Живая одежда

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Это что? — спрашивает бада. — Штанишки, — говорят зоки. — Правда, красивые? — А стоя́т почему?! — ахнул бада. — Самостоятельные потому что.

»
— Ирина и Леонид Тюхтяевы, «Зоки и бада»

Многострадальному баде ещё повезло — его штаны (и прочий костюм, кстати) были самостоятельными лишь потому, что были сделаны из фанеры, и, кстати, зоки в этот раз хотели как лучше. Гораздо меньше повезло тем героям, чьи штаны (и прочий костюм, кстати), проявляют самостоятельность в более широком диапазоне — встают и садятся, ходят, прыгают или летают, занимаются делами, развлекаются и даже говорят, не обращая внимания на то, что не одеты надеты ни на кого. Живая одежда может играться комически, особенно некоторые разновидности; может философски, особенно если это рабочая форма и тем более деловой костюм — и тогда ставится вопрос о том, а существует ли сам человек за его границами; а может и депрессивно — если норовит подменить собой своего (бывшего?) носителя. При этом крупные предметы — рубашка, пиджак, брюки, верхняя одежда, обувь или головной убор скорее будут вести себя, как будто на кого-то надеты, а мелкие скорее уподобятся животным — перчатки будут бегать, как пауки или мыши, а ремень или галстук ползать, как змея.

Троп пересекается с ожившим и пустым доспехами, в зависимости от того, что приводит излишне самостоятельную одежду в движение — с той лишь очевидной разницей, что даже живую одежду гораздо сложнее принять за человека, нежели полные латы. Чтобы считаться живой, одежда должна активно шевелиться и вообще вести себя как живая, в противном случае — если реагирует на внешние раздражители, исполняет приказы и даже соображает сама, но без хозяина не двигается — она всего лишь умная.

