Нормален лишь в сравнении
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Only Sane by Comparison. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Ситуация, когда эксцентричный или даже психически нездоровый персонаж оказывается в то же время единственным нормальным человеком и по факту выступает голосом разума.
Троп обычно отыгрывается двумя способами. В первом варианте эксцентричный, но адекватный персонаж попадает в окружение настоящих безумцев в клиническом смысле: например, чудак, любящий в шутку придумывать странные идеи и вслух разговаривать сам с собой, оказывается в психбольнице в компании людей, которые такие идеи продуцируют на полном серьёзе и точно так же на полном серьёзе беседуют со своими голосами в голове. Во втором варианте чудаковатый или даже имеющий психиатрический диагноз герой противопоставляется тем, кого принято считать здоровыми, но кто по факту таковыми не являются: беспринципным политикам, готовым для достижения своих целей положить кучу народу, военным социопатам, и др. Например, если поставить рядом Гитлера, Пол Пота, Аль Капоне и по-детски наивного пациента психбольницы, который беседует с ангелами и учит всех любить друг друга — то последний будет выглядеть самым адекватным.
Родственные тропы — Житель Страны Эльфов был прав и Я псих, но не идиот. Может пересекаться с тропом уволен из гестапо за доброту.
Примеры[править]
Комплексные франшизы[править]
- «Сага о ведьмаке»:
- С прикрученным фитильком: Лео Бонарт на фоне остальных приспешников Вильгефорца. Да, он бесчеловечный отморозок и не меньший садист, чем Риенс и Ширру, но в отличие от них, бесстрашен, способен постоять за себя и точно не является идиотом. У него даже чувство юмора и какая-никакая жизненная мудрость есть, пусть и такие же садистичные, как весь он.
- Фольтест на фоне своих северных коллег. Да, все они жестоки и уверены, что цель оправдывает средства — без подобных качеств монархи, тем более в таком мире, как у Сапковского, долго не живут, а у Фольтеста при этом ещё и довольно интересные сексуальные аппетиты. Но владыка Темерии при этом не такой грубый жлоб, как Хенсельт, не такой завистливый шовинист и лицемер, как Демавенд, не такой холодный макиавеллист, как Визимир и подавно не такой упоротый маньяк, как визимиров наследник Радовид. Честное слово, если бы все вышеперечисленные вместо этого тоже сестёр потрахивали — вреда было бы меньше.
- Кстати, эти душевные качества сближают Фольтеста с… Эмгыром. Что, возможно, и объясняет, почему в третьей игре темерская герилья пошла на сепаратный мир с последним — родное, так сказать, почуяли.
Театр[править]
- Джон Патрик, «Эта странная миссис Сэвидж». Оба варианта. Заглавная героиня, эксцентричная вдова миллионера, тратит наследство на осуществление необычных желаний людей, за что родственники помещают ее в психбольницу. Она выглядит нормальной как на фоне остальных пациентов, с которыми она легко находит общий язык, так и на фоне беспринципных родственников, готовых на все ради денег.
Литература[править]
- «Алиса в Стране Чудес» — на фоне всяких Шляпников и Чеширских Котов главная героиня выглядит вполне здравомыслящей, но вот если взять её в отдельности, то не очень: сочиняет слова, разговаривает сама с собой, да и вообще, на ровном месте такого не приснится…
- «Пелагия и красный петух» — пророк Эммануил/Мануйла, мягко говоря, эксцентричен, но учитывая, что львиную часть персонажей романа составляют религиозные и политические фанатики всех мастей (от обер-прокурора Победина, сдвинутого на идее православия-самодержавия-народности до не менее неприятных евреев-ортодоксов, готовых кидаться камнями в людей), а также просто очень странные люди (например, геи, заново отстроившие Содом на деньги американского мецената), Эммануил на их фоне выглядит чуть ли не самым здравомыслящим.
- «Нулевой номер» — журналистка Майя Фрезия. Часто невпопад высказывает свои мысли (порой необычные и смешные идеи), вообще имеет в себе что-то немного детское, плачет от музыки Бетховена, и в целом слегка напоминает Амели (типаж «социально адаптированного человека со странностями», у которого эти странности всё же иногда прорываются в мелочах). Однако при этом она умна, остроумна, идеалистична и обладает довольно-таки сильным характером, в то время как остальной коллектив редакции составляют мошенники, оппортунисты и безумный конспиролог Браггадоччо.
- «Странствующий рыцарь» Дж. Дж. Миллера — Аркадия Калимондра на фоне прочих лордов ситхов.
- Метавселенная Рудазова:
- «Архимаг» — Креол. Садист-пироманьяк, мастер пыток, воинствующий гомо- и юдофоб (это личное) — но поверьте, умирать от его руки и вполовину не так мучительно, как от руки его архиврага Троя или от клыков и когтей демонов Лэнга, рвущих не только плоть.
