Попасть в плен

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Троп старше, чем грязь и с тех же времён является сильным источником драмы.

Пленение бывает:

  • военным, когда одна из-за захваченных сторон является противником.
  • криминальным, когда у захватчиков преступные намерения.
  • законным, когда герои ловят преступника, то бишь обычный арест. Характерно для фэнтези, где полиции чаще всего не существует.
  • фантастическим, когда людей похищают инопланетяне. Характерно, разумеется, для фантастики, но иногда бывает всякое. Может пересечься с тропом «Мы для них животные!», и тогда пленом это будет считать только пострадавшая сторона.

По количеству:

  • Единичное. Например, захват одного противника для допроса.
  • Массовое. Массовый захват противника во время битвы.

По цели:

  • Чтобы съесть. Характерно для племён, живущих в каменном веке.
  • Чтобы продать в рабство. Характерно для исторической и фэнтезийной литературы. Хотя Известное Государство этим тоже занимается[1].
  • Чтобы получить выкуп. Широко практикуется чуть ли не во всём мире и во все эпохи.
  • Чтобы принести в жертву. И тут открывается целый спектр чудес: в жертву пленника могут принести Богу/Богам или наоборот, Дьяволу/неким оккультным силам. Могут свежевыдуманному Ктулху-Кузе-Макаронному Чайнику, если «жрец» — конкретно поехавший мозгами серийный убийца. Отдельной статьёй «алтарь науки», если «жрец» столь же поехавший учёный, создавший вундервафлю, которая работает на зле и требует жертв в прямом смысле, или это псевдоучёный, и тогда он, скорее, маньяк. Общей характерной чертой плена почти во всех этих случаях будет пафосная Подготовка пленника к Таинству Жертвы с мозговывихнутыми ритуалами. В случае маньяка они иногда могут, а в случае учёного — обязательно будут заменены на нудные, обстоятельные объяснения пленнику, почему ты отстой почему так надо.
  • Для женской половины, чтобы изнасиловать или взять в жёны, а иногда после первого сделать второе. Для каких-нибудь амазонок и мужской вариант возможен.
  • Чтобы посадить в тюрьму и восстановить справедливость (впрочем, справедливость — она разная).
  • Чтобы получить информацию, в том числе с помощью пыток. На войне это называется «взять языка».
  • Чтобы лишить противника возможности наносить урон, не убивая его (военнопленные).
  • Чтобы лишить нежелательные элементы возможности помогать противнику (интернированные).
  • Чтобы перевербовать на свою сторону. Особенно такое любил старый Фриц с его палочной дисциплиной, когда «солдат боится палки своего фельдфебеля больше, чем вражеской пули».
  • Чтобы обменять на своих пленных.

Из плена нередко сбегают, особенно когда поспевает кавалерия или офигенные герои. Родственные тропы — Дева в беде, Пленных не обыскивают. Может пересекаться с тропами враг мой и девушка из лагеря противника. Содержат пленных в тюрьме или лагере, в условиях разной степени паршивости, хотя в некоторых случаях условия могут быть и лучше или гораздо хуже, чем в среднем.

См. также Похищение.

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • «Повесть о полку Игореве» — классика жанра: князь Игорь отправился в поход на половецкого хана Кончака, попал в плен вместе с сыном и бежал. Правда, это не мешает Кончаку планировать династический брак своей дочери Свободы и княжича Владимира.
    • Основано на реальных событиях. Через несколько лет такой брак был заключён.
    • И опера по мотивам повести.
  • Политические анекдоты 90-х, как обустроить Россию: объявить войну США и сдаться в плен.

Литература[править]

