Непрактичная броня

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Я вижу здесь двадцать семь уязвимых мест, куда можно спокойно ткнуть копьём, и это если считать за одно ноги и голову »
— Реконструктор о доспехах одного из дружинников Владимира в фильме «Викинг»
« Повелитель думает, что в этих доспехах он неотразим, но надевать их перед битвой — великая глупость. »
— Описание декоративных доспехов, серия Total War
Фильм «Викинг»: яркий пример «недолёта»

Перед вами персонаж в доспехах, какая-либо боевая машина, космический корабль… да что угодно, так или иначе снабжённое средствами защиты. Всё хорошо, эта броня выглядит на самом деле красиво (или омерзительно), характеризует и мир, и персонажей, привлекает внимание и так далее. Проблема в том, что в погоне за всеми этими функциями была забыта та, ради которой броня и создавалась — защитная. В итоге получилась непрактичная броня.

Причина сего явления понятна и проста: если произведение создают несколько людей, то над дизайном брони с очень высокой вероятностью будут работать люди, которые не физики-механики, не инженеры и даже не реконструкторы (несчастным реконструкторам в этой броне, скорее всего, придётся бегать в качестве массовки, если это съёмки фильма). А даже если автор один и разбирается в теме, то ему с высокой вероятностью не приходилось и не придётся рулить или носить плоды своих трудов.

Признаки непрактичной брони:

  • Недолёт: Броня плоха сама по себе, закрывает слишком малую площадь или не самые уязвимые участки — словом, нет чего-то, что должно быть у нормальной брони.
    • Латы из фольги — необязательно латы, но броня сделана настолько тонкой, что действительно плохо защищает.
    • Бронелифчик — тот случай, когда непрактичность очевидна даже создателям такого доспеха. Джекпот, если руки и ноги ниже колен закрыты по-нормальному, а всё остальное — нет.
    • Голова ничем не прикрыта — не все соблюдают технику безопасности.
    • Если доспех пластинчатый, пластины просто пришиты к поддоспешнику с зазорами, даже не внахлёст — см. изображение в начале статьи. Каждая такая прореха буквально напрашивается на то, чтобы в неё ткнули чем-нибудь острым. Впрочем, такой доспех именуемый колонтарь встречался и в реальной жизни, стоил он сопоставимо пластинчатому, а зазоры закрывала плотная кольчуга — потыкать не выйдет.
    • Неправильная компоновка бронетехники — только дурак будет ставить топливный бак или боекомплект на внешней части корпуса танка[1]. Или не в меру креативный художник. Сюда же Командный мостик на самом видном месте и с огромным лобовым стеклом.
      • Как раз баки встраиваются в качестве дополнительной защиты — загорится или нет топливо, тот еще вопрос, а энергию снаряда погасит. Да, не снаружи корпуса, а за броней, но на внешней стороне, в самых уязвимых местах — например, в надгусеничных нишах. Сюда же знаменитые баки на дверцах БМП-1 и БМП-2. Когда струя металла на скорости под два километра в секунду влетает во внутренний объем танка, то уже практически без разницы, загорится он после этого или нет. Если это чудо остановит бак (протектированный, причем — пробоина пытается затянуться, губчатый наполнитель не дает топливу вытекать широкой струей) — будет намного лучше, а пожар, может быть, даже удастся потушить. А еще такой пожар может дезинформировать противника и тот решит что машина уже подбита.
    • Многие горе-художники, рисуя боевые космические корабли, создают их как месиво самых разнообразных объёмных форм, склеенных в один корпус. В результате корабль имеет дофигищу вогнутых поверхностей, словно просящих противника стрелять по этим местам. Даже если предположить наличие защитного поля, такой корабль всё равно будет иметь слишком большую площадь поверхности и массу внешнего корпуса при минимальном полезном объёме. Это не говоря о том, что входить в атмосферу он не сможет под страхом смерти — садиться надо будет на челноках.
    • Рядом идёт техногуро и иже с ним — броня-то есть, да только все уязвимые места торчат за её пределами.
    • Наконец, абсолютно любая броня будет непрактичной без амортизации.
    • Слишком редкая кольчуга: от рубящего удара хоть чуть-чуть поможет, но вот от колющего (особенно оружием с узким лезвием) практически бесполезна.
  • Перелёт: Броня слишком большая, толстая и громоздкая — круто и эпично, но носящий её воин должен очень быстро выдыхаться, движок — жрать горючее цистернами, а дополнительная защита всё равно вряд ли будет востребована. Трёхслойные кирасы обычных пехотинцев Лордерона из Warcraft 3 — это оно самое.
    • Слишком толстые плиты броника — при попадании автоматной пули хватит и более тонких, а если шмальнуть из крупнокалиберной винтовки, дырка будет даже предпочтительнее кроваво-мясо-костяной каши вместо грудной клетки. И это не говоря уже о большом весе, который будет сильно изматывать бойца.
    • Самоубийственные наплечники — когда переборщили с защитой плеч…
    • Слишком узкие смотровые щели — броня бесполезна, если её так много, что обладатель из-за неё же почти ничего не видит[2].
    • «Шлем-лампочка» — родственно предыдущему пункту, помимо этого — помните о светомаскировке! Помимо этого, прозрачный или полупрозрачный шлем не дает нужной защиты от излучения и яркого света Солнца, так что дело может кончиться слепотой и повреждениям кожи, а то и лучевой болезнью и возможным сильным обгоранием/обугливанием лица.
    • Боевые каблуки — никто не хочет падать при попытках перейти на бег, особенно посреди боя.
    • Различные выступающие элементы, которые будут цепляться за что попало. В первую очередь — злодейские шипы и рога на шлеме.
    • Доспехи с учётом женской груди — своего рода бронелифчик наоборот. Против рубящих ударов ещё может худо-бедно пригодиться (хотя получить топором аккурат между «холмов» будет неприятно, потому доспехи старались делать так, чтобы удары соскальзывали), но от дистанционного может быть больше проблем, чем пользы. Однако, в реальной жизни встречались выпендрёжные мужские(sic!) доспехи с рельефной женской грудью. С прикрученным фитильком германский kastenbrust (дословно «коробчатая грудь») под который можно упрятать женскую грудь шестого размера, но тем не менее очень практичный и при попадании по нему дающий рикошеты пролетающие мимо.
    • Низкий клиренс у бронетехники — не все в курсе, что обычно на фронте царит лютое бездорожье.

