Древняя Русь

Материал из Posmotreli
Версия от 05:04, 14 января 2024; Miklagard (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{video|6ZEcTy9g4kc|}} {{Q|Ой ты гой еси! [т. е. ''«будь же ты здоров!»'']|Традиционное древнерусское приветствие}} Древняя<ref>На деле это Средневековье — хоть эпоха Древнего Мира в России и была, но, кроме греческих колоний на Дону и Кубани, скифов, венедов и финно-угор...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Ой ты гой еси! [т. е. «будь же ты здоров!»] »
— Традиционное древнерусское приветствие

Древняя[1] Русь — исторический период в истории России, длившийся примерно в VIII—XIII вв. (с первых более-менее достоверных сведений о государственности восточных славян до монгольского нашествия, которое началось в 1221 г.). Если применять традиционную западную терминологию, то это примерно самый конец Ранних Средних веков и Высокое Средневековье. Что мы представляем, когда слышим слово «Русь»? Представляем богатырей, княжон, Змея Горыныча, непроходимые леса, половцев-да-печенегов, крестьян в кокошниках и лаптях, скоморохов, Крещение Руси. В меньшей степени — библиотеку Ярослава Мудрого, варягов, Бориса и Глеба, курганы князей и воевод.

Штампы

«

Святогор — младший сын печенежского князя. Сухман Одихмантьевич — сын половецкого хана и русской наложницы. Еруслан Лазаревич — богатый новгородский купец, в перерывах между бизнесом занимающийся богатырскими подвигами. Ставр Годинович — черниговский боярин. Василий Буслаев — сын новгородской посадницы. Добрыня Никитич — шурин князя Владимира. Алеша Попович — без комментариев. Никита Кожемяка — младший сын простого киевского тиуна. Микула Селянинович — сын черниговского боярина. Кстати, две самых известных русских поляницы (женщины-богатыри) — это две дочки Микулы Селяниновича, Василиса и Настасья. С происхождением у них, естественно, как и у папы. Илья Муромец до 33 лет нигде не работал, тунеядствовал, валялся на печи. Значит, был не из бедных слоев населения.

»
— Про социальное происхождение богатырей[2][3]

(link)

