Ряженые под Рейх

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи A Nazi by Any Other Name, Putting on the Reich. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« С нацистскими параллелями настолько переборщили, что генералу Хаксу так и хочется прилепить чёлку и усики. Осталось только заставить штурмовиков зиги кидать... Блин, они и это сделали! »
— kinomiraru в обзоре на «Пробуждение силы»
«Хайль Гитлер!», говорите? Не-а, это «Вива Перон!»

Нацисты — очень популярные злодеи в массовой культуре, чьи военные преступления надолго запомнились многим людям, пережившие ужасы Второй Мировой Войны. Но эта же реальность ограничивает их применение в фантастических мирах, где не было ни Германии, ни Гитлера. Решение проблемы? Нарядить местных злодеев под Рейх!

Речь не только о буквальной униформе, но и в целом об имидже, приёмах, терминологии, замашках, принципах организации… О стиле как таковом.

Признаки[править]

Ряженость под Рейх может выражаться в следующем:

  • Внешний вид и символика — в наиболее буквальном смысле выражения. Солдаты империи зла ходят в серых или чёрно-серебряных мундирах с черепами, исключительно прусским строевым шагом, а офицеры носят высочайшей аэродромности фуражки. Символика, похожая по очертаниям или цветовой гамме на символику нацистской Германии. В (военной) технике господствуют металлические коробочки, в архитектуре — монументальная гигантомания.
  • Полувоенная организация с партийными званиями и титулами в духе «вождь», «фюрер», «дуче», «предводитель», «капитан» и т. п. Наличие созданных для борьбы с политическими противниками военизированных организаций, которые в случае прихода псевдонацистов к власти могут превратиться в Госбезопасность со своими войсками.
  • Идеология. В учение злодеев (или жестоких антигероев) должны быть внедрены следующие идеологемы, и чем больше, тем лучше:
    • Расизм (обычный или фантастический). В особо тяжёлых случаях — сваливание всех бед на подвергаемое угнетению меньшинство.
    • Национал-дарвинизм с идеями о праве сильной нации расширять своё жизненное пространство за счёт слабой.
    • Ура-патриотизм с болезненным пристрастием к чистоте языка, величию нации и национальной культуре.
    • Культ войны, насилия и героизма, раздуваемый госпропагандой до ненормальных пределов.
    • Опора на широкие массы населения с популистскими лозунгами.
    • Жёсткая плановая экономика с опциональной национализацией промышленности, если существуют бизнесмены — на них скидывают обязательный к выполнению план.
      • Что интересно: в реальном Третьем Рейхе это было не так, экономическая модель больше была похожа на Итальянский корпоративизм при Муссолини. Хотя некоторые предприятия (в первую очередь нелояльных режиму лиц) национализировали, куда больше госкомпаний перешло в частное владение.
    • Нередко сдвинутость на религии и клерикализм. Из религии берутся в основном самые мракобесные и фанатические идеи.
      • Тоже пример развития штампа, вышедшего за пределы реальности. Реальные национал-социалисты относились к религии сдержанно-спокойно (попытки взять религиозную жизнь под контроль и написать «арийскую Библию» провалились), как и итальянские фашисты (пресловутый конкордат Муссолини с Ватиканом был не в последнюю очередь попыткой разграничить сферы влияния, сам же Дуче всея Италии к католицизму и религии в целом был довольно прохладен). А вот, например, хорватские усташи или румынские «железные легионеры»…
    • Далеко идущие планы по переустройству мира, людоедские для всех, кто не разделяет подобные воззрения на мир.
    • В самых тяжёлых случаях — откровенный национал-каннибализм или что-то в этом роде.
  • Вождь, напоминающий Гитлера своим поведением — демонстративно неуравновешенный, выкрикивающий пропагандистские речи с надрывом.
    • Что интересно, изначально эта манера пошла от Муссолини, чей агрессивный подход к речам будущий фюрер и позаимствовал.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Некоторые постановки рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» (в частности, фильм 2000) — римляне. При том, что Понтий Пилат — персонаж более положительный, чем толпа евреев (в означенном фильме в этом месте наряженная клюквенно-зловеще), кричащая «Распни его, распни!»
  • «Последнее испытание» — таким здесь изображён град Истар. По-сектантски экзальтированный фюрер в лице Короля-Жреца, несогласных — в тюрьмы, еретиков — на костёр, «нечистые» расы — на жертвенный алтарь. На некоторых постановках жрецы ещё и делают характерный жест, похожий, впрочем, больше не на «зигу», а на искажённый пионерский салют.

Литература[править]

«Врихедд» («Гроза») — бригада в составе группы армий «Центр». Формировалась из эльфов.

Отечественная[править]

  • Братья Стругацкие:
    • «Трудно быть богом» — королевство Арканар. Злой канцлер при декоративном короле, штурмовики, религиозная истерия, монахи, уничтожающие нелояльных штурмовиков… Для тех, кто сразу не понял: Гитлер, СА, нацистский клерикализм, СС и Ночь длинных ножей соответственно. Подсвечено Руматой, который сравнивает отца Цупика с Эрнстом Рёмом.[1]
    • «Обитаемый остров» — главгерой сравнивает Страну Отцов с фашистской Германией из-за её ксенофобии, тоталитаризма и проводимых пыток. Хотя, если внимательно присмотреться, Неизвестные Отцы — типичная хунта образца Чили или Аргентины, а не квазинацисты. Неудивительно, ведь историю Максим знает из рук вон плохо, даже имя Гитлера толком не помнит и, возможно, путает его с Гиммлером: «Гилмар был там какой-то, отвратительный, как паук-кровосос…».
    • «Парень из преисподней» — нотки тропа прослеживаются в Алайском герцогстве. Так-то хоть это и монархия, косящая в первую очередь под Австро-Венгрию (само герцогство) и немного Германию (тропическая колония, где, собственно, и ведутся боевые действия, плюс параллели с Вьетнамом времени написания повести) времён ПМВ, — но ксенофобия… но фанатение от войны… но культ личности герцога… правда, в основном распространяется на Бойцовых Котов.
    • «Гадкие лебеди» — действие происходит в вымышленной европейской стране под диктатурой некого Президента. Образец — умеренные фашистские режимы до войны (слежка, шпионы, Легион Свободы, террор «золоторубашечников» против «красных» и т. д.).
  • А. Волков, «Тайна заброшенного замка» — на иллюстрациях к первым изданиям, до Владимирского, уберменши-сегрегаторы менвиты сопровождают своё «Хайль Гитлер!» «Горр-ау!» весьма характерным жестом.
  • Перумов, «Империя превыше всего» — в Империи организационно (но не идеологически) воссоздан Третий рейх.
  • Антон Орлов, «Жёлтые небеса» — Теодор Юстан. (по некоторым намёкам, дающимся в повести, Юстан не просто ряженый — он и есть перемещающийся между мирами Адольф Гитлер).
  • «Сказки тёмного леса» — Хирд. Железная дисциплина — галочка, любовь к древнегерманской культуре — галочка, немецкие каски у некоторых бойцов — галочка. Борода является непременным атрибутом капитана отряда — Морадана, как усы — непременным атрибутом Гитлера.
    • А где у них там любовь к германской культуре? «Хирд»? Так это из-за гномских ролей (см., например, «Балладу о Производственной травме»). А так вообще Джонни их напрямую с Древним Римом сравнивает, а вовсе не с немцами.
      • Автор правки, заставший те времена и со многими из описываемых персонажей встречавшийся, с уверенностью может сказать, что не рядились они под Рейх никоим образом, но вот отбитыми дураками были в терминальной стадии.
  • Трилогия И. Николаева и А.Поволоцкого «Железный ветер», «Пути войны», «Там, где горит земля». Согласно фантдопущению, существует, как минимум, три «параллельных мира», похожих и одновременно непохожих друг на друга. Один из них — наша Земля, с известной нам историей. Второй — «мир Воды». Единственная «Мировая Война» там произошла аж в 70-х года 19 века и была настолько кровопролитной и ужасной (на взгляд жителей Мира Воды), что больше таких больших войн и не было. Россия сохранила монархию, революции не произошло. Люди устремились не в небо, а в океан, строя подводные города. Никаких нацистов-фашистов не появилось, немцы (объединенные в Пангерманский союз) — вполне нормальная и достойная нация, без всяких завиральных идей об «арийском расовом превосходстве». И существует «Мир Евгеники», где США расколоты на две части — Северные и Южные штаты, немцы в Первой Мировой победили, Россия распалась на множество мелких «княжеств», которые воюют между собой. Здесь нацисты тоже возникли (потому что, вот незадача, победа в войне вовсе не сделало Германию могучей и богатой страной, а ввергла в нищету не хуже проигрыша). Их предводителя зовут Юрген Астер, который написал «Учение о крови и скверне», где подаются идеи о «чистоте расы» и расовом превосходстве, согласно которому и возникло «движение Евгеники» ратующее за приведение человечества к евгенической чистоте . «Евгеники» оказались одновременно ужаснее и гибче земных нацистов. Всех людей поделили на «настоящих людей» и «недочеловеков». К «недочеловекам» точно отнесены все негры и славяне. Насчет западных европейцев особой ясности нет, кто из них «настоящие люди», а кто — «недочеловеки». По намекам можно понять, что англосаксы все-таки «настоящие» (о евреях ничего не сказано). Евгеники покорили почти весь мир, сначала всю Европу, а потом расколотую Россию и США (оказалось, что без этих двух государств победа над «нацистами» невозможна)."Недочеловеков" уничтожают особые «гезенк-команды», оставляя только промышленных и сельскохозяйственных рабов, а также слуг-сервов. Прав у «недочеловеков» нет никаких, их можно безнаказанно пытать и убивать, использовать на самых тяжелых работах (женщин делать проститутками), ставить медицинские эксперименты и т. д. Существуют «рынки рабов». «Настоящие люди» развлекаются «принесением в жертву» людей из «недочеловеков». Один из ученых того мира, Айзек Айнштайн (аналог Альберта Эйнштейна) во время физических опытов изобрел устройство, которое способно «пробивать дыры в пространстве». С его помощью «евгеники» смогли проникнуть в «Мир Воды» и устроить там войну с помощью англичан, которые жаждали вернуть Великобритании позиции «великой страны» (жители Мира Воды, даже немцы и прочие европейцы считаются «недочеловеками», англичане под вопросом, но пока помогают, их не трогают). «Евгеники» вооружены атомными бомбами, а «Мир Воды» не додумался до тяжелой авиации. Но, к счастью, в Мир Воды оказывается заброшен через такой же коридор в пространстве один из жителей Земли, русский 20 века Иван Тереньев, который узнает в «евгениках» нечто очень знакомое… В общем, все три тома идет война с гиперболизированными «нацистами» из параллельного мира.
  • Сурен Цормудян, «ВШНБ» — Легион Гау и его предводитель Титос Гау.
  • Александр Афанасьев, «Бремя империи» — усташи в Австро-Венгрии (которые и стали эталоном национал-социализма в АИ-вселенной), южноамериканские диктатуры в Чили, Бразилии, Аргентине…
    • И «Черная гвардия» в Российской империи — такие патриоты, что не дай бог…
  • «Четвёртый Рейх», объявленный на нескольких станциях в «Метро 2033». Место евреев у них заняли кавказцы («чёрные»).
  • Архимаг — Серая Земля на Рари. ЧСХ в итоге, не особо меняя внешнюю стилистику, начинают приносить пользу.
  • Зверолов — аверсия смеха ради.
«

