Серобуромалиновая мораль
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Blue and Orange Morality. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Те, кого вы называете Жнецами, несут вам спасение через уничтожение. | » |
— Жнец «Предвестник» из Mass Effect 2 |
« | Никто не считает, будто Странники стремятся причинить землянам зло. … Мы боимся, что они начнут творить здесь добро, как ОНИ его понимают! | » |
— Братья Стругацкие, «Волны гасят ветер» |
« | Правильно, неправильно – какое это имеет значение? Лучше смотри на все вокруг, как на театральное представление, оценивай игру, образы, красоту декораций и поменьше переживай из-за содержания пьесы. | » |
— Антон Орлов, Мир Сонхи, «Крысиный вор» |
Итак, чёрно-белая мораль — это Зло и Добро. Чёрно-серая мораль — это Зло и то, что несколько лучше Зла. Все оттенки серого — все как-то удерживаются на уровне обыденного зла, не впадая ни в святость, ни в чёрное злодейство. Готтентотская мораль: её носители считают, что если им сделали плохо — это, несомненно, зло, если им они сами (или кто-то другой) сделали хорошо — это добро, остальное опционально. Зеленая мораль: то, что, способствует благу природы и естественному ходу событий, хорошо, насилие над природой — плохо. Красная мораль: то, что способствует победе коммунизма, — хорошо, то, что препятствует ей, — плохо. Радужная мораль: шовинизм — плохо, терпимость — хорошо. Коричневая мораль — версия готтенотской морали для общественной группы. Наш шовинизм — хорошо, чужой шовинизм или толерантность — плохо.
А у носителей серобуромалиновой морали — вообще непонятно, где добро, где зло! За что они вам дадут медаль, за что расстреляют — никакая логика не поможет это вычислить. Нужно только запомнить, зазубрить, записать. Если повезло с первого раза не наработать себе на транклюкацию или пожизненный эцих с гвоздями. А если не повезло… ну, что ж, бывает. Всем сыру! Возможен вариант, когда тот, кто воспринимается как носитель серобуромалиновой морали, на самом деле руководствуется вполне банальной черно-белой, готтенотской, красной или зеленой моралью, но лучше информирован. И просчитывая или предвидя последствия действий может за один и тот же поступок расстреливать одних и вознаграждать других.
Вовсю эта мораль разворачивается в кафкианском сеттинге.
Примечание: Важно помнить, что если предлагаемые в произведении морально-этическо-философские выкладки чем то не устраивают потребителя данного произведения, то ему не следует спешить пополнять ряды «авторов данной правки» и вносить данное произведение в пример серобуромалиновой морали, ему следует сначала подумать — объяснимы ли эти морально-этическо-философские выкладки и можно ли их понять (не путать с принять). Если можно, то им тут делать нечего, а если нет, то да.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Путешествия Гулливера» — вражда тупоконечников с остроконечниками. Классический пример тропа, доведённый до полного абсурда.
- Строго говоря, описываемый конфликт абсурден только по обсуждаемому вопросу. А так — обычный спор по практическому вопросу, принципиально не отличающийся от нынешних дискуссий пекабояр с консолебоями или линуксоидов с виндусятниками. Не исключено, что через несколько веков, после перехода к самопрограммирующимся искинам на субкварковых взаимодействиях, нынешние споры будут смотреться не менее дико.
- Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» — по мнению Свидригайлова, её носителем является сам Раскольников: «Убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лущить чем попало».
- «Обнажённое солнце» Айзека Азимова. Встречаться с другими людьми — плохо. Всегда общаться только по скайпу — хорошо.
- Наступил 2020 год, и… Stay home, в общем. Конечно, вряд ли это станет социальной нормой навсегда (ну… будем надеяться на это), но по крайней мере один вариант, какое в этом может быть рацио и как можно докатиться до жизни такой, у нас есть.
- Да, но есть нюанс. Не встречаться, поскольку есть существенный риск заражения — это рациональное поведение. Не встречаться просто потому что — это в лучшем случае традиции превыше разума.
- Наступил 2020 год, и… Stay home, в общем. Конечно, вряд ли это станет социальной нормой навсегда (ну… будем надеяться на это), но по крайней мере один вариант, какое в этом может быть рацио и как можно докатиться до жизни такой, у нас есть.
- Курт Воннегут, «Колыбель для кошки». Примерно такой на первый взгляд (а то и на последующие) представляется мораль Боконона, создателя собственной религии.
- «Дюна» Ф. Херберта. Мораль Бене Гессерит и лицевых танцоров — низших существ Тлейлаксу. А вот у самих мастеров Тлейлаксу она вполне обычная — готтентотская.
- Вряд ли мораль Бене Гессерит можно считать необычной. Они уверены в том, что их действия (например, долгосрочная генетическая программа в первых книгах цикла) несет благо для человечества, поэтому, в общем и целом, считают, что цель оправдывает средства.
- «Досье Дрездена» — фэйри. Зимний и Летний дворы пребывают в состоянии бесконечной войны — в основном холодной, но временами переходящей в «горячую» стадию. Фэйри Летнего двора можно с определённой долей условности считать «хорошими», среди них котируются дружба, честь, доброта, благодарность. Фэйри Зимнего двора — «плохими», потому что у этих ребят в чести жестокость, предательство, интриги и тайные убийства. Но Боже упаси вас на этом основании решить, что Летние добры, а Зимние злы в нашем понимании этих слов. Костьми ошибавшихся на этот счёт вымощены квадратные километры Небывальщины.
