Шовинизм

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngОсторожно, деликатная тема!
Posmotreli  — не трибуна для выступлений в защиту той или иной группы. Точно так же неуместны здесь нападки на ту или иную группу. Меньше рецептов, больше культурных отсылок.
«

Тиресий: Гораздо приятнее быть женщиной. Менипп: меньше забот. Женщины властвуют над мужчинами, а на войну ходить им не надо, не нужно защищать городских стен, спорить на народных собраниях и разбирать дела в судах.

»
— Лукиан, «Менипп и Тиресий» о сексизме
« И нас и вас из глины и огня,
Из ветра и воды создал Творец Единый,
Но нас лепил Господь из лучшей глины!
»
— «Шахнаме»: туранцы демонстрируют свой шовинизм
« — Они ненавидят меня за то, что я лучше их!
— Нет. Они ненавидят тебя за то, что ты ведёшь себя так, будто бы ты лучше их.
»
— Разговор Джона Сноу и Донала Нойе, «Игра престолов»

Шовинизм — идеология (система взглядов), согласно которой одна группа лиц, выделенная по какому-либо признаку, якобы «лучше» другой (или даже «лучше» всех остальных), а другая группа (или даже всё остальное население), — соответственно, якобы «хуже».

Шовинизм — это такая разновидность предубеждения. Шовинист оценивает личность не через её личные качества, а через принадлежность к определённой группе.

Шовинист сеет рознь; интересы своей группы (или то, что он считает таковыми) шовинист резко противопоставляет интересам всех остальных групп.

Шовинист горячо одобряет — или по крайней мере ничуть не осуждает — дискриминацию тех, кого он объявил «худшими».

Негативные стереотипы — любимое орудие шовиниста (но не только его).

Шовинизм пересекается с таким понятием, как ксенофобия, однако их не следует путать. Они могут идти вместе — но так происходит не всегда. Ксенофоб не обязательно считает какую-то группу населения хуже своей, но воспринимает враждебной или по крайней мере в омерзении от неё шарахается — именно потому что она «не такая, непохожа». Шовинист же не обязательно считает «низшую» группу угрозой для своей, он может даже довольно мило общаться с теми, кто в его глазах «хуже» (например, плантатор из южных штатов США со своим чёрным рабом), но от этого картина становится ещё ужаснее.

И да — не следует забывать, что идеи о том, что «Они — сплошь раса (нация) шовинистов, которая только и делала, что всех угнетала и завоёвывала, и они все должны за это покаяться» тоже являются разновидностью шовинизма.

Частный случай данного явления — Смердяковщина: это шовинизм, направленный на свою собственную нацию/расу/биологический вид/иную группу.

См. также кровавый навет — когда ненавидимую группу обвиняют в массовых убийствах с какой-то дурной целью.

Другой частный случай — Абсолютный ксенофоб. Встречается только в сеттингах с инопланетянами. Из всех видов взаимодействия с иными разумными видами способны только на геноцид.

Разновидности шовинизма[править]

  • Расизм («одна раса лучше другой!»).
  • Националистический шовинизм («одна этническая группа лучше другой!»).
  • Сексизм («представители одного пола лучше, чем представители другого!»).
  • Социальный шовинизм («представители одной социальной группы лучше, чем представители другой!»).
    • Сюда же — и презрение к лицам, практикующим определённую профессию (в особенности к малопрестижным, вроде ассенизатора или дворника).
    • Сюда же — и презрение к лицам, имеющим определённое происхождение (в кастовой или сословной системе, или в подражание перегибам, существующим в таковых).
      • Чуть более масштабно — презрение по классовому признаку («если ты бедный — значит, или ленивый, или тупой, и вообще не мужик, хочешь халявы, отнять всё и поделить, да без нас вы бы вообще не прожили!» vs «все богатые — нечестные, скучные, бессердечные люди, думают только о деньгах, зазвездились и считают, что им всё можно»)
    • Сюда же — и презрение к жителям населённых пунктов, условия среды которых отличаются («селюки генетически тупые, стадные и некрасивые, горожане наглые, ленивые и распущенные, москвичи зажрались и важничают, а провинциалы некультурные и завистливые»)
    • Сюда же — и презрение к жителям разных культурно различающихся регионов («Москвичи зажрались», «Кубаноиды — тупые»)
  • Державный шовинизм («подданные одного государства лучше, чем подданные другого!»).
    • Понаехали тут («местные уроженцы лучше иммигрантов, вне зависимости от любых других их особенностей». Иногда и наоборот: «местные — пассивные обыватели, а иммигранты — энергичные, целеустремленные, занимаются саморазвитием!»
  • Великодержавный шовинизм («титульная нация в нашей великой державе — лучшие люди, чем представители наших же нацменьшинств, и уж подавно — лучшие люди, чем подданные других государств!»).
    • Младодержавный шовинизм. Брат-близнец великодержавного, шовинизм в сторону нации-угнетателя, особенно в случае смены ролей.
  • Травля обладателей той или иной внешности. Дети предубеждены к очкарикам и толстым, у взрослых начинает доминировать презрение к толстым (иногда лишь в воображении) людям. Нередко подвергаются тому или иному прессингу обладатели диспропорциональных черт или резких черт.
  • Негативное отношение к инвалидам (эйблизм).
    • Психологический шовинизм (умственно «неправильные» или больные люди не имеют права на выбор и ответственность, например, за себя). Как раз тот случай, когда медицина и закон могут быть на стороне дискриминаторов.
  • Дискриминация кого-либо по возрасту (эйджизм, возрастовщина) или по любой другой особенности, которая не зависит от личной воли её обладателя — или зависит от неё, но социально опасной не признана.

Фантастические формы шовинизма[править]

  • Углеродный шовинизм («[полноценная] жизнь может существовать только на основе углерода!»). Повод: тот факт, что несмотря на теоретическую возможность иной биохимии, практически её ни один реальный землянин пока не видел и воссоздать не смог. Впрочем, тут скорее про научную позицию, нежели к реальной ненависти и/или презрению
    • Сюда же (как, впрочем, и к следующему пункту) можно отнести шовинизм по отношению к киборгам, андроидам и искусственному интеллекту — в случаях, когда последний полноценно разумен и эмпатичен (а не просто эвристичен) и объективно представляет собой не «вещь», а настоящую искусственную личность (которой, по совести, дать бы все права гражданства!)… но к нему всё равно относятся как к «вещи».
  • Антропоцентризм («человек заведомо лучше других форм жизни!»).

В наши дни во всех цивилизованных государствах насильственные и, часто, дискриминационные проявления шовинизма противозаконны и, как таковые, наказуемы. Проявления в мягкой форме, не подлежащие суду, часто считаются не комильфо, хотя это сильно варьирует как между разными разновидностями шовинизма, а также от страны к стране. В ряде стран борьба с шовинизмом того или иного типа может принимать излишне радикальные формы.

Шовинизм как явление нашёл отражение во многих произведениях искусства: одни авторы изображали его сочувственно, другие же обличали его как несомненный порок, крайне опасный для общества.

