Одна история с разных ракурсов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья «Rashomon»-Style. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Если в лесу упало дерево, надо готовиться выслушать три истории — твою, мою и этого дерева. »
— Никки Кувыркун, «Правдивая история Красной Шапки».

Это сюжетный приём, когда одна и та же история рассказывается с точки зрения разных источников или разных персонажей. Часто используется в детективах, когда допрашивают нескольких свидетелей, и в сюжетах, где герой пытается восстановить прошлое по архивам и воспоминаниям очевидцев. К тропу относятся только те случаи, когда рассказчики либо показывают историю и друг друга с разных неожиданных углов, либо вообще противоречат друг другу; если POV-персонажи разнесены в пространстве или времени и практически не пересекаются, это не оно.

Часто пересекается с тропом Ненадёжный рассказчик и Врёт как очевидец.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про обманутого мужа, сбросившего на любовника жены (как он думал) холодильник, и любовника (настоящего), который в холодильнике сидел.

Литература[править]

  • Иван Нечуй-Левицкий:
    • «Баба Параска и баба Палажка» — шутки ради. Обеим бабам дали возможность пожаловаться на горькую судьбинушку и рассказать о кознях зловредной соседки.
    • «Старосветские батюшки и матушки» — о двух породнившихся семьях священников.
    • «Кайдашева семья» — два сына женятся и приводят в дом двух невесток… Сначала воюют свекровь со старшей невесткой, а позже обе крайне усложняют жизнь жене младшего сына.
  • Всеволод Гаршин, «Художники». Два рассказчика передают повествование, как эстафетную палочку.
  • Карел Чапек, «Метеор» и «Жизнь и творчество композитора Фольтына». В первой книге несколько разных людей (от медсестры до ясновидящего) излагают свои версии того, что произошло с находящимся в коме пациентом — лётчиком, доставленным в госпиталь после авиакатастрофы. Во второй книге биография некоего Фольтына, выдающего себя за гениального композитора, восстанавливается по свидетельствам людей, встречавших его на протяжении его жизни… С ними составляет трилогию книга «Обыкновенная жизнь», где происходит нечто обратное: к старичку, считавшему, что его жизнь была самая обыкновенная, приходят студенты, нашедшие его юношеские стихи и объявившие их гениальными. Это заставляет старичка вспомнить и записать подробно свою жизнь, и оказывается, что он был и поэтом, вращавшимся среди богемы, и пережил тяжёлую болезнь, и, будучи железнодорожным служащим, он успел и попартизанить, устроив на подчинённой ему станции хорошую такую пробку (его вполне могли и расстрелять за его деятельность).
  • Рюноске Акутагава, «В чаще». Именно по этому рассказу снят «Расёмон» Куросавы.
  • Агата Кристи:
    • «Карты на стол» — В комнате находится пять человек, никто из них не покидает её. Четверо играют в бридж, но иногда встают и перемещаются по комнате, пятый сидит в уголке. По истечении некоторого времени этого пятого находят мёртвым. Эркюль Пуаро берётся за расследование дела, опрашивает всех четверых и получает четыре разных рассказа. Сопоставляя и проверяя их, он вычисляет убийцу.
    • «Пять поросят»: убийство 16-летней давности по очереди описывают пять свидетелей, один из которых оказывается настоящим убийцей.
  • Роберт Шекли, «Па-де-труа шеф-повара, официанта и клиента».
  • Брендон Сандерсон, «Архив Буресвета» — с прикрученным фитильком: пролог каждой книги — убийство короля с точки зрения разных персонажей, начиная от убийцы и заканчивая самим королем.
  • Орсон Скотт Кард, «Игра Эндера»/«Тень Эндера» — соответственно, с точки зрения Эндера/Боба. Вроде как автор собирался после «Тени Эндера» рассматривать сюжет с точки зрения и прочих персонажей кроме Боба. Увы, «Тень Эндера» привела к отпочковыванию трилогии (впрочем, кажется, уже пенталогия накапала).
