Однажды… в Голливуде
Once Upon a Time in… Hollywood | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | комедия, драма |
Страна производства | США, Великобритания |
Киностудия | Sony Pictures Releasing, Columbia Pictures, Bona Film Group, Heyday Films, Visiona Romantica |
Режиссёр | Квентин Тарантино |
Автор сценария | Квентин Тарантино |
Когда вышел | 2019 |
Продолжительность | 161 минут |
В главных ролях: | |
Леонардо Ди Каприо | Рик Далтон |
Брэд Питт | Клифф Бут |
Марго Робби | Шэрон Тейт |
Маргарет Куэлли | Киска |
Тот момент, когда осознаешь: «Полицейская академия» - очень даже документалка.
О практическом применении «Защиты Чубакки».
«Однажды… в Голливуде» (англ. «Once Upon a Time in… Hollywood») — картина знаменитейшего кинорежиссёра, сценариста, актёра, кинопродюсера, кинооператора и просто красавчика Квентина Тарантино о рабочих буднях Голливуда конца 1960-х годов, тщательно воссоздающая тогдашний Лос-Анджелес и вообще атмосферу данной эпохи. Главный герой, актёр Рик Далтон, когда-то прославившийся главной ролью в сериале-вестерне, пытается найти своё место в новом Голливуде, а его лучший друг и дублёр каскадёр Клифф Бут водит его машину и вообще служит мальчиком на побегушках, на что, впрочем, не обижается, и всё это ещё завязано на случившуюся в 1969-м жуткую историю с Шэрон Тейт и сектой Чарльза Мэнсона. Религиозные секты, богатые особняки, забытые актёры, алкоголизм и прекрасные женские лодыжки — всё это в одном блендере замешал гений Тарантино. В 2021 году Тарантино выпустил новеллизацию собственного сценария, в котором, в частности, раскрыл военное прошлое Клиффа.
Персонажи[править]
Жители Голливуда[править]
- Рик Далтон — некогда известный актёр жанра вестерн, всё ещё популярных в актуальное для картины время. Страдает от алкоголизма, из-за чего периодически испытывает рабочие проблемы с запоминанием текста, однако умеет прекрасно импровизировать, чем часто спасает многие моменты своих фильмов. Ненавидит Италию, спагетти-вестерны и сраных хиппи. Для последних держит реальный огнемёт, который забрал со съёмок боевика про Вторую мировую (в роли Ника Фьюри). Тем не менее, за внешней чёрствой оболочкой скрывается очень самокритичный и инфантильный человек, который может разрыдаться в каком-то моменте или впасть в истерику, когда наступают тяжёлые времена, но из-за образа эталонного козла об этом мало кто знает. Реальных прототипов аж пять: в первую очередь, конечно, Берт Рейнольдс, а также четыре звезды вестернов 1950-х гг., вышедших к тому времени в тираж — Тэб Хантер, Фабиан Форте, Ти Хардин и Винс Эдвардс.
- Клифф Бут — каскадёр. Хороший парень настолько, насколько картина позволяет. Носит узнаваемый джинсовый костюм, круто водит и нравится дамам, однако сам по себе является безумным холостяком, да ещё и репутация убийцы жены и просто вояки не добавляет ему социальных очков. Часто поддерживает Рика, особенно когда у того не лучшие времена, делает дела по дому и возит Далтона, когда тот напивается. Живёт в трейлере, где держит питбуля Бренди, которую натренировал до безупречной дисциплины. Ветеран Кореи. Реальных прототипов два: Хэл Нидэм и Гэри Кент.
- Роман Полански — знаменитый к тому времени режиссёр, поселившийся рядом с Бутом и Далтоном. Не любит хиппи, да и вообще всех, кто ошивается рядом с его домом. Вхож в элиты Голливуда, много с кем знаком и очень богат.
- Шэрон Тэйт — актриса, жена Полански. Простодушная, открытая, полная противоположность своему мужу. Не любит обувь, любит книгу «Тэсс из рода д’Эбервилей», ходит в кино на фильм «Команда разрушителей»[1], в котором сама же и снималась, просто чтобы его посмотреть.
- Брюс Ли — малоизвестный (на тот момент) гонконгский актёр, приехавший покорять Голливуд. Пока ещё не покорил, и перебивается тем, что играет в сериалах, а также дает кинозвёздам уроки восточных единоборств. Показан как чрезмерно хвастливый человек.
