Шаблонный сюжет

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Итак, вы — создатель мультсериала. О технической части поговорим позже. Начнём с сюжета: какой он будет? Тот, где каждая серия — часть общей истории? Детский мультик с сюжетами, которые встречаются повсеместно? Что-то обучающее? Попытка придумать свой сюжет для каждой серии? А может, лучше создать шаблон и всё подгонять под него?

Шаблонный сюжет — совокупность сюжетных элементов в определённом порядке, повторяемых из серии в серию в том или ином мультсериале, обычно в одно и то же время. Чаще всего это именно мультсериалы или телепередачи. Главное — чтобы серий было много. Обычно такие произведения делаются для самых маленьких и могут сочетаться с вышеназванными сюжетами.

Воспринимаются они по-разному. Обычно зрителям, преимущественно взрослым, такой подход может надоесть, особенно если он смотрит несколько серий за раз. Но авторы могут полностью или частично уходить от шаблона, обманывая ожидания и привнося в сюжет разнообразие.

Важно: шаблонный сюжет — именно стандартная совокупность событий. Постоянные шутки, коронные фразы и другие элементы, не влияющие на сюжет — не троп. Одно какое-либо действие, повторяемое из серии в серию и определяющее только сюжет в целом, а не его составляющие — не троп. Так, сюжеты серий «Том и Джерри» не являются шаблонными. Хотя из серии в серию Том гоняется за Джерри, а тот строит ловушки против кота, и на этом строится общий сюжет всего мультсериала, но использование того или иного типа ловушки или обращение за помощью к второстепенным персонажам не закреплено. Тем не менее, грань между мультсериалами со стандартными цепочками событий и стандартной сутью событий очень тонка.

См. также Каждую серию — элемент, повторяющийся со строгой регулярностью, но при этом не обязательно являющийся сюжетным.

Не путать с жанровым сюжетом. В детективе будет тайна и расследование, в любовном романе встреча двоих одиноких людей, а в конце они будут вместе, в ужасах будет смертельная угроза — за это и читаем!

Примеры[править]

Литература[править]