Впрочем, есть случаи, когда о практичности речи не идет:

  • Эта броня не рассчитана на настолько сильное воздействие: если ты сидишь внутри бетонного бункера на глубине пары метров, можно не бояться авиабомб и артиллерии. Но глупо ожидать что ты защищен от прямого попадания мегатонного ядерного заряда.
  • Её используют не по назначению: например, пришли в кольчуге на перестрелку.
  • Это кустарная поделка непрофессионала/из подручного хлама — качество брони соответствует качеству материалов с инструментами и/или квалификации изготовителя.
  • Эта броня является декоративной или традиционной в рамках сеттинга — те же парадные доспехи для боя не были предназначены вообще никак.
  • Это турнирная броня — на турнире можно себе позволить броню толщиной в палец и армию оруженосцев, которые кое-как запихнут рыцаря на коня, но в бою в ней лучше не показываться, если жизнь дорога.
  • Эта броня вообще не предназначена для боевых действий, а конструировалась для сугубо мирных целей. Её худо-бедно используют в качестве боевой — но вообще она не на то рассчитана. Например, строительная каска может защитить от осколка кирпича, отколотого пулей, но саму пулю не остановит даже на излете.
  • Эта броня гладиаторов — защищающая руки и ноги, но оставляющая открытыми грудь и живот. Чтобы можно было смело фехтовать не боясь что отрубят руки и ноги, но в тоже время, чтобы при удачном ударе противника на арену под крик возбуждённой толпы на трибунах красиво вывалилось бы содержимое.
  • Это дополнение к броне, рассчитанное на использование в комплекте с бронёй, а без неё защита не та. Только вот по определенным причинам дополнение к броне приходится использовать без самой брони; либо нижний слой брони используется без верхних (стеганка и кольчуга есть, а лат нет).
  • Это только часть полного комплекта брони — при падении на скорости в 200 км/ч даже самый прочный мотошлем (если кроме него ничего нет) даст только небольшой шанс быть похороненным в открытом гробу, а не в закрытом.
  • Это бутафорская реплика (например киношный реквизит) которую по ошибке и с закономерным исходом использовали по назначению боевого оригинала.
  • Это второстепенные модули и оборудование, поставленные таким образом, что бы при попадании в боевую единицу они заслоняли собой жизненно необходимые, без которых единица сразу будет выведена из строя. Либо же жизненно необходимый модуль, который заслоняет собой уже экипаж. Точно как на старых броненосцах, где важные отделы корабля закрывали в первую очередь ямами с углём, а затем комнатами с одеждой и кухнями — без них корабль воевать может, без двигателя — нет. Схожим образом устроено человеческое тело: мышцы, кости и жир закрывают органы, грудная клетка закрывает легкие и сердце, бицепс, жир и пресс — пищеварительную систему, почки, печень и прочее, и так далее.
  • Эта броня сильно отстает от применяемого против нее оружия (даже если и предназначена для защиты от него) по уровню развития. Вы же не думаете, что древнеяпонская деревянная броня защитит от двуручного топора, кираса эпохи Возрождения (вполне сносно держит пулю огнестрела своего времени) — от АК (даже с обычными пулями), а броня танка Первой Мировой от РПГ-7?.
  • Броня хоть и не защитила полностью, но приняла на себя существенную часть урона, чем сильно облегчила ранение. Например, если броник не смог остановить пулю, но вместо сквозной дырки в сердце боец отделался тяжелой гематомой и застрявшей в грудине пулей, из-за чего вместо ящика попал в госпиталь на неделю.

Конечно, мода модой, и уникальность уникальностью, но про безопасность забывать не стоит.

Является подтропом к «Неладам с оружием» и и его аналогу для Средневековья.

Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Сага о ведьмаке:
    • Ведьмак 3: Дикая Охота — большая часть доспехов сделана как надо, но непрактична при использовании именно Геральтом, которому от тяжёлой брони больше вреда, чем пользы. Ведьмачьи доспехи по мере усовершенствования обрастают ненужными металлическими элементами.
      • Начальный доспех из Каэр Морхена с большими кольчужными наплечниками, которые в реальности только помешали бы извлекать меч из-за спины. Причём с точки зрения защиты они сделаны как раз грамотно — кольчуга набита на твёрдую (скорее всего, кожаную) основу. Другое дело, что кольчужные элементы вообще сомнительны в снаряжении того, чьим основным противником являются чудовища: острые когти вампиров и грифонов просто созданы для цепляния за кольчугу и отметеливания неосторожного возьмака об детали ландшафта в духе «Халк против Локи».
      • Доспех школы Медведя, излишне тяжёлый и с длинными полами, как ни странно, имеет грамотный внутримировой обоснуй. Эта школа базировалась на холодном Скеллиге, а потому её ведьмакам приходилось защищаться не только от врагов, но и от мороза, плюс сам их стиль боя тяготел не к тактике стеклянного ниндзя, характерной для Волка, Кота или Змеи, а к танкованию ударов врага, обвешавшись Знаком Квен. Но лично для Геральта, привыкшего драться иначе, всё равно получается сабж; и лучше не думать, каково ему было в этой железнокованой шубе разгуливать по Туссенту.
      • Воины Скеллиге чуть менее чем поголовно носят рогатые шлемы, ибо клюквовикинги. Сошло бы за обоснуй, если б так делали только стражники на улицах или ярлы в столицах — все реальные рогатые шлемы служили в первую очередь знаком статуса, а защитой — только в экстренной ситуации, когда некогда натянуть нормальный шишак. Но эти гаврики в них и в серьёзную битву лезут!
    • «Ведьмак» от Netflix — доспехи тамошних нильфгаардцев оказались настолько непрактичны, некрасивы и нелогичны, что их растащили на мемы ещё до релиза сериала.
      • Да и костюм самого Геральта не отстаёт. Если игровая броня из второй-третьей частей непрактична только отчасти, то назвать бронёй сериальное поделие из неравномерно распределённых по куску кожи заклёпок даже язык не поворачивается. Дело даже не в заклепках и не в наплечниках, а в том что этот кожаный корсет надеть и снять можно только с помощью костюмеров.
      • Во втором сезоне поделие отправили на заслуженную помойку, а вместо него натянули на Геральта некую вариацию на тему лорики мускуляты. Кожаную, ага. Это уже вполне себе практично, просто выглядит нелепо-пафосно. Ну а в третьем ведьмак и вовсе перешёл на каноничную кожаную куртку, с бронёй только по предплечьям и перчаткам.

Кино[править]

  • «Викинг» — см. изображение в начале статьи. Там почти все доспехи такие, даже завалящей кольчуги для князя не нашлось. И это при бюджете в миллиард рублей. Куда ушли деньги — науке не известно
  • «Скиф» — то же самое безобразие, что и с «Викингом», только бюджет скромнее.
  • «Легенда о Коловрате» — уже лучше, но во многих местах по-прежнему сабж.
  • «Хоббит» — пластины доспеха Болга воткнуты ему прямо под кожу. При этом он тут чуть ли не единственный, кого доспех защищает.
  • «Последняя дуэль» — на заглавную дуэль судебный поединок герои выходят в странных шлемах, прикрывающих только половину лица, существуй такие в реальности они бы и прикрываемую половину не защищали — ни на что не упирающаяся половина забрала достаточно легко прогнулась бы. Дырки в этих забралах тоже весьма интересные — большие и на всякий случай с зенковкой, чтобы наконечник копья обязательно туда зашёл, зацепился и непременно оторвал голову вместе со шлемом, и ни в коем случае не соскальзывал в сторону. Пополам с шлем — это не круто, пополам. К слову вся остальная броня в фильме вполне историчная.

Телесериалы[править]

