеваются, как в настоящем, но некоторые из центральных персонажей франшизы полностью соответствуют тропу, придерживаясь эстетики плащей и шпаг (что временами подсвечивается). Иногда даётся какое-то объяснение, но зачастую это просто принимается, как факт.
    • Captain Harlock (2013) — не повседневная одежда, конечно, но на кой черт им доспехи? То-есть, понятно, что это не реальные доспехи, но зачем было делать бронескафандр именно таким — не вполне ясно. Обоснуй: не зачем, а почему, точно так-же, как стилизация «Аркадии» и некоторые другие странности. Результат действия темной материи, а почему она порождает такие странные штуки — не поясняется.
  • Nana Toshi Monogatari: Hokkyokukai Sensen — ярое воплощение тропа.
  • Iria: Zeiram — вроде и будущее но все одеваются под средневековую Японию (а террористы на одной планете — под индейцев). Даже универсальный солдат «Зейрам», главный злодей этого аниме — и тот стилизирован под самурая.

Видеоигры[править]

  • Интерактивный фильм-тир Space Pirates — стёб над тропом и одновременно пародия на американский фантастический кинотрэш, где десятилетиями наблюдалась тенденция эксплуатировать троп.
  • Fallout: New Vegas — Легион Цезаря же, ряженные под Древний Рим в буквальном смысле! С прикрученным фитильком, так как это все же постапокалипсис, и ношение доспехов в местных суровых условиях отнюдь не лишено смысла. А вот дикари, ставшие Семьями Нью-Вегаса, с удовольствием перешли на довоенный гардероб. Особенно показательна Омерта, явно с удовольствием косплеящая мафию.
    • Да и в целом, перед Великой Войной 2077 года в моде был стиль 1950-х. В оригинальной дилогии это видно в первую очередь по автомашинам, а при перезапуске дошло и до гардероба.
  • Civilization — одежда правителей не меняется из эпохи в эпоху, что со временем обеспечит троп, а уж ставшие мемом легионеры на современной технике вообще машут ручкой предыдущему тропу.
  • Freelancer — некоторые персонажи Рейнландии и Кусари одеваются довольно старомодно, что и неудивительно, ведь первые — ряженые под Пруссию, а вторые — под Японию периода Эдо.
  • Серия Killzone (до Shadowfall) эстетически опирается на середину-конец XX века, хотя человечество уже освоило несколько звёздных систем и успело расколоться на новые космические нации.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — люди одеваются достаточно эклектично: от униформы 20 века[3] у Гвардии до нарядов 19 века у аристократии и Инквизиции (если судить по официальным артам).
    • Там есть обоснование — за время Эры Раздоры человечество деградировало. На отдельных планетах и до уровня каменного века, даже сама Земля (по сеттингу — Священная Терра) к моменту прихода Императора переживала пятитысячелетнюю эпоху непрерывных воин так называемых техноварваров, примерно в стиле «Безумного Макса» с Нагибсоном. Общую культуру и даже язык для объединенного человечества пришлось создавать заново. Но там не настала Утопия в стиле Ефремова, всего-навсего новые Тёмные техно-века в самых худших проявлениях, уже как 12-е тысячелетие.
  • «Грань Вселенной» — большая часть персонажей на иллюстрациях красуется тропом. Особенно выделяются викинги с Вальхалы (хотя и аристократия в этом деле толк знает).

Реальная жизнь[править]