Жизнь древних славян без прикрас и стереотипов
  • Все русские бабы[4], девушки и даже совсем маленькие девочки — самые красивые в мире! А русые косы у них чуть не до колен.
    • Да, девушки на Руси носили косы, это чистая правда. Как правило, одну, чтобы показать, что она не замужем. На свадьбе невеста носила две косы, на девичнике существовал даже обряд разделения кос. Но, будучи замужней, женщина могла показать свои косы только дома. На выход женщины надевали сложные головные уборы — кики, сороки, повойники и платы-убрусы.
  • Кстати, о причёсках — даже в языческие, дохристианские времена мужики-русичи ходили с длинными волосами (чуть реже — причёской под горшок) и косматыми бородищами.
    • На самом деле длинные волосы с бородами появились как подражание византийской моде уже после крещения Руси, а после раскола 1054 года ношение бороды стало обязательным (бритьё, разумеется, каралось), так как подчинялось православным канонам, ибо безбородый мужчина считается женоподобным, и, соответственно, содомитом (но и как связанная не с религией, а с обычаями традиция ношения бороды и длинных волос к XI веку успела сложиться); свой стереотипно-косматый вид причёски и бороды приобрели примерно к веку XV[5], в первые же столетия после крещения и причёски, и бороды были, судя по изображениям, довольно изящными.
    • До крещения Руси, по крайней мере представители высших сословий — князья, воеводы и дружинники, носили хэйрдресс как у запорожских казаков: клок волос на бритой голове[6] aka чуб aka оседлец у запорожцев и усы на бритом же лице (так выглядел Святослав Игоревич, по описанию византийского летописца Льва Диакона), а волхвы были как раз бородатыми и длинноволосыми. Впрочем, скорее всего, это не исконно славянский обычай, а опять подражание, но на этот раз — моде степняков (знаменитый чешский историк Любор Нидерле вообще считает, что заимствовали конкретно у мадьяр). Кроме того, не стоит забывать, что часть северорусской знати (новгородцы, псковичи и иже с ними) могли следовать варяжской моде и отращивать бороды, даже заплетая в них косички или разделяя их на две отдельные пряди[7] (что видно на существенно поздних (XIV век) барельефах на деревянных скамьях из Штральзунда и Любека, где новгородские охотники и купцы носят раздвоенные или расчетверённые бороды и косички[8]; да и на некоторых новгородских иконах тоже). Впрочем, усы без бороды встречались как и в дохристианское время, так и после крещения Руси, например усатыми и безбородыми/обладающими короткой бородой изображены Владимир Святославич на чеканившихся при нём монетах и один из его сыновей, Ярослав Мудрый, на своей печати, найденной в Новгороде в 1994 году, правда на одной из других печатей (или монет?) чётко прослеживается, хоть и недлинная, но всё же борода. С бородой на своей печати изображён брат Ярослава, Святополк Окаянный (правда, стоит учитывать, что изображения всех трёх на печатях и монетах довольно схематичные). Да и существование стрижки под горшок и относительно длинных волос у дохристианских восточных славян можно допустить.
      • А вот с западными славянами ситуация двойственная: с одной стороны, балтийские руяне бороду брили и стригли волосы (за исключением патлато-бородатого же главного жреца Святовита), а жители Великоморавской державы, как и русичи, носили чуб и усы; но с другой стороны, бородатые славяне также упоминаются и изображаются, например, бороды носили древние чехи (вновь передаём привет Нидерле и его «Славянским древностям»). Впоследствии, с принятием христианства, знать (и рыцари в том числе) стали следовать общеевропейской моде и начали гладко бриться (как раз потому, что католицизм осуждает ношение бороды как варварский обычай), а у простолюдинов борода задержалась чуть подольше, хотя со временем укорачивалась, пока окончательно не уступила усам без бороды. Ренессанс усов и частично бороды в среде уже польских шляхтичей произошёл с приходом идеологии сарматизма в XVI-ом веке, когда считалось, что шляхта, в отличие от bydła, азиатского, а не европейского происхождения.
      • Насчет описания внешности Святослава часто встречается версия, что это цельнотянутая цитата из описания Аттилы. Совпадения действительно есть, но как раз бритой головы с клоком волос они не касаются, речь идет об одежде, росте и чертах лица. А вот с бородой не всё так однозначно, есть версия, что она всё же была, но редкая.
      • А о причёсках среди южных славян в Средневековье информации найти пока не удалось.
  • Все русские богатыри закованы в кольчугу, а на голове носили железные шеломы, шишаки и шапки железные (не головной убор, а модифицированный европейский шлем бургиньот). О ламеллярных доспехах на русских витязях мало кто слышал.
    • Кольчуги были тогда дорогие, их могли себе позволить лишь князь, бояре, воевода и дружинники. Впрочем, богатырь, скорее всего, состоял при каком-нибудь князе или боярине, который, его заприметив, пригласил в свою дружину. Княжеская дружина делилась на старшую и младшую. В старшую входили лепшие (лучшие) люди, то есть бояре, а в младшую — обычные дружинники. Но при этом, когда князь переезжал со стола на стол, то есть из одного города в другой, то бояре оставались служить в том же городе, что и были, а с князем переезжали на новое место обычные дружинники. Бояре владели не феодами, а аллодами — то есть были аналогами германских фрайхерров. И дружинники тоже не владели феодами, а кормились со стола князя получая от него подарки. Личные дружинники бояр назывались дети боярские.
  • Все тогда ходили в лаптях или сапогах. О кожаных башмаках и полусапожках, идентичных западноевропейским, и поршнях/моршнях — простейшей обуви наподобие лаптей, изготавливашихся из одного куска кожи массовому зрителю/читателю/игроку неизвестно.
  • Воевода — всегда мудрый и храбрый военачальник; как правило, лет 40-50. До эпохи штабных стариков еще оставалось несколько веков.
  • Князь не всегда умеет править, но зато взимает дань с подданных. Если только он не Александр Невский или, скажем, Дмитрий Донской — они непогрешимы.
  • Где Русь, там и половцы-да-печенеги. Они всегда нападают на мирных русичей, чтобы брать ещё большую дань и отдавать русских женщин в рабыни. Если, конечно, русские женщины не вооружились скалкой, ухватом, вилами — и, главное, храбростью — в таком случае они непобедимы!
    • На деле кочевники использовали степи современной Украины и юга России, чтобы пасти стада коней и жить. А славяне пахали эти степи и кормили себя. Что это порождает? Ясное дело, конкуренцию, а вместе с ней и войны. К тому же, по причине всеобщей феодальной раздробленности в междоусобицах князей кочевники могли участвовать с обеих сторон конфликта.
      • Степи славяне использовали неохотно, стараясь не отдаляться от лесов. Основой их земледелия были речные террасы, а с приходом монголов начало активно развиваться подсечное земледелие в лесах. Просто в средневековье и раньше самым простым путём быстро разбогатеть было напасть на соседа, ограбить, а его вместе с семьей продать в рабство. Грешили этим и славяне, в основном знать. Ну а у мобильных кочевников в какое-то время это стало основой экономики.
    • Миролюбие славян вообще и русичей в частности сильно преувеличено сначала пропагандой славянофилов, потом — советской. На самом деле из византийских и германских хроник видно, что с самого своего появления под современным именем на исторической арене (конец V — начало VI века) славяне, как и все прочие народы варварской Европы, выступали как гордая и воинственная раса. Касательно конкретно Руси, походы князей в Степь были не менее разорительны для печенегов, чем их набеги для русичей[9].
      • И, кстати, кто в Великое Переселение Народов вытеснил германцев аж по самую Эльбу? Не сами же они пошли теснить аланов с батавами и фризами.
        • Кроме того, часть тех народов, которых было принято именовать германцами, могут оказаться славянами, либо кем-то ещё.
    • Степень вражды между славянами и степняками тоже обычно сильно преувеличивается. Были и временные военные союзы (против соседнего князя-родственника), и торговля, и брачные союзы. Герой «Слова о полку Игореве» Игорь Святославич по крови был на три четверти половцем — его мать и мать его отца были половецкими княжнами.
      • Ситуацию усугубляет ещё то, что и половцы в свою очередь женились на славянках. Поэтому точную долю половецкой крови в Игоре Святославовиче и его маме с бабушкой вычислить очень сложно. Обычное дело для аристократии.
  • Все живут либо в избах, либо в теремах. Избы — деревянные, а терема — каменные[10].
  • На Руси есть три типа ландшафта — города[11], деревня, лес. Лес — как правило, берёзовый (потому что берёза — растительный символ России) или хвойный (потому что север).
    • За количество городов, то есть поселений со стенами и воротами, викинги прозвали Русь — Гардарики, то есть Страной Городищ (город же у скандинавов назывался «борг» или «стад»).
  • Есть ещё город Торжок, который считал своим долгом разорить любой князь, собравшийся куда-нибудь на войну[12].[13]
  • Холопы — это такие крестьяне, холопы и смерды — это приблизительно одно и то же. А рабства на Руси нет.
    • На самом деле, и холопы, и челядь (единственное число «челядин») — лично зависимые люди, то есть самые натуральные рабы, «раб» не то же самое, что «зависимый человек», а то по такой логике и современные граждане — поголовно рабы. Раб — в буквальном смысле собственность хозяина, и система зависимостей сильно сложнее, только челядь — военнопленные, так что прав у них ещё меньше. Есть ещё рядовичи — крестьяне, заключившие с князем «ряд», договор, чаще всего, взявшие у него ссуду: они делились на вдачей, отдававших долг работой, и закупов, которые селились на княжеской земле, но долг возвращали в том же виде, в котором его брали. Ещё немного более свободными были смерды, крестьяне под княжеской рукой: формально, они считаются свободными, но, согласно «Русской правде», вира за убитого смерда взималась как за раба, а не как за свободного человека. Свободные люди назывались людьми (единственное число «людин»).
    • В холопы можно было как продаться добровольно (в присутствии свидетеля, за цену не менее полугривны), или даже поступив на соответствующую службу (ключником или тиуном), так и попасть принудительно: за некоторые преступления, несостоятельность в уплате долга или просто родившись у несвободных родителей. Кстати, женившись на холопке, свободный смерд также становился холопом.
    • Холоп в принципе не являлся субъектом права, только его объектом. Так, за убийство чужого холопа его хозяину следовало выплатить виру, а князю — штраф за преднамеренное уничтожение чужого имущества, такой же, как за потраву чужого луга или умышленный снос чужого забора.
    • Личная несвобода имела и некоторые преимущества: не обладая формально собственной волей, холоп мог оказаться наделён правом говорить «голосом своего хозяина», то есть отдавать распоряжения от его имени, и не подчиняться никому, кроме хозяина (фактически, холоп был «выключен» из тогдашней юридической системы, ответственность за все его поступки лежала на его хозяине, который, в свою очередь, был волен последствия этой ответственности выместить на холопе, а волен был и не вымещать). В результате холопами оказывались:
      • Ключник, первый человек в домашнем хозяйстве господина, которому доверяют ключи практически от всех дверей и погребов в доме. Заодно руководит прочими домашними холопами, целует за них крест (то есть отвечает и перед Богом тоже) и является для них судьёй, волен давать в рост крестьянам деньги своего господина и даже заключать от его имени сделки.
      • Тиун, княжий управитель, чаще всего, на местах, хотя случается, и в доме. Именем князя может руководить целыми деревнями, а судить его может только сам князь.
      • Боевой холоп — это уже позднее, но упомянуть стоит: воин, при поступлении на службу или в ходе неё отказавшийся от личной свободы, нередко продавшийся за стоимость своего оснащения обнищавший дворянин. Нередки истории, когда боевой холоп царя командует флангом войска или большим отрядом, и никаких возражений среди находящихся под его командованием свободных и высокородных это не вызывает: формально, командует ими царь, просто опосредованно, поскольку холоп своей воли не имеет. Годунов внезапно запретил холопам выкупаться на свободу, что было одной из причин последовавшего недовольства как среди простого народа, так и в войсках, и после череды Лжедмитриев институт боевых холопов пришёл в полнейший упадок.
  • На Руси в безмонетный период в качестве денег чего только не использовалось — от крупного рогатого скота до ракушек, включая меха и ткани.

Как об этом думают немцы и фряги

В старину немцами называли не только жителей Германии, а вообще всех западноевропейцев[14]. От слова «немой», т. е. «не умеющий говорить по-нашему»[15]. А фрягами (от «франк») — либо итальянцев, либо представителей романских народов вообще (кроме румын-валахов и молдаван). И эта рубрика о том, как думают о Руси в Европе или в США. Да не думают вообще! По их мнению, история России начинается с Ивана Грозного или Петра I.

В Средние века было иначе. Началось все с Ярослава, который просватал своих дочерей за королей. Самая известная из них — Анна, жена французского короля Генриха I. Но была еще Елизавета, супруга короля Норвегии Харальда Сурового, и Анастасия, жена венгерского короля Андраша. Сам Ярослав вторым браком сочетался с Ингигердой, дочерью шведского короля, один из их сыновей был женат на дочери короля польского, другой — на дочери византийского императора, третий — на внучке императора Священной Римской империи. Недаром Ярослава прозвали «сватом всей Европы». А потом уже и другие не стеснялись. Например, Владимир Мономах сам был внуком византийского императора, женился на английской королевне Гите Уэссекской, дочери последнего короля из англосаксов Гарольда, дочь отдал опять же за сына византийского императора, внучку — за представителя другой ветви византийских монархов. Словом, Русь была интегрирована в остальную Европу по самые уши. А потом пришли монголы и все опошлили.

