У нас не такие души

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Это не «у вас есть душа». Вы и есть душа. У вас есть тело. »
— Приписывается (вероятно, ошибочно) К. С. Льюису

В большинстве религий позиционируется существование души — носителя человеческого «я», отдельного от тела или мозга и имеющего сверхъестественную природу. Идею души заимствуют и произведения в жанре фэнтези или других жанров со сверхъестественными спецэффектами, а научная фантастика обращается к идее души тогда, когда рассматривает возможные технологии продления жизни, киборгизации или копирования личности. При этом вымышленных трактовок сущности и свойств душ куда больше, чем религиозных. В этой статье мы постараемся рассмотреть большинство из них.

Что собой представляет душа?[править]

Варианты:

  • Коллективное сверхсознание Юнга, «Сверх-я», она же совесть и мораль, которая подавляет проявления «Не-я», или подсознательного.
  • Это нечто неуловимое, свойства которого человек напрямую изучить не может.
  • Это нечто, существующее в астральном мире.
  • Это просто очень сложная структура информации, которую можно копировать, редактировать и удалять, как компьютерный файл.
  • Некая волшебная энергия, жизненная сила, другими словами.
  • Душа — материальна! Её можно и удалить и взвесить! Может даже фактически представлять собой настоящий орган, делающий бездушного человека человечным.

Куда она девается после смерти?[править]

Смотри основную статью: Тот свет.

Как связаны душа и сознание?[править]

  • Душа и есть сознание; человек без души — это не та самая личность, а что-то другое, двигающее его тушкой.
  • Душа — это часть сознания, например — заведующая эмоциями и творчеством. Можно потерять душу и остаться, пусть не совсем, но собой.
  • Да никак, человек без души даже не заметит разницы.

Можно ли забрать душу у живого человека, и что после этого будет?[править]

  • Нет, нельзя, поймать душу можно только во время или после смерти.
  • Можно, человек немедленно умрёт.
  • Можно, человек впадёт в кому.
  • Можно, человек станет злым или по ту сторону добра и зла.
  • Можно, человек станет логическим болванчиком, лишенным эмоций и способности к творчеству.
  • Можно, человек станет безвольным.
  • Можно, но не сразу, а на будущее. Душа достанется забирателю в момент смерти и попадет в ад/шеол/никуда.
  • Самый трансгуманистический вариант — можно, при этом их станет два. И какого ни тронь — всё равно это будет убийство.

Прочее[править]

  • Уничтожима ли душа?
  • Можно ли заключить душу в неодушевленный предмет?
  • Душа монолитна или состоит из более мелких деталей — скажем, отдельной поддуши, заведующей разумом и логикой, и отдельной — заведующей эмоциями?
  • Есть ли души у искусственных созданий — роботов, клонов, големов, химер, и т. д.? У всех ли? Если не у всех, то каким образом эти существа получают души?
  • Привидение — это сбежавшая, выпавшая из поезда или просто праздношатающаяся душа?
  • Покупает ли души какое-нибудь злобное сверхъестественное существо? Что оно с ними делает? Что оно готово за них дать?

Ответы на вопросы, рассортированные по сеттингам[править]

Литература[править]

