Иваны, родства не помнящие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Во избежание холиваров просьба добавлять только исторические примеры (и особенно воздержаться от добавления современных общественных и политических деятелей).
« Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли: все нам равно, было бы вино »
— Александр Пушкин. «Борис Годунов»
« Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени. »
— Автор действительно неизвестен

Иван, родства не помнящий — это человек без исторической памяти, равнодушный к своей семье, своей родине, своим истокам, своему народу, а то и вовсе отвергающий их с презрением; человек, зачастую либо недалёкий, либо бездушный и себялюбивый, для которого дом там, где кормят. В принципе, обычно это личное дело каждого, но мы говорим о художественных произведениях, а в художественных произведениях необходим конфликт. Поэтому наш Иванушка непременно себя проявит. И хорошо ещё, если просто козлом, а не полным чудовищем.

Загадить родную землицу токсичными отходами? Подумаешь, это всего лишь почва!

Смести памятники архитектуры бульдозером и отгрохать небоскрёбы и торговые центры? Да кому сдались эти трухлявые сараи, двадцать первый век на дворе!

Отправить родную мать в самую дешёвую богадельню? Подумаешь, старуха! На кой чёрт тащить такую обузу? Какая разница, где ей помирать, и вообще, от неё воняет старостью.

Переметнуться на сторону вражеской державы? Дык у них есть печеньки!

Да и вообще, все эти так называемые «собратья» — просто жалкие неудачники и нищеброды, копошащиеся в грязи, которые так ничего в жизни и не добились. Нехай они все сгниют.

Исторически же это нарицательное выражение не имело того смысла, что вкладывают в него сейчас, и возникло благодаря беглым каторжанам, которые, будучи случайно изловлены, представлялись «Иванами» и заявляли, что «родства не помнят».

Соседний типаж — Смердяков; разница в том, что Смердяков именно ненавидит и презирает свою родину/семью/нацию/биологический вид и сознательно стремится дистанцироваться от сородичей, а для Ивана это «ничего личного, просто бизнес».

Обратная сторона той же фальшивой монеты — Горе-патриот. Кстати, последние очень любят лепить ярлыки «Иванов» и «Смердяковых» на всех, кто не согласен с их взглядами на государственное и общественное устройство; не уподобляйтесь же и вы грешным сим, когда будете приводить здесь примеры. Кто из этих типажей хуже? В терминальной стадии — все три.

В фантастической версии, если это связано с превращением персонажа в представителя иной расы, это называется предательский постчеловек.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Строго говоря, туркестанские манкурты относятся не к этому тропу, а к тропам живой зомби и пытки ломают личность. Согласно подтвержденному некоторыми очевидцами преданию, манкурт — это пленник, над которым проведена была садистская процедура: ему на голову надевали тугой шлем из смоченной верблюжьей шкуры, которая, высыхая, сдавливала череп, и переживший эту пытку становился покорным рабом, не помнящим ни своего имени, ни родни, ни прошлого, живущим лишь верным служением своему хозяину. И хотя манкурт совершенно в этом не виноват, сам образ и слово сделались нарицательными благодаря Чингизу Айтматову, использовавшему эту легенду в своем романе «Буранный полустанок» как аллегорию на тех самых «Иванов» с изуродованной душой.
    • Если бы сказки «некоторых очевидцев», которые использовал в качестве основы Айтматов, имели хоть какое-то отношение к реальности, то было бы совершенно непонятно, отчего распространенная на всем земном шаре пытка сдавливанием головы (ткнув пальцем в небо, нетрудно попасть хотя бы в приключения капитана Блада) привела к созданию манкуртов только в Туркестане, а остальной мир остался в полнейшем неведении насчет этой прорывной среднеазиатской технологии.