Как об этом думают братские народы

Сёстры — Беларусь, Польша, Россия и Украина

Поскольку никакого разделения на Россию, Украину и Белоруссию тогда не существовало, то в определенных националистически настроенных кругах принято перетягивать на себя канат — чьё же это прошлое.

С белорусами тут проще всего. Их национал-патриоты предпочитают ассоциировать себя с Великим княжеством Литовским, а до этого Полоцким княжеством, которое было типа само по себе[16], снисходительно поплевывало на дикарей, носившихся из Новгорода в Киев, и иногда отмахивалось от них тряпками, и к Руси относятся спокойно. А вот между украинскими и русскими нацпатами существует долгоиграющий спор, чьё же всё-таки это прошлое.[17] Первая из сторон утверждает, что вторая — «угро-фінська орда», придумавшая себе государственность веке так в XV[18], а вторая — что первых и вовсе выдумали австрияки не то в XIX веке, не то в 1914 году[19].

В реальной жизни, а не в сказочном манямирке ура-патриотов, русский, украинский и белорусский (и русинский, хотя его самостоятельность спорна) языки произошли из общего корня, только русский напрямую, а остальные — из западнорусского языка (он же южнорусский, (старо)русинский или рутенский)[20].

Нам на posmotre.ch такое безобразие не нужно, и наш сайт не пропагандирует псевдоисторические и антинаучные национал-патриотические теории. Древнерусское государство — общее наследие, и точка.

