Афродита сама всех полюбит

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Время, которое довольно безжалостно поступило с другими религиями и культами, надежно изолировав их в забытых, редко навещаемых, затерявшихся в городских кварталах церковках и храмах, милостиво обошлось с Мелитэле. У Мелитэле по-прежнему не было недостатка ни в последователях, ни в покровителях. Ученые, анализируя популярность богини, обычно обращались к древнейшим культам Великой Матери, Матери Природы, указывали на связи с природными циклами, с возрождением жизни и другими пышно именуемыми явлениями. Друг Геральта трубадур Лютик, мечтавший стать авторитетом во всем мыслимом, искал объяснений попроще. Культ Мелитэле, говорил он, – культ типично женский. Мелитэле – патронесса плодовитости, рождения, она опекунша повивальных бабок. А рожающая женщина должна кричать. Кроме обычных визгов, суть которых, как правило, сводится к клятвенным заверениям, что-де она больше ни за какие коврижки не отдастся ни одному паршивому мужику, рожающая женщина должна призывать на помощь какое-либо божество, а Мелитэле для этого подходит как нельзя лучше. Поскольку же, утверждал поэт, женщины рожали, рожают и рожать будут, постольку богине Мелитэле потеря популярности не грозит. »
— Анджей Сапковский, «Последнее желание».

Как учит нас апостол и евангелист Иоанн, Бог есть любовь.

Как учит нас языческая (не в смысле непременно политеистическая, а в смысле — наивно-религиозная) логика, любовь тоже бывает разная. И богиня любви — да, именно и только богиня! богам-мужчинам и без этого есть чем заняться! — просто обязана отражать каждый её аспект. Не обязательно в одиночку — в конце концов, фэнтези-пантеоны для того и создаются, чтобы избежать характерной для реальных пантеонов двусмысленности в вопросе, где чья сфера влияния.

Характерные аспекты Афродиты в массовой культуре таковы:

Нетрудно заметить параллели с тремя ликами Гекаты, но всё же неполные, поскольку все эти архетипы практически не встречаются в чистом виде: и Прекрасная Дама может испепелить взглядом неверного поклонника, и пустоголовое Кисо научить спасительной мудрости, и Голодная Сука — нежно заботиться о своих детях и самоотверженно защищать их. Светлая женственность и тёмная женственность — Афродита воплощает и то, и другое, зачастую — одновременно, что, особенно в четвёртом типе, приводит нас к тропу «недобрый свет, незлая тьма».

Животные при богине любви обычно состоят милые и пушистые, но не без тёмной стороны, например, голуби или кошки. Также вокруг могут виться мелкие служебные духи — амуры и купидоны, чьи разящие в самое уязвимое место стрелы воплощают собой внезапность влюблённости.

А ещё бывает любовь человека к партии. И вот теперь — слайды!

