Аболиционист

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Никто не должен быть собственностью другого. Освободи всех своих рабов или гнев морского народа падет на тебя! »
— Кай Креллис

Рабство — это плохо, и данный персонаж не будет с ним мириться, особенно если сам успел в нем побывать. Своих рабов, если они были, он уже отпустил, а теперь возьмется за чужих. Методы могут быть разными: он может мирно выкупать рабов или, наоборот, освобождать их силой, вешая рабовладельцев или, еще лучше — отдавая их освобожденным рабам. Или он действует политически и старается добиться принятия закона чтобы рабство сделали незаконным или хотя бы не выгодным. И разумеется такой персонаж будет укрывать и защищать беглых рабов от преследователей, если придется, то и с оружием в руках, а потом отправлять по «подземной железной дороге» дальше, в безопасное место.

К сожалению, иногда рабы не хотят быть освобожденными. А в некоторых сеттингах это вызвано тем, что им и в рабстве совсем некисло жилось.

Название тропа происходит от политического движения против рабства (франц. abolir — ликвидировать [что-либо, а не кого-либо], англ. abolition — отмена, упразднение).

Где встречается[править]

  • Восстания рабов, из которых самым известным стало восстание Спартака.

Литература[править]

  • Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»: «Обещал не выдавать — и не выдам. Честное индейское, не выдам! Пускай все меня назовут подлым аболиционистом, пускай презирают за это — наплевать. Я никому не скажу, да и вообще я туда больше не вернусь».
  • «Волкодав» — жрецы Богов-Близнецов выкупают рабов из рудников, но только своих единоверцев.
    • Сам Волкодав рабство ненавидит и потому готов отдать и свой бесценный меч за старика, и свою жизнь, чтобы обрушить Самоцветные Горы.
  • К. С. Льюис, «Хроники Нарнии: „Покоритель Зари“, или Плавание на край света»: молодой король Каспиан X — убеждённый противник рабовладения. Несколько подлых торгашей (один из них — губернатор, стало быть, «крыша» всем остальным) пытаются с ноткой снисходительности уверять его в том, что таковы, мол, «древние традиции», подкреплённые «экономическими соображениями»; но государь несколькими меткими фразами неопровержимо доказывает, что это всё туфта, и рабство — пятое колесо в телеге экономики, а значит, оно служит только для личной «наживы по беспределу» некоторых чрезмерно хитрых собственников.
    • Сам Льюис в реальной жизни также был настроен аболиционистски — в отличие от многих других протестантов, которые, опираясь на свой детерминистский религиозный канон, утверждали, что рабам такую участь «предначертал сам Бог».
  • «Гарри Поттер» — Гермиона и домовые эльфы (безуспешно). Роулинг намеренно стремилась показать ситуацию, когда сообщество слуг в большинстве своём жаждет оставаться в рабстве (кажется, еще и зазомбировано магией, в каком-то смысле), а окружение смелой аболиционистки относится к её высокому стремленью с недоумением и непониманием, а частично и потешается над ней.
  • Дрю Карпишин, «Mass Effect: Открытие» — кварианин спасает незнакомых людей исключительно из убеждения, что никто не должен быть в рабстве.
  • ПЛиО — Дейнерис Бурерождённая. Недаром она ещё и Разбивательница Оков. Правда, в результате её деятельности получилась реальность: даровать свободу угнетённым, конечно, дело благое — вот только экономика Залива Работорговцев целиком на рабстве зиждилась и без него пошла по медному тазу. А альтернатива строится небыстро и с тихим, но лютым сопротивлением обиженных господ. Да Дени и самой негде было выучиться тому, какая она — альтернатива, и советники у неё в первую очередь воины, а не крепкие хозяйственники.
  • Honor Harrington — Хонор и её родители убеждённые аболиционисты
  • Citizen of the Galaxy — Ричард Баслим убеждённый противник рабства
  • Рэй Олдридж, Emancipator — главный герой, сам являвшийся рабом, который, когда пришли его освобождать, собственноручно убил спрятавшегося хозяина.
  • «Унесённые ветром» М. Митчелл — все янки как целое по политическим убеждениям. Ведь книга вся целиком про Гражданскую войну в США.
    • Из южан аболиционистом был Эшли, но только на словах: «Если бы война не освободила моих рабов, я бы им всем сам дал волю». Ну конечно, так мы и поверили! А на что бы он без рабов содержал плантацию и витал в облаках с книжками и музыкой?