  • «Удивительные странствия Геракла» (1995) — на Геракле из брони — только кожаные наручи с металлическими вставками и клёпками да такой же пояс. Иолай вообще в каком-то тряпье щеголяет.
    • Зато вставки ковал сам Гефест! Очевидно расценки у бога еще те.
  • «Зена — королева воинов» (1995) — кожаное бюстье героини с металлическими украшениями и изготовленные в том же стиле наручи, браслеты и высокие сапоги хоть какую-то защиту представляют… наверное, хотя бы от скользящих ударов, но главным образом не мешают воительнице быстро двигаться и уклоняться от вражеских атак. Габриэль опять-таки бронёй не озаботилась.
  • «Игра престолов» (2011)
    • Доспех Джиора Мормонта с большими зазорами между пластинами. В восьмом сезоне Джейме Ланнистер зачем-то сменил на подобный доспех свои вполне приличные латы.
    • Джон Сноу надел на Битву бастардов фирменный старковский доспех в минимальной комплектации: только нагрудник, как у простого ополченца. Хотя мог бы себе позволить приличную защиту рук и шеи, как было у Робба.
    • Жилетку Бронна из кожаных пластинок и доспехом-то назвать можно с огромной натяжкой. Как и бомжатские кожанки людей Уолдера Фрея, не раскошелившегося на приличные доспехи даже для своих сыновей.
    • Да и BDSM-безрукавки безупречных на кожаный доспех уж точно не тянут.
  • «Последнее королевство» — Утред носит невнятную кожанку, способную защитить максимум от ножа.
  • «Властелин Колец: Кольца власти» — насколько доспехи в трилогии Питера Джексона круто сделаны, настолько же они убогие в сериале. Доспехи, в которых Галадриэль приходит к Гил-Галаду — орудие пыток, а не средство индивидуальной защиты (элементы не подогнаны, о наплечники можно порезаться, а стальной воротник на шее так плотно к ней прилегает, что при ударе по нему просто переломает все позвонки). Но педаль в пол выжали гномы: цельнокованый закрытый шлем с боевой маской, включающий отдельную пластину для защиты бороды — это нечто. Пластинчатые доспехи с широкими зазорами, кстати, тоже есть.
    • Ну а про майку с принтом чешуйчатой брони слышали, наверное, все. Бюджет — миллиард долларов. В рекламе кофе доспехи лучше.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony — гвардейская броня из тяжёлого и дорогого, но крайне мягкого золота. Педаль в пол — у них и обувь, то бишь — накопытники, тоже золотая, со всеми вытекающими… А шлемы имеют такую защиту шеи, что головой особо не повертишь! Зато для ушей дырки проделаны немаленькие. И ладно это была бы парадная форма, так нет же, в альтернативной реальности с настоящей войной пони идут в бой в таком виде. В целом же броня очевидно срисована с реальной лошадиной и с использованием оружия несовместима при том, что таковое вполне существует.
    • Педаль в Австралию — броня принцесс, являющаяся лишь накопытниками, декоративным шлемом и доспехом, который вначале можно принять за колье (!). Комментарии излишни.
    • А вот здесь какой-то дотошный брони даже умудрился написать целую статью с анализом всех показанных в сериале доспехов и перечислением их плюсов, минусов и способов применения.
      • Суть статьи вкратце — эквестрийская броня… Мягко скажем, никакая, хоть выглядит и красиво — но это уже совсем другой троп. Гвардейцы выродились в паркетные войска то ли потому что Эквестрия очень давно ни с кем не воевала, то ли потому что враги там всё время приходят такие, что армией не побеждаются ну никак: либо чудеса дипломатии, либо очень сильное колдунство.
  • «Черный плащ» — когда ЧП стал для своего города слишком рьяным защитником, то заковал Гусену в такую броню с шипами, что она не смогла пошевелиться.

Аниме и манга[править]

  • KonoSuba — броня Даркнес слишком вычурная и тяжёлая. Но этой мазохистке только в кайф, что доспех везде натирает и ни фига не защищает от урона.
  • Berserk — у многих персонажей броня закрывает грудь и шею, но оставляет открытыми живот, руки и ноги. Особенно в этом плане, по понятным причинам, не везет Каске.

Литература[править]

  • «Белгариад» Дэвида Эддингса — именно декоративную броню для митинга заказывает себе принцесса Се’Недра. Изготовитель даже удивляется: зачем ей нужно настолько подчёркивать грудь, хотя в реальности выдающимся бюстом её высочество не отличается?
  • «Таэ эккейр!» Элеоноры Раткевич — в таком доспехе вышел на арену после долгого перерыва бывший канцлер Селти. А вот не надо было ему поддаваться на уговоры мастера. Планировалось, что в модных завитушках застрянут мечи противников. Копье принца Лерметта тоже застряло, вот только принц его перед этим метнул, да с такой силой, что Селти повис, пришпиленный к столбу, как бабочка.

Видеоигры[править]

