Афродита сама всех полюбит
Для особо любопытных Статья с Wikitropes Божество любви – это прекрасное дополнение к нашему весьма экспрессивному мнению. Считаешь, что нам не хватает примеров? Можешь перенести и адаптировать! Твой орлиный глаз служит нам верой и правдой! |
« | Время, которое довольно безжалостно поступило с другими религиями и культами, надежно изолировав их в забытых, редко навещаемых, затерявшихся в городских кварталах церковках и храмах, милостиво обошлось с Мелитэле. У Мелитэле по-прежнему не было недостатка ни в последователях, ни в покровителях. Ученые, анализируя популярность богини, обычно обращались к древнейшим культам Великой Матери, Матери Природы, указывали на связи с природными циклами, с возрождением жизни и другими пышно именуемыми явлениями. Друг Геральта трубадур Лютик, мечтавший стать авторитетом во всем мыслимом, искал объяснений попроще. Культ Мелитэле, говорил он, – культ типично женский. Мелитэле – патронесса плодовитости, рождения, она опекунша повивальных бабок. А рожающая женщина должна кричать. Кроме обычных визгов, суть которых, как правило, сводится к клятвенным заверениям, что-де она больше ни за какие коврижки не отдастся ни одному паршивому мужику, рожающая женщина должна призывать на помощь какое-либо божество, а Мелитэле для этого подходит как нельзя лучше. Поскольку же, утверждал поэт, женщины рожали, рожают и рожать будут, постольку богине Мелитэле потеря популярности не грозит. | » |
— Анджей Сапковский, «Последнее желание». |
Как учит нас апостол и евангелист Иоанн, Бог есть любовь.
Как учит нас языческая (не в смысле непременно политеистическая, а в смысле — наивно-религиозная) логика, любовь тоже бывает разная. И богиня любви — да, именно и только богиня! богам-мужчинам и без этого есть чем заняться! — просто обязана отражать каждый её аспект. Не обязательно в одиночку — в конце концов, фэнтези-пантеоны для того и создаются, чтобы избежать характерной для реальных пантеонов двусмысленности в вопросе, где чья сфера влияния.
Характерные аспекты Афродиты в массовой культуре таковы:
- Гламурное Кисо. Воплощение юной свежести и физической привлекательности, мисс Фансервис всего пантеона и, шире, всей культуры поклоняющегося этому пантеону народа. Покровительница стереотипной романтической любви с бабочками в животе и радугой в отрыжке, приводящей к более или менее многочисленным, но никогда не влекущим неприятных последствий половым связям. Нередко экзальтирована аж до Шекспиру, норовит сама залезть в штаны понравившемуся самцу (и не только), частенько использует свою благосклонность, чтобы расплатиться за понравившийся макгаффин. Также воплощает собой всепрощение и занятие любовью вместо войны… которое быстро заканчивается, стоит кому-нибудь не признать, что именно эта богиня на свете всех милее.
- Пантеонская Мама. Серьёзная матрона, скорее всего — жена верховного бога. Олицетворение семейной любви, верности и материнской заботы, воплощение строгой, но рачительной хозяйки большого дома, в котором ничего не происходит без её ведома. Хранительница «традиционных ценностей», а то и каких-нибудь тайных знаний, зачастую богиня-целительница. Нередко изображается беременной.
- Прекрасная Дама. Попытка натянуть контрацептив на сову, выведя в нехристианском сеттинге воплощение христианской любви-агапэ. Возвышенная и недоступная для обладания кому попало, но готовая к самопожертвованию, скорее всего, именно она — та, ради которой ломают копья местные рыцари. Своим очевидно современным амплуа отчётливо выбивается из традиционной языческой картины мира, на чём умный автор не преминет сыграть, выведя эту богиню прелесть какой глупенькой инженёй на фоне бывалого и кое-что понимающего в жизни пантеона.