Театр[править]

Литература[править]

  • Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — Сэмбо и Квимбо, рабы жестокого плантатора Легри, были особами, приближенными к хозяину, и выполняли функции надсмотрщиков. Притом они не убеждённые ненавистники своей расы.
  • Оскар Уайльд, «Звёздный мальчик»: узнав, что его родная мать — оборванная нищенка, заглавный герой с отвращением прогоняет её.
  • Синклер Льюис, «Кингсблад, потомок королей» — часть родственников главного героя оскорбилась, когда он объявил, что у истоков их рода стоял негр. Дело происходит в США 1940-х.
  • В каждом романе о временах Дмитрия Донского наверняка будет выведен Некомат-Сурожанин — ловкий купец, а по совместительству ещё более оборотистый шпион: поставляет сведения Москве, Твери, Рязани, Орде, генуэзцам — всем, кто больше заплатит. Описывается человеком без родины, а заодно — без чести и совести, готовым предать и продать кого угодно. И не сказать, чтобы без оснований.
  • «1984» — Партия в своих интересах методично уничтожает не только историческую память, но даже саму историю. И всё это — под патриотическими лозунгами. Ничего удивительного: война — это мир, свобода — это рабство, незнание — сила.
  • «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина — молодое поколение равнодушно к тому, что деревня, где они родились, дома их родителей, могилы их предков будут погребены под водой ради строительства электростанции. А старики с этим смириться не могут и готовы погибнуть — лишь бы на родной земле.
  • Чингиз Айтматов, «Буранный полустанок». В романе рассказывается легенда о матери, узнавшей в одном из манкуртов сына и тщетно пытавшейся пробудить в нём память. Узнав об этом, хозяева велели ему убить мать, что он и выполнил не задумываясь.
  • Олесь Гончар, «Собор» — часть персонажей хочет уничтожить собор, являющийся памятником архитектуры.
  • «Волкодав» — заглавный герой, даже в рабстве сохранивший веру и традиции своего народа, считает таковыми в первую очередь наемников.
  • Дмитрий Емец, «Компьютер звёздной Империи» — шпионская сеть, помогающая Императору уничтожить Землю. Как только выяснилось, что никто шпионов эвакуировать при этом не будет, немедленно перешли на сторону защитников планеты.
  • Графоманское сочинение Ларисы Матрос «Презумпция виновности». Представьте себе карикатурный образ еврейского либерала-интеллигента, созданный творческой командой оголтелых шовинистов-черносотенцев в пропагандистских целях… и это будут главные герои в романе Ларисы Матрос — объекты безоговорочной и искренней симпатии автора. За километрами корявого текста, стенаний о том, как страшно жить и литрами любовных соплей ярко пробивается основная мысль данного шедевра: если ты интеллигентный человек, а не тупое быдло, из этой поганой страны надо валить в США. Тушкой ли, чучелом, разносчиком ли пиццы. В общем, получилась этакая инверсия Никаса нашего Зерваса. Собственно, под троп подпадают дочь героини и её супруг, а в целом сие произведение — вполне себе смердяковщина.
  • Олег Лукьянов, «Покушение на планету» — Близнецы сначала превратили родную планету Астра в потребительскую помойку (хоть и приглаженную), а потом решили, что все люди на ней грешны, и можно родную планету просто так уничтожить. Вместе со мирозданием, потому что все планеты до такого «докатываются» по их мнению (и неважно, что конкретно планета Астра докатилась с помощью Близнецов!).
  • Шарлотта Хепти, «Отто и летающие близнецы» — полицейские мистер Шесть и мистер Восемь, устраивающие облавы на кармидийцев (народ с магическими способностями), сами к нему принадлежат. А советник Эльфина Кринк, на которую они работают, тоже кармидийка по материнской линии, но она именно поэтому их и ненавидит: она убеждена, что мать бросила её в детстве (на самом деле нет).