- Труди Фрейзер — 10-летняя актриса, которая очень серьёзно относится к своей работе. И кстати, требует, чтобы её называли актёром. Реальный прототип — Джоди Фостер, снимавшаяся с трёх лет.
- Марвин Шварцс — агент Рика Далтона. Просватал его в спагетти-вестерны.
Сектанты и рядом проживающие[править]
- Чарли Мэнсон — глава секты. Появляется всего в двух сценах, и после этого «занимается своими делами» до самого конца. Обаятелен, харизматичен, крайне опасен… и, к сожалению, так и не раскрыт.
- Джордж Спэн — хозяин ранчо, на котором ошиваются сектанты. Недееспособен, стар и слеп. За ним приглядывает молодая девочка из секты.
- Киска — девушка-сектантка, которой понравился Клифф Бут. Любит демонстрировать ноги и подмышки, предлагала Клиффу сделать ей массаж ног. Она вообще много что предлагала Клиффу, но тот, будучи умным человеком, потребовал «паспорт» (в оригинале речь про водительское удостоверение)[2]. Так мы и выяснили, что скорее всего Киска несовершеннолетняя. Всё окончательно зашло в тупик, когда Клифф во время визита на ранчо пошёл проверять здоровье Спэна: рассерженная недоверием девица разочаровалась в Клиффе и перестала за ним бегать.
- Текс — один из сектантов, напавших на дом Далтона. До этого был встречен Клиффом на ранчо.
Что здесь есть[править]
- А 220 не хочешь? — сектанты ворвались в дом на Голливудских холмах, ожидая там увидеть пьяного в задницу Далтона… кто же знал, что им попадется ветеран войны, да ещё и с тренированным питбулем?
- Авторский набор штампов: Тарантино без кучи отсылок и голых женских ступней — не Тарантино!
- А где бабуля? — субверсия. Сектанты собирались атаковать дом Полански, но на них наорал пьяный Далтон, и они решили в последний момент сменить «бабулю». Но когда они врываются в дом Далтона и натыкаются на Клиффа, в глазах у них стоит именно этот вопрос: а где бухой Далтон?
- Антиреклама наркотиков — и члены секты Мэнсона, и Клифф в момент столкновения были изрядно накачены. Получилось так грубо, что уже смешно.
- Антиреклама спиртного — вечно поддатый Далтон выглядит не клёво и играет далеко не всегда хорошо.
- А что, пусть будет! — внутримировой пример: Далтон, импровизируя, швыряет маленькую Труди на пол. Это приводит в восторг и режиссёра, и саму Труди.
- Этот эпизод — явная отсылка к точно такому же случаю, произошедшему на съёмках «Джанго освобождённого». В 2012 году Кэнди (персонаж всё того же Ди Каприо) продемонстрировал импровизацию один-в-один, даже с теми же интонациями и финальным «А?!», которые, кстати, Бурунов, озвучивавший Ди Каприо всё последнее десятилетие, продублировал не менее профессионально, то есть точь-в-точь как и при озвучке «Джанго». Реакция режиссёра в сабже вполне может быть отражением реакции самого Тарантино на произошедшее в 2012-ом.
- Бафос — «Он сказал: „Я дьявол и пришел делать какую-то дьявольскую хрень“». В данном случае — ещё и пополам с «натебейкой».
- Начав пафосно угрожать, Рик в роли злодея Калеба забывает слова и кричит: «Реплика!»
- Бог из машины — буквально. Именно мерзкие звуки, издаваемые старым драндулетом, на котором ездили сектанты Мэнсона, заставили Рика Далтона выскочить из дома и наорать на них. А они, в свою очередь, решили сменить цель.
- При этом «драндулету» всего десять лет, а выглядит он, будто бы лет тридцать в поле простоял.
- Боевой феминист — Клифф не смущается тем, что двое из трёх противников — девушки.
- Вечная загадка — так Клифф действительно убил свою жену, или это просто слухи?
- Весёлые шестидесятые — весь фильм пропитан любовью к эпохе и антипатии к Хиппи.
- Водит, как псих — Клифф.
- Второй парень выигрывает — Шарон Тэйт ушла к Полански от Джея Себринга (хоть они и остались лучшими друзьями).