- Голодная Сука. Никакого подлаживания под изменившуюся мораль — это разнузданная оргиастическая богиня физического влечения, в честь которой устраивают групповушку на вспаханных полях, чтобы по принципу подобия накликать хороший урожай, и таким же способом выражают добродетель странноприимства. Наиболее древний образ, близкий к Матери Сырой Земле, воплощает в принципе любую способность к рождению и дарованию жизни, которую в книгах для разной школьности возраста политкорректно именуют «плодородием», и, как любая фертильная женщина, периодически устраивает окружающим встряску последствиями своей фертильности.
Нетрудно заметить параллели с тремя ликами Гекаты, но всё же неполные, поскольку все эти архетипы практически не встречаются в чистом виде: и Прекрасная Дама может испепелить взглядом неверного поклонника, и пустоголовое Кисо научить спасительной мудрости, и Голодная Сука — нежно заботиться о своих детях и самоотверженно защищать их. Светлая женственность и тёмная женственность — Афродита воплощает и то, и другое, зачастую — одновременно, что, особенно в четвёртом типе, приводит нас к тропу «недобрый свет, незлая тьма».
Животные при богине любви обычно состоят милые и пушистые, но не без тёмной стороны, например, голуби или кошки. Также вокруг могут виться мелкие служебные духи — амуры и купидоны, чьи разящие в самое уязвимое место стрелы воплощают собой внезапность влюблённости.
А ещё бывает любовь человека к партии. И вот теперь — слайды!
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Шумеро-аккадская Инанна-Иштар — четвёртый тип (также почиталась как богиня-воительница: ей что боевой пыл, что любовный — всё едино) с частыми вкраплениями первого и редкими — третьего.
- Греко-римская Афродита-Венера — густопсовый первый тип. В Троянской войне она как-то раз попыталась повоевать. Лучше бы не пыталась. Иногда выступает и как второй тип, в особенности по отношению к Эроту-Амуру.
- Это почему это «лучше бы не пыталась»? Изначально Афродита была богиней одновременно любви и войны, ибо произошла от Иштар и финикийской Астарты. Под именем Афродита Арея она почиталась в Спарте и на Кипре. У остальных греков от такого случился небольшой диссонанс, поэтому Гомер в Илиаде подчёркивает, что Афродите не место на поле боя. Но самое смешное, что в Древнем Риме Афродита-Венера почиталась как прародительница римских императоров и опять же стала богиней войны. Так что да, в любви как на войне.
- Немецкий сюжет (и одноимённая опера Вагнера) о повествуют о рыцаре Тангейзере, который семь лет жил в гроте с богиней Венерой, но потом пошёл в Рим спасать свою душу. Папа римский сказал, что скорее его посох расцветёт, чем такой грешник будет прощён. В балладе Тангейзер вернулся к Венере, а посох тем временем пустил побеги.
- Гера активно косплеит второй тип, будучи по сути местной версией Серсеи Ланнистер (не только в плане секса с братом)[1] — не больно умной, но пронырливой, властолюбивой и ревнивой, что, впрочем, при таком муже не удивительно. В латинской ипостаси Юноны она уже второй тип без оговорок — её эпитет Монета означает «советчица».
- Нет, Геру не особо умной уж точно не назовешь, и на Серсею она не похожа. Вот на Висенью Таргариен еще возможно.
- Египет подарил нам Хатхор в первом типе, Баст/Бастет в первом и немного втором, Исиду во втором и немного третьем и Таугэрт во втором и немного четвёртом.
- В индуизме за всех отдувается супруга Шивы — первый тип в ипостаси Парвати, второй — Шакти, и четвёртый — Дурги-Кали. Впрочем, это в том индуизме, который практикуется в более-менее освоенных европейцами районах, а так — где два язычника, там три язычества…
- Ла́кшми, супруга Вишну — не богиня любви; она богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Са́ра́свати — тоже; она богиня мудрости, знания, искусства, красоты и красноречия. А вот апсары идут в четвертый тип.
