Проблема крыльев и хвоста

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— А где в этой шляпе дырки?
— Какие дырки?
— А для ушей того осла, который за такие деньги купит эту шляпу.

»
— Из габровского анекдота
Наглядное (но не слишком удачное) решение проблемы

В фантастических сеттингах часто попадаются антропоморфные или гуманоидные разумные существа, тело которых включает элементы каких-либо животных: крылья, хвост, кроличьи уши и т. п.

Вот только одежда, принятая в человеческой цивилизации, не предусматривает у её носителей лишних торчащих частей тела. Можно либо проигнорировать проблему, просто не заостряя на ней внимания и не показывая проблемные места крупным планом, либо искать какое-то решение.

Противоположный троп — Куда девать ноги.

Примеры[править]

(link)

Японская реклама. Хвост торчит из дырки на штанах. Вот только как он эти штаны надевает?

Литература[править]

  • Старше, чем радио — Н. В. Гоголь, «Сорочинская ярмарка». Согласно рассказанной легенде, чёрт, ищущий обрывки своей красной свитки, притворяется человеком, при этом рога прячет под шапкой, а когти на пальцах скрывает рукавицами.
  • «Яцхен» — главный герой выглядит как смесь человека, скорпиона и жука: у него человеческое тело, панцирь, шесть рук, двухметровый хвост и два крыла. В определённых ситуациях ему приходится контактировать с людьми (и нелюдями), которые подобных ему существ считают монстрами и жутко боятся (небезосновательно). Для того, чтобы общение проходило нормально, герою приходится одеваться в просторные плащи, лицо скрывать под шарфами, поглубже натягивать капюшон и всё в этом духе, но он всё равно слабо походит на человека. В ситуациях же, когда все вокруг свои, он всё так же предпочитает оставаться в одежде, так как ранее он был человеком, из-за чего некомфортно себя чувствует, будучи голым. Обычная же его одежда заключается в штанах, которые постоянно дырявые на коленях (из-за шипов) и сзади (из-за хвоста).
  • «Хроники странного королевства» — когда полудемон Харган носит человеческую одежду, он притворяется горбуном. После того, как продемонстрировал, что это не горб, а крылья, он с радостью ходит топлес (хотя и в плаще, достаточно просторном, чтобы не мешать крыльям). Или в жилете, надетом задом наперёд.
    • Горбуном притворяется и Николай Валерьевич Стерх из романа Марины и Сергея Дяченко «Vita Nostra».
    • Аналогично и Братья Стругацкие, «Хромая судьба». Эпизодический персонаж, «рослый горбун с узким бледным лицом, обрамлённым вьющимися золотистыми волосами до плеч», утверждает, что «он… как бы это выразиться… ну, скажем, падший ангел».
  • «Сердце меча» — морлоки класса «геркулес» носят штаны со специальным разрезом сзади. Пояс завязывается поверх хвоста. Скафандры под хвост не подгоняются, его приходится укладывать в одну из штанин.
  • Виктория и Олег Угрюмовы, «Пандемониум». «Здравствуйте. Хотел спросить, — подошёл минотавр [к демону], звонко цокая подковами. — Как вы стали обладателем такого редкостного шлема? По наследству, в результате насилия или делали на заказ? Я почему интересуюсь, у нас рога почти одинакового размера и формы».
  • Юлия Матси, «Нэко» — у попаданки Кати, которая оказывается в чужом мире в теле кошкодевушки (с хвостом и кошачьими лапами вместо ступней), одежда и обувь также принимают вид, адекватный новому облику.
  • Анна Тьма, «Крылатый» — у главного героя есть крылья, но они устроены весьма хитро. Большая их часть вполне материальна, а вот те участки, где они крепятся к телу, состоят из эфира, так что одежда ГГ при надевании просто проходит через эти участки, не встречая сопротивления.