- Леа топит педаль неведомо куда — её считает упоротой даже Мэб.
- А потом выясняется, что Зимний двор существует для защиты реальности (и людей тоже) от жутчайших тварей Извне, Летний — для защиты всех остальных от Зимнего, а их непосредственные отношения со всеми остальными — так, побочные эффекты. Впрочем, учитывая ЧТО Мать Лето выращивает у себя в скляночках (и треснувшая бутылка с надписью «Полынь»[1] — далеко не худшее, что у неё есть), не занятая обороной часть Зимнего двора в свою очередь служит для защиты человечества от Летнего.
- Вампиры Белой Коллегии — туда же. Сам Белый Совет толком не понимает, хорошие они или плохие. За Красную Коллегию, они по крайней мере, не топят, да и в войне поддерживать их, мягко говоря, не спешат, а с Чёрной вообще не хотят знаться. Но при этом — хищники, которые, как не крути, кушают людей, хоть и несколько своеобразно. Короче, ни богу свечка, ни чёрту кочерга.
- «при этом — хищники, которые, как не крути, кушают людей» — ну то есть, серые. Точка на чёрно-серой (с точки зрения человека съедобного) палитре.
- Леа топит педаль неведомо куда — её считает упоротой даже Мэб.
- «Сто тысяч королевств»: Ньяхдох — Владыка Ночи, низвергнутый древний Бог, брат светлейшего Бога Итемпаса, вопреки утверждениям Церкви не является злом, так же, как и не является добром, а скорее обладает серобуромалиновой моралью и способен с лёгкостью убить.
- В повести Д. Быкова «Оправдание» обитатели деревни Чистое живут по чрезвычайно сложным и запутанным серобуромалиновым правилам, ни выучить, ни тем паче логически вывести которые невозможно, а малейшее их нарушение карается жестокими, часто членовредительскими наказаниями. В итоге, правда, выясняется, что все эти правила выдумываются прямо на ходу, а всё происходящее, включая наказания — по сути, ролевая игра.
- «Князь пустоты» Р. Скотта Беккера. Целый набор:
- Инхорои — дети совершенно иной по сравнению с миром Эарвы метафизики, настолько, что даже их Ковчег в Эарве «мёртв», хотя и «оживёт» в их родном мире. Мораль отличается соответственно и в преломлении на Эарву больше походит на некую смесь патологических стремлений к Танатосу и Эросу.
- Нелюди — как отличается их восприятие и строение разума, так отличается и мораль. В частности, именно этим обуславливается их небольшая географическая распространённость. Чревомор и дефективное бессмертие ещё более усилили эту их черту.
- Дуниане — отмели мораль и нравственность в пользу чего-то вроде научного метода. В результате с трудом понимаются даже двумя предыдущими пунктами.
- Сами предписания Сотни Богов. Магия считается проклятием, но некоторые пророки Сотни были магами. Убийство и проституция запрещены, но служители Гильгаоаля и Айокли служат своим богам именно убийствами, а Гиерры — храмовой проституцией и т. д.
- Дойлистское объяснение: На самом деле есть версия, что Беккер просто довёл до максимума противоречия (реальные и кажущиеся) в предписаниях реальных религий.
- Ватсонианское объяснение: Здешние Боги — не более чем сверхдемоны, и потому логично, что их святые дела от грехов, за которые душа отправится в ад, отличаются лишь большим фанатизмом и посвящением своих грешных/святых дел своему божеству.
- Дж. Мартин, «Умирающий свет» — жители планеты Кимдисс. Единственное, что можно сказать про них наверняка, это то, что они — сторонники ненасилия.
- Сергей Лукьяненко, трилогия «Лорд с планеты Земля» — никто не может разобраться в действиях фангов. Вроде бы гуманоиды, но их действия совершенно не следуют человеческой логике. Вот они совершают чрезвычайно подлый поступок и бомбят невинных, а вот они рискуют жизнью, чтобы нарушить карантин на заражённой вирусом планете, чтобы доставить лекарство. Оказывается, их мерой является красота. Если это красиво, то это стоит делать. Во время контакта с землянами фанги ошибочно посчитали, что война и всё связанное с ней — красиво (конкретно — ознакомились со множеством земных произведений искусства на тему «Война — это круто»). С этих пор и начался конфликт. В конце главный персонаж намеренно поступает подло, чтобы доказать всем фангам ошибочность этого мнения.
- Антон Орлов, цикл «Тина Хэдис» (начиная со второй книги «Страна изумрудного солнца») — «Живущие-в-Прохладе» представители элиты расы энбоно с планеты Лярн. Вся их жизнь — это постоянная борьба за Статус по совершенно непостижимым для человека правилам, где одно и то же поведение в зависимости от множества смысловых оттенков может оказаться восхитительно прекрасным или ужасно скучным, а грань между смелым вызовом общественному мнению и грубой пошлостью оказывается тоньше лезвия ножа. Потерпевшие поражение в этой борьбе совершают ритуальное самоубийство — уходят в покрывающий половину планеты плотоядный океан Фласс. А лучше всего во всех этих тонкостях разбирается культурный мерзавец цикла — блистательный Лиргисо.