  • Милорад Павич, «Хазарский словарь» — альтернативная история Хазарского каганата, поданная с точки зрения иудейского, христианского и мусульманского миссионеров. Разумеется, каждый из них убежден, что хазары приняли именно его религию, но на этом разночтения не заканчиваются. А что там было на самом деле… А вот разбирайтесь сами (автор, если автор правки правильно понимает, сам этого не знал). Или не разбирайтесь, поскольку это все равно метафора на Югославский конфликт и проблемы Сербии. Что там было IRL, к слову, тоже не до конца ясно (собственно, за это автор и выбрал именно тот период).
  • Джон Фаулз, «Куколка» — большую часть книги занимают протоколы допросов нескольких людей, замешанных в странную мистическую историю в Англии XVIII в., причём их показания разнятся в зависимости от жизненных взглядов: мошенник и пройдоха убеждён, что имел место сатанинский ритуал, наивная девушка, волей судьбы ставшая проституткой, считает, что встречалась с божественными сущностями и ангелами, а читателю намекается, что речь идёт об инопланетянах и НЛО.
  • Юрий Андрухович, «Перверзия» — сюжет крутится вокруг загадочного самоубийства львовского поэта Станислава (Стаха) Перфецкого, приехавшего на конференцию в Венецию. В руки рассказчика (самого Андруховича) попадает пакет с материалами, включающими диктофонные записи Перфецкого, странные тексты о нём, написанные от третьего лица как будто каким-то сторонним наблюдателем, и агентурные донесения возлюбленной Перфецкого Ады Цитрины, оказавшейся шпионкой некоего загадочного Монсиньора. Из всех этих материалов выстраивается детективно-мистический сюжет, в котором агенты Монсиньора следят за Перфецким в Европе на своём автомобиле серии «Мантикора», а конференция перерастает в оккультный ритуал, и её участники превращаются в суккубов, демонов, джиннов, сирен и прочих мистических существ. Субверсия: в конце автор прямым текстом говорит, что автором ВСЕХ материалов, включая и «агентурные донесения», был сам Перфецкий, инсценировавший самоубийство. Поэтому достоверность всей истории (и особенно её мистической составляющей) под большим вопросом, и не исключено, что Стах, будучи большим любителем мистификаций, снова обвёл всех вокруг пальца.
  • Вячеслав Рыбаков, «Дёрни за верёвочку». В принципе, все, кроме главного героя и рассказчика, видят только кусочек истории. Но зато почти все персонажи получили свою «минуту славы».
  • Косюн Таками, «Королевская битва» — вроде сюда. Все 42 ученика имеют хотя бы немножко POV. Многие — очень немножко, то бишь очень скоро гибнут.
  • Михаил Харитонов, «Тарантелла» — стандартная история об очередном клиенте Шерлока Холмса оборачивается цепью поворотов сюжета на каждом POV-персонаже.
  • Стефани Майер, «Солнце полуночи» — «Сумерки» с точки зрения Эдварда Каллена.
  • Александр Рудазов, трилогия Преданий — в первом томе Змей Горыныч плачется Василисе на то, как наперсник князя Владимира Добрыня Никитич поклялся отцу Змея в дружбе, а потом вместе с зондеркомандой богатырей предательски убил его с женой и передавил свежеотложенные ею яйца. В третьем томе Илья Муромец раскрывает, что не всё было так однозначно: яиц было штук семьдесят. Драконы обретают какой-никакой разум лет в двести, до этого — просто хищные звери. Где они будут охотиться? Правильно, на Руси, правителю которой Добрыня, вообще-то, присягал на верность. Так что он всего лишь совершил необходимое, пожертвовав ради Руси богатырским словом. А уже после гибели Горыныча Кащей Бессмертный мысленно называет Добрыню идиотом: если бы воеводе хватило ума не губить драконышей, а забрать с собой и ещё в малолетстве выдрессировать до покорности, то вооружённая ими «Киевская Валирия» быстро подмяла бы под себя всю планету.