  • Многочисленные МТА.
  • Возрождается древнее зло, и герою срочно нужно отправляться в поход за макгаффином, который это зло уничтожит. Сюжет половины фэнтези, причём даже «Властелин колец» не первопример — такой же сюжет был у «Часа дракона» (1935) Говарда из цикла о Конане.
    • С поправкой: «герой унаследовал макгаффин, за которым охотятся злые силы, вынужден бежать из дому в безопасное место, а затем отправляется с этим макгаффином и группой сильных товарищей в поход, но потом сбежит от них на лодке» — это сюжет… вообще «Острова сокровищ»!
    • К простому ребёнку/подростку, живущему скромной жизнью, приходит волшебный дед и говорит: «Ты избранный/волшебник/джедай/потомок Шаннары, Гарри/Мио/Люк!» Сюжет чуть более чем половины фэнтези, причём сочетается и с предыдущим.
    • Это осколок шаблонного сюжета сентиментальной прозы XIX века, в котором к сироте приходили и говорили «Ты потомок знатного рода и унаследовал огромное состояние, маленький лорд Фаунтлерой!»
  • Добрые андроиды/киборги/ИИ/клоны хотят почувствовать себя людьми и обрести свободу, но злая корпорация им мешает. Сюжет каждого второго киберпанка.
  • Большинство романов Сары Джио. Главная героиня, живущая в наши дни, находит письма или дневник женщины, история которой разворачивается много лет или даже десятилетий назад, и начинает своё расследование. При этом события героини из прошлого тем или иным образом отражаются на жизни современной героини.
    • Другой, более редкий шаблон. Героиня пожилая, состоялась в жизни, побывала в браке, у неё есть дети или даже внуки, но она глубоко несчастна. В течение большей части романа она вспоминает своё прошлое и свою настоящую любовь, с которой её разлучили обстоятельства. В конце героиня воссоединяется с возлюбленным.
  • Романы Дженни Колган. Героиня, переживая личный кризис (производственнуюю травму, потерю работы, развод с токсичным мужем и т.д.) меняет место жительства, открывает небольшое дело, и жизнь налаживается.
  • Добрые андроиды/киборги/ИИ/клоны хотят почувствовать себя людьми и обрести свободу, но злая корпорация им мешает. Сюжет каждого второго киберпанка, при этом он старше киберпанка — это сюжет ещё той самой повести Карела Чапека, где появилось слово «робот».
  • Джоанн Роулинг, первые три книги о Гарри Поттере имеют одинаковый сюжет: хреновая летняя жизнь Гарри у Дурслей, Косой переулок, Хогвартс, уроки, квиддич, Рождество, большой квест, праздник в конце учебного года, отъезд на летние каникулы.
  • Эдгар Берроуз: главный герой, сильный и статный мужчина знатного происхождения (хотя он сам может не знать об этом, и читатель пока тоже) путешествует по экзотическим странам и встречает героиню, красивую и энергичную. Она также высокого происхождения, хотя герой и читатель сперва не знают об этом. Героиню похищают. Герой переживает ряд приключений, некоторые из которых связаны со спасением героини. Он спасает её, между ними возникает любовь, но её развитию мешают недоразумения. В конце концов все недоразумения разрешаются, опасности остаются позади, и герой с героиней женятся.
  • Владимир Обручев, «Плутония» и «Земля Санникова» имеют совершенно одинаковый сюжет: группа энтузиастов отправляется в Арктику исследовать неизведанный край, который оказывается оазисом теплого климата с доисторической экосистемой. Персонажи встречают там племя дикарей, живущих в каменном веке, и заводят дружбу с одной из женщин племени, собирают богатые коллекции образцов, но теряют их по дороге домой по независящим от них обстоятельствам, а доисторическая экосистема хрупка и скоро рухнет.
    • Причём с некоторыми поправками это шаблонный сюжет «Затерянного мира» Дойля. А точнее - сознательное На тебе! ему, да ещё "Путешествию к центру Земли" Жюля Верна.
    • Тут нужно учесть, что у Обручева цель была - именно показать доисторическую жизнь, как её представляли в те времена. Как это сделать, если не с помощью труднодоступных, изолированных от внешних воздействий "затерянных миров"? И попасть туда должны были не случайные люди, а учёные, которые поймут, с чем довелось встретиться, - значит, научные экспедиции. Союзники среди дикарей - так если с ними отношения совсем не сложились бы, путники далеко бы не ушли. А что союзником становится женщина - вовсе не удивительно, ведь путешественники-то мужчины. Будь среди них женщины, возможно, местные мужчины бы тоже могли на что-то надеяться. Собранные доказательства пропадают, чтобы не было вопросов, почему открытие неизведанных земель никак не повлияло на жизнь нашего мира, не всколыхнуло даже научное сообщество. Сюда же и обречённость открытого "затерянного мира" (у Плутонии, впрочем, относительная - предполагается, что её внутреннее светило будет обогревать полость земли ещё тысячи лет). Не к чему стремиться больше, и всё тут! И, несмотря на эти меры предосторожности, часть читателей в первые годы после выхода книг Обручева принимали всё написанное за чистую монету и писали автору письма: почему не снаряжаются новые экспедиции в Плутонию и Землю Санникова?

Мета о тропе[править]

  • Владимир Пропп, «Морфология волшебной сказки» — почему практически все означенные сказки эксплуатируют сабж и не становятся от этого скучными.
  • Джозеф Кэмпбелл, «Тысячеликий герой» — что такое мономиф и почему он работает.

Кино[править]