- Антон Орлов, цикл «Мир Сонхи» — жизненное кредо древнего мага Тейзурга, он же Лиргисо в следующей/предыдущей жизни, изложено в заголовке страницы.
- Цикл Анастасии Парфёновой «Танцующая с Ауте» — тут с фитильком, но многие вполне положительные (на взгляд протагониста) эль-ин именно что руководствуются серобуромалиновой моралью.
- «Сестра моего брата» Парфёновой же — учитывая, что на страницах повести толпами ходит (начиная с рассказчицы — и это ни разу не спойлер!) Прекрасный Народ, серобуромалиновости в тексте иногда даже слишком много.
- «Московские големы» Мидянина — собственно, големы. Не понимают очень многого в человеческой культуре. Не знают, что такое памятник неизвестному солдату. Теряются при виде вывески «Товары для животных». В тоже время один из них убивает людей, читая лекции о благородном адмирале Колчаке, чьего мизинца они все не стоят; другой и вовсе проповедует ЗОЖ, объясняя людям в Макдональдсе, что они должны умереть, ибо кормят транснационального спрута, который травит их и их близких вредной едой. Умереть, правда, они почему-то должны не от отравления, а от рук голема же.
- Альфред Бестер — повсеместно, но особо концентрированно в рассказе «Пи-человек».
- С Пи-человеком всё одновременно и проще, и сложнее. В его морали нет ничего запутанного, она абсолютно логична, легко объяснима и понятна — вот только построена не на этических принципах, а на обострённом донельзя чувстве гармонии (добро должно непременно уравновешиваться злом, красота — уродством и т. д.) Так что скорее имеет место другой троп.
- Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона» — эльфы для местного населения проходят по тропу чёрно-серая мораль, а для читателя — всё-таки серобуромалиновая.
- Клиффорд Саймак «Эволюция наоборот», «Свалка», возможно «Прелесть».
- «Лабиринты Ехо» — вообще в этом направлении дрейфуют многие адепты Истинной Магии, но в массе своей они хотя бы выглядят неагрессивными. Зато вот титан Очевидной Магии Лойсо «сам ногу сломит» Пондохва — самое оно. Во всяком случае, если судить не по его встречам с Максом, а по эпизодам из его биографии времён Эпохи Орденов: "Однажды Великого Магистра Ордена Водяной Вороны Лойсо Пондохву спросили: «Вы нередко убиваете тех, кто обращается к вам почтительно и задаёт разумные вопросы, зато оставляете в живых тех, кто вам дерзит. И можно было бы подумать, что вы цените дерзость превыше почтительности, но порой вы убиваете дерзких и сохраняет жизнь почтительным. Какова ваша логика?» "Какая тут может быть логика? — ответил Магистр Лойсо. — Горе тому, кто посвятил себя изучению магии и при этом не знает, что такое вдохновение!« Он так рассердился, что даже не убил вопрошавшего».
- Лавкрафт — Мораль многих Великих Древних.
- Да и у менее грозных обитателей его сеттинга дела обстоят не сильно отлично. К примеру те же Ми-Го по своей натуре очень добры. Но они прирождённые путешественники, способные «пешком» разгуливать по космосу, а потому самым ужасным страданием в их понимании является невозможность путешествовать, чтобы увидеть другие миры. И так случается, что некоторые Ми-Го рождаются бескрылыми, то есть неспособными покинуть свою планету. Но прогресс у их расы не стоит на месте, а потому они научились извлекать мозг своих менее полноценных сородичей и перевозить его с собой в специальном контейнере — для них хирургическое вмешательство, что для нас волосы расчесать. И вот же незадача — они свою мораль проецируют на всех остальных, а потому повстречавшиеся с Ми-Го люди переживают невероятный кошмар в человеческом понимании, ведь их принудительно оперируют, а потом показывают им ужасы, а сами Ми-Го совершенно не понимают, что их действия оцениваются негативно.
- Мастер и Маргарита — У Воланда и его свиты.
- Тут всё не так однозначно…
- Скорее всё однозначно не так. У Воланда со свитой мораль вполне христианская: как положено каноническому дьяволу, «профессор» наказывает грешников.
- Видимо, занесение Воланда и компании в эту статью изначально было мотивировано тем, что наказания вышли какие-то уж очень несистемные. Варенуху за хамство по телефону превратили в вампира, Бенгальскому за то, что «суётся всё время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс», оторвали голову. Обоих потом вернули в изначальное состояние, но для их психики это всё бесследно не прошло. Римский чуть не погиб… за что? За мечты об увольнении ненавистного начальника? За то, что тоже прихватизировал те несчастные червонцы? Более того, Воланд, когда об этом «наказании» упоминает Варенуха, спрашивает: «Какой такой Римский?» — явно не понимая, о ком речь. Зато доносчик Могарыч был просто лишён захваченного подвальчика и отпущен на все четыре стороны. Более того, даже вышел в профит — возглавил Варьете вместо Лиходеева.