- Зато есть мужской аналог Эроса — Кама. По Южноиндийской традиции у Камы две жены: Рати-удовольствие и Прити-привязанность, младший брат Кродха-гнев, дочь Триша-страсть и сын Анируддха-беспрепятственный. Его лучший другом и вечный спутник — Васанта-весна, также спутником Камы считается Мара — демон-искуситель. Каму окружают и служат ему певцы, музыканты и танцовщицы в лице гандхарв (м) и апсар (ж). А еще он стреляет пятью любовными стрелами (символизируют пять чувств) и ездит верхом на попугае, который символизирует правду, поскольку повторяет только то, что услышал. И Кама же является умирающим и воскресающим богом (однажды Шива испепелил Каму взглядом своего третьего глаза за то, что тот осмелился выстрелить в него своей стрелой, желая вызвать у Шивы любовь к Парвати. В результате Кама получает имя Ананга, которое означает «без частей (тела)» или «бестелесный». По одной из гипотез легенда об испепелении Камы связана с попыткой объяснить этимологию тамильского слова «анангу» (одно из значений которого — мучительная любовная страсть). Впоследствии Шива, уступив мольбе Рати, сделал так, что Кама возродился в теле Прадьюмны.)
- Скандинавская мифология — Фрейя и немного Сиф — первый тип, Фригг и немного Гевьон — второй, Сигюн — с фитильком третий. Причём есть небезосновательное мнение, что изначально Фрейя и Фригг были одним лицом (созвучие имён намекает) и разошлись только относительно недавно. А если верить Локи, то в четвёртый тип можно записывать всех асиний вообще, но вы больше верьте Локи.
- Славянская Макошь — предположительно второй или четвёртый тип, но это неточно — банально недостаёт археологических данных. А широко известная по псевдославянскому фэнтези Лада — вообще симулякр, сконструированный историками в попытке приписать славянам столь же развитый и структурированный пантеон, как у эллинов или скандинавов, как они это понимали (в реальном язычестве унифицированного пантеона не было ни у скандинавов, ни даже у римлян с греками).
- У западных славян — Жива\Сива, в нескольких средневековых поэмах описана как четвертый тип а-ля «демон похоти». ИРЛ, скорее всего, была вторым. Еще западные, в частности, полабские, славяне знали Подагу, Прию (Фрею? Скандинавия-то рядом) и Дзевану, но о них известно еще меньше, кроме того, что их средневековые книжники тоже скопом записали в четвертый.
- Китайская Гуаньинь, она же японская Каннон — второй тип. Часто изображается с младенцем на руках, первые японские христиане даже маскировали под неё иконы Богоматери.
Литература[править]
- Джеффри Чосер, «Кентерберийские рассказы» — первый из рассказов был о том, как в древности двое братьев-царей, посватавшихся к дочери Тезея, порешали разрешить свой спор в бескровном сражении (с деревянным оружием). Один брат обратился с молитвою о победе к Марсу, другой — к Венере. В битве победил тот, кто молился Марсу, но по завершении боя его лошадь понесла, упала и придавила всадника. Умирая от травм, он попросил невесту выйти замуж за другого, и они жили долго и счастливо…
- Мария Семёнова, цикл «Волкодав» — аррантская Прекраснейшая, СФК Афродиты. Творит только добро, самое худшее — не подарит взаимности в любви.
- Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке» — богиня Мелитэле воплощает первые три типа одновременно. Её обычно изображают в виде статуи с тремя лицами: молодой прекрасной девушки, замужней дамы и старушки-Матери.
- То же самое можно сказать и о Фрейе, которой поклоняются на Скеллиге. Фрейя в принципе имеет с Мелитэле много общего.
- А чего такого? Возможно, это одно и то же божество, только у разных народов зовётся по-разному.
- То же самое можно сказать и о Фрейе, которой поклоняются на Скеллиге. Фрейя в принципе имеет с Мелитэле много общего.