  • Джеймс Уайт, «Примерка» — земляне устанавливают дипломатические отношения с федерацией инопланетян; их кентавроподобному послу для официальных церемоний необходим костюм, который, согласно их обычаям, должен быть изготовлен на Земле и земным мастером (поскольку этот костюм должен делать посла презентабельным именно на взгляд землянина). Дипломатическая служба предлагает просто сшить нечто вроде лошадиной попоны; но протагонист-портной настаивает, что статус посла требует традиционного костюма — естественно, с поправкой на его анатомию. В тексте упоминаются различные тонкости, которые портному оказывается необходимо решить при проектировании одежды, включая и вопрос размещения хвоста.
  • Ю. Нестеренко, «Крылья» — проблемы крылатой протагонистки, вынужденной жить в обществе бескрылых соплеменников, описаны весьма подробно. В том числе и по части одежды.
  • В цикле про Мередит Джентри с этой проблемой сталкиваются несколько персонажей-сидхе, благодаря магии главной героини внезапно обзаведшихся крыльями.
  • «Секрет чёрного камня» — упоминается раса крылатых гуманоидов, которые из-за иррационального отвращения к самим себе никогда не пользуются крыльями и скрывают их под одеждой (окончательно это закрепилось в их культуре по вине людей — точнее, конкретного человека, — но обычай прятать крылья был издревле). Как именно им это удается — не до конца ясно, но похоже, что просто анатомия у них такая, что с плотно прижатыми к спине крыльями они как-раз похожи на человека.
  • Ольга Громыко «Белорские хроники» — вампиры Догевы имеют крылья, хотя летать не могут, однако в сложенном виде они выглядят как два компактных валика вдоль спины.
  • «Червь» — Тритон, выглядит как антропоморфная ящерица с длинным гибким хвостом и соответствующими тропу проблемами. Tress решает проблему щупалец, складывая из них подобие человеческой фигуры и одевая своего рода полую броню.
    • Фанфик «Taylor Varga» — антропоморфная героиня-ящерица Saurial внешне напоминает эволюционировавшего до разумного вида динозавра-раптора, является первой трансформацией Тэйлор и регулярно жалуется на то, что любые сиденья надо либо дорабатывать «под хвост», либо просто сидеть на хвосте (как кенгуру).
  • Андрей Белянин, цикл «Тайный сыск царя Гороха» — судя по тому, что с шамаханов для проверки приходится спускать штаны, их хвосты достаточно малы, чтобы там умещаться. Правда, Олёна (на тот момент бесовка, впоследствии супруга ГГ) на вопрос о подобном говорит: «Есть! И не маленький!» — так что для бесов это может оказаться проблемнее.
  • Сергей Садов, «Дело о неприкаяной душе» — у ангелов есть крылья, у чертей хвосты (причём не просто так, а как инструменты межпространственного перемещения и отчасти магии, в т. ч. боевой), все носят вполне человеческую одежду в соответствии с эпохой, однако проблемы не возникает. Возможно дело в том, что это не родные органы — при необходимости их даже можно передать соплеменнику, и, как минимум, снятый хвост представляет из себя нечто эфирное; далее см. пример в «Крылатом».
  • Тэд Уильямс, «Война цветов» — решается радикально. Среди эльфов пользоваться крыльями считается крайне неприличным, так что многие их попросту удаляют хирургически себе или своим детям.
  • Чёрное пламя — Хаятэ выросла в человеческом обществе, и постоянно страдает из-за разницы анатомии людей и драконов. И на скамейках сидеть не удобно, и скакать приходится без седла. В аналогичной ситуации Альтаир и Тиамат прикидываются горбунами, чтоб скрыть крылья.

Кино[править]

  • Звёздные войны — у тви’лекков и тви’лечек в ходу специальные головные уборы, позволяющие продевать в них головные отростки-лекку.
  • «Джуманджи»: одного из персонажей игра превратила в обезьяну, и пришлось надорвать его брюки сзади, чтобы пропустить хвост наружу.
  • «Человек-Паук 2»: вопрос о том, каким образом Доктор Осьминог умещает под пальто щупальца, которые по размеру примерно как он сам, остаётся открытым
    • В комиксах они телескопические.
  • «Оборотень»: когда у Джинджер в процессе ее необратимого превращения в оборотня начинет расти хвост, она сначала пытается его отрезать, но потом просто приклеивает к ноге изолентой.