Интересные личности

Правящая элита

  • Легендарный князь Рюрик. Об биографию Рюрика сломано столько копий, а срач между «норманистами» и «антинорманистами» имеет такую долгую историю, основанную прежде всего на политической подоплеке, что судить о чём-то крайне тяжело[21]. Русь в те времена представляла из себя зыбкую конфедерацию племён, регулярно враждовавших друг с другом по малейшему поводу, что изрядно затрудняло ведение каких-либо дел. Дабы успокоить беспредельщиков и обеспечить защиту от агрессивных соседей, со стороны была приглашена наёмная армия во главе с вяряжским королевичем/княжичем и его братьями, а может быть и не братьями, а это просто непонятные иностранные слова потомки восприняли как имена. Будучи ребятами смекалистыми, они воспользовались ситуацией, срубили Старую Ладогу (где поселился сам Рюрик), обозвали себя князьями и сели по разным городам, положив начало династии, правившей почти 800 лет.
    • По новейшим исследованиям генофонда ныне живущих Рюриковичей, а также останков в древнерусских княжеских захоронениях[22], у Рюриковичей не было общего мужского предка, там самые разные северно- и восточноевропейские гаплогруппы. С учетом того, что Рюрик (в отличие от всех преемников) категорически неизвестен ни одному средневековому источнику, кроме ПВЛ (носящей следы поздних правок), а все кандидатуры откровенно притянуты за уши… словом, очень вероятно, что никакого Рюрика и не существовало. Была пришлая скандинавская элита, смешавшаяся с местной славянской, и был в ней один клан, который в итоге пришел к успеху. Если бы до нас дошли альтернативные летописные традиции (а они должны были быть), они смогли бы пролить больше света на этот вопрос, но увы.
  • Хелги, он же Олег Вещий, воевода, соратник Рюрика. После его смерти в 879 г. стал князем, потому что Игорю — сыну Рюрика, было 2 года. Стал киевским князем в 882 г., убив незаконно (по мнению самого Олега) поставленных русов Аскольда и Дира[23]. В 907 г. шёл войной на Византию, применив при этом ладьи, поставленные на колеса (прокачал тачку корабль до того, как это стало мейнстримом). Василевс Лев испугался самоходных ладей и сразу же предложил перемирие. Его смерть написана в стихотворение «Вещий Олег» Пушкина. А дело было так: однажды один ведун предсказал Олегу смерть от его же, Олегова, коня. Олег начхал на это, но всё равно приказал отстранить своего коня от службы. Несколько лет спустя Олег узнал в скелете одной лошади останки своего коня. В ностальгии Олег принял грустный вид и наступил на череп своего любимца. Тут змея, выползшая из черепа, укусила его за ногу…
  • Игорь Старый, сын Рюрика (есть версия, что настоящее имя — Ингвар(ь), но сам сын Рюрика Ингварем нигде в источниках не называется, но вот впоследствии среди Рюриковичей было по крайней мере три Ингваря). Первый русский князь, который вне всякого сомнения существовал. Начал править в 912 г., после смерти Олега. Учредил полюдье (обьезд князя по стране с целью собирания налогов), так же, как и Олег, ходил войной на Византию в 941 г., но его флот был сожжён греческим огнем. Три года спустя Игорь решил взять реванш, но василевс Роман сразу предложил мирный договор. При его правлении племя древлян захотело свободы, но в отместку Игорь наложил ещё большую дань, чем при Олеге. Тогда они его поймали, привязали меж верхушек деревьев, а затем отпустили. Разумеется, с фатальным результатом. Случилась эта снафф-порнография в 945 г.
  • Ольга, она же Прекраса (существует версия, что она была знатной славянкой или славянизированной скандинавкой, как раз носившей это имя), она же, маловероятно, Хельга (Хельгой ни в каких источниках не называлась). Вдова Игоря. Жестоко отомстила древлянам, послав древлянских послов помыться в бане. И заодно приказав «своим» поджечь баню снаружи. Затем она велела собрать жителям Искоростеня (столицы древлян) довольно странную дань — три воробья с каждого двора. Ольга привязала к лапкам воробьёв зажжённый трут и выпустила их обратно. Так Искоростень и сгорел. Ольга была первым правителем на Руси, принявшим крещение под именем Елена; правда, злые языки болтают, что не от Константинополя, а от Рима всё-таки. Напоминаем, однако, что в те времена Константинополь и Рим представляли одну и ту же христианскую конфессию, которую можно считать и католицизмом, и православием. Причислена к лику святых.
    • Не факт, что христианские правители Руси начинаются с Ольги. Есть сведения, что ещё Аскольд был крещён под именем Николай. Во всяком случае, христианская церковь святого Ильи была в Киеве ещё до прихода Ольги к власти — она упоминается в договоре Игоря с Византией, приведённом в ПВЛ.
      • Какое-то количество христиан среди славян скорее всего было ещё с тех времён, когда они находились под властью готов, так что наличие церкви неудивительно.
    • Интересно также, что в то время как русы-язычники из войска князя Игоря при подписании договора с Византией клялись Перуном, русы-христиане клялись святым Ильей-пророком. Видимо, специфическая синкретическая религия, в которой определенные черты Ильи были дополнены чертами Перуна (например, тот факт, что он сражается с чертями, пуская в них стрелы, или что ему в жертву надо приносить быков), и которая в виде народного христианства русских, украинцев и белорусов дожила до XIX—XX веков, начала складываться уже в первой половине X столетия, за полвека до официального крещения.
  • Святослав Игоревич, сын Игоря и Ольги. Князь-воин, в отличие от матери не крестившийся, так как посчитал, что дружина не поймёт этого поступка. Воплощение тропов Крутой король и Крутой генерал: наголову разгромил Хазарский каганат (одно из могущественнейших государств своего времени, если что), организовав на его территории эксклав Руси — Тмутаракань, обложил данью ряд племён, до того остававшихся вне орбиты Руси, отразил набег печенегов, присоединил (ненадолго) Болгарию, после чего, скорее всего, таки разбил Византию.[24] Можно только гадать, как бы повернулась история, если бы Святослав не погиб, попав в засаду печенегов. Печенежский хан Куря сделал себе чашу из его черепа, на которой выгравировал: «В погоне за чужим своё потерял».
    • Это не такой уж позорный конец, как может показаться: степняки традиционно делали чаши только из черепов самых славных врагов — и пили из них перед первой брачной ночью с тем, чтобы зачать сына столь же крутого, каким был прежний «носитель» черепа. Аналогичным образом закончил византийский император Никифор I, чей череп в виде чаши преподнесли болгарскому царю Круму.
  • Владимир Святославич, он же Владимир Святой, он же Владимир Креститель, он же Володимир Великий (так его называют на Украине), сын Святослава Игоревича и возможный прототип былинного князя Владимира Красное Солнышко[25]. Так как у него были братья Ярополк (старший сын, князь киевский) и Олег (средний сын, князь древлянский), он успел поучаствовать в междоусобной войне за киевский престол, из которой он вышел победителем[26]. Для укрепления Руси провозгласил официальной религией поклонение определённому пантеону богов, который включал: Перуна[27], Дажьбога, Стрибога, Мокошь, Симаргла и Хорса[28]. Но народу не понравилось то, что главным богом был княжеский Перун, а простонародного Велеса в пантеон вовсе не включили. К тому же у разных восточнославянских племён пантеон богов различался. Тогда Владимир, по легенде, созвал послов из Волжской Булгарии (мусульмане), находившегося в упадке Хазарского каганата (иудеи), из Западной Европы (будущие католики) и из Византии (будущие православные), чтобы сделать славян приверженцами одной-единственной религии, да к тому же авраамической. Ислам он отверг, потому что, по его словам, жизнь на Руси не может быть без алкоголя; иудаизм — потому что евреи лишились своей родины (также расхожа версия, что и ислам и иудаизм были отвергнуты из-за того, что князя испугала процедура обрезания, но не признаваться же вслух было); католицизм — потому что папа далеко, а много требует. В итоге в 988 г. Русь приняла христианство по византийскому обряду[29]. Но, скорее всего, не потому, что она красивая и банально лучше конкурентов, как сообщает Повесть временных лет, а потому что в Византии тогда маялась незамужняя багрянородная принцесса царевна сестра базилевса Анна, а Владимир был немножко бастардом, вот и поправил престиж династии таким способом[30]. При том, что до крещения имел сразу несколько жён, а наложниц, по сообщению Нестора, и вовсе было 300. При этом Ярослава, который в конечном счёте унаследует княжеский титул, Владимиру родила Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода не из рода Рюриковичей, которого Владимир в своё время убил, а Рогнеду взял в жёны насильно. Рогнеда однажды даже попыталась убить Владимира, такой был накал супружеской любви. Дети же от греческой принцессы неизвестны. За крещение Руси Владимир причислен к лику святых и изображён на банкноте в 1 украинскую гривну.
  • Борис и Глеб, родные братья и сыновья Владимира Святославича. Первые канонизированные русские святые, небесные покровители Русской земли. Были убиты «киллерами» на службе у Святополка[31]: Борис во время молитвы перед сном в своём шатре, а Глеба на пути в Киев, причём сразу же после того, как Глеб узнал об убийстве брата. Бориса всеми силами защищал крещёный угрин Георгий, за что и поплатился жизнью, зато тоже причислен к лику святых. Также от рук убийц погиб повар Глеба, чьё имя не сохранилось, принадлежавший к тюркскому племени торков.
  • Ярослав Мудрый, он же Ярицлейв Скупой (правил в 1018—54 с перерывом), сын Владимира и Рогнеды. После смерти Владимира на Руси опять наступил политический срач по поводу киевского трона. Из-за желания узурпировать власть Святополк Окаянный, старший сын Владимира Святославича (по другой, но довольно распространённой версии — таки Ярополка, якобы жена Ярополка была беременна, когда Владимир забрал её к себе.), и убил Бориса и Глеба. Но тут в дело вмешался Ярослав, очередной сынишка Владимира Святославича, и решил дать ответный удар, так как тоже боялся за свою жизнь. По сути, повторил в третий раз уже традиционный сценарий: новгородская рать с участием варягов берёт Киев и сажает новгородского князя в качестве киевского[32]. После грандиозной победы над Святополком и окончательного объединения Руси (за исключением Полоцкого (Изяслав, потом его сын Брячислав) и Тмутараканского княжеств (правил Мстислав), но их князья особо не вылазили из своих земель и Ярослав не имел к ним претензий, да и наследником Мстислава был сам Ярослав) Ярослав начал править в Киеве. Он оказался мудрым и прогрессивным правителем. Он построил Софийский собор в Киеве, поощрял развитие письменности и грамоты на Руси, а его дочери вышли замуж за разных европейских королей. Наиболее известна история о Анне Ярославне, вышедшей замуж за короля Франции Генриха I. Совсем недавно Ярослав также был причислен к лику святых. Изображён на банкнотах: помимо украинской, достоинством две гривны и на российской (пускай и в виде памятника в Ярославле), достоинством в 1000 рублей[33].
  • После Ярослава два поколения во главе Руси стоял триумвират из Киевского, Черниговского и Переяславского князей. Самым интересным событием той эпохи было их противостояние с полоцким князем Всеславом Чародеем, внуком Изяслава, который даже смог некоторое время поправить Киевом.
  • Владимир Мономах (правил в 1113—25 гг.) — стал предпоследним князем единой Руси. На любечском съезде князей пытался реформировать систему престолонаследия. Также оставил первые русские мемуары — «Поучение детям» и «Рассказы о путях и ловах». Но больше всего знаменит именным головным убором — золотой, инкрустированной самоцветами среднеазиатской тюбетейкой, которая, попав на Русь уже в монгольскую эпоху и обретя меховую опушку, стала княжеской шапкой. Впрочем, пресловутая «Шапка Мономаха» связана с именем этого князя только благодаря позднейшей легенде. Позднее и московские великие князья (а затем и цари) иносказательно называли свои короны «шапкой Мономаха», поскольку делались они по аналогии с оной и были сильно на неё похожи. Последним носителем стал Пётр Первый[34] (после объявления себя императором таки сменил корону). Женой Владимира Мономаха была Гита Уэссекская, дочь последнего англосаксонского короля Англии Гарольда Годвинсона (хотя определяющую роль в заключении брака скорее всего сыграло не то, что Гита была дочерью бывшего английского короля, а то, что она была родственницей действующего короля датского)
  • Мстислав Великий (правил в 1125—32 гг.) — сын Мономаха и Гиты, продолжавший его политику, с его смертью началась феодальная раздробленность на Руси.
  • Дальше начинается уже полная чехарда — в XII веке, для понимания, князь в Киеве менялся 37 раз, некоторые и года не успевали поправить.
  • Юрий Долгорукий (точнее Гюрьги [Гхюригхи], правил в 1149—51 и 1155—57) — брат Мстислава, основатель Москвы[35] (а также Костромы, Дубны, Дмитрова, Переславля-Залесского, Юрьева-Польского, Стародуба, Звенигорода и Перемышля), а также один из тех, кто виноват в развале Руси. Его прозвали за «долгие» (длинные) руки, которыми он стремился оттяпать побольше земель для своего княжества со столицей в Ростове[36]. Впрочем, при раскопках его гробницы оказалось, что руки Юрия и вправду были длиной до колена.
  • Андрей Боголюбский (правил в 1157—74), сын половчанки и Юрия Долгорукого. Эпохален тем, что, захватив Киев (как и многие до него), не стал там оставаться, а уехал к себе в родной Владимир, прихватив титул «великого князя», а заодно увёз митрополита. Как это трактовать — спорят до сих пор, раньше говорили, что это перенос столицы (хотя князья Киевские продолжали себя величать «великими», но уже без прежней власти), а сейчас некоторые говорят, что он отделил собственное государство, и так началась «независимость России от Украины». «Про него говорили, что он к каждому из удельных князей относится не как к равному себе князю, «но яко к подручнику, послушнику и просту человеку» ©. Другими словами, это был нешуточный замах на абсолютизм. Из-за сросшихся шейных позвонков не мог поворачивать голову вверх и вниз, из-за чего иногда называют «Жестоковыйным» (буквально — «имеющий жёсткую, несгибаемую шею», переносное значение — «настойчивый, упрямый, непокорный»[37]). Активно строил храмы, за что причислен к лику святых. Убит (зарублен мечами и саблями) прямо в своей спальне группой из 23 заговорщиков во главе с Кучковичами (да-да, потомками и близкими родственники того самого Кучки, и это при том, что жена Андрея Улита, была дочерью Кучки, и тоже участвовала в заговоре).
  • Всеволод Большое Гнездо (киевский князь на протяжении пяти недель 1173 года, владимирский князь в 1176—1212 гг.) — сын Долгорукого и младший брат[38] Андрея Боголюбского, получил такое прозвище за большое количество детей. При нём Владимиро-Суздальское княжество достигло своего наибольшего могущества. Дед Александра Невского.
  • Рюрик Ростиславич — нет, не тот, жил попозже, в XI—XIII веках. Может и не стоил бы упоминания здесь, если бы не одно обстоятельство: активно участвовал в военно-политических зарубах за киевский престол и сделал аж 6 или 7 подходов к оному. В основном, получалось посидеть недолго, пару-тройку лет (самый длинный срок где-то 7 лет), после чего его неизменно ставили на лыжи. В итоге умер, будучи князем Черниговским. Его история отражает накал политической борьбы на Руси данного исторического периода.