  • Роман Шекли «Корпорация „Бессмертие“»: существование душ доказано научно. Удалось точно выяснить, что в момент смерти души большинства людей не выдерживают шока и рассыпаются; но некоторые души сохраняют целостность и разум и попадают в некоторое неописуемое место под названием Порог. Существует аппаратура, позволяющая наладить связь с душами, находящимися на Пороге. С Порога души, когда захотят, вступают в настоящее посмертие, и оттуда уже нет ни возврата, ни ответа. (Никто не знает, что дальше происходит с расколовшимися душами; большинство считает, что они просто мертвы, но есть версия, что они восстанавливаются в посмертии. Проверить это невозможно, так как с посмертием связи нет.) Более того, учёные смогли разработать процесс, «укрепляющий» душу ещё при жизни. Укреплённая душа заведомо переживёт смерть и вступит на Порог. Конечно, процесс укрепления стоит очень недёшево.
  • Братья Стругацкие:
« Где-то в конце восьмидесятых годов, в процессе непрекращающегося расширения областей своего титанического сверхзнания, Иоанн-Агасфер обнаружил вдруг, что между двустворчатыми раковинами вида margaritifera и существами вида хомо сапиенс имеет место определенное сходство. Только то, что у margaritifera называлось жемчужиной, у хомо сапиенсов того времени было принято называть тенью. Харон перевозил тени с одного берега Стикса на другой. Навсегда. Постепенно заполняя правобережье (или левобережье?), они бродили там, стеная и жалуясь, погруженные в сладостные воспоминания о левобережье (или правобережье?). Они были бесконечны во времени, но это была незавидная бесконечность, и поэтому ценность теней, как товара, была в то время невысока. Если говорить честно, она была равна нулю. В отличие от жемчуга. Люди того времени воображали, будто каждый из них является обладателем тени. (Так, может быть, раковины margaritifera воображают, будто каждая из них несет в себе жемчужину.) Иоанн Агасфер очень быстро обнаружил, что это — заблуждение. Да, каждый хомо сапиенс в потенции действительно способен был стать обладателем тени, но далеко не каждый сподобливался ее. Ну, конечно, не один на тысячу, все-таки чаще. Примерно один из семи-восьми. »
— «Отягощенные злом»
  • Сергей Лукьяненко, «Линия грёз» — существование душ доказано с помощью аТана. При смерти человека, в одном из отделений компании воссоздаётся тело человека по снятому шаблону. Затем из базы данных в мозг загружаются воспоминания, собранные с помощью нейронной сети, вживлённой в мозг того человека. Но если создать вместо одного тела два, то лишь одно из них станет полноценным человеком. У второго не будет свободы воли. Есть, пить и отвечать на вопросы может, а полноценно жить — нет. Но если затем убить первое тело, то второе вдруг обретает сознание. Вот вам и душа. Узнав об этом, Церковь тут же благословила изобретение, правда от обычных людей такое решили скрыть.
  • Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев». Т. н. эйдосы ответственны за способность человека к магии — хотя, в отличие от цикла про Таню Гроттер, здесь человеческая магия изображается скорее с насмешкой и тенью осуждения, — а также за творческий потенциал и, возможно, за моральное чувство. Пока человек жив, сознание его не тождественно его эйдосу, но после смерти оно обычно оказывается там же, где и эйдос, если только светлые силы не приняли заранее особого рода контрмеры — по-видимому, сложные и редкоосуществимые. Если человек ещё жив, то без эйдоса он ощущает себя пустым, хрупким и уязвимым. Истинному зрению эйдос предстаёт по обыкновению в виде небольшой искорки в районе груди.
  • Mark Kalina, Hegemony. Официальная доктрина Церкви Гегемонии — да, души существуют. с учетом того, КЕМ является правящий класс Гегемонии, оно и не удивительно. Доказано тем, что при переносе разума человека на искусственный носитель — био-мозг будет уничтожен и никак иначе (официальная наука считает что разум это структура квантового уровня) но даже после этого — разум нельзя копировать. Перенести можно, но не копировать. Да, это означает что никаких резервных копий, смерть (если некуда передать разум) есть смерть. Некоторые конкуренты Гегемонии считают что перенос разума на искусственный носитель это потеря души (хотя сами такое делают с некоторыми преступниками, официально — с добровольного согласия…просто широко используемые всеми сторонами боевые системы требуют пилота и при этом человек в биологическом теле не способен их пилотировать).
  • «Черви и черти» Владимира Чубукова — весь рассказ о человеке, разделённом с душой. Причём тело — мальчик, и без души начинает гнить. А душа принимает вид старухи, и без тела она достаётся чертям. Чтоб душа после объединения не особо мешала, врач рекомендует заливать её водкой.
  • Метавселенная Рудазова — душа сложносоставна, как луковица с её оболочками. Кстати, первая из этих оболочек — физическое тело, а четвёртая — т. н. Атман, единственный абсолютно вечный и неуничтожимый объект во всём мироздании. Подробнее читать стоит в соответствующем разделе — это реально огромная, но логичная и интересная простыня.

Сетевая литература[править]

  • «Летняя вьюга» Павла Сормова — души здесь представляют собой нечто вроде биоинформационных программ, где высшие когнитивные функции завязаны на высшие же фрактальные размерности. По факту, душа и разум здесь одно и то же. Посмертия в полной мере нет — при гибели тела душа разваливается на составляющие эктоконтуры, многие из которых притягиваются эгрегорами и сохраняются в их рамках. При сильной насыщенности остатки души могут влиять на вещественный мир (полтергейст и т. п.), а при сильных связях в домене (имеющей общие контуры, субэгрегор человеческой группе) — могут в редких случаях сохраниться, «прилипнув» к родной душе/душам. Группа Чекана нашла способ сохранять души от распада и возрождать того же человека, а не его копию, при помощи кристражей — материальных эктоактивных объектов, берущих роль «тела» и носителя сознания. При этом возможно также превращение в бестелесную форму жизни. Именно таким путём пошел мизантроп-трансгуманист Кольбер — он решил устроить себе левел-ап и вознесение одновременно путём превращения в замкнутую временной петлёй сущность, поглощающую другие эктообъекты, по факту — демона. Только совместная работа группы Чекана и правительств США и России, а также самопожертвование нескольких людей, спасли человечество и планету от гибели.