Кино[править]

  • «Манкурт» 1990 года по легенде из романа Айтматова.
  • «Плач матери о манкурте» 2004 года — ещё одна экранизация той же истории.
  • «Прощание» Ларисы Шепитько и Элема Климова по мотивам повести Валентина Распутина.
  • «Нечистая сила» 1989 года — главный герой Иван становится сабжем в результате удара по голове и перенесённых испытаний. В финале, увидев похороны матери, опомнился.
  • «Кто подставил Кролика Роджера» — Судья Рок, безжалостно убивающий мультяшек и готовый ради прибыли уничтожить Мульттаун... притом, что САМ является мультяшкой. Кстати, его приспешники-хорьки под троп, возможно, тоже подпадают (при условии, что они знали о планах своего нанимателя).
  • «Дрожь земли-3» — раздражающий подросток Марвин из первой части возвращается в родной городок Совершенство богатым дельцом и планирует начать масштабную застройку (не интересуясь мнением на сей счёт горожан, с которыми провел все детство и юность). По такому случаю Берт даже оставил в живых одного грабоида, дабы Марвин не рыпался (а убить червя ему не позволено законом — вымирающий вид-с!)
  • Avatar — положительный пример. Протагонист отверг своё человеческое прошлое, выступил против земных колонизаторов на стороне аборигенов. С точки зрения полковника Куоритча вполне себе отрицательный пример.
    • Существует и другой взгляд на события фильма: земляне вовсе не выступают там единым фронтом. В фильме показан конфликт двух противоборствующих группировок — земных учёных, которые считают инопланетную биосферу и знания о ней важным приобретением для Человечества, и земных вояк, которые в этом ценности не видят, а видят в ископаемых минералах и простом удовлетворении от военных побед. С этой точки зрения главгерой с коллегами «отвергли своё человеческое прошлое» не более, чем лесник, вступивший в перестрелку с браконьерами.
  • Две советские экранизации «Мальчика-Звезды»:
    • Фильм 1957 года «Звёздный мальчик».
    • «Сказка о звёздном мальчике» — вольная экранизация, снятая Леонидом Нечаевым в 1983 году.
  • «Иди и смотри» — восточнославянские коллаборанты в карательном отряде — не идейные нацисты (хотя есть среди них один кадр, несущий плакат белорусских фашистов с надписью «Гітлер асвабадзіцель», но непонятно, фашист он или просто примазавшийся), не ненавистники всего русского, стремящиеся выслужиться перед немцами, а всего лишь трусы и приспособленцы, готовые за собственную шкуру убивать кого угодно: хоть немцев, хоть советских граждан. Особенно в плане гнусности выделяется каратель с черепом на шлеме, служащий в отряде переводчиком (бывший учитель немецкого?): сначала участвовал в массовом убийстве жителей села по подозрению в сотрудничестве с партизанами, а после взятия оными партизанами в плен устроил истерику с воплями «Я не немец! Меня заставили! Смерть фашистам!» и согласился облить своих бывших товарищей по отряду бензином, чтобы партизаны смогли сжечь их заживо. Партизаны вовремя передумали и просто расстреляли мерзавца и остальных пленников из ружей и автоматов.
  • «Калейдоскоп ужасов-2» — мало того, что молодой индеец Сэм Бледная Луна законченный отморозок, хладнокровно убивший и ограбивший двух стариков, он ещё и не гнушается украсть драгоценности своего же племени с целью продать их и рвануть в Голливуд. «Больше я не буду глотать пыль! В Голливуде нет пыли! Пропади ты пропадом, проклятое племя, хватит с меня краснокожих!» Итог немного предсказуем.
  • Шарль Тибо из великолепного фильма Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» — сын актрисы Мадлен Тибо, застенчивый милый юноша, сотрудничавший с нацистами, оккупировавшими его родную Францию. В итоге сдал оккупантам родного отца, помогавшего Сопротивлению, а уже после освобождения Франции не погнушался направить пистолет на родную мать, которая хотела сдать его властям, если он сам не сдастся. Однако кишка оказалась тонка — убийство матери он предоставил своим дружкам, таким же предателям родины. Спустя десять лет он преуспевающий продавец пылесосов, не испытывающий ни малейшего раскаянья.
  • «Через тернии к звёздам» — Туранчокс. Пусть родная планета остаётся непригодной для жизни ядовитой помойкой, лишь бы прибыль капала! Ему плевать даже на то, что сам он родился карликом явно из-за засранной экологии.
  • «Голубая стрела» (1958) — командир вражеской подводной лодки, белоэмигрант Бельский. В отличие от большинства членов своего экипажа — других белоэмигрантов, бывших «лесных братьев» и бандеровцев, он вовсе не идейный враг советского государства, и не бывший прислужник нацистов, которому нечего терять, а самый обыкновенный наемник, прямо заявляющий, что родина хрустит со звуком ценных банкнот.