Другие интересные личности

  • Три богатыря: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Подробнее — в статье Богатыри и чудища лесные.
    • Судя по всему, основаны на реальных личностях, хотя сильно приукрашенных и вообще не живших одновременно. Реальный Добрыня, к слову, — дядя и воспитатель Владимира Красно Солнышко, то есть старше его, и подвиги его были скорее из области подавления княжьих соперников огнём и мечом. От Ильи Муромца остались реальные мощи, и судя по скелету у него действительно был паралич ног, а руки были очень сильные. Всё что известно про прототипа Алёши Поповича — звали его Александр, и погиб он в битве при Калке воюя против монгольского войска. Возраст на момент смерти не известен, но будучи ребёнком он мог вполне увидеть уже старого Илью Муромца, ушедшего на покой и проживающего в монастыре.
  • Вадим — новгородец, судя по всему, местный князь, который восстал против княжения Рюрика, но восстание было подавлено, и вскоре о нём забыли.
    • Лермонтов и Пушкин очень интересовались его судьбой, но одноимённый роман Лермонтова не имеет к нему никакого отношения. В XVIII в. этой темой интересовалась Екатерина II и написала либретто для оперы. Весьма немало к популяризации Вадима-Новгородца приложила руку мама Волкодава М. Семёнова.
  • Нестор, летописец, создатель Повести временных лет. Монах. Причислен к лику святых.
  • Остромир, обладатель «Остромирова Евангелия», одной из первых известных книг на Руси[39] за авторством монаха Григория.
  • Агапит, первый русский врач славянского происхождения. (непосредственно первым врачом на Руси был некий армянин, который впоследствии под влиянием Агапита обратился в православие и стал одним из первых монахов Киево-Печерской лавры), монах. Причислен к лику святых.
  • Алипий или Алимпий, первый русский иконописец, монах. Помимо этого творил чудеса. Например, он однажды излечил прокаженного, замазав его лицо красками и заставив смыть краски святой водой. После этого язвы исчезли. В другой раз Алипий принял заказ от человека, просившего написать икону. Но Алипий тогда был уже при смерти, и поэтому в три часа ночи в дом Алипия прилетел ангел, написав икону за него. Причислен к лику святых.
  • Неизвестный киевлянин, свободно говоривший по-печенежски и сыгравший решающий ход при осаде Киева печенегами в 968 г. Он, притворившись печенегом, ищущим своего убежавшего коня, тайно прошёл к лагерю воеводы Претича (Святослав находился на Дунае, а его семья — в Киеве) и сообщил воеводе, что Киев надо спасать.
  • Кирик Новгородец, математик, летописец и музыкант. Старорусский Леонардо да Винчи. Монах. Не причислен к лику святых.
  • Ходота, князь вятичей, на которого ходил походом Владимир Мономах. Скорее всего был не наследственным князем, как Рюриковичи, а в традициях племенной демократии выбранным на вече. После совсем древних и полулегендарных Мала и Рогволода, единственный восточнославянский князь не-Рюрикович, известный по имени.
  • Онфим — новгородский мальчик, живший в XIII веке и оставивший после себя 12 берестяных грамот, не считая рисунков без текста[40]. Судя по некоторым текстам, он учился в школе. А судя по тому, что они были обнаружены в одном месте, Онфим либо собирал и бережно хранил их, но каким-то образом их потерял; либо родители, прознав, чем их сын занимается на уроках, выбросили их.
  • Олаф(в) I Трюггвансон — крутой король (или верховный конунг, если хотите) Норвегии. До того, как стать королём, скрывался от политических оппонентов при дворе князя Владимира, на службе у которого был уважаемым военачальником и, по видимому, одним из идеологов Крещения Руси. По крайней мере, в родной Норвегии он христианство активно насаждал.
    • Олаф оставил двор Владимира в возрасте 18 лет, а начался процесс, когда ему было 15[41]. Так что, при всем уважении к герою саг, вряд ли он там был идеологом. А вот обратное вполне может быть верно — набравшись на практике опыта в крещении, решил применить его у себя дома.
  • Харальд III Суровый, поэт и воин, ещё один крутой король той же Норвегии. До того, как стать королем, успел послужить на Руси наемником у Ярослава Мудрого. Был влюблен в его дочь Елизавету/Олисаву (скандинавским источникам известна как Элисиф).

Примеры

Внимание! Примеры западных произведений, где появляется Древняя Русь, писать в отдельную колонку.