Телесериалы[править]

  • Карнивал Роу — чтобы взаимодействовать с длинными двойными крыльями, у фей вся одежда сзади должна быть продырявлена минимум на половину спины.

Мультфильмы[править]

  • «Ну, погоди!»: У обоих ГГ хвост торчит из дырки на штанах.
  • «Зверополис»: Когда крольчиха Джуди носит полицейскую кепку, она обычно опускает уши (а когда поднимает, кепка каким-то чудесным образом усыхает, чтобы этому не мешать). Зато наушники вставляются именно в заячьи «ушки на макушке», а не туда, где они у человека.
    • У остальных персонажей одежда адаптирована под анатомию теми или иными способами, в первую очередь, при помощи набора отверстий в соответствующих местах.
  • «Sing» — Эш. И обоснуй, что дикобразы носят какую-то особую одежду, не работает, ибо Эш надевает платье, выданное Бастером Муном.
  • Интересно обыграно в «Ранго» — лиса Анжелика использует свой хвост как лисий воротник.
  • Крокодил Гена из цикла про Чебурашку вообще не носит штанов. А хвост у него выглядывает из под пальто.

Мультсериалы[править]

  • «Смешарики» — Крош носит нечто типа ушанки с дырками для ушей.
  • RWBY: Сунь ходит в обычных джинсах с прорезью для хвоста, и так же поступают и остальные фавны, которым достались рога, уши или хвост. Те, кто по каким-то причинам не хочет «палиться», идут на ухищрения: Блейк прячет кошачьи уши под лентой, завязанной бантом, а Тириан носит скорпионий хвост… обёрнутым вокруг талии на манер пояса. Проблемы с одеванием не показаны (будучи трёхмерными модельками, персонажи ни разу не одеваются в кадре), но, по крайней мере, у тех же Суня и Тириана хвосты настолько подвижны, что с успехом заменяют руку, и особых неудобств доставлять не должны.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — по большей части не встречается, так как пони не любят одежду. А когда всё же приходится носить, обычно штанов в ней нет, а платья в силу пышности позволяют скрывать хвост. Когда же требуются штаны, могут как выпустить хвост через дыру, так и заправить в штанину. Что же касается головных уборов, то уши торчат, например, из большинства шлемов, из чего следует что боец их запросто может лишиться. Исключение составляют шлемы вондерболтов из альтернативной реальности, в которых дыр для ушей нет вообще, ряженые под викингов «могучие шлемы», прикрывающие уши декоративными крыльями, а также шлемы полных доспехов в старом замке принцесс, где для ушей есть специальные бронированные карманы (!). Ах да, королевская гвардия также имеет в доспехе дыру для хвоста, а гребень на шлеме образован собственной гривой гвардейца (!!).
    • Поправка, собственная грива используется в доспехах кристальных пони, что в принципе можно объяснить упрощением идентификации пони Империи при возможных бестолковениях с пони из других стран (видать не всегда Эквестрия с КИ дружили то).
    • Педаль в асфальт — фанфик Fallout: Equestria, где различия в физиологии пони (то есть единорогов, пегасов и земнопони) приводят к принципиально различным подходам к дизайну брони, особенно силовой. У Стальных Рейнджеров шлемы по форме подогнаны под уши, а на хвост полагается гибкий бронированный чехол с возможностью боевого применения. При этом технология изменения брони или её подгонки под магов-единорогов утеряна, что ограничивает их возможности среди Рейнджеров. Пегасы Анклава тоже носят чехлы на хвостах, но с учётом специфики воздушного боя их чехлы тонкие и с лезвием на конце. А из-за необходимости махать крыльями их броня не герметична.
    • Спин-офф Equestria Girls — в момент пробуждения магических сил у части девушек (Твайлайт, Рэйнбоу Дэш и Флаттершай) вырастают крылья. Прямо через одежду. По истечению действия магии исчезают, не оставляя следов на одежде.
  • Dragon Prince — Каллум отрезал рукава своей куртки, чтобы можно было материализовать крылья.