— Хайль космократор! — гаркнул Хаусер, выкидывая вперед руку. — Шутку понял, — безучастно ответил Штауфенберг. — Смешно. Вы, значит, и есть Троост? Наслышан. Присядьте и подождите немного. <…> — В таком случае можете приступать. Хаусер, вы знаете, что делать. — Яволь, мой космократор! — прищелкнул каблуками генерал. — Знаете, Хаусер, во второй раз уже не так смешно, — покачал головой Штауфенберг. — Придумайте новую шутку.

»
— Земля превратилась в такую утопию, что таких шуток уже не пугается
  • Андрей Валентинов, «Ангел Спартака» — обслуживающий персонал местной Преисподней. «Неужели Твоих слуг надо обязательно одевать в черную форму с рунами „зиг“ на петлицах?» С прикрученным фитильком, впрочем: они не ряженые, они (по крайней мере, большинство) вполне аутентичные СС-овцы, павшие в боях. «Когда нашу дивизию бросили погибать в Будапеште, я чувствовал то же самое… Может, когда-нибудь я вернусь в Будапешт и встречу русских чем-то получше, чем трофейная 76-миллиметровка. Мне обещали».

Зарубежная[править]

  • Карел Чапек, «Война с саламандрами». В конце книги повествователь прямо говорит, что Верховный саламандр — человек, и в прошлую войну он служил фельдфебелем. А ещё его зовут Андреас (намёк на имя «фюрера всея Германии» — Адольф).
  • «Курс на столкновение» Баррингтона Бейли — Легионы Титана. Химически чистый пример.
  • Нильфгаардская империя Сапковского не является Рейхом, но несёт в себе явные его элементы[2]: истинные нильфгаардцы — светловолосые и голубоглазые, армия одета в чёрные цвета, символика бригад откровенно напоминает фэнтезийные СС, госбезопасность активно действует в пределах империи, методы войны тоже характерны для времён Второй мировой, а не феодальных.
    • Во второй игре «Убийцы королей» нильфгаардские солдаты еще и говорят с карикатурным немецким акцентом — «Та сдгавстфует импегатог!» (в «Дикой охоте» таки получают собственный язык на основе эльфского по канону вселенной — фонетически, правда, напоминающий не столько немецкий, сколько голландский; да и одеждой подданные Эмгыра больше похожи на голландцев Золотого века[3]).
    • Правда, немаловажной чертой сего «нацистского рейха» является то, что там, в отличие от «свободного мира», нет расизма, отчего представители нечеловеческих рас зачастую относятся к ним как к освободителям. Намёк на советско-российский мультикультурализм в рамках единой империи? Столица Нильфгаарда именуется Город Золотых Башен — намёк на эпитет Москвы «златоглавая»? Битва под Бренной даже по номерам участвующих в ней нильфгаардских армий отсылает к «Чуду на Висле».
    • Кроме нильфгаардцев, там есть ещё и маг Вильгефорц, которого, по мнению некоторых, Сапковский срисовал с Йозефа Менгеле. А ещё более вероятно — с Вольфрама Зиверса, одного из ведущих нацистских оккультистов, знатока рунной магии и стопроцентного герра доктора). Представьте себе герра доктора со сверхспособностями — вот вам и Вильгефорц (да и имя вполне псевдогерманское).
  • Пожиратели Смерти в Harry Potter. Идеология очень похожа на нацистскую в режиме упростили и опошлили (маги — высшая раса, чистота крови, магглорождённые — унтерменши, подлежащие уничтожению, шкажошные шушества — низшие расы, подлежащие покорению). Вождь, лорд Волдеморт, имеет кое-какие общие черты с Гитлером (особенно выделяется биография). Мундиров они, правда, не носят (у магов нет такой моды), но по случаю не прочь облачиться в балахоны, напоминающие ку-клукс-клановские. В фильме их приспешникам (не охотникам за головами, а именно патрульным органов правопорядка) даже выдали форму СА и СС, а охотникам за головами — красные повязки, напоминающие таковые у нацистов и красных комиссаров. Педаль в пол — в польском дубляже, где охотников за головами прямо обозвали шмальцовниками. Любой историк рассскажет, что шмальцовники активно охотились на скрывающихся вне гетто евреев.
    • С другой стороны, настоящими фашистами были последователи Высшего Блага во главе с немецким колдуном Геллертом фон Гриндельвальдом. Эти ребята, по-видимому, стояли за спиной маггловских нацистов, а их конечной целью было построение магократии в Европе. Во время войны выступили на стороне Гитлера, при этом многие персонажи упоминают, что их дед/бабка/дальний родственник погиб на войне с Гриндельвальдом. Наконец, их значок — символ Даров Смерти — рисуют на заборах разные несознательные личности в целях эпатажа, подобно тому, как такие же личности в мире магглов малюют свастику. Пожиратели смерти на их фоне — скорее недобрая сатира на банды тупых и злобных скинхедов, научившихся у нацистов только шовинизму и жестокости.
  • «Сага о Форкосиганах» — сыграно Зигзагом. С одной стороны, многие считают ряжеными под Рейх барраярцев (и таки да, у них Рейх, но — Второй времён Бисмарка, с совсем недавним выползанием из феодальной раздробленности), хотя, учитывая русские корни, они скорее красно-коричневая сволочь. С другой стороны, Цетагандийская империя — вполне отчетливый Рейх с расизмом, тайной полицией и всеми прилагающимися финтифлюшками, но они-то как раз под Рейх не рядятся, а косплеят утонченную империю типа Хэйанской Японии, а по факту больше похожи на цинский Китай.
  • «Последнее противостояние Каина» С. Митчелла — хаосит Варан Непобедимый уж очень смахивает на Гитлера как своими усиками, так и безумными речами, способные начисто обратить даже самого лояльного слугу Императора (под его влияние попали даже Сёстры Битвы, известные своим крайним даже по имперским меркам религиозным фанатизмом) на сторону Губительных Сил.
    • И да, ГГ тут комиссар тоталитарного Империума, поэтому носит смесь эсэсовской и прусской наполеоновской формы. А вот его войска — СФК обеих сторон Зимней Войны (в большей степени все же РККА).
  • «Пятый элефант» Пратчетта: вервольф Вольфганг и его организация. Сам Вольфганг даже имеет бзик на расовой чистоте: например, он убил свою сестру за то, что та «застряла» в человеческой форме.
  • Джеральд Дарелл, «Говорящий свёрток»: василиски.
  • Роберт Шекли, «Поединок разумов»: собственно Квидак и его зомбированное «общество». Дополнительные очки даёт то что Квидак хоть и скорпионообразный инопланетянин, но является вегетарианцем, как Адольф Гитлер.
  • Рэй Брэдбери, «И грянул гром». После того, как один из героев в прошлом наступил на бабочку, в США выбрали президентом диктатора. С фамилией Дойчер.
  • Норман Спинрад, «Стальная мечта»: педаль в пол. Земля заселена генетическими мутантами и только государство Хэлдон является оплотом чистоты человеческой расы. Его конечно же мечтает уничтожить коварная раса доминаторов. Главный герой (как собственно и все положительные персонажи) — голубоглазый блондин и идеал истинного арийца. И вообще, это книга в книге автором которой является сам Адольф Гитлер мигрировавший в США.
  • В фантастическом романе Владимира Владко «Седой Капитан» тоталитарное государство, для разнообразия, ряжено не под Рейх, а под испанских фалангистов.