  • Amnesia: The Dark Descent — безымянный монстр с тесаком. Его броня вживлена в него же, причём, самым варварским способом — банально вбита гвоздями или чем-то похожим. Стоит ли говорить о том, что лучше такую броню вообще не носить, ведь повреждения, наносимые ей, страшнее почти любого удара?
  • A Plague Tale: Innocence — пешие рыцари на службе Инквизиции на темных улицах и в темных помещениях носят «жабью голову», видимо внутри слепо-глухой рыцарь которого направляет Господь, не иначе. То что до изобретения этого шлема, относительно времени происходящего, еще лет 150 и говорить нечего.
    • Обоснуй — от крыс спасаются, вот и навыдумывали.
  • Dark Souls — разработчики в общем-то стараются использовать более-менее реалистичные модели доспехов, но есть мелочи вроде «боевых каблуков» Киаран при в целом нормальном доспехе и дизайна брони Смоуга.
    • Реалистичность брони пропадает, когда она с выбивается уникальных мобов или боссов, особенно это касается шлемов, яркие примеры — шлем с Демона Плавильни (тут и доспех оригинальной конструкции) или шлем короля Иеремии в виде громадной забинтованной головы.
  • Might and Magic Heroes VI — поскольку доспехи Альянса Света явно сделаны в подражание варкрафтовским доспехам Штормграда, сабж там встречается очень часто. Фанаты такие сдвижки в дизайне встретили крайне холодно, поэтому у воинов Альянса в седьмой части доспехи уже куда скромнее.
    • Есть и ватсонианское объяснение — в шестёрке представлена армия претенциозной Империи Сокола, чья любовь к пафосу в ущерб здравому смыслу весьма заметна. В семёрке армия людей отображена куда более приземлённым герцогством Волка.
  • Вселенная Warcraft — здесь очень крутые и довольно непрактичные доспехи уже стали фишкой.
    • В Warcraft 3 абсолютное большинство орков и ночных эльфов из брони носят только наплечники.
  • Южнокорейские MMORPG — несть числа и недолётам, и перелётам, проще сказать, в каких играх подобного рода сабж не встречается.
  • Final Fantasy VIII — щиты безумной пандоры протыкаются, если просто направить на них космический корабль и поддать газу.
  • Starcraft — иногда разработчики перегибают палку с фансервисом, и в результате мы получаем боевые каблуки у Сары Керриган в облике королевы Клинков или декоративные сиськи на броне протоссов-адептов (педаль в пол — протоссы не млекопитающие, у них нет даже ртов).
    • Последнее, кстати, интересно ещё и в другом аспекте. Протоссы питаются солнечным светом, а его для нормальной жизни требуется чрезвычайно много. Так что для них вообще любая броня и даже просто одежда должна быть заведомо непрактичной.
      • Обоснуй: броня может как-то фокусировать поступающий свет.
  • Вселенная Соника — стоит ли говорить, что у всей бесчисленной машинерии доктора Роботника нет защиты от Всепробивающего Напрыгивания (известного как Spin Attack) Соника и его друзей. Какой бы бронёй не был обшит очередной аппарат, он либо банально уязвим со всех сторон, либо имеет ярко выраженную ахиллесову пяту (обычно это кокпит), либо сам же пробивает свою броню своими атаками.
  • The Elder Scrolls — даэдрические доспехи, начиная с Morrowind, в котором доспех вообще стал отличаться не только цветом, знают именно за это: они дают наилучшую защиту, но усеяны совершенно бессмысленными злодейскими шипами, которые в реальности только утяжеляли бы и без того массивную броню, цеплялись за всё подряд и препятствовали соскальзыванию вражеских ударов.
    • С другой стороны, они даэдрические потому что в них засунут дух даэдра — вполне возможно что он компенсирует непрактичность.
      • Дух может сделать доспех прочнее, но как он компенсирует неудобство от шипов?
        • Передвигая шипы по мере необходимости.
  • Oblivion — женский вариант кольчужного доспеха не имеет рукавов и поддоспешника. А стражницы Дрожащих Островов носят бронелифчики, но они бессмертные даэдра, им можно.
  • Skyrim — доспехи Стражи Рассвета — тот случай, когда стальные пластины приклёпаны к кожанке с зазором. Защита конечностей тоже страдает: даже в тяжёлом варианте руки защищены только стальными наплечниками и кожаными наручами даже без металлических полос, а защита ног ограничена кожаной или стёганой юбкой (в одном из вариантов отсутствующей) и кожаными наколенниками. Прилагающийся лёгкий шлем оставляет открытой шею и часть затылка, а тяжёлый — ведро с никакущим обзором. Сыромятный доспех скорее подходит стриптизёру, чем воину, никак не прикрывая живот (Живот природой никак не забронирован и проникающие раны живота чаще нагнаиваются? Не, не слышали.), а пластины стального прикрывают только верхнюю часть туловища. Некоторые шлемы украшены рогами, а драконий костяной шлем, помимо огромных рогов, большей частью сделан из железа — худшего металла в игре.
    • Доспехи стражи и Братьев Бури — стёганка поверх кольчуги. Практичнее было бы наоборот. Впрочем, в жизни встречался такой сэндвич: длинная стёганка, поверх длинная кольчуга, поверх кольчуги короткая стёганка.
    • Офицерская броня Братьев Бури сделана по большей части из кожи и меха, в то время как рядовые повстанцы носят кольчуги.
    • Древний нордский доспех в мужском варианте можно раскритиковать за рога на шлеме и слабую защиту конечностей, но это просто верх практичности в сравнении с женским вариантом, пригодным в основном для фансервиса и защищающим только плечи и бёдра.
    • Изгои вообще носят доспехи из кое-как сшитых шкур и костей, при том, что на дворе далеко не каменный век и даже бомжеватые бандиты могут себе позволить броню поприличней.
    • Добрая половина доспехов в игре лишена рукавов, а то и штанов. В скайримском климате владелец таких доспехов не лишится конечностей в бою только потому, что ещё до боя отморозит их к даэдровой матери.
      • У нордов 50 % сопротивления холоду. Ну а все остальные (вплоть до аргониан, которые, на минуточку, холоднокровные и вне относительно тёплых Фолкрита, Рифтена и Вайтрана, горячих источников Виндхельма должны кутаться как скаалы и всё равно двигаться медленно) — да, маразм.
    • На большинстве женских кирас имеются выемки для груди.

