Властный в кабинете, покорный в быту

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Powerful People Are Subs. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Муж мой — крутой, но мирный. Только такой и нужен. Муж управляет фирмой, Я управляю мужем.

»
— Петуния Дурсль (фанатское творчество)

Распространённый мотив в произведениях, когда персонаж, наделённый высоким социальным статусом и обычно отличающийся властным характером (король, император, директор крупной компании и др.), занимает пассивную роль в личной жизни, в отношениях с женой или подругой. Выглядеть это может по-разному: он может быть пассивным партнёром в БДСМ-отношениях, или обычным подкаблучником, или вести себя в быту как капризный ребёнок, при котором жена/подруга фактически играет роль мамы. Возможен и вариант, когда персонаж не против проявить характер и в быту, но у подруги есть какой-нибудь козырь, из-за которого он не решается (скажем, мускулистый воитель при всей своей крутизне обычный магл, а вот подруга обладает магическими способностями, и пытаться её воспитывать в духе Домостроя себе дороже: может и в жабу превратить).

По понятным причинам обычно такой персонаж мужского пола, но какая-нибудь суровая леди-воительница, которая дома варит носки и стирает борщи своему мужу, тоже вполне подходит.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Роберт Джордан, «Колесо времени» — это прямо прописано в обычаях Морского Народа: тот из пары, кто занимает более высокое социальное положение, должен для равновесия подчиняться своему партнёру в супружеской жизни. В книге «Корона Мечей» Найнив, принадлежащая к могущественному женскому ордену Айз Седай, выходит замуж за Стража Лана по обычаям Морского Народа, а поскольку Стражи подчинены Айз Седай, то в постели именно Лан должен быть главным (и Найнив не против).
  • Эрик Сигал, «История любви» — на минималках. Так-то у героя с героиней вполне себе традиционный семейный сценарий: он успешный адвокат с хорошей зарплатой, а она домохозяйка… но героиня отличается острым языком и язвительным характером, и герой неизбежно проигрывает ей в словесных перепалках.
  • ПЛиО — такие слухи ходили про Тайвина Ланнистера при жизни его жены. Якобы Западными Землями правил лорд Тайвин, а им самим правила леди Джоанна. Вероятнее всего, выдумки недругов, но доверенным советником точно была.
  • А. Бушков, «Сварог» — граф Дино. В «Летающих островах» он показан горе-муженьком, который только и может, что жалобно выпрашивать у жены немного любви, пока та трахается с очередным любовником, в «Нечаянном короле» оказывается, что он же — один из лучших финансистов страны, уверенный в себе жесткий профессионал, не боящийся даже легонько спорить со своим королем, если уверен в своей правоте.
  • «Гарри Поттер» — Вернон Дурсль. Бывший атлет, владелец собственного бизнеса и обладатель взрывного характера, своей жены он всё же побаивается.

Фанфики[править]

  • Александр Бушков, «Д’Артаньян, гвардеец кардинала» — капитан гвардейцев Де Кавуа. Крутой рубака, строгий руководитель и верный слуга кардинала Ришелье. Но дома он во всем подчиняется своей властной и деятельной жене, и его это вполне устраивает. Причем его крутизна на работе в книге показана значительно позже, чем удивляет героя — привыкшего видеть в нем мягкого подкаблучника.
  • «По ту сторону рассвета» — Галадриэль. Берен, видевший её в деле, изрядно фалломорфировал от того, какой тихой и мягкой женой она оказалась. И отдельно удивил его Келеборн, оказавшийся не ещё более грозным, чем супруга, но и не подкаблучником.

Кино[править]

  • «История любви» — аналогично первоисточнику.
  • Иван Васильевич Бунша же! Активный общественник, борец за почётное звание «дома высокой культуры быта» и нравственный облик его жильцов, заискивает перед своей грозной супругой, клятвенно уверяя её в своей верности. Если подумать, то Ивана Васильевича, ненадолго вкусившего совсем другой жизни с красавицей-царицей, становится искренне жаль.
  • Слегка просвечивает в «Полосатом рейсе». В истории буфетчика Шулейкина — старпом серьезнейший и властный (причем силой авторитета и уважения) офицер корабля, «Капитан-то против него пожиже будет!». При этом в эпилоге фильма Марианна, став уважаемым ветеринаром, вовсю командует своим мужем в быту.
  • «Девушка без адреса» занимающий немаленькую (судя по всему) должность «Масик» Комаринский (в исполнении Филиппова) прочно под каблуком своей жены, которая скорее относится к нему как к сыночку, «балуя» того «водочкой».