Фанфики[править]

  • Сергей Лукьяненко, «Подлинная история путешествия Незнайки на Луну» — весь сюжет об этом.

Кино[править]

  • «Расёмон» Акиры Куросавы — кодификатор и англоязычный тропнеймер.
  • «Герой» Чжана Имоу, пополам с ненадёжный рассказчик. Явно вдохновлено «Расёмоном», но Имоу идёт дальше: рассказы выливаются в политический триллер, от которого зависит судьба страны.
  • Короткометражный фильм «Романтический ужин» — о том, как одно и то же свидание может оказаться для каждого участника очень уж разным по результату.
  • «11:14» — заурядная на первый взгляд чёрная комедия обрастает всё новыми красками по мере увеличения участников и описания их видения сложившейся ситуации.
  • «Убойные каникулы» — «студентики» и «деревенщины» совершенно по-разному воспринимают произошедшую историю. С точки зрения первых «маньякодеревенщины» режут их брата как свиней. С точки зрения вторых молодые люди на природе устроили массовое самоубийство и убивают себя самыми идиотскими способами — то на острый сук себя насадят с разбегу, то вперёд головой нырнут в измельчительную машину. Совсем себя не берегут. Вот и приходится бегать за ними по лесу, чтобы не перебили себя зазря.
  • «Звёздные войны: Последние джедаи» — Сперва Люк Скайуокер рассказывает Рей, как его ученик Бен Соло/Кайло Рен восстал против него и разгромил новую школу джедаев. Потом Кайло рассказывает свою версию: Люк пытался убить его во сне(!), и он только защищался. Наконец Люк вносит ясность: он подозревал ученика в поползновениях на сторону тьмы и пришёл к нему спящему, чтобы заглянуть в его разум и во всем разобраться. Увиденное так ужаснуло его, что он на мгновение поддался искушению решить вопрос радикально[1] и активировал световой меч. Разумеется, Кайло проснулся именно в тот момент, запаниковал и всё заверте…
  • «Тоня против всех» — некоторые эпизоды нам показывают с точки зрения Тони, ее мужа Джеффа и его друга, воображающего себя «агентом секретной службы» Шона Экхардта, но в целом фильм старается придерживаться единой усредненной канвы.
  • Не совсем, но в 2006 году у Клинта Иствуда вышло два фильма о сражение за остров Иводзима: «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы». В первом события рассказываются со стороны американцев, а во втором с японцев.
  • «Железный треугольник» — рассказчиком в некоторых моментах является только американский капитан Кин, но события показаны и со стороны капитана Кина, и со стороны вьетконговца Хоу.
  • The Last Duel (2021) — зигзаг с фитильком: так как история с трёх точек зрения почти совпадает, но отличается ключевыми деталями!
  • «Точка обстрела» (англ. Vantage Point) — покушение на президента показано с разных точек.

Телесериалы[править]

  • Lost — начало второго сезона именно такое, вкупе с тем, что каждая серия сериала посвящена отдельному персонажу. Доходит до того, что некоторые сцены повторяются.
  • Бельгийский «День» — именно об этом тропе.
  • «Меня зовут Эрл» — несколько серий сняты в такой манере.
  • X-Files — серия о вампире с накладными клыками, юмористический вариант. Малдер и Скалли при подготовке совместного отчета выдают каждый свою версию происшедшего.
  • «Воронины» — в серии про открывашку. Причем неизвестно, чья из версий правдивая, потому что в обеих что Костя, что Вера ведут себя нетипично.
    • Ничья. Оба наврали, чтобы себя выгородить, а вторую половинку выставить монстром.
  • «Досье детектива Дубровского». В сериале показывается как действо происходит. При этом есть вставки из телевизионных новостей, рассказывающие о некоторых событиях, но несколько иначе. Также главный герой Р. Дубровский может поведать о тех же событиях, но со своей точки зрения. Особенно в кратких пересказах предыдущих серий (существует 2 версии сериала: в одной что было ранее пересказывает протагонист через призму своего восприятия, в другой — закадровый голос А. Джигарханяна в нейтральной манере). Также есть и маг-экстрасенс П. Копчик. Видит в сверхъестественных сферах как бы то, как есть на самом деле, но не может рассказать внятно.

