Машина Голдберга

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

OK Go - This Too Shall Pass

Герою или злодею нужно решить какую-то задачу. Например, скинуть на голову своему неприятелю тяжёлый сейф. Можно спрятаться и в нужный момент отвязать верёвку — но наш