Кино[править]

  • «Облачный атлас» — Адам Юинг и его жена.
  • «Джанго освобождённый».
  • «Индиана Джонс и храм судьбы» — герои спасают не просто рабов, а детей-рабов.
  • Hawk The Slayer — с прикрученным фитильком: герои прибили работорговца, чтобы добыть денег, но рабов отпустили, дав им мешок с монетами.
  • Дорога на Сатна-фе — классический вестерн 1940 года, где аболюционисты показаны… злодеями
    • John Brown’s Raid — сериал 1960 года (кто смотрел?)
    • Император (2020) — теже самые события глазами беглого раба по прозвищу Император, который бежал на Север, встретился с аболюционистами и вместе с ними отправился освобождать рабов на Юге
    • Птица Доброго Господа — сериал 2020 года

Телесериалы[править]

  • «Квантовый скачок» — Сэм однажды оказался в роли своего пра-прадеда, офицера армии северян и помог спасать рабов прекрасной южанке.
  • «Рабыня Изаура» — Алваро.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • «Добромир» — показано, что Добромир Драгота (историческое лицо), как минимум в юности, был горячим противником рабства. «Гребцы у тебя будут. Но не рабы!».

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou — предмет статьи во время визита в имперю Хольшер пытается изобразить Коюки, да ещё и товарищей к нему присоединиться подбивает — если бы Хаджимэ им не помог с маскировкой, получилось бы так, что лучше бы было и не пытаться вовсе, а так вышел просто «пшик» в пустоту: граждане империи просто не понимают, зачем им кого-то отпускать или что-то менять в условиях содержания рабов — у них же на рабах вся экономика буквально с появления империи держится — в других человеческих государствах Тортуса рабство тоже встречается, но там в бытовых вопросах всё же больше полагаются на магию, нежели на рабов, а тут империя основана наёмниками, которые воевать умели, а больше ничего не умели. Сам протагонист при этом к выходке не присоединяется и вообще делает вид, что это не его дело, за что зарабатывает очередной (уже да-а-алеко не первый) вагон неодобрения от команды Коюки и самого Коюки лично, вот только Хаджимэ тем временем втихую помогает сбежать из местных застенков Каму и его соплеменникам, угодившим туда во время очередной вылазки для перехвата очередного каравана работорговцев, после чего помогает им восстановиться и экипирует знатным набором собственноручно произведённых артефактов, с которыми они берут в заложники местное королевское семейство и освобождают рабов уже силой с близкой к 100 % результативностью — протагонист делает вид, что он не при делах, а происходящее — чисто разборки клана Хаурия и империи Хольшер, которые его никаким боком не касаются, хотя практически всем очевидно, что таким снаряжением братцы-кролики могли разжиться только у него.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls III: Morrowind — Две Лампы.
  • Fallout — рейнджеры изначально боролись именно с рабством, да и сейчас его не жалуют.
    • ГГ может воевать с работорговцами на общественных началах.
    • В третьей части есть группа аболиционистов, которым можно помочь обосноваться в мемориале Линкольна.
    • «Подземка» спасает от рабства синтов, хотя и простым людям при случае помогает.
      • Название — отсылка к тайной аболиционистской организации, которая в 1850-х годах (а по некоторым данным — и чуть раньше, а также позже, вплоть до конца войны и полной отмены рабства в стране) переправляла рабов с Юга США в Канаду и называлась «Подземная дорога».
  • Battle for Wesnoth — сюжет «Работорговцы» посвящен спасению мерманов из рабства.
  • Mass Effect — батариане и люди не сходятся по вопросу рабства, в результате последние периодически устраивают рейды против работорговцев.
  • Assassin's Creed, особенно аддон Freedom Cry.
  • Oddworld — вся серия игр посвящена спасению расы мудоконов.
  • Dragon Age — в первой части Страж может спасти эльфов от продажи из рабства фактического в самое настоящее.
  • ATOM RPG — солдат Борода заявляет что он аболиционист, но на самом деле он покрывает работорговцев.

Музыка[править]

  • "John Browns Body" - песня про известного американского аболициониста, лёгшая в основу гимна Республики, ставшего в свою очередь чем-то вроде негласного символа американской армии по сей день. Фигурирует, например, в третьем Фоллауте - иронично, что её играют дроны-шпионы Анклава.