Умер свободным

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья I Die Free. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« When a free man dies, he loses the pleasure of life. A slave loses his pain. Death is the only freedom a slave knows »
— к/ф «Спартак»
« Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. »
— Долорес Ибаррури

Рабство — это ужасно, и неважно, родился ли ты рабом или стал им. Для кого-то смерть лучше такой жизни. И необязательно это смерть в борьбе за свою свободу — это может быть и самоубийство. Зачастую троп используется для слезогонки, так что каких-то вдохновляющих речей не ждите.

Смотри также:

Примеры[править]

(link)

Финал фильма «Спартак»

Литература[править]

  • «Волкодав» — по верованиям многих народов этого сеттинга (в том числе и веннов), человек, умирающий в неволе, тем самым обрекает себя на рабство и в следующей жизни. Именно поэтому Волкодав не пожалел своего меча для того, чтобы выкупить из рабства Нада, мужа вельхинки Киренн. Об этом же мечтал герой приквела «Истовик-камень» Каттай — не только выкупиться самому, но и накопить денег на выкуп уже погибших родителей. И тем понятнее благородство самого Волкодава (которого в тот момент еще звали Псом), который на каторге молил богов уничтожить Самоцветные горы, чтобы больше никто не попал сюда, — пусть лично для него это означало переродиться рабом.
    • А сольвеннского старшину Мужилу, запятнавшего себя тем, что, будучи взятым в плен, молил о пощаде на коленях, так и похоронили — чтобы и в последующей жизни рабом стал.
    • Узники Самоцветных гор, бросавшие вызов надсмотрщикам, погибали пусть не свободными, но по крайней мере в бою и без оков (принятие вызова означало, что человек кандалы уже не наденет — или на волю, или в отвал).
      • Сам Волкодав, получивший в ходе своего поединка тяжелую рану, думает только о том, чтобы не свалиться замертво на глазах у других рабов — они должны запомнить, что он ушёл на волю.
  • Иван Багряный, «Тигроловы» — побег протагониста вызван именно таким желанием тут же умереть человеком.
  • Добби, свободный эльф.
  • Э. Сетон-Томпсон, «Мустанг-иноходец»: «Всё выше и выше взбирался мустанг и достиг отвесного утёса. Оттуда он спрыгнул вниз, в пропасть, и летел, сорвавшись с высоты двухсот футов, всё вниз и вниз… пока не свалился наконец на камни. Он остался лежать там бездыханный, но… свободный».

Кино[править]

  • Пеплум «Спартак» (Spartacus, 1960, реж. Стэнли Кубрик, Спартак — Кирк Дуглас, по роману Говарда Фаста, 4 «Оскара»).
  • Being Humanаверсия: верный раб собирается совершить самоубийство вместе со своим господином и просит перед смертью дать ему вольную, чтобы он смог умереть свободным человеком получив же вольную, он передумывает умирать вместе с патрицием
  • «Звёздные врата: Континуум» — маскот всей франшизы, темнокожий здоровяк Тилк, героически пресекает существование главгадши, переигравшей, казалось бы, и так невероятно изощренного главгада, почти стершего из истории отряд ЗВ-1 в темпоральной войне. В ответ на предложение стать самым первым своим воином, Тилк гордо произносит знаменитый ответ свободных джаффа: «Я так не думаю, Кетеш. Я умру свободным» — и отпускает запал мощной наквадаховой гранаты… И это самопожертвование спасает всю огромную ветвь реальности, которую едва не отправили в небытие злодеи-гоаулды. Момент, не оставляющий равнодушным никого из поклонников франшизы, в нем и гордость, восхищение героизмом Тилка, и боль утраты. Последнюю, впрочем, смягчает тот факт, что вместе с возвращением едва не выпиленной верной временной линии, в небытие уходит весь злодейский план, а значит, и гибель положительных героев тоже перестает быть реальной. Хотя подвиг Тилка от этого для нас не меркнет, а лишь выходит на какой-то совсем иной, внепричинный, трансцендентный уровень — такой вот психологический парадокс.

Телесериалы[править]

  • «Спартак: Война проклятых» (Spartacus: War of the Damned, третий и заключительный сезон телесериала «Спартак», 2013) — последние слова Спартака: «Не роняй слёзы. Нет величественней победы, чем покинуть мир свободным».
  • «Звёздные врата: Первый отряд» — тот самый девиз свободных джаффа. В сериале прозвучал не раз.

Мультсериалы[править]

Видеоигры[править]

  • Fallout: New Vegas — если Аркейд стал заключённым у Легиона, то в эпилоге будет сказано, что он убил себя, не желая быть рабом Цезаря.
    • Дикари из покорённых Цезарем племён либо присоединяются к Легиону, либо умирают свободными.
    • Если игрок отпустит на волю рабов из Коттонвуд-Коув, но не отключит их ошейники, получится сабж.
  • Morrowind — в районе Молаг Амура можно найти Рии-Джа, беглого аргонианского раба. Его можно как вернуть хозяевам, так и привести в аргонианское посольство, где его освободят. Если Рии-Джа погибнет по пути до посольства, его глава, Миун-Гей, скажет, что, по крайней мене, бывший раб умер свободным.
  • Dragon Age 2 — усмирённый маг Карл Текла, к которому временно возвращаются эмоции, просит убить его.
  • Cyberpunk 2077у Джеки это получилось непреднамеренно: он передал Ви биочип за несколько мгновений до своей смерти. Если бы это устройство оставалось в его теле подольше, то при помощи нанитов вполне могло оживить Джеки. Но это лишь отсрочило бы смерть напарника Ви на несколько недель ценой перезаписи его личности на личность Джонни Сильверхенда.

Прочее[править]

  • Скульптура мулатки Солитюд в Гваделупе. Перед казнью она сказала: «Живи свободным или умри». Во время Великой Французской революции рабство отменили, но Наполеон вновь восстановил его в колониях, после чего в Гваделупе вспыхнуло восстание бывших рабов.

Реальная жизнь[править]

  • Восстания рабов и крепостных крестьян.
  • Восстание ромов в Аушвице и в Варшавском гетто имело перед собой такую цель.
  • Именно такая судьба ожидает выращенных в неволе животных, выпущенных «на свободу» не слишком умными доброхотами.
  • Среди инструкторов служебно-розыскных собак (полицейских, пограничных и т. п.) существует традиция: хороня «ушедшего на радугу» четвероногого бойца, снимать с собаки ошейник, символически провожая её в новый мир свободной.