Реальная жизнь[править]

  • Кардиофилакс — бронзовая кираса для «бедных», то есть для тех богатых, кому хватило лишь на очень мелкий жемчуг. Бронза стоила очень дорого, и те кому не хватило на нормальную бронзовую кирасу, довольствовались бронзовой пластиной (круглой, прямоугольной, треугольной из трёх кругов острием вниз) которая прикрывала сердце и чуть вокруг.
  • Турнирная броня для конных рыцарских ристалищ — хоть защиту могла давать даже и побольше, чем боевая, но масса и обзор зачастую были никуда не годными, много времени в ней могли провести очень немногие рыцари, а большинство в бою носили куда более легкий комплект (толщина редко более 1,5 мм, турнирная — до 3 мм) с куда лучшим обзором, вдобавок была задрапирована тканью и изукрашена. Очень часто потомки путали турнирную броню с реальной боевой, так что городские легенды о совершенно неповоротливых рыцарях закованных в тяжеленную броню возникли не на пустом месте.
    • Фактически даже гербы на щит наносили только местные олигархи, а на представлениях перед турниром могли вообще возить разукрашенную бутафорию — слишком много человекочасов зазря уходило бы на щит способный пережить максимум один-два боя.
      • Чего?! Типичные гербовые рисунки на средневековом рыцарском щите — это, как правило, два-три цвета и одна-две линии, без каких-либо сложных рисунков.
      • По современным меркам — это опознавательные знаки, не всегда даже сходные с реальным гербом рыцаря. На турнирах же старались сделать покрасивше и извращались с отрисовкой как могли.
  • Траншейный доспех — давал масимальную защиту от пули жертвуя подвижностью. Например, траншейный доспех кардинала де Ришельё (того самого) весил под 50 кг, при нормальном весе пуленепробиваемого кирасирского доспеха в 30 кг. Предназначен был доспех только для одной цели: чтобы Его Преосвященство мог взглягуть своими очами на осаду/штурм крепости, драться в рукопашную в этом доспехе не предполагалось от слова совсем.
  • Третьерейховские танковые проекты «Маус» (180 тонн), «Е-100» (140 тонн) и, педаль в Антарктиду — «Ратте» (1000 тонн). Практически эталонный пример для категории «Перелёт». Да, броня отличная, спору нет, но из-за неё сами машины, если бы они и были выпущены, просто бы не добрались до противника — их веса не выдержал бы ни один мост. И даже если бы они и переехали эти мосты, возникли бы проблемы с запасом хода, горючим, проездом по болоту или распаханному полю, и, самое главное — мобильностью. Как следствие из последнего — ещё и уязвимость для вражеской авиации.
    • Туда же, только с прикрученным фитильком — немецкий танк «Тигр», имевший точно такую же нерациональную броню, хотя на момент его выпуска это не играло роли, так как основные танковые и противотанковые советские, английские и американские орудия 100-мм броню не пробивали, или пробивали только в упор.
      • Вполне себе рациональную, успешно сражался до самого конца войны. А знаменитая коробчатая форма имеет свои плюсы — сильно упрощается производство за счёт того, что не надо гнуть толстые листы брони, и становится гораздо удобней компоновка благодаря тому, что внутренний объём используется максимально эффективно (нет необходимости запихивать в острые углы изнутри что бы то ни было). Что же касается сверхтяжёлых танков — первые два имели изначально оборудование для подводного вождения, при котором мост не нужен, а последний имел такую высоту, что любую европейскую реку переехал бы вброд где угодно. А вот остальные указанные проблемы были более чем реальны.
  • Современный Британский танк «Челленджер 2» с его нижним лобовым листом из простой гомогенной брони толщиной 80-100 мм (защита уровня танков второй мировой). При том, что этот нижний лист занимает чуть ли ни треть всей лобовой проекции данной боевой машины.
    • В оправдание англичан: в некоторых случаях современные конструкторы танков делают ставку не на броню, а на подвижность, динамику и вооружение. Более того, бронепробиваемость снарядов тоже далеко ушла от времён ВОВ — например, советский гранатомёт РПГ-7 способен пробить 500 мм брони, и это — если учесть, что снаряд с пробиваемостью 500 выпущен более, чем 40 лет назад — в 1977 г. Отсюда выходит, что в наше время толщина брони уже не является решающим фактором для танка, уступая динамике.
      • Да, но и сами танки тоже, разумеется, ушли от времён ВОВ и обладают очень сильно дифференциированным бронированием: если для кормы такая броня — нормально и хорошо, то броня лобовой проэкции, во-первых, намного толще, а во-вторых, является комбинированной (то есть «бутерброд» из стали и алюминиевых сплавов/керамики/полимеров/полимерных композитов/(sic!)обеднённого урана), а бронепробиваемость снарядов считается по гомогенной броне. «<…>например, защита участков брони в соответствии с вероятностью попадания тех или иных поражающих средств: лобовой проэкции — от снарядов танковых пушек, мощных ПТУР и всех прочих поражающих средств; бортов-от легких ПТУР и массивных ручных противотанковых гранатометов; крыш башен и корпуса — от легких кумулятивных элементов и ударных средств высокоточного оружия, а также от боеприпасов авиапушек калибром 30 мм» © «Защита танков» Григорян, в сети найти несложно.
  • Мотоэкипировка, а точнее — шлемы без защиты подбородка. По статистике, падающий байкер чаще всего контактирует с дорогой именно челюстью. И если она не защищена… Автор написал это по личному опыту, владея шлемом, полностью закрывающим лицо. Шлем же, в свою очередь, является обладателем серьёзных царапин — и именно в том месте, где был бы подбородок писателя всего этого в случае выбора более свободного шлема.
    • Сюда же — китайская скорлупа, которую даже шлемом назвать язык не поворачивается. Реально защищает только от гаишников, а в остальном ее защитные свойства сравнимы с банданой. Ах да, осколки его визора, летящие в глаза от встречи с крупной мухой, прилагаются.
  • Керамические плиты для бронежилетов — с прикрученным фитильком. Проблема в том, что они одноразовые, в то время как стальные могут спокойно остановить несколько пуль в разные его части. Но этот недостаток является прямым следствием достоинства — при попадании тяжёлой пули, мелкая металлическая пластина (если не используются КАПы вместе с цельностальным листом большой площади, в противном случае дело обойдется большим и противным синяком) передаёт всю энергию пули телу с ощущениями, будто ударили кувалдой с последующими переломами и размозжениями мягких тканей, вызывая маты врачей, которым дырку лечить легче, чем размозжение тканей в кровавую кашу с осколками костей; керамическая же пластина эффективно поглощает энергию пули расходуя её на собственное разрушение, но КАП все равно лишним не будет.