  • Немецкий писатель XVIII в. Иоганн Музеус, легенда «Мелексала» (Melechsala) — крестоносец граф Эрнст Глейхен попал в плен и стал рабом.
  • В. Скотт, «Айвенго» — в плен к нормандским рыцарям Бриану де Буагильберу, Реджинальду Фрон де Бефу и Морису де Браси попадают Айвенго, Седрик, Ровена, Ательстан, их слуги, Исаак и Ревекка. Отношение к пленным самое разное — от зверских пыток (Исаак избежал их только чудом) до вполне почтительного и достойного (Седрик и Ательстан). А затем в плен к Ричарду Львиное Сердце попадает Морис де Браси, но очень ненадолго.
    • А потом в плен к монахам попадает Ательстан. С его точки зрения, это было намного хуже первого, поскольку там его плохо кормили.
  • «Капитанская дочка» — главный герой попадает в плен к восставшим крестьянам и казакам под предводительством Емельяна Пугачёва.
  • Ж. Верн:
    • «Дети капитана Гранта» — герои попадают в плен к маори, которые хотят казнить их в качестве мести за своего вождя, казнённого английскими колонизаторами.
    • «Михаил Строгов» — герои попадают в плен к казахам, которых автор по незнанию обозвал «сибирскими татарами» (на самом деле это другой народ, хотя и родственный казахам).
    • «Пятнадцатилетний капитан» — герои попадают в плен к работорговцам.
  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — Пьер Безухов попал в плен к французам после того, как вознамерился заколоть Наполеона. А ещё в плен к русским партизанам попал юный французский барабанщик.
  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — главный герой трижды попадал в плен. В первый раз он бежал, во второй раз его отпустил старый знакомый, на третьем — книга кончилась… И не он один.
  • Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — заглавный герой шутки ради переоделся в русскую форму, которую оставил сбежавший из плена и решивший искупаться солдат, и попал в свой плен!
    • Сам автор добровольно сдался в русский плен, ибо не видел никаких причин хранить верность прогнившей неславянской монархии.
  • К. Федин, «Города и годы» — о жизни в Германии русского подданного, интернированного во время Первой мировой.
  • Б. Лавренёв, «Сорок первый» — собственно, сюжет основан на том, что белый офицер Говоруха-Отрок попал в плен к красным…
  • «Властелин Колец» — часть героев тоже попадают в плен.
  • М. Шолохов, «Судьба человека» — половина повести об этом.
  • В. Пикуль, «Крейсера» — аналогично.
  • В. Гроссман, «Жизнь и судьба» — во время Сталинградской битвы в плен попали старый большевик Мостовской, военный врач Левинтон (которую позже отправили в газовую камеру) и водитель Семёнов.
  • Нгуен Тяу, «Выжженный край» — южновьетнамский офицер попал в плен к северянам.
  • Л. Буджолд, «Сага о Форкосиганах» — многие неоднократно. А Майлз однажды вообще нарочно сдался в плен, чтобы организовать массовый побег.
  • «Гарри Поттер» — в седьмой книге золотое трио попадает в руки пожирателей смерти.
  • «Хонор Харригтон» — много кто попадал в цикле в плен.
  • Практически каждая книга/цикл Александра Афанасьева. В плен попадают военные и спецслужбисты, их берут армии противоборствующей стороны, террористы и даже иногда свои, их вытаскивает свой/союзный/мимопроходивший спецназ или они бегут сами. Наиболее яркие примеры:
    • Продолжение цикла «Период распада» под названием «Меч господа нашего» — в ходе второй чеченской в плен попадает офицер ФСБ Теплов, который бежит оттуда и впоследствии становится начальником охраны Президента.
    • «Линия разлома»/«Белорусский набат». Главного героя, работающего не то на ФСБ, не то на военную разведку, в плен берет МВД, откуда потом отпускает.
    • «Зона заражения 2». Тут главный герой попадает в плен к исламским террористам.
  • Сварог — в первой книге («Рыцарь из ниоткуда») протагонист попадает в плен к местным вообще-то нет, они из соседнего измерения амазонкам и знакомится там с извечным студентом и поэтом Леверлином. Много позднее уже сам Сварог захватывает в плен настоящую королевскую чету Горрота.
  • Джеймс Клавелл, «Король Крыс» — вся книга об этом. Жизнь американских пленных в японском лагере Чанги во время ВМВ раскрывается с самых разных сторон.
  • «Принцесса Марса» Берроуза. Собственно, пребывание Джона Картера на Барсуме началось с плена у тарков, во время которого он ухитрился завоевать регалии и звания таркского вождя и познакомиться со своей будущей супругой Деей Торис, так же попавшей в плен к зеленым марсианам.