  • С точки зрения ХХ века, будущее уже наступило. Да, в обыденной жизни мы не одеваемся как в прошлом. Но на свадьбах многие носят прокатные фраки и визитки, невеста в кринолине и корсете — тоже не редкость.
    • И если считать «прошлым» конец XX века, то за последние полвека повседневная мода поменялась совсем мало. Человек в джинсовом или спортивном костюме из 1970-х не будет даже выглядеть старомодным, что-то подобное можно купить в обычном магазине. А «хипстер-попаданец», которого обнаружили на фото аж из 1940-х, на самом деле был одет по последней моде своего времени, хотя отлично вписался бы и в наше. Сравните это с фантазиями фантастов о безумной моде далёкого будущего 2000 года!
  • Женские пышные кринолины времён Марии-Антуанетты (т. е. второй половины XVIII ст.) стали вновь популярны во Франции (а следом — и во всей Европе и США) при Наполеоне III в 1850-60-х годах (не в последнюю очередь сыграл свою роль тот факт, что его жена императрица Евгения Монтихо увлекалась стилем рококо и личностью королевы Марии-Антуанетты: даже позировала для художников в её образе).
  • Готы! Нередко носят одежду XIX в. — вернее, оригинально переосмысленные элементы этой одежды, которые человек XIX в. ни за что бы так не надел.
  • Есть оригиналы, которые делают старинную одежду повседневной лично для себя:
    • Автор данной правки в качестве легкой летней куртки носит порой хаори с гербом Минамото.
    • Да и автор этой надевал летом косодэ.
    • У автора этой правки хаори столетней давности работает парадным жакетом и прозвано родственниками «японский фрак».
    • Автор этой постоянно ходит в черном костюме с подтяжками и жилетом, на голове шляпа-федора образца 1949 г.
    • Автор этой летом ходит в косоворотке а-ля рюсс (потому что где горожанину достать настоящую косоворотку), а весной и осенью — синюю поддёвку. Картуз прилагается.
    • Однокурсник автора правки носил одно время френч с гербовыми пуговицами и начищенные сапоги.
    • Соседка по комнате автора этой правки и её парень часто в стиле британских шугейзеров и постпанков 1980-90-ых, обожают винтажные вещи из секонд-хендов, ботинки-мартенсы да ещё и автора на это дело подсадили. А сама она не чурается сейлор-фуку и рюшевых бархатных платьев.
    • Раз уж здесь выделено место для хвастовства, то ВПС несколько лет носил треуголку. И дальше бы носил, если бы не посеял истинно флибустьерским способом: с ветром и непогодой такой фасон справляется на ура.
    • Сара и Габриэль Крисманы. Не только одеваются, как в XIX в., но и реконструируют тогдашний быт.
    • Катрина Холт. Ее эпоха 1950-е.
    • Автор этой правки, в отличие от вышеотписавшихся, одевается обычно.
  • Mom-fit джинсы (свободные в бёдрах джинсы с высокой посадкой), бывшие гиперпопулярными в 80-90-е, к 2000-му стали считаться антитрендом из-за того, что визуально уплощали и увеличивали ягодицы, да и вообще считалось, что «мамины джинсы» носят женщины, которые не следят за модой (отсюда и название). К началу 2000-х их вытеснили скинни с заниженной талией, зато на рубеже 10-20-х годов XXI века, когда красивыми стали считаться широкие бёдра, многие оценили достоинства и практичность именно mom-джинсов: садятся на любую фигуру, недостатки визуально скрывают, достоинства подчёркивают (для скинни же всё с точностью наоборот, да и заниженная талия как раз требует определённых параметров), а с высокой посадкой меньше риска застудить поясницу.
    • Кстати, в подобном же ключе в «эпоху скинни» доставалось не только «маминым джинсам», но и «папиным», то есть, классическим мужским джинсам стандартной посадки и прямого кроя — жертвой насмешек как-то раз стал аж сам президент США Барак Обама!
    • Почему никто не любит одежду раннего Средневековья (викингов)? Только это не шкуры и меха, а широкие штаны с обмотками (онучами), опоясанная рубаха с вырезом до середины бедра, накидка или стёганая куртка. Достаточно удобно, и не жарко, и не холодно.
    • Моде вообще свойственно ходить кругами. Скажем, годы в 1960-70-е носили юбки-колокол и восьмиклинки. Несколько лет назад подобные фасоны снова были в тренде. Автор этой правки тоже носила подобное.
  • Отдельная история — это униформа US Marine Corps: Blue Dress и Blue-White Dress(A и B). Передаёт привет XIX в., Service Uniform — 1940-50-м годам. Про такую вещь, как Evening Dress, даже писать не хочется.
    • Спародировано в комиксе Terminal Lance — морпехи удивляются, как бойцы в XIX веке умудрялись воевать в том, что сейчас является неудобной парадной формой, морпехи будущего носят в качестве парадной полевую униформу начала XXI века и задаются тем же вопросом.
  • Легендарная «косуха» так любимая различными неформалами (а последнее время и не только ими, правда в несколько модернизированном виде) — это не что иное, как куртка американских летчиков 1940-50-х годов.