Телевидение[править]

  • «Маски-шоу», серия «„Маски“ в суде»: Каждый новый свидетель рассказывает собственную историю о том, что произошло в кафе, интерпретируя роль участников произошедшего с точностью до наоборот. Согласны они лишь в том, что всё закончилось большим мордобоем.

Мультфильмы[править]

  • «Правдивая история Красной Шапки» — сказка про Красную Шапочку в формате детектива: полиция допрашивает Шапочку, бабушку, волка и лесоруба, пытаясь выяснить, что произошло на самом деле; рассказ каждого героя показывает историю с абсолютно неожиданного ракурса, и всё оказывается совсем не так, как казалось другим героям.

Мультсериалы[править]

  • «Маша и Медведь» — серия «Лыжню!» (14-я), где Маша, Медведь и Заяц рассказывают разные версии произошедшего.
  • «С приветом по планетам» — эпизоды «Подарок». В первом мы видим, как некто планомерно и стремительно нейтрализует Дозоров, подсовывая им коробки с таким желанными подарками, что они полностью уходят в себя и забывают об окружающем мире. Во втором — узнаём, что это Тут-и-Там с Сильвией решили осчастливить всех знакомых праздничными дарами. При этом первая серия смотрится как ужастик, вторая - как комедийный рождественский эпизод.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Youjo Senki — в манге есть несколько глав о британских журналистах, многие годы спустя пытающихся разобраться в происходящем через интервьюирование множества свидетелей, в том числе и из Райха. Всё настолько плохо, что главная тайна, над которой они бьются — существовал ли отряд Тани (и она сама! Даже о имени её им определить удалось только то что оно состоит из 12 символов!) на самом деле и чем он, собственно, занимался.
    • Там же история этой самой войны освящаемая глазами противников Рейха: воспринимают данные о истинной личности Тани как дезинформацию, видят в случайных действиях её подразделения очень хитрые планы, и вообще видят её как кровожадного монстра а не верного солдата своей родины.
    • И полковник Регурен, который с Таней вечно в кошмарных отношениях (а Таня думает что они прекрасно ладят!), считает её кровожадным монстром (а Таня его видит как доброго и чуткого человека, который готов пожертвовать многим для её защиты) и пытается доказать это генштабу. В общем вы поняли в чем главная фишка этой манги (ренобэ или аниме, кому что больше нравиться).
  • «Домашний питомец, иногда сидящий у меня на голове» — юмористический вариант. Одни и те же события показаны с точки зрения кошки и её хозяина.
  • Higurashi no Naku Koro ni (2020-2021) — история безумия Рэны Рюгу с убийством ею Кэйти показана в 1-4 сериях Gou (2020) с точки зрения Кэйти, в 1-3 сериях Gotsu (2021) с точки зрения Рэны, а также немного Сатоко и Рики.
  • Tasogare Otome x Amnesia — первую половину первой серии мы наблюдаем как бы глазами обычного человека, а вторую - глазами воспринимающего духов, что объясняет все странности первой половины.

Видеоигры[править]