Аверсия, если оказывается, что кто-то в этот наряд всё-таки одет.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Эрих Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена» — удирая от бешеной собаки, барон сбросил с плеч тяжёлую шубу. Хищница отвлеклась на неё, позволив Мюнхгаузену вбежать в дом и благополучно отстреляться. Немного погодя искусанная шуба взбесилась, и барону пришлось отстреливаться вторично.
  • Корней Чуковский, «Мойдодыр» — одежда сама убежала от грязнули.
  • Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита» — судя по всему, Коровьев засунул в «кто вам тут Проша?»-костюм некий слепок личности его владельца. Потому что, во-первых, сам костюм говорил голосом чиновника, а во-вторых, тот, вернувшись в оный костюм, одобрил все резолюции, которые костюм в его отсутствие успел наложить.
  • Николай Носов, «Живая шляпа» — пионеры, увидев ползущий по полу сабж, успели навоображать невесть что. Но читатель-то знает, что шляпа всего лишь упала на котёнка, который и тыкался всё это время вслепую, волоча её на себе, потому что художник выкатил спойлеры прямо на обложку.
  • Братья Стругацкие, «Улитка на склоне» — в деревнях туземцев одежда напоминает не животное, а растение, поэтому одежду попавшего в аварию ученого режут на куски, сажают в землю и в итоге очень удивляются, что ничего не проросло.
  • Фрэнк Герберт, «Дети Дюны» — ближе к концу Лето обклеивается песчаными форелями (вообще-то популярное развлечение у фрименских детишек, но как-то нацепить по всему телу до сих пор ни у кого фантазии не хватило). Обретает сверхчеловеческую силу и почти неуязвимость на последующие три с половиной тыщи лет.
  • Клиффорд Саймак, «Что может быть проще времени?» и (спин-офф?) рассказ «Монстры» — замечательная инопланетная накидка вроде тигровой шкуры… Которая на самом деле — живая ловчая сеть.
  • Гарри Гаррисон, «Эдем» — иилане целиком и полностью ушли в биологические инструменты, поэтому и одёжки у них соответствующие.
  • Сергей Лукьяненко, «Шестой дозор» — аверсия. Вампирша Лилит не «научилась трансформироваться вместе с одеждой», а придаёт голому телу видимость одежды.
  • Метавселенная Рудазова — старая мантия Себастиуса Трансмутатора ночами ползает под кроватью, поедая мышей и тараканов.
    • А о демонице Лахдже можно повторить сказанное выше о вампирше Лилит.
  • Жерар Клейн и Ален Доремье, «Туника Нессы» — странная девушка в странной тунике, проявляющей некоторую избыточную самостоятельность. Чем является туника Нессы, один из героев более-менее выясняет в финале. Ценой своей жизни.
  • Пирс Энтони, «Ксанф» — властью своей магии волшебник Дор умеет на некоторое время оживлять предметы вблизи себя. Правда, автономно двигаются они редко, зато вот разговорчивыми становятся! Одежда-одежда вон того предводителя хулиганов и забияк, скажи мне, пожалуйста, нет ли у него какого-нибудь стыдного секрета, который он ото всех скрывает? Ах, есть? Дело в том, что он, оказывается, на самом деле… Минуточку, он, кажется, хочет сейчас сказать мне что-то очень важное!
  • Святослав Логинов, «Имперские ведьмы». Одевка ведьм. На теле выглядит как сплошной комбинезон, оставляющий открытыми голову, шею, кисти рук и ступни до лодыжек. Спереди на талии две «пуговицы» — глаза и «пряжка» — нос. Обеспечивает носителю возможность дыхания в любой среде (вода, болотная жижа, межзвездный газ), защиту от космической радиации, комфортную температуру, гигиенические потребности. Подманивается и приручается на болотах Новой Земли. По сюжету такой одевкой обзаводится ГГ — каторжник-дезертир из земного космофлота, с помощью другой ГГ — попавшей в опасную ситуацию новоземельской ведьмы.
  • Лоис Макмастер Буджолд, «Подарки к Зимнепразднику» — живое меховое одеяло, свадебный подарок Майлзу от Элли Куин.
  • «Гарри Поттер» — волшебная Распределяющая шляпа. Умеет разговаривать, читать мысли и сочинять песни. Используется для распределения учеников по факультетам, подбирая для каждого наиболее, по её мнению, подходящий.
  • Повесть Э. Успенского «Красная рука, черная простыня, зелёные пальцы», написанная по мотивам детских страшилок — кроме перечисленных разноцветных монстров, тут есть ещё много чего, в том числе и Белые Перчатки, которые прилетают по ночам к какому-нибудь пианино и исполняют что-нибудь классическое. Было ли такое в фольклоре до книги — вопрос.
  • Р. Шекли «Призрак-5» — ожившая одежда Грегора, напавшая на своего же владельца, была первым, но далеко не последним и не самым страшным ужастиком на заглавной планете. Субверсия, поскольку всё это было галлюцинациями, вызванными отравляющим атмосферу планеты газом. У всех надышавшихся оживали их личные или культурно обусловленные страхи.
  • Ирина Коблова, «Сонхийский цикл» — демон Серебряный Лис (не шелупонь какая-то, а один из демонических князей) может превращаться в человека и ещё в шикарную шубу. Разумеется, надевать её врагам Лиса категорически не рекомендуется — загрызёт. Зато главный антигерой цикла Тейзург (друг и любовник Лиса) часто приходит в этой «шубе» на различные торжественные мероприятия. Или в обычной шубе, сделанной по облику и подобию Лиса — не отличишь, пока «шуба» сама не оживёт.
  • Стихотворение Доктора Зойса «Чего я испугался» — рассказчик испугался штанов, бродивших сами по себе. Штаны оказались не страшными и сами его испугались, но в итоге человек и одежда подружились.
  • Роберт Сильверберг, "Вниз в землю". Героиня встречает протагониста, одетая в "оболочечника" в качестве платья. Экзотическое существо, похожее на гибрид амёбы с одеялом, шокирует даже много повидавшего героя.