Кино[править]

  • «Великая иллюзия» (Франция, 1937 г., реж. Жан Ренуар) — почти всё о нескольких французских офицерах, попавших к немцам в Первую мировую.
  • Звездные войны. Многие. Принцесса Лея, потом она и Хан Соло, в приквелах Оби-Ван Кеноби и Энакин, а уж в сопредельной продукции много кто попадал в плен.
  • «Пираты Карибского моря» — Джека Воробья хотят принести в жертву, а остальных просто съесть.
  • StarTrek — Борги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации.
  • «Мой путь» — кореец, служивший в японской армии, попал в плен при Халхин-Голе и после месяцев идеологической обработки оказался уже в Красной армии.
  • «Мусульманин» — главный герой, считавшийся пропавшим без вести, спустя годы, когда его уже отчаялись ждать, вернулся из афганского плена, во время которого он сменил веру.
  • «Кандагар» — несколько российских лётчиков, пилотировавших транспортный самолёт, попали в плен к афганским боевикам и успешно совершили побег.
  • «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» и книжный первоисточник.
  • «Мальчик в полосатой пижаме» (М. Херман, 2008 г.), и литературный первоисточник. Сын надзирателя нацистского лагеря смерти, лишённый общества сверстников, подружился с малолетним узником лагеря.
  • «Нигде в Африке» (экранизация романа Стефани Цвейг). Один из эпизодов — трагикомическая история о том, как во время Второй мировой интернировали граждан Германии, живущих в британской колонии.
  • «Семь лет в Тибете». А тут англичане интернировали германского альпиниста. Только ему было уже не до смеха.

Мультфильмы[править]

  • «Тайна страны земляники». Когда Одноусый понял, что без этого ему компаса не видать, он зовёт свою стражу — хулиганов, и те с помощью лассо ловят Дениску с Лариской, впоследствии сажая их в тёмную яму. Правда, их зачем-то (за кадром) развязали и даже не стали запирать дверь, за которой томятся пленники — а ведь их тут собирались посадить в эту яму «навеки».

Аниме и манга[править]

  • «Звуки Небес» — Аиша Альдора попала в плен в 1121-го взвода, где ей залечили раны, накормили и провели весьма оригинальный допрос.
  • Lord Marksman and Vanadis — завязка сюжета в том, что Тигре, не сумев одолеть на поле боя Ванадис Элеонору, попадает к ней в плен. В ранобэ прямо говорится что с пленными здесь не церемонятся, но так как парень личный пленный правителя и она поручила приглядывать за ним своей правой руке, с ним хорошо обращаются.
  • «Записки японского военнопленного» Киути Нобуо — мемуары, оформленные в комиксах, большая их часть посвящена советскому плену. Киути описывает суровый быт без злобы, временами с юмором.

Видеоигры[править]