Характерным для шовинистов приёмом является дегуманизация противника («это не люди, а всё равно что тараканы, нечего с ними церемониться») и изобретение новояза для более сподручной пропаганды (с одной стороны изобретают унтерменшей, с другой — цис-скам[1]). Однако далеко не во всех случаях шовинисты рассматривают тех, кого считают неполноценными, как противников, и могут даже вполне искренне испытывать к ним симпатию. Например, мужчина может любить женщин и при этом не считать их равными себе. Или же образ благородного дикаря: пока он является хранителем древней мудрости и общается с духами природы, мы его любим и ценим, а стоит ему захотеть «быть как белые» (надеть костюм, найти работу и др.), он уже начинает раздражать. В некоторых случаях такой «симпатизирующий» шовинизм может быть ещё опаснее, чем откровенно враждебный.

Внимание! Примеры шовинизма, которым страдает (или не страдает, а явно наслаждается) некий автор, просьба помещать исключительно в статью «Образ врага». В данной же статье нужны только примеры шовинизма, проявляемого персонажами художественных произведений.

Происхождение термина[править]

По преданию, в армии Наполеона Бонапарта служил солдат по имени Николя Шовэн (Nicolas Chauvin), принимавший участие в Великой французской революции и наполеоновских войнах. Рассказывают, что император обратил на Шовэна личное внимание, когда Наполеону сообщили: Шовэн, дескать, повсюду высказывается в том духе, что «французы самая лучшая нация в мире, и все остальные народы должны чтить их и покоряться им». Вызванный пред светлы очи Наполеона, Шовэн подтвердил, что придерживается именно таких взглядов, и тогда Бонапарт будто бы воскликнул: «Да здравствует шовинизм!» (Vive le chauvinisme!).

Несмотря на непопулярность бонапартизма в период Бурбонской реставрации после 1815 года, Шовэн, как принято считать, был ярым сторонником Наполеона и носил в петлице фиалку, что являлось знаком его преданности свергнутому императору. Согласно мифу, Шовэн оставался фанатично верным, несмотря на свою бедность, нетрудоспособность и унижения, которые он претерпевал как «неблагонадёжный». Шовэн также принародно утверждал, что «ни один роялист в подмётки не годится самому последнему бонапартисту», за что неоднократно бывал бит.

В начале XXI века известность приобрёл также другой Chauvin (Шовин, как его фамилию произносят американцы) — полицейский по имени Дерек из Миннеаполиса, чьё неосторожное обращение с задержанным послужило причиной большого всплеска предмета статьи.

Наиболее выдающиеся произведения о шовинизме[править]

  • Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — nuff said.
  • Синклер Льюис, «Кингсблад — потомок королей» и «У нас это невозможно». Первая книга рассказывает о белом по имени Кингсблад, который внезапно обнаружил, что его прапрадед — негр. По законам штата это делает его стопроцентно «цветным», и ему приходится нахлебаться от соседей и сограждан того самого отношения, каковое он сам выдавал неграм. Во втором романе, альтернативно-историческом, описывается становление в США тоталитарного государства с великодержавным шовинизмом в пакете.
    • На момент написания это была книга про очень недалёкое будущее (выборы 1936, а книга написана в 1935).
  • Шолом-Алейхем, «Кровавая шутка». Два студента, русский и еврей, шутки ради меняются паспортами, согласившись пожить каждый в шкуре другого. Русский юноша хочет узнать, правдив ли «кровавый навет», и очень некстати его дневниковые записи попадаются на глаза полицейским, когда те расследуют дело о гибели ребёнка недалеко от еврейского квартала. Против героя возбуждают уголовное дело, и всё могло бы кончиться очень печально, если бы еврей не поспел вовремя к судебному заседанию и не подтвердил, что полицейские взяли не того парня.
  • Тосон Симадзаки, «Нарушенный завет» — молодой человек из японской касты парий (эта) скрывает своё происхождение, чтобы вырваться с социального дна. Но всё тайное становится явным. Японское провинциальное общество обрушивает на парня лавину навоза.

Шовинистические выходки известных вымышленных персонажей[править]

  • В фэнтези самыми распространёнными жертвами шовинизма являются орки, демоны и нежить. Принципу «увидел орка/демона/вампира — убей. Нет возможности убить — беги» следуют представители самых разных цивилизаций — от гордых эльфов Сильванести до суровых воинов Артедайна, от могущественных Властелинов Экватора из мироздания Источника до примитивных племён Торна…
    • Тут зигзаг: в ряде фэнтези-сеттингов орки и им подобные расы — а уж тем более демоны и нежить — изображены, чисто объективно, не «расами в своём праве вроде людей», а чем-то вроде чужеродных чудовищ, которых надо истреблять как минимум из сострадания (хотя бы к их жертвам), потому что они — чисто по канону — прокляты или специально созданы в качестве солдат или слуг злых сил. Внимание: речь только о тех казусах, когда такое подаётся не как массовое заблуждение части персонажей, а как факт из фабулы.
    • Зигзаг раскручивается дальше: в ряде сеттингов (или в определённые изображаемые эпохи) расы, которые выглядят как сущие тебе орки (или типа того), по сути представляют собой нормальные расы. Но не у всех персонажей хватает совести это признать; часть населения предпочитает действовать и реагировать по старинке: орку/гоблину/гурру смерть! или хотя бы — презрение им! И вот тут-то шовинизм одних персонажей по отношению к другим — во все поля. И огромный простор для сатиры на шовинизм.
    • А еще один круг зигзага — инверсия расовых ролей. Мир, в котором, монстрами и чучундрами оказываются светлые эльфы или (намного реже) — другие светлые расы. И принцип «увидел эльфа — убей» по меньшей мере небезоснователен.
  • Люди по отношению к инопланетянам в каждом втором фильме про их вторжение и во многих играх про них. Если пришельцы вскрывают людей или используют оружие массового поражения — они зло, если люди — всего лишь борются за независимость или выживание. Не переносите примеры в соответствующие категории, ибо примеров много и они приведены только как иллюстрация.
    • «Инопланетное вторжение: битва за Лос-Анджелес» — штаб-сержант Нанц потрошит ещё живого пришельца, чтобы узнать, где у них слабое место, зрителю нормально. А если бы пришельцы потрошили человека?
      • Ну, здесь скорее «на войне все средства хороши», и что значит «а если б пришельцы людей потрошили»? Пришельцы плохи и вызывают ненависть потому, что пытаются захватить Землю и уничтожить человечество, их ненавидят за это, а не из шовинизма. Как-то ненависть к захватчикам и интервентам — уже не совсем под понятие «шовинизм» подходит. Что их, белыми и пушистыми считать и искать всяческие оправдания солдатам вторжения, ведущие войну на полное уничтожение местного населения. Какая то объективность выше разума.
    • «Трансформеры». Люди разбирают разумную расу на куски, чтобы сшить монструозного кадавра. Претензий к этому зверству нет, разве что автоботов жалеют, которые союзники людей.
    • «Поле битвы: Земля» — людям можно уничтожать биосферу целой планеты пришельцев: ведь не может случиться так, что на Землю вторглась частная лавочка, а большинство населения ни при чём.
    • «X-COM» — хоть у кого-то были претензии к тому, что люди вскрывают пришельцев?
      • Если вы про тот X-COM, который X-COM: UFO Defense, то люди вскрывают только вражеских солдат и исключительно с целью получения стратегически важной информации о противнике. Пришельцы же похищают гражданских и совсем не в рамках ведения боевых действий.
      • Люди проводят опыты на мышах, чтобы выжить — это хорошо, Старейшины проводят опыты на людях, чтобы выжить — это плохо. Хотя Старейшины с высоты своего интеллекта и достижений смотрят на людей, как те на мышей.
    • Можно оправдаться, что, мол, это они вторглись. Но замените пришельцев на людей — и всё станет серо-серым, а то и всеми оттенками чёрного. Если индейцы режут скальпы вторгшимся европейцам, а те вырезают женщин и детей, то плохие оба. Если частная армия вторгается в примитивное племя, а те взамен занимается ритуальным оскоплением и каннибализмом, то жалеть не хочется ни тех, ни других.
    • Или поменяйте их местами — и увидите, как всё поменяется. Пусть люди вторгаются на другие планеты («Аватар» Кэмерона, например). На’ви потрошат землян — а что это же люди вторглись, значит можно; стал бы зритель переживать в таком случае за них?
    • И отдельной строкой инопланетяне прилетают с миром, а местные принимают их за оккупантов и начинают отражать вторжение (как вариант, эти инопланетяне прилетели с Земли).