Литература

  • Одно из главнейших произведений данной эпохи — «Слово о полку Игореве». Эта повесть упоминает о неудачном походе Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, на половцев. На первый взгляд может показаться, что это просто книжка про очередной махач половцев и русичей. НЕТ. Автор книги таким образом пытается призвать русских князей объединиться против общего врага. Однако в своё время это творение не было воспринято таким образом. Конец немного предсказуем…
    • Вообще это уже следующая эпоха. Но это наиболее значимое художественное произведение из максимально близких к временам сабжа.
    • И опера Бородина «Князь Игорь» по мотивам. А также песня А. Городницкого «Кончаковна» (Мой конвойный захрапел и дышит ровно).
    • А также «Давняя песня» Евгения Лукина (Что ты, княже, говоpил, когда солнце меpкло?).
  • М. Н. Загоскин, «Аскольдова могила» (и опера по роману).
  • Украинский классик Иван Франко, «Захар Беркут» — о борьбе жителей Карпат против монгольского нашествия. Двоеверие с уклоном в язычество, мифологические сюжеты, борьба традиционного вечевого уклада против княжеской власти и прочие атрибуты эпохи — во все поля.
    • Есть две экранизации — старая советская (1971) и новая украинская (2019). Обе неплохие, хотя в украинской, по мнению автора правки, переборщили с приглашенными актерами, которые, видимо, думали, что снимаются в каком-то фэнтези.
  • Украинский писатель Павел Загребельный, роман «Диво» (рус. «Чудо») — периоды правления князя Владимира (раскрывается тема крещения Руси) и князя Ярослава (объединение Руси и возведение Софийского Собора в Киеве).
  • В. Иванов, роман «Русь изначальная» (1967 г.). Действие происходит в то же время, что и в «Детстве Ратибора». И вообще Ратибор является героем и книги, и фильма.
    • Тогда уж «Русь великая» (XI век). «Русь изначальная» — это VI век, о Руси (тем паче Киевской) как государстве там речи нет — так, начало объединения родов-племён против степняков. (И тем более никакого захвата Константинополя, как в экранизации.)
  • А. Ладинский, трилогия «Когда пал Херсонес», «Анна Ярославна — королева Франции» (и экранизация «Ярославна, королева Франции»), «Последний путь Владимира Мономаха».
  • М. Семёнова:
    • «Валькирия».
    • «Волкодав» по сеттингу тоже близок, хотя это вообще другая планета.
    • «Лебединая дорога», «Пелко и волки» и целый ряд повестей и рассказов в том же сеттинге — окрестности Ладоги, конец IX века.
    • Вариант того же сеттинга, но Темнее и острее — «Меч мёртвых» в соавторстве с А.Константиновым. Те же места, те же люди, но благородства и доброты в героях заметно убыло.
  • Екатерина Некрасова, повесть «Когда воротимся мы в Портленд». Современный попаданец на Русь начала 13 в. Осторожно, слэш!
  • Метавселенная Рудазова — Русь времён Всеволода Большое Гнездо как поле битвы с Кащеем и нечистью, созванной им со всех краёв от Болгарии до Сибири. Мифология пригнана в строку не только отечественная: на стороне людей сражаются не только Илья Муромец и Василий Буслаев, но и амазонки (во главе, однако, с вполне сказочной царицей Синеглазкой), и башкирская конница во главе с Акъял-батыром, и рыцарь Бэв д’Антон (Бова Королевич с позднерусских лубков), а на стороне Кащея, помимо привычных Бабы-Яги, Соловья Рахмановича по прозвищу Разбойник и Змея Горыныча — кавказский сатир-людоед Очокочи, болгарский Великий Тодор, калмыцкий рогатый хан (под именем, однако, былинного Калина), скандинавский хримтурс Карачун и даже хеттский бог Кумарби.
  • Михаил Успенский: Трилогия «Приключения Жихаря». Вместо русских земель там — родина Жихаря Многоборье и владения соседних племен: кривлян, подлян, будетлян, земледельцев баклажан, рыболовов лабардан, разбойников уркаган, быстроногих стрекачей, гораздых лечить скотину ветврачей, и т. д. (Кривляне и подляне — насмешка над названиями реальных кривичей и полян. Будетляне — самоназвание первых русских футуристов, среди которых были Велимир Хлебников и Владимир Маяковский.)
  • Сергей Лукьяненко и Юлий Буркин, «Остров Русь». С прикрученным фитильком: в финале оказывается, что Русь — колония реконструкторов в Африке, чудища лесные — наведенные этномагическим полем глюки, а главный герой — и вовсе негр.
  • Руслан Мельников, цикл «Чёрная кость». Главный герой — толмач при Угриме, князе Ищерском. Несмотря на то, что в предисловии заявлено, что это не наш мир, и все аллюзии на реальных исторических личностей совершенно случайны, описание традиций, оружия, манеры боя максимально достоверны. Чудищ лесных нет, зато есть Кощей.
  • Макс Фрай — народ страмослябов, пародия на славян с самыми гнусными чертами (типа Узорной Мазаницы — чем мажутся, угадайте сами). Правда, они больше напоминают пародию на неоязычников. Да и народ это искусственно выведенный, не сам до жизни такой дошёл.
  • Василий Головачёв, «Тень Люциферова крыла»: один из параллельных миров, посещённых главными героями, под названием Свентана, напоминает Киевскую Русь. Правит ею сильный маг-князь Данила по прозвищу «Яросвет». А ещё там живёт Баба-Яга.
    • Свентану, Яросвета и некоторые имена позаимствовал у эзотерика Д. Андреева (сына писателя Л. Андреева). В его «Розе Мира» Яросвет и Свента Звентана — эгрегоры восточнославянской цивилизации.
  • Ю. Никитин очень любит этот период: серия «Княжеский пир», серия «Гиперборея» и др.
  • Евгений Лукин, «Катали мы ваше солнце». «И веселое ж место — Берендеево царство. Стоит тут славный град Сволочь на реке Сволочь, в просторечии — Сволочь-на-Сволочи, на который, сказывают, в оны годы свалилось красно солнышко, а уж всех ли непотребных сволочан оно спалило, то неведомо… Плывут тут ладьи из варяг в греки да из грек в варяги по речке Вытекла… Сияет тут красой молодецкой ясный сокол Докука, и по любви сердечной готова за ним хоть в Явь, хоть в Навь ягодка спелая — боярышня Шалава Непутятична… Творит тут деяния тайные хитроумный Кудыка — на все руки мастер. И катится по небу синему солнце ясное, из катапульты, сиречь из кидала запущенное. Ох, докатится!..»
  • Олег Дивов «Храбр». Хорошая попытка переложить сюжеты былин об Илье Муромце в исторический сеттинг. Кстати говоря, сам Илья варяжский наемник Ульф Урманин, а Соловей-Разбойник — снежный человек.
  • Ольга Гурьян, «Край половецкого поля» — детская книга про времена Игоря Святославича. Хоть книга и «для детей», дух эпохи передан очень бережно, а вместо героев и злодеев просто люди, попавшие в жернова истории.
  • Елизавета Дворецкая, романы «Лес на Той Стороне», «Князья леса» и другие.
  • Евгений Красницкий, цикл «Отрок» — попаданческое фэнтези во времена Ярослава Мудрого (пожилой человек с богатым жизненным опытом попадает в голову подростка). Несмотря на множество «стартовых бонусов» (дед — бывший сотник, дядя — богатый купец…), мир к попаданцу суров и недружелюбен наравне с другими людьми, так что приходится герою по полной напрягать силы и ум для достижения своих целей. Из плюсов можно отметить интересно описанное применение социальных и организационных навыков (вместо традиционного технического прогрессорства) и некартонных персонажей. Из минусов — своеобразную политическую позицию протагониста и автора.
  • Алла Потапова, «Молочный зуб дракона Тишки» — народ данов. (Хм, был такой народ. Германский…)
  • Александр Прозоров, цикл «Ведун» — крепкое фэнтези про реконструктора-попаданца во времена Х в. За исключением откровенно неудачной второй книги, читается бодро и славянский быт описывает хорошо.
  • Лев Прозоров, «Мечеслав».
  • Симона Вилар, трилогия о княжне Светораде — натуралистичные произведения с довольно откровенными сценами, нечто вроде «Игр престолов» или «Рима» в антураже языческой Руси.

Кино

  • «Ярослав Мудрый» (1981, по сценарию Павло Загребельного). В романе того же автора «Диво» (1960) Родим, ваятель кумиров и дед главного героя, в начале романа погибает от мечей «проповедников» новой веры. В фильме язычник Родим, уже не дед, а отец создателя софийских фресок, стал из творца зашоренным озлобленным мракобесом, из павшего мученика — убийцей невинной девушки, которую столкнул с лесов, в ярости кинувшись на «отступника»-сына.
  • «Легенда о княгине Ольге» (1983) — история жизни Ольги, рассказанная несколькими знавшими её людьми. Все элементы составляет воедино в 1015 году умирающий внук Ольги Владимир.
  • «Викинг» (2016) — дорогущий, но весьма посредственный фильм про князя Владимира, начинающийся со смерти Олега Святославича и заканчивающийся крещением Владимира. Из главного героя умудрились слепить такое чудо, которое в реальности к княжению на пушечный выстрел бы не подпустили. Почему фильм назван «викинг» — вопрос, не имеющий ответа.