  • Mount & Blade — самое страшное, что может произойти с ГГ или лордами. ГГ, если не загремел в крепость, через сутки всегда на свободе (попросту сбежит).
  • Metal Gear Solid — в первой части Снейк попадает в плен после снайперской дуэли, откуда бежит при помощи Отакона, умыкнувшего со склада стелс-камуфляж. Во второй Райден ненадолго оказывается в плену у Солидуса. В третьей части (приквеле первой и второй) его генетический отец, Биг Босс, бежит из камеры, куда попадает после захвата в Грозном Граде, при помощи охранника с американскими корнями.
    • В предисловии к пятой части Биг Босс освобождает из плена ЦРУ выжившую после истинной концовки Peace Walker Паз (впрочем, ничем хорошим это не кончилось ни для кого из участников побега). В самой пятой — освобождаем из плена Миллера, потом сами берем в плен старшего Эммериха (после чего Оцелот его долго допрашивает с пристрастием, попутно хвастаясь тем, какой он на самом деле гуманный). Потом освобождаем/похищаем из охраняемого особняка деда Код Токера.
      • А ещё можно брать в плен вражеских солдат и диких овец, сажать в камеру у себя на базе и перевербовывать на свою сторону.
  • Undertale — в случае поражения игрока в битве с Папирусом он берёт человека в плен. Можно сказать, субверсия, так как его никто там не охраняет от побега, да и сам побег совершить не составляет никакого труда из-за широких прутьев клетки.
  • Quake II и IV — Строгги переделывают пленных в своих при помощи кибернетизации. В IV части ГГ это тоже предстоит, но подоспевшая кавалерия срывает последнюю стадию — ввод контролирующего сознание чипа.
  • Act of War: можно захватывать в плен тяжело раненых пехотинцев и экипаж уничтоженной техники (и спасать своих по возможности — ибо захват их врагом бьёт по финансам) с целью получения денег. Более того, на определённой стадии это становится необходимостью, ибо нефть заканчивается, а лагерь военнопленных приносит небольшую, но регулярную прибыль.
    • Главный гад некоторое время сидит у героев в плену но, улучив момент, сбегает.
    • А в High Treason по сюжету один из героев попадает в плен к государственным изменникам.
  • C&C Generals: вторая миссия кампании США предполагает спасение пленных пилотов.
    • В Zero Hour — третья миссия всё за тех же американцев тоже предстоит спасать собственных пленных.
      • Вообще в игре изначально планировалась возможность брать пленных: были задуманы и нелетальные спецсредства, и автозаки, и лагеря для военнопленных. Но в релиз всё это не вошло — разве что светошумовые гранаты (но они в окончательной версии убивают, а не обездвиживают) да лагерь военнопленных у США, население которого берётся непонятно откуда.
  • Дилогия Dungeon Keeper — пленных врагов при помощи кнута и пряника можно перевербовать на сторону Зла!
  • Evil Genius — вражеских агентов можно захватывать и глумиться ради получения дурной славы. А суперагентов даже убить не получается — только захватывать и держать в камере, откуда они рано или поздно сбегут. По счастью, у них есть ахиллесова пята, которую можно (и нужно) использовать.
  • В Jagged Alliance-2 есть такая возможность, если сдаться или неудачно потерять сознание в бою. Допрос прилагается, можно расколоться, отмолчаться или соврать (могут поверить или не поверить) — от этого зависит, куда злая королева отправит своих головорезов. Вариант побега тоже предусмотрен. А благодаря багу можно и вовсе закончить здесь игру.
  • Fallout 3 — после нахождения ГЭККа в Убежище 87, Одинокий Странник попадает в плен к Анклаву.
    • В первой части можно попасть в плен на базу Марипоза, выбраться из камеры и уничтожить базу изнутри… ну или умереть раз дцать в тщетных попытках, плюнуть и загрузить сейв.
  • Game of Thrones RPG — Морс Вестфорд не просто попадет в плен, но и непосредственно в пыточные застенки — где ему предстоит выдержать пытки с неизбежным выжиганием глаза и не расколоться окончательно.
  • Fable, первая часть. Героя берет в плен главгад. Причем надолго.

Визуальные романы[править]

  • Crimson Gray — в плен может попасть главный герой, если Лиззи недостаточно верит ему. Как ни странно, Джону ничего угрожать не будет и, если герой не накосячит, Лиззи спокойно отпустит его.

Настольные игры[править]

  • WarHammer 40,000 — тёмные Эльдар нуждаются во множестве пленных, чтобы кормить Слаанеш при помощи изощрённых пыток.
    • Некроны берут в плен только анти-псайкеров, чтобы из них делать киборгов, являющих собой ужас для любого псайкера
  • Emperor of the Fading Suns — захваченных в плен инквизиторов можно оставить служить себе.

Музыка[править]

  • «Уж две зимы в оковах я» авторства Ричарда Львиное Сердце во время пребывания в плену.
  • Тэм (или Йовин) «Мальчик и воин» - герой про плен самыми мрачными красками:
 "Очнувшись в каменной тюрьме во вражеском плену
 Я ждал, как избавление, смерть, я ждал ее одну.
 Нет солнца в каменном мешке, лишь холод мертвых стен
 Вряд ли есть на свете участь худшая чем плен
 Когда уходит в темноту душа твоя скорбя
 И безнадежность вьет гнездо на сердце у тебя
 А за стеной шумит листва и ясен небосвод
 И вдаль бежит вода ручья и иволга поет"
  1. Рабство и в современную эпоху существует, хоть и не так прямолинейно, как в историческом прошлом, поскольку в современности это может быть только в одной форме: ОПГ, занимающаяся отловом будущих рабов под «крышей» части правящей верхушки страны. При этом официальной позицией властей будет: «это же преступники, мы их ищем и уже вся полиция с ног сбилась». И тогда под троп подпадёт целая куча Булунги и Кураков. Но ни одного государства, где правительство, ничего не тая, занимается работорговлей, в современном Мире нет. Разве что, в недавнем прошлом прославилось именно этим недогосударство «ЧРИ». Но они были борцами за свободу, поэтому им было можно. «Известное государство» же, к счастью, государством не является, это как раз разросшаяся до неприличия ОПГ.