Культурный мерзавец

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Wicked Cultured. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« …Он должен быть очаровательным. Он эстет. Я не могу себе представить, чтобы он ел гречневую кашу: он любит устрицы. И устриц мало, он любит, чтобы сверх того чуть-чуть соляной кислоты. Он гурман. <…> У него должно быть крахмальное бельё с монограммой. Он пьёт красное вино, и если красное — то испанcкое, трудно доставаемое, потому что война. »
— Режиссёр Борис Покровский об образе злодея Скарпиа в опере «Тоска»

Этот злодей не будет разражаться злодейским хохотом — это же пошло и старомодно. Не будет грубо вырывать пленным героям зубы и загонять им иголки под ногти — это же неэстетично. Он не будет наряжать свои легионы смерти в какие-нибудь ужасающие шипованные косухи, расшитые жуткими символами балахоны или уродливые доспехи с шипами — нет, он закажет им элегантную форму от Хьюго Босса или готические латы. А сам, в хорошем костюме и благоухающий дорогими духами, будет сидеть в изящной позе в своём злодейском кресле (без всякой пошлой позолоты!), попивать изысканное вино и читать томик Йейтса.

Это — культурный мерзавец. На всём его поведении лежит печать образования и хорошего вкуса, он обожает цитировать классическую литературу и читать пространные лекции Ганнибала. Он всегда безукоризненно вежлив и саркастически остроумен, а издеваться над героями будет скорее психологически, чем физически: так же банально интереснее!

Культурный мерзавец умён, харизматичен, компетентен и обычно нравится аудитории. Но в случае зашкаливающего лицемерия может производить и мерзкое отталкивающее впечатление.

Часто является достойным противником героя или даже антизлодеем — но ничто не мешает ему оказаться и полным чудовищем. По происхождению может быть аристократом, но далеко не всегда.

Разница между ним и великолепным мерзавцем невелика, и подчас эти два типажа вполне уживаются в одном персонаже. Хотя не всегда Культурный будет Великолепным, как и наоборот. Основное отличие культурного мерзавца — то, что он эстет и демонстрирует это по поводу и без. Великолепный мерзавец может и не слушать Бетховена в рабочее время — а этот непременно будет.

Зеркальный троп — культурный крутой.

Родственный троп — благовоспитанный козёл: похож на культурного мерзавца, но только на злодея не тянет, а просто является козлом.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — царь Ирод. Очень хорошо знал греческую культуру, и даже его отца звали Антипар — по гречески, а не по иудейски. Мать его была набатейкой, а не иудейкой. Да ещё, он был ставленником римлян. И не стеснялся проводить репрессии против несогласных с ним раввинов. Всё это делало царя, по прозвищу «Великий», в глазах религиозных узурпатором и предателем веры.

Театр[править]

Литература[править]

