Джеки Браун
Джеки Браун
Jackie Brown | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | |
Страна производства | США |
Киностудия |
|
Режиссёр | Квентин Тарантино |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1997 |
Продолжительность | 154 мин. |
В главных ролях: | |
Пэм Гриер | Джеки |
Сэмюэл Джексон | Орделл |
Роберт Де Ниро | Луис |
Роберт Форстер | Макс |
Бриджит Фонда | Мелани |
Майкл Китон | Рэй |
Джеки Браун (англ: Jackie Brown) ― криминальный триллер 1997 года, снятый Квентином Тарантино. При этом фанатами и самим режиссёром он не признаётся «каноничным» тарантиновским фильмом, потому что это экранизация чужого сюжета. Если конкретно, то за основу взят роман Элмора Леонарда «Ромовый пунш», выпущенный в 1992 г.
Фильм рассказывает о стюардессе-неудачнице, вляпавшейся в проблемы с криминалом и решившей надуть своего работодателя-наркоторговца и спецслужбы.
Если оригинальный роман был обычной криминальной историей, то Тарантино добавил в экранизацию социальный подтекст о расовом неравенстве и внёс в стилистику элементы жанра Blaxploitation, популярного в 1970-х. Отсюда и выбор актрисы на главную роль: Пэм Гриер прославилась ролью в фильмах «Фокси Браун» и «Коффи», снятых в этом стиле.
Сюжет[править]
Главная героиня ― стюардесса Джеки Браун, вынужденная в свои 40 с лишним лет работать в дешёвой мексиканской авиакомпании. Путь в престижные компании для неё закрыт из-за скандала с наркотиками. Теперь, в надежде не умереть с голоду с нищенской зарплаты, она подрабатывает у торговца наркотиками Орделла Робби: возит вещества и деньги через границу.
Однако федералы поймали Бомонта, одного из курьеров Орделла, и попытались завербовать. Хотя Орделл вовремя избавляется от Бомонта, курьер успевает назвать имя Джеки. Агенты сразу же поймали героиню в аэропорту с компроматом в сумке. Теперь и её склоняют к сотрудничеству, а та не горит желанием садиться в тюрьму.
Орделл, понимая это, приходит к ней домой, намереваясь убить, но Браун оказывается находчивой, ловит его в ловушку и предлагает сделку: она будет понемногу сливать спецслужбам всякую неопасную информацию, но по тихому организует провоз полумиллионов долларов из Мексики. Тот соглашается.
Женщина понимает, что или федералы посадят её в тюрьму, или бандит отправит на тот свет. А значит ― надо обмануть всех: и 500 тысяч сохранить, и от Орделла избавиться. Внезапного союзника она находит в лице 60-летнего инспектора по досрочному освобождению, приставленного к Джеки.
Тропы и штампы[править]
Сюжетные[править]
- Дружбу сексом не испортишь ― в одной сцене Мелани в разговоре с Луисом спокойно спрашивает, хочет ли он секса. В следующей сцене они им занимаются. При этом ни намёка на романтику между ними не было, просто безэмоциональный дружеский секс.
- Как брат и сестра ― Джеки и Макс. Хотя у них будет целых два поцелуя, Макс всё же отказывается от любых намёков на романтику, потому что слишком стар и ничего уже не хочет. Хотя ему всего 56 и он ненамного старше Джеки.
- Меня окружают идиоты ― примерно это читается на лице Орделла, когда он узнаёт об убийстве Мелани. Во первых она дура, сама довела, а во вторых убивший её Луис сделал это из-за ерунды и не заметил следящего за ними Макса. Луис поплатился за это жизнью.
- Неадекватное возмездие ― ближе к концу Мелани начинает доставать Луиса, с которым успела подружиться по ходу фильма. Она не заметила, что тот не в настроении (мягко выражаясь). Когда он говорит ей заткнуться, девушка не сразу понимает насколько он серьёзен и продолжает надоедать. В итоге он достал пистолет и пристрелил её.
- Несовместимая с жизнью болтливость ― Она же. Хотя вряд ли Мелани ожидала, что её новый друг оказался психом.
- Одна история с разных ракурсов — эпизод в магазине одежды показан несколько раз с точки зрения разных персонажей, чтобы продемонстрировать во красе план Джеки.
- Оторву твой длинный... ― когда Орделл пришёл первый раз угрожать Джеки, она незаметно взяла его пистолет и направила прямо в его промежность, угрожая отстрелить достоинство. Неудивительно, что тот резко стал более сговорчивым.
- Параноик был прав ― в начале фильма Орделл убивает Бомонта из-за страха, что тот не выдержит в тюрьме и пойдёт на сотрудничество с полицией. Позже он узнаёт, что Бомонт действительно собирался это сделать.
- Роман кофе с молоком ― Орделл и Мелани. Хотя отношения у них странные.
- Черно-серая мораль — Макс и Джеки ― «серые». Орделл, Луис, Мелани, Бомонт ― явно отрицательные. Отдельно стоит только положительные Рэй и Марк, но они третьестепенные.
Персонажи[править]
- Добродушный гигант ― Уинстон, помощник Макса. Огромный качок, но на деле добрейшей души человек, и мухи не обидит.