Мифология и религия[править]

  • Библия — тема поднимается в повествовании об Исходе, и не подумайте, что речь о сказках «мы избранные, а гои нам служить будут». Аарон и особенно Мириам, уж куда как в контексте положительные герои, покритиковали Моисея за женитьбу на «кушитке» — по точкам зрения ряда библеистов, речь о Сепфоре, по мнению других — о первой жене еще с бытия принцем Египта. За это Бог наказал Мириам «проказой» (в тогдашней терминологии это относилось к разным кожным проблемам помимо собственно лепры) с побелением лица; и народу пришлось неделю ждать, пока она с раскаянием очистится.

Фольклор[править]

«

В порт южного американского городка заходит военный корабль. Местная аристократка посылает капитану письмо, где пишет: «Уважаемый сэр, я даю бал для воспитанниц моего пансиона, не могли бы вы прислать для участия несколько воспитанных матросов с вашего корабля? Только, если можно, не евреев». В назначенный час аристократка открывает дверь и видит одетых в военную форму десяток негров. Она в ужасе произносит: «Это, наверное, ошибка!» Один из негров отдаёт ей честь и отвечает: «Мадам, капитан Рабинович никогда не ошибается!»

»
— Как грамотно троллить шовинистов
« Здесь практикуют еблю ослов. »
— Шовинисты о Северном Кавказе

Литература[править]

Русскоязычная[править]

« «Послушай! — сказал твёрдым голосом Азамат, — хочешь, я украду для тебя мою сестру? Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?» »
— М. Ю. Лермонтов

Это он предлагает свою сестру другому кавказцу (Казбичу). Потом уже сам Печорин хочет получить Бэлу, а Карагез будет калымом. На минуточку, по шариату мусульманка не может выйти замуж за не-мусульманина, так что Азамат сознательно отдал сестру на позор.

  • А. И. Куприн, рассказ «Корь». «И южного народа не люблю. Скверный народишко — ленивый, сладострастный, узколобый, хитрый, грязный». Но это для затравки, а дальше будет больше.
  • А. Аверченко, «Националист» — злая пародия на шовинистов. Вначале купец ненавидит немцев и итальянцев, потому что они иностранцы, потом татар и евреев, потому что «нехристи», затем отказывается помогать голодающим в Самарской губернии, так как русские, по его мнению, живут в Рязани, а самарцы — иностранцы. Потом не хочет брать на работу дворника, потому что он из другого уезда этой же самой Рязанской губернии, отказывается работать с купцом, ведь тот с другой улицы, а значит — иностранец. В конце концов считает иностранцами собственную жену и детей, а в конце — самого себя, отчего вешается.
  • Возможно, именно из рассказа Аверченко растут лапки у юмористической книжки Николая Олейникова «Жук-антисемит»:
«

Жук (разочарованно): Воробей — еврей, Канарейка — еврейка, Божья Коровка — жидовка, Термит — семит, Грач — пархач! (Умирает)

»

Самое забавное, что незадолго до того Божья Коровка сама жалуется Жуку на «абрамов под каждой кочкой», на что тот отвечает: «Да-с… множество жидья!»

  • В. Катаев, «Зоологическая история» — сатира на нацистскую расовую теорию в целом и антисемитизм в частности.
  • С. Маршак, «Мистер Твистер» — американский турист в СССР, упорно не желавший жить в одной гостинице с «цветными». Однако, пройдя через вариант оздоровительной порки, смягчается.
  • «Приключения Незнайки и его друзей» — сексизм во все поля и с обеих сторон. И если разнополые коротышки из Цветочного города хоть как-то уживались между собою, то в Зелёном городе дело однажды дошло до полного разрыва: малыши оттуда ушли в полном составе и основали собственный город — Змеевку. Собственно, сюжет повести и строится в немалой степени на преодолении персонажами своих сексистских взглядов.
  • Братья Стругацкие:
    • «Трудно быть богом» — арканарцы не любят ируканцев («вы святого Мику варварам продали!») и варваров из-за Красного Северного хребта. Да и своих же рыжих как-то не очень…
    • «Улитка на склоне» — живущие в Лесу Славные Подруги ненавидят мужчин и размножаются партеногенезом.
  • М. и С. Дяченко, «Медный король» — любопытный зигзаг. Роман начинается с того, что по предложению офицера Золотого города мальчишку-раба выкидывают за борт только потому, что он — гекса (точнее даже, полукровка, гексой была его мать), ибо «ни один гекса не осквернит Золотой город ни дыханием, ни прикосновением». Читателю всё ясно: какой омерзительный расизм! Впоследствии, однако, выясняется, что гекса — действительно полные чудовища, а «золотые» — очень цивилизованный и гуманный народ, у себя в городе не убивающий даже крыс.
  • Ольга Громыко, «Космоолухи» — киборги постоянно подвергаются самой отвратительной эксплуатации, а те из них, кто развил в себе личность, подлежат уничтожению.
  • Юрий Нестеренко, «Крылья» — хотя в целом мир аньйо гораздо гуманнее человеческого, в нём процветает шовинизм по отношению к крылатым.
  • Михаэль Драу, «Генму»: в постапокалиптической Империи процветает пещерный шовинизм по отношению к генму — «генетически неполноценным» гражданам, и пещерный же сексизм (вплоть до «женских поводков»). Да и Найт Ирон, как альбинос, нередко терпит издевательства со стороны других юных киборгов. Хотя по законодательству он как раз не генму.
  • «Сварог». На каждом шагу встречаются «глубокомысленные» рассуждения — персонажей-мужчин, а не самого автора-мужчины — о женской логике. Справедливости ради, отметим что и аналогичные женские высказывания насчёт мужской логики тоже встречаются, но намного реже.
  • «Алмазный меч, деревянный меч» — разнообразным шовинизмом множества рас и социальных групп друг к другу у Ника Перумова щедро приправлены многие книги по Упорядоченному, но наиболее ярко и отчётливо выделяется пример взаимного шовинизма между Дану и гномами, и особенно, людьми и Дану.
  • Милослав Князев, «Полный набор» — главный герой постоянно сравнивает орков с неграми и говорит, что «их место на пальмах». Да и вообще ко всему нерусскому он относится отрицательно. Кроме симпатичных нерусских эльфиек.
  • В творчестве Сергея Тармашева это встречается сплошь и рядом. Очень многие злодеи всех его книг в той или иной мере похожи на евреев, а потомки инопланетян-асов у него высшая раса, на фоне которой все вокруг унтерменши, из которых только лучшие из лучших недочеловеков могут с трудом сравниться с худшим из асов. Да и то, в любой опасности всё равно станут спасать асов, независимо от того, какой недочеловек хороший.
    • «Вычеркнутые из жизни» — Немой крайне предубеждён против женщин, обвиняя их в крайней меркантильности и конформизме.
    • Деконструировано в «Холоде»: русская целительница сказала герою, что попытается научить его, если у него есть способности. О том, что в этом сеттинге магом можно только родиться и что магами являются только чистокровные Расичи, герой не знал. Впоследствии туго набитая евреями элита решила перебить русских именно потому, что осознала, что русская магия не позволит евреям подчинить их себе, но тут шовинистами выглядят как раз евреи.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте:
    • Креол, как и полагается жившему пять тысяч лет назад — махровый сексист. Ненависть к геям у него обоснованная — до командировки в Содом Креол примерно одинаково относился к гомосексуалам и, например, неряхам. А вот юдофобия его мало того что иррациональна (перенёс на всю нацию то, что претерпел только от одного её представителя, и то случайно), так ещё и противоречит истории (евреи тогда ещё не выделились из племенного союза амморейцев) — но Рудазов сознательно продлил историю человечества немного в прошлое.
    • Дьяволицы Лэнга — жесточайшая пародия на SJW всех сортов. В своей культуре они УЖЕ были доминантным полом (ибо происходят от амазонок, явившихся в Лэнг в составе очередной армии вторжения), но всё равно в какой-то момент решили, что чем-то обделены по сравнению с мужиками. Выслушавший их жалобы С’ньяк не очень-то понял суть претензий, но был в хорошем настроении и махнул рукой: мол, будь по-вашему. С тех пор дьяволицы обрели то, что отличало их от мужчин, а заодно и способность беременеть от самих себя. Правда, рождались только девочки — а самцов своих дьяволицы на радостях затрахали насмерть.
    • Кардинал-расстрига Гитэн эль Кориано аж сатанеет от своего шовинизма. Торквемада с ним теоретически согласен, но преданность Папе важнее — а Папа сейчас сторонник того, что нельзя лишать света Христовой веры ни одну живую душу, будь она мужчиной, женщиной, человеком, эльфом, огром преклонных годов или даже демоном.
  • М. Ясинская, «Авионеры» — обратный сексизм. Поскольку разбудить лётный камень (и, следовательно, управлять самолётом) может только девушка, а воздушный флот — это единственное, что спасает Арамантиду от захватчиков с соседнего континента, то страной правят женщины, все руководящие посты занимают женщины, инженерами и конструкторами тоже могут быть только женщины, а мужчинам слова никто не давал — пусть сидят дома и детей воспитывают, больше они всё равно ни на что не способны. Однако такая ситуация — только на Арамантиде, на других континентах, где лётных камней нет, царит сексизм вполне традиционный.
  • Между дьяволом и глубоким синим морем Олега Дивова — два вида: Беверли не любит мужчин, а все жители провинциального Джефферсона — приезжих.