  • Само явление сиквел-ремейк.
  • Семья переезжает в другой дом, а в нём начинает твориться всякая чертовщина, обычно связанная с младшим ребёнком. Сюжет каждого второго ужастика, включая все «Полтергейсты», «Астралы», «Заклятие 2» и т. д.
  • Группа молодёжи отправляются отдохнуть за город, а там их убивают одного за другим. Сюжет второй половины банальных ужастиков. Такой штамп, что высмеивают его («Хижина в лесу», «Убойные каникулы») чуть ли не чаще, чем играют прямо.
  • Из будущего прибывают два бойца: робот-убийца, посланный уничтожить спасителя человечества, и защитник, призванный спасителя спасти. Спасителя спасают, убийца гибнет, один из защитников жертвует собой. Это сюжет всех частей серии «Терминатор», кроме 4-й. Причём если во втором его обыграли по-новому, вывернув наизнанку (теперь терминатор — добрый! сюрприз!), то дальше штампом стал именно жертвующий собой добрый Т-800 из второго фильма.
  • Супергеройские фильмы, за редким исключением? строятся по шаблону: жил себе простой парень, внезапно обрёл/открыл в себе суперсилы, придумал себе костюм и псевдоним, тут как раз появился суперзлодей, намеренный разрушить любимый город/захватить мир, герой спасает город/мир и девушку. «Супермен», «Человек-паук» (у которого ещё и сиквелы-ремейки), «Капитан Америка» и десятки менее известных героев подтверждают.
    • На втором месте штамп «богач, наделённый властью, в свободное время супергеройствует с помощью хай-тек прибамбасов» — все фильмы про Бэтмена, Железного человека, Чёрную пантеру.

Телесериалы[править]

  • «Могучие рейнджеры» — команда рейнджеров сражается с монстром, желающим уничтожить мир, обычно используя то, на чём делался акцент в данном эпизоде. Когда враг почти побеждён, он становится Мега Монстром, и тогда главным героям приходится биться, управляя Мегазордом.
  • Телесериалы для && про женщин на российском телевидении, например, на телеканале «Домашний», снимаются в буквальном смысле по уже готовому шаблону, который дают сценаристам, чтобы натянуть на него имена и конкретные события. Суть его такова: есть женщина, несчастливая в браке (или разведённая), у неё есть ребёнок. Она знакомится с другим мужчиной, с ней происходит всякая чернуха, зачастую являющаяся виной мужа, но потом она выпутывается, причём — и это в шаблоне подчёркнуто как крайне важное — не благодаря своим талантам или навыкам, а руками второго мужчины, с которым далее и заводит отношения, the end. Раньше можно было писать про то, как она уходит от мужа к любовнику, но теперь женщины из ЦА стали более консервативны и этого не приемлют. Похожий феномен есть и на американском телевидении, но с несколько большим выбором сюжетов.
  • «Коломбо» — убийца (как правило, это богатый, интеллигентный человек) совершает преступление. Личность и метод нам известны. На сцене появляется Коломбо, который начинает виться вокруг преступника, при этом никак не показывая своей неприязни — обходится очень вежливо, извиняется за доставленные неудобства, не обвиняет в нечестности, хочет поговорить начистоту о тех или иных беспокоящих его вопросах. Преступник думает, что он уже сорвался с крючка, но Коломбо произносит свою коронную фразу «Да, я еще хотел спросить…» и разваливает алиби преступника, зацепившись за ошибку, которую тот допустил либо при изначальном сокрытии преступления, либо когда Коломбо уже вышел на его след.
  • Герой или героиня живёт себе обычной жизнью, но тут понимает, что может видеть необычных людей. Более того, в процессе выясняется, что и он/она является одним/одной из них. Сюжет многих мистическо-фэнтезийных серилов вроде «Тайн Хейвена», «Гриммов» или «Однажды в сказке».
  • «Гадалка», «Старец» и дофига подобного. Протагонист обращается к экстрасенсу за решением своих проблем. Тот даёт советы, но герой либо всё делает по своему, либо, стараясь-таки соблюдать рекомендации, допускает ошибку. И в том, и в другом случаях всё становится ещё хуже. Тогда герой снова обращается к тому же экстрасенсу, и тот окончатель помогает решить проблему.
  • «Закон и порядок» шаблонен донельзя и расписан буквально поминутно: вначале не относящаяся к сюжету прелюдия, ведущая к обнаружению трупа, потом полицейские допрашивают каких-то левых персонажей, которые ничего не могут сказать по делу, затем поворот сюжета на 20-й минуте, арест преступника на 30-й минуте, после чего мы переключаемся с копов на окружных прокуроров и видим последний поворот сюжета на 45-й минуте серии, когда окружной прокурор выясняет, что произошло на самом деле и кто в этом виноват.
  • «Она написала убийство». Если миссис Флетчер куда-то приехала — ждите труп, так как она — магнит для неприятностей. Если главным героем серии является не миссис Флетчер, а кто-то из ее друзей или родственников, то протагонист попросит её вести расследование, чтобы оправдаться в ложном обвинении. В каждом эпизоде самый очевидный подозреваемый оказывается совершенно не при чём. При этом в 90 % случаев он либо накануне крепко ссорится с убитым, либо давно испытывал к нему неприязнь и не скрывал этого. Преступником всегда оказывается кто-то «из своих» для места действия серии (исключений почти нет). Убийца приводит в действие некий хитрый план и старается подставить того, кто кажется самым очевидным подозреваемым. Но Джессика Флетчер обычно находит в этом плане мелкие нестыковки. В начале многих серий зрители видят сцену, выглядящую странной и нелепой, ни с чем не сообразной, а ближе к концу, в свете новых фактов, писательница-детектив неожиданно вспомнит о ней, застынет с потрясённым лицом, произнесёт загадочную фразу — и следующая сцена уже будет посвящена разоблачению убийцы. В конце эпизода она, как правило, заливисто рассмеётся, обнажая белые зубы, поправит шарфик на шее, и пойдут титры.
  • «Касл», «Кости», «Доктор Хаус» и подобные сериалы — совершается убийство/обнаруживаютсячьи-то останки/у кого-то появляются опасные симптомы, команда детективов/экспертов/врачей начинает собирать улики/анализы и выдвигать версии, первые подозреваемые оказываются невиновны/предварительный диагноз неверен, могут происходить новые убийства/обнаруживаться новые останки/проявляться новые симптомы, какая-то чуть ли не случайно выявленная деталь приводит к разгадке. В процессе будут элементы ситкома и мелодрамы между главными или второстепенными героями.