  • «Троецарствие» — Цао Цао. Правда, на общем фоне его трудно назвать каким-то особенным мерзавцем, но литературная традиция его уже заклеймила, а что культурный, того не отнять.
  • Безусловно Мефистофель.
  • Старше, чем радио: И. С. Тургенев, «Записки охотника» — помещик Пеночкин.
  • Старше, чем Интернет: Властелин мира А. Беляева — Штирнер очень образован, начитан и любит классическую музыку.
  • Вальтер Скотт, «Айвенго» — рыцарь-тамплиер, прецептор обители Темплстоу Альберт де Мальвуазен. Вообще, в средневековом сеттинге любой грамотный злодей попадает под этот троп. Подсвечено его другом Брианом де Буагильбером: «Мы хоть тем похожи на монахов, что немного учимся, чтобы осветить знаниями нашу доблесть». Сам Бриан оказался единственным из рыцарей в Торкилстоне, кто смог прочесть письмо, в котором Ричард Львиное Сердце, Робин Гуд и компания требуют отпустить всех захваченных пленников. Так что и Буагильбер также подпадает под этот троп в глазах тех, кто считает его мерзавцем.
  • Призрак Оперы во всех его воплощениях.
  • «Тайна карпатского замка» Жюля Верна — барон Рудольф фон Гортц, страстный поклонник оперы.
  • Артур Конан Дойл, произведения о Шерлоке Холмсе — Джеймс Мориарти. Он не только Наполеон преступного мира, но и профессор математики, известный в научных кругах своими работами, ценитель живописи (имеет у себя в кабинете подлинник Грёза), философ и вообще производит на собеседников благоприятное впечатление.
    • Туда же и Стэплтон, признанный авторитет в энтомологии. Его имя (правда, тогда он ещё звался Ванделером) было присвоено открытой им бабочке.
  • Рафаэль Сабатини, «Хроника капитана Блада» — граф дон Жуан де ля Фуэнте (он ещё и милый злодей). Большой ценитель искусства, считавший Блада (который тогда прикинулся сыном голландца и испанки) другом. Одновременно повеса и распутник, устроивший налёт на Мари-Галанте сугубо ради похищения мадам де Кулевэн.
  • Фантомас из одноимённого цикла Пьера Сувестра и Марселя Аллена.
  • 451 градус по Фаренгейту — Брандмейстер Битти.
  • «Сотников» Василя Быкова — следователь Портнов.
  • «Плоский мир» — Мистер Тюльпан. Тупой и жестокий амбал, через слово говорит «-ять», но, -ять, в произведениях исскуства, -ять, разбирается что надо. Причем он их даже не ворует, и в качестве оплаты не принимает, просто восхищается ими.
  • «ПЛиО» — лорд Петир Бейлиш.
  • Антон Орлов, цикл романов про Тину Хэдис + Сонхийский цикл — Лиргисо/Тейзург/Эдмар. Эталон тропа. При первом появлении предстаёт полным чудовищем, в дальнейшем становится антизлодеем, а в Сонхийском цикле — даже антигероем.
  • «Сумерки» — Аро Вольтури.
  • Нил Шустерман, «Unwind» — Дюван Умаров.
  • «Хроники странного королевства» Оксаны Панкеевой: мэтр Скаррон — образованный, культурный и не уважающий примитив.
  • «Последние дни Помпеи» Э. Булвер-Литтона — великолепный мерзавец Арбак. Даже тайные оргии устраивает изысканно! А мечтает ни много ни мало воссоздать былое величие Египта.
  • Метавселенная Рудазова:
    • «Архимаг» — архимаг Трой, шумерский аристократ, ценитель хороших вин, нарядов, садист и полное чудовище. И Клевентин Предатель, сибарит-гедонист и любитель оперы, ради власти без зазрения совести ходящий по головам.
    • Тетралогия о яцхене — пять матерных слов: Джемулан Ройя Атаби Айки Кьодолья. Эльф-нацист классический, по ГОСТу, любующийся предсмертными корчами тех, кого убивает, не хуже какого-нибудь друкхария.
    • «Экипаж» — Александр Куросава. Всё-таки особа императорских кровей, ноблесс облизывает.
    • «Паргоронские байки» — основная масса гхьетшедариев. Особенно выделяются Прокажённый Поэт Паштохаготх, поэт и скульптор в манере нурглодадаизма, и Паргоронский Математик Динт, похищающий выдающихся деятелей точных наук и копающийся у них в мозгах.
      • Гохерримам, в общем-то, тоже предписывается такими быть. В Школе Молодвх, помимо военного дела, преподают многие другие науки и искусства вплоть до альковных.
  • «Великий Моурави» Анны Антоновской — «змеиный князь» Шадиман Баратишвили. Искусный интриган и блестящий знаток литературы и разных наук. Умеет производить впечатление своими манерами. В свободное время в своем замке любит ухаживать за лимонным деревом.

Фанфики[править]

  • «По ту сторону рассвета» — рыцари Аст Ахэ широко образованы в различных областях знаний, любят читать стихи (и сами их пишут), вообще стремятся развить в себе хороший вкус (другое дело, что не у всех получается). Они же распространяют по Белерианду науку и культуру… и без зазрения совести оправдывают самые садистские мелькоровские методы и активно потворствуют им (хотя сами без крайней необходимости стараются не участвовать, как выразился автор известной пародии: «двое учат, а тридцать орков домашнее задание спрашивают»).