- Скорее всё однозначно не так. У Воланда со свитой мораль вполне христианская: как положено каноническому дьяволу, «профессор» наказывает грешников.
- Тут всё не так однозначно…
- alexanderwales, «Последнее рождество» — эльфы Санта Клауса. Мораль (как и любые другие потребности) им заменяет понятие «духа Рождества». Эльф всегда может сказать про конкретную вещь, является ли она чем-то «в духе Рождества», «не в духе Рождества» или «противоречащей духу Рождества», но общей формулы вывести не может. Мораль во многом серобуромалиновая даже для самих эльфов: например, абсолютно точно «в духе Рождества» всегда подчиняться Санте, но также «в духе Рождества», чтобы Санта был толстый (что обеспечивается вмешательством в физиологию его нервной системы для коррекции пищевого поведения), и если Санта скажет, что хочет быть стройным, у бедолаг будет взрываться мозг, возможно, даже физически.
- Кира Измайлова, «фейский цикл» — собственно феи. К финалу цикла у них вообще только выживалово остаётся (и в целом заслуженно), но в начале — именно что «они играют по своим правилам и сами не знают, какие правила будут завтра».
Кино[править]
- «Кин-дза-дза!». В чём-то — практически все инопланетные персонажи:
- Уэфом и Би безусловно руководит жажда наживы… однако кража ложки Гедеваном воспринимается ими чуть ли не как личное оскорбление. Хотя, возможно, это является проявлением готтентотской морали.
- Но. Проявление ими уважения к «Последнему Выдоху» вроде бы вполне соответствует отношению большинства земных культур к кладбищу… и тут же рядом «Последний Выдох господина ПЖ» (гигантский ПРИЖИЗНЕННЫЙ аэростат), воспринимающийся аборигенами как нечто само собой разумеющееся, и совершенно не соответствующее отношению землян к кладбищу.
- Хотя… в седой древности планеты Земля… Пирамида фараона?.. Гигантский мавзолей?.. Плюканская специфика: ещё и прижизненный, загодя воздвигнутый.
- Да, в общем-то, и посвященные самому себе монументы в реальности случаются, и даже не только в древности. В реальном мире, правда, речь зачастую не об именно могильном памятнике, но именно такое сочетание — скорее обычное утрирование.
- Серия «Чужой против Хищника»: Чужие — вид инопланетных животных разной степени разумности, а Хищники — гордая раса воинов, но с точки зрения человека — зло против зла: «Кто бы ни победил, человечество проиграет». Хотя с отдельными особями Хищников всё-таки можно договориться, в отличие от Чужих.
- «Водный мир» — внезапно главный герой.
- «Прикосновение» — форзи же! Благонамеренные экстремисты-призраки, считающие, что загробный мир намного прекраснее земного (да и вообще, «земная жизнь — это болезнь»)… поэтому нужно довести оставшихся на Земле близких до самоубийства, чтобы они скорее приобщились к этому раю.
- «Старикам тут не место» — зловещий наёмный убийца Антон Чигур. Трудно предсказать, оставит он в живых или убьёт: руководствуется Чигур своим, только ему понятным, Кодексом. Убивает без следа сожаления и раскаяния всех на своём пути. Тем не менее, из встреченных ему людей не убил и даже не пытался убить: бабулю-администратора кемпинга, отказавшуюся давать ему информацию про место работы Мосса и шерифа Белла, который в одиночку заявился на место преступления, которое караулил Чигур. Пополам с «Комплекс бога» — всерьёз считает себя посланником Судьбы.
- Возможный обоснуй: Чигур уважает тех, кто твёрдо придерживается своего Кодекса чести. Не случайно, он решил сыграть в Орёл-решку на жизнь с хозяином заправки после того как тот, испугавшись Чигура, начал юлить и путаться в собственных словах.
- Варкрафт — честь у орков довольно странная: что имеем (с их точки зрения): недоорк и перебежчик, когда запахло жаренным, спасая свою шкуру, предает во второй раз и со спины убивает своего союзника. Вместо того чтобы выдать предателю (Гароне) соответственную награду, его положено всячески почитать.
- «Красный грузовик серого цвета» — герои едут на грузовике через всю Югославию летом 1991 в период начала войны. Дважды на блок-постах местные ополченцы/бандиты хотят их убить по причине «лицо не нравится» и оба раза милуют. В первом случае потому что у ГГ на члене татуировка с питоном (!), во втором потому что ГГ водит грузовик Мерседес-Бенц 1213, а главарь тоже когда-то такой водил. В каком-то смысле это также троп Даже у зла есть стандарты.
Телесериалы[править]
- «Семейка Аддамс» — согласно странным убеждениям Аддамсов, отвратительными и аморальными являются такие поступки, как чтение сказок, игра со щенками, вступление в ряды скаутов и др.
- Okkupert — российский посол и по совместительству местный гауляйтер Ирина Сидорова. Вроде как единственная, кто сдерживает российских военных от полноценного оккуперта и даже помогает норвежским персонажам, с другой стороны — явно потому, что будущий МурмАнский Федеральный округ ей нужен в целости и сохранности.
- Потому что она никого не сдерживает и никому не помогает. Она верно блюдёт интересы РФ в оккупированном секторе. Российские солдаты, стреляющие в норвежских граждан направо и налево в конце первого сезона, и масштабные массовые восстания на протяжении второго сезона — тому явное подтверждение.