Мультсериалы[править]

Детские[править]

В детских телепередачах и других образовательных программах есть железобетонный обоснуй: детям младшего возраста, наоборот, полезно повторение для закрепления материала, а шаблонные сюжеты им не успевают надоесть.

  • «Пако, Нуки и Лола» — один из персонажей загадывает желание, и оно исполняется. Поначалу ему нравится, но затем интерес пропадает. Друзья вместе с юными телезрителями выполняют задание, чтобы обнулить это желание.
    • Хотя, кажется, были нешаблонные серии.
  • «Клуб Микки Мауса» — у друга Микки происходит неприятность, и он отправляется к нему на помощь. Но перед выходом он запасается четырьмя маусструментами, один из которых является секретным.
  • «Спецагент Осо» — Осо проходит тест, но терпит неудачу. Тем временем у одного ребёнка начинаются проблемы, и Осо спешит к нему на помощь, сам не сильно разбираясь в этом деле. В каждом задании присутствует три этапа, которые подсказывает нагрудной знак. Во время выполнения Осо находит ошибку, допущенную в тесте. В конце он перевыполняет тест, соблюдая все правила.
  • «Даша-путешественница» — друг Даши попадает в беду. Карта даёт три локации, на каждой из которой Дашу вместе со зрителями ожидает небольшое приключение. Велика вероятность появления Рюкзака с его песней и/или Жулика, норовящегося что-либо стащить у главной героини. В конце следует песня, кратко пересказывающая сюжет серии.
  • «Аркадий Паровозов спешит на помощь» — Саша, Маша или оба сразу по своей глупости или невнимательности попадают в беду. Именно в этот момент появляется Аркадий Паровозов, спасает детей, а позже объясняет правила безопасности зрителю. Всегда начинается с фразы «Уважаемые дети» и заканчивается «Постарайтесь это, дети, никогда не забывать, / Потому что мимо, дети, я могу не пролетать» или что-то в этом духе.
  • «Суперкрылья. Джет и его друзья» — Джета вызывают к диспетчеру, чтобы доставить посылку. Потом он немного расскажет о пункте назначения, то есть о стране и её культуре, и обязательно вставит слово на официальном языке этой страны. Джет доставит посылку адресату, непременно ребёнку, увлекающемуся хобби, связанным с той или иной культурой (то есть итальянец будет готовить пиццу, россиянка — танцевать в балете, чех — пить пиво конструировать роботов). Джет, конечно же, задержится, чтобы побольше узнать об этом хобби и помочь ребёнку. Когда всё идёт не так, настаёт время звать «Суперкрылья». Диспетчер высылает обычно от одного до трёх самолётов, иногда ещё и машины. Не исключено, что этот самолёт уже появлялся в самом начале серии.
  • «Вспыш и чудо-машинки» — сюжета ровно два:
    • Вспыш и Крушила участвуют в гонках, Крушила придумывает способ избавиться от конкурентов (и его не дисквалифицируют за нарушение правил), оставшись без соперников, расслабляется, и Вспыш его обгоняет перед финишной чертой. Всегда.
    • Крушила что-то утаскивает у Вспыша или его друзей, и ставит препятствия, чтобы те не могли это что-то вернуть. Те, конечно, возвращают.
  • «Чрезвычайные приключения Зины и Кеши» — главные герои собираются в поездку в какое-нибудь место (которую, скорее всего, неожиданно выиграли). В самом начале путешествия они встретят МЧС-ника Спасаева, который, по совпадению, тоже собирается в это же место и потому присоединяется к детям. В самой поездке их поджидают раздичные опасности. В какой бы транспорт они не сели.
  • «Phineas and Ferb» — шаблон для типичной серии мультсериала (в поздних сезонах часто обстёбывался авторами):
  1. Мама Финеса и Ферба уходит по делам, а тем приходит в голову очередная безумная идея нового изобретения. Финес говорит: «Ферб, я знаю, чем мы сегодня займёмся!»