Комиксы[править]

  • «Mercy Sparx» — в прологе Мерси у себя на родине надевает джинсы со специальной прорезью для хвоста… Что касается её рабочего костюма — дыркой больше, дыркой меньше, никакой разницы…
  • El Goonish Shive — когда у персонажей появляются хвосты, они просто растут выше штанов. Грейс свой природный беличий хвост «отращивает» редко, но проблема с ним не в одежде, а в пользовании человеческими сидениями.
  • В одном откровенно чернушном веб-комиксе волчица-неудачница, выходя из автобуса, замешкалась, и ее хвост прищемило дверями, а потом автобус тронулся и поволок недотепу мордой по тротуару…
  • Мутанты Ночной Змей и Волчица, когда она принимает промежуточную между человеческой и полностью звериной форму, носят комбинезоны с аккуратными вырезами под хвосты. Если Волчица принимает форму стереотипного оборотня в обычной одежде, то выпускает хвост над штанами, а иногда она и вовсе следует стереотипам об оборотнях до конца и разгуливает нагишом, благо шерсть на теле закрывает все, что требует возрастной рейтинг комикса.

Веб-комиксы[править]

  • «Tales of the Blood Moon» от Gesperax — в выпуске «Шпион, выйди вон!» оборотниха Ливонна, приняв человеческий облик, сохраняет даже в нем волчьи хвост и ушки и вынуждена прятать их под юбкой и прической, чтобы не быть раскрытой.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Beastars: Чаще всего проблема откровенно игнорируется (например, тигр и олень надевают одну и ту же широкополую шляпу, при этом у оленя через нее волшебным образом проходят рога, и прочим персонажам они заметны). У большинства животных хвост проходит через одежду без всяких объяснений. Волк однажды сожалеет, что у него нет более просторных брюк, в которые можно было бы спрятать хвост (а значит, не выдавать им свои эмоции). Но когда злодеи раздевали девушку-кролика, вдруг выяснилось, что трусиках у нее предусмотрен вполне продуманный горизонтальный вырез под хвост.
  • Centaur no Nayami — как без этого обойтись в произведении, где вообще эволюция пошла по другому пути, в сторону шести конечностей, а основные расы разумных — обладающие звериными чертами фавны, крылатые ангелы и демоны, кентавры и русалки (все пять могут между собой скрещиваться) да только наладившие дипломатический контакт антарктидцы-змеелюди.
  • Elfen Lied: у диклониусов рожки маленькие, так что их легко спрятать под шапочкой или бантиками. Да и вообще их часто поначалу принимают за какое-то украшение в волосах.
  • Союз Серокрылых: у серокрылых на платьях и рубашках сзади есть клапан, через которые они продевают крылья, а потом застёгивают его на пуговицы. А в холодное время года надевают на крылья ещё и что-то вроде варежек.
  • Monster Musume — к вопросу одежды подошли очень старательно. Гарпии, к примеру, носят шорты и что-нибудь майкоподобное или вообще без лямок. Шорты нужны, ибо даже выше колен ноги совсем нечеловеческие, а топы без лямок крайне важны, когда у тебя вместо рук крылья. Девушка-слизень не может носить никакой одежды, кроме непромокаемого дождевика, а одежда для кентавра и вовсе выглядит как попона для лошади. На вопросе нижнего белья для змеедевочки построена аж целая глава с подробным описанием и обоснованием как, куда и зачем оно приклеивается. А что вы хотели от манги, сделанной любителем фансервиса для любителей фансервиса?
  • Slayers: в гуманоидной форме дракона торчащий хвост — не норма, он признак слабого умения превращаться. Хорошо владеющий превращением дракон неотличим от человека. Но хвост может внезапно вылезти, когда дракон нервничает.
    • Это, кстати, общее место для маскирующихся не-людей (тануки, например).
  • SPACE☆DANDY: для странной хламиды, которую носит Мяу, хвост вещь необходимая — за него «подтяжки» сзади цепляются.
