Лоа и ориша

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Лóа и оришá — небожители, действующие в шаманских верованиях Западной Африки и произошедших от них афрокарибских синкретических религиях, от них же первая есть вуду. Ну и, разумеется, в СФК народов, которые их исповедовали.

Да кто вы такие? Откуда взялись?[править]

Слова «лоа» и «ориша» происходят из языка йоруба; также свой вклад в создание образов внесли народы фон и бини. Там, где все они жили, сейчас находятся государства Бенин и Того, частично Гана и Нигерия. «Ориша» обычно называют духов, как они есть в африканских преданиях, «лоа» — уже карибский термин. А поскольку Карибское море гораздо ближе к главному породителю массовой культуры современности, то и термин в народ пошёл именно этот.

Уютненькое Луркоморье характеризует лоа как «духов предков на стероидах», что не совсем точно. Скорее их следует уподобить толкиновским Валар, то есть чему-то среднему между советом ангелов и полноценным пантеоном. Считается, что Единый Бог Олодумаре, он же Бондьё (с креолофранцузского «добрый Бог»), сотворив мир, так устал, что почил от дел Своих, и теперь до Него невозможно докричаться. Однако не стоит отчаиваться: именно за этим Он оставил на хозяйстве героев нашей статьи.

Сразу следует сказать: к религиям этого кластера принцип «где два язычника, там три язычества» применим на 146 %[1]. Даже изначальная западноафриканская религия не успела к моменту контакта с белыми обрести столь же стройную структуру, как эллинская или скандинавская — а уж вывезенные добрыми белыми господами впахивать на галерах плантациях негры и вовсе начинали сочинять себе религию кто во что горазд. Дагомейцами торговали в основном французы, а йоруба — испанцы и португальцы, поэтому лоа прижились в гаитянском и позже луизианском вуду, а ориша — в кубанской кубинской сантерии и бразильской макумбе aka кандомбле. Именно на этом этапе исконные религии водун и ифа вобрали в себя элементы христианства, доступные дикарскому пониманию — за упорство в исповедании шаманизма европейцы наказывали, так что хитрые негры начали заделывать собственных кумиров под изображения ангелов и святых. Кстати, об этом — вариантов произнесения одних и тех же имён тоже чуть более, чем дофига. Поэтому четырежды подумайте, стоит ли вносить очередное из них в статью, иначе вместо неё тут будет раковая опухоль.

В жертву большинство лоа и ориша предпочитают принимать курятину, маис, табак и ром — просто потому, что именно этих продуктов у негров на плантациях всегда было вдосталь. Однако особо ретивый бокор может решить, что любимые духи будут рады отведать и человечинки… Когда лоа сходит на человека, то такой человек зовется конем или оседланным.

Ориша[править]

Согласно преданиям, давным-давно существовали в реальности в качестве смертных и были вождями, жрецами и полководцами древнего Бенина, а повышение до бога получили от Олодумаре (а вовсе не от благодарных потомков, вы не подумайте…) немного погодя.

Лоа[править]

Данный раздел опирается в основном на гаитянское вуду, как наиболее известное и структурированное.

Большинство лоа имеют сильно больше одного аспекта, которые можно подразделить на две большие группы. Рада[3] — условно благие лоа, наиболее близкие к исходным ориша. Петро (Петво) — лоа серобуромалиновые и откровенно чёрные,