- «ПЛиО» — вера в Семерых. С одной стороны Матерь, олицетворение милосердия, доброты и заботы. Второй и третий тип. С другой — Дева, которая считается олицетворением красоты и невинности, покровительница влюблённых. Первый и третий тип. С фитильком и применительно только к народному семибожию, ибо по официальным церковным канонам Семеро — это равноправные и равночестные лики Единого Бога.
- А. Белянин, «Меч без имени» — Катариада Базиливмейская, ярко выраженный первый тип, и Чёрная Сукка — четвёртый.
- Ирина Коблова aka Антон Орлов, «Мир-ловушка» — богиня Нэрренират, ярко выраженная Голодная Сука. Точнее, в этом пантеоне сволочей она заведует движением поездов и эскалаторов, а здесь упомянута, потому что давным-давно назначила себе в качестве ежегодного жертвоприношения ночь любви с молодым парнем или девушкой. Обнаружить на своём теле именно её метку — невероятно клёвое проклятие. И не только потому что все её «жертвы» тоже получали от этого процесса божественное удовольствие. Самое главное — её избранники более не могли быть выбраны другими богами, которые в массе своей были любителями человеческих жертвоприношений. Однако очередная её жертва почему-то всё же решила пуститься в бега…
- Метавселенная Рудазова:
- Сложный случай. Выглядит Прекраснейшая стопроцентным первым типом, но это напускное — так-то она способна выписать эпические 220 любому архидемону. Во времена молодости Креола она склонялась в четвёртый тип (см. «Мифология и фольклор»), но сама же подсвечивает, что сильно с той поры переменилась. На Каабаре, который ей повезло заполучить в единоличное владение, её считают в первую очередь третьим типом, а персонально для Креола и его семьи она сыграла роль второго. Вот и думай тут.
- Строго говоря, выписывает 220 не она, а гештальт, состоящий из двух богинь в одном теле, куда Прекраснейшая привносит неуязвимость, а Эрешкигаль — неотразимую спецатаку.
- В парифатском пантеоне, состоящем из двадцати шести богов — Лилейна (первый тип с элементами второго) и Гильфаллерия (второй с элементами четвёртого). Любопытно при этом, что жена верховного бога Солара как раз не сюда — она этакая помесь Геры и Афины, ревнивая леди-воительница, олицетворяющая мощь Солнца.
- Сложный случай. Выглядит Прекраснейшая стопроцентным первым типом, но это напускное — так-то она способна выписать эпические 220 любому архидемону. Во времена молодости Креола она склонялась в четвёртый тип (см. «Мифология и фольклор»), но сама же подсвечивает, что сильно с той поры переменилась. На Каабаре, который ей повезло заполучить в единоличное владение, её считают в первую очередь третьим типом, а персонально для Креола и его семьи она сыграла роль второго. Вот и думай тут.
- «Хроники странного королевства» — Подчёркнуто, что боги одной и той же роли в разных мирах всего лишь перекликаются, как и близнецы не один и тот же человек. На Дельте первый тип — Мааль-Бли. А на Бете шархийская солнцеглазая Эрула, благословением коей так славился Эль Драко.
- Ма-Хранительница у шархи — второй тип (имеет свою тёмную ипостась Фо, «впрочем, люди действуют так, словно вообще не видят разницы», именно за эту разницу прилетают обратки Максу Рельмо). А на Дельте — Мать Богов Пустыни, эпично проучившая отморозка-Харгана неуместной любовью.
- Dragonlance — Мишакаль, почти чистый второй тип.
- После отречения Паладайна Мишакаль, ставшей врио главы Светлого Пантеона, пришлось осваивать и военное амплуа.
- В мюзикле из Такхизис сделали эдакую богиню-мать, что сразу передвинуло её в четвёртый тип с элементами второго — получилась почти классическая femme fatale. В книгах она тоже проявляла замашки (как минимум своим драконам она пантеонская мама, да и в соблазнении толк знает), но больше воевала за установление собственного мирового порядка.
