Репрезентация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Репрезентация — это термин, пришедший из социологии, обозначает степень достоверности полученной в результате исследования информации - те ли респонденты были опрошены и в достаточном ли количестве. В художественном произведении его используют в качестве синонима соотношения между реальностью и вымыслом (в частном случае — в плане представленности в нём различных групп населения). В современном виде активно используется в политико-идеологических целях, а потому является поводом для многочисленных споров, поэтому в статье мы постараемся дать максимально объективную оценку явления.

Кого могут репрезентировать[править]

Социальные слои[править]

Если автор не создаёт некую утопию, где вопрос распределения материальных благ в принципе не стоит, в обществе обязательно будут богатые и бедные. И богатых всегда должно быть меньше, чем бедных, за счёт которых это богатство и обеспечивается. Если речь идёт о феодальной эпохе, и главный герой - какой-нибудь аристократ, у него обязательно должен быть как минимум взвод из личной прислуги, телохранителей и управленцев. Если о современной буржуазной - помимо директора компании у него по закону обязательно должен быть зам главный бухгалтер, и собственно работники этого предприятия. Ситуация, когда король ходит без свиты, попросту нелепа, она должна быть представлена хотя бы в качестве мелькающих время от времени статистов, а предприятие не должно состоять из директора, бухгалтера и одного работника.

А ещё есть люди, которые не связаны непосредственно с правящей верхушкой - это обыкновенные землепашцы, горожане, мелкие лавочники, учёные, духовенство... список можно продолжать, и у них также есть свои цели и интересы, и которым это ваше приключенчество даром не нужно. Прежде чем втягивать их в долгий и опасный путь, позаботьтесь об обосновании.

Мужчин и женщин[править]

Ещё с неолита в зарождающейся человеческой цивилизации появилось разделение на мужские и женские профессии, заниматься которыми представителю противоположного пола зазорно. Возникли они из практических соображений: мужчина и женщина всё-таки немного различаются физиологически, но не настолько, чтобы эти отличия были значительными. Традиция деления профессий по полу сохранялись до начала XX века и определённые события вынудили большинство стран пойти на уравнивание мужчин и женщин в правах. С тех пор разделение на "мужские" и "женские" профессии постепенно начало растворяться. А прагматизм остался. В современном обществе, несмотря на технологический скачок, во всех армиях мира до сих пор большинство составляют мужчины, просто потому что они в среднем по палате физически лучше справляются с поставленными задачами. В то же время, среди множества профессий (швеи, доярки, работники банков, секретари) большинство составляют женщины, поскольку... тоже в среднем лучше справляются с поставленными задачами. Для всех этих случаев есть исключения: если женщина воюет, а мужчина шьёт на том же или более высоком уровне, что и большинство представителей соответствующих профессий, их наличие вызывает минимум вопросов. Другое дело, что без обоснуя они не должны оставлять в указанной отрасли большинство — шахтёрский коллектив из женщин так же нереалистичен, как и молокозавод, где работают одни дояры-мужчины.

Если же автор всё-таки решил добавить женщин в мужской коллектив, а мужчин - в женский, необходимо проследить, чтобы они не были обыкновенным придатком к коллективу, и не думающих ни о чём, кроме своей работы. Для этого феминистки придумали так называемый тест Бекдел (часто — тест Бехдель): это ответ на вопрос, есть ли в произведении два женских персонажа, которые хотя бы в одном диалоге ни разу не упоминают ни одного мужчину. Насколько он точен - судите сами.

Тропы, связанные с женской репрезентацией: Бой-баба, Псевдо-бой-баба, Принцип смурфетки.

Наций и рас[править]

Каждая нация проживает на определённой территории и составляет определённый процент от населения этой территории. Соответственно, процент персонажей той или иной нации/расы должен соотноситься с исторической областью расселения. Представителей нации A не должно быть большинство за пределами территории, где проживает нация A, и очень мало - там, где нация A в принципе не живёт. Вопрос несколько скрасился с развитием транспорта, что позволило любому человеку меньше чем за сутки добраться до любой точки планеты, в результате чего герой из нации А может встретить соотечественника буквально где угодно. Но всё равно необходимо соотноситься с процентами населения, чтобы не получился удар по подавлению недоверия. Француз в средневековом Китае, китаец в южной Африке и зулус в средневековой Франции только вызовут закономерный вопрос: «Как он там оказался?» В современной массовой культуре значительную роль играют США, которые прославились как "плавильный котёл", где собраны чуть ли не все крупные нации Земли, в первую очередь именно оттуда растёт идея о необходимости демонстрировать в художественном произведении представителей как можно большего числа рас и наций, насколько бы бессмысленно с позиции сеттинга это бы ни было. Так что фактически подобные требования к репрезентации нарушают принцип репрезентации.

Тропы, связанные с расовой и национальной репрезентацией: Белый коп, чёрный коп, Штатный представитель нацменьшинства (Штатный чёрный, Штатный Ковальски), Отбеливание, Неясно-смуглый, Лжерусские, Офицер О'Коп

Представителей разных ориентаций[править]

Здесь тенденция мало изменилась за сотни тысяч лет. Подавляющее большинство людей испытывают влечение к представителям противоположного пола, есть некоторый процент (от 2 до 5) гомосексуалов, и ещё меньший процент тех, кто входит в известную аббревиатуру и придерживается иных предпочтений. Сделать с этим ничего нельзя, так распоряжается человеческая биология. Соответственно, в произведениях, не посвящённых проблемам конкретных меньшинств и их замкнутым коллективам, число представителей этих меньшинств не должно перешагивать за указанные выше рамки. Ну не может в обществе каждый пятый быть «заднеприводным».