  • В цикле «Эсминец „Уокер“» появляется новый противник под названием Лига Триполи (или Триполитанская лига, официального перевода нет), основанная людьми, прибывшими из параллельного мира, где история XX века пошла по-иному пути. Опасаясь коммунизма (который был в скором порядке подавлен), Европу захлестнула волна фашизма. В результате, фашистские Франция, Испания и Италия сформировали союз под названием Конфедерация суверенных государств (Confédération États Souverains), позже принимая Германию в роли младшего партнёра. Конфедерация объявляет войну «антифашистским» державам, а именно Британии, США и Российской империи (читайте выше насчёт коммунизма). Был собран крупный флот для захвата британского Египта, однако флот оказался в мире гриков и лемурианцев таким же макаром как и «Уокер». С тех пор, Лига Триполи обосновалась в районе Средиземноморья и подчинила себе окружающие территории. Они пристально следят за Альянсом и их войне с империей гриков и Священным Доминионом и всячески стараются сделать так, чтобы все противники уничтожили друг друга. Офицеры Лиги ведут себя надменно и свысока смотрят на лемурианцев, считая их говорящими животными, хоть и не недооценивая их способности. В Лиге правит триумвират из представителей трёх основных национальностей, а немцев притесняют.
  • Кэтрин Ласки, «Ночные стражи»: Чистые, группа сов-сипух, помешанная на чистоте крови, которые агрессивно относятся ко всем совам не-сипухам, а иерархия самих Чистых основана на цвете лицевого диска, чем белее тем выше.
  • Р. Маккаммон, «Лебединая песнь» — полковник Маклин, организуя Армию Совершенных Воинов, обряжается в мундир оберста Вермахта из коллекции убитого его протеже Роландом Кронингером самозваного главы сформировавшегося вокруг Большого Соленого Озера сообщества, после чего первым же приказом избавляется от всех людей, на ком заметны шрамы от радиоактивных ожогов и первые признаки маски Иова (даром что таковые уже проступили у него и у Роланда), а вторым объявляет завоевательный поход на то, что осталось от Соединенных Штатов. Мундиры и награды АСВ копируют униформу и награды все того же Вермахта.
    • Также в тексте упоминается некая «Группа „Гидра“», вроде как занимающаяся истреблением всех неамериканцев, будь то евреи, негры, мексиканцы или европейцы.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • Советский дизельпанк «Наполеон Газ» (1925 год!). СССР бомбит химическими бомбами организация американских фашистов, которая носит театральные черные костюмы Ку-Клус-Клана с белыми свастиками, развернутыми концами влево.
    • Почти о том же одногодок «Луч смерти». Свастики на самолетах в наличии, хотя фашисты все же носят военную форму, отдаленно похожую на британскую и американскую.
    • С Ку-Клус-Кланом все понятно, а свастика — это намек на Финляндию, отношения с которой тогда были более чем прохладными. Гитлер в тот момент еще отходил от «пивного путча» и всерьез никем не воспринимался.
    • Финляндию тут притянуть сложно, но свастика к тому времени отлично примелькалась как символ и фрайкоров, и нацистов, чьи фотографии со времен пивного путча были отлично известны, так что свастика быстро стала становиться в СССР символом «реакционных сил капитализма».
      • Финляндию притянуть легче, чем нацистов, потому что уже тогда свастика была опознавательным знаком финской авиации.
  • «Глубокий рейд» (1937). СССР бомбит с дирижаблей некая Империя, под которой недвусмысленно понимается Германия. Даже под вывеской готическим шрифтом «Командующий имперским воздушным флотом» сидит актер, как две капли воды похожий на Геринга! Разве что военные носят более ряженую и бутафорскую форму.
  • «Александр Невский» — с прикрученным фитильком: идеология тевтонцев (католицизм либо смерть); кнехтские салады, подозрительно напоминающие немецкие штальхельмы; знамёна крестоносцев, похожие на оные Третьего Рейха; видоизмененная свастика на митре епископа; навершие в виде пятерни на шлеме «Доблестного рыцаря Дитлиба», отсылающее к фашистскому приветствию; речь епископа: «На небе — один Господь, а на земле — один Его наместник. Одно солнце освещает Вселенную, и передает свой свет другим светилам. Один Римский властелин должен быть на земле. Все, что непокорно Риму, должно быть умерщвлено!», отсылающая к девизу Третьего Рейха… Обоснуй: такими намеками пытались показать связь католицизма с нацизмом.
  • Учебный фильм «Боевые действия в городе» (1959) — «личный состав обороняющихся в городе войск» носит униформу Третьего Рейха (названную «произвольной формой одежды») и вооружён немецким же оружием.
  • Целый ряд советских киносказок, для детей и их родителей:
    • «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964). Абстрактные не называемые «буржуины» явно косплеят Третий Рейх свастиками и характерными касками типа Штальхельм.
    • «Полёт в страну чудовищ» — король Дулярис и его приспешники. В одной из сцен даже есть намёк на фильм «Великий диктатор» с Чарли Чаплиным.
    • Косплеит нациста и король из фильма «Пока бьют часы».
    • «Каин XVIII»: в большей степени ряженые под Пруссию, но попадается и сабж. Подсвечивается поведением отрицательных персонажей: надо быть совсем слепым или необразованным, чтобы не заметить в интонациях короля ораторский стиль Гитлера и издевательский «хайль», выполняемый ногами. Отдельные аллюзии типа ядерного комара кивают и на немецких реваншистов.
    • «Волшебный голос Джельсомино»: субверсия, как в книге, весь фильм одно большое «На тебе!» в сторону бутафорских итальянских фашистов и капиталистов. Благо, режиссер была замужем за итальянцем и Италию знала хорошо.
      • Итальянцы итальянцами, а во время песни короля о лжи он в какой-то момент примеряет чёрный парик и прикладывает к верхней губе расчёску — таки вылитый Адольф!
    • «Убить дракона» — педаль в пол: все приспешники Дракона одеты в чёрную форму, мелкие кадры и сам Дракон носят каски, некоторые носят награды, похожие на немецкие, а у бургомистра есть даже натуральный Железный Крест. Кроме того, упоминается, что при Драконе началось большое строительство и избавились от цыган.
      • Впрочем, досталось и буржуазным странам, и СССР: бургомистр выглядит издевательской пародией на позднесоветских деятелей (Евгений Леонов умел неплохо изображать Брежнева, а в год выхода фильма это уже стало модой). Дракон тоже манерой поведения ближе к Сталину, чем к Гитлеру — в том смысле, что держится с гораздо большим достоинством, без истерии. Впрочем, он скорее олицетворяет диктатуру в чистом виде, нежели кого-то конкретного. Что логично: истеричку бы не воспринимали бы всерьёз, да и зачем?
    • «Тень, или, Может быть, всё обойдётся» — Теодор-Христиан носит чёрный мундир с орденами-крестами и повязкой на руке, во время своего четвёртого музыкального номера проводит факельное шествие, его солдаты делают характерный жест рукой, внешний вид у них тоже соответствующий.

Зарубежные фильмы[править]

