Конфликт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Подумайте о своём конфликте с такой стороны: заплатят ли 20 миллионов человек по 9 долларов, чтобы увидеть этот конфликт и то, как вы его решите. Достаточно ли этот конфликт масштабен? Масштабный конфликт — это не только астероид, летящий к Земле, но и разбитое в первый раз сердце. »
— Уильям Мартелл,

сценарист, редактор журнала «Script»

Наглядно

Ситуация, в которой интересы сторон находятся в настолько непримиримом противоречии, что разрешение к обоюдному удовлетворению является или хотя бы кажется невозможным, называется конфликтом. Рассмотрим проявление конфликта на примере пьесы Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Пример: граф Альмавива хочет секса со служанкой своей жены Сюзанной, невестой своего слуги Фигаро. Ни Сюзанна, ни графиня, ни Фигаро по понятным причинам этого не хотят. Разрешить конфликт так, чтобы интересы всех сторон были удовлетворены, невозможно.

Конфликт лежит в основе большинства сюжетов и составляет основу того, что называется проблематикой художественного произведения.

Пример: Конфликт интересов графа, графини, Сюзанны и Фигаро вскрывает проблематику сексуальных и классовых отношений в «галантную эпоху» Франции[1]: граф считает себя вправе спать со служанкой своей жены, но не признает за Фигаро права спать с его женой (Фигаро — простолюдин, а значит, должен уступить графу), а за своей женой и Сюзанной — права выбирать, с кем им спать (они — женщины, а право выбора, по мнению графа, должно быть только у мужчин).

Помимо основного конфликта, в произведении, как правило, есть несколько второстепенных, частных конфликтов.

Пример: Доктор Бартоло, который мстит Фигаро за то, что тот увел его невесту, подговаривает Марселину подать на Фигаро иск по долговому обязательству. На самом деле престарелая красотка Марселина хочет замуж за Фигаро. По понятным причинам Фигаро не хочет ни платить, ни жениться на Марселине.

Цель частного конфликта — оттенить основное действие, создать глубину фона, показать характеры в их противоречии.

Пример: В ситуации с графом Фигаро выступает как благородный человек, отстаивающий свои права, в ситуации с Марселиной — как бесчестный хитрец. Это придает его характеру неоднозначность.

В ходе конфликта персонажи выражают свои интересы и убеждения словами и поступками в столкновении/общении друг с другом. Такое столкновение называется коллизией.

Пример: В пятом действии пьесы Фигаро и Граф открыто выражают свое отношение к жизни и свои интересы в монологах и диалогах, которые как бы суммируют все сказанное и сделанное ими на протяжении предыдущих четырех действий.

Резкие перемены в ситуации и череда событий, вызванных как самим конфликтом и действиями его участников, так и вмешательством посторонних сил, называются перипетиями. В ходе перипетий конфликт обостряется.

Пример: Керубино, паж графини, жалуется Сюзанне на ревность графа. В этот момент входит граф, и Керубино прячется за кресло. Граф предлагает Сюзанне оплатить её благосклонность, в этот момент появляется Базиль, музыкант и сводник графа. Граф прячется за то же кресло, что и Керубино, Керубино, скрываясь от него, запрыгивает на кресло и Сюзанна накрывает его платьем. Базиль делает намёки на Керубино и графиню, гневный граф выскакивает из-за кресла, обнаруживает Керубино и приказывает отослать его, убеждённый, что у Керубино было свидание с Сюзанной и точно знающий, что Керубино подслушал их разговор. Граф хочет отменить свадьбу Фигаро и Сюзанны, в этот момент входит Фигаро с группой крестьян, которые благодарят графа за отмену «права первой ночи». Чтобы не выглядеть лицемером, граф вынужден идти на попятный.

Конфликт может быть как настоящим, так и иллюзорным. В ходе разрешения настоящего конфликта противоречия достигают предельной остроты, в ходе иллюзорного конфликта ситуация разрешается за счёт обнажения иллюзорности противоречия.

Пример: В ходе судебного процесса выясняется, что Фигаро — потерянный сын Марселины и доктора Бартоло. Недавние противники узнают, что у них не было серьезных причин для вражды и становятся друзьями.

Конфликтовать в сюжете могут не только личности. Обычно выделяются пять типов конфликта:

  • человек против человека,
  • человек против природы,
  • человек против общества,
  • человек против себя самого.
  • человек против высших сил — Судьбы, Бога и т. д.

Модернистские и постмодернистские сюжеты добавляют ещё несколько:

  • человек против тягостных обстоятельств, вызванных, по его мнению, [реальным или мнимым] НЕсуществованием высших сил,
  • человек против технологии (или законов магии, если та играет в сюжете аналогичную роль),
  • человек против реальности как таковой,
  • персонаж против собственного автора — человека, который его придумал.

Примечания[править]

  1. Притом что по сюжету действие происходит в ту же эпоху, т.е. в 18 веке, но в Испании.