  2. Финес замечает, что утконоса Перри нигде нет: «Эй, а где Перри?» В это время Перри тайно ото всех надевает свою фирменную шляпу и проникает в своё тайное убежище (каждый раз через новый секретный ход). Майор Монограм проводит для агента брифинг и отправляет разбираться с очередным злодеянием Фуфелшмерца.
  3. Кэндис замечает, что её братья снова творят какую-то неведомую дичь, и грозится сдать их маме. Тем временем, в работе к Финесу и Фербу присоединяется Изабелла («Привет, а что вы делаете?») и её гёрл-скауты, а также Бьюфорд и Балджит.
  4. Действие переключается на штаб-квартиру Фуфелшмерца (𝅘𝅥𝅯 «Фуфелшмерц Пакость Инкорпорэйте-е-ед!» 𝅘𝅥𝅯). Перри проникает в здание и попадается в ловушку Фуфелшмерца. Тот рассказывает про очередную мелочь из своего детства, которая побудила его злодействовать, и представляет своё новое злобное устройство, название которого обязательно кончается на «-инатор».
  5. Братья заканчивают работу над изобретением и представляют его всему миру, при этом внимания мамы каким-то образом всегда удаётся избежать. Кэндис тщетно уговаривает маму поглядеть на то, чем занимаются Финес и Ферб. Где-то в этом моменте серии происходит музыкальный номер с песней и танцами.
  6. Перри сбегает из плена, побеждает Фуфелшмерца (тот кричит «Будь ты проклят, Перри Утконос!») и разрушает его устройство. «Инатор» при разрушении срабатывает последний раз и уничтожает все признаки деятельности Финеса и Ферба как раз перед тем, как их спалит мама.
  7. Кэндис в шоке от того, что мама опять ничего не заметила. Перри возвращается к Финесу и Фербу («А, вот ты где, Перри!»). Перед титрами немногословный Ферб изрекает какую-то заключительную фразу.
  • «Scooby-Doo» — сюжет чуть ли не каждой серии проходит по следующему сценарию:
  1. Квинтет героев на своём фургоне приезжает в жуткое место, и первый встречный тут же сообщает им, что здесь водится чудовище. Герои, разумеется, решают провести расследование.
  2. Фред предлагает «Давайте разделимся!». Образуются две группы для поиска улик: в первой — Фред, Дафна и Велма, во второй — Шэгги и Скуби. Впрочем, иногда Велма может пойти и со второй группой.
  3. Шэгги и Скуби вместо поиска улик решают наесться до отвала на местной кухне. Там они встречают монстра, и начинается погоня под весёлую музыку.
  4. Пока Шэгги и Скуби страдают, остальные находят ключевые улики и опрашивают свидетелей. На этом этапе обычно появляется персонаж-красная сельдь, в виновность которого зрителю предлагается поверить.
  5. Команда собирается вместе, и Фред предлагает подготовить для монстра ловушку. Шэгги и Скуби в этом плане предназначена роль наживки. Они отказываются, но после волшебного «А за Скуби-печенье?» тут же соглашаются.
  6. Монстр попадается в ловушку, но что-то идёт не так, и начинается ещё одна музыкальная погоня, теперь со всеми пятью героями. В ходе этой погони Велма может потерять очки и долго будет вслепую ощупывать пол в их поиске.
  7. Наконец, монстр так или иначе оказывается обезврежен, и на место действия прибывает полиция и все остальные появлявшиеся в сюжете персонажи. Фред со словами «Посмотрим, кто скрывается под маской!» снимает маску с чудовища, под ней оказывается один из ранее представленных персонажей (часто тот, от кого герои узнали о монстре изначально). Под ошарашенные возгласы остальных Фред и Велма объясняют мотивы преступника, и тот со словами «И мне бы всё сошло с рук, если бы не эти надоедливые детишки!» отправляется в тюрьму.
  8. Напоследок Скуби делает что-нибудь смешное, все смеются, а пёс выдаёт своё коронное «Скуби-дуби-ду!»