  • Spice and Wolf: поскольку гулять с волчьими ушами и хвостом в средневековой псевдо-Европе категорически не рекомендуется, Хоро прячет уши под капюшоном, а хвост под плащом. Причём делает это настолько ловко, что умудряется скрыть тайну даже при личном досмотре[1].
  • Tokyo Ghoul: кагуне можно рассматривать как ещё одну часть тела гуля. При этом одежда практически никогда не страдает. И если для укаку («крылья» в области плеч) можно придумать обоснуй, что большую часть времени он находится в состоянии, похожем на газ, а ринкаку (те самые «щупальца» ГГ, растущие из поясницы) — почти жидкость, и оба они твердеют только в процессе боевого применения, то с коукаку и бикаку не совсем ясно. Коукаку растёт из района лопаток и по свойствам напоминает металл, а бикаку — это вообще «хвост».
    • Кагуне не является постоянным «дополнительным» органом, как упомянутые рога, крылья и хвосты. Также, не совсем корректно рассматривать кагуне как некий «скрытый» орган по аналогии, например, с когтями Росомахи. На самом деле, отличие в разных типах кагуне заключается не только в месте их формирования. Процесс появления кагуне состоит из трёх стадий: формирования, сцепления и распада. Продолжительность этих стадий и определяет свойства кагуне. Так, для укаку характерна малая продолжительность стадии сцепления. В противоположность укаку, коукаку-тип держится достаточно долгое время. Что же касается темы статьи, то на первой стадии RC-клетки выходят из тела в месте нахождения какухо, после чего соединяются между собой в той или иной форме. В связи с этим логично предположить, что ничего не мешает RC-клеткам пройти сквозь одежду и только после этого начать составлять окончательную форму кагуне.
  • Хроники Эвиллиоса — герцог Веномания в «Безумии герцога Веномании» снимал рубашку, когда использовал крылья, чтобы её не порвать. Однако, с одеждой Кайла (двумя книгами ранее) и самого герцога (уже в ХРД) ничего не происходило, так что, скорее всего, ничего бы с рубашкой не случилось.
  • Manaria Friends — полудраконша Грея. Носит рубашку с вырезом на спине, через который проходят крылья.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls — начиная с Oblivion, разработчики не особо обращают внимания на то, каково каджитам и аргонианам, с их вытянутыми мордами, надевать закрытые шлемы — те каким-то магическим образом сплющивают свои морды в них, не испытывая дискомфорта. А вот раньше им шлемы было нельзя. Аналогично, кстати, с обувью.
    • В Skyrim всё-таки шлемы подстраиваются под анатомию головы, а не наоборот.
  • Polaris Sector — Гавакены носят удобные кожаные жилетки, не мешающие им жестикулировать своими руками-крыльями.
  • Blade and Soul — раса линов представляет собой небольших людей с ушами и хвостом животных. А учитывая то, что почти все наряды в игре магическим образом приспосабливаются к расе и полу персонажа игрока, понятно, что разработчикам проблема крыльев и хвоста не особо важна. Да и игрокам тоже.
  • Lineage II — некоторые наряды выглядят на игровых персонажах по-разному в зависимости от их расы: обычное платье на человеческой девушке на тёмной эльфийке будет смотреться как наряд из секс-шопа.
  • Neverwinter Nights: the Hordes of Underdark — в целом с выходом аддона (и собственно появления крыльев и хвостов) проблема игнорируется, но если в третьем эпизоде убить барда-тифлинга (кстати, тот ещё козёл), то в описании снятой с него одежды, указано, что «прорезаны дыркы для крыльев».
    • Кстати, с версии 1.67 появились рабочие модели плащей (раньше их не было) и при одетом плаще, если у персонажа есть крылья — они волшебным образом исчезают.
  • Might & Magic VIII: Day of the Destroyer — персонажи-минотавры не могут носить ни шлемов, ни сапог. Персонажи-драконы могут носить только кольца и амулеты.