Телесериалы[править]

  • «Алиенист» — главный герой, психиатр Ласло Крайцлер, респектабельный член общества, и при этом отличается довольно скверным характером: в частности, любит при гостях покомандовать своей немой горничной Мэри (к которой он неравнодушен и в романтическом смысле)… Вот только Ласло с детства инвалид (у него почти не двигается правая рука), поэтому он очень зависит от Мэри в повседневных делах, и ей это откровенно нравится; когда они остаются наедине, он ведёт себя с ней как стеснительный мальчик со взрослой женщиной. И более того: в четвёртой серии «Чёртовы помыслы», когда Ласло откровенно обидел Мэри, она ушла на свидание с его другом, тем самым недвусмысленно показав ему, «кто тут главный» (в её отсутствие он не мог даже завязать шнурки).
    • В той же серии Ласло встречается со своей бывшей пациенткой миссис Уильямс, которая теперь стала профессиональной доминатрикс. Один из её клиентов — состоятельный мужчина, управляющий на пивоварне: «на работе он привык отдавать приказы, а здесь предпочитает их исполнять».
  • «Проклятый рай» — владелица борделя, когда кто-то из ее офисных сотрудников замечает, что спрос на доминатрикс у них высокий, а вот мазохистки никого особо не интересуют, в ответ говорит, что успешные люди суеверны и поэтому в постельных развлечениях хотят понести символическое наказание за то, как добиваются всего в жизни, а те, кто хочет пороть все, что движется, дома сидят на прожженных сигаретными бычками диванах и еле сводят концы с концами.
  • «Универ/Сашатаня» — олигарх Сильвестр Сергеев довольно властный, грубый и крикливый как с подчинёнными, так и со случайными людьми. Но в серьёзных отношениях с женщинами (кроме бросившей его первой жены — Сашиной мамы) он проявляет себя как мягкотелый подкаблучник, готовый исполнить любые их капризы.
  • Отчаянные домохозяйки — муж Линетт. Причем когда она попыталась наехать на него на работе, он четко сказал: «Когда я прихожу домой, я вешаю свои яйца на гвоздик, и ты командуешь. Когда ты приходишь на работу, вешай, пожалуйста, свои яйца на гвоздик».

Мультсериалы[править]

  • «Вуншпунш» — Де Магог, суровый начальник Бубоника и Тирании, не смеет сказать и слова поперек своей жене.

Комиксы[править]

  • Acterix — Жизнестатистикс пусть и не особо властный, но всё же вождь галльской деревни, однако практически во всём слушается свою супругу Бонминь. А уж если Клеопатра в дурном настроении духа, то сам Юлий Цезарь старается лишний раз не открывать рот.

Веб-комиксы[править]

  • TwoKinds — только в неканонических дополнительных артах, но всё-таки: Нора, одна из самых могущественных существ этого мира, в романтических отношениях предпочитает BDSM и роль «нижней».

Аниме и манга[править]

  • Жена по контракту — Инь Сычэнь, на работе — суровый и властный лидер могущественного финансово-промышленного конгломерата, дома — очень мягкий и спокойный человек, который любит баловать жену и детей.
  • Коварный отец-чернобрюхий папочка — гендерная инверсия: главная героиня Хуан Шичжань, на работе суровая бизнес-леди, дома — любящая мать и жена

Реальная жизнь[править]

  • Фемистокл в шутку называл своего сына-младенца самым влиятельным человеком в Греции. Все греки подчиняются афинянам, афиняне - Фемистоклу, Фемистокл - матери своего сына, та - сыну. При этом подкаблучником Фемистокла не считали (в отличие, например, от Перикла).
  • По слухам, отношения Петра I с Мартой Скавронской (более известной как императрица Екатерина I) были именно такими: супруга обладала почти мистической способностью снимать эпилептические припадки и приступы гнева Петра, и фактически как раз играла роль «мамы при капризном ребёнке».
    • Это не помешало ему казнить ее предположительного любовника\поклонника у нее на глазах(что она снесла стоически). Причем сам Петр себе в дополнительных любовницах не отказывал.
  • Известная цитата спортсмена Владимира Турчинского: «Любой нормально ориентированный мужик… подкаблучник. Выпендриваться нужно поступками на работе, на войне и т. д. А дома…, что я буду самоутверждаться за счет жены? … Да, ну!!!». Сам Турчинский был женат трижды, все три жены — успешные спортсменки с соответствующим характером.
  • Андрей Тарковский же! По его глубочайшему убеждению, внутренний мир женщине не нужен, её жизненное предназначение — на кухне и в койке любить мужчину и растворяться в нём целиком. Собственно, монолог жены Сталкера — экранизация влажных фантазий Андрей Арсеньича, которым его Лариса в суровой реальности помыкала как бы не круче, чем он съёмочной группой.
  • Хитрый, ловкий и опытный политик Октавиан Август, считавшийся человеком, абсолютно лишенным чувств, имел единственную слабость — любовь к своей жене Ливии. В конечном итоге это сказалось и на «кабинете» — следующим императором стал сын Ливии от первого брака Тиберий, а не кто-либо из кровных родственников Августа. И это был, очень мягко говоря, крайне неудачный выбор.
  • Лжедмитрий I aka Григорий Отрепьев был умелым манипулятором и ловким политиком, но при этом находился в полном подчинении у Марины Мнишек. Что в конце концов его и погубило.