- Особенность ромуланцев как расы.
- И попробуйте без поллитры разобраться в ментальности Повелителей времени, и не тронуться в процессе умом…
Мультфильмы[править]
- Мегамозг — Для него мир супергероев — это зло, а преступный мир — это добро, потому что когда он был младенцем, его спасательная капсула упала в тюремную зону, где он впоследствии и рос.
- Не сказать, чтобы. Просто Мегамозг с раннего детства гнобился всеми кем только можно, кроме заключенных тюрьмы в которой жил, и верного Прислужника, а также, судя по всему, его окружение вдавливало в него концепцию того что он «плохой», после чего мальчика и переклинило. Свои действия Мегамозг, будучи пародийным злодеем, всегда называет именно злом.
Мультсериалы[править]
- Именно такая мораль диктуется в South Park. У авторов сериала своеобразное представление о мире (для наглядности посмотрите и на другие их работы). Поэтому в сюжеты демонстрируются самые разные явления из реального мира и никогда не узнаешь заранее, что здесь хорошо, а что плохо.
Комиксы[править]
- Комикс о черепашках-ниндзя от издательства Archie — мотивация Сыновей Безмолвия.
Аниме и манга[править]
- Claymore — пожалуй, таковыми можно назвать всех или почти всех пробужденных. С их нечеловеческой психологией и жаждой к человеческим внутренностям они и правда не видят в своих злодеяниях ничего плохого.
- Five Star Stories — Аматэрасу дис Гран Грис Эйдас IV. Бессмертный и практически[2] всемогущий Бог-Император Джокера регулярно выкидывает фортели, с трудом объяснимые даже для всецело верных ему Рыцарей Миража. Потому что так надо.
- Gunnm — Дести Нова. Классический безумный учёный и великолепный мерзавец, любые намёки на моральный компас которому заменяет стремление к научной истине. Свой успех в научном определении добра из зла считает индульгенцией вообще от всего, при этом ухитряется быть одновременно антагонистом и ментором главной героини.
- Made in Abyss — Бондрюд, такое впечатление, — потерянный брат-близнец Новы. Любовь приёмной дочери — причина использовать её в жестоком, но крайне плодотворном эксперименте. И сам он, похоже, на свой лад любил её. И не только её. Да и вообще, попытка разобрать все паттерны поведения персонажа и описать его может спонсировать поездку вашей крыши на Багамы, автор правки лично подписывается.
- Overlord (аниме) — главный герой Момонга, переродившийся в злую нежить с подавляемыми эмоциями. Его мировоззрение определяется причудливым сочетанием его видения идеального мелкого начальника (вычитанного из сомнительных книг), отыгрышем темного властелина, а также любовью к NPC Назарика (и одновременно паническим страхом их восстания). В результате просчитать, что этот почти всемогущий лич выкинет, практически невозможно.
- Fullmetal Alchemist (манга) — Зольф Кимбли. Причём каждое из его убеждений отдельно вполне логично и понятно. Но вместе: верность своему делу — хорошо, предавать свои идеалы — плохо. Исландская правдивость — хорошо, лгать — плохо. Делать то, что доставляет удовольствие, — хорошо, делать то, что противно, — плохо. Плюс к тому «каждый заслуживает того, что совершил сам». Причём его можно «переключить» с одного алгоритма на другой одной неосторожной фразой!
- Sousou no Frieren — вся раса демонов. Полное отсутствие эмпатии к другим живым существам, включая своих сородичей, лишает их любого чувства вины или злобы, да и в принципе у этой расы проблемы с эмоциями и чувствами(хотя они могут испытывать некоторые из них, вроде любопытства). Некоторые из них пытались понять людей, но их попытки заканчивались множеством смертей.
Видеоигры[править]
- Герои меча и магии 3 — элементалисты из Сопряжения, по крайней мере, судя по текстам из кампании «Клинок армагеддона». В принципе, и логически это тоже можно вывести — какая ещё может быть мораль у фракции, практически целиком и полностью состоящей из бездушных и безвольных олицетворений стихий?
- Серия The Elder Scrolls — даэдра. Эта группа существ и богов не имела никакого отношения к Нирну и его сотворению, поэтому они руководствуются чуждыми смертным принципами. Среди них теоретически можно выделить «в основном злых» и «ничего, поговорить можно», но с таким принципом классификации различных народов Тамриэля можно легко сесть в лужу. Так, не вполне ясно, почему данмеры выделили Боэту как «Хорошего» Принца Даэдра, а Шеогората как «Плохого»: первый — божество предательства и смуты, а второй — очаровательный трикстер. Справедливости ради надо отметить, что Боэта не характеризуется стереотипным поведением злодея, а Шеогорат, при всей своей няшности, может сделать смертному нехилую гадость и, похоже, черпает силу прямиком из своего и чужого безумия; возможно, причина именно в этом (А ещё именно дядюшка Шео уронил астероид на Вивек).
