Все уважают Диониса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Свидетели Диониса
« Где бог сисек и вина? »
— Тирион Ланнистер
«

О, как силён ты, добрый Вакх! Мы tuum regnum чтим в мозгах. Dum caput nostrum посещаешь, Оттуда curas выгоняешь.

»
— Песня христианских семинаристов
(полупародийная стилизация под античных классиков-язычников)

Когда этот товарищ подсаживается поближе, ароматно дыша винными парами, и с хар-ык!-терной заторможенностью интересуется: «Ты меня уважаешь?», то ответить отрицательно не придёт в голову даже трезвенникам и язвенникам. Потому что перед нами — сам небесный покровитель того, что нам сейчас предлагается употребить.

Все уважают Диониса — бога или небожителя, отвечающего за веселье, застолье и все вещества, которые обеспечивают первое во время второго. Трещащий наутро череп, засуха на Бодуне, трясущиеся руки, неизбежная деградация через несколько лет… вы о чём? Дионис несёт смех и радость, смывает любую печаль — протёртые спиртом струны души сразу настраиваются на мажорный лад. Глоток пьянящего напитка приносит вдохновение, которого ищут поэты и художники. А культ этого бога дарует свободу от обрыдлых социальных условностей, раскрепощая угнетённый ими народ в круговерти карнавальных мистерий. Король становится простолюдином, жрец мирянином, женщина мужчиной, эльф гоблином и наоборот — да сам факт того, что хоть раз в году такое возможно, пьянит не хуже вина! А развесёлые сатиры и фавны, сопровождающие представление игрой на свирелях? А прекрасные и доступные менады и вакханки? Истинно, истинно сказал классик: жить хорошо, а хорошо жить — ещё лучше!

Хорошо, да не дюже.

Потому что «культурным употреблением» Дионис не ограничивается — это бог экстаза, в том числе шаманского, а выпивка и музыка — всего лишь средство его достигнуть. Ницше, когда был ещё не ополоумевшим от собственной гордыни маразматиком, а годным мыслителем, подметил эту специфику дионисийского (медиумичного, экстатического, хаотического) начала в искусстве как противоположности аполлонического (рационального, иерархичного). Но в искусстве ладно — а если в жизни? Сами вообразите себя на месте какого-нибудь Орфея, на которого несётся эта разнузданная пляшущая круговерть. Влиться в неё даже поневоле — ещё меньшее зло, в худшем случае очнёшься в стоге сена ублёванный и без портов. Отказаться — куда страшнее, потому что если даже смертный собутыльник может с пьяных глаз сорваться в поножовщину, то уж бессмертный… Живой (то есть, уже не живой, конечно) пример — тот самый Орфей, которого обиженные невниманием вакханки растерзали на куски, предварительно (и хорошо если только предварительно!) изнасиловав.

Так выпьем за моральную неоднозначность!

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Собственно, эллинский Дионис и его римский двойник Вакх/Бахус. Амплуа в пантеоне — богатый безработный дурак, которому даже трон на Олимпе достался по блату (Гестия взяла самоотвод, и Зевс протащил на вакантное место самого любимого бастарда). На самом деле Гестия если и уступила место Дионису, то только чтобы сдержать его самого — изначально безобидный бог вина был хтоническим олицетворением безумия, с культом которого много лет боролись власти. В итоге решили последовать тактике «не можешь победить — возглавь» и потихоньку отмыли Диониса от его страшной ипостаси. Из посвящённых ему мистерий в Древней Греции возник театр[1], а позднее из них же, очищенных от совсем уж явных примет идолопоклонства, выросла вся средневековая культура карнавала (любознательным и студентам-филологам гуглить труды Михаила Бахтина — сама фамилия уже слегка намекает).
  • Шумерская Нинкаси — богиня пива.
  • Скандинавский Эгир. У кого попало в доме асы бухать не стали бы.
    • И бог-поэт Браги (само имя уже как-то намекает). Да, по функциям он ближе как раз к Аполлону, но… все помнят, что метафорой поэтического таланта в Скандинавии служил хмельной мёд? Вот его-то хранить Один Браги и доверил.
  • Прекрасный Народ может выступать этаким коллективным Дионисом — запляшут, запоют и с собою уведут, а если посчастливится вернуться — будешь рассказывать такое, что на трезвую голову точно не придумается. И это не говоря о том, что будет, если сам в их стране что-нибудь съешь или выпьешь!
  • В стандартной христианской мифологии такие черты имеет святой Патрик, причём в основном за пределами того острова, с которым ассоциируется. Потому что ирландец, не пьющий пива — оксюморон по сути.
  • Ну и наконец, не забудем, что сам Иисус Христос своё первое в земной жизни чудо совершил не где-нибудь, а на свадьбе в Кане, умножив вино, с количеством которого просчитался тамада. Пуритан, потрясающих призывом святого Серафима Саровского «не иметь в доме не то что вина, но даже посудины винной», тыкать носом в Ин. 2:1-11 до полного окосения. [2]
    • Это же касается и любви определённой категории лиц упирать на то, что-де Христос никогда не смеялся. На упомянутой свадьбе Он, по такой логике, должен был сидеть, сверля пьющих сотворённое Им вино суровым каменным взглядом.
    • Более того: когда на апостолов сошёл Святой Дух и те начали проповедовать Христа на языках, которых раньше не знали, то не вдуплившие фишку евреи подумали, будто они просто перепились. То есть, радость встречи с Создателем даже по тексту Библии сравнивается с подъёмом духа от выпивки.
    • Тот факт, что в качестве Своей крови на Тайной вечере Христос благословил именно вино, к тропу не относится. Но следует отметить, что литургия, без уважительной причины служимая на эрзацах вроде виноградного сока, может быть расценена как еретическая.
  • Встречается мнение, что распространённая детсадовская считалочка «Эни-бени рики-факи, турба-урба сентябряки, деуc-деуc краснодеуc, бац» уходит корнями в хулиганское творчество семинаристов и представляла собой застольный гимн этому самому Дионису: «Deus, deus, crassus deus Bacchus!»