Соответствующие тропы: Бисексуалов и трансгендеров не бывает, Штатный гей, Крутой гей.

«Голливудская репрезентация»[править]

Общие тенденции[править]

  • Нишевость. Касается не только уже упомянутого эксплуатационного жанра, но и других, таких, как дамский роман, и т. д. Когда произведения с героями — женщинами или представителями меньшинств выделяются в определённый жанр, интересный именно определённой целевой аудитории.
  • Штатные персонажи. Как вы заметили, на этой странице много ссылок со словом «штатный». Это такой способ добиться репрезентации, на отвяжись. Вот тут у нас будет штатная женщина команды. Вот тут у нас штатный афроамериканец. Вот тут у нас штатный гей. Никакого более глубокого характера для этих персонажей не прописано.

Дилемма репрезентации[править]

Сколько будет слишком мало? А сколько будет слишком много? Как уже отмечено выше, если переборщить, произведение получится нишевым, а если недокласть, персонаж будет страдать от «синдрома штатности» (или «мнимой инклюзивности»).

Обобщённая абстрактная версия теста на репрезентацию[править]

  1. Реперезентируемые персонажи присутствуют на переднем плане.
  2. Реперезентируемые персонажи не выступают приложением к «мэйнстримовым» персонажам.

На самом деле проблема кроется существенно глубже: всех меньшинств не только женщины, темнокожие и представители нетрадиционных ориентаций — в реальности их невообразимо много, причём некоторые из этих меньшинств настолько малы, что большая часть публики о них не только никогда не слышала, но даже и не подозревает об их существовании (на то они и меньшинства).

Подходы к решению дилеммы репрезентации[править]

  1. Не решать. Вообще. Отыграться на другом поле. Для робинзониады вполне нормальна ситуация, когда персонаж вообще всего один.
  2. Буря флэшбэков. Если дополнительные персонажи не влезают в основной сюжет, это ещё не значит, что в повествовании им не найдётся места. Можно показать, как нужные персонажи в прошлом повлияли на характер и этический компас героев, чем опосредовано повлияли на сюжет.
  3. Два в одном и три в одном. А кто сказал, что один персонаж может быть представителем только одного меньшинства?
  4. Растянуть повествование. Места хватит на всех с запасом.
  5. Фантастическая басня, разворачивающаяся нескоро-нескоро. Мир стёртых границ. Всех. Расы и нации? Все перемешались. Половая принадлежность? Кругом бесполые андрогины. Сексуальные ориентации? Они таким просто не занимаются.
  6. Мир некропедозоофилов. Пусть «нормальных» персонажей не будет вообще. Пусть девиации и перверсии не просто цветут и пахнут, а срастаются в непролазные джунгли. Пусть мало не покажется никому.

Репрезентационный троллинг[править]

Та самая «тёмная сторона» рассматриваемого явления. О каждой из репрезентируемых групп существуют не только положительные, но и отрицательные стереотипы. Мало просто заявить персонажа принадлежащим к группе — он помимо этого должен свою принадлежность к заявленной группе подтвердить, проявив те или иные свойственные этой группе черты. И вот тут начинается форменый бардак. Женщина не любит сладкое? Чёрный не любит курицу? Гей не любит минералку? Ну они вообще-то и не обязаны — это же всё чисто индивидуально. Масла в огонь подливает ещё и то, что троллинг тут работает в обе стороны: да, не только сволочная публика может раскритиковать отличное произведение за отсутствие ерунды, которой там не место — автор тоже может поглумиться, вывернув репрезентацию так, что лучше бы её вообще не было. Так получаются скандалы, интриги, расследования вокруг произведений.

С другой стороны[править]

Масса явлений в реальной жизни не отражается в соответствущей репрезентативной доле в человеческом творчестве. И подавляющее большинство это устраивает. Например, в кино жён избивают гораздо реже, чем в реальной жизни[1], но даже феминистки на это не жалуются, за исключением произведений именно тех жанров, которые должны привлекать внимание к общественным проблемам.

Аверсия[править]

Если в искусстве репрезентация явно централизована в своей демографии по сравнению с зрителями, то по сравнению с реальными прототипами обычно наоборот — заметно разнообразнее. То есть здоровенных роботов женщины пилотируют чаще чем реальные Апачи, простолюдины чаще становятся национальными героями чем дворяне в реальности. А если демография сеттинга будет нестандартная то и играться будет нестандартно — в Японии будет непропорционально много иностранцев.

И наконец[править]

Существует целый сектор человеческого творчества, который и не должен соответствовать критериям репрезентативности — это произведения, посвящённые пропаганде идеалов, либо же пропаганде и рекламе чего-то ни было вообще.

Веками громадная часть человеческих произведений искуства воспевала возвышенные качества человеческой натуры. При этом все реально понимали, что в реальности такое встречается в тысячу раз реже, чем в творчестве.

Впрочем встречались и противоположные тенденции, особенно в новейшее время. Например маркиз де Сад в своих произведениях описывал картину жизни, сильно далёкую от реальности — в реальной жизни всё не настолько плохо.

Примечания[править]