Силы, Что Пребывают

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Иногда сеттинг требует введения некоей Силы-над-всеми-силами, но концепт Единого Бога автора не устраивает. То ли хочется чего-то оригинальней, чем самая распространенная религиозная концепция Земли, то ли смущает инверсия образа Единого, в XX веке ставшая едва ли не архетипом, то ли идеология страны/движения, к которым принадлежит автор, находится в контрах с авраамическими религиями. Тогда автор вводит в повествование нечто незримое, неуловимое и непонятное, но обязательно с Большой Буквы. Эта сила и тянет за ниточки, оставаясь за кулисами и оттуда распоряжаясь судьбой героев. Она может быть доброй, может быть злой, а может вообще обладать непонятными качествами. Иногда это люди, совершившие Восхождение и превратившиеся в богов. Иногда боги, опять же, совершившие Восхождение и слившиеся в суперсилу. Они могут стоять за Древним Заговором или быть Предтечами. Главное, что отличает их от «обычных» богов, демонов и Единого Бога — полная безличность.

Впрочем, иногда эта безличность полна лишь до попыток героя реально навалять им — или узнать их «героическое» прошлое с методами. Пример: уилсоновские (не лавкрафтовские, упаси Хаос!) Великие Старцы.

Тропнеймер — телесериал «Ангел».

Примеры[править]

Мифология и религия[править]

  • В зороастризме — Зерван, безликое Время, породившее Ахура-Мазду и Ангра-Майнью. (На самом деле Зерван/Зурван к зороастризму имеет то же отношение, что и Малак Тавус к Исламу — зурванизм был то ли ересью, то ли философской школой, которая не пережила позднюю Античность. Больше можно узнать в автохтонных источниках, например в Шканд-Гуманиг Визар. Дадестан-и Меног-и Храд тоже может что-то подсказать в понимании Ормазда и причин зурванизма).
  • Богини Судьбы в разных мифологиях, часто воспринимаемые как нечто потустороннее даже для богов, чьей воле подвластны даже они. У греков — мойры, у скандинавов — норны, у славян — рожаницы или судженицы.
  • В ряде реконструкций славянского язычества так воспринимается Род — то ли бог жизни и природы, то ли воплощение единства земного рода, то ли ещё что-то. У него вообще сложная судьба: каждый учёный-славист и каждая родноверческая община трактует его по-своему, а некоторые вообще отрицают.
  • В даосизме — Дао. Чистое небытие, из которого родилось бытие.

Литература[править]

  • «Упорядоченное» Ника Перумова — Орлангур и Демогоргон.
    • Обе сущности не являются безличными. Странными обладателями негуманоидной логики, но вполне себе имеющими личность. К архетипу безличной Силы ближе великий Хаос, из которого самообразовалась монада Творца, а также Дальние Силы. Неназываемый, в конце концов, — там тоже о личности говорить сложно.
  • Романы Муркока о Вечном Воителе — Закон и Хаос. А ещё выше — Космическое Равновесие, и если хоть Закон, хоть Хаос, его нарушат, то им не поздоровится вплоть до…
  • «Лорд с планеты Земля» Сергея Лукьяненко — Отрешённые.
  • Стивен Кинг «Бессонница» — толсто намекается что, Порядок-aka-Добро и Хаос-aka-Зло на более высоких уровнях бытия смыкаются и являются частью некоего сверхплана.
  • Метавселенная Рудазова — местный Творец, по сути — пантеистическая «межмировая душа».

Фанфики[править]

Кино[править]

Настольные игры[править]

  • Ravenloft — Тёмные Силы.
  • Warhammer - Хаос. Не Боги Хаоса, вполне себе личностные, а сам Хаос.

Прочее[править]

  • МИР-2 — Наблюдатели до поры до времени.
  • Мультфильм «Золотое сито» — Старик Судьбина. Во внучках у него само Солнце, личность «бабки» не раскрывается.
  • Вселенная Warcraft — Свет и Бездна. Повелителей Бездны боится даже падший титан и повелитель демонов Саргерас.