Для людей постарше[править]

  • «Scooby-Doo» — можно сказать, кодификатор. Группа молодых людей с собакой охотится за призраками. В конце они ловят монстра и выясняют, что это переодетый человек, решивший кому-то отомстить или натворить какую-нибудь другую пакость.
  • Все «плагиаты» Скуби-ду.
  • «Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir» — тот или иной персонаж попадает под влияние злых эмоций, обычно по вине Хлои или Маринетт. Бражник пользуется этим и акуманизирует (???) персонажа, превращая в его злодея. Маринетт и Адриан в образах Ледибаг и Супер-кота, сражаются с новоиспечённым злодеем и возвращают ему прежний облик. Во время погони Ледибаг использует Талисман Удачи, выдающий тот или иной предмет, и он удивляет хозяйку, поскольку его использование с ходу непонятно. Бражник каламбурит и обещает поквитаться в следующий раз. Со второго сезона начало появляться разнообразие.
  • «Вокруг света за 80 дней»
  • «Финес и Ферб» — в каждом эпизоде Финес с товарищами занимается обычными делами, но потом к нему приходит идея, и он восклицает: «Ферб, мы знаем, чем будем заняться». Перри Утконос пробирается на свою тайную базу и получает очередную миссию по устранению коварных (и глупых) планов Фуфелшмертца. Финес и его друзья занимаются строительством крутой штуковины, и когда они заказывают материалы, к Финесу подходит поставщик и говорит «А не слишком ли ты мал для Х?». Кендис узнаёт о проделках братьев, и она пытается на протяжении всего эпизода достучаться до мамы, влипая в неприятности. Перри попадает в здание Фуфелшмертца и попадает в ловушку. Фуфел рассказывает ему о причинах изобретения «Инатора» (чаще всего — тяжёлое детство). Затем Перри находит хитроумный способ выбраться из ловушки, и между ним и Фуфелом начинается драка. В конце концов изобретение Фуфела каким-то случайным образом действует на штуковину Финеса, отчего последняя исчезает. Фуфелшмертц в очередной раз побеждён, Перри возвращается к себе домой, а Кендис приводит свою мать, чтобы показать очередную вундервафлю братьев. Но так как штуковина исчезла, Кендис в очередной раз проигрывает.
    • При этом авторы сериала очень любят деконструрировать этот троп шутки ради. Например, Фуфелшмертц часто в разговоре с Перри подмечает, что их каждая встреча происходит почти одинаково.
  • «Сказки джунглей» — чуть ли не эталон. В начале каждой серии король Лев собирает бригаду спасателей, даёт им задание и отпускает их его выполнять, причём во время пожелания удачи его всегда кто-нибудь перебивает (чаще всего Ронда). По ходу сюжета ГлавГад Бейн отправляет своих многочисленных прихвостней помешать спасателям, но каждый раз его подручные проваливаются из-за собственной тупости и хорошо продуманных планов протагонистов. В конце Лев награждает наиболее отличившегося спасателя (в большинстве случаев того, кто спас положение в последний момент), друзья идут развлекаться, а перед самыми титрами идёт краткая нарезка из сцен серии.