  • Фактический создатель тропа — фильм 1940 года «Великий Диктатор» с Чарли Чаплином в главной роли (см. фото). Весьма явная и недвусмысленная пародия на Третий Рейх. Есть мнение, что «двойной крест» на гербе страны Томании отсюда послужил источником вдохновения для кое-кого другого…
    • Со стороны художников Marvel, создавших «болтливого наёмника» — это таки хулиганство.
  • «Морской ястреб» (1940) — в кагбэ историко-приключенческом фильме испанцы XVI в. хотят захватить Европу до Урала, готовят огромный флот для захвата Англии, всех пленников мучают и носят только чёрное… В общем, понятно.
  • Equilibrium — монументальные здания и прочее окружение (не говоря уже о флаге) выполнено в стилистике Третьего Рейха.
    • К тому же кино снималось в Берлине, причём выбирались реальные сооружения времён Третьего Рейха.
  • Партия «Северный/Германский огонь» (Norsefire), захватившая власть в Британии будущего из «V значит вендетта». Чёрно-красная гамма и вещающий в характерном стиле (во флэшбэках) вождь прилагаются.
  • Атака Титанов — военная полиция в фильме носит чуть ли не цельнокопированную форму от Хьюго Босса, Карела Дибича, а правящая верхушка косплеит НСДАП.
  • Звёздные войны, оригинальная трилогия — Галактическая Империя. Мундиры, штурмовики, идеология расизма и права сильного. Костюмы разрабатывал Джон Молло, историк военной формы. Вождь, правда, на карикатурного Гитлера не похож (он намного хуже), но пришёл к власти схожим образом. Что интересно, в немецком дубляже происходит попытка избегания тропа: Империя называется не привычным словом reich, а imperium.
    • То, что штурмовики соответствуют войскам СС, Имперское Бюро Безопасности — Главному Управлению Имперской Безопасности, КОМПНОР — НСДАП, а моффы — гауляйтерам не заметил только ленивый. И да, внешнее сходство штурмовиков, имперских пилотов и мехводов AT-AT тоже не спроста: Люфтваффе было наиболее близкой к нацизму ветвью Вермахта, а форма немецких танкистов действительно очень походила на эсэсовскую.
    • В мультсериале «Повстанцы» и книгах нового канона не просто ряженые, но и ведут себя как фашисты на оккупированных территориях, довершая флагами (точнее, их аналогами) красного цвета с чёрно-белой круглой эмблемой Империи.
    • Первый эпизод «Трилогии-сиквела», «Пробуждение силы» — Педаль в асфальт. Генерал Первого Ордена на фоне красных флагов произносит злобную речь в стиле фюрера (немецкая озвучка особенно хороша), а штурмовики в ответ кидают подобие «Зиги».
    • Черные штурмовики из «Изгоя-один», «Павшего ордена» и комиксов-приквелов.
    • «Космические яйца» на правах пародии низвели имперцев до уровня карикатурных фошыстов. Правда, c Белым домом и Статуей свободы.
    • Внезапно, то, что в первой Knights of the Old Republic называют джедайской робой — фактически, весьма странного покрова мундир весьма странных расцветок (для хороших ребят). Для плохих ребят этот «мундир» черного цвета с красной эмблемой на руке весьма и весьма смахивает на командирскую форму СС. А если вашему Темному джедаю еще и вместо лайтсейбера в руки дать тяжелый пистолет, который похож на Mauser C96…
  • Разухабистая трэш-комедия «Железное Небо». Хотя там Рейх вполне себе натуральный, пусть и пародийный.
    • А вот президент США во время предвыборной кампании там именно что рядится под Рейх ради повторной победы.
  • «Цветы войны»: китайская армия, защищающая Нанкин, одета в униформу как у Рейха, результат довоенного сотрудничества Китайской Республики с Германией, когда часть армии успели переодеть на германский манер (в других фильмах у китайцев встречается и другая униформа, непохожая на германскую).
  • Экранизация Шекспировского «Ричарда Третьего» 1995 года: Ричард Третий в этом фильме — эталон тропа.
  • «Академия пана Кляксы»: волки-оборотни.
  • «Табу» Нагисы Осимы: вместо исторических бело-голубых кимоно бойцы Синсенгуми одеты в чёрную одежду, специально стилизованную так, чтобы ассоциироваться с эсэсовским мундиром.
  • «Побег из Лос-Анджелеса»: солдаты правительства. Даже орёл на их эмблемах какой-то не американский, а скорее германский…
  • Фильм «Запрещённый приём (Sucker Punch)» 2011 года. Субверсия. В некой виртуальной реальности героини сражаются с железными (во всех смыслах!) батальонами явно немецкого вида… Только не Третьего Рейха, а Второго, кайзеровской Германии времён ПМВ. Рейхсвер вместо Вермахта, каски Пикхельм вместо Штальхельма.
  • «Звёздный десант» же!.. Особенно офицеры в мега-фуражках и серо-серебряных мундирах.
  • «Синяя Борода» (1972) с Ричардом Бёртоном — действие происходит в 1930-е годы в некоей альтернативной то ли Австрии, то ли Германии. Мундиры у Синей Бороды и других офицеров вымышленные, но похожие на эсэсовские, а вместо свастики используется «костыльный крест».
  • «Щелкунчик и Крысиный Король» — крысы наряжены под карикатурных фошыстов. Отсылки к Холокосту прилагаются.
  • Star Trek Into the darkness (aka Возмездие, не путать с 10 фильмом). В конце фильма вся верхушка Звёздного флота разоделась с нечто серое и подозрительно похожее на нацистскую форму…
  • Треш-боевик «Нацисты-сёрфингисты должны умереть».
    • Еще один треш-боевик «Воин потерянного будущего». Тоталитарный режим правит с помощью послушного войска под названием Омега, чей герб недвусмысленно напоминает фашистскую символику (черная омега в белом круге на красном треугольнике).
    • И еще один треш-боевик «Огненная голова». Организация тайных фашистов с красной пирамидой в белом круге на черном фоне и портретами Муссолини на стенах.
  • «Убийство в „Восточном экспрессе“» по мотивам романа Агаты Кристи (1974 г., реж. Сидни Люмет). Альберт Финни, играющий роль Эркюля Пуаро, за основу модели поведения своего персонажа взял внезапно, Гитлера, очень точно скопированы манера речи, поведения и даже некоторые черты внешности. Зачем понадобилась такая провокация, история умалчивает.
  • «Космический десант» — нет, не тот — жители планеты Синасура они же одновременно Ряженые под Пруссию
  • «Не называй меня малышкой» — так как фильм является фантастическим римейком «Касабланки», то здесь роль фашистов выполняют власти США после второй Гражданской войны. Полиция одевается и ведёт себя как Гестапо. Убивают без суда и следствия. Все стремятся сбежать в благополучную Канаду.
  • «Обезглавить Гидру» (1998) — экранизация Марвелов до того, как Ник Фьюри стал черным. Главный антагонист неонацисты из Гидры. Выглядят примерно как и в комиксах — немецкие кепи, черная форма, черепа с щупальцами и т. д.
  • «Меч короля Артура (2017)». Гвардия короля Вортингера: чёрные доспехи, орлы и зига прилагаются.

Телесериалы[править]

  • «Ангел»: в 10 серии 1 сезона герой противостоит банде демонов «Факел», которая преследует и уничтожает всех полукровок от связи демона и человека. Члены «Факела» одеты в мундиры характерного фасона, а вождь прибегает к характерной риторике.
  • Star Trek TOS с тропом обошёлся изощрённо, силами одного-единственного историка возродив Рейх без каких-либо изменений, но — на другой планете и ради мира и дружбы. Причём своим главным врагом избрали жителей соседней планеты Зеон, которых объявили недочеловеками (хотя они вообще другой биологический вид), явно намекая на «Сион».
    • Земную империю из зеркальной вселенной тоже следует упомянуть. Хотя они больше косят под древний Рим, их отношение к иным расам явно попахивает нацизмом. Да и вскидывание руки имеет столько же общего с римским салютом, сколько и с «хайль Гитлером».
  • V (1983—1984) — пришельцы-захватчики косплеят фашистов. Аналогия с фашизмом прямо указана в первой же серии: «Я так и говорил в 38-м году, в Берлине…»
  • NEXT 3 — Мамыкин. Косит конкретно под Гитлера, и немножко под советских «малых вождей» сталинской эпохи.
  • В тех частях сериала «Super Sentai», которые так и не были переделаны в «могучих рейнджеров» было три злодейские группировки, главари которых называли себя «фюрерами»(причём одна из них, империя Дездарк, что-то искала в Баварии).
  • В разных частях другого токусацу — сериала под названием Kamen Rider частенько появляется ряженная под Рейх злодейская группировка «Шокер». Командует этой бандой перерождающийся инопланетянин в плаще с капюшоном по прозвищу Великий Лидер (возможно вдохновлялись Палпатином, см. выше «Кино»). В девятой и десятой серии оригинального сериала шокеровский мутант Человек-Кобра даже делает рукой «Зиг Хайль».
  • «Доктор Кто» — хотя выглядят как металлические солонки, далеки ведут себя как типичная «высшая раса», уничтожая всё в округе. Постоянно орут, прямо как Гитлер на трибуне. А в одной серии даже кричат по-немецки (хоть и неверно). Даже свои вантузы любят вскидывать по малейшему поводу.
    • В эпизоде «Инферно» (эпоха Третьего Доктора) под Рейх оказывается выряжена Британия в параллельной вселенной. «Параллельный» Бригадир имеет звание «Brigade Leader» (точная калька с немецкого «Brigadeführer») и даже носит правильные знаки различия бригадефюрера СС (образца до 1942 года) — правда, на погонах, а не в петлицах.
  • «Первая волна» — гуа считают себя высшей расой, ибо свергли захватчиков со своей планеты, превратившись из расы мирных философов в расу завоевателей. В финальной серии, некоторые даже носят чёрные формы и вскидывают руку в приветствие.
  • Орвилл — жители одной докосмической планетки, принявшей гостей со звёзд. Вот только эти оказываются помешаны на астрологии и хватают каждого, рождённого под определённым знаком зодиака, и бросают его в концлагерь, где с людьми обращаются как со свиньями и у которых отбирают детей, если те родились под «нормальным» знаком. Наверное сразу стоило обратить внимание на подозрительно серые униформы у чиновников и военных.
  • Город и город — «Верные граждане», ультраправая партия вымышленного города Бещель. Почти полностью — копия немецких скинхедов, только с челками и в одежде по моде 1920-30-х гг. Эмблемой является костыльный крест, приветствием — на поднятых и сжатых в кулаки руках костяшки одной руки прижаты к запястью другой. Активно сотрудничают с Нацблоком майора Седра, кандидата в мэры, который копирует выступления Гитлера и проповедует изгнание мигрантов.
  • «Кулинар» (серии 5-6) — агент МВД внедряется в неофашистскую группировку. Все вполне реалистично: носят камуфляжку, занимаются рукопашным боем в лагере, носят слегка переделанный нацистский флаг, местный фюрер косплеит в агитации за русскую землю Гитлера. Потом всплыло, что в массовке даже есть пара реальных неофашистов, прославившихся позднее в соцсетях и медиа.
  • «Приключения Меддиганов»: войска мрачного дизельпанковского города из третьей серии.
  • Самый-самый первый сезон ещё японского сериала Super Sentai выдаёт на гора главного злодея по имени «Фюрер Чёрного Креста» (чем не реинкарнация Гитлера?), и вся его армия как раз ему под стать.