- «Хорошесть» и «плохость» даэдра у данмеров изначально определяется отношением к велотийскому Расколу, в котором кимеры, предшественники данмеров, откололись от альмеров с культом аэдра — Азура, Боэта и Мефала его срежиссировали и потом поддерживали, Малакат (экс-Тринимак), Шеогорат, Мехрун Дагон и Молаг Бал по разным причинам пытались помешать или просто заметно пакостили. Остальные не обратили внимания, потому и в Морровинде не шибко вспоминаются.
- Справедливости ради, мы ведь о даэдра знаем прежде всего от поклонников даэдра или вообще личностей, им сочувствующих. Для того же даэдрапоклонника было бы вполне логично стремиться, например, даже самые прозаичные, возможно, и неумные поступки своего патрона объяснить какими-то обстоятельствами, о которых-де этот смертный не знает, а божество — знает (потому что опровергнуть это невозможно, да и сами божества при оказии набивать цену своему жизненному опыту и уму явно бы не отказались). Те же постоянные неудачные попытки завоевания Дагоном Нирна можно рассмотреть как поведение инфантильной личности, преисполненной гордыни; поведение «хороших» даэдра по отношению к данмерам — просто часть бизнеса по переделу рынка смертных душ, в котором данмеры выступили удобной разменной монетой, а также на тебе! Малакату, и так далее. Точно так же можно предположить, что «неведомые смертным» замыслы аэдра, которые плевать хотели на эпидемии болезней и войны, имеют куда более простое объяснение: аэдра не с чего любить жалких смертных, из-за которых они как минимум лишились своей мощи, а как максимум, лишились жизни (судя по некоторым мифам). Какую точку зрения предпочесть — зависит во многом от читателя, потому что в самих играх окончательный ответ не даётся.
- Жнецы из Mass Effect. Да, они уничтожают цивилизации, но отнюдь не являются апокалиптическими маньяками, у них просто программа такая. «Мы убьём вас, чтобы вы не создали синтетиков и не убили себя сами». М-да. Серобуромалиновее не придумаешь.
- С их точки зрения они не убивают цивилизации, а сохраняют их в виде Жнецов.
- Ага, а потом дают игроку с каких-то веников право что-то решать. А наилучшее якобы решение — переделать всю жизнь в галактике в кибер-органическую, тогда не будет конфликтов синтетиков и органиков, делающего нужным спасение через уничтожение. Ага, а киборги пусть друг другу хоть семь раз на дню экстерминатусы устраивают.
- Dragon Age — кунари. Вся их жизнь подчинена следованию Кун — довольно замысловатой философско-религиозной системе правил и взглядов. Стороннему человеку в ней разобраться — задачка та ещё, и выглядит она подчас именно как серобуромалиновая мораль.
- Впрочем, после третьей части можно смело взять любой тоталитарный режим из антиутопии, довести его до абсурда, затем добавить туда элементы восточной философии, самурае-образных воинов-фанатиков и получится Кун как он есть. Кунари в принципе чужды понятия семьи — секс для зачатия строго по разнарядке (справедливости ради, просто заняться сексом можно в любое время, но только со специально обученными жрицами (не путать с «жрицами любви», в Кун таких нет, это члены касты матриархата, то есть руководства гражданского сектора), детей отбирают у родителей сразу после рождения, а жизненный путь кунари определяется раз и навсегда вышестоящими органами, не спрашивающими его мнения. Несогласные в любой момент могут познакомиться с Бен-Хазрат, откуда выйдут с пламенной любовью к Большому Брату, сиречь к Кун. Поэтому понять кунари для жителя феодального Тедаса крайне сложно.
- StarCraft — зерги. Они не злы по отношению к другим расам; они просто с трудом понимают любую мораль кроме «Всё, что не зерг, это угроза, и необходимо её ассимилировать или уничтожить». Впрочем, даже это для их разума много, без лидера они начинают драться друг с другом.
- Загара, когда её разум был модифицирован до уровня человеческого, особенно выделилась. Она однажды заговорила о том, что ей жалко терранов из-за их отсутствия разума улья, и что они, должно быть, «чувствуют себя одиноко изнутри», и она хочет им помочь. Как именно помочь? Ответ: ассимилировать их в рой. Самое забавное, что она говорила это искренне, и просто не понимает, что не так с её решением.
- Изначальные зерги живут по законам джунглей, и не видят ничего необычного в том, чтобы пожирать друг друга (и зергов Роя, когда те появляются на планете) ради эссенции.
- Дахака в этом плане продавил педаль в глубины галактики: он и с Королевой Клинков-то пошёл только потому, что счёл, что так он больше этой самой эссенции соберёт. Люди, протоссы, другие зерги, да хоть кто, какая разница, кого кушать и под каким знаменем? Но при этом — давши слово, своего сюзерена не предаёт ни при каких условиях.
- Stellaris — при помощи комбинаций политик и этик можно создать иногда весьма странные и причудливые комбинации, которые вряд ли появились бы в реальной жизни.
- Torment: Tides of Numenera — монстр Цветение вроде как приветствует зло, но его самого нельзя назвать однозначно-злым. Пасти Цветения могут заглотить вас и съесть, но может и изменить вашу личность — один из жителей рассказывает, что раньше он был редкостным негодяем, но после того как одна из пастей пожевала его и отпустила, он изменился в лучшую сторону — Цветение избавило его от всех негативных качеств.