Мультфильмы[править]

  • «ВАЛЛ-И» — канонический пример: люди загадили родную Землю до невозможности, после чего покинули её, оставив разгребать срач роботов-уборщиков, а сами отправились в космос, где и стали жить-поживать да жирка наживать. Правда, по прошествии 700 лет ленивые и наивные, но добродушные жители станции «Иванами» быть отказались и таки вернулись на родную планету, чтобы помочь жизни на ней восстановиться, но вот жадный и беспринципный глава корпорации, ответственный за экологическую катастрофу и тайно встроивший в Автопилот программу с запретом возвращаться на Землю — это уже терминальная стадия.
  • «Барби: Марипоса» (2008 г.) — главная злодейка Хенна, сама будучи феей, ради захвата власти в королевстве фей преспокойно решила устроить полномасштабное вторжение чудовищ, которые фей вообще-то пожирают (аки титаны людей). И это при том, что Хенна являлась фрейлиной королевы (то есть одним из ближайших к правительнице лиц) и её все любили и уважали. Пожалуй, это самая страшная злодейка мультфильмов о Барби, поскольку она не просто заключила союз с чудовищами, но и прямым текстом дала им добро на съедение её сородичей.
  • «Астерикс и тайное зелье» — пополам с лицемером: в деревне галлов, куда друид пришел искать приемника, римские порядки торчат буквально отовсюду. Апофеозом становится когда у вождя, во время речи на тему, какой он настоящий галл, отклеиваются усы.

Видеоигры[править]