Телевидение[править]

  • «Битва экстрасенсов» — шаблоннее некуда! Выходит один «экстрасенс», начинает гадать, кое-что угадывает, но на самом важном вопросе прокалывается. Затем выходит другой «медиум», тоже кое-что угадывает, но делает совсем другой вывод — не то что первый. Дальше идёт безликая массовка, отвечающая невпопад. Дальше пафосно: «Солнце уже село за горизонт, и мы отчаялись разгадать тайну, как к нам зашёл последний экстрасенс» — и он-то раскрывает всю подноготную, все ахают и охают, а «ясновидец» торжествует и предлагает свои услуги. И так из выпуска в выпуск.
    • Веселья добавляет то, что у многих гостей передачи память золотой рыбки. Появление на съемочной площадке очередного экстрасенса стирает все воспоминания о предыдущих. Когда приходит пора подводить итоги, участники восхищаются последним кудесником и с трудом вспоминают, что им говорили в начале испытания. Педаль в асфальт — когда ясновидящих зовут в нехорошие квартиры, засиженные полтергейстами, барабашками и прочими лярвами, каждый называют свою причину невзгод. И практически каждый проводит ритуал очищения/изгнания, который обязан наглухо законопатить все щели в потусторонний мир. Как ни странно, не помогает — следующий экстрасенс всё равно чует нечистую силу.
  • «Дорогая, мы убиваем детей». Семья обращается в проект со своими проблемами, начиная с ожирения и заканчивая домашним насилием. Детей отправляют к фитнес-тренеру, врачам и психологу (пару раз даже к психиатру) для диагностики их физического и психического состояния и дальнейшего составления их портрета в 40 лет. В студии Дмитрий Карпачёв объясняет родителям, почему те отстои, и показывает им потреты детей, которые далеко не самые приятные (или на определённой отметке вместо изображения появляется тень, если ребёнку не суждено дожить до сорока). На работу с семьёй отводится три недели (хотя в двух выпусках съёмки продлевали из-за проблем участников со здоровьем и ещё в двух прерывали досрочно для изъятия детей), для каждой из которой прописаны определённые правила. Первую неделю семья безнадёжно запарывает, во время второй детей и родителей разлучают и отправляют на перевоспитание в другие места (деревня, другая семья, лагерь, детский дом и т. д.). У третьей недели есть два варианта развития событий: 1. члены семьи соскучились друг по другу, и в дальнейшем всё идёт как по маслу 2. происходит нечто такое, в результате чего ситуация становится ещё хуже, чем до проекта. По окончании трёх недель Карпачёв демонстрирует родителям новые портреты, на которых при положительном финале дети показаны здоровыми и счастливыми, а при негативном всё остаётся на том же уровне (максимум жизнь ребёнка всё-таки продлевается до сорока, если в начале выпуска пророчили смерть). В первых пяти сезонах показывали жизнь семьи спустя месяц после проекта, а в последних двух о дальнейших судьбах героев зрители узнавали из пост-шоу после окончания соотвествующих выпусков.
  • «На ножах». В программу обращаются за помощью владельцы кафе/бара/ресторанчика, которые, хоть убей, не понимают, почему их рыгаловка не ломится от гостей. Тут же зрителю показывают классический набор персонажей: добряка-хозяина из семейства тряпкообразных, бестолковых официанток, криворуких заносчивых поваров и управляющего, который любит умничать не по делу. Крутой повар Константин Ивлев, закончив страдать над поданными блюдами, влёт раскалывает горе-рестораторов, находя толстый слой пыли в зале, вольготно живущих тараканов на кухне, грязное устаревшее оборудование там же и залежи «убитых» продуктов в морозилке. Согнав ни в чём не повинных гостей в это заведение и организовав полную посадку на вторые сутки, ведущий ожидаемо провоцирует коллапс, катастрофу и истерику неподготовленного персонала. Потом, когда клиенты разбегаются, на пальцах объясняет униженной команде, что они все — говно «гарбидж» (то бишь мусор) и физически неспособны работать на высоком уровне. Раздав всем сёстрам по серьгам, Ивлев разгоняет персонал и владельцев по домам, включает режим феи-крёстной и устраивает заведению тотальную переделку (обычно — в сторону милой, но непритязательной закусочной). Команда первые полдня ожидаемо подтупливает, но затем принимает новую историю и говорит спасибо благодетелю. Сколько продержится новенькое, с иголочки заведение в руках старой, неловкой команды — отдельный вопрос, который программу уже не заботит.