- Вымышленный герой в реальном окружении — вымышленные Далтон и Бут среди реальных голливудских звёзд 60-х годов.
- Гад за гадом — сам Мэнсон, глава сектантов, в фильме появляется лишь мимоходом. В основном мы видим лишь его паству.
- Достойный противник — Брюс Ли становится на защиту Клиффа, хотя только что был им повержен.
- Друзья навеки — Рик и Клифф.
- Туда же можно отнести Шэрон Тэйт и Джея Себринга.
- Зрители — гении: фильм рассчитан на то, что зритель в курсе истории Шэрон Тейт (в США об этом слышали все, но вот за их пределами…). Если об этом не знать, половина впечатления от фильма теряется, проверено.
- Фильм также рассчитан на то, что зритель подкован в жанре вестерна и сможет отличить аутентичный вестерн от спагетти-вестерна; смотрел классические военные драмы — в частности, «Великий побег» и «Грязная дюжина», и способен узнавать голливудских звёзд в исполнении других голливудских звёзд.
- Избиение младенцев (метафора) — Клифф против банды Мэнсона.
- Ирония судьбы — Рик Далтон ненавидит Италию и спагетти-вестерны… И всё равно пришлось и в них сниматься, и на итальянке жениться!
- Сэди сгорела заживо, находясь в бассейне!
- Кнопка берсерка — Дженни, жена постановщика трюков, и так не жаловала Клиффа, но когда он помял Брюсом Ли дверцу её любимой машины…
- Круто, но непрактично vs уныло, но практично — Брюс Ли умеет драться красиво, а вот Клифф Бут (бывший армейский спецназовец, воевавший в Корее) дерётся в стиле «мордобой без правил» — и оказывается как минимум не слабее знаменитого актёра. Учитывая, что Брюс крупных спортивных наград не имел и весил меньше 60 кг (Брэд Питт весит под 90), эпизод куда реалистичнее, чем может показаться.
- Ложная тревога — по поведению сектантов легко предположить, что с настоящим хозяином ранчо Спэном они сделали что-то скверное. Но нет: о нём, пусть худо-бедно, но всё-таки заботятся, и сам Спэн в целом доволен жизнью.
- Матом разговаривает — Далтон. Один из матерных монологов даже попал в трейлер.
- Не в ладах с химией — ЛСД нельзя курить, она разлагается от высоких температур.
- Впрочем, возможно, это взрывы в космосе — Тарантино не собирается давать урок по правильному употреблению кислоты.
- Несовместимая с жизнью тупость — вы ворвались в чужой дом и встретили чувака, который раньше эпично надрал задницу вашему товарищу, а на кушетке лежит здоровенный питбуль. Кто не убежал — тот сам себе злобный Буратино.
- Они не геи — отношения между Далтоном и Бутом выходят далеко за рамки отношений актера и его дублёра. В авторской речи их даже сравнивают со старыми супругами.
- Мистер Фансервис — Клифф Бут. Это притом, что играющему его Брэду Питту, на минуточку, за полтинник.
- Пародия — Брюс Ли показан здесь как бахвал, которого на раз-два может скрутить и швырнуть актёр-американец. Справедливости ради, Клифф — ветеран Корейской войны, и драться более чем умеет. Да и Брюс не то чтобы неумёха: после двух пропущенных ударов, по одному на каждого, они с Клиффом стали драться примерно на равных.
- Потому что это весело — мотивация сектантов. Большинство из них не имеют конкретных целей и убивают просто потому, что «в телевизоре же убийства показывают».
- Вообще-то в фильме ясно дают понять, что сектанты подвергались серьёзной промывке мозгов при помощи внушения и наркотиков.
- Похорошеть в адаптации — Тексу фильм сильно польстил. В жизни он был конопатым нескладным дылдой… впрочем, почему «был», он и сейчас есть.
- Прагматичный боец — Клифф во время драки с членами Семьи не полагается целиком на свои боевые навыки (вполне достаточные, чтобы эффектно уронить Брюса Ли), но пользуется собакой, тяжелой банкой собачьих консервов и прочими подручными предметами.
- Да и Рик не стал лезть к свалившейся к нему в бассейн сектантке с ножом, а быстро сбегал за огнемётом.