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Шумеро-аккадская Инанна-Иштар — четвёртый тип (также почиталась как богиня-воительница: ей что боевой пыл, что любовный — всё едино) с частыми вкраплениями первого и редкими — третьего.
  • Греко-римская Афродита-Венера — густопсовый первый тип. В Троянской войне она как-то раз попыталась повоевать. Лучше бы не пыталась. Иногда выступает и как второй тип, в особенности по отношению к Эроту-Амуру.
    • Это почему это «лучше бы не пыталась»? Изначально Афродита была богиней одновременно любви и войны, ибо произошла от Иштар и финикийской Астарты. Под именем Афродита Арея она почиталась в Спарте и на Кипре. У остальных греков от такого случился небольшой диссонанс, поэтому Гомер в Илиаде подчёркивает, что Афродите не место на поле боя. Но самое смешное, что в Древнем Риме Афродита-Венера почиталась как прародительница римских императоров и опять же стала богиней войны. Так что да, в любви как на войне.
    • Немецкий сюжет (и одноимённая опера Вагнера) о повествуют о рыцаре Тангейзере, который семь лет жил в гроте с богиней Венерой, но потом пошёл в Рим спасать свою душу. Папа римский сказал, что скорее его посох расцветёт, чем такой грешник будет прощён. В балладе Тангейзер вернулся к Венере, а посох тем временем пустил побеги.
    • Гера активно косплеит второй тип, будучи по сути местной версией Серсеи Ланнистер (не только в плане секса с братом) — не больно умной, но пронырливой, властолюбивой и ревнивой, что, впрочем, при таком муже не удивительно. В латинской ипостаси Юноны она уже второй тип без оговорок — её эпитет Монета означает «советчица».
      • Нет, Геру не особо умной уж точно не назовешь, и на Серсею она не похожа. Вот на Висенью Таргариен еще возможно.
  • Египет подарил нам Хатхор в первом типе, Баст/Бастет в первом и немного втором, Исиду во втором и немного третьем и Таугэрт во втором и немного четвёртом.
  • В индуизме за всех отдувается супруга Шивы — первый тип в ипостаси Парвати, второй — Шакти, и четвёртый — Дурги-Кали. Впрочем, это в том индуизме, который практикуется в более-менее освоенных европейцами районах, а так — где два язычника, там три язычества…
    • Ла́кшми, супруга Вишну — не богиня любви; она богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Са́ра́свати — тоже; она богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. А вот апсары идут в четвертый тип.
    • Зато есть мужской аналог Эроса — Кама. По Южноиндийской традиции у Камы две жены: Рати-удовольствие и Прити-привязанность, младший брат Кродха-гнев, дочь Триша-страсть и сын Анируддха-беспрепятственный. Его лучший другом и вечный спутник — Васанта-весна, также спутником Камы считается Мара — демон-искуситель. Каму окружают и служат ему певцы, музыканты и танцовщицы в лице гандхарв (м) и апсар (ж). А еще он стреляет пятью любовными стрелами (символизируют пять чувств) и ездит верхом на попугае, который символизирует правду, поскольку повторяет только то, что услышал. И Кама же является умирающим и воскресающим богом (однажды Шива испепелил Каму взглядом своего третьего глаза за то, что тот осмелился выстрелить в него своей стрелой, желая вызвать у Шивы любовь к Парвати. В результате Кама получает имя Ананга, которое означает «без частей (тела)» или «бестелесный». По одной из гипотез легенда об испепелении Камы связана с попыткой объяснить этимологию тамильского слова «анангу» (одно из значений которого — мучительная любовная страсть). Впоследствии Шива, уступив мольбе Рати, сделал так, что Кама возродился в теле Прадьюмны.)
  • Скандинавская мифология — Фрейя и немного Сиф — первый тип, Фригг и немного Гевьон — второй, Сигюн — с фитильком третий. Причём есть небезосновательное мнение, что изначально Фрейя и Фригг были одним лицом (созвучие имён намекает) и разошлись только относительно недавно. А если верить Локи, то в четвёртый тип можно записывать всех асиний вообще, но вы больше верьте Локи.
  • Славянская Макошь — предположительно второй или четвёртый тип, но это неточно — банально недостаёт археологических данных. А широко известная по псевдославянскому фэнтези Лада — вообще симулякр, сконструированный историками в попытке приписать славянам столь же развитый и структурированный пантеон, как у эллинов или скандинавов, как они это понимали (в реальном язычестве унифицированного пантеона не было ни у скандинавов, ни даже у римлян с греками).
    • У западных славян — Жива\Сива, в нескольких средневековых поэмах описана как четвертый тип а-ля «демон похоти». ИРЛ, скорее всего, была вторым. Еще западные, в частности, полабские, славяне знали Подагу, Прию (Фрею? Скандинавия-то рядом) и Дзевану, но о них известно еще меньше, кроме того, что их средневековые книжники тоже скопом записали в четвертый.
  • Китайская Гуаньинь, она же японская Каннон — второй тип. Часто изображается с младенцем на руках, первые японские христиане даже маскировали под неё иконы Богоматери.

Литература[править]