Мультфильмы[править]

  • «Заколдованный мальчик»: озвученная Сергеем Мартинсоном Предводительница крыс, атакующих Глимингемский замок — карикатурная копия Гитлера (просто внимательно посмотрите ее выступление — даже жесты срисованы). Собственно, к моменту съемок мультфильма Мартинсон уже успел несколько раз сыграть в кино не только разнообразных гитлеровцев, но и самого Гитлера.
  • «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1958) — солдаты «Буржуинов» выглядят как смесь бойцов Вермахта и Рейхсвера, из генералов: стереотипный прусский генерал, косящий под Геринга, стереотипный англичанин с моноклем и трубкой и стереотипный японский офицер. Техника, что характерно — карикатурные немецкие броневики и не менее карикатурные британские «ромбы». В целом скорее Ряженые под Запад, а точнее, под интервентов Первой Мировой, но немецкая составляющая ощутимо больше.
  • «Баранкин, будь человеком!» — вы замечали, что рыжие мирмики идут строем и с рожками, недвусмысленно походя на вермахт?
  • «Горбун из Нотр-Дама» — наряды солдат Фролло, вкупе с темой геноцида цыган, вызывают соответствующие ассоциации (кстати, шлемы, которые они носят, в реальной жизни послужили прототипом для того самого штальхельма)… Хотя в сиквеле те же солдаты за хороших, но там уже нет Фролло, и вообще светлее и мягче.
  • «Волшебники» Ральфа Бакши — Маг Дарквульф и его империя. Что характерно — он даже пользуется кинохроникой с Гитлером, чтобы воодушевить своих воинов.
  • «Король-Лев» — в сцене с песней «Будем ждать» гиены проходят маршем перед Шрамом: отсылка к фильмам Лени Рифеншталь.
  • «9» — на момент действия мультфильма исчезнувшая (как и все люди на планете) партия диктатора Фердинанда.
  • «Необыкновенное путешествие Серафимы» — в советском детском доме присутствует особенно строгая и противная воспитательница, одежда которой очень напоминает форму женской свиты СС со срезанными знаками различия.

Мультсериалы[править]

  • «Скуби-ду: Мистическая корпорация» — солдаты-роботы Профессора Перикла.
  • «Капитан Симиан и космические обезьяны» — в результате диверсии врагов корабль главных героев захватывают ряженные под Рейх клонбуины (бабуины-голограммы, которые вообще-то должны следить за кораблём).
  • «Жил-был космос» — Кассиопея под руководством генерала Теньё.
  • «Шоу Рокки и Бульвинкля» — Великий Вождь, правитель Поттсильвании. Носит форму, скопированную с ГДРовской (которая, в свою очередь, является симбиозом нацистской и советской, см. ниже), но при этом носит характерные для стереотипного нацистского офицера монокль и мундштук, а шрамом на пол-лица явно отсылает к Отто Скорцени.
  • RWBY — командующий фавнской расистской военизированной организацией «Белый Клык», кровожадный военный преступник и полное чудовище Адам Таурус носит черный мундир с молниями на месте нагрудного орла Вермахта и нарукавного орла СС, зачитывает пафосные речи о расовом превосходстве фавнов над людьми и периодически срывается в злобные истерики, похожие на приступы шизы у амфетаминовых наркоманов. И аналог поджога Рейхстага[4] он устроил — убийство прошлой главы «Клыка», в котором был обвинён человек-Охотник. Сходство с Гитлером подчеркивает и то, что его ближайшие соратники (и не меньшие отморозки, хоть и более спокойные внешне) — два брата Альбайна, весьма удачно соответствующие братьям Штрассерам — вождям радикальных нацистов. А восторженная, грубоватая и недалекая гомосексуальная командирша боевиков «Клыка» Илия Амитола — вылитый Эрнст Рем в юбке. Рядовые же боевики «Клыка» носят маски чудовищ, чем напоминают «вампиров» Ку-Клукс-Клана, рядящихся под призраков (ну, или гаитянских тонтон-макутов с их фирменными тёмными очками). Да и история перехода «Клыка» от бело-голубой символики к красно-белой заставляет вспомнить главу из «Майн Кампф», посвященную символике нацистского движения, в которой фюрер утверждает, что до того, как добавил черную свастику в белом круге ко красному знамени социалистов, подумывал сделать символику движения сине-белой в противоположность ало-золотой цветовой гамме коммунистов.
    • Бонусные очки — серия, описывающая фактическое поражение «Клыка» от рук героев называется Downfall — прямо как фильм 2004 года о последних днях гитлеровского режима. Впрочем, это скорее намёк на буквальное падение в пропасть персонажа с фамилией Фолл.
  • «Табалуга» — империя злобного снеговика Арктоса напоминает Третий Рейх милитаризмом и тоталитарной экспансивностью (в данном случае — желанием повсюду распространить снег и холод). Более того, у фурри-вояк Арктоса на плече частенько можно видеть серые повязки со снежинкой — ну ясно же, что намёк на свастику…
    • Да и сам Арктос раздутым эго, истеричностью и пафосными речами напоминает Адольфа…
  • «Удивительный Мир Гамбола» рыбка Дарвин косил под фюрера и имел свой Рейхстаг, где красовались флаги со схожей символикой (вместо свастики восклицательный знак).
  • «Время приключений» — искатели фрау доктора Гросс одетые в форму напоминающую эсэссовскую со знаком похожий на усташеский, цель которых отлавливать убегающих с острова людей и уничтожать мутантов, которые представляют угрозу, имеют на вооружении пушки стреляющие сетью, чтобы поймать человека и самолеты для преследования беженцев. Сама доктор Гросс как видно в серии «Пряточники» поет песню о безопасности на острове и расовом превосходстве людей по сути является фюрером островного Рейха людей.
  • «Подозрительная Сова» — Третий Рыбх под управлением Китлера.
  • «Рик и Морти» — 4 сезон 1 серия. Человеческий мир и мир креветок, где установлен фашистский режим, Морти, креветки и другие нацисты носят форму стилизированную под СС, вооруженные пистолетами Люгера. У людей символика скрещенных гаечных ключей или рыцарского креста, а у креветок само их изображение, тем более две креветки очень похожи на Гиммлера и Гейндриха.
  • «Джо-солдат: Настоящий американский герой» — большую часть времени Кобра только заигрывает с тропом, но после появления Серпентора ряженость становится неприкрытой: в наличии и характерный жест-приветствие, и вопли «Хайль Серпентор!», и разглагольствования самого новоявленного императора Кобры о тысячелетней империи.

Веб-мультсериалы[править]

  • «Дроны-убийцы» — дроны-демонтажники носят униформу, напоминающую ту, которую носили нацистские офицеры, с нарукавными повязками с символом. Поскольку им поручено уничтожить группу, которую они считают меньшей, это вполне уместно.

Комиксы[править]

  • Французский комикс «Робур» — Рейх доктора Мабузе (да, того самого).
  • «Лига Выдающихся Джентльменов» — «Сумрачные герои» под управлением того же Мабузе.
  • Итальянско-французский комикс Blacksad — «Арктическая нация», нацисты-животные. Вместо свастики — снежинка (как у воинов Арктоса), один из агитаторов — белый медведь по имени Ханс Каррупт

Аниме и манга[править]