  • Jade Empire — в начале игры протагонист слышит (а игрок видит) из уст мастера Сунь Ли историю своего чудесного спасения из разорённого храма Монахов Духа. Ближе к финалу герой видит ту же историю такой, какой она была на самом деле… и всё переворачивается с ног на голову.
  • The Age of Decadence — все предыстории связаны с номером в отеле, но каждая история с разной стороны. Вы можете оказаться тем торговцем, вором, убийцей или просто прохожим.
  • Tales from the Borderlands — Риз и Фиона вместе рассказывают историю о Хранилище Путника, не забывая приукрасить ее в свою пользу.
  • Call of Duty — подсерия Black Ops это любит:
    • В первой части такова миссия «Возрождение», где двое главных героев проникают на остров отдельно с разными целями.
    • Эпизод «Время и судьба» во второй части, педаль в пол — штурм нарковиллы предусматривает прохождение за антагониста игры.
      • В Modern Warfare 3 можно увидеть некоторые события 1 и 2 части от лица Юрия (на тот момент соратника Макарова). В версии Remastered первой части, кстати, сделали возможным убить Макарова в Припяти (и предотвратить дальнейшие события), а при стрельбе по Юрию экран гаснет с надписью "По своим не стрелять".
  • Первая Half-Life с дополнениями. Half-Life показывает каскадный резонанс с точки зрения учёного Гордона Фримена; Blue Shift — с точки зрения охранника Барни Калхауна; Opposing Force — от лица солдата HECU Адриана Шепарда; а в дополнении Decay главными героинями будут сразу две женщины-учёных — Джина Кросс и Колетт Грин. Действие всех этих сюжетов разворачивается параллельно и персонажи местами даже пересекаются.
  • Kingdom Come: Deliverance — дополнение «Женская доля» показывает нападение половцев на Скалицу с другой точки зрения.
  • Те игры серии Sonic the Hedgehog, где есть полноценный сюжет и доступны несколько играбельных персонажей, показывают, чем занят каждый из героев в своей личной кампании, которые всегда связаны одним общим сюжетом и обычно происходят в одно и то же время. Прохождение каждой из этих кампаний — обязательное условие для открытия финального эпизода, где все персонажи собираются вместе.
    • При этом в английской версии реплики персонажей в одних и тех же сценах отличаются, например в Sonic Adventure при прохождении за Тэйлза, Эггман будет более злым и серьёзным, чем при прохождении за Соника, где он более тупой. А иногда отличаются и катсцены.
  • Persona Q предлагает в самом начале, с какой точки зрения мы будем смотреть на происходящее — глазами протагониста третьей части или четвёртой. В зависимости от выбора POV’а, разные события будут выглядеть или развиваться по разному.
  • Мор (Утопия) — три протагониста, в одном и том же городе, в одно и то же время, проходят через одни и те же события, чтобы придти в итоге к совершенно разным выводам.
  • Prince of Persia: Warrior Within — сначала Принц встречает какое-то темное существо в маске, которое его преследует и пытается убить.А потом переносится в прошлое, одевает маску и становится тем самым темным существом, и видит события уже с его стороны.
  • Command & Conquer/Tiberium Wars — сражение за храм НОД в Сараево. В кампании ГСБ мы штурмуем храм и разрушаем его. В кампании за НОД, которая хронологически происходит раньше — обороняем храм, а потом отбиваемся от предателей из рядов НОД. В кампании за ЛЕГИОН мы наблюдаем битву за храм со стороны, в то время как управляем диверсантом и проникаем в храм со стороны.
  • Daggerfall: книга «Война Бетонии» (посвященная, как несложно догадаться, войне Бетонии, то есть конфликту королевств Даггерфолл и Сентинель за одноименный остров, который произошел незадолго до начала игры) присуствует в игре в двух редакциях: соответственно деггрфольской и сентинельской. Что характерно, истине обе соответствуют не вполне.
  • HOME, фанатский спинофф OFF - события игры показаны в нём с точки зрения Судьи.

Визуальные романы[править]

  • The Letter — аж 7 POV’ов в одной истории, причём каждый из них может значительно на неё повлиять.
  • Ever 17: The Out of Infinity — в игре два главных героя, Такэси и Кид. Каждый из них кажется уверенным и целеустремлённым в своём собственном маршруте, в то время как в другом при взгляде со стороны один уже представляется как мальчик для битья, а второй — как испуганный ребёнок. Есть также некоторые тонкие различия в том, как события протекают и воспринимаются. Субверсия, так как на самом деле нам рассказывают две совершенно разные истории, при этом главный герой своего маршрута не тот, кем он кажется в маршруте другого.
  • Air — арка Мисудзу подается дважды: с точки зрения Юкито и с точки зрения ворона. В итоге Харуко оказывается далеко не такая бесчувственная эгоистичная коза, какой кажется в первый раз.
  • SubaHibi — история показывается из глаз пяти разных персонажей. А самый смак в том, что у них всех беды с башкой разной степени запущенности, и только последние двое видят реальность худо-бедно без искажений. И это только верхушка айсберга.