  • Джеффри Чосер, «Кентерберийские рассказы» — первый из рассказов был о том, как в древности двое братьев-царей, посватавшихся к дочери Тезея, порешали разрешить свой спор в бескровном сражении (с деревянным оружием). Один брат обратился с молитвою о победе к Марсу, другой — к Венере. В битве победил тот, кто молился Марсу, но по завершении боя его лошадь понесла, упала и придавила всадника. Умирая от травм, он попросил невесту выйти замуж за другого, и они жили долго и счастливо…
  • Мария Семёнова, цикл «Волкодав» — аррантская Прекраснейшая, СФК Афродиты. Творит только добро, самое худшее — не подарит взаимности в любви.
  • Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке» — богиня Мелитэле воплощает первые три типа одновременно. Её обычно изображают в виде статуи с тремя лицами: молодой прекрасной девушки, замужней дамы и старушки-Матери.
    • То же самое можно сказать и о Фрейе, которой поклоняются на Скеллиге. Фрейя в принципе имеет с Мелитэле много общего.
      • А чего такого? Возможно, это одно и то же божество, только у разных народов зовётся по-разному.
  • «ПЛиО» — вера в Семерых. С одной стороны Матерь, олицетворение милосердия, доброты и заботы. Второй и третий тип. С другой — Дева, которая считается олицетворением красоты и невинности, покровительница влюблённых. Первый и третий тип. С фитильком и применительно только к народному семибожию, ибо по официальным церковным канонам Семеро — это равноправные и равночестные лики Единого Бога.
  • А. Белянин, «Меч без имени» — Катариада Базиливмейская, ярко выраженный первый тип, и Чёрная Сукка — четвёртый.
  • Ирина Коблова aka Антон Орлов, «Мир-ловушка» — богиня Нэрренират, ярко выраженная Голодная Сука. Точнее, в этом пантеоне сволочей она заведует движением поездов и эскалаторов, а здесь упомянута, потому что давным-давно назначила себе в качестве ежегодного жертвоприношения ночь любви с молодым парнем или девушкой. Обнаружить на своём теле именно её метку — невероятно клёвое проклятие. И не только потому что все её «жертвы» тоже получали от этого процесса божественное удовольствие. Самое главное — её избранники более не могли быть выбраны другими богами, которые в массе своей были любителями человеческих жертвоприношений. Однако очередная её жертва почему-то всё же решила пуститься в бега…
  • Метавселенная Рудазова:
    • Сложный случай. Выглядит Прекраснейшая стопроцентным первым типом, но это напускное — так-то она способна выписать эпические 220 любому архидемону. Во времена молодости Креола она склонялась в четвёртый тип (см. «Мифология и фольклор»), но сама же подсвечивает, что сильно с той поры переменилась. На Каабаре, который ей повезло заполучить в единоличное владение, её считают в первую очередь третьим типом, а персонально для Креола и его семьи она сыграла роль второго. Вот и думай тут.
      • Строго говоря, выписывает 220 не она, а гештальт, состоящий из двух богинь в одном теле, куда Прекраснейшая привносит неуязвимость, а Эрешкигаль — неотразимую спецатаку.
    • В парифатском пантеоне, состоящем из двадцати шести богов — Лилейна (первый тип с элементами второго) и Гильфаллерия (второй с элементами четвёртого). Любопытно при этом, что жена верховного бога Солара как раз не сюда — она этакая помесь Геры и Афины, ревнивая леди-воительница, олицетворяющая мощь Солнца.
  • «Хроники странного королевства» — Подчёркнуто, что боги одной и той же роли в разных мирах всего лишь перекликаются, как и близнецы не один и тот же человек. На Дельте первый тип — Мааль-Бли. А на Бете шархийская солнцеглазая Эрула, благословением коей так славился Эль Драко.
    • Ма-Хранительница у шархи — второй тип (имеет свою тёмную ипостась Фо, «впрочем, люди действуют так, словно вообще не видят разницы», именно за эту разницу прилетают обратки Максу Рельмо). А на Дельте — Мать Богов Пустыни, эпично проучившая отморозка-Харгана неуместной любовью.
  • Dragonlance — Мишакаль, почти чистый второй тип.
    • После отречения Паладайна Мишакаль, ставшей врио главы Светлого Пантеона, пришлось осваивать и военное амплуа.
    • В мюзикле из Такхизис сделали эдакую богиню-мать, что сразу передвинуло её в четвёртый тип с элементами второго — получилась почти классическая femme fatale. В книгах она тоже проявляла замашки (как минимум своим драконам она пантеонская мама, да и в соблазнении толк знает), но больше воевала за установление собственного мирового порядка.
  • «Князь Пустоты» — Ятвер, второй тип, покровительствует роженицам и рождению в принципе, а также бедноте, имеет множество последователей среди низших слоёв, изображается беременной, альтруистичность её культа не мешает ей в то же время называться Ужасной Матерью и строить козни против Келлхуса. Гиерра — четвёртый тип, при её культе существует храмовая проституция и именно её знак носят на своей руке все проститутки Сумны.
  • «Земные пути» С. Логинова — Амрита. На первый взгляд — первый тип. Но если вспомнить её генетические эксперименты… В общем, когда выясняется, что богиня неуязвима для любого вредоносного воздействия, но не для банального плевка в лицо, понимаешь, что какая-то справедливость в мире есть.
  • Андре Нортон, цикл «Колдовской мир» — Гуннора. Подробно не расписано, но по тому что есть (в частности — может сделать так, чтобы будущий ребёнок не унаследовал внешности отца-насильника) можно сделать вывод о принадлежности ко второму типу.

Сетевая[править]

  • Фонд SCP — есть несколько подобных богинь на содержании и Клавигар Ловатаар, избранная наложница и апостол Короля-Чародея Иона.

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

  • «My Little Pony: Friendship is Magic» — принцесса Каденс. Условно не богиня, однако учитывая её силы, весьма близка к этому. При первом своём появлении — первый тип, позже, после рождении дочери — уже второй тип.