Кино[править]

  • «Трансформеры» — у каждого кибертронца есть Искра, которая и является его душой. Однако Искру можно достать и уничтожить. Есть уникальные искры, например неуничтожаемая Искра Старскрима/Скандалиста. Искру можно разделить надвое, как это сделал Мегатрон в «Звериных войнах» с Искрой Протоформы Икс, чтобы создать клона Динобота. При этом, во время гибели Протоформы Икс, клон Динобота обретает сознание Динобота-оригинала. Согласно Оптимусу Праймалу (потомку Оптимуса Прайма), все Искры усопших возносятся в Матрицу — Рай для кибертронцев. Некоторые Искры особенно сильны. Например, Искры Оптимуса Прайма и первого Мегатрона. Таким образом, Оптимус Праймал и второй Мегатрон обрели гораздо более мощные формы, временно став носителями Искр своих тёзок.

Телесериалы[править]

  • Philip K. Dick’s Electric Dreams история «Crazy Diamond» по рассказу «Спешите приобрести!» — душой называют воспоминания и личность, которые получает химера

Аниме и манга[править]

  • Ghost in the Shell — 100 % киборги у которых нет живого места отличаются от роботов наличием Призрака, что даёт им полные гражданские права, в отличие от роботов никаких прав не имеющих и считающихся вещью. И этот Призрак можно перенести из одного кибернетического тела в другое.
    • Если про оригинал, то не так, там в лифте они прямым текстом это обсуждают. Что-то вроде «У тебя в титановом черепе человеческий мозг, так что хорош подгоняться».

Видеоигры[править]