  • Игры Вселенной Х. Аргонцы до такой степени забыли про свои земные корни (сознательно отказываясь от истории, чтобы после катастрофы 2146 года начать жизнь с чистого листа), что даже само существование Земли за прошедшие столетия у них считалось мифом, который превратился в религию (верует в Землю фракция пацифистов под названием «гонеры»). Но с такими родителями никаких врагов не надо — земляне в данном сеттинге после трогательного воссоединения (X³: Reunion) оказались кончеными козлами: мало того, что порядочные ксенофобы[1], так еще и параноики[2], засылающие шпионов ко всем подряд, включая родственников аргонцев. Из-за действий и высокомерия землян началась сначала холодная война между Землёй и Содружеством (события X³: Terran Conflict), а затем и прямая война между Землей и Аргоном (события X³: Albion Prelude) как последствие раскрытия масштабной шпионской сети землян в рядах аргонцев. Младшие братья тоже оказались хороши: путём шпионажа с помощью криминальных элементов пытались заполучить земные технологии, а во время войны Сая Хо совершила ещё одно настоящее преступление против человечности по плану аргонской секретной службы — был уничтожен Земной Торус, станция, опоясывающая экватор Земли на геостационарной орбите. Вторая атака машин, подобных тем, что устраивали геноцид и экоцид в 2146 году, не могла не нанести новую психологическую травму жителям Земли. Поэтому разрыв всех связей с культурной и биологической родиной в случае аргонцев, хотя безусловно трагичен, был неизбежен.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — с некоторой натяжкой таковыми можно считать хаоситов, сознательно перешедших на сторону Губительных Сил. Хаос совершенно точно не несет ничего хорошего человечеству, даже при всей неоднозначности местного добра. Но переметнувшихся интересует только могущество и власть, а что будет с человечеством им обычно все равно.
    • С очень большой натяжкой, так как во-первых, с точки зрения самих хаосистов жизнь на тех же Боевых лунах Талакса просто замечательная. А то что слугам Бога-трупа кровавые ритуалы не нравятся, так их и не звали сюда. Это еще не заводя веселый срач на тему ритуалов серых рыцарей вымазанных в крови сестер битвы («Возвращение Кровавого Прилива»). Во-вторых, хаосистов вовсе не обязательно интересует власть. Просто, сравнение качества жизни на колдовском мире и рабской жизни на мире имперском опять же потянет на полноценный срач.
      • Ну, тут зависит от. В различных книгах, где описывается Космодесант Хаоса (автор правки вспоминает «Тёмный апостол» Рейнольдса и «Чёрный легион»), упомянуто, что своих человеческих помощников (которые таки их рабы в самом прямом смысле) хаосмарины ценят не шибко выше туалетной бумаги и могут использовать как пушечное мясo по желанию левой пятки, да и в хаоситском кодексе обычные культисты Хаоса описываются как вооружённые и защищенные сугубо тем, что смогут сами откопать и припрятать, ополченцы, используемые как живой щит и для давки числом. Впрочем, в том же хаоситском кодексе подчеркнуто, что в культисты идёт столь много народу больше потому, что их задолбала жизнь в Империуме.
        • Сильно разнится от легиона к легиону. Для относительно адекватной части Повелителей Ночи рабы ничуть не менее ценны, чем оружие или иное оборудование, потому без особой необходимости ими не разбрасываются — другое дело что в мире Молота Войны эта особая необходимость имеет мерзкое обыкновение временами возникать. А, к примеру, Альфа-Легион содействующих им простых людей даже аугментирует, причём отнюдь не варварски. В то же время известны лояльные ордена, спокойно давившие танками вступившего в рукопашную с бойцами Имперской Гвардии противника, а потом ещё и устраивавшие разнос гвардейским полководцам за то, что те посмели возмущаться. Тут от легиона к легиону и от ордена к ордену расхождений больше, нежели между средними по фракциям.
        • Тут стоит отдельно заметить, что к бандитам-пиратам-наёмникам отношение в среднем более потребительское, тогда как к непосредственно входящим в структуру легионов простым людям отношение уже особенное, потому как они в большей степени свои. Хуже всего в среднем отношение, разумеется, к военнопленным, но с другой стороны лоялисты вообще пленных берут не часто, да и то только для допроса.
    • И гуэ’веса сюда же; пример без натяжки, ибо на стороне империи иных видов, сражающейся против их бывшей родины, но всё же не отрицательный, ибо печеньки у т’ау вкусные, и их в 90 % процентах случаев[3] вполне позволяют есть.
    • Светлые и Тёмные Эльдар по отношению друг к другу.
      • Сложный вопрос. В некоторм смысле и те, и другие страдают от последствий былого упадка расы — просто справляются с этим разными способами. Так что об общем предке они очень даже хорошо помнят.
      • После рождения Иннеад уже точно вспомнили о родстве.
  • Warhammer Fantasy Battles — если тёмные эльфы это смердяковы, то лесные эльфы по отношению к высшим как раз этот троп.
    • Как и в сорокотысячнике, людские племена, поклоняющиеся Хаосу и гномы Хаоса. Они не то, чтобы как-то особенно ненавидят сородичей, а просто мечтают стереть с лица земли всё живое и уничтожить мир.

Реальная жизнь[править]