  • Папа Легба — дух врат и дорог, хранитель границы между явью и Ле Гвинеей, где обитают лоа. Маскируется под апостола Петра, восходит к Эшу, также доставляет заметное сходство образа с Йог-Сототом. Хромает и опирается на палку, обычно сопровождаем собакой и/или петухом. «Папа Легба, открывай ворота!» — взывают шаманы перед началом любого обряда: если не откроет — ни один другой лоа не явится на зов.
    • Мэтр Каррефур (Калфу) — демонический аспект Легбы. Выглядит как стереотипный чёрт с рогами в багрово-красных разводах, тоже с костылём и со здоровенным эрегированным членом наперевес. На фоне других лоа, зачастую проходящих по ведомству «тьма не есть зло» — единственный откровенно враждебен людскому роду, но особо хитрожопый бокор сможет извлечь выгоду и из него. Покровитель перекрёстков, считающихся средоточиями колдовства — собственно, Carrefour по-французски и означает «перекрёсток»[4], но англоговорящие переиначили это в Mate Care-For — «заботливый товарищ». Или «озабоченный».
  • Эрзули (Эзили) — лоа, маскирующаяся под Деву Марию (часто изображается с младенцем на руках) и восходящая, судя по всему, к Йеманже. В аспекте Рада зовётся Эрзули Фреда, в аспекте Петро — Эрзули Дантор.
    • Чаще всего представляется адаптированной иконой Божьей Матери Ченстоховской. Почерневшая от времени польская икона попала на Гаити вместе с польскими наёмниками во время Гаитянской революции. Местное негритянское население было под впечатлением от поклонения поляков Матке Боске и взяли её образ, адаптировав под свои верования.
  • Дамбалла — лоа неба, добрый змей. Маскируется под святого Патрика или Моисея, восходит к Обатале, а также, по-видимому, общеюжноамериканскому образу небесного бога-змея. В аспекте Рада зовётся Дамбалла Токан, в аспекте Петро — Дамбалла Нан Фламбо (т. е. «огненноустый»). Женат на лоа радуги по имени Айида-Веддо, но гуляет от неё к Эрзули (любят эти небесные божества так развлекаться…)
  • Айизан Велекете — лоа торговли и базарных площадей. Маскируется под святую Клару, носит белое и жёлтое и единственная, наверно, во всём этом пандемониуме не пьёт алкоголь.
  • Семья Гэде — группа лоа, связанных со смертью и посмертием, психопомпов.
    • Папа Гэде, глава семейки, более известный под именем Барон, существует во множестве аспектов, среди которых Барон Преступников (Baron Kriminel), Барон Креста (Baron La Croix), Барон Кладбищ (Baron Cimitière) и, разумеется, самый знаменитый Барон Суббота (Baron Samedi). Изображается в костюме стереотипного могильщика — в цилиндре, фраке и с вездесущей тростью. Курит, как паровоз, и бухает, как ракета «Восток». Женат на Маме Бриджит, которая олицетворяет кладбищенский покой и мягкую землю погоста и маскируется под святую Бригитту Ирландскую. Самеди периодически погуливает от неё к смертным женщинам, подобно Зевсу, но она как-то терпит, в отличие от ревнивой Геры.

Где встречаются[править]

Практически везде, где есть вуду, голливудское или не очень — однако всё же не совсем везде. Случаи, когда вуду есть, а лоа как таковых нет, просьба заносить в ту статью, а не в эту.

Литература[править]

  • В произведениях Жоржи Амаду действуют не только жрецы кандомбле, но и сами ориша периодически вселяются в баиянцев и вмешиваются в их дела.
  • «Ведьмы за границей» — здесь действуют и Суббота в необычном для себя амплуа воплощения не смерти, а жизни, даром что сам зомбяк. Хотя Барон Суббота еще идет как покровитель и защитник детей и любитель танцев, и Легба в виде самого обычного ручного петуха госпожи Эрзули Гоголь.
  • Нил Гейман, «Американские боги» — Барон Суббота является весьма значимым героем истории, не меньше, чем Мистер Нанси.
    • В экранизации барон, в частности, помогает Лоре сделать её бессмертие менее дефективным.
      • Посмертие, а не бессмертие. Так то она уже умерла и потихоньку гниет и однажды, на исходе жаркого лета она того, растечется лужицей и из нее вывалится зачарованная монета, и поднявшая Лору из гроба, если ничего не придумать.
  • «Посмотри в глаза чудовищ» — барон Суббота на деле оказался немецким оккультистом фон Зеботтендорфом. Или наоборот, тут как посмотреть.
    • Эпизодический персонаж Семен Великий в юности прошел выучку у могущественного унгана вуду на Сан-Доминго.
  • Алексей Пехов, «Под знаком мантикоры» — чернокожий дикарь Абоми, родом с Дождливого берега, поклоняется лоа.
  • Карина Шаинян, «Долгий путь на Бимини» — посвящено теме чуть менее, чем полностью: испанский нейрохирург от большого ума попал в Бароны Субботы к хитрожопым бокорам и теперь ищет способ избавиться от бессмертия, дарованного Источником молодости.
  • Исабель Альенде, «Остров в глубинах моря» — упоминается роль вуду в восстании черных рабов на Гаити. Главная героиня — вудуистка, а во время ритуальных танцев в нее якобы даже вселяются лоа.
  • Уильям Гибсон, трилогия Муравейника:
    • «Нейромант» — лоа ещё не проявляются в киберпространстве. Искины Уинтермьют и Нейромант ещё не слились, а тем более не раскололись на «лоа» после слияния.
    • «Граф Ноль» — лоа и унганы полным ходом наводят шороху…
    • «Мона Лиза овердрайв» — лоа выходят на связь редко и неохотно, зато появляется некая невиданная ранее Маман Бригитта. Формирующаяся из всех-лоа-вместе.
  • Екатерина Коути, «Невеста Субботы». О столкновении недоброй старой Англии и вудуизма жаркой Луизианы, только-только пережившей Гражданскую войну.
  • Дин Кунц, «Сошествие тьмы».
  • Грэм Мастертон, Devil in Gray — Джозеф Шрауд оседлан Шанго. Также одна женщина становится конем Йеманжи. Зря. Шрауд залез на стол и шарахнул по воде, которую она вызвала, молниями. Ему — ничего, а вот женщину убило.
  • Вадим Панов, цикл «Анклавы».
  • Тим Пауэрс, On stranger tides — очень много гаитянское вуду «левой руки», вуду колдунов-бокоров (жрецов вне общины), и его адепты регулярно призывают на помощь лоа.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