Где не встречается[править]

  • «Властелин колец», что книга, что экранизация — Толкин был не только лингвистом, но и историком, и в доспехах Высокого Средневековья разбирался хорошо. Абсолютно вся броня, которая описана в романе, практична по крайней мере на вид, и носить её удобно.
  • «Хроники Нарнии» — чего ещё ожидать от второго родоначальника жанра фэнтези друга Профессора, который увлекался историей?
  • «Последний богатырь» — здешние доспехи смотрятся очень хорошими.
  • Артур и минипуты — доспехи воинов, показанные в фильмах, вычурны, но свои функции выполняют.
  • Мультфильм «Суперсемейка» — Синдром мастерил своих роботов-убийц очень тщательно и постоянно совершенствуя, так что последнего удалось одолеть лишь благодаря очень благоприятному стечению обстоятельств, наблюдательности и смекалке.
  • Поздний Berserk: Кэнтаро Миура — медиевист-любитель и, прежде чем рисовать оружие и доспехи, ходит по музеям и читает книги историков. Результат впечатляет. Впрочем, так было не всегда и экипировка героев в начальных главах местами откровенно хоккейная.
    • Кое-где у него наблюдаются перелёты, но спишем их на правило крутизны.
    • Забавно, что у Каски нормальная кираса, но вот на ее игровых фигурках есть «женские модификации».
  • Kingdom Come: Deliverance — абсолютно все доспехи созданы по реально существовавшим или существующим прототипам.
  • Серия Total War — поскольку серия старается быть реалистичной и посвящена в первую очередь сражениям огромных армий, к проработке снаряжения подходят с большой тщательностью и учётом функциональности. благо часто есть исторические прототипы.
  • Dark Souls — как ни странно, практически вся броня в этой серии игр создана с учётом её защитных качеств, а некоторые образцы и вовсе имеют реальные прототипы. Правда сказать то же самое про оружие нельзя.
  • Sekiro: Shadows Die Twice — «воин с Запада» закован с ног до головы в европейскую броню, которой катана Секиро может сделать решительно ни-че-го. К счастью битва проходит на мосту, и единственный способ победить босса — заставить его с этого моста свалиться.
  • Mount & Blade — доспехи могут быть анахроничны, но сделаны как надо.
  • Принц Дракон — генерал Амайя и солдаты человеческих королевств упакованы в нормальную броню
  • Судья Дредд — экранизация 2012 года судьи в противовес комиксу и экранизации 95 года со Сталлоне (где судьи носят бронелифчики), носят нормальные бронежилеты.

Где есть, но обосновано[править]