  • Еврейский коллаборационизм в годы Второй мировой частично объяснялся этим тропом, а частично — соседним:
    • Нацистский военный преступник, унтерштурмфюрер СС Хаим Сигал. Судя по всему, никакой особенной ненависти к своему народу не испытывал, и ему, по большому счёту, было всё равно, что делать и на кого работать — лишь бы только сытно жить и деньги зарабатывать.
    • Аналогично — белоэмигранты-коллаборационисты с еврейскими корнями Борис Штейфон и Борис Смысловский. Ни тот, ни другой не был антисемитом, однако оба сделали успешную карьеру в Третьем рейхе (Штейфон, судя по всему, просто не идентифицировал себя как еврея и был монархистом-патриотом дореволюционной России, а Смысловский вообще был оппортунистом и жил по принципу «куда ветер дует»: в годы Гражданской он успел повоевать и за белых, и за красных, а после 1945 успешно переметнулся к американской разведке и впоследствии сбежал в Аргентину).
    • Эрхард Мильх — генерал-фельдмаршал Люфтваффе, еврей по отцу, которому по протекции Геринга нарисовали арийское происхождение. В годы ВМВ Люфтваффе фактически держалась именно на нём, тогда как Геринг был по факту понижен до «свадебного генерала».
    • Капо в концентрационных лагерях. Этих, впрочем, можно в чём-то даже понять: если в концлагере есть возможность жить в относительно человеческих условиях, то соблазн ради этого предать товарищей-заключённых может быть огромным.
  • Иммигранты. В тех случаях, когда адаптация идет в стиле «в Риме веди себя как римлянин», вполне демонстрируют отказ от «корней» в пользу более «перспективной» культуры.
  • «Дети Советского Союза» — дети рожденные в мультинациональных семьях СССР последних лет или первых лет после его распада. Будучи носителями смешанной культуры не слишком привязаны к какой-либо из родных национальностей. А ввиду краха СССР, не слишком увязаны и с «единой идеологией». По итогам вполне закономерно получаются люди, не шибко обремененные багажом традиций, с достаточно гибким мышлением и держащие за своих исключительно собственную семью и немногочисленных близких людей. Частный случай — называющие себя «русскими» представители коренных народов современной России, оторванные от родного языка и культуры.
    • С сильно прикрученным фитильком встречается в государствах, построенных иммигрантами — США, Австралия, Канада. В большинстве случаев каждая диаспора имеет свои устоявшиеся традиции и дети следуют одной из них. Кроме того, общая идеология местного общества, хоть и меняется с годами, но не так радикально как в случае с СССР/СНГ.
  • В современной Мексике принято не любить и презирать Малинче — переводчицу и любовницу Эрнана Кортеса, вольно или невольно поспособствовавшую завоеванию им Мексики. Таким Хуанам, не помнящим родства, очень весело предлагать вызваться добровольцем на потрошение на вершине Пирамиды Солнца.

Примечания[править]

  1. Шутка ли — прожить тысячелетия без контактов с инопланетными расами, пока те же аргонцы за 800 лет своей истории знакомились, воевали и торговали с остальными расами будущего Содружества. Впрочем, у этой изоляции есть достаточно уважительные причины: произошло это из-за восстания машин-терраформеров, которое чуть не уничтожило всё человечество, а большая группа землян под началом Натана Ганна оказалась отрезана от основных сил, в итоге и став теми самыми предками аргонцев. Впрочем, с аргонцами земляне первоначально сотрудничали взаимовыгодно, помогли им в войне против хааков, да и представители иных рас в играх могут доказать свою лояльность жителям Солнечной системы
  2. Что опять же неудивительно после пережитого, отсюда и стремление везде иметь своих агентов, дабы в том числе упредить любую возможную атаку терраформеров, тем более что Мартин Винтерс, виновник восстания машин, вышел из криосна и начал воспроизводить технологии ксенонов, сотрудничая с Содружеством и пиратами
  3. Остальные 10 % — это случаи, когда Империя неспособна защитить людей от их бывших соратников (случаи в кодексе, когда т’ау отступали с ранее отвоёванных у Империума планет, и инквизиция покарала бывших гуэ’веса; эфирные урок усвоили, и после этого гуэ’вес в большинстве случаев отправляют на планеты первой-второй сферы расширения вглубь Империи) или от другого вида ксеносов («Соблазнительная приманка»; тёмные эльдар атаковали планету т’ау, населенную присоединившимися видами, т’ау подождали, пока друкхари увлекутся резнёй, а потом раскрыли засаду под камуфляжными полями и пустили садомазоухих на винегрет, но потерь подвидов было прилично; не сказано прямо, однако, что там были люди, зато упомянуто, что то был фронтирный мир, и см. пункт выше).