- «Князь Пустоты» — Ятвер, второй тип, покровительствует роженицам и рождению в принципе, а также бедноте, имеет множество последователей среди низших слоёв, изображается беременной, альтруистичность её культа не мешает ей в то же время называться Ужасной Матерью и строить козни против Келлхуса. Гиерра — четвёртый тип, при её культе существует храмовая проституция и именно её знак носят на своей руке все проститутки Сумны.
- «Земные пути» С. Логинова — Амрита. На первый взгляд — первый тип. Но если вспомнить её генетические эксперименты… В общем, когда выясняется, что богиня неуязвима для любого вредоносного воздействия, но не для банального плевка в лицо, понимаешь, что какая-то справедливость в мире есть.
- Андре Нортон, цикл «Колдовской мир» — Гуннора. Подробно не расписано, но по тому что есть (в частности — может сделать так, чтобы будущий ребёнок не унаследовал внешности отца-насильника) можно сделать вывод о принадлежности ко второму типу.
Сетевая[править]
- Фонд SCP — есть несколько подобных богинь на содержании и Клавигар Ловатаар, избранная наложница и апостол Короля-Чародея Иона.
Телесериалы[править]
- «Удивительные странствия Геракла» и «Зена — королева воинов» (1995)
- Собственно, Афродита. Эта взбалмошная мисс Фансервис, даже не будучи полноценной злодейкой, создала немало проблем главным героям и героинями своими божественными выходками.
- А в зеркальной вселенной за любовь ответственен Арес (на иллюстрации). Как ни странно, он гораздо добрее, чем Афродита из основной вселенной.
Мультсериалы[править]
- «My Little Pony: Friendship is Magic» — принцесса Каденс. Условно не богиня, однако учитывая её силы, весьма близка к этому. При первом своём появлении — первый тип, позже, после рождении дочери — уже второй тип.
Аниме и манга[править]
- Danmachi — сама Афродита не появлялась, только упоминалась, но в сюжете эту роль играют Фрейя и Иштар. Последняя являет собой выраженный четвёртый тип (заведует кварталом удовольствий, все её последователи промышляют проституцией) а вот Фрейя — интересный гибрид первого и третьего (вроде бы гордая, величественная и благообразная дама… однако при этом поехавшая яндэрэ, желающая заполучить главного героя любой ценой, не гнушаясь ни физическим устранением конкуренток, ни организовать нашествие монстров на город).
- Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — богиней любви собирается стать Рори Меркурий после своего апофеоза (из чего можно предположить, что на данный момент эта вакансия в пантеонах Фалмарта не занята). Какого типа божество получится из бывшего апостола Эмроя (бога войны и смерти, которому служит Рори) в облике готической лолиты с огромным топором, совмещающей в себе черты трикстера, рыцаря крови и «своей девчонки» — сказать сложно… но скучно никому не будет определённо.
- Goblin Slayer — Мать-Земля, покровительница Жрицы. Второй тип, возможно с элементами третьего.
Видеоигры[править]
- Вселенная The Elder Scrolls: в Девятибожии — Дибелла первый тип, Мара — второй и третий. На практике, как водится, всё несколько сложнее: так, например, у нордов у Мары явно проглядывается первый тип, а её функции главы пантеона перешли к Кин (Кинарет). А у йокуданцев Морва, явно ассоциируемая с Марой, является чем-то средним между вторым и четвёртым типом. А у бретонцев Дибелла имеет стойкие черты четвёртого. Черты четвёртого типа показывают у различных народов демоны-даэдра Мефала и, в меньшей степени, Боэтия. А вот у кошколюдов-каджитов, например, вторым типом выступает даэдра Азура, хотя Мару они тоже почитают (как именно — не совсем ясно).
- Альмалексия старательно корчит из себя второй тип. Получается… ну, то, что получается.
- Dark Souls — Гвинивер, богиня солнечного света, щедрости и плодовитости. Второй и третий тип.