  • Black Lagoon — неонацисты в первом сезоне.
  • Bleach: Вандеррейх Квинси. Прикол в том, что они являются прототипом для нацистов внутри вселенной.
  • Code Geass — Священная Британская Империя представляет собой нечто среднее между Первым Рейхом и Третьим. От Первого — рыцарская эстетика с боевыми роботами вместо боевых коней (сама боевая система называется «Knightmare» — рыцарский скакун), аристократия во главе с императором, наряды под старину, мечи-пистолеты, да и само название как бы намекает (педаль в пол, если присмотреться к местной географии: территория Священной Британской Империи не включает Британские острова[5]; казалось бы, при чем тут Рим). От Третьего — дискриминация «нумерованных» (и при этом возможность за особые заслуги стать «жалованным британцем»), «патриотические» сцены, неравенство как основа идеологии и незабвенное «Олл хайл Британия! Олл хайл Лелуш!». Ну и да, среди местных британцев реально много этнических немцев, вероятно, из Ганновера или Пенсильвании: Дитхард Рид, Иеримия Готтвальд, Гино Вайнберг, Нина Эйнштейн, Каллен Штадтфельд, и да, Бисмарк Вальдштейн (!) и Иоганн Шварц (!!).
    • Форма офицеров Евросоюза практически полностью срисована с эсэсовских военных мундиров от Hugo BossКарла Дибича, разве что синяя или темно-серая.
  • Legend of Galactic Heroes: Галактический Рейх при Рудольфе фон Гольденбауме — описание жизни при победившем нацизме. Со всем, что прилагается: расизмом, геноцидом, евгеникой, принудительной эвтаназией, чёрно-серебряными мундирами внезапно под Второй Рейх и «Хайль кайзер!». К счастью, потом (слава небесам и лично Райнхарду фон Лоэнграму/Мюзелю ;-)) ситуация идёт на поправку.
    • Протофашисткая организация Корпус рыцарей-патриотов (они патриоты Союза Свободных Планет (!)) по своим повадкам напоминает ранне-нацистских штурмовиков (шествия с флагами и индивидуальный террор против неугодных), а в книге-первоисточнике носят колпаки похожие на Ку-Клукс-Клановские.
  • Dragon Ball — отряд красноповязочников под началом Голубого. Одеты в форму штурмовиков, а их начальник даже выражается по-немецки.
  • Fullmetal Alchemist: милитаризм, фюрер как глава государства. При этом параллель с Германией проводят прямым текстом сами авторы.
  • Gundam — княжество Зеон, конечно же. Красно-бело-чёрный флаг с эмблемой чуть левее центра, утверждения о расовом превосходстве космоноидов по сравнению с землянами и завоевание мира конечно. Мундиры хоть похожи на все европейские мундиры XIX века одновременно, но отдельные элементы (особенно в MS IGLOO и Thunderbolt) выглядят очень по немецки. А лучший пилот княжества — Чар «Красная комета» Азанбль — явный копиркин Маннфреда «Красного барона» Рихтгофена, под чьим началом в ПМВ служил Геринг (и впоследствии возглавил его эскадрилью).
  • One Piece — Королевство Джерма и в частности военная сила под названием Джерма 66. Очень много деталей отсылает на фашистскую Германию: название Джерма (Germa), цифры 66, похожие на SS, Веселый Роджер в виде черепа с молнией, флаг с крестом, похожим на балкенкройц, символ раскинувшего крылья орла (также схожего с символом террористической организации Shocker из вселенной Kamen Rider, также косплеившей рейх), страсть к разжиганию войн и завоеваниям, эксперименты на людях, общая ненависть правящей семьи к неполноценному Санджи, etc…
  • Trinity Blood — Розенкрейцеры (агрессивные вампирские националисты).
  • Японо-голландское аниме «Приключения Альфреда Квака». Ворона Дольф, антагонист, бывший друг и одноклассник Альфреда создаёт на некоторое время в Великом Ватерланде (родине Альфреда) фашистское государство, где правит созданная им же партия Нацистских Ворон.
    • Это весьма удачный закос под фашизм: сам Дольф похож на Гитлера, а символ Нацистских Ворон — лапка. Она же, но перевёрнутая, является символов мира у хиппи.
  • Kami nomi zo Shiru Sekai — в фантазиях Кеймы Кацураги именно так выглядит диктатура двумерного культа.
  • Kakumeiki Valvrave — Доруссия, дикий гибрид Второго и Третьего рейхов с изрядной примесью клюквенного СССР.
  • The Mystical Laws / Shinpi no Hou — империя Годом.
  • «Метрополис» — Малдоки (вернее, «Мардуки»).
  • Mazinger Z — граф фон Брокен и его солдаты «Железные Кресты».
  • Space Battleship Yamato — Гамелианская империя. Учение о расовом превосходстве голубокожих — галочка. Военизированное общество — галочка. Имена, напоминающие немецкие звучанием и построением — галочка. Вождь-мономаньяк — жирная галочка.
  • «Горец: В поисках мести» — государство будущего, созданное бессмертным римлянином Маркусом Октавиусом. Тот случай, когда авторы хорошо понимают, откуда пошли некоторые нацистские символы вроде приветствия «хайль» и орлиной «аквилы».
  • Манга «Drifters» — империя Ортэ. Фэнтезийный расизм, концлагеря, эскадроны смерти во все поля. Потом, когда главные герои захватывают имперскую крепость, они находят в ней портрет основателя империи — «мужика с нелепыми усиками»… Автор, Кота Хирано, нарисовавший Hellsing (а кроме того — кучу хентайной манги в жанре наци-эксплотэйшн) не мог обойтись без своей любимой темы.
  • Ima, soko ni iru boku — король Хамдо, правитель Гелиовуда. Как и в случае с Юстаном (см. раздел «Литература») вспомнили, что фюрер всея Германии терпеть не мог кошек — и вот пожалуйста: Хамдо при первом своём появлении на экране убивает кота.
  • «Звуки Небес» — армия Гельвеции вооружена немецким оружием и одета в немецкую (на самом деле — швейцарскую артиллерийскую) форму.
  • «Аркадия моей юности», иллюмидианцы — с прикрученным фитильком: есть отсылки и на нацистскую Германию (все, что связанно с Фантомом Ф. Харлком II, да и убеждения иллюмидианцев вызывают определенные ассоциации), и на оккупацию Японии США (некоторые высказывания иллюмидианцев о землянах, вроде как, не просто расистские, а почти дословно копируют высказывания американцев о японцах); похоже, что это просто собирательный образ всех неприятных автору сторон Второй Мировой. Как минимум, то, что это вообще связано именно с теми событиями — однозначно хотя-бы из того, что фильм основан на том-же манга-первоисточнике, что и The Cockpit (хоть и значительно светлее и мягче).
  • «Last Exile: Fam, the Silver Wing» — солдаты и техника Федерации Адес особо на Рейх не тянут, но фюрер при марионеточной королеве (которая впоследствии низлагает его), лозунги «Слава Августе!» и гражданские жертвы говорят за себя. Да и предшественница нынешней «августы» присутствовала на гоночном фестивале, где и погибла, с чего война и началась.
    • В первом «Last Exile» под Рейх ряжен экипаж «Сильваны», при этом они за добро.
      • Крайне отдалённо и только эстетически. Собственно, «Сильвана» строилась и снаряжалась как действующий полигон для обкатки нового снаряжения, технологий и тактики королевства Анаторей, и потому следует скорее общеанаторейской эстетике (англо-французской конца XIX века), продвинутой в более дизельпанковом направлении. После фактической ликвидации Гильдии на Престейре и объединения всех трёх фракций под властью Её Императорского Величества Софии Форрестер от мотивов Рейха в Соединённом королевстве остаётся всего ничего.
  • Magia Record — Крылья Маг(иус)ов. Зигуют, испoльзуют в качестве герба орлa, исповедуют идеи превосходства волшебниц и захвата ими господства над людьми. А одна из руководительниц, Алина Грей — художница, адекватная как Алоизыч.
  • Хроники Эвиллиоса — Тасанская Партия.

Видеоигры[править]