  • Звёздные войны — щиты крупных кораблей не защищают орудия. Однако если бы орудия были внутри щита, они бы стреляли по своему же щиту.
    • При этом в адаптациях частенько игнорируется тот факт, что вообще-то в Далёкой-Далёкой Галактике щиты бывают двух типов: силовые, защищающие от физических снарядов, и энергетические, защищающие от излучающего оружия. То есть, какая-нибудь канонерка-торпедоносец может внаглую расстреливать корабли, вооружённые только лазерами, но перед коллегой с такими же ракетами будет уязвима.
  • И снова Starcraft — как ни странно, терранская броня вполне функциональна, а на сайте игры можно узнать разные технические нюансы. Протосская, в принципе, тоже. То же самое касается техники.
  • Warhammer 40000 — громоздкость доспехов Космодесанта обоснована встроенным в них экзоскелетом, а практически все элементы там так или иначе для чего-то нужны, даже огромные наплечники, которые защищают голову от рубящих ударов (в Вахе полно холодного оружия, которое может пробить не то, что силовую — танковую броню). То же самое с орками — их броня защищает от попаданий просто потому, что орки верят, что эта броня должна их защищать, псайкеры же.
    • Впрочем если мы говорим о каких-нибудь монструозных образцах орочьей брони, то в принципе такая может и без псайкерства выдержать попадание.
    • А ещё среднего орка прежде всего волнует крутой внешний вид, а не защита или удобство.
      • Из-за особенностей орочьей психофизиологии, то, что грибам кажется крутой и хорошей (для них это одно и то же) защитой, — ею и является.
  • Обе игры серии «Метро 2033» — да, многие образцы самодельной брони оттуда, мягко говоря, не очень хорошо защищают, но давайте посмотрим более детально: как в кустарных условиях мира Метро сделать хороший бронежилет, для которого нужен как минимум специальный сорт броневой стали и промышленный прокатный станок?
  • S.T.A.L.K.E.R. — комбинезон «Заря». Обосновано в самом описании комбинезона, где подчёркнуто, что он произведён «народными умельцами» и «крайне недостаточен для серьёзных рейдов». Сюда же можно притянуть за уши и самодельную броню группировок «Долг» и «Свобода».
    • Но всех их можно проапгрейдить до состояния неладно скроен, но крепко сшит… Правда, только начиная с «Чистого Неба». В «Тенях Чернобыля» (без модов) апгрейд брони провести не получится.
  • Tyranny — доспех Барика представляет собой дикую смесь сплавленного между собой металлолома, которая неплохо защищает, но не снимается и причиняет сильные неудобства. Барик носит её не по своей воле, это побочный эффект Эдикта Бурь. Там же в начале игры Вершитель носит малоэффективный церемониальный доспех, так как не предполагалось, что ему/ей придётся сражаться лично. А бойцы Алого Хора не имеют единой формы и централизованного снабжения и вынуждены самостоятельно добывать себе экипировку, поэтому их броня чаще всего — то ещё барахло.
  • Реальная жизнь
    • Практически вся проектная бронетехника начала эпохи танкостроения. Некоторые образцы выделялись слишком толстой бронёй, нерациональными углами наклона брони (а точнее — их отсутствием) и огромной массой. Пример — проект танка, предложенный Менделеевым, имевший броню 150/100/100 (лоб/борт/корма). Мало того, что такая броня просто не находила применения в эпоху Первой Мировой Войны, так ещё и бронелисты были расположены под углом 90 градусов[3]. Наконец, сам проект предполагал массу машины, равную 170—180 тоннам[4], что, опять таки, было просто бессмысленно в эпоху господства кавалерии.
      • Обоснуй для этого кошмара крайне прост — человечество в те времена не имело никакого понятия о танкостроении и эти проекты были банальной «пробой пера».
      • На счёт приведённой брони — крайне спорно. Её использование усложняет производство техники и уменьшает внутреннее пространство танка. Не говоря уже о том, что, с появлением подкалиберных боеприпасов, она стала опасной для собственного экипажа в виду немалого шанса раскола внутренней стенки (к чему прямая броня куда более устойчива). С появлением комбинированной брони и вовсе перешла в разряд непрактичных вещей, поскольку сие нововведение эффективнее именно при угле 90 градусов.
  • StarDrive: жизненно важную кабины и реакторы истребителей, транспортников и ранних корветов принято по причине недостатка места на корабле закрывать топливными баками, пороховыми погребами и пушками — больше нечем, потому что места для брони тупо нет. Но даже такая защита способна повысить крепость истребителя в 1,5-2 раза, если 1 блок, или в 3-4 раза, если для защиты использованы 2 блока (Т. Е. кабина утоплена в корпус до упора), но сами по себе топливные баки и запасы патронов для отбивания снарядов не предназначены — так что особо полагаться на такую защиту нельзя.
  • Экранизация «Властелина колец» — Саурон упакован в типичный доспех тёмного властелина, однако он майар и превыше таких мелочей, как неудобная броня. Доспехи орков тоже сляпаны как попало, потому что они берут числом, а не качеством, а Саурон, назгулы и мордорские офицеры наплевательски относятся к орочьим жизням.

Примечания[править]

  1. Т-34 — на марше с внешними топливными баками (на марше, но не в бою!), а ещё у БМП задние дверцы для пехоты одновременно являются канистрами для дополнительного топлива (опять же — используются только на марше, в бою их заливать запрещено).
  2. именно таков «жабий шлем», который в Позднее средневековье использовался на турнирах
  3. То есть — под прямым углом к противнику. Такое конструктивное решение, полностью игнорировавшее само понятие «Приведённая броня», критически утяжеляет машину и повышает стоимость её производства, заставляя использовать бронелисты в два или даже три раза толще, чем в случае с рациональным наклоном брони.
  4. Для сравнения — немецкий проект «Маус» времён уже Второй Мировой Войны предполагал аналогичную массу.