- Серия Thea — Лада, богиня любви, надежды, красоты и радости. Первый и третий тип, а во второй части прибавилось черт от второго. Весёлые свадьбы, красивые девушки и юноши, мир, гармония и почти всепрощение, лишь бы осознали ошибки и не повторяли впредь — это всё к ней. Но если кто-то мешает мирно сосуществовать или, упаси Мать-Земля, хочет разрушить мир, а убеждение не помогает, её последователи берут чего потяжелее и идут бить вражинам морды. Как она сама говорит: «Дорога к миру редко бывает мирной».
- Genshin Impact — когда-то Царица была третьим типом, но увы, «У её народа не осталось больше любви к ней, как и у неё к своим людям». Причиной тому послужила трагедия пятисотлетней давности, теперь же она жаждет сделать всех счастливыми весьма радикальными методами.
- God of War, часть третья — чуть ли не единственная, кого Кратос оставил в живых, да и то потому, что она ему ничего плохого не сделала. А вот ей захотелось поиграться… да так, что глядящие на это вот всё её служанки друг на друга набросились. Первый тип, без всяких-яких.
Настольные игры[править]
- Dungeons & Dragons — знаменитая Ллосс, богиня-мать дроу — четвёртый тип с вкраплениями второго. Есть подозрение, что образ Такхизис в «Последнем Испытании» писался именно с неё — гораздо больше, чем с книжной Всебесцветной.
- Warhammer во всех ипостасях — Слаанеш, бог(иня) перфекционизма и гедонизма, воплощающегося чаще всего именно в сексуальности. Тропнеймер четвёртого типа, однако иногда его/её заносит и в первый.
- Второй тип в случае с эльдарской богиней Ишей (которую очень жаждал(а) пожрать (буквально) вышеупомянутый(тая) Слаанеш. Но Нургл уберёг и уволок бедняжку к себе. Такое себе милосердие, но всё же лучше, чем то, что сотворил(а/о) с ней бы Слаанеш).
- Warhammer Fantasy Battles — в пантеоне людей Старого Света неким аналогом Иши (которая тут тоже есть как богиня, но не у эльдар, а у эльфов) можно назвать Рию, Мать-Землю, супругу Таала и мать бога морей Мананна, богиню семейной жизни, благополучия, здоровья, любви, плодородия и деторождения. Пикантность ситуации в том, что в давние времена (задолго до рождения Зигмара) Таал и Рия почитались как единое целое, известное как Ишнернос.
- Слаанеша уже поминали… Причём в FB он как раз таки более ОН, чем ОНА.
- Pathfinder — Шелин — первый тип, Саренрей — третий, Каллистрия — четвёртый.
Высшие силы | |
---|---|
Светлые силы | Ангел (жуткий • опасный • прекрасный) • Афродита • Верховный бог • Гелиос и Селена • Гефест • Дед Мороз • Единый Бог (Бог-Творец, Дедушка на облаке) • Зевс • Посейдон • Мать-Земля, Отец-Небо • Небожители • Силы, Что Пребывают • Совет ангелов • Фэнтези-пантеон • … |
Нейтральные силы | Аид • Персонификация (Антропоморфная персонификация) • Всемогущий наблюдатель • Гермес • Дионис • Зверобог • Лоа и ориша • Ками (синигами) • Психопомп • Титаны • Древние боги • Шкала могущества богов • Котики … |
Тёмные силы | Анти-Бог • Арес • Архидемоны и архидьяволы • Безумный бог • Бог-Разрушитель • Демон (падший ангел) • Дьявол • Злой бог, злой дьявол • Злой Яхве • … |
← | Основы • Амплуа • Религиозные штампы |
- ↑ Гера не может быть срисована с Серсеи Ланнистер, либо кого-либо из других персонажей Мартина, как нам тут пытаются показать, хотя бы потому, что придумана за тысячелетия до рождения самого Мартина.