Книги-игры[править]

  • Д. Браславский, «Мерцание эльфийского портала» — в одном из миров, которые посетил протагонист, обитает наряду с людьми раса тайти — разумные курточки. И раса панти — разумные шапочки. Они телепаты и телекинетики, а надевшись на человека, способны придавать ему способность левитировать (тайти) и выступать по отношению к человеку в роли шапки-невидимки (панти). Когда надет и панти на голову и тайти на тело — абилок у всех троих «симбионтов» максимум, и это называется «Триада». Единственный минус — и тайти и панти от природы непременно меховые, поэтому летом в них жарковато. Среди людских этносов, обитающих в том же мире, есть культура рэндов — эти люди являются мрачными фанатиками своей изуверской религии (требующей человеческих жертвоприношений!), они предубеждены против тайти и панти, считают их «демонами» и стремятся уничтожать и представителей обеих «одёжных» рас, и тех из людей, которые общаются и ведут дела с живой одеждой. Рэнды — неприятное исключение: большинство людей (по крайней мере в том же государстве) относятся к тайти и панти нормально, как ко всякой разумной расе.

Кино[править]

  • «Доктор Стрэндж» и другие фильмы Киновселенной Marvel с участием этого персонажа — левитирующий плащ с повадками крупного игривого пса живо отсылает к предназначенному для аналогичных целей ковру от той же конторы.
  • «Мой любимый марсианин» — скафандр дядюшки Мартина Зут (полное название — Полиморфный Зутенекс 3000) ходит, разговаривает, управляется с предметами, бухает чистящими средствами и пристаёт к обычным земным маечкам.
  • «Оленья кожа» — с главным героем разговаривает его новая шикарная куртка из оленьей кожи. У куртки есть мечта: остаться единственной курткой в мире, что идеально совпадает с мечтой главного героя: остаться единственным в мире человеком, носящим куртку. Вот только другие люди не очень-то хотят добровольно расставаться со своими куртками, так что эту проблему приходится решать радикально. Субверсия: скорее всего, это не куртка живая, а просто у её хозяина беды с бошкой.
  • «Маленькое красное платье» (в оригинале «In Fabric»), артхаусный ужастик с элементами комедии. Заглавный элемент одежды умеет двигаться, почему-то стремится убивать владельцев и регенерирует после повреждений.

Мультфильмы[править]

  • «Ну, погоди!», второй выпуск — цилиндр фокусника, которым в гневе швыряется Волк, вроде бы не сюда, но уж очень произвольно он меняет направление в полёте. Соображает, чертяка!
  • «Как казаки на свадьбе гуляли» — Грай и Око на перепутье видят решительно шагающую пару красных панских сапог, которая и приводит их к проклятой корчме. Аверсия: в эти сапоги был обут невидимый главчёрт и они же его демаскировали, когда в поднявшейся суматохе главчёрт попытался снова стать невидимым.
  • «Персей» отечественный — крылатые сандалии чуть не улетели от героя.
  • «Ситцевая улица» — как в случае с «Мойдодыром»: платья из магазина не пожелали, чтобы их хозяйкой стала девочка-неряха, и улетели прочь.
  • «Новые друзья» — опять же, как в случае с «Мойдодыром»: шапка, варежки и ботинки ушли от неряхи-хозяина.
  • «Ух ты, говорящая рыба!» — тулуп, который из зайца вышел и пошёл куда глаза глядят. Причём несколько раз за рассказ. Хоть действие и происходит в рассказе человека-рыбы (и, видимо, в воображении Ээха, понемногу дуреющего от нарастающей психоделичности рассказа), но для зрителя ходячий тулуп с глядящими глазами продемонстрирован.
  • «Shiny» — короткометражка 2016 года, выполненная в технике «stop motion» (технически это что-то сродни тому, как снимают кукольные мультфильмы). Все персонажи состоят из предметов одежды. Хотя у них есть что-то вроде крови, и их даже может cтошнить.
  • «Падал прошлогодний снег» — сапоги-«Ишь чего откаблучивают!»-скороходы.
    • «Маленькие чудеса» — тоже могут пойти сами, активировались, когда девочка сунула в них ноги своей куклы; так они целый день по городу и бегали «куда глаза глядят» с болтающейся куклой.