  • TimeShift выполнен в эстетике Третьего Рейха.
  • Санитары Подземелий — Четвёртый Рейх, наследник того самого. Разве что нацизм сменили на белый супрематизм.
  • Danganronpa ― Корекиё Шингуджи носит гакуран, стилизованный под военный мундир Гоминьдана (см. «Реальная жизнь»), с красной повязкой, на которой красуется… окольцованный чёрный крест (герб школы, в которой он учился)[6]. Для японской аудитории — однозначный зловещий намёк.
    • Киётака Ишимару ― с фитильком: носит он обычный гакуран, но кипенно-бЭлого цвета при чёрных сапогах[7], с погонами и всё той же красной повязкой главы студсовета, а говорит пафосными выкриками в духе Адольфа Алоизыча, что наталкивает уже западную аудиторию игры на интересные мысли.
  • Final Fantasy VIII — Гальбадия. Один только флаг чего стоит.
    • Final Fantasy XIV — Гарлемальд. В наличии чёрно-красная форма, белый флаг с чёрно-красным гербом, зловещая военная техника, а также фантастический расизм: считают, что расы Эорзеи из-за своей неспособности решать конфликты должны быть порабощены, а все звериные племена вроде кобольдов и сахагинов должны быть истреблены за создание праймалов (местный аналог призываемых существ). Позднее в копилку империи добавляются химическое оружие и жестокие эксперименты над представителями «низших» рас.
  • Killzone — хеллгасты.
  • Epic Battle Fantasy — Ланс. Бывший главный злыдень, в итоге убеждения изменил, но мундир СС носить не перестал. Впрочем, в пятой части история начинается как бы заново, и там Ланс лютует пуще прежнего.
  • Свинлядия в S.W.I.N.E.
  • World of Warcraft. Линейка «Харрисон Джонс и храм Ульдума». Противники героя и игрового персонажа — гоблины в характерных шлемах и с немецким говорком. Толстенная аллюзия понятно к какому сеттингу.
  • TES V: Skyrim — Талмор, правящая партия Альдмерского Доминиона. Это, если что, третий Доминион, первые два был нормальными. Фантастический расизм, нетерпимость к инакомыслию (вплоть до преследования несогласных даже за пределами Доминиона!), воинственность и агрессивность. Ну и планы Нового Мирового Порядка с возвратом в Меретическую Эру и изведением всех не-эльфов.
    • Плюс расовые чистки собственного населения. Не приведи аэдра у тебя в предках затесался кто-то из зверо-рас или людей.
    • Братья Бури — неприкрытая аллюзия на Видкуна Квислинга и его движение «Национальное единение», члены которого во время войны воевали на стороне нацистов.
    • В TES Online можно полюбоваться на первый доминион. Под рейх ещё не нарядился, но солдаты доминиона уже уничтожают аргонинан и их яйца, полагая ящеролюдов «просто животными»[8].
    • Не меньше сходств у Талмора с реальным Израилем (сегрегация внутри своей страны, при этом же требование толерантности вне её).
  • Valkyria Chronicles — Восточно-Европейский Имперский Альянс. Имперцы сражаются под красным флагом с двуглавым орлом. Их солдаты косплеят немцев образца Первой Мировой и даже Тридцатилетней войн, а командиры в белых плащах с кровавым подбоем и золотых лавровых венках — вообще византийцев.
  • Miner Wars 2081 — Четвёртый Рейх в космосе.
  • Relic of War — Ось. Собственно, это и есть альтернативно-исторический Рейх — только без Гитлера (но с Хайхлером) и без нацистов как таковых (но с их чуть менее упоротым аналогом).
  • Серия Mario & Luigi RPG: солдаты Боузера носят характерные шлемы.
  • Аллоды Онлайн. Инстанс «Металлоград», битва против имперских отщепенцев на заснеженных улицах хадаганского города. Среди боссов: доктор-смерть Негус Менгулус и ласт — орк Гиря Бешеных с характерными усами.
    • Скорее курьёз, нежели нарочитая аллюзия. Красные звёзды Хадагана после релиза заменили на пронзённую мечом букву «Н» (Незеб — основатель фракции, национальный герой). Герб напомнил некоторым исторически неравнодушным игрокам эмблему дивизии «Хоэнштауфен». Из-за скандала вернули красные звёзды. Но суровые гвардейцы в шлемах «под Вейдера», мало напоминающих о милом соцреализме а-ля Кир Булычёв, — в строю со времён «Проклятых Земель».
  • Rise of the Triad — «Триада» собственно. В игре намекается, что это сплав наследия оригинального Рейха с каким-то тёмным культом.
  • Tales of Symphonia — десианцы. Подозрительно напоминающие концлагеря человеческие ранчо и добрый доктор Квар гарантируют.
  • Bully — лидер ботанов Эрнест свято уверен, что именно его группировка достойна быть главной, а он должен быть лидером всей школы. Но после проигрыша на президентских выборах тот закрылся у себя в обсерватории, где начал строить планы по захвату школы, да и еще и под зелено-бело-черной символикой, очень сильно что-то напоминающей.
  • Dishonored — флаги в красно-чёрно-белой гамме с портретом лорда-регента, лозунг «Order Shall Prevail», написанный на стенах общественных учреждений готическим шрифтом. Совпадение не случайно: как выяснится ближе к концу игры, лорд-регент был искренним социал-дарвинистом.
  • Skullgirls — солдаты принцессы Парасоул. Редкий без дураков положительный пример (и когда ряженость строго внешняя — тоже).
  • Path of Exile — Орианская империя. Совпадает идеология, внешняя эстетика, и даже флаг отличается от нацистского только заменой свастики на другой символ
  • Metal Slug — Армия Повстанцев, причем во многом, включая символику, форму, военную технику (хотя некоторые отдельные типы имеют американские и советские прототипы). А её командир, полковник Морден и вовсе похож на Саддама Хусейна.
  • Fallout — Анклав. Военная организация, состоящая из потомков правительственной верхушки. Популизм (с патриотизмом) цветет и пахнет — лозунги аля «вернем Америке ее мощь и величие» встречаются на каждом шагу. Фантастический расизм и далеко идушие планы по перекройке мира тоже никуда не делись. Как вам идея вырезать ВСЕХ затронутых радиацией людей? Ладно, по гулям (например) никто плакать не будет, но за две сотни лет парочкой мутаций не обзавелись разве что резиденты убежищ.
    • Внезапно Братство Стали в четвертой части. Эта организация никогда не строила из себя рыцарей в сверкающих доспехах (разве что на Столичной пустоши), но под руководством Артура Мэксона фракция действительно подозрительно напоминает сами-знаете-что. Загибаем пальцы. Военная организация с четкой иерархией? Есть. Идеи о превосходстве человеческой расы? Получите и распишитесь. А во главе Братства стоит молодой гениальный полководец, способный посоревноваться в своем фанатизме и экспрессии с любым президентом Анклава. И да, само Братство, активно толкающее речи о «спасении несчастных поселенцев», не гнушается устраивать рейды на небольшие фермы, ведь для Придвена провизия будет куда полезнее.
  • The New Order: Last Days of Europe:
    • Члены Арийского Братства в Перми на почве поражения СССР решили, что Русь спасёт лишь принятие опыта арийской расы, и даже переименовались под немцев.
    • Священная Российская империя Таборицкого — ярый монархист и выходец из НСДАП, воспылав желанием воплотить заветы бургундизма на святой Руси, устроил в ней жесточайшую диктатуру, с окончательным решением не-славянского населения, фанатичным насаждением православия, всемогущей Охранкой и своей личной армией штурмовиков, устраивающей чад кутежа во мгле ада. Флаг с имперским двуглавым орлом на фоне свастики (а-ля небезызвестное общество «Память») прилагается.
      • Униформа штурмовиков кстати, напоминает нечто среднее между CCовской и старой царской, а в ходу нацистское приветствие. Хотя Священная Российская Империя скорее ряжена не под сам рейх, а под один из его рейхскомиссариатов — Кавказ, поскольку Таборицкий для России использует именно кавказский вариант Бургундской системы, с индустриальным Мордором.
  • Трилогия старых игр для кнопочных мобильных телефонов «Штирлиц» («Штирлиц: Умпут превыше всего», «Штирлиц 2: Умпут навсегда» и «Штирлиц 3: Операция „Умпутация“») — диктатор Умпут (копиркин Гитлера) и его солдаты (обряженные в мышино-серую карикатурную форму вермахтовцев). Сам Штирлиц, что характерно, ходит в черной форме СС и вооружен двумя Люгерами.
  • Barotrauma — Коалиция Европы, главная фракция игры.
  • Syberia: The World Before — Национал-социалистическая партия Остерталя, известная исключительно как «Коричневые тени». Не совсем понятно, был ли настоящий Третий Рейх в этой альтернативной реальности, но сам Остерталь калька с Австрии.
  • Ancestors Legacy — Тевтонский орден, как и в фильме Эйзенштейна. В отличие от фильма Эйзенштейна, художествам этого ордена посвящена сразу вся кампания, и ведут они себя там как натуральные части СС, занимаясь геноцидом практически во всех миссиях. А для большей подсветки рассказчик возглавляет мятеж против захватчиков, а силами ордена командует игрок.

Настольные игры[править]

Корпус Смерти Крига знает толк в этом.
  • Империум Человечества из Вархаммера 40000. Имперская Гвардия — Вермахт, СПО = Фольксштурм, Космодесант — Войска СС, Инквизиция — Гестапо, Администратум — НСДАП, Адептус Механикус/Экклезиархия — Аненербе. Правда, там, строго говоря, соблюдается принцип «с миру по нитке», и потому эта ряженость не очень выражена. А вот противостоящее Империуму объединение людей Кровавый Договор имеет даже технику, подозрительно напоминающую бронемашины Третьего Рейха (например, СТег-4).
    • Сверхдержава, освоившая космос, поклоняющаяся считающемуся живым трупу, активно применяющая ОМП для ведения переговоров, постоянно воюющая с соседями, регулярно проводящая чистки населения… Кажись, тут одним Рейхом не обошлось
      • Огромная империя, объединяющая совершенно разные культуры, подразделения армии со своими национальными особенностями, флот, куда набирают всевозможное отребье и держат его в повиновении суровыми наказаниями за малейший проступок, огромная пропасть между простолюдинами и аристократами, потогонные фабрики, танки-ромбы, всесильная бюрократия и правление лордов. Скорее, тут уже к этим ребятам.
    • А если брать исключительно внешний вид — Стальной Легион Армагеддона идеально сойдёт (шлемы, мотоциклетные очки, бронетехника). И вечно воюют с орками.
    • Сова успешно натянута на глобус. Имперская гвардия (дефолтные полки) чисто внешне больше напоминает американских морпехов, Космодесант = религиозные монашеско-рыцарские ордена, а не СС, + заимствования из другой фантастики, например, Дюны; Администратум — говорит само за себя, Адептус Механикус/Экклезиархия — это вообще нужно додуматься объединить две противопоставленные структуры в одну…
  • Тёмные Эльфы в Warhammer с их милитаризмом, расизмом, готично-чёрной формой и вождём-диктатором, помешанным на идеях здоровья нации и расового превосходства.
    • А вот с Империей вышла аверсия — это СФК Первого Рейха ака Священной Римской Империи.

Музыка[править]

  • «Ленинград», мультяшный клип «Меня зовут Шнур» — по явному Петербургу маршируют солдаты, слушающиеся явного фюрера. Кто сказал «СВО» и «Мобилизация»?.
  • «Тараканы!», клип на песню «Мешки с костями» — диктатура всеобщей любви, насаждаемая эсэсовцами с красными сердечками вместо свастик, и полицейскими, больше походящими на солдат Альянса из второго Half-Life.
  • Глюкоза, клип «Швайне» — нацистские свиньи в буквальном смысле этого слова (и видимо аллюзия на вышеуказанную S. W. I. N. E.) . Есть даже свиногитлер свинтус-фюрер.
    • По клипу сделали компьютерную игру «Зубастая ферма», где тема хряков-гитлеровцев раскрыта больше.
    • Клип также нашёл отражение в игре-стрелялке «Глюкоза: Action!», где фюрер Свин Свиноза — один из боссов.
  • Фильм 1982 The Wall, снятый по сюжету одноименного альбома Pink Floyd, содержит именно такой эпизод с молотоголовыми — с прикрученным фитильком: большая часть ряжена под бритоголовых, с символикой и главарём ряженными под Рейх.
  • «Hanzel und Gretyl» — в оформлении альбомов, названиях песен и сценическом имидже активно используют псевдонацистскую и псевдопрусскую эстетику.
  • Therion — в снятом в стиле садомазо-дизельпанк клипе на песню «Initials BB» показана армия из носящих похожие на вермахтовские кители на распашку на голое тело девиц, марширующих под треугольными красными знаменами с черными готическими буквами BB в белом круге. Танки и самолеты, явно похожие на Pz VI Ausf P Tiger и ME Bf 109, а также ОБЧР прилагаются.
  • Unreal, клип на песню Newtype — космический аналог Рейха.
  • «Üebermutter» — весь стиль этой постфеминистской группы иначе, как феминаци, и не назовешь.