Мультфильмы

  • Мультфильм Романа Давыдова «Детство Ратибора», где подробно и очень трагично описана жизнь восточных славян в VI веке и детство Ратибора, будущего протагониста «Руси Изначальной». Также Давыдов снял «Лебеди Непрядвы» (о Куликовской битве, выглядит, как экранизация какого-нибудь сражения из «Сильмариллиона») и «Василису Микулишну» по мотивам былин.
  • Серия мультфильмов студии «Киевнаучфильм» Нины Василенко: «Мальчик с уздечкой» (X век, осада Киева печенегами), «Никита Кожемяка» (сражение с кочевниками, XI век), «Сказание об Игоревом походе» («Слово о полку Игореве»).
  • Мультфильм «Князь Владимир» 2006 года. В фильме две сюжетных линии — борьба за власть на Руси между Владимиром и Ярополком (Олег уже к тому времени погиб) и приключения мальчика Алекши, познающего новую религию — христианство.
    • В теории должен был пропагандировать христианство и даже получил спонсорские деньги от РПЦ. На практике получился скорее нейтральным и не нравится некоторым христианам.
    • По плану должен был состоять из двух частей, однако вторую часть (о самом крещении Руси) не сняли, поэтому из начала мультфильма вырезали слова «Фильм первый».

Видеоигры

  • Серия RPG «Князь», начатая аж в 1999 г.
  • Туда же «Златогорье» (в двух частях + дополнение «Холодные Небеса») и невыпущенная игра «Всеслав-чародей» от «Snowball studios».
  • Некоторые аллоды в одноименной серии игр самым явным образом намекают на Русь (преимущественно канийские). И неудивительно, ведь игры-то русские!
    • Сама Кания — СФК Древней Руси, точнее, Новгородской: с коллективным управлением и европейской моралью. До ММОРПГ была СФК Европы.
  • Losted — ролевуха про попаданца в Полоцкое княжество.
  • Чернь (видеоигра)
  • Лукоморье (видеоигра)

Прочее

  • Книга-игра «Кащеева цепь». Пример анахронизма: эстетика «Богатырей и чудищ» придана городу Мангазея, который, на секундочку, процветал в XVI—XVII вв (!)
  • Скетч-шоу «Нереальная история», одна из сюжетных линий: X век, первые на Руси гаишники.
  • Группа Turisas, альбом Varangian Way — древняя Русь глазами викингов.
  • Многочисленные группы языческого фолк-металла (Аркона, Невидь, Сварга, Butterfly Temple, Beer Bear). Представления о дохристианской Руси у них глубоко мифологические, и часто основанные на работах Выбегалл, но красивые.
  • Серия картин художника Всеволода Иванова о «Ведической Руси-Гиперборее». Это надо видеть, чтобы поверить: терема-небоскрёбы, летучие корабли и ездовые мамонты! Тот случай, когда трудно понять: это безумие или тонкий троллинг?
    • Тут классическое «Знают именно за это». Да, к сожалению, Иванов верит в «Славяно-Арийские Веды», но на них основано не так уж много картин. В основном — обычное славянское фэнтези. А рисует он очень красиво и атмосферно.