На других языках[править]

  • В. Скотт, «Айвенго». Сперва псы-рыцари захватили в плен и Седрика с дочерью Ровеной, и Исаака с дочерью Ревеккой. Потом Робин Гуд со своими ребятами и Чёрным Рыцарем освободили их всех. Однако с Исаака тут же затребовали выкуп, а с Седрика — нет.
    • Советская цензура продолжила эту славную традицию с фильмом «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Из-за антисемитизма выпилить из классического произведения центрального персонажа? Не вопрос. От Ревекки и Исаака оставили зрителей на турнире, расшифровавших девиз загадочного рыцаря «Дездичадо» — «лишённый наследства».
  • «Похождения бравого солдата Швейка» — соотечественник Чапека Я. Гашек красочно описал «дружбу народов» в Австро-Венгерской империи:
    • Персонажи-немцы регулярно употребляют выражения типа «чешская сволочь».
    • Чехи от них не отстают: чего стоит один сапёр Водичка с его бессмертным «мадьяры — шваль!»
    • Венгерские гонведы (военные) самым мерзким образом курощают и низводят арестованных карпатских русин («угрорусов») на отбитых у русских территориях.
    • С другой стороны, при внимательном чтении заметно, что каждый, кто имперски-патриотично крикнет в Праге «Nieder mit den Serben!», тут же получает по морде.
    • А Швейк не имеет ничего против того, чтобы угостить мадьярского солдата пивом — хотя денег у него совсем немного. Впрочем, его фразу «Иной мадьяр не виноват в том, что он — мадьяр» сами венгры, пожалуй, сочли бы изощрённым издевательством.
      • Этой фразой Швейк, скорей всего, просто потроллил Водичку, но старый сапер юмора товарища не понял.
  • Карел Чапек, «Война с саламандрами» — классическая сатира на расизм.
  • Туве Янссон, «В конце ноября» — Хемуль заявляет, что хлопотать по дому должны только Филифьонка и Мюмла, «ведь они женщины».
  • Легендариум Толкина:
    • Нолдор и синдар в Белерианде относились друг к другу очень холодно и напряжённо. Бесспорно, виной тому были преступления нолдор против тэлери в Амане (хотя, надо помнить и о том, что Дом Фэанора, разгромив войска Ангбанда в Дагор-нуин-Гилиат, спас очень многих эльфов Белерианда от смерти или рабства) — но и амбиции Тингола, желавшего быть первым правителем в Белерианде тоже свою роль сыграли.
    • Те авари, что были потомками народа татьяр (то есть — родичи эльфам-нолдор) относились очень плохо к своим родственникам, пришедшим из Амана.
    • Вопреки заблуждениям, эльфы в массе своей очень хорошо относились к людям — эльфы всех трёх Домов Нолдор активно привлекали людей к себе на службу, как в индивидуальном порядке, так и массово, целыми племенами.
    • После захвата Морготом Хитлума и переселения туда подвластных Врагу восточан, между пришельцами с востока и хадорингами была активная неприязнь.
    • Эльфы и гномы массово недолюбливали друг друга после Разорения Дориата (впрочем, эльфы Эрегиона и гномы Мории находились в очень крепкой дружбе).
    • Нуменорцы, особенно после принятия Культа Моргота, активно ненавидели эльфов и презирали других людей.
    • Дунэдайн Гондора активно недолюбливали северян — что привело к ужаснейшей и кровопролитной Распре Родичей, приведшей к упадку Гондора.
    • Дунландцы и рохиррим ненавидели друг друга с самого прихода Эотеода в Каленардон и основания Роханской Марки.
    • И даже хоббиты Шира отметились — они считали хоббитов, живших к востоку от Брендидуина, «неправильными».
    • Но всё это сущие мелочи в сравнении с той ненавистью, которую орки испытывали ко всем не-оркам и даже другим племенам и народностям орков.
  • С. Лем «Сказки роботов». Для роботов все люди — гадкие, хитрые, злобные, мстительные, ядовитые и коварные древние монстры, которые называются бледнотики. Ну ещё бы не ядовитые — люди же по большей части состоят из воды, а вода вредна для металлов и микросхем!
    • В «Кибериаде» Трурль, Клапауций и другие прогрессивные роботы относятся к людям гораздо толерантнее. Хотя на отдельных планетах людей-бледнотиков спустя много тысяч лет ненавидят. К примеру, бывшие подданные и действующие приближённые короля Гениалона. Ненавидят до такой степени, что их далёкие потомки переделали себя в сферических роботов.
    • В приключениях Ийона Тихого имеются намёки, что люди считают роботов гораздо хуже себя. Ийон же более-менее прогрессивен, но не любит творчества роботов. Не столько из-за каких-то предубеждений, сколько из-за эксплуатацией роботами-авторами низкопробных сюжетов.
    • В рассказах «Два чудовища» и «Белая смерть» люди преподносятся как ультрашовинисты, «повсюду преследующие и уничтожающие без пощады всякую в металле зарожденную жизнь».
  • «Сага о Форкосиганах»: барраярцы всерьёз считают, что мутанты хуже обычных людей, а женщины хуже мужчин. А инвалидам лучше вообще убить себя об стену (со временем это прошло, но в первых книгах цикла вовсю процветало). Цетагандийцы всерьёз считают, что все остальные жители Галактики хуже них. Внутри цетагандийского общества гем-лорды считают, что они лучше простолюдинов, а хаут-лорды — что они лучше всех на свете вообще.
  • «Слово для леса и мира — одно» Урсулы Ле Гуин: шовинизм землян по отношению к аборигенам, которых считают полуживотными, потому что у них не техническая, а биологическая цивилизация.
  • «Гарри Поттер»: нешутейный шовинизм в отношении маглов проявляют Волдеморт и его сторонники. Достаётся и волшебникам, вышедшим из магловских семей, и полукровкам — их ждет неправый суд под руководством Долорес Амбридж.