Кино[править]

Отечественное[править]

  • «Новые приключения неуловимых» — сотрудники врангелевской контрразведки.
  • «Бриллиантовая рука» — Геша Козодоев же… «Мне нужно принять ван-н-ну, выпить чашечку кофэ…». Скорее пародия на троп, потому что он, хоть и не тупой жлоб (образование среднее, плюс багаж некоторого саморазвития), но всё-таки карикатурный сноб-стиляга, препотешно ломающий из себя «аристократа». При этом — конченый моральный урод, состоявшийся бандит, которому покалечить или убить невинного человека ничего не стоит (хоть пока и не довелось).
  • «Пропавшая грамота» — Дьявол, который любит слушать народные украинские песни.
  • «Зелёный фургон» (1983) — Червень. В фильме стал адвокатом — идейным борцом с большевиками; в повести был ординарным бандюганом без претензий на интеллигентность. В меньшей мере Красавчик (рассказчик): в фильме — «интеллигенция» преступного мира, медвежатник (по причине отсутствия сейфов пробавляющийся мелким воровством); в повести — мелкий вор без намёков на культурность.
  • «Не покидай» — канцлер граф Давиль.
  • «Турецкий гамбит» (и экранизация, и роман) — турецкие офицеры свободно владеют французским и знают всё о парижских кафешках… В романе ещё и французскую оперетту цитируют (впрочем, не офицеры, а особы рангом повыше).

Зарубежное[править]

  • «Класс 1984 года» — главный злодей фильма молодой Питер Стегмен. Главарь опасной молодёжной банды, сутенёр, наркоторговец, вандал, маньяк, садист, позёр, насильник (и по всей видимости, уже побывал и в роли убийцы)… и при этом душа его «соткана из тонких парфюмов», он умеет прекрасно играть на фортепиано, не чурается чтения, в том числе и серьёзного. А его не совсем нормальная на голову мать-мажорка на полном серьёзе считает его чуть ли не эталоном культурного молодого человека.
  • «Молчание ягнят» — Ганнибал Лектер.
  • «Крепкий орешек» — Ганс Грубер.
  • Многие злодеи бондианы.
  • «Звёздные войны» — граф Дуку. Его учитель Дарт Сидиус, он же сенатор Палпатин. И ещё многие, многие ситхи…
    • «Трилогия Трауна» Тимоти Зана (расширенная вселенная «Звёздных войн») — гранд-адмирал Траун. Знаток и ценитель культуры, он даже воюет, опираясь на знание культурных особенностей противника, будь то отдельная личность или целая цивилизация. В отличие от Императора или Дарта Вейдера, носит не жуткое чёрное одеяние, а белоснежный китель (правда, это стандартная форма гранд-адмиралов), умеет не только карать, но и награждать подчинённых, и внушает не только страх, но и неподдельное восхищение. Остаётся эстетом до конца: смертельно раненный в сердце на мостике собственного флагмана собственным телохранителем, находит силы сказать: «Как красиво всё было обставлено!»
    • В первом романе новой трилогии «Траун» он обучает молодого офицера тем же навыкам, а затем отправляет его к своему народу.
    • В каноничном мультсериале «Звёздные войны: Повстанцы» Траун также показан эталонным представителем тропа. Показателен момент, когда он схватил за грудки капитана Славина, предложившего сжечь Каликори (семейная реликвия тви’леков, в данном случае, семьи Синдулла), и едва не был готов прибить его на месте. Но Траун сдерживает гнев и вслух подмечает, что не все из имперцев такие любители инопланетной культуры, как он.
  • «Заводной апельсин»: Алекс Делардж любит грабить, насиловать и… музыку Бетховена.
  • «Леон»: полицейскому комиссару-злодюге без Бетховена в наушниках и стрельба не в радость. Явная отсылка к предыдущему пункту.
  • «Эквилибриум» — вице-канцлер Дюпон, перед финальным поединком цитирующий Йейтса.
  • «Матрица»: Меровинг, если не знать, кто он и чем занимается, производит довольно приятное впечатление. Он даже матерится по-французски.
  • «Ослеплённый желаниями» — субверсия: испанский «аристократ», в шкуру которого попал главный герой, пожелавший стать богатым «…и всё такое», ВНЕЗАПНО оказывается кокаиновым бароном.
  • Китайский боевик 2012 года «Ученик мастера»: Фан Цзицзинь, главный злодей этого фильма — самый культурный и передовой житель своей деревни. И одевается с шиком, по-европейски.
  • «Возвращение Супермена»: Лекс Лютор, оказывается, любит слушать оперную музыку.
  • «Золотой ребёнок» — демон Сардо Нумспа.
  • «Никки — дьявол-младший» — Адриан, старший сын Сатаны.
  • Рипо: Генетическая опера — Ротти Ларго. Его сыновья Луиджи и Пави — тоже, если на публике. Ну, а Эмбер Свит (которую органично сыграла Пэрис Хилтон) на культурность плевать в принципе…
  • Хардкор — Аман. В первом же своём появлении со взрывами не оставляет шанса представить себя милым злодеем, но большую часть повествования ведёт себя как умный, расчётливый и культурный злодей на грани клинического нарциссизма.
  • «Пираты Карибского моря» — Гектор Барбосса, особенно в четвёртой части. А в пятой его культурность и вовсе выжимает педаль в асфальт.
    • Барбосса все еще остается пиратским капитаном, к тому же немного перевоспитался. А вот лорд Катлер Беккет — эталонный образец.
  • «Модести Блейз» — Габриэль. Даже умирая от жажды в пустыне, вместо воды просит шампанского.
  • «Комиссар полиции обвиняет» — Наумеску. Преподаватель университета, коллекционер живописи… и один из главарей румынских фашистов-«легионеров», лично присутствующий при политических убийствах.
    • Возможно, образ Наумеску был навеян румынскими интеллектуалами типа Мирчи Элиаде и Эмиля Чорана, в молодости поддерживавшими «Легион архангела Михаила».
  • Ганс Ланда же! Знает, как минимум, четыре языка, что дает кучу билингвальных бонусов зрителю, особенно если смотреть с субтитрами. А еще он лицемер, моральный вертихвост и великолепный мерзавец.
  • «Небоскреб» — Хаким. Цитирует Шекспира, ведет себя подчеркнуто вежливо, но террорист и мразь еще та.