Мультсериалы[править]

  • «Приключения Джеки Чана» — перчатки пиратского капитана Зелёной Бороды живут своей жизнью и продолжают грабить, несмотря на то, что сам Зелёная Борода давным-давно умер.
  • «Дом совы» — в серии «Первый день» показано, что в школе Волшбы для определения факультета ученика раньше использовали живую шляпу. Шляпа была очень злобной и часто пыталась откусить головы ученикам.
  • «MLP» — «Мечтают ли принцессы о волшебных овцах?» (5 сезон, 13 серия). Проникшая в Понивиль тёмная сила по имени Тантабас насылает на поней кошмарные сны. Модистке Рарити снится, как её нарядные платья превратились в чудищ с зубами и языками, рвут другую одежду и пытаются напасть на неё саму.
  • «Настоящие охотники за привидениями» — в эпизоде «Гражданин призрак» (1 сезон, 11 серия) повествуется о событиях, имевших место сразу по завершении сюжета первого фильма. Пропитанные психокинетической энергией Гозера костюмы по халатности забыли сжечь, в результате чего они ожили, вооружились протонными излучателями и напали на прежних владельцев.
  • «Приключения Джимми Нейтрона» — самая первая серия «Когда атакуют штаны», посвящённая этим самым штанам, которые Джимми решил «оживить», чтобы они сами складывались в шкаф. И естественно, добром это не кончилось.
  • «Чёрный Плащ» — серия «Мозговая атака». Весьма оригинальное вторжение инопланетян. Пришельцы выглядят, как шляпы и способны контролировать разум того, кто их наденет.

Комиксы и веб-комиксы[править]

  • Симбионты из Marvel, с фитильком — скорее организмы с широкими возможностями к маскировке.
  • Empowered — форма разумной жизни неизвестного происхождения в виде стереотипного «в облипочку» женского супергеройского костюма. Работает в команде супергероев «Superhomies» костюмом протагонистки комикса, скрывая от неё свою суть и иногда выручая её из особо крупных передряг.
  • «Оглаф» — Плоские медведи, мимикрирующие под шкуры-накидки. Собственно, буйный и злобный нрав берсерка — это побочный эффект из-за паразитирующего на нём медведя. Накинутая на плечи шкура — вполне себе одежда, хоть и примитивная дальше некуда.
  • «Спаун» — плащи главного героя и его коллег на самом деле представляют собой симбионтов, подключённых к ЦНС носителей и питающихся некроплазмой их тел. Такие симбионты будут защищать хозяина, даже когда он без сознания, однако могут и уйти к кому-то другому, если создать условия. Одёжку конкретно Спауна зовут Кожжа (англ. Leetha) из Седьмого Дома K или просто K7-Кожжа.

Аниме и манга[править]

  • Kill la Kill — Всепокровы (Камуи), состоящие из инопланетных Нитей Жизни. Имитируют обычную одежду, но вполне по-человечески разумны, способны телепатически общаться с хозяином, давать ему нечеловеческую силу, создавать иллюзии, предчувствовать угрозу и прочее. Правда, взамен им требуется пить из носителя кровь.
  • Gleipnir — Сюити. Вообще говоря, он — человек, но вот его боевая форма — костюм собачки. Предполагается что в этот костюм должен загрузиться пилот, которым и является напарница Сюити. В зависимости от психологической совместимости соединение с пилотом варьируется от простого управления костюмом, до слияния в единую личность. Можно в принципе драться и без пилота, он здесь нужен по чисто психологическим соображениям — добавляет так сказать моральный стержень, которого недостает самому Сюити.
  • Kanokon — костюм плейбоевского кролика, хранящийся в магически запечатанной коробке. Сначала думали, что этот костюм просто проклятый и его нельзя снять, — но оказалось, что он разумный. Он способен менять форму, двигаться сам и даже может контролировать другую одежду.
  • Konosuba — Святой доспех Игис, когда-то был обычной паладинской магической броней очередного Попаданца в этот мир, но после смерти часть его души вселилась в доспех и сделала его одушевлённым — к несчастью тот был извращенцем и доспех теперь предпочитает чтобы его носили красивые и минимально одетые девушки и склонен в самые неподходящие моменты к ненужным домогательствам.
  • To Love-Ru — Пэкэ, робот, превращающийся в любую нужную Лале одежду. Вполне разумен при этом.
  • Okusama wa Michael — пришелец Фуру, которого встретила главная героиня, может становиться одеждой. Но только одним видом одежды, никаких комплектов. Учитывая, что данный тайтл является хентаем, то это приводит ко множеству пикантных ситуаций.