- Крутой полицейский — Рэй в исполнении Майкла Китона. Хотя он не совсем полицейский, а агент ATF. В конце спас Макса и Джекки от злобного Орделла, без разговоров убив его на месте.
Антураж и стилистика[править]
- Бленд-нейм ― часть сюжета происходит в вымышленном торговом центре Billingsley, пародии на реальную сеть Macy's.
- Гангста, рэп и баскетбол ― сюжет почти целиком посвящён деятельности чернокожего криминального авторитета.
- Кадр из... ― в фильме есть типичная для Тарантино съёмка из багажника.
- Матом разговаривает ― это же фильм Тарантино с Сэмом Джексоном. Мата в оригинальной озвучке ОЧЕНЬ много. Плюс персонажи, по мнению некоторых критиков, переборщили со словом на букву Н. Хотя тематика вроде бы обязывает.
- Мисс-фансервис — Мелани. Для некоторых и сама Джеки.
- Музыкальный символ ― у каждого персонажа есть поп-песня 70-х, сопровождающая все его появления.
- Футфетиш ― Тарантино же. Здесь за это отвечает Бриджит Фонда и её персонаж Мелани.
Первоисточник[править]
В основу сценария фильма лёг роман «Ромовый пунш» (Rum Punch) Элмора Леонарда, вышедший в 1992 году. Сюжет первоисточника соответствует экранизации, но изменены детали, вроде того, что большинство персонажей (включая саму Джекки) были белыми, у Мелани был заметный лишний вес и т.д.
Более интересно, что это не единственное появление персонажей Элмора на экране. Так Майкл Китон в роли всё того же Рэя Николетта появился в фильме «Вне поля зрения», а в 2013 году вышел фильм «Укради мою жену» (Life of Crime), экранизация романа «Выключатель» (The Stich) Леонарда. В нём появилась преступная троица Орделл-Луис-Мелани. По сути, это можно даже считать приквелом к фильму Тарантино, но с оговоркой, что действие происходит в наше время, а не в девяностые.
Мета[править]
- 555 ― Квентин Тарантино не стал использовать код 555 и не озаботился проверкой придуманных номеров. В результате несколько «счастливчиков» после премьеры получили множество телефонных звонков от фанатов Тарантино.
- А что, пусть будет! ― диалог между Максом и Джекки, когда Макс рассказывает о перенесённой им операции по пересадке волос, это импровизация. Роберт Форестер, играющий Макса, рассказал о своём реальном опыте пересадки волос и Тарантино это так понравилось, что он вставил это в фильм.
- Затмить адаптацией ― «Джеки Браун» Квентина Тарантино на порядок известней русскоязычному потребителю, чем ужасно переведённый «Ромовый пунш» Элмора Леонарда.
- Камео ― Квентин Тарантино на миг появился в фильме в роли…голоса на автоответчике. Да, русский зритель вряд ли оценит, да и на Западе не каждый узнает режиссёра.
- На самом деле одна вселенная ― действие фильма происходит в одной вселенной с кинокартиной «Вне поля зрения», снятом по другому роману Элмора Леонарда. Роднит их персонаж Рэй Николетт в исполнении Майкла Китона.
- Названо по имени ― собственно, «Джеки Браун».
- Нежданный любимец автора ― Тарантино очень переживал, что автор оригинального романа Элмор Леонард, не оценит фильм и до последнего откладывал разговор с ним на эту тему. Но в начале съёмок Леонард прочитал сценарий и назвал его лучшим киносценарием, который он когда либо видел.
- также Сэмюэль Джексон считает этот фильм своим любимым у Тарантино.
- Неприязнь создателя к своему творению ― но есть и обратный пример ― Роберт Де Ниро. Он изначально хотел сыграть Макса, но Тарантино хотел поработать с Форестером и дал Де Ниро роль Луиса. В итоге за время съёмок между актёром и режиссёром развилась неприязнь и больше они вместе никогда не работали. Это если вдруг кто-то задумывался, почему один из главных актёров криминального жанра почти никогда не сотрудничал с главным криминальным режиссёром.
- а вот на роль Луиса претендовал не кто-то там, а сам Сильвестр Сталлоне. Но не срослось.
- Сменить расу в адаптации — в оригинальной книге Элмора Леонарда Джеки была белой. Подсвечено сменой фамилии героини на «Браун» (была Джеки Бёрк). Заодно это отсылка к фильму «Фокси Браун», который прославил Пэм Гриер.
- также в оригинале Орделл был белым. Настолько, что в одном эпизоде он смог незаметно спрятаться в толпе неонацистов. В фильме его играет Сэмюель Джексон.
Квентин Тарантино | ||
---|---|---|
Режиссёр | Бешеные псы (1992) • Криминальное чтиво (1994) • Четыре комнаты (эпизод «Человек из Голливуда») (1995) • Джеки Браун (1997) • Убить Билла (дилогия) (2003-2004) • Доказательство смерти (2007) • Бесславные ублюдки (2009) • Джанго освобождённый (2013) • Омерзительная восьмёрка (2016) • Однажды… в Голливуде (2019) | |
Сценарист | От заката до рассвета (реж. Роберт Родригес) • Прирождённые убийцы (реж. Оливер Стоун) • Скала (реж. Майкл Бэй) | |
См.Также | Типа я Тарантино |