    • Если верить однокласснице автора правки, поучаствовавшей в программе в качестве гостьи заведения «до» — гости хают еду по указке, даже если та им понравилась, а «обновлённое заведение» — это другой ресторан.
  • «Пацанки» и «Хулиганы». На проект приходят девушки и парни, ведущие аморальный образ жизни. В начале проекта рассказывают их истории (чаще всего выдуманные) о якобы тяжёлой жизни, которые повторяются из выпуска в выпуск на протяжении всего сезона. Во время поездки в школу и по прибытии в неё участники дерутся, напиваются до поросячьего визга, матерятся, устраивают оргии. На протяжении всего шоу они проходят всякие испытания, чтобы измениться, при этом каждый выпуск кто-то отчисляется. В конце называют победителя, а после окончания участницы и участники в большинстве своём возвращаются к привычному образу жизни (а парни вдобавок ещё и расстаются со своими вторыми половинками, и счастливым исключением на памяти автора правки стала только одна пара).
  • «Наша Russia» — большая часть скетчей попадает под этот троп.
  • «Папа попал». Глупый папочка всё свободное от работы время проводит либо перед телевизором, либо с пивасом с друзьями, переложив все домашние хлопоты и воспитание детей на жену. Задолбавшаяся мать в итоге сбегает на курорт, и всё сваливается на незадаличвого главу семьи. При этом ради получения приза нужно ещё и выполнить все задания по списку, а за каждое использование красной кнопки из выигрыша вычиается некая сумма. В конце папаня делает выводы, а исправится ли он или после проекта возьмётся за старое, это уже совсем другая история.
  • «Королевы бала». В город приезжает автобус с ведущей, стилистами, парикмахерами и визажистами. От каждой школы участвуют по две «Принцессы» (альфа-суки, милые стервочки и школьные принцессы) и две «Золушки» (изгои и середнячки). Причём, «Принцессам» образы лишь корректируют, а «Золушкам» продумывают всё с нуля. В конце организуют выпускной, на котором выбирают победительницу.
  • «Секретный миллионер». Богатей переодевается в бедняка и отправляется выживать в российскую провинцию. В случае проблем с поиском работы, пропитания и/или крыши над головой герой может воспользоваться вспомогательными конвертами, но перед их использованием надо вслух признать себя чмом. В конце богатей раскрывает перед новыми знакомыми свою настоящую личность и оказывает им благотворительную помощь.
  • Подзабытое реалити «Дети напрокат». Участвуют две семьи. Одна — это бездетная пара, а во второй должно быть как минимум трое детей, и хотя бы один из них должен быть младенцем. В четверг утром родители сдают бездетной паре своих детей и до вечера воскресенья уезжают отдыхать. Бездетная пара в четверг и пятницу познаёт все «прелести» родительства, подстраивается под расписание детей и терпит их выходки, а в субботу и воскресенье надо выполнять задания, данные родителями. После эксперимента бездетные супруги озвучивают, хотя ли они теперь детей или нет.

Видеоигры[править]

  • «Супер-уникальные» условия победы в стратегиях и сессионных шутерах типа Battlefield. Есть база игрока, есть N точек интереса, раскиданных по всей карте, каждую охраняет всё большее количество врагов. Задача — захватить или уничтожить все точки интереса.
  • Не менее «уникальные» оборонительные миссии. Есть полностью открытая локация и N волн врагов, которые придут через определённое время с определённым промежутком. Победил последнюю волну — прошёл миссию.
  • Первые три игры по FNaF-у. Игрок устраивается работать ночным охранником в пиццерию и на протяжении пяти (с учётом дополнительных семи) ночей вынужден отбиваться от блуждающих и желающих убить его аниматроников. При этом звонит Телефонный Парень и даёт ценные подсказки. В четвёртой части охранник заменяется маленьким мальчиком, в «Sister's location» игрок должен бродить по пиццерии и выполнять задания, а в «Security breach» получаем уже полноценный хоррор-квест с беготнёй от аниматронников по «Пиццаплексу».