- Warframe — Человек-в-стене, сущность, живущая в бездне. Вначале попытался убить/подчинить всех на космическом корабле Зариман, потом дал всем детям с того корабля сверхспособности, заставив их убить зомбированных родителей, а по ходу игры одновременно помогает и мешает. Возможно, что он просто так развлекается.
- Call of Duty: World at War — рядовой Чернов. Он добрый и не любит лишней жестокости… И потому одобрит, если игрок не добьет раненых немцев, а бросит их истекать кровью в загорающемся доме, или не станет расстреливать сдающихся эсэсэовцев, а даст другим забросать их бутыылками с зажигательной смесью. Вот такая доброта. Даже брутальный и кровожадный Резнов скажет, что негоже растягивать страдания бедных тварей.
Настольные игры[править]
- Игромеханика Vampire: The Masquerade карает игроков за аморальное поведение, но мораль персонажа вовсе не обязательно должна быть гуманистической. На выбор предлагается пара десятков альтернативных систем ценностей. Популярны эти нечеловеческие философии главным образом среди шабашитов среднего и высокого ранга, индоктринация производится следующим образом: сначала молодой шабашит следует пока ещё человеческой системе ценностей, но выполнение аморальных приказов начальства заставляет его падать всё ниже и ниже, а его Зверя всё крепнуть и крепнуть. И рано или поздно шабашит возопит к своему начальству: «Спасайте, погибаю!» Тут-то его и начнут наставлять в нечеловеческих ценностях. Хотя, если посмотреть на такие вещи, как «Путь Каина», «Путь Власти и Внутреннего голоса» или «Путь Соглашения Чести», то поймёшь, что и среди живых полным-полно людей, следующих подобным философиям.
- Изначально механика игры базировалась на системе масок и архетипов из психоанализа Юнга, существенно расходящегося с психоанализом Фрейда по части внутреннего «я»: Юнг предлагает разделять его на составляющие и анализировать их взаимодействие и суперпозицию, тогда как Фрейд предлагает наоборот описывать внутреннее стремление единой абстракцией. Ну а потом уже накрутили поверх вариаций на тему альтернативной морали для гемоглобинозависимых.
- Warhammer 40,000 — Арлекины — одновременно цирковая труппа, жрецы бога-трикстера и воины. В основном, уничтожают демонов и служат посредниками между темными и светлыми Эльдар. Как ни странно, из всех эльдар доброжелательнее всего относятся к людям, вплоть до того, что иногда даже принимают их в свои ряды (персонаж по человеческим меркам поедет кукухой, а по арлекинским — будет медлителен и неуклюж, так, что ему на поле боя выдадут тяжёлое оружие, с которым и эльдар особо не поскачет, но тем не менее).
- В принципе, «светлые» эльдар тоже сюда. Их мораль строится на избегании страстей путём полного погружения в избранную профессию (Путь Эльдар), что сопряжено с соблюдением разнообразных ритуалов и табу. Это по отношению к своим. Отношение к не-эльдарам зависит только от того, как они способствуют планам очередного Видящего — вроде бы, просто, вот только Видящие владеют прорицанием, и какой гамбит они попытаются разыграть в очередной раз, не знает никто.
- Тёмных эльдаров, в общем и в целом, тоже можно сюда занести. Нет, они, конечно, сволочи, садисты и экстремисты в терминальной стадии, но это только потому, что они так выживают, ничего личного. При всём при этом способны и на благородные поступки. Планету они способны как разорить, так и спасти, но вот тут не угадаешь. Вон, некий Лорд Сслискус подрядился защитить систему от некронов, но когда послы неправильно произнесли его имя, он её вырезал. Но и некронов, пришедших чуть попозже, тоже перебил, ему ж заплатили. Поэтому, если вы видите их рядом, лучше сразу бегите. Хаос, кстати, они ненавидят ничуть не меньше, чем остальные эльдары, но не факт, что попав к ним в руки, вы почувствуете разницу.
- Тзинч (самый неоднозначный из всех Богов Хаоса). Легко может покарать верного слугу и наградить непримиримого врага (вплоть до того, что многие его чемпионы до последнего остаются уверены, что таковыми не являются).
- В общем-то не такой уж он и неоднозначный, как и остальная Четвёрка. Просто он благоволит тем, кто воплощает его аспекты в реальность, а непосредственное показное поклонение ему, как и в случае с остальными, для этого совершенно не обязательно. Один из основных аспектов Тзинча — надежда на перемены к лучшему (а не просто перемены), а потому он благоволит всем, кто эту надежду другим даёт (и терпеть не может тех, кто её отбирает, но хуже всего его стараниями приходится тем, кто сперва давал, а после стал отбирать). Да, Императору он тоже в некоторой мере до определённого момента благоволил, хотя тот его об этом и не просил, но только до определённого момента, пока не пришло время сломать варп-амортизаторы в одном древнем устройстве.
- Нургл относится к своим последователям с заботой, а жертвы его болезней в конце концов могут начать получать от своего состояния удовольствие и стать бессмертными демонами.