Реальная жизнь[править]

  • Разная трактовка одних и тех же исторических событий как явление. Особенно если твоя страна в них задействована.
  • Националисты абсолютно всех бывших советских республик уверены в одном и том же: именно их страну кляти комунякы угнетали, геноцидили и эксплуатировали, а весь остальной СССР (населённый, вестимо, ленивыми унтерменшами) паразитировал на труде единственной достойной нации. Формула одна и та же, меняются только имена собственные.
    • Как пример быстрой такой смены — после известных событий зимы-весны 2014 года, при большинстве упоминаний СМИ абсолютно в любом контексте, сферические в вакууме участники бандформирований и диверсанты сменили национальной с приевшейся чеченской на ставшую актуальной украинскую. При том, что первые недобитки никуда не делись, а вторых, по-видимости, вообще могло и не существовать в большинстве случаев.
  • История «деда с квартирой из шлакоблоков»:
    • Оригинальная версия «Дед-молодец» (вкратце): Жил-был дед, работал всю жизнь геологом, жил тихо в уральской глуши с женой в квартире из шлакоблоков. На сбережения купил дочке квартиру в Москве, но в жизни той не очень повезло — муж постоянно вляпывался в аферы вроде МММ и в итоге сгинул, оставив ее с сыном, но помощи не просила. Когда умерла жена, дед решил наконец побывать за границей в неведомом Израиле, а потом свидеться с дочкой — и обнаружил, что дочка серьезно больна онкологией, денег нет, а внук вместо помощи по хозяйству в свои под тридцать сидел в Интернете и занимался не пойми чем. Дед озверел, квартиру московскую продал, дочку вывез на лечение в Израиль, внучка выставил в шлакоблочную квартиру. Матери подарили еще несколько месяцев жизни, сам дед сумел, похоронив дочку, найти в Израиле ту, что исцелит его сердце, и внук выучился, женился и стал работать в Росатоме
    • Первая альтернативная версия «Дед-самодур»: Жил-был юноша. Отец его сгинул невесть где, зарплата матери была мизерная, так что сразу после школы пошел работать и в итоге устроился сисадмином. Денег хватало, все вроде шло хорошо, только вот быт мама отказывалась наотрез отдавать сыну, а он спорить и не сильно хотел. Потом у нее нашли онкологию, причем уже в поздней стадии — увы, но таких денег у семьи не было. Тут внезапно приехал никак дочерью доселе не интересовавшийся дед и порешал все по-своему — квартиру продал, мать увез, юношу выселил в никуда. Матери уже нельзя было помочь, так что израильские врачи просто облегчили ее последние месяцы, а оставшийся бездомным, не сумевший попрощаться с матерью юноша вынужден был пойти в университет, чтобы получить хотя бы общежитие, потом сумел выкарабкаться. С дедом он не общается, но тот сам рад всем говорить, что это он сделал внука человеком.
    • Вторая альтернативная версия «Дед-подонок»: Жил-был дед, матерый спекулянт, глушил водку с геологами и толкал намытое золото налево. Для вложения средств купил квартиру в Москве, но сам переезжать не стал, не хотел отрываться от источника дохода и попадать под надзор органов — дочке только разрешил пожить. Потом намытое сгорело в горниле инфляции девяностых, жена умерла — решил дед махнуть в Израиль, где ему и вступил бес в ребро. Правда, денег нема, но нет проблем — дед вернулся, продал квартиру, наплел внучку с три короба, дочь сдал в Израиле в самую дешевую клинику, сам остался прожигать доллары с молоденькой новой женой.

Примечания[править]

  1. Ну, знаете, не допустить бесчисленных жертв, вроде тех, что убил Вейдер ДО того, как Люк его образумил в самый распоследний момент.