    • К тому же в волшебном сообществе даже и без помощи Волдеморта процветает оголтелый шовинизм в отношении нелюдских рас (гоблинов, кентавров, великанов, домовых эльфов и пр.). Надо заметить, что, к чести сообщества, там не все склонны к этому. Встречаются волшебники, искренне осуждающие расизм. Одни борются против него, а другие всего лишь отказываются присоединяться к травле — уже хорошо.
      • При этом ужас у холодильника вызывает то, что все вышеперечисленные нелюдские расы, кроме домовых эльфов, нередко действуют так, что всякому, для кого гуманизм не является высшим приоритетом, почти непременно покажется, будто шовинизм в адрес этой нелюди оправдан!.. А ответ на вопрос, кто первый начал, теряется где-то во глубине веков.
  • «Песнь льда и огня» и телесериал «Игра престолов»: Одичалые суть те же люди, которым не посчастливилось жить севернее Стены. Люди как люди, живут первобытно-общинным строем, невежественные, грубые, иногда устраивают набеги (не от хорошей жизни — что, разумеется, их поступков не оправдывает), но ничего инфернально-злого в них нет. После исчезновения Иных молва фактически превратила одичалых в «главное зло из-за стены», что, мягко говоря, неправильно. Даже после возвращения Иных (Белых Ходоков) одичалым не удаётся реабилитироваться в глазах братьев Дозора.
  • «Сага о Ведьмаке»:
    • Самый яркий пример — ненависть людей практически ко всем нелюдям. Безумная, яростная, доводящая до погромов и геноцида.
    • Нелюди отвечают им той же монетой, активно истребляя людей, не делая разницы между правым и виноватым.
    • Северяне ненавидят нильфгаардцев — что взаимно.
    • Более того, северяне ненавидят северян из других королевств (темерцы, например, очень не любят ривийцев).
    • Нелюди тоже недолюбливают друг друга — но наличие общего врага в лице людей помогает временно забыть о противоречиях (настолько, что среди эльфийского движения скоя’таэлей можно встретить гномов и низушек).
    • Из нетипичных примеров — Ложа Чародеек придерживается позиций женского сексизма.
      • Что неудивительно: в мире мужского сексизма, процветающего и среди волшебников, женщины могут выжить, только держась друг друга как можно крепче.
  • «Князь Пустоты» Скотта Бэккера педаль в пол. В обществе с патриархальным укладом и религиозным фанатизмом разнообразный шовинизм цветёт и пахнет. В этом мире угнетают женщин, ненавидят нелюдей, колдунов, людей с иными религиозными взглядами, соседей из других стран и т. д.
  • «Коты-Воители» — когда Огнезвёзд (тогда ещё Рыжик) появился в лесу, многие коты презирали его за то, что Синяя Звезда приняла в племя домашнего котёнка (то есть существо изнеженное и привыкшее к покою). Хотя кот позже стал предводителем и хорошо управлял Грозовым племенем, много сделав для его блага.
  • Остап Вишня — «Великомученик Остап Вишня», «Самостійний смітник» и другие рассказы. В националистическом раю даже соловьи родились южнее Белгорода, а курских вывели.
  • «Мать учения»:
    • В племенах оборотней царит классический патриархат.
      • Райни отправили в Академию в Циорию от греха подальше после очень позднего рождения её младшего брата, ведь готовившаяся к сложной роли матриарха племени талантливая девушка в глазах родителей стала угрозой. К её чести, сама Райни о такой возможности обретения личной власти ценой братоубийства или хотя бы раскола племени не думает.
    • Ведьмы Элдемара считают, что ведьмовской дар передаётся в полную силу именно по женской линии.
      • У Цирин Казинской четверо детей, три сына и младшая дочка. Сыновья учатся магии в Академии, а отправить туда собственную дочь Кириэлль она отказывается, и вообще уже присмотрела для девятилетней девочки «приличного» жениха. В ответ на закономерное возмущение младшего сына Зоряна Цирин заявляет, что она хочет ранним и выгодным браком избавить дочку от повторения собственной судьбы и от аналогичной детству самой Цирин репутации «ведьмовского отродья». При этом своим отношением к желаниям и судьбе Кириэлль Цирин практически один в один повторяет отношение своей матери к себе.
  • «ELLC» — лесбийская связь Кейры и Рованы по меркам Ишгарской республики более чем скандальна. Однако влияние Кейры как героини войны с Империей Лодрак и Героини Перемен настолько велико, что решение этой пары о намерении официально сочетаться законным браком приводит к изменению законов в Ишгаре.
  • «Фабий Байл: Прародитель» Джоша Рейнольдса — сложно сказать, кто в мире далёкого тёмного будущего не шовинист, но наибольшую роль в сюжете играет отвращение космодесантников хаоса к прислуживающим им мутантам и создаваемым Фабием существам.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • «Дом под звёздным небом». Соловьёв говорил, что образ Компостерова — карикатура на шовинизм как явление. Да это и из фильма очевидно.
  • «Кин-дза-дза!» На первый взгляд — показан очень странный вариант шовинизма; на второй — нормальная такая сатира на местничество, доведённое до абсурда. Пацаки и чатлане отличаются лишь цветом, который показывает прибор-визатор. Ни одна из этих двух групп не считается «повсеместно высшей». Но есть пацакские и чатланские планеты. Например, Плюк — чатланская планета, что постоянно даёт повод Уэфу давать «ценные» указания и развешивать всем цаки[2]. Однако стоит чатланину Уэфу и пацаку Би попасть на пацакскую планету (пусть уже и неживую, статус-то никто не отменял!) — и уже Уэф должен цак надеть и униженно присесть (местный поклон), настал звёздный час пацака Би.
  • «Норвег». К работницам из Средней Азии крайне негативно относятся определённые молодые люди, поспокойнее — капитан Локтев. Даже протагонист вначале смотрит на них свысока или как минимум с недоверием, но человечность оказывается сильнее шовинизма.