Реальная жизнь[править]

  • Ряженые под Рейх до нацизма — фрайкор в Германии времён Веймарской конституции. Они даже использовали свастику в качестве своего символа. Впоследствии и стали основой нацистской партии. Правда, ещё вопрос, стоит ли их считать ряжеными: государство, в котором они жили и действовали, официально называлось Deutsches Reich, даже во времена Ваймарской республики[9].
  • Первая нацистская партия в мире: Национал-социалистическая рабочая партия немцев в Судетской области Чехословакии, позднее (после запрета и повторной регистрации в 1933 и до передачи региона под германскую юрисдикцию в 1938) — Cудетско-немецкая Партия. С нее сам Гитлер брал пример.
  • Сознательные подражатели НСДАП из других националистических движух. Наиболее отметились:
    • «Национальное единение» Видкуна Квислинга в Норвегии — продвинутые фанаты Рейха, получили возможность стать настоящими эсэсовцами и поучаствовать в войне.
    • «Рексистская партия» лидера дивизии СС «Валлония» Леона Дегреля. Субверсия, ибо использовалась настоящая эсэсовская форма.
    • ЮАС — Оссевабрандваг с явным прямым косплеем нацисткой символики и наличием собственных штурмовиков aka «штурмягеры» (только крашеных в серый), партизанивших против британцев во время Второй мировой в качестве пятой колонны Третьего рейха. Потом постепенно влились в правящую партию.
      • И идейные продолжатели — Африканерское движение сопротивления, уже в ЮАР (в наличии орлы и флаги с трехлучевой свастикой).
    • «Серебряный легион Америки» — та же история, только с синими брюками, серебряными рубашками и бурыми кепи.
    • Американская нацистская партия под руководством отставного коммандера ВМС Дж. Л. Роквелла, не заморачиваясь, просто носила немецкую форму нацистов в 1950-60-е. Это кстати, до сих является очень популярной модой американских нацистов.
    • Китайская националистическая партия «Гоминьдан», сотрудничавшая с нацистами. Получали от немцев форму, оружие и военных инструкторов (небезызвестный оберфюрер Вальтер Франц Мария Штеннес был советником самого Чан Кайши). Впоследствии, часть Гоминьдана попыталась провести ребрендинг и превратить партию в настоящих фашистов (к современному Гоминьдану не относится: обычная правоцентристская партия, а раньше они и вовсе были близки к социализму и получали помощь от СССР. Более того, они реформировали партию, армию и пропаганду по советскому образцу.). Педаль вгоняет в асфальт то, что воевавшие против Гоминьдана японцы носили круглые каски с… пятиконечной звездой.
    • «Русское национальное единство» образца 1990-х, ныне запрещена — черная форма, нарукавные повязки красного цвета с эмблемой в виде гибрида свастики и восьмиконечной звезды, милитари-одежда, приветствие в виде вскинутой руки, культ А. П. Баркашова как «вождя», из идеологии — национализм и антисемитизм, опора на православие, предполагаемое государственное устройство — национальная республика с диктатором во главе.
    • Из современных — «Народная партия — наша Словакия» (одна форма чего стоит).
    • «Золотой рассвет» — греческие (!) нацисты. Самые настоящие — в черной форме, с оголтелым арийским расизмом, копированием Древней Спарты и флагом: черный «меандр» с белой окантовкой на красном фоне. Между прочим, третья по силе партия в Греции… была. Хотя как знать — те самые тоже разок исчезали с немецкого политического поля…
  • ФРГ и ГДР представлены как сабж средствами пропаганды по обе стороны Железного Занавеса:
    • Вообще очень «с прикрученным фитильком» — традиционный вид военной формы в той или иной стране слабо зависит от конкретного режима, и форма ГДР соответствовала обычным для немцев традициям вида формы (который у многих ассоциируется с нацистами).
    • Чисто внешне ГДРовские войска в Венгрии (вот эти ребята) в 1956 — нормально перевооружить их новое правительство ещё не успело, а наводить порядок было надо. В итоге те притащились в фирменных нацистских костюмчиках от Хуго Босса и касках с красной звездой ОВД. Разрыв шаблона был настолько эпичен, что на следующую дискотеку, в 1968 немцев приглашать не стали (точнее, пригласили, но держали подальше от основной движухи).
  • Пример из ФРГ — военно-спортивные группы неонацистских партизан, непримиримых борцов с властью Зап. Германии. ВСГ Гофмана, например, рядилась под СА, а кличками Гофмана были «Штабшеф» и «новый Рём».
    • Вообще немецкие неонацисты в 1960-90-е логично в символике и названиях старательно наследовали НСДАП. Так, Национал-социалистическое движение Германии (VSBD) сделало символом нацистского орла, где вместо свастики был кельтский крест; «Свободная немецкая рабочая партия» (FAD) флаг взяла у нацистов, только в черной шестерне на белом фоне было написано FAD. Однако их неонацизм заметно отошел от традиций Гитлера, и в основном придерживался штрассеризма, традиций СА и Эрнста Рема и не боялся играть на левацком популизме. Один вожак «Немецкой альтернативы», «осси» Франк Хюбнер, даже не стеснялся выражать ностальгию по ГДР без безработицы и мигрантов, и приводил цитаты Ленина, выученные за время работы на мелкой должности в «комсомоле» ГДР.
    • Интересный зигзаг с силовыми структурами ФРГ: внешне они были менее похожи на Вермахт, чем ГДРовские, однако число бывших нацистских военных в них было намного, намного больше. Достаточно сказать, что министры обороны ГДР были идейными коммунистами ещё до войны, а первые начальники Бундесвера — гитлеровскими офицерами. С госбезопасностями двух стран та же история — Штази формировали с нуля, а БНД — из бывших спецслужбистов рейха.
  • Германию традиционно косплеит чилийская армия. Только не Третий рейх, а второй, например. Но и наследие Третьего рейха там тоже востребовано.
  • В лучших традициях косплея Второй Империи вперемешку с нацистской Германией отличилась армия Парагвая времен Штрёсснера Стресснера. Разгадка проста: дон Альфредо — сам этнический немец из Баварии.
  • Украинские националисты рядятся под Австро-Венгрию, потому что такая эстетика досталась им от западноукраинских партизан, а тем — от австрийского ландвера. Ряженые под рейх обычно стараются взять и его лощенность с эстетикой того самого Карела Дибича, ряженые под УПА одеваются аж вызывающе практично.
    • После многих лет АТО настоящим националистам из Азова и Правого Сектора рядиться не нужно — у них формы своих военных и околовоенных организаций.
  • Ливенская дивизия Западной добровольческой армии — по-факту, личная дружина Светлейшего князя А. П. Ливена, этнического прибалтийского немца. Состояла, главным образом, из жителей северо-западных районов бывшей Империи и русскоговорящих немцев. Как и атаман Краснов, Ливен имел союз с Германией, оттуда его и снабжали. Собственно, имела характерную серую форму германского ландвера, с легко узнаваемыми немецкими штальхельмами.
    • Характерно, но нынешние «белогвардейцы» и «монархисты», обожающие косплеить различные полки белых, от «дроздовцев» и «корниловцев» до «волчьих сотен» атамана Шкуро, «ливенцев» косплеят заметно меньше: ещё не за тех примут! Да и охота «косплеить» перешедших на сторону врага России в Первой мировой у них гораздо меньше, чем тех, кто выступал за Единую и Неделимую Россию.
    • Балтийский полк Эстонской армии, созданный в 1919 г. из балтийских немцев, был ряжен еще сильнее: форма, оружие, строй, команды — все от Третьего Второго Рейха. Носил характерные черно-белые погоны с свастикой буквой B.
  • «Сорок сороков» — официально движение в поддержку РПЦ и под ее патронажем. По мнению многих — типичная ультраправая организация, этакое боевое крыло черносотенцев, с сильным уклоном в монархизм, неофашизм, православную теократию с соответствующими идеологией, составом и культурой. Характерно, что СС-овцы (!) последнего даже не стесняются. Любят в одежде черные цвета, а также часто ходят в красных рубашках с белым кругом на рукаве, в котором черным изображены разные символы: царский орел, крест, профиль богатыря и т. д. Понятно, что подразумевается.

Примечания[править]

  1. Впрочем, в первой версии книги дон Рэба именовался доном Рэбией, так что не всё так однозначно
  2. Вообще Нильфгаард — скорее собирательный образ злой империи, точащей зуб на Польшу и, таким образом, сочетающей в себе черты Германии, Турции и России
  3. Что вполне логично — само название Империи, равно как и ряд имён (вроде тех же аристократов Воорхисов) отдаёт чем-то голландиских. Ну а так как имперцы выглядят во многом прогрессивнее и продвинутее навозно-средневековых северян, то и гардероб в духе Нового Времени вполне подойдёт.
  4. Хотя в конечном счете «доказали», что Рейхстаг поджёг сумасшедший коммунист. Только как в том анекдоте: не сумасшедший и не коммунист. Не выиграл, а проиграл. Ответственен был засланный информатор Карл Эрнст. Передавший инфу штурмовикам из СА, которые и залили подвал бензином.
  5. Объясняется тем, что одним из ключевых событий истории, прогнавших британцев с насиженного места, было поражение при Трафальгаре и высадка Наполеона на острова.
  6. Стиль, либо скопирован, либо вдохновлён японским музыкантом Хидэ, который тоже появлялся на сцене и в клипе на песню «Dice» в гоминьдановском мундире, разве что в фуражке, а не кепи.
  7. К слову, именно так и выглядел парадный маршальский мундир Геринга.
  8. Впрочем, не исключено, что возглавивший сию инициативу генерал принадлежал к оппозиционному Доминиону Скрытому Наследию, подобные действия вполне в их стиле. В этом можно убедиться, проходя задания на Ауридоне.
  9. тут скорее тонкости перевода — более точным аналогом немецкого Reich на английском будет «realm», а на русском (и, кстати, особенно на украинском) — «держава»