  • Dungeon Crawl Stone Soup — пример довольно проработанного варианта. Маленькие рога запрещают надевать шлем, большие — даже шляпу. Маленькие когти можно спрятать в перчатках (и тогда ими не удастся никого поцарапать), на большие перчатки не налезут. Дракониды не могут носить ни нательную броню (из-за зачаточных крыльев), ни шлемы (из-за формы морды). Крохотные спригганы и крупные огры не могут носить никакую броню, кроме безразмерных мантий и шкур, фелиды (разумные коты) — вообще никакую. При трансформации броня, которую в новом теле (паука, дракона etc.) нельзя носить, трансформируется вместе с телом. Кентавры и наги с трудом носят обычную броню (на торсе), зато имеют собственные доспехи, специально подогнанные под нижнюю часть тела. С тенгу в этом смысле пришлось выкручиваться — сказать, что они летают без помощи крыльев, чтобы (из соображений баланса) не лишать их доспехов.
  • Fallout 2: учёный по имени Горис носит тяжёлую рясу с капюшоном и сильно горбится, так, что лица не разглядеть. Но если, имея Гориса в отряде, ввязаться в драку, он эти одежды лихо сбросит, чтобы не мешали — и Избранный обалдеет, поскольку под мешковатой хламидой скрывается разумный Коготь Смерти, со всеми рогами, когтями и шипами. Надо сказать, хорошо скрывается — Гориса без проблем пропустят даже в Город Убежища, куда гулям и мутантам проход закрыт. А вот броня на него не налезает никакая, и приходится ему надеяться только на свою толстую шкуру.
  • World of Warcraft — пример достаточной проработанности.
    • Обувь визуально не отображается (точнее, отсутствует её нижняя часть, покрывающая саму стопу) у рас, имеющих копыта (таурены и дренеи) или очень большие стопы (тролли и воргены). У пандаренов обувь не исчезает полностью, но в некоторых случаях появляются прорези для больших когтистых пальцев.
    • Из перчаток у воргенов торчат когти.
    • В штанах имеется прорезь для хвоста у тауренов, дренеев и пандаренов. У дренеев и тауренов так же хвост торчит и сквозь платье / робу, а плащ над хвостом топорщится (но не у пандаренов — хвостик маленький).
    • Сквозь закрытый шлем у тауренов торчат рога. А вот охотники на демонов, увы, получились «ложкой дёгтя» — у них под закрытыми шлемами или капюшонами демонические рога как будто улетучиваются.
    • Перманентно драная одежда Отрёкшихся сюда или нет?
  • Divinity: Original Sin 2 — на ящере сапоги автоматически превращаются в обмотки, а шлем — в диковинный купол. Впрочем, даже на разных людях одна вещь выглядит по-разному.
  • Corruption of Champions — протагонист подгоняет броню под себя «на коленке», если в результате употребления очередного зелья отросли крылья / хвост / лошадиный круп / паучье туловище / грудь хентайного размера.
  • Pillars of Eternity — богоподобные не могут носить шлемы и даже маску в одном квесте приходится просто демонстративно приложить к лицу.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — жрецы Адептус Механикус носят просторные рясы, скрывая под ними всевозможные механодендриты, которыми они обожают себя оснащать.

Реальная жизнь[править]

  • Для многих домашних животных — обычно собак (реже — кошек и мини-пигов) — специально шьют одежду, тщательно прорабатывая решение такой проблемы.
  • Когда в космос начали запускать животных, костюмы в обязательном порядке шили для шимпанзе (в США и СССР) и собак (в СССР). Впрочем, основное назначение этих «скафандров» было удерживать на теле датчики и арматуру.
    • Мартышкам, которые летали в космос, в СССР удаляли хвосты — этого требовала конструкция ложемента-кресла. С шимпанзе было проще по причине отсутствия такового. А вот собаки, включая Белку и Стрелку летали подвешенными в специальном контейнере стоя на четырех лапах, и свой природный руль сохранили.
  • Специальную форму с отверстием для хвоста пошили для бабуина чакмы по кличке Джеки — участника Первой мировой.

Примечания[править]

  1. Однажды Хоро обмолвилась, что может прятать (то есть ходить без них) уши и хвост около суток.