Театр[править]

  • «Фауст» Гуно — Мефистофель протыкает шпагой нарисованный на стенке кабака бочонок и просит «господа Бахуса» излить вино, что тут же и происходит. Однако набожность местной алкашни чертяка недооценил — парни, увидев такое язычество, мигом протрезвели и взяли наизготовку всё, что могло сойти за крест.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Метавселенная Рудазова — на Парифате почитается Люгербец, бог еды и питья. Жертвы в его храмах предписывается не возлагать на алтарь, а употреблять самостоятельно, а в его праздник всем, даже детям, полагается выпить хоть каплю вина (нет, вы всерьёз думаете, что кто-то буквально ограничивается одной каплей?)
    • Бывший Тёмный Господин Паргорона Гламмгольдриг — в некотором смысле злой двойник Люгербеца. Будучи Желудком Древнейшего, олицетворял именно низменные инстинкты, и в первую очередь, разумеется, голод и жажду.
    • В «Паргоронских байках» раскрывается, что сам Древнейший, Бог-Творец Паргорона, в начале своей божественной карьеры тоже был всего лишь богом виноделия и винопития, но потом раскачался.
  • Генри Лайон Олди — ахейский цикл раскрывает тему дважды.
    • В «Герой должен быть один» эпизодического Диониса и впрямь все любят, порой с ним закладывая.
    • А вот в первой книге «Внука Персея», где показано, как молодой Вакх ещё только лезет на Олимп… В общем, оказывается достойным представителем Семьи. И вообще довольно жутеньким типом, хоть и обаяшкой.
  • А. Говоров, «Алкамен, театральный мальчик» — описан быт храма Диониса (которому и принадлежит заглавный герой) и театра при нем. Храм очень почитается верующими.
  • Сергей Лисочка, «Хроники ицкаронской Стражи» — Недоперепил, покровитель виноделия и пивоварения, пьянства, веселых застолий, а так же аптекарей. Изображается как полный человек средних лет в испачканной вином одежде и испитым лицом. В руке у него кувшин с вином или бочонок с пивом. В его храме бьет вином фонтан и каждый страждущий может припасть к нему. Впрочем, вино можно пить только в самом храме, кроме того, красное полусухое не всем нравится.

На других языках[править]

(link)

«Во славу Вакха» на текст из Carmina Burana (да, там не только мрачная O Fortuna!)
  • Средневековый сборник Carmina Burana: поскольку писали это студенты, любившие выпить, есть там и немало славословий Вакху (аллегорических, конечно — в глубоко католической Европе никто ему всерьёз не поклонялся).
  • «Хроники Нарнии» — здесь ватага Диониса, что характерно, всецело предана Аслану и после победы над Миразом вносит в армейский порядок его королевства животворящий глоток свободы. Позиция Льюиса понятна: не следует враждебно относиться к вину и к той радости, которую оно может дарить в минуты заслуженного торжества. И одновременно в коротком диалоге героинь автор даёт понять, сколь опасным считает алкоголь, когда тот не сочетается с рассудительностью и нравственными принципами (которые, по убеждению Льюиса, и воплощает Аслан):
«

— Освежимся! Освежимся! — взревел старик. Все начали есть, и в каких бы вы ни побывали теплицах, вы нигде не найдете такого винограда. Девочки никогда раньше не ели вволю по-настоящему хорошего винограда, крепкого и тугого снаружи, разрывающегося во рту прохладной свежестью. Здесь его было более чем достаточно, и вовсе не надо было соблюдать правил поведения за столом. Везде были липкие и испачканные пальцы, и хотя все рты были полны, не прекращался ни смех, ни крики фальцетом "Эван, эван, эвоэ-э-э-э"… В этот момент взошло солнце, а Люси вспомнила что-то и шепнула Сьюзен: — Сью, я знаю, кто они. Юноша с диким лицом — Вакх, а старик на осле — Силен. Помнишь, как давным-давно мистер Тумнус рассказывал нам о них? — Да, конечно. Но я скажу тебе, Лу… — Что, Сьюзен? — Я бы не чувствовала себя спокойно с Вакхом и его дикими девушками, если бы мы встретились с ними без Аслана. — И я тоже, — согласилась Люси.

»
— «Принц Каспиан»
  • Творчество Карлоса Кастанеды, где употребляемые главным героем вещества зачастую персонифицируются. Намеренно подано как «может, магия, а может, реальность» — очень уж одинаковые у разных шаманов случаются приходы.
  • Discworld — Бибулус (в официальном переводе — Запой), бог вина, который получает весь кайф от выпивки, и Билиус (в нём — Перепой), о боже[3] похмелья, который, собственно, мучается похмельем за Бибулуса. Впрочем, один раз волшебники умудрились его опохмелить. И бог вина почувствовал, как всё выпитое сурово просится наружу…
  • Рик Риордан, «Перси Джексон и олимпийцы» — мистер Д, поставленный директором лагеря полукровок с запретом на алкоголь и выращивание винограда в качестве наказания.

Телесериалы[править]

  • True Blood — второй сезон. Менады-вакханки, жрицы Диониса, вечно ждут вечного жениха (пародия?). А пока ждут устраивают трэш, угар и содомию с человеческими жертвами.
  • «Волшебники» — Дионис является заядлым тусовщиком и даже подменяет почившего бога Эмбера.
  • «Легенды завтрашнего дня» — Дионис является «королём вечеринок» в одном американском ВУЗе под именем Дион. Победитель конкурса получает возможность испить из чаши Диониса и получает божественные силы на сутки. Дионис не желает воссоздания ткацкого станка судьбы, так как он — бог хаоса и веселья, а в упорядоченном мире веселья быть не может.

Видеоигры[править]

  • TES — Сангвин, даэдрическй принц кутежа и разгула. Причём одними весёлыми пирушками его юрисдикция не ограничивается, но больше всего он известен именно ними. И квесты у него довольно весёлые.
    • Внезапно, но каджиты называют Сангвина богом крови, а функции покровителя бухла наркоты у них выполняет Шеогорат.

Музыка[править]

  • Да кто ж его, Бахуса, не любит среди металлистов и фолк-рокеров! Часто в сочетании с сатирами и фавнами.
    • Corvus Corax — Bacchus
    • Daemonia Nymphe — Hymn to Bacchus, The Bacchic Dance of the Nymphs и др. Группа тематическая, так что есть и про всех других греческих богов.
    • Omnia — Call Me Satan. Викканский рогатый бог перечисляет, что его среди прочего называют Дионисом, Паном, сатиром, и даже на «сатану» не обижается.
    • Theatre of Tragedy — Bacchante
    • Therion — From the Dionysian Days. Песня про вакханок, фавнов и оргии, прославляющая Диониса. На ту же тему — Via Nocturna, но там аналогичную роль играет Пан.
    • Trobar de Morte — In Laudem Bacchi (положенный на музыку текст из Carmina Burana, см. выше)
    • Type O Negative — In Praise of Bacchus. Субверсия: лирический герой, напившись, печально изливает Бахусу (то ли реальному, то ли символическому) свои проблемы в личной жизни.
  • «Тролль гнёт ель», группа, чьё творчество — сплошная реклама алкоголя, постоянно представляет любимый напиток в виде сверхъестественной силы — божества, «конунга», покровителя монахов. И, конечно, возносят ему хвалы!

Настольные игры[править]

  • Warhammer во всех ипостасях — с прикрученным фитильком Слаанеш, покровительствующая искусствам и любым удовольствиям — и как раз-таки в предельно дионисийском их изводе.
  • Pathfinder — Кайден Калин, бог выпивки и покровитель таверн. Не помнит, как стал богом, потому что в это время был в стельку пьян, свидетели говорят что на спор.
  • Magic The Gathering — Ксенаг, Бог Разгула.

Примечания[править]

  1. Именно поэтому участие и посещение театральных представлений долгое время считалось в христианстве грехом. Потом театр секуляризовался и из языческого обряда превратился в развлечение, но инерция восприятия оставалась ещё долго.
  2. Хотя есть мнение, что «вином» Серафим Саровский, назвал водку или имел ввиду «зельено вино», т. е. алкашку (скорее всего, опять же, водку), настоянная на травах, а настаивали много на чем и не только ради вкуса и запаха — даже на табаке настаивали, чтобы в голову шибало мощнее. Современниками Христа она воспринималась бы примерно так же, как сейчас воспринимается смесь антифриза и тройного одеколона.
  3. Именно что не просто god, а ohmygod.