- Внутримировой пример — Джек Кейхил, сыгранный Риком в сериале «Закон охоты»
« | - Дилетанты пытаются брать бандитов живыми. Дилетанты редко выживают. | » |
- Прямое упоминание — фильм «Большой побег», роль в котором якобы перехватил у Далтона Стив Маккуин.
- Пьяный мастер — играется зигзагом. Сначала показано, как Далтон из-за проблем с алкоголем не может сосредоточиться и выучить свои реплики, но в какой-то момент он включает «пьяного мастера» и лихо импровизирует.
- А Клифф побеждает банду противников, будучи упорот ЛСД.
- Ружьё не для стрельбы — те, кто знают историю секты Мэнсона, напряженно ожидают кровавой развязки, наблюдая за тем, как Шэрон Тэйт ходит в кино на саму себя, развлекается на вечеринках, ждёт младенца… Кровавая развязка наступает, но совсем не такая, какой ждали!
- Сигарета с ЛСД, которой уделяется довольно много внимания, сюжетно не «стреляет» никак, только придаёт действиям Клиффа во время драки комический оттенок.
- Ой, не скажи: Тут вполне себе визуальная метафора. Именно закуривание этой самой сигареты символизирует грань между какой-никакой, но условной реальностью и... подчеркнутой сказкой — иначе откуда, тогда, название «One upon a time»? В которой убийцы детской любви режиссера получили по заслугам и сполна.
- В одном из флэшбеков показано, как Брюс Ли тренирует Шэрон Тэйт для съемок в «Команде разрушителей». Не выстрелило вообще ни разу, хотя это художественная правда: такое было.
- Сигарета с ЛСД, которой уделяется довольно много внимания, сюжетно не «стреляет» никак, только придаёт действиям Клиффа во время драки комический оттенок.
- Ружьё Чехова — точнее, огнемёт.
- Самоирония — фрагмент фильма с Далтоном, где тот играет героя войны и поливает нацистов из огнемёта, посмеивается над финальной сценой из «Бесславных ублюдков».
- Светлее и мягче — собственно, cама картина на фоне всей фильмографии Тарантино. И это сразу после самого мрачного фильма.
- Удар ниже пояса — точнее, укус питбуля…
- Фан-диссервис — оплывший и опухший от пьянки Рик Далтон.
- Что за фигня, автор? — фанаты Брюса Ли не оценили «свежий взгляд» режиссёра на их идола. Бурление говн было очень знатным. Хотя Брюса показали всё равно весьма крутым бойцом (встать в боевую стойку, после того как тобой помяли блин автомобиль, на минуточку). А когда перед лицом разъярённой женщины, Брюс и Рик стоят как нашкодившие школьники, и не признаются кто первый начал что бы не выдать друг-друга, это выглядит действительно очень смешно.
- Тадаам! Китайское прокатное агентство поставило условие, что пустит фильм в кинотеатры, только если Тарантино уберёт эту сцену. Режиссёр отказался.
- Эвкатастрофа — нет, правда, финал умудрился её доставить!
- Эй, ты! — Франческа Капуччи именно так врезала Сэди.
- Я пишусь через «Э» — Марвин Шварцс. Явно для того, чтобы реальный Марвин Шварц, агент Клинта Иствуда и Чарльза Бронсона, «продававший» их в спагетти-вестерны, не подал в суд.
Примечания[править]
- ↑ Да-да, тот самый, в котором дебютировал в кино Чак Норрис… в коротеньком кадре. Четвёртый выпуск похождений пародийного суперагента по имени Мэтт Хелм.
- ↑ Возможная отсылка к случаю с Романом Полански, который уже после гибели жены в реальной жизни оказался в ситуации, когда не проверил возраст девушки, и ему пришлось бежать из США.
Квентин Тарантино | ||
---|---|---|
Режиссёр | Бешеные псы (1992) • Криминальное чтиво (1994) • Четыре комнаты (эпизод «Человек из Голливуда») (1995) • Джеки Браун (1997) • Убить Билла (дилогия) (2003-2004) • Доказательство смерти (2007) • Бесславные ублюдки (2009) • Джанго освобождённый (2013) • Омерзительная восьмёрка (2016) • Однажды… в Голливуде (2019) | |
Сценарист | От заката до рассвета (реж. Роберт Родригес) • Прирождённые убийцы (реж. Оливер Стоун) • Скала (реж. Майкл Бэй) | |
См.Также | Типа я Тарантино |