Видеоигры[править]

  • TaleSpin (NES, 1991) — в конце уровня «Дом с привидениями» нужно сразиться с цилиндром, галстуком-бабочкой, парой перчаток и парой ботинок, которые действую сообща, словно на ком-то надеты. Причём пошиты эти предметы одежды были явно на великана, ибо каждый из них сопоставим размерами с самолётом, на котором летает Балу. И нет, это не голый великан невидимка, а именно живая одежда, ибо уязвимым местом босса является галстук-бабочка, а одна из перчаток может отдаляться от своих собратьев так сильно, что никакая рука такого бы не позволила.
  • Rogue Trooper — шутер про некого коммандос в каске, которая обладала ИИ, общалась с протагонистом и активно вмешивалась в сюжет.
    • «Некий коммандос» — «генетический пехотинец», с функцией бэкапа личности на специальный чип для вживления в новое тело или, временно, в экипировку. На экипировке у него три чипа с личностью погибших товарищей: оружейного маньяка Ганнера, встроенный в автомат, снабженца группы Бэгмена в рюкзаке, и хакера Хелма в каске. В сюжет активнее всего, кстати, вмешивается автомат с чипом Ганнера.
  • Super Mario Odyssey — здесь Марио обрёл нового товарища — живую кепку по прозвищу Кэппи.
  • Вселенная Fallen London — примерно половина обитателей о. Полифем — она самая.
  • Fallout 3 — прототип медицинской силовой брони. Разговаривает с экипированным в духе типичного сержанта-зверя и при боевой необходимости вкалывает морфин, поскольку до ума ее так и не довели.
  • Fallout: New Vegas — стелс-броня «Марк II» из дополнения «Old World Blues», которая разговаривает с тобой и дает медикаменты в случае надобности.
  • It Takes Two — в последней главе протагонисты должны найти и спасти от демонов целый оркестр, состоящий не то из живых одежд, не то из человеков-невидимок. Вместо музыкантов-мужчин — живые фраки, вместо музыкантов-женщин — живые чёрные платья.
  • The Legend of Zelda: The Minish Cap — Эзло, наставник Линка, превращен злодеем в зеленую шапку, которую носит герой.

Визуальные романы[править]

  • Slave witch April — одежда, насилующая свою хозяйку. Серьезно.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons: плащевики — монстры, в состоянии покоя неотличимые от кожаного плаща. Когда плащевик атакует и развёртывается, он больше напоминает ската с глазами и пастью на внутренней стороне «плаща».
    • Также raggamoffyn (от англ. raggamuffin — «оборванец», в свою очередь образованного от rag — «тряпка») — монстр, представляющий собой кучу тряпья и старой одежды, случайно оживлённую остаточной магической энергией. «Тряпичники» могут обматывать собой противников, как бы надеваясь на них, и если им это удалось, они могут попытаться взять захваченное существо под магический контроль (получив доступ к его сознанию, воспоминаниям и личности), при этом любые атаки, направленные на тряпичника, наносят только половину урона ему и вторую половину — захваченному существу.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — есть несколько таких чудес.
    • Например, SCP-692, «Оживляющий стиральный порошок», выстиранные которым предметы одежды вскоре после контакта с живым многоклеточным организмом оживают и начинают себя вести, как этот организм. Отчасти ожившей одеждой является ходячая полицейская форма SCP-912 (остальная часть объекта представляет собой оживший доспех).
    • Да и вообще явление с самостоятельно разгуливающей одеждой классифицировано отдельно, как SCP-1578 (явление очень частое — 500—700 проявлений в год! — и известно с XII века).
    • Русскоязычный филиал тоже не отстаёт — тут есть старые-добрые SCP-1445-RU «Варежки». Пара варежек, каждая со своей личностью, управляют руками носителя, любят поговорить и покушать (и носителя кормят — всё равно он их сам снять не может). А ещё они видят глазами носителя, могут кусать тех, кто ему угрожает, и даже способны перехватить пулю в воздухе.

Реальная жизнь[править]

  • Некоторые дрессировщики носят живую лису на плечах в качестве живого лисьего воротника.