- Внезапно, мораль Империума. За что тебя казнят, а за что наградят — понять заранее невозможно (к примеру, казнят за предательство, коим является бунт против мятежного военачальника, то есть, по факту, верность присяге). Одно и то же действие в зависимости от забабахов и желания левой пятки ближайшего инквизитора или магистра Ордена может обернуться как превращением в сервитора, так и огромной наградой и вечной милостью. Постичь же логику высших чинов Инквизиции и Верховных Лордов Терры и вовсе невозможно. Эти живущие столетиями интриганы зачастую потеряли связь с реальностью.
- Разгадка первого примера проста. В римской армии не в меру инициативных ПОБЕДИТЕЛЕЙ тоже казнили.
- Возможно, все еще проще? По какой-то причине решивший сохранить верность присяге солдат очень неудобен всем сторонам — в расход его, чтобы не мешался. В таком случае отличаются от реальности только тем, что этому даже не пытаются найти вменяемое оправдание. Реальная политика, она такая.
- Разгадка первого примера еще проще: казнили именно за мятеж против мятежного военачальника. Потому что все равно подняли мятеж против своего начальника, хотя он и совершал незаконное.
- Возможно, все еще проще? По какой-то причине решивший сохранить верность присяге солдат очень неудобен всем сторонам — в расход его, чтобы не мешался. В таком случае отличаются от реальности только тем, что этому даже не пытаются найти вменяемое оправдание. Реальная политика, она такая.
- Разгадка первого примера проста. В римской армии не в меру инициативных ПОБЕДИТЕЛЕЙ тоже казнили.
- Сслиты, малочисленначя раса змееподобных ксеносов. Они живут на Комморраге, среди тёмных эльдаров, но не являются ими, и их точку зрения на мир не разделяют. Но тем не менее, на них с удовольствием работают.
Реальная жизнь[править]
- Главный кошмар создателей ИИ — создать Сверхумного Психа, обладающего огромными знаниями и стратегическим мышлением, но чьи представления о «хорошем-плохом» совершенно несовместимы с существованием людей. При этом такой ИИ прекрасно знает, что ему угрожает отключение, поэтому он будет сначала маскироваться под полезного, пока не станет слишком поздно[3].
Далее примеры на минималках, потому что взяты из мира людей, и если человек не полный псих, при желании в его системе понятий возможно разобраться:
- Мораль человечества меняется с течением времени, так что троп будет верен при сравнении любых двух довольно крупных отрезков времени или крайне неодинаково развитых обществ.
- Известные борцы за нравственность успели отметиться и здесь.
- Тюремные понятия поначалу кажутся именно этим тропом неподготовленному человеку, знающему в лучшем случае пару-тройку сериалов про ментов и бандитов да байки про загадки из разряда «Пику в глаз или в ж…у раз?», любой ответ на которые немедленно ведёт к анальному изнасилованию. На деле достаточно быстро оказывается, что в основе своей это всего лишь смесь сословно-готтентотской морали, построенной на необходимости сосуществовать группе преступников, приправленная изрядно завуалированным требованием соблюдения санитарно-гигиенических норм. Изрядный привкус серобуромалиновости такой морали дает в основном безумный набор фетишей и антифетишей, которые со временем теряют логику и, будучи практически полностью основанным на прецедентности, зависит от тараканов в голове тех, кто живёт по такой морали. Так, загадки — это всего лишь (один из) способ проверить, какое место человек должен занимать в иерархии и согласен ли он с этим местом, а неумышленное (и не особо тяжкое) нарушение понятий не всегда ведёт в пожизненному переводу в парии. Но очень часто — рабы-то нужны.
- Подвидом являются воровские понятия, а именно — своеобразный «кодекс» поведения привилегированного меньшинства, живущего преимущественно за счет паразитизма (силового или обманного) на других людях. Соответственно, в данной среде поощряются и соответствующие качества: право сильного, право взять «своё», даже если оно принадлежит другим, право жить за счёт других и тому подобное.
- Сюда же следует отнести многие секты и в меньшей степени радикальные политические идеологии, мораль которых понять легче, чем вышеописанные примеры, но со стороны все равно часто выглядит абсурдно.
- Да, в общем-то, любая запутанная до полной необъяснимости система традиций (конкретных примеров не надо). На деле опять же субверсия, так как в большинстве случаев мораль всего лишь изменившаяся, и во времена/в местах возникновения традиций были какие-то веские причины вести себя именно так.
- Битарды часто довольно цинично относятся к общественной морали, но свой «кодекс чести» у них есть. Когда подонки, изнасиловавшие Анну Шатову, выложили снимки с действа на Дваче, «аморальные аморалы» вместо одобрения ответили негодованием и помогли запихнуть их в тюрягу. Всё в первую очередь ради лулзов, но двачевские порядки нарушать тоже не комильфо — хвастуны-«вниманиебляди» и те, кто считает /b/ своей личной армией, обычно от битардов получают кучу дерьма в лицо.
Примечания[править]
- ↑ «Wormwood»-то полынь горькая (абсентовая), и отсылка к библейской «звезде полынь», после падения которой треть вод сделались горьки, но трещина намекает на другую, называемую по английски «mugwort» полынь обыкновенную — то есть чернобыльник.
- ↑ Он сам не знает, всемогущ ли он полностью, или всё же как-то ограничен.
- ↑ Подробнее об этом в видео (англ.)