Зарубежные фильмы[править]

  • «Спящий лагерь 3» — чернокожий бедняк Рифф хочет, чтобы магнитофон всё время играл рэп, а белая мажорка Синди этого не хочет. И всё бы ничего, девушку можно понять (даже при том, что музыка еле слышна, идёт «фоном»)… но Синди возьми да ляпни: «Грязный ниггер!» Рифф в ответ надел ей на лицо миску с остатками каши (уже не горячими). Теперь она тоже грязная!
  • «Гран Торино» — не фильм, а одно большое «На тебе!» в адрес любого шовинизма. Главный герой тоже был подвержен (в начале фильма — шовинистическая свинья тройной отгонки, настоящий белый англо-саксонский протестант, даром что поляк). Шуточки типа «заходят в бар жид, латинос и ниггер, а бармен и говорит им — а идите ка вы все на…», тонны ненависти в адрес священника (молокосос, а что-то там про бога мелет), соседей (понаехали тут!), нацменьшинств… Да он поначалу был просто ходячей hate-machine! Но как-то так оказалось, что соседи-хмонги понимают его лучше собственных детей, и в конечном счёте ГГ хоть и не изменился так уж явно (поздно старику меняться), но действием доказал, что не важно, что человек говорит — главное, что он делает.
  • «Планета обезьян»: здесь люди настолько дикие, что иного оправдания их существованию, кроме рабства, разумные и цивилизованные обезьяны не видят. В перезапуске всё иначе: обезьяны живут первобытным обществом, но те, кто постарше (Коба, например), помнят, как над ними ставили опыты, и ненавидят людей за это.
    • В оригинальном романе люди действительно находятся на животном уровне. Деградировали, хоть это и не является необратимым. И самое-то главное: это не оправдание тому, чтобы считать их «низшими (худшими) существами» и порабощать.
    • В расизме и шовинизме «низшие существа» — это и есть существа, обделённые умом. Сексист претендует на власть над женщиной, потому что женщины глупые и нуждаются в опекуне. Арийцы претендуют на власть, потому что, дескать, только у них есть творческая жилка, остальные только копипастить могут. Обезьяны претендуют над власть над людьми потому, что они умные, а люди тупые и к самоуправлению неспособны. Разница лишь в том, что у обезьян есть железобетонный пруф, что да, они умные, а люди непроходимо тупые.
  • «Звёздный десант» Верхувена — ещё одна сатира на тему. Чего стоят только рекламные вставки типа «Раздави жука, внеси свой вклад!»
    • Здесь скорее образец военной пропаганды. Всё же жуки воюют с людьми. Во время войны такое случается. Скажем, англичане во время ПМВ изображали на плакатах немцев чудовищами, насаживающими на штыки малышей, хотя Kaisersheer ничего даже отдалённо подобного себе не позволял, а Einsatzkommando во время той войны ещё не существовало.
    • Вот только войну с жуками начала именно Федерация по явно сфабрикованному предлогу — только полный американец поверит в то, что злобные жуки запустили астероид с другого края галактики по Земле, и он на релятиве добрался до неё всего за несколько годков. Да и проходной персонаж-журналист перед высадкой на Клендату это косвенно подтверждает.
  • «Джанго освобождённый» — эпическая ганнибальская лекция в исполнении плантатора Кэнди и эпическое же «заткни ганнибало» доктора Кинга Шульца.
  • Трилогия «Дивергент». В первом фильме среди жителей Чикаго есть люди, которые не состоят ни в одной из фракций — их зовут «Изгоями» и всячески травят. Во втором фильме эти самые «Изгои» становятся одной из движущих сил восстания против узурпаторов из фракции «Эрудитов». А в третьем фильме вообще выясняется, что внешний мир делит всех на «чистых» и «испорченных» генетически.
  • «Апгрейд» — аугментированный солдат Фиск презрительно относится к обычным людям, не имеющим кибернетических имплантов.
  • «Люди под лестницей» — у Робсонов заметен неприкрытый расизм по отношению к афроамериканцам в крайне запущенной форме. Да и властям на проблемы чернокожего населения просто плевать, что в фильме подчёркивается на каждом шагу — полицейские готовы поверить в любую ложь белой семейной парочки патентованных маньяков, априори считая их невиновными.

Телесериалы[править]

  • «Лесник», четвёртый сезон, глава «Жизнь за короля». Чернокожий «Голос Короля» (то есть глашатай чернокожего же монарха Замбы, правителя государства Матобо) — оказывается, расист и объективатор. Местного алкаша-комика, Васю Большаева, вовсю угощающего его самогоном, Голос Короля считает «бледной обезьяной», а супругу означенного потешника, Людмилу — «уродливым чудовищем».
  • Ремейк «Зачарованных» — стоит мужским персонажам высказать своё мнение, как главгероини поднимают истерику, обвиняя их в сексизме. Авторы через сериал много каких своих убеждений проталкивают (в первую очередь мизандрию).
  • «Люцифер» — имея афроамериканскую внешность, брат главного героя Аменадиил чуть не становится жертвой расовых предрассудков в полиции. Впрочем, вели себя при этом полицейские корректно или пойти корректно, а по своей ангельской наивности он их дополнительно спровоцировал, отказавшись подчиняться стандартным приказам полицейских при взаимодействии с потенциально опасными персонами (ввиду его взаимодействия с мелким торговцем наркотой и видимой физической мощью) типа «руки за голову» и т. п. Однако впоследствии, закончив полицейскую академию и попав как новичок в подчинённые к тому самому детективу Джеймсу Рейбену, с которым уже сталкивался, Амен убеждается, что у того это был не одиночный случай, а постоянный модус операнди вешать обвинения на цветных, даже если их реальная репутация и все улики говорят против. Восстановившись в полиции и став лейтенантом, Хлоя Деккер устраивает чистку LAPD от таких элементов. При этом и цветные персонажи не показаны чистенькими - натаскивающая Аменадиила на первичный опыт Соня Харрис отрицательно относится к его общению с белыми друзьями. А в середине пятого сезона показано, что и сам Аменадиил не свободен от «фантастического шовинизма» (по крайней мере, был на тот момент) — когда он высказался на радость Линды, что их общий Чарли простой человек, что ангелы лучше людей.