Телесериалы[править]

  • «Учитель в законе», четвёртый сезон («Схватка»). Луговской («Лужа»), главный злодей первой арки, пытается корчить из себя сабж. Тщетно.
  • «Её звали Никита»: в 3 эпизоде 1 сезона злодей Спаркс постоянно слушает оперы Глюка. Под такое музыкальное сопровождение он особенно любит взламывать навигационные системы самолётов, заставляя их сталкиваться в воздухе.
  • «Однажды в сказке» — Кора Миллс же! Во флэшбэках это само очарование: ну как можно угадать полное чудовище в невероятно интеллигентной, утончённой и обаятельной пожилой аристократке с превосходными манерами? Однако именно она — самая ужасная злодейка саги. А культурность её подсвечивается весьма изощрённым образом. Например, прилетевши под личиной Голубой феи на похороны своей заклятой врагини, первым делом она ворчит себе под нос: «Дурацкий наряд! и как его феи выносят?»
  • Почти все отрицательные персонажи, сыгранные Андреем Ильиным. (А когда он играет положительных, то зачастую получается профессор Чистяков, муж Анастасии Каменской, и похожие на него персонажи.)
  • «Готэм» — Тео Галаван, главгад 2-го сезона. В отличие от своей сестры Табиты, всегда сдержан и вежлив, хотя легко калечит и убивает людей. При этом намного хуже сестры, которая в конце концов делает поворот на шпильках.
    • Там же: Хьюго Стрейндж.
    • Эдвард Нигма тоже со временем становится таковым.
  • «Викинги» — король Экберт, трепетно ценящий восстановленные им римские бани, собирающий ценные старинные манускрипты, которые могли быть сожжены за ересь, читающий стихи во время соблазнения невестки (пока его сын на смертельно опасной миссии). Впрочем, на мерзавца не тянет, потому что ничего откровенно злодейского не совершает, а на фоне своего до скрежета зубов правильного, но почему-то вызывающего желание придушить сыночка, Экберт однозначно имеет на своей стороне симпатии не только зрителей, но и персонажей внутри сериала.
  • «Блейд»: Маркус ван Скайвер известен на весь Детройт как великий меценат. Он постоянно посещает картинные галереи и концерты в зданиях, реставрацию которых профинансировал. А ещё он кровопийца — в прямом и переносном смыслах. Жесток к неповиновению и некомпетентности, но и щедр к тем, кто превосходит его ожидания.
  • В одной серии «Звёздного пути: Следующее поколение» персонажи попадают в голокамеру, которая проигрывает сюжет детективного романа, любимого Пикаром. Главгад романа (гангстер эпохи «сухого закона» в США) держит их на мушке, однако ведёт себя исключительно вежливо. Когда Беверли надоедает подобное поведение (для неё злодей должен вести себя как злодей), она спрашивает, зачем вести себя вежливо с теми, кого собираешься убить. Он отвечает, что без любезности люди — просто звери.
  • «Звёздные врата: Первый отряд» — Баал, благовоспитанный системный лорд, который всегда выполняет свои обещания. И это только одна из чёрточек в его амплуа великолепного мерзавца.
    • «Звёздные врата: Атлантида»: когда надо, рейфы могут вести себя очень вежливо и культурно. Один из них так даже на Земле умудрился скрываться.
  • Настоящий детектив — Эррол Чилдресс поразительным образом умудряется им быть, ведя образ жизни white trash. У него дома разбросаны груды книг и текстовых материалов, он хорошо разбирается в литературе, и по его речи понятно, что его образование выходит за рамки лишь только художественной литературы. Эррол не просто воспроизводит диалог, услышанный в фильме, он перенимает диалект британской культуры вплоть до коллоквиализмов.