    • Как и куртка-бомбер. Нынче модифицировалась в Letterman jacket, которую так любят американские школьники-спортсмены.
  • Да что там КМП или лётчики США! Парадная форма гвардейцев многих армий мира, несущих охрану резиденций первых лиц государства, чаще всего представляет из себя старинную военную форму XVIII—XIX, а то и Средних веков (вооружение также может быть старинное). Но только парадная. Боевое обмундирование, как и оружие, у них вполне современное.
  • Гренадерская королевская гвардия Великобритании — красные мундиры и медвежьи шапки прямиком из XIX века, чуть ли не со времён битвы при Ватерлоо. А вот автоматы у гренадеров вполне современные — SA-80.
  • Йоменская Стража лондонского Тауэра aka Бифитеры одеваются в форму XV в. и вооружаются протазанами.
  • Национальная жандармерия Французской республики — одновременно и внутренние войска, и ФСИН и сельская полиция Франции. Парадная форма практически не изменилась с XIX века, а знаменитые круглые кепи родом из той же эпохи многие жандармы за милую душу носят и в наши дни.
  • Карабинеры Италии — чёрные плащи и бикорны с яркими перьями же!
  • Пехотная когорта швейцарцев священной охраны римского папы — юридически это старейшая армия мира и последний отряд легендарных швейцарских наёмников. Парадная форма — полосатые красно-сине-жёлтые камзолы и подхваченные под коленями брюки, берет или морион с красным плюмажем в торжественных случая. Вооружение — алебарды, шпаги и двуручные мечи в церемониальной обстановке, штурмовые винтовки и пистолеты — в полевой.
  • Краснознамённый ордена Октябрьской революции Президентский полк — церемониальная форма представляет собой, по сути, смесь формы Советской Армии и гренадерской формы РИ (кивер). Парадное оружие — самозарядный карабин Симонова.
  • Пятизвездочные генералы США имеют право повседневно носить любую военную форму армии США любого рода войск и любой эпохи. Поэтому Эйзенхауэр с Брэдли имели полное право прийти на службу в париках со шпагами в треуголках и камзолах периода войны за Независимость.
  • А еще бывает с прикрученным фитильком, когда модные тенденции 20-30-40-летней давности возвращаются и считаются писком последней моды.
  • Ну и костюм-«тройка» не выходит из моды уже 200 лет, так что современные бизнесмены одеваются примерно так же, как в XIX в. одевались буржуа. Единственное что меняется — фасон рубашек и галстуки, плюс сейчас в моде всё же двойка, а она сильно младше.
  • Команда КВН «Раисы» — на сцене часто одеваются в костюмы 1940-50-х годов.
  • С прикрученным фитильком — школьная форма на последний звонок в современной России. Для мальчика — обычный костюм-двойка, а вот для девочки — школьная форма эпохи СССР: фартук и банты. Некоторые девочки при этом уж до такой степени… акселератки, что подобный наряд воспринимается как костюм-фетиш. Особенно если вспомнить, ГДЕ они их достают…
    • В прокате? По объявлениям? ;-)
    • Ну, если Дарья Донцова не врёт, то проще всего такой костюм купить в секс-шопе.
    • Оригинальная "школьная" однобортная куртка и брюки на редкость практичная вещь, но только не в учёбе, а на работе в цеху. Её достаточно точно копируют современные комплекты "корпоративной" рабочей одежды, только вместо брюк значительно более удобный, закрывающий под курткой поясницу полукомбинезон на плечевых лямках.
  • Украинские вышиванки и просто вышитые узоры — да, не лишено определенной подоплёки (обсуждение которой выходит за рамки тематики сайта), но для многих, включая автора правки, в первую очередь просто красиво. С прикрученным фитильком, так как сейчас носят очень неканонично: как верхнюю одежду, зачастую с брюками (изначально это было одновременно верхнее и нижнее бельё — а женский вариант вообще содержал разрез до пупа для кормления грудью, — и носить рубашку без верхней одежды было страшно неприлично; поборники чистоты традиций, которых современный вариант раздражает, иногда припоминают этот факт).
  • Баварцы с их любовью к баварскому народному костюму.

Примечания[править]

  1. В революционной Франции из-за большого интереса к демократиям древности возникла так называемая «ампирная мода»: тоги не носили, но стремились подражать античной одежде и причёскам (так и называлось: волосы à la grecque [а ля грэк], à la romaine [а ля ромэн], то есть под древнюю гречанку или римлянку). Изготовители дамских париков неплохо на этом заработали. Продолжилось и в дни Наполеоновской империи. Л. Н. Толстой упоминает, что этой моде подражали и русские дворянки.
  2. Впрочем, только аристократы. Простые люди одеты не столь архаично.
  3. Это очень отчасти соответствует действительному положению дел в сеттинге, разные полки Гвардии экипируются в зависимости от уровня развития своей планеты и её культуры. На передовой могут рядом стоять кавалеристы и ОЧБР, ряженные под морпехов США в парадной форме и а-ля ряженные под Второй Рейх, развесисто-клюквенные «рюс-бояр» и батальоны натуральных Рэмб из джунглей