Мультфильмы[править]

  • «Ловушка для кошек» — кот Шафранек лишает дочь ужина, когда узнаёт, что та играла с мышонком. А если учесть, что коты — вообще целая нация, угнетающая мышей…

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Комиксы о Tintin’е содержат несколько убийственно-метких карикатур на явление. (Эрже вообще любил изображать «наивность» того, кто неправ — то есть ситуацию, когда этому человеку даже в голову не приходит, что ему следовало бы вести себя иначе). Арабская женщина что-то сердито говорит капитану Хэддоку. Хэддок не знает арабского и потому не понимает ни слова. И вот он на голубом глазу, с лёгким раздражением ей отвечает: «Что вам нужно?.. Я ни слова не понимаю. Почему вы не говорите на английском или на французском, как все люди
    • Оскоромился и главный герой, по молодости лет. Во втором выпуске (1930, «Tintin в Бельгийском Конго», полная, «каноничная» чёрно-белая версия[3]), где ему всего-то лет восемнадцать, он по просьбе миссионеров соглашается провести в католической миссии урок истории и географии вместо заболевшего преподавателя. И как же, стоя у доски, этот юный бельгиец начинает свою речь?.. (На минуточку: эта речь обращена к аудитории, состоящей сплошь из африканских чернокожих — жителей бельгийской колонии, преимущественно взрослых.) «Сейчас я расскажу вам о вашей славной родине — Бельгии…»
    • Экранизация С. Спилберга не идеальна, но эта склонность Эрже стилизована в ней поразительно тонко. Нарциссичная и нечуткая оперная дива Бьянка Кастафиоре на приёме у Омара бен Салаада, правителя султаната Багхар, взяла да ляпнула ничтоже сумняся: «…ведь это мой первый визит в страны третьего мира!» Султан Омар совсем не рад был такое слышать.
  • В одном из комиксов об Астериксе — карикатурно-пародийно. Бард Какофоникс, узнав, что среди кельтов появились женщины-барды, даёт волю своему сексизму: «Это поношение, позор! Раньше так никогда не было. Если будут бардессы — будет бардак
    • Впрочем, в данном выпуске осмеивается не только мужской сексизм, но и эксцессы мизандрии.
  • «Люди-Икс»: большинство обычных людей ненавидят мутантов, даже если те в принципе ничем не отличаются, кроме суперспособности. Естественно, есть шовинисты и среди мутантов.
  • «Валериан и Лорелин», выпуск «Беззвёздная страна» — во враждующих государствах королевы Клопки и император Алзафрари процветают соответственно весьма шовинистические варианты матриархата и патриархата. Представители противоположного господствующему полу официально считаются существами второго сорта. Парочка главных героев объединила государства, положив конец многовековой вражде.

Веб-комиксы[править]

  • Two Kinds: кейдранов люди не считают за разумных существ, зато считают за рабов и животных. Кейдраны в отместку людей, естественно, ненавидят.
  • Homestuck: Эридан — ярый шовинист, ненавидящий большую часть своей расы — ту, что живёт не под водой.
    • Вообще шовинизм более, чем свойственен обществу троллей — к этому невольно располагает их разнообразие цветов крови и связанных с ней способностей (Скорее всего в этом виноват док Скретч, сделавший троллей невероятно агрессивными для их же выживания). Скорее всего, захваченным им расам пришлось ещё более несладко, чем «низшекровным» троллям. Людей так и вовсе почти истребили. Кроме того, в сюжете играет важную роль попытка Мученика низвергнуть строй, именно из-за шовинизма последнего.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass. Просто Code Geass. В какую страну (а их три + нейтральные «недееспособные акторы») не придёшь — везде он, родимый. В Британской Империи — по заветам дядюшки Родса — под настроение власть имущих расстреливают «нумерованных», в Европейском Союзе — сгоняют в гетто и используют в качестве живого щита, уже по заветам дядюшки Ле Пена. Ну, а в Китайской Федерации, как в идеальном трещащем по швам лоскутном одеяле, титульная нация вообще боится куда-то уходить с насиженных мест — аборигены не простят.
  • Аниме One Piece:
    • Масса случаев сегрегации, рабовладение, выходки Мировой знати, унижение людей рыболюдьми (в арке Арлог-парка) и наоборот (в саге возвращения в Новый мир), взаимная нелюбовь людей и племени минков, налёты племени длинноруких, издевательство главгадов над подданными.
    • В меньшей степени присутствует сексизм. Причём проявляется в весьма неожиданных ситуациях. Эталонный предатель Маршалл Д. Тич, в отличие от большинства злодеев, очень конструктивно подходит к решению вопросов. Ради достижения цели он способен на любую подлость, гадость, мерзость, которые совершает с нескрываемым удовольствием. Но, если в текущий момент ему ничего от конкретного персонажа не нужно, то он ничего дурного не предпримет, даже не станет обижаться на публичное оскорбление. Однако в межвоенной арке показано, что, одержав победу над девушкой (Джевелри Бонни), Тич не упустит случая унизить её просто так, ради удовольствия.
  • «Аниматрица: Второй ренессанс» — деконструкция основной франшизы: машины вовсе не собирались порабощать людей, и если взглянуть на всё с их (машин) точки зрения, то и не сделали этого. Люди же выглядят идиотами и полными чудовищами.
  • No Game No Life: все 15 из 16 рас Дисборда презирают Иманити за их слабость и отсутствие навыков к магии.
  • Sora no Otoshimono: что возглавляющий Синапс Минос, что ангелоиды, смотрят на людей как на унтерменшей. Большая часть ангелов, наоборот, людям завидует. Но на них Минос тоже смотрит как на тех же унтерменшей, растерявших своё ангельское достоинство. Ну, если смотреть с его колокольни, то завидующие людям ангелы — это действительно кучка поехавших эскапистов, переехавших в личный манямирок и начисто забывших там, кто они такие. Да и люди как бы не более чем плод воспалённого бреда вышеупомянутых эскапистов.
  • Otome no Harawata Hoshi no Iro — главный герой Ген, воспитанный дедом, искренне считает вэвианцев, активно скрещивающихся с землянами и дающими смешанное потомство (уже половина новорожденных рождаются в смешанных браках), ползучими захватчиками Земли и после окончания школы хочет пойти в политику для защиты прав чистокровных землян. Впоследствии все-таки смягчает свою точку зрения.

Видеоигры[править]