Мультфильмы[править]

  • «Гроза муравьёв» — шутки ради: главгад-дезинфектор любит слушать в наушниках «танец маленьких лебедей».
  • «Кун-фу панда 2»: лорд Шэнь же! Тот ещё пиротехник и психопат, однако происходит из императорской семьи, отлично знаком с правилами этикета, тонкий манипулятор и вообще разносторонняя личность.
  • «Смывайся!»: Жаб. Англофил-коллекционер, фанатеющий от английской королевы — и вынашивающий план затопить крысиный город, одним махом уничтожив всё его население.

Мультсериалы[править]

  • «Черепашки-ниндзя» (1987) — Шреддер. Знаток и в какой-то мере фанат искусства и мировой истории. Имеет на Технодроме большую коллекцию ваз династии Минг, а создав жаб-мутантов — называет их именами великих полководцев, которыми всегда восхищался(только вот почему одна жаба получила имя Григория Распутина?).
  • «Симпсоны» — Роберт Тервиллигер, он же Сайдшоу Боб.
  • «Небесные рыцари» — Ревес.
  • «Гравити-Фоллс» — Билл Сайфер.
  • RWBY — Ниаполитан. Следует признать, что сама ничего особо культурного не говорит, ибо является немой, хотя выглядит и держится именно как положено по тропу, более того — даже дерётся с изяществом.
  • «Самурай Джек» — британский «хедхантер» Джентельмен.
  • «Братья Вентура» — Фантом Без Конечностей (якобы потомок Фантомаса). В качестве злодейств предпочитает похищать и перепродавать картины. С этим постоянные сложности — тупорылые мафиози в искусстве не разбираются и все требуют «Мону Лизу», а коллеги совсем его усилий не ценят.
  • «Звёздные войны. Повстанцы» — Гранд-адмирал Траун, большой любитель инопланетной культуры, хватает за грудки капитана Славина, предложившего сжечь Каликори (семейная реликвия тви’леков, в данном случае, семьи Синдуллов), и едва не был готов прибить его на месте. Но Траун сдерживает злобу и вслух подмечает, что не все из имперских такие любители инопланетной культуры, как он.

Комиксы[править]

  • «Майор Гром»: Гражданин, он же Сергей Разумовский. Судя по всему, обожает культуру эпохи Возрождения.
  • «Хранители» — Озимандия. Как самый умный человек на планете, великолепно разбирается в античной культуре и философии, обладает знаниями по нескольким научным дисциплинам и, в довесок, меломан, превозносящий академический авангард и экспериментальную электронику.

Аниме и манга[править]