Аниме и манга[править]

  • Danmachi — сама Афродита не появлялась, только упоминалась, но в сюжете эту роль играют Фрейя и Иштар. Последняя являет собой выраженный четвёртый тип (заведует кварталом удовольствий, все её последователи промышляют проституцией) а вот Фрейя — интересный гибрид первого и третьего (вроде бы гордая, величественная и благообразная дама… однако при этом поехавшая яндэрэ, желающая заполучить главного героя любой ценой, не гнушаясь ни физическим устранением конкуренток, ни организовать нашествие монстров на город).
  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — богиней любви собирается стать Рори Меркурий после своего апофеоза (из чего можно предположить, что на данный момент эта вакансия в пантеонах Фалмарта не занята). Какого типа божество получится из бывшего апостола Эмроя (бога войны и смерти, которому служит Рори) в облике готической лолиты с огромным топором, совмещающей в себе черты трикстера, рыцаря крови и «своей девчонки» — сказать сложно… но скучно никому не будет определённо.
  • Goblin Slayer — Мать-Земля, покровительница Жрицы. Второй тип, возможно с элементами третьего.

Видеоигры[править]

  • Вселенная The Elder Scrolls: в Девятибожии — Дибелла первый тип, Мара — второй и третий. На практике, как водится, всё несколько сложнее: так, например, у нордов у Мары явно проглядывается первый тип, а её функции главы пантеона перешли к Кин (Кинарет). А у йокуданцев Морва, явно ассоциируемая с Марой, является чем-то средним между вторым и четвёртым типом. А у бретонцев Дибелла имеет стойкие черты четвёртого. Черты четвёртого типа показывают у различных народов демоны-даэдра Мефала и, в меньшей степени, Боэтия. А вот у кошколюдов-каджитов, например, вторым типом выступает даэдра Азура, хотя Мару они тоже почитают (как именно — не совсем ясно).
  • Dark Souls — Гвинивер, богиня солнечного света, щедрости и плодовитости. Второй и третий тип.
  • Серия Thea — Лада, богиня любви, надежды, красоты и радости. Первый и третий тип, а во второй части прибавилось черт от второго. Весёлые свадьбы, красивые девушки и юноши, мир, гармония и почти всепрощение, лишь бы осознали ошибки и не повторяли впредь — это всё к ней. Но если кто-то мешает мирно сосуществовать или, упаси Мать-Земля, хочет разрушить мир, а убеждение не помогает, её последователи берут чего потяжелее и идут бить вражинам морды. Как она сама говорит: «Дорога к миру редко бывает мирной».
  • Genshin Impact — когда-то Царица была третьим типом, но увы, «У её народа не осталось больше любви к ней, как и у неё к своим людям». Причиной тому послужила трагедия пятисотлетней давности, теперь же она жаждет сделать всех счастливыми весьма радикальными методами.
  • God of War, часть третья — чуть ли не единственная, кого Кратос оставил в живых, да и то потому, что она ему ничего плохого не сделала. А вот ей захотелось поиграться... да так, что глядящие на это вот всё её служанки друг на друга набросились. Первый тип, без всяких-яких.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — знаменитая Ллосс, богиня-мать дроу — четвёртый тип с вкраплениями второго. Есть подозрение, что образ Такхизис в «Последнем Испытании» писался именно с неё — гораздо больше, чем с книжной Всебесцветной.
  • Warhammer во всех ипостасях — Слаанеш, бог(иня) перфекционизма и гедонизма, воплощающегося чаще всего именно в сексуальности. Тропнеймер четвёртого типа, однако иногда его/её заносит и в первый.
    • Второй тип в случае с эльдарской богиней Ишей (которую очень жаждал(а) пожрать (буквально) вышеупомянутый(тая) Слаанеш. Но Нургл уберёг и уволок бедняжку к себе. Такое себе милосердие, но всё же лучше, чем то, что сотворил(а/о) с ней бы Слаанеш).
  • Warhammer Fantasy Battles — в пантеоне людей Старого Света неким аналогом Иши (которая тут тоже есть как богиня, но не у эльдар, а у эльфов) можно назвать Рию, Мать-Землю, супругу Таала и мать бога морей Мананна, богиню семейной жизни, благополучия, здоровья, любви, плодородия и деторождения. Пикантность ситуации в том, что в давние времена (задолго до рождения Зигмара) Таал и Рия почитались как единое целое, известное как Ишнернос.
    • Слаанеша уже поминали... Причём в FB он как раз таки более ОН, чем ОНА.
  • Pathfinder — Шелин — первый тип, Саренрей — третий, Каллистрия — четвёртый.