- Асанте Шторм, Руорк Машинист и Мурок Вивисектор. Первый — фанатик-мореман, любящий в плохом настроении выбрасывать за борт провинившихся матросов и смотреть, как те тонут. Второй — Феррус Манус на максималках, брезгающий живой плотью настолько, что перегнал свою душу в машинное тело. У третьего прозвище говорит само за себя. Но верными ктулхуистами, в отличие от почти всего остального Совета Двенадцати, они не были, за что их и воскресили после Войны Колдунов.
- «Властелин» — Бельзедор. Конечно, ему периодически приходится совершать реальные преступления, причём масштабные — чтобы его продолжали воспринимать всерьёз. Но всё-таки истинно нейтральный титан, косплеящий клюквенного Тёмного Властелина — это гораздо лучше, нежели такой же Властелин, злодействующий на полном серьёзе. Более того, многих кандидатов в таковые сам Бельзедор первый и устраняет.
- «Паргоронские байки» — гохерримы как нация. Они всё ещё гордая и воинственная раса рыцарей крови, развлекающаяся гиацинтами, охотой на разумных и просто любыми формами старого доброго ультранасилия — но у них есть писаный кодекс чести (в котором, в частности, прописаны условия, при которых жертва может от них спастись) и они не притворятся тем, кем не являются, как гхьетшедарии, ларитры и бушуки, исповедующие принцип «не наебёшь — не проживёшь».
- «Архимаг» — Креол. Садист-пироманьяк, мастер пыток, воинствующий гомо- и юдофоб (это личное) — но поверьте, умирать от его руки и вполовину не так мучительно, как от руки его архиврага Троя или от клыков и когтей демонов Лэнга, рвущих не только плоть.
Нон-фикшен[править]
- Манфред Лютц, «Безумие: не тех лечим» — научно-популярная книжка о психиатрии, сильно опирающаяся на приведённый в шапке пример с Гитлером, Пол Потом и видящим ангелов психом-непротивленцем. Не раз и не два ставится вопрос: так кто из вышеперечисленных на самом деле псих? И кого на самом деле нужное изолировать и лечить?
Кино[править]
- «Однажды в… Голливуде» — Линда Касабиан. В реальности она была единственной из четырёх сектантов, кто не совершала убийств в доме Полански. В фильме же Линда и вовсе сбежала, угнав машину своих дружков.
- «Хороший мальчик» (2016) — на самом деле Коля Смирнов не такой уж хороший. Он ленив, труслив и сексуально озабочен. Но всё познаётся в сравнении. На фоне окружающих его безумцев и мерзавцев Коля действительно выглядит неплохим парнем. Просто потому, что почти все остальные персонажи гораздо хуже его.
- Отец Коли эксцентричен до крайности, считает, что спать каждую ночь не нужно, достаточно — раз в двое суток. Сам не спит и семье не даёт.
- Колина учительница английского языка приглашает его к себе домой, напивается допьяна и пытается совратить мальчика, но он убегает.
- Директор Колиной школы уже десять лет изменяет жене с этой развратной учительницей. К тому же он лудоман, и Колю тоже «подсаживает» на азартные игры в подпольных игровых автоматах.
- А от хулигана Колю спасает маньяк, который мочится на окружающих. Он писает на хулигана, и тот, униженный, ретируется.
Мультсериалы[править]
- Аватар: Легенда об Аанге — в серии, где Зуко захотел стать учителем Аанга, Тоф одна вступилась за него, сказав, что по сравнению со своей семейкой он ещё вырос нормальным.
Аниме и манга[править]
- One Piece — Перона. По сравнении с остальными пиратами Мории, кажется единственной нормальной… Но это только по сравнении!
- Пока к пиратам Мугивары не примкнул «рыбопаладин» Джимбей (до отвращения правильный и трезвомыслящий), эту роль играла Нико Робин. В компании шумных чудиков она смотрелась практической нормальной… несмотря на чёрный юмор и необычные представления о милоте.
- KonoSuba — протагонист Сато Кадзума. Хикки, задрот и малость извращенец, тупейшим образом погибший перед попаданием в «прекрасный мир», но на фоне своих сокомандниц и правда самый здравомыслящий.
- Альтернативное мнение: под троп больше попадает Мегумин. Да она любит всё взрывать своей магией и специально сделала себя стеклянной пушкой. Но в остальном у неё нет заскоков. Мегумин будет спокойно пить чай или заниматься бытовыми делами, в то время как мазохистка Даркнесс будет с вожделением смотреть на муравьев, Аква няньчить своего цыплёнка, а Казума будет сраться с Аквой по любому поводу.
- Hellsing — Алукарду нравится убивать и чувствовать страх своих жертв, у него странные отношения с собственным гендером и периодически случаются галлюцинации. Но он у англичан такой один, а вот верхушки «Искариота» и «Миллениума», не говоря о «диких» вампирах, поехавшие практически пороговно, причём в большинстве своём — в хаотичном злом направлении.