  • Аллоды — души называются искрами, могут быть извлечены, исследованы, перенесены обратно в тело в Чистилище (если у существа не отрублена голова). Подсвечено, что раса Восставших (кибер-нежить), будучи атеистичной, не хуже других служит местной Церкви, т. к. умеет обращаться с искрами. Один из Восставших, колдун Тэп, поглощал чужие искры для обретения могущества, т. е. обладал кучей душ.
  • The Elder Scrolls
    • Первое, что надо усечь — это то, что души по силе делятся на три ранга. Белые — души неразумных и полуразумных существ, самые слабые и смертные (кроме душ низших даэдра, которые белые, но бессмертные). Черные — души разумных существ, сильные, бессмертные, но все ещё поддаются магической манипуляции. И души драконов — самые сильные, не поддаются манипуляции никакой магией, и единственный, кто может что-то с ними делать — это носитель другой такой же души.
      • С драконами несколько сложнее. Когда Довакин побеждает Мирака, он высасывает их него сразу несколько драконьих душ. Из этого следует, что при поглощении души дракон не умирает и возможно уходит на респавн, когда обладатель души дракона пользуется знаниями. Ну или Мирак/Хермеус Мора применил очень сильное колдунство.
        • Мирак явно убил больше драконов, чем из него выпало душ. Возможно, они если и погибают, то не сразу, или полностью исчезают при переработке в Крик, а из Мирака выпали неиспользованные.
    • Душа и есть сознание — или некое его подобие, для «белых» душ неразумных существ.
    • Куда попадают души после смерти? Для белых душ (кроме даэдра) это нигде, для черных душ людей и гуманоидов это Этериус или Обливион, для любых душ даэдра это их родной план Обливиона, где им выдадут новые тела и резурректнут. Драконьи души никуда не уходят, а остаются на земле и постепенно обрастают новыми телами; единственный способ этому помешать — это если одна драконья душа пожрёт другую.
    • При жизни душу от тела отделить нельзя; единственный способ их разделить — это смерть. В момент смерти любую душу (кроме драконьей) можно заарканить заклинанием «Ловушка Души» и помешать ей отлететь в назначенное ей место. В результате душа ловится в специальный «Камень душ» и может быть использована как источник энергии для артефактов. Для белых душ этот процесс фатален, а бессмертные чёрные, отработав батарейками, попадают на план нежити: Каирн Душ. Ловля бессмертных душ относится к некромантии, в одних землях запрещена законом, в других просто считается злом.
    • Принцы Даэдра могут заявить собственность на души различных существ, но это означает только то, что планы этих даэдра становятся штатным местом назначения для оных после смерти. При жизни забрать душу даэдра не могут. Условия такой заявки могут быть различными. Например, Шеогорату принадлежат души всех сумасшедших, которым он после смерти выдает новые тела и поселяет у себя на Дрожащих островах, а Гирцину — души всех оборотней, которые потом вечно охотятся на его плане. Хермеус Мора покупает души за тайные и запретные знания, Клавикус Вайл — за исполнение желаний, а Ноктюрналь — за воровскую удачу. Членство в любом даэдрическом культе означает дарение своей души соответствующему даэдра. Если на одну и ту же душу претендуют несколько даэдра, или если даэдра разевают пасть на драконью душу, получается смешно [1].
  • Дилогия Pillars of Eternity — душа здесь вполне конкретная вещь, которую можно измерить, разделить, изменить, перенести и даже, как в случае с ГГ — увидеть.
  • Fallen London — души здесь вполне можно извлечь при жизни и ничего страшного, вроде, не происходит. Они ценятся обезьянами Империи Рук, похоже, как способ уподобиться человекам, а также дьяволами по причинам довольно туманным: то ли они их едят, то ли используют для порчи вселенских законов (их владения в Подземноморье — чужеродное место и полный вывих мозга). Также души имеют некую связь с Судилищами — верховными богами, похоже, тоже служа им неким аналогом пищи, а из некоторых такое божество может зародиться.
  • Kingdom Hearts — Сердца. На самом деле это не души, а некая субстанция, без которого существо превратится в Несуществующего. Классические души, выполняющие роль «сознания» есть (как мы видим на примере Терры). И вообще, тут всё очень сложно. Просто пипец как сложно.
  • Dark Souls же. Души здесь с посмертием вообще связаны чуть менее чем никак, делимы, передаваемы и измеряются количественно как источник некой силы хозяина. Чем отличаются души-деньги от закачанных в левелапы? Каким образом душа очередного босса пилится на кучу денег и особенную душу, из которой можно скрафтить оружие? И что такого в ней особенного к тому же? А ведь есть ещё заглавные тёмные души, которые работают не как светлые… В общем, настолько гениально что мозги сломаешь.
  • Warframe — так называемое Оро это бэкап в Варпе Бездне, который и обеспечивал бессмертие Орокин. Удалить его можно, но только тем, кто сам такой имеет.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy — после смерти души со временем деградируют, распадаясь в Варпе Эфире на отдельные воспоминания и эмоции, или же сразу оказываются впитаны наиболее близким по духу богом. Однако, есть способы их удержать в целости и привязать к телу покрепче, такие как сложные погребальные ритуалы Культа Усопших или превращение в вампира, которого благодаря этому относительно легко с того света вернуть. А отдельные персонажи настолько суровы, что живут в виде мумии на одной силе превозмогания.
  • Warhammer 40000 — душа является отражением живого существа в варпе. Исключением являются обладатели гена парии, у которых отражение в варпе отсутствует.
    • Судя по всему, души разумных существ вполне уничтожимы и могут служить пищей демонам, К’Тан и даже мутировавшему флоту тиранид. Также можно уничтожить душу абсолютно живого человека.
    • Точного описания посмертного существования в этом мире нет. Рассказывается только, что раньше эльдар могли реэркарнироваться, а сейчас для них созданы искусственные посмертия Вечный Цикл на мирах-кораблях.
    • Некроны потеряли свои души во время биопереноса, став механической нежитью, и только их дворянство сохранило при этом разум. Некоторые полезные члены некронского (точнее, некронтирского) общества умерли до биопереноса, однако для них тоже сделали металлические тела, загрузив в них цифровую копию личности. Такие «лженекроны» ни с виду, ни по способностям ничем не отличаются от обычных, и обычно служат советниками династий, но «труъ-некроны» всё равно не считают их настоящими — потому что у них не такое отсутствие души!

Примечания[править]

  1. Пример особенно комичной коллизии: Довакин (т. е. обладатель драконьей души), который является оборотнем (соответственно, его душа принадлежит Гирцину), Соловьём (соответственно, Ноктюрнал) и победителем Мираака (соответственно, Хермиусу Море), главой Тёмного Братства (душа принадлежит Ситису), которому вдобавок Шор и Тсун гарантировали беспрепятственную дорогу в Совнгард — план Этериуса. Смерть Довакина звучит как завязка для отличной комедии!