  • Fallout: Анклав ненавидит всех мутантов и хочет их уничтожить, чтобы землю унаследовали «чистые» люди (т. е. Анклав и ещё, может быть, жители Убежищ). Уточнение: все, кто хоть раз в жизни схватил хоть десять рентген, и все их потомки (т. е. все жители Пустоши) приравнены к мутантам. В качестве визатора, а заодно и средства расчистки жизненного пространства, анклавовцам служит специальный вирус, смертельный для любого с хоть чуть-чуть неправильными генами.
  • Dragon Age: люди считают эльфов хуже себя, а некоторые, такие, как Гаспар де Шалон, вообще видят в них почти животных. Шовинистически воспринимаются и другие люди: орлесианцы и тевинтерцы считают, что в мире все хуже них; во всём Тедасе считают, что нет человека хуже тевинтерца, и так далее. Маги воспринимаются как монстры из страшилок. Долийские эльфы считают себя выше людей и своих городских собратьев, подземные гномы считают себя выше остальных (включая своих надземных сородичей), а кунари считают всех вокруг себя унтерменшами (а своим магам вообще рты зашивают), в то время как орлесианцами воспринимаются как животные, а остальными — как страшные монстры.
  • The Elder Scrolls: шовинизм процветает почти везде. Каджитов повсеместно считают ворами и наркоманами (многих из них — не без некоторых оснований); нордов — недалёкими любителями выпить; орков — варварами; альтмеров — высокомерными засранцами; босмеров — толпой карликов-людоедов; данмеров — агрессивными отморозками, не умеющими сдерживать либидо. Аргониане и вовсе чуть не инопланетяне.
    • Эльфы (кроме, разве что, босмеров) вообще презирают всех. Люди в глазах эльфов — наивные дети, нуждающиеся в вечном контроле. Талмор в этом плане вовсе упирает педаль в пол.
      • В Morrowind'е, что характерно, даже если играть данмером, это не улучшит отношения NPC, потому что играбельный данмер — не островной.
  • StarCraft — своё презрение к терранам проявила претор Талис в прологе кампании Legacy of The Void.
    • Все, естественно, не любят зергов, но Аларак ещё и в открытую их высмеивает как ничтожных.
      • Впрочем, тал’даримы и другие расы не особо жалуют (в том числе и «не своих» протоссов).
    • А до падения Айура что-то среднее между шовинизмом и ксенофобией испытывал Конклав по отношению к тёмным тамплиерам.
  • В трилогии Mass Effect главными галактическими шовинистами являются батариане, что и неудивительно — работорговля в Батарианской Гегемонии отнюдь не считается чем-то плохим. Впрочем, у особо ненавидимых батарианами людей своих шовинистов тоже хватает — и если «Терра Фирма» является относительно безобидной маргинальной группировкой, то про экстремистов из «Цербера» такого не скажешь.
    • Шовинистом можно считать и Сарена Артериуса, антагониста первой части. После Войны Первого Контакта (в которой погиб его брат) он настолько разозлился на людей, что в итоге заключил сделку с дьяволом в лице Жнецов.
  • Far Cry Primal — племя Изил считает другие племена сборищем паразитов и животных, судьба которых либо стать их рабами, либо быть полностью уничтоженными.
  • Deus Ex — особенно в последней части. Аугментов после инцидента с массовым сбоем чипов боятся и ненавидят, а позднее и выселяют в отдельные районы.
  • Bully — на стенах школы (и внутри и снаружи) регулярно появляются оскорбительные текстовые граффити, с помощью которых какая-либо из школьных группировок позорит другую. Например, «Все качки — идиоты» (писал явно ботан), «Все ботаны — задроты и сопленосые казлы» (писал явно качок, т. е. юный спортсмен). Также в граффити, сделанных мажорами, качками и хулиганами (а за пределами школьной территории, в городе — по-видимому, ещё и городскими), присутствуют проявления этнического шовинизма, поскольку практически вся банда понтовых (технарей-мотоциклистов в кожаных куртках и с имиджем «под 1950-е и под мюзикл „Бриолин“») состоит из юнцов испанских, итальянских и латиноамериканских кровей[4]: то и дело попадаются надписи «Немытый [букв. „грязномудый“, greaseball] романский скот!», «Хозяйство от тосола отмой!», «Вымой башку, вшивый!» [понтовые изобретают себе немыслимые укладки «под Элвиса» и «под молодого Траволту» и не жалеют на них фиксирующего геля], «Убирайтесь в свои нищие страны!», «Долой макаронников!», «Мексикашки — мразь!» и т. п.

Визуальные романы[править]

  • Danganronpa отличилась дважды:
    • Вторая часть — Махиру Коидзуми. Не сказать, что по уровню мужененавистничества напоминает современных SJW, но ко всем парням относится очень холодно и настороженно. Дополнительные очки за внешнее сходство с Ченти Бинкс!
    • Третья часть — Тенко Чабашира. А вот эта барышня — уже стопроцентная мужененавистница (правда, согласно фанону, по уважительным причинам), и парней, иначе чем «кобелями» и «дегенератами», не называет.
      • Согласно фанону — да… А вот в каноне при желании можно выяснить, что ненависть к мужчинам ей навязал (!) её учитель айкидо (!!), который сам является мужчиной (!!!). Ну а так как Тенко довольно наивна и умом не блещет, она ему поверила.

Настольные игры[править]

  • Воплощением шовинизма является Империум человечества из вселенной Warhammer 40,000. Даже девиз Империума «Убей мутанта, сожги еретика, очисть нечистое» состоит из концентрированного шовинизма. Справедливости ради, соседи Империума в массе своей тоже не подарок. Хотя, конкретно Тау готовы принять как равных любого, кто разделит их идеологию Высшего Блага. Правда, несогласных с генеральной линией партии стерилизуют и сплавляют в концлагеря (в Империуме несогласных расстреливают и сжигают (это в самом лучшем случае. Особо «отличившихся» превращают в арко-флагеллянтов), так что это по мерками Вахи весьма гуманно).
    • Кстати, те же Тау без мудрого руководства касты Эфирных (из политических лидеров) сами очень быстро скатываются в шовинизм на грани с фашизмом, деля всех на сторонников Высшего Блага и тех, кого нужно убить.
      • Любопытным образом вселенная Вархаммера содержит одновременно и аверсию тропа. Империум — колоссальный конгломерат самых разнообразных культур, которые неплохо спаяны единой сверхидеей, но при этом сохраняют своё пёстрое разнообразие. В политологии это называется «интеркультурализм». Кроме того, когда грядущие испытания становятся совсем уж эпическими, Империум резко проявляет способность к вполне нормальному сосуществованию как минимум с Эльдар и Тау. Причина, скорее всего, в прагматизме: когда кажется выгодным — власти заходятся в приступах шовинизма и население поощряют к этому же; когда кажется выгодным противоположное — мгновенно начинают «вынужденно ладить с ксеносами», а сказавший по привычке плохое слово про тау или эльдара будет наказан как «подрыватель единства».
        • С культурой как раз всё логично. Как говорил Пратчетт, «какая разница, какого цвета у человека кожа, когда вокруг ходят гномы и тролли?»
  • Dungeons & Dragons, сеттинг Forgotten Realms. У тёмных эльфов дроу ярко выраженный шовинизм по отношению к мужчинам, к которым относятся как к рабам.
    • А также бехолдеры. Они считают себя самыми совершенными существами в Мультивселенной. Вот только каждый из них считает совершенством именно себя, а всех остальных — генетическими выродками (ведь отличаются же). Конечно, таких бывает много, но именно эта черта описана как подавляющая в Книге монстров.
  • «Нудмер. Город-ключ» — Лайменталь рассматривал непосвящённых (местные маглы) лишь как источник запчастей для некроконструктов, за что и поплатились во время бунта Эльма. С тех пор они обеспечивают непосвящённым сравнительно высокий уровень жизни, однако шовинизм свой никуда не дели.
    • Отдельно идут и взаимоотношения людей с айлур (кошколюди). И местных, и южан. И жителей Нудмер с жителями болот. Ну, вы поняли, уж шовинизм тут легко найти.
    • Интересная ситуация с сёстрами Ремиррата. Каждая из них сталкивалась с недоверием, а скорее всего и презрением со стороны братьев Эльма. Сексизм? Не совсем, дело в том, что каждая сестра — бывший брат, не справившийся с собственной тенью (и не сказать, чтобы они всегда были дружелюбными).

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Антисемиты» (см. эпиграф) — шикарно описано и обстёбано.
  • Михаил Щербаков и его стёбный «Дуэт испанцев и французов»: у лирических героев это взаимно.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. белый мужчина традиционных ценностей
  2. Колокольчики, укрепляемые на носовой перегородке «локально-низших»; эти маленькие позванивающие штучки предназначены специально и исключительно для унижения. Культура галактики Кин-дза-дза целиком построена на унижениях, подробности здесь.
  3. Поздний цветной ремикс, который Эрже из соображений политкорректности сделал незадолго до своей смерти, испещрён шрамами от цензуры, содержит лакировку, подслащение и даже некоторое выхолащивание.
  4. Наверняка это дети «понаехавших» в США уроженцев романоязычных стран, массово работающих в американских автосервисах (такое типично в США не менее, чем в современной России «строители — среднеазиатские гастарбайтеры» или в современной Франции и Германии «поляки-сантехники»).