  • «Принцесса и лягушка» — поскольку действие мультфильма разворачивается в Новом Орлеане и его окрестностях, то Лоа присутствуют в кадре во всей красе, а главзлодей, бокор Доктор Фасилье, активно косплеит Барона Субботу и перевоплощается в него во время ритуалов.

Мультсериалы[править]

  • «Конан — искатель приключений» — здесь змей Дамбалла противостоит Конану и его команде, так как является одним из воплощений бога Сета.

Видеоигры[править]

  • Gabriel Knight: Sins of the Fathers, первая часть цикла point-and-click квестов от Sierra On-Line и Джейн Дженсен про живущего в Новом Орлеане потомка династии охотников за нечистью, на момент начала серии ничего не подозревающего о памяти предков. Стоп, говорите — Новый Орлеан? Можно даже не спрашивать, что за дело станет для главного героя первым.
  • Warcraft во всех инкарнациях — лоа поклоняются тролли, каковые суть неприкрытая гаитянская СФК. Особенно толсто намекает лоа смерти Бвонсамди.

Визуальные романы[править]

  • «Клуб Романтики», новелла «Паруса в тумане» — с лоа активно общается главная героиня Аделаида, и многие даже ей помогают.

Настольные игры[править]

  • Берсерк: вселенная магических битв — ультраредкий артефакт Менгир Каррефура явственно намекает на понятно кого. Учитывая, что в болотной стихии вообще и среди архаалитов (в чьей колоде Менгир обычно и лежит) в частности есть и бокоры, и хунганы — призывать его определённо есть кому.
  • «Равенлофт» — в домене Сурань, являющемся СФК Гаити и/или Луизианы, поклоняются лоа. Тёмный Владыка домена, некромант Антон Мисруа, также был причислен к лоа.
  • Mage:The Ascension — малая субтрадиция бата’а (зачастую причисляемая к Говорящим с грезами огулом) считает именно лоа источником своих сил.

Музыка[править]

  • Цикл «Гаити-63» Тикки Шельен.
  • Канцлер Ги — альбом «ВУДУ Tales» посвящён лоа и ориша чуть менее чем полностью. Исключения — песни о кукле вуду и о Мари Лаво.
  • Тол Мириам (Елена Ханпира), «Барон Суббота».
  • Группа «2rbina 2rista» активно эксплуатирует вудуистскую эстетику, а одна из песен посвящена персонально Барону.
  • Embassy of Silence, «Baron Samedi»
  • Хелависа, «Шей» — «Мама, что делать, его лоа слеп…» Заканчивается танцем с этим самым лоа.
    • Её же «Бес джиги» — заглавный бес, судя по описанию, подозрительно смахивает на лоа.

Реальная жизнь[править]

Примечания[править]

  1. Поэтому к приведённым ниже спискам персоналий нужно относиться с изрядной осторожностью и не править их почём зря — они основаны на открытых источниках, доступных любому европейцу.
  2. В разных вариациях он либо метаморф, либо же Эшу — название целого семейства разных духов схожей профессии и характера.
  3. От города Аллада — бывшей столицы народа фон. В других вариантах он назывался Ардра или даже Арда.
  4. В Европе даже действует сеть супермаркетов с таким названием, ни малейшего отношения к отечественному «Перекрёстку» не имеющая.
  5. Буквально «дядюшки с мешками» — в честь одноименного персонажа фольклора.