Западные произведения

См. также

Примечания

  1. На деле это Средневековье — хоть эпоха Древнего Мира в России и была, но, кроме греческих колоний на Дону и Кубани, скифов, венедов и финно-угорских племён, упоминать тут нечего — влияние той эпохи на культуру крайне мало.
  2. Приведённое рассуждение — это не штамп, а авторское обличение штампов, местами честное, местами — откровенно натянутое. В массовой культуре и массовом сознании — ровно наоборот, богатыри воспринимаются как нечто посконное-народное. Впрочем, и князья с посадниками той поры воспринимаются как более близкие, к простому народу, чем дворяне петровской поры или хотя бы эпохи Иоанна Грозного. Явление, обычное для эпоса: гомеровские басилеи тоже не сильно отличаются от зажиточных земледельцев.
  3. В случае с фольклором имеют значение более общие черты. Илья Муромец не знает манер, не берёт никакого богатства, рассказчиками 19-ого века прямо называется "старым казаком". Конечно, по сравнению с крестьянами Илья технически был очень и очень богатым, но по факту он скорее всего воспринимался ими как "богатырь, близкий к народу", в отличие от очевидного дворянина Добрыни. А уж Микула Селянинович всегда характеризовался как крестьянин, кто бы там его не родил. Вообще, судя по обозначению паралича Ильи как "тунеядства" и непонятно откуда взятого происхождения Святогора, автор текста явно либо не читал былин, либо наткнулся на какие-то совсем уж обскурные их изводы/интерпретации.
  4. Это слово в своё время означало не старух и не снисходительно-пренебрежительное название женщин в целом, а конкретно замужних женщин.
  5. Что не помешало к тому же времени проникнуть уже с Запада моде на бритое лицо или хотя бы усы без бороды. Например, Василий III, отец Ивана Грозного, чтобы понравиться молодой невесте Елене Глинской, сбрил бороду. Правда, сам Иван Васильевич ношение бороды усиленно внедрял (чему поспособствовал Стоглавый собор), так что мода на бритьё бороды вернулась только в середине XVII века и окончательно закрепилась благодаря реформам Петра I.
  6. Впрочем, коротко стриженные волосы у славян были отличительным признаком раба, а состригавший растительность на лице свободному человеку подвергался наказанию.
  7. Об этом упоминает араб Ибн-Хаукаль в книге путей и стран, правда, не разделяя скандинавов и славян из единой общности русов
  8. Такие же косички были в ходу у карпатских славян: южных групп поляков, словаков и русинов, а также позаимствовавших эту традицию у них венгров.
  9. Помните «Слово о полку Игореве», конкретно — тот эпизод, где автор говорит, что если бы князья выступили единым фронтом, то были бы «рабыня по ногате, а раб по резане» (мелкие монеты)? То-то же. И да, неуловимость кочевников в степи сильно преувеличена. Да, воины на легких конях действительно могли устроить hit and run, тем более на родной земле, но это молодые здоровые полноправные мужчины, сравнительно небольшая часть племени. Что делать с женщинами, детьми, больными, стариками, рабами? Кочевой «городок» из повозок, да ещё вместе со стадами, передвигался достаточно медленно и оставлял в степи весьма заметный след (примятая трава, мусор, испражнения людей и животных), выследить и догнать его при условии, что воинов выманили куда-то в другое место, не так уж и сложно. Так что не были кочевники имбой, не были.
  10. При этом массовое возведение светских построек из камня началось в веке пятнадцатом. Потому что татаро-монголы не трогали храмы, но обожали сносить всё, что хоть немного напоминало укреплённую усадьбу. В дотатарский период и на территориях, неохваченных игом, немногочисленное каменные постройки светского характера были — это замок Андрея Боголюбского, крепости Северной Руси, и т. д.
  11. А их было в XII веке не меньше сотни, как и в каждой средневековой западноевропейской стране. Новгород, Киев, Белозеро, Старая Ладога, Псков, Старая Рязань, Ростов Великий, Ярославль, Чернигов, Галич, Владимир-Волынский, Курск, Изборск, Вщиж, Великие Луки, Минск, Берестье (ныне Брест), Туров, Пинск и другие. И вообще у скандинавов Русь называли страной городов.
  12. Понятное дело, торжок в этой ситуации пишется с маленькой буквы, а разорение его чаще всего означает неурочный сбор внезапно введённого налога, но в советской историографии часто можно встретить истории именно о том, как князь Какой-нибудь, отправившись воевать соседа, зачем-то заезжает именно в этот многострадальный город.
  13. Торжок — центр торговли зерном между Новгородским и Владимиро-Суздальским княжествами, поэтому при любой заварушке между ними — первым делом страдал именно он. А поскольку отечественных историков в первую очередь интересовали именно Новгород и северо-восток Руси, то и складывается впечатление, что в любой непонятной ситуации нужно разорять Торжок.
  14. Итальянцев называли фрязинами, фрягами или фряжцами, англичан (или англосаксов или конкретно англов?) — англянами, а шведов — свейскими немцами.
  15. Сравни «славяне» — слово, которое произносилось в древнерусском языке как «словени»\«словене», а в значительной части современных славянских языков, включая, к примеру, украинский, по-прежнему пишется именно через «о». Означает, как нетрудно догадаться, «владеющие словом», то есть понятным языком.
  16. Именно из Полоцка была Рогнеда Рогволдовна, изнасилованная святым Владимиром Святославичем. Сначала Владимир к ней посватался, но когда она в своём отказе ответила, что не выйдет замуж за сына рабыни, он пришёл в ярость и взял Полоцк и Рогнеду силой). Затем Полоцком правили её потомки от Владимира — «Рогволодовы внуки».
  17. Также распространена теория, утверждающая, что Древнерусское государство — общий корень для трёх народов, но всё же основными его наследниками являются русские/великороссы, по той причине, что именно они сохранили «русское» самосознание.
  18. Опровергается генетическими анализами, согласно которым русские являются ближайшими родственниками северных и восточных европейцев, и очень далеки от тюрко-монгольских народов, а небольшая финно-угорская примесь присутствует только на исторических землях этих племен, которые были немногочисленными, по большей части отсталыми и большого влияния на русский генофонд оказать не могли
  19. Опровергается всеми историческими хрониками и документами, в том числе и написанными в Российской империи, а также лингвистикой
  20. В западной историографии принято именно последнее название, в российской и советской — по-разному. Ура-патриотические Выбегаллы Беларуси любят говорить об этом языке как о старобелорусском, Украины — как о староукраинском, оба названия неверны. Самоназванием, если что, было «руска мова» — кстати, именно поэтому в современном украинском языке «русский» в смысле «имеющий отношение к России или её титульному народу» будет «російський», а «имеющий отношение к древней Руси» — «руський».
  21. Не облегчает задачу и то, что племена циркумбалтийского региона — саксы, датчане, скандинавы, поморские славяне, балты, жители Новгородского региона — в ту эпоху составляли единое экономико-политическое пространство с огромным количеством общих черт в материальной культуре, образе жизни и общественно-политическом устройстве (из последнего выбивалась только славянская Аркона с её теократией жрецов Святовита и «священных князей»). Из-за этого атрибутировать те или иные артефакты того времени конкретному народу очень сложно: одни и те же находки норманисты приписывают скандинавам, антинорманисты — славянам, зачастую на основании второстепенных признаков. В принципе, вполне была возможна ситуация вроде «славянский князь (из поморян, например)+преимущественно скандинавская дружина», что объясняет, с одной стороны, наличие скандинавских «камерных» погребений, германские имена послов Олега и «русские» названия днепровских порогов, с другой — очень быструю ассимиляцию «варягов» и их поклонение славянским, а не германским богам.
  22. К сожалению, таких исследований гораздо меньше, чем хотелось бы, во-первых в силу того, что многие Рюриковичи похоронены неизвестно где, а во-вторых из-за того, что многие погребения были уничтожены в раннесоветское время за компанию с церквями и монастырями, в которых они находились.
  23. На деле, если учитывать теорию о том, что русами называли скандинавов, то, возможно, Хаскульда и Дюра.
  24. Победу в битве при Аркадиополе византийские источники приписывают византийцам, а древнерусские — Святославу. Судя по размерам дани, которую вскоре после этого получил Святослав, и достаточно выгодным условиям мирного договора, правду говорят всё-таки вторые.
  25. Так зовут князя из былин про богатырей, который является условным собирательным образом правителя. Владимира Святославовича ни один аутентичный древнерусский источник не называет «Красным солнышком». Впрочем, в былины могли просочиться определённые детали, связанные именно с Владимиром Святославичем (ещё до его крещения).
  26. Олег, убегая в погоне от Ярополка, упал в ров с кольями и разбился, и как будто этого было мало, его ещё задавили его же дружинники, попадавшие в ров из-за давки на мосту. А Ярополк был убит варягом на службе у Владимира.
  27. Он же Перкунь (Пяркунас) у древних балтов. Вообще, между славянским и балтским язычеством довольно много общего: сказалось, во-первых, происхождение тех и других от одной балто-славянской общности, во-вторых, длительное проживание балтов и славян вместе, порой даже в одних общих поселениях, и использование общих капищ.
  28. Последние двое по происхождению иранские божества, что может свидетельствовать как о древнем соприкосновении славян с иранской религиозной традицией (такое же соприкосновение было и у финских племён), так и о наличии среди жителей Киева большого количества аланов и других ираноязычных.
  29. Точнее, не вся Русь, а только князь и его дружина — как бы ни хотелось православным историкам утверждать обратное. Притом на Руси и без того хватало христиан, обращённых именно византийскими священниками.
  30. Правда, у тогдашнего базилевса не было сестёр, но это уже мелочи, не так ли? К тому же, брак с багрянорожденной принцессой Владимиру не полагался по статусу (с византийской точки зрения). Но, весьма вероятно, что сестрой базилевса назвали болгарскую царевну, воспитывавшуюся при византийском дворе.
  31. Со времён Ярослава Мудрого так гласит официальная версия. На деле их смерть была выгодна всем остальным братьям и убить их мог любой, ныне в силу определённых причин, часто виновником называют самого Ярослава.
  32. В сущности, так выражалась борьба двух основных центров Руси за главенство. Впрочем, новгородцы все три раза ничего особо хорошего от этого не получали. Великие князья неизменно предпочитали более удобный, тёплый и богатый Киев неспокойному и излишне самостоятельному Новгороду.
  33. Ещё недавно в Софии Киевской установили новую реконструкцию его внешности в виде голограммы. И несмотря на то, что представленный на ней Ярослав практически ничем не отличается от Ярослава от реконструкции Герасимова за исключением отсутствия бороды (хотя борода у Ярослава есть на его личной печати, обнаруженной в 1994 году в Новгороде), украинские СМИ подняли на этом нехилый хайп в духе «совково-москальские учёные фальсифицируют нашу, украинскую историю в лице нашего, украинского князя Ярослава!!1» Но даже без учёта этого националистического бреда проект весьма интересный и заслуживает внимания.
  34. Точнее, его старший брат Иван, с которым они царствовали совместно. Для Петра была сделана копия этой шапки.
  35. Будущую Белокаменную Юрий Долгорукий основал отнюдь не просто так. До него на месте современной Москвы располагались деревни, находившиеся во владении боярина Кучки (в источниках XVII века называемым Степаном Ивановичем под сами-понимаете-каким-прозвищем). Кучко, согласно наиболее реалистичной версии, не захотел передавать свои земли князю (так как данное место было находилось на перекрёстке важных торговых путей), за что Юрий Долгорукий приказал его убить, а на месте его резиденции он основал форпост, одно время называвшимся именем бывшего хозяина — Кучковым, а затем для удобства переименованным по названию реки, на берегах которой он и располагался.
  36. Не в том Ростове, который «южная столица» (Ростов-на-Дону), а Ростов Великий в Ярославской области, где, кстати, родился Алёша Попович.
  37. Калька с древнегреческого «σκληροτράχηλος», образованная по тому же принципу, что и «православие».
  38. Причём младший на 40 с лишним лет.
  39. Самой первой книгой был Новгородский кодекс X в., обнаруженный в 2000 г. Наверняка должно было быть много чего еще, но не сохранилось из-за кровавых междоусобных войн и монгольского нашествия.
  40. Рисунки Онфима считаются одними из самых древних сохранившихся детских рисунков в мире. В МИРЕ, КАРЛ!
  41. По другим источникам, он и вовсе крещения Руси не застал.

Ссылки