  • «Берсерк» — Гриффит, превратившийся после Затмения из харизматичного антигероя в полное чудовище.
  • Psycho-Pass — Сёго Макисима.
  • Fate — Гильгамеш. При всей его хамоватости у него благородные манеры, а в его сокровищнице, помимо могущественных артефактов, хранятся изысканнейшие вина. Да и злодействами он напоминает не «Тёмного властелина», а утончённого гётевского Мефистофеля…
  • «Эврика 7: Псалмы планет» — Дьюи Новак. Танцует вальс и читает Метерлинка.
  • Code Geass — Шнайзель.
  • Kagaku Ninja-tai Gatchaman: граф Хельм Эго-Боссле — ценитель дорогого вина и музыки, но при этом уродливо-женоподобный отмороженный мафиози с нездоровым (ярко-голубым) цветом лица и лидер (по счёту уже третий) террористической организации «Галактор».
  • Bleach — Айдзен.
  • «Тетрадь смерти» — Ягами Лайт.
  • Monster — Йохан.
  • Fullmetal Alchemist — Отец.
  • Durara!! — Орихара Идзая.
  • One Piece — Капоне Бег, да и сэр Крокодайл тоже.
  • Hellsing — Штурмбаннфюрер, любитель классической музыки и живописи. Любовью к опере отличается и Рип ван Винкль.
    • Епископ Максвелл был заинтересован экспонатами музея, в котором он встречался с Интегрой, но больше любовь к искусству не проявлял.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect 3 — генерал Олег Петровский в DLC «Омега» и предшествующем ему комиксе «Вторжение». Белоснежный китель, сдержанное достоинство, играет в шахматы, читает «Войну и мир» в оригинале, плюс антизлодей со своим кодексом чести. Многим он нравится больше, чем отмороженная Ария Т’Лоак, которой мы помогаем отвоевать станцию у Петровского. И если не дать взыграть ренегату в Шепард(e), Петровский выживает и оказывает помощь Альянсу.
  • Warcraft — Кель’тас Солнечный Скиталец и Кил’Джеден.
    • Кель’Тас? Всё, что он сделал в своей кампании — это воспользовался помощью наг, чтобы отразить нашествие нежити, а затем сбежал из тюрьмы, спас от заточения Иллидана, после чего помог в завоевании Запределья и изгнании оттуда демонов. Всё это время принц искренне пытается спасти свой народ от постоянной жажды магии. Какой пункт (кроме освобождения Иллидана) тут сойдёт за злодейский? Да, в кампании Плети появляется как герой противника, но сволочью он от этого не выглядит.
  • Starcraft 2 — Арктур Менгск и Эмиль Наруд. Первый — император Доминиона и просто тиран, второй скрывается под личиной главы научного фонда Мёбиуса, а в истинном облике — чужеродное чудовище.
  • Saints Row 4 — император Зиньяк, главный гад игры. Несмотря на то что инопланетянин, отлично знает земную культуру. Ну и конечно же, у него отличные ганнибальские лекции!… Которые благополучно не действуют на протагониста (ибо Главарь человек простой и интеллектом особо не блещет).
  • Syberia — Сергей Бородин, директор Комсомольского завода.
  • Team Fortress 2 — Шпион, особенно Красный.
  • Castlevania: Portrait of Ruin — Браунер, вампир-художник.
  • Серия No One Lives Forever — Дмитрий Волков, исполнительный директор H.A.R.M.
  • Far Cry 4 — Пэйган Мин.
  • «Ведьмак 3» — криминальный барон Новиграда Сиги Ройвен, а на самом деле знакомый ещё по книгам Сигизмунд Дийкстра. Учился в Оксенфуртском университете, в критический момент цитирует местного аналога Шекспира (пьеса называется «Вакмет»).
    • В дополнении «Каменные Сердца» — Гюнтер о’Дим, Господин Зеркало. На протяжении почти всего дополнения ведет себя очень учтиво и доброжелательно и только ближе к концу начинает показывать свою демоническую натуру. Если Геральт решит не спасать Ольгерда, то Гюнтер честно выполнит свою часть договора с ведьмаком: уберет с его лица метку и исполнит желание.
  • Во второй части того же «Ведьмака» — Шилярд Фиц-Эстерлен, посол Нильфгаарда. С прикрученным фитильком: не то чтобы мерзавец, а просто живое воплощение принципа Realpolitik — бессовестный циник, который сейчас вам мило улыбается и помогает, а через пять минут, вежливо извинившись, воткнёт нож в спину. Впрочем, для нильфов это вообще норма, учитывая обстоятельства его возможной гибели. В книгах он тоже вполне соответствует тропу.
  • Grand Theft Auto 3: в автомобилях мафии непременно играет классическая музыка.
  • The Elder Scrolls III: Morrowind — по мнению кочевников-эшлендеров таким является сразу весь данмерский Трибунал (Альмалексия, Сота Сил и Вивек), поскольку они убили отца морровиндской нации Неревара Индорила, а затем объявили себя ложными богами, вместо Азуры, Боэтии и Мефалы, которым тёмные эльфы поклонялись ранее. А в культурности троицы бессмертны сомневаться не приходится — Альмалексия — образованная и коварная роковая женщина, Сота Сил реконструировал и усовершенствовал технологии исчезнувшей расы двемеров, а Вивек напрямую называется богом-поэтом.

Прочее[править]

  • Аудиороман «Внутренние тени» — Людвиг. Проникнуть на охраняемый объект в одиночку и сделать работу тихо — или ворваться туда во главе штурмового отряда и всех перебить? А если проходящий мимо патрульный насвистывает арию из твоей любимой оперы… и жутко фальшивит?