Никто не любит Ареса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Будет сидеть и скулить! Душа переметная, смолкни! Всех ненавистней ты мне из богов, на Олимпе живущих! Милы тебе только распри, кровавые войны и битвы. Матери дух у тебя, — необузданный, буйно строптивый, Геры, которую сам я с трудом укрощаю словами. Думаю, ты и теперь пострадал от ее же советов

»
— Зевс, Илиада

У нас так сложилось исторически, что никто не любит Аида, ибо бог смерти и подземного мира (ну и что, что он как раз был в пантеоне единственным нормальным богом). Но неужели у нас будет только один бог на все злодеяния? Так, что ещё можно считать однозначным злом? Гром и молнии? Вроде бы да, но это всё-таки достаточно редкие явления. Плодородие? Вы смеётесь? Война? Да, именно так!

Ну в самом деле, какой ещё кандидат может быть лучше, чем бог войны? Ведь где совершают больше злодеяний, проявляют больше жестокости и получают больше травм психики, как не на войне? Чему философы и писатели посвятили так много трудов, причём как об ужасах войны, так и о её пользе? Причём тут диапазон может быть весьма обширен. Хотите — делайте злодея со стандартами, который восславляет отвагу, мужество, дисциплину и находчивость и не приемлет нападение на слабых и беззащитных. Можно сделать этакого спортсмена, который устраивает войны ради зрелища, а избиение младенцев будет пресекать не по доброте душевной, а потому что так неспортивно. А можно сделать шизоидного отморозка, способного на любое злодеяние и требующего от воителей того же самого. В идеале он устроит мир вечной войны, где битвы будут становиться всё масштабнее и кровавее. И горе тем, кто не способен жить по правилам этого чудовища.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • Шумерская мифология. Бог войны (а также иных бедствий, связанных с массовой гибелью людей) Эрра-Нергал попытался истребить человечество.
  • Античная мифология. Арес изображается сущим негодяем, в противовес Афине — богине справедливой войны и доблести. (На взгляд современного читателя там все хороши).
    • Есть у Ареса и свои стандарты: он добрый отец и никогда никого не насиловал.
    • Аверсия с римским Марсом, благо, его история весьма запутанна: изначально он был одним из трёх высших римских богов (вместе с Юпитером и Квирином) и покровительствовал земледельцам и скотоводам. Хотя о военных победах тогда молили всю верховную троицу, основным атрибутом Марса был именно щит, так что можно предположить, что он «отвечал» именно за защиту своих земель. Затем, уже после Карфагена, когда началось римское завоевание Греции[1], его начали отождествлять с Аресом, он утратил своё положение на вершине пантеона и превратился в бога такой войны, какой она видится из Рима: где-то там далеко наши героические легионеры героически превозмогают и побивают всяких варваров, принося Риму славу и процветание, поставляя на рынки рабов и всякие диковины, а на арены — экзотических гладиаторов. Неудивительно, что к концу I века нашей эры в легионах распространились мистерии Митры: если митреумы были найдены возле многих стоянок легионов, особенно в приграничных областях, то Марс «жил» почти исключительно в Риме.
  • Египетская мифология — зигзаг. Богиня-воительница Сохмет — дама в целом благая, иногда даже целительница, но мощь Солнца, которую она воплощает, на границе с пустыней (каковой Кемет является чуть менее, чем полностью) вещь ой какая амбивалентная…
  • Германская мифология. Аверсия в случае с Тюром/Тиу, который изображается отважным и самоотверженным (пожертвовал рукой ради блага других богов). Да и вообще для викингов война — мать родна.
  • Ацтекский бог войны Вицлипуцли Уицилопочтли вполне себе героически был занят вечной битвой с космическим злом, не давая ему остановить и сожрать солнце. Не любили его все остальные индейцы, потому что для отправления обязанностей этому персонажу требовались постоянные жертвоприношения. Человеческие. Из военнопленных.
  • Славянская мифология. Перуна простой народ не сильно жаловал, так как Перун считался княжеским богом. Ему приносили человеческие требы, предположительно у него был властный и самодурственный характер.
    • Ну, княжеским богом он мог сделаться только после того, как княжеская власть возникла и укрепилась. Вера-то по-любому древнее. Скорее всего, первоначально был ближе к скандинавскому Тору, почитался как небесный воин, защитник от нечисти. Достоверно теперь не узнать — своих Снорри Стурлуссонов в Киеве не завелось.

Литература[править]

  • Рик Риордан, «Перси Джексон и Олимпийцы» — Арес и Афина.
    • С прикрученным фитильком, поскольку никакие они не злодеи, а просто козлы, да и то, не для всех — своих дочерей вон, искренне любят и порвут за них хоть весь Совет Богов.
    • Аверсия — римский Марс обожаем, почитаем и уважаем римским лагерем героев, и быть его потомком в Риме круто.
      • Впрочем Марс, в сравнении с Аресом, значительно поднял уровень крутизны. Хотя бы потому что научился пользоваться мозгом, в то время как у греков вопросы стратегии и военных планов оставались Афине, но не мирной римской Минерве. Арес же — хаотичен, импульсивен, необдумывающий.
  • Цикл «Дестроер» Уоррена Мерфи и Ричарда Сэпира. В одной из книг — «Старомодная война» — призванный в современный мир Арес начинает устраивать одну войну за другой. Просто ради фана. Пока его не останавливают Римо и мастер Чиун.
  • Юрий Никитин «Трое из леса»: в третьем томе — Перун, стоявший за войной живых с мёртвыми и грезивший о разрушении мира. Пару книг спустя планировал развязать «всего лишь» Мировую войну живых с живыми (правда, оттягивал её по необычной причине), но после создания Совета Тайных сильно поумерил аппетиты и стал сравнительно безобидным ворчуном.
  • «Тхаги» Пелевина.
« — Вооруженная женщина — это практически всегда она. И не обязательно вооруженная, кстати. Самое жуткое изображение Кали — на плакате «Родина-мать зовёт», помните, такая седая весталка в красной хламиде. Именно её суровый лик был последним, что видели колонны солдат, которых приносили в жертву к седьмому ноября или первому мая. От одной только мысли пробирает до дрожи… »
— Борис поясняет за воплощения Кали
  • Также неплохо было бы упомянуть Арея из «Герой должен быть один» Олдей. Правда, там в итоге Арей оказывается не совсем однозначным персонажем и трудно назвать его истинным злодеем или же антагонистом, скорее, он просто выполняет не такую уж и любимую работу, поскольку только так и может быть богом, к его рождению все более «хлебные» и уважаемые места на Олимпе были уже заняты. Вместе с Гермесом, Паном, Аидом и Персефоной оказался вовсе даже не сволочью.
  • «Мефодий Буслаев» — таки другой Арей, хотя он и есть тот самый античный бог войны… точнее, был им. Сломленная птица, благородный демон, великолепный зверь, злодей со стандартами, отяжелевшая версия Рокэ Алвы, любящий муж вдовец и папа-волк, а главным героям ну прямо как родитель и наставник. А не любят его в Канцелярии Мрака — уволен из гестапо за доброту и вольномыслие.
  • Пирс Энтони, «Воплощения бессмертия» — субверсия. Новоявленный Танатос вначале настороженно относится к Марсу, а после первой встречи и вовсе начинает думать, что воплощение Войны работает на Сатану. А зря!
  • «Князь Пустоты» — бог войны Гильгаоль является излюбленным божеством воинов и военачальников, изображается одноглазым и уносит достойнейших воинов в местный аналог Вальхаллы. Впрочем, зная то, как выглядит война в данном сеттинге, этот бог стоит и своих последователей, и других богов. Но педаль в пол давят скюльвенды, кочевники, для которых вся их жизнь — это война ради войны и месть за своего Убитого Бога, который воплощает не просто войну, а сам Апокалипсис.
  • Метавселенная Рудазова — Энзирис, штатный Арес сальванского пантеона, а до богорождения — титан, обретший жребий именно в сражениях. Эпитеты «Жестокосердный» и «Кроваво-Красный» получил не за красивые глаза, в своё время даже пытался завоевать Сальван для себя одного. Впрочем, не злопамятен и умеет проигрывать — ибо поражение тоже часть войны.
    • А вот буквальный земной Арес такой грозной репутации не имеет. У шумеров (которым он известен как оруженосец Мардука Забаба) он и вовсе стандартный персонаж анекдотов, вроде Петьки при Василии Иваныче.

Кино[править]

  • «Гнев титанов» (2012): Арес — (отце)убийца, подлец и натуральный псих.
  • «Чудо-женщина» (2017): Арес выступает в качестве главного антагониста, правда в нетипичном для себя амплуа. Там он не военный социопат, а изощренный интриган.

Телесериалы[править]

  • «Удивительные странствия Геракла» и «Зена, королева воинов» — скорее субверсия: на фоне остальных богов Олимпа Арес выглядит чуть ли не единственным нормальным (ну, ещё Афродита) и в поздних сезонах второго сериала искренне помогает Зене. В этой интерпретации он скорее антизлодей и главный Мистер Фансервис.
    • Однако в одной из серий, где действие переносится во время Второй Мировой Войны, новым воплощениям Зены и Габриэль пришлось остановить Ареса, всё это время заключенного в гробнице, потому что он собирался, вернувшись к жизни, помочь Гитлеру выиграть войну. Что, кстати, слабо вяжется с характером Ареса, как по мифам, так и по сериалу: прежде-то он выбирал в свои ставленники настоящих великих воинов. Вряд ли богу войны, ценящему личную доблесть, понравился бы хоть один из современных главнокомандующих, управляющих армией из глубокого тыла.
    • В другой серии, где действие разворачивается в наше время, Арес собирается использовать "Ошибку 2000" дабы вызвать крах современного общества и спровоцировать войну всех со всеми.
    • В одной из серий «Геракла» он развязал войну просто чтобы накормить своего пса (тот ест тела убитых в бою, а их души потом не могут обрести покой).

Мультипликация[править]

  • Мультфильм «Ясон и герои Олимпа» — инверсия: слоноподобный Марс здесь положительный персонаж, хоть и временами козлит.
  • Как казаки олимпийцами стали — Ареса ещё и посадили в лужу, причём многократно. Даже Аида в мультфильме выставили положительным персонажем, в отличие от него.
  • Мультфильм и мультсериал «Геркулес». В мультфильме он ничего злодейского не делал, наоборот помогал олимпийцам против титанов. А в мультсериале устраивал пакости Геркулесу.
    • Хотя на фоне Аида, которого тут выставили Главгадом, Арес тянет максимум на козла средней запущенности.
  • Советский мультфильм по «Синей Птице». В оригинале были воплощения войн за дверями Ночи, но достаточно безличные, и долго на них не останавливались. В мультфильме же есть конкретный персонаж (антропоморфный паук), подобный «буржую», который держал у себя войну, ожидая пока она вырастет, чтобы выпустить на мир, и был главным злодеем.

Комиксы[править]

  • DC Comics — Арес не то чтобы конченный отморозок, но ему и вправду неприятно, когда смертные вместо того, чтобы устраивать кроваво-огненные карнавалы, уныло-мирно живут под гнётом Супермена.
  • MARVEL — Пусть Арес и злодей по должности, но в целом хороший парень.
  • «Душа возвращается на Землю» от Octane. Рожденный Загуром (местным воплощением зла) Бог Войны отодвинул от власти в Бездне отца и развязал мировую войну, которую сестра Загура Гнаса смогла остановить только ценой собственной жизни.

Видеоигры[править]

  • God of War — собственно, бывший бог войны Арес, наслаждавшийся агонией войны и затуманивший разум Кратоса, чтобы тот убил свою семью. А также сам Кратос, в результате своего возмездия затопивший Грецию, разрушивший загробный мир, погасивший Солнце, напустивший чуму и наверняка ещё много чего наколбасивший.
    • God of War (2018) - Тюр, скандинавский бог войны. Инверсия, так как Тюр был справедливым богом и миротворцем, стремившимся прекращать войны, за что получил народную любовь от людей и великанов. Успел побывать в гостях у других пантеонов, на что указывает тайное хранилище в его храме. А в грядущем Ragnarok Тюр появится вживую. Вот только это не он вот вообще ни разу, хотя добрую половину игры мы будем уверены, что это он.
  • Darksiders: Война в целом злодей по должности, хотя дел от большого ума наворотил ого-го.
  • Assassin's Creed Odyssey: кажется, Ареса не любят создатели игры. Иначе трудно объяснить, почему его поклонники выглядят как какие-то мраккультисты, потрошащие народ по пещерам.
  • Legendary Wings: аверсия. Арес тут неожиданно хороший и достойный. Помогает спасти человечество от взбесившегося искусственного интеллекта и его порождений.
  • Spartan: Total Warrior — в этом занимательном слэшере, спин-оффе к серии Total War, Арес является главным негодяем, желая отомстить, он развязывает кровопролитную войну, потворствует множеству злодеяний и разрушений, а в конце все-таки встречается в схватке с протагонистом.

Настольные игры[править]

  • Все франшизы Warhammer — Кхорн, бог крови из Пантеона Хаоса. Сидит на громадном медном троне на вершине горы из черепов достойных воинов в окружении рек кипящей крови и долин костей погибших в войнах. «КРОВЬ БОГУ КРОВИ, ЧЕРЕПА ТРОНУ ЧЕРЕПОВ!!!». Жги, калечь, убивай, преподнеси ему черепа достойных соперников и умри в сражении, иначе позор и участь хуже смерти. Душами погибших во сне воинов топят его кузни, а в огромной огненной яме сжигают души сбежавших из битв трусов и слабаков.
    • И да, если умрёшь в битве против воинов Кхорна, но сможешь своими действиями позабавить его, то он устроит тебе (и тем, против кого сражался) день сурка в своих владениях, чтобы ты постоянно убивал и умирал, как на гладиаторской арене.
      • Надо только уточнять что этот фокус провернули не абы с кем, а с орками, которые за хорошим рубиловом в Око Ужаса и поперлись. И для них это вполне себе воинский рай.
    • Кхейн, бог убийств, кровопролития и войны из эльфийского/эльдарского пантеона, его недаром называют Каэла Меншой, то есть Кроваворуким. Делит некоторые аспекты с Кхорном, но в ФБ-шной Вахе однозначно являются разными сущностями[2], а вот в Сороковнике Кхейна иногда называют сыном Кхорна (вывих мозга гарантирован, так как в последнем случае точно известно, что Кхейн участвовал в войне с некронами и, в частности, некогда сразил самого Аза’города, Несущего Ночь. А Хаос и конкретно Четвёрка появились именно в результате этой войны).
      • В ФБ-шной Вахе по каким-то причинам пленил и пытал Ишу и Курноуса, богов-прародителей эльфов. Бог-кузнец Ваул заступился за них, пообещав взамен выковать ему сто божественных клинков, но не успел сделать последнего и подкинул обычный, что Кхейн выяснил после освобождения Иши и Курноуса. В бешеном гневе из-за одного меча Кхейн устроил всеобщее мочилово в небесах теми самыми девяносто девятью клинками, пока против него не вышел величайший эльфийский герой Эльданеш с сотым клинком, который Ваул выковал с опозданием, вложив в него саму суть смерти. Этот клинок таки был создан для Кхейна, так что его мощь была смертельной для Эльданеша с самого начала. Он таки погиб в бою, но с того дня с левой руки Кхейна постоянно капает его кровь. Сам Кхейн успокоился и в ответ за мир потребовал Ваула, которого истязал, ослепил и приковал к кузням, чтобы он ковал для него оружие для борьбы с Хаосом. Тот сотый меч, Убийца богов/Овдовитель, Кхейн проклял и оставил в мире смертных. Смертные и даже боги боялись прикасаться к этому клинку, настолько сильна была его жажда к разрушениям и кровопролитию. За всю историю его использовали всего дважды: первый Король-феникс Аэнарион во время Великой войны с Хаосом, будучи за горизонтом отчаяния из-за гибели жены и детей (как после войны оказалось, дети выжили), и Тирионом в начале Конца Времён. Оба раза закончилось плачевно (хоть в первом случае это позволило выиграть ценное время).
        • Массово почитается тёмными эльфами за его натуру убийцы и разрушителя. Поклонники у него есть и среди людей, которые считают его младшим братом бога мёртвых Морра, внебрачным сыном Таала и, соответственно, племянником Ульрика. Обижен за то, что посмертие отдали Морру и гадит всем светлым богам.
      • В Age of Sigmar раскрывается, что после уничтожения мира Кхейна пленил Кхорн, разбил на кусочки и раздал осколки своим генералам. Кхорн не смог разбить только сердце, которое в приступе ярости выбросил настолько далеко в варп, что оно очутилось в Смертных Владениях, где его нашла Морати. И, будучи Морати, сразу возродила культ Кхейна. В целом Кхейн вполне мог бы оправиться от подобного поклонения, но Морати незачем возрождать бога предыдущей эпохи — она постоянно поглощает силу, которую сердце Кхейна получает от культистов, желая сама обрести божественность. Получилось.
      • В Сороковнике Вахе Кхейн, узнав от богини пророчеств Лилеат, что эльдары станут причиной его смерти, устроил им невиданную резню, пока Азуриан не постановил, что боги больше не должны вмешиваться в жизни смертных. Узнав, что Иша с Курноусом всё равно продолжали общаться с эльдарами, потребовал от Азуриана их в качестве моральной компенсации — и тут повторяется история из ФБ. Только меч назывался Рассветом, а не Убийцей богов/Овдовителем, и Кхейн его не проклинал. В конце концов предсказание Лилеат сбылось: эльдары породили Слаанеш, четвёртое божество Хаоса, которыйое уничтожило почти весь эльдарский пантеон. Выжили лишь Цегорах (сбежал в Паутину), Иша (Нургл вырвал из лап Слаанеш) и, с оговорками, Кхейн (когда вцепился со Слаанеш, Кхорн вмешался и разбил его на куски, чтобы Слаанеш не сожрало его сущность).
        • Все воинские аспекты эльдар, даже инкубы тёмных, воплощают какой-нибудь аспект Кхейна, от безумных разрушений и кровопролития до скрытной войны и партизанщины.
      • И да, иногда кажется, что Кхорн — лучше, чем Кхейн, у него есть хоть какие-то стандарты — Кхорн не особо любит подлые убийства и убийства заведомо слабых (не из-за чести, а потому что это скучно), а Кхейн котирует и то и то. Но с другой стороны, Кхейн не плодит демонов, не собирает мраккультистов[3], не распространяет порчу и не мечтает уничтожить весь мир. Будучи эльфийским/эльдарским богом, он возник полууправляемо благодаря природной высокоморальности своих последователей (Кхорн же — спектр всего, связанного с насилием, от рыцарства до маньячества), и те, в свою очередь, поддерживают с ним деловые отношения.
    • С прикрученным фитильком, волчий бог Мидденхайма, Ульрик aka Белый Волк в глазах всяких там тилейцев и эсталийцев. У них есть свое божество войн — Мирмидия, похожая на Афину Палладу. Некоторые зигмариты тоже недолюбливают Ульрика, но тут конкуренция культов. Впрочем, многие жители Мидденланда и прочих северных провинций Империи считают, что южане слабаки и презренные трусы, неспособные понять, насколько крут их бог. И о том, что Зигмар при жизни верил в Ульрика и сам культ Бога-Короля отпочковался от ульриканского, они не забывают. Причем особый вариант веры в Ульрика проповедуют на севере Старого Света и Норскии, где бог именуется Королем Снегов и верующие должны по мере сил готовиться и приближать ледяной армагеддон Эвернахт, после которого враги Ульрика и всякие слабаки перестанут осквернять мир.
  • «Pathfinder» — Горум, бог войны и оружия. А так же Ровагуг, бог разрушения.
  • «The Dark Eye» — Рондра, внезапно, но тут войне и воинам покровительствует женщина.

Примечания[править]

  1. Захват Magna Graecia, греческих колоний на юге Италии, практически никакого влияния на римский пантеон не оказал, а вот когда в результате римско-македонских войн гордые квириты начали получать налоги и предметы роскоши от культурных эллинов, практически весь римский пантеон оказался существенно пересмотрен под влиянием греческого. А в популярном сейчас гипертрофированно-эллинизированном виде римский пантеон был зафиксирован уже в эпоху Возрождения, когда что одну, что другую мифологию в принципе упростили и уплощили.
  2. Хотя где-то в древних редакциях эльфийские ведьмы, ныне составляющие культ Кхейна, носили совершенно явственный символ Кхорна. И рога аватаров из сороковника весьма напоминают таковые у берсерков.
  3. В ФБ собирает, но по сравнению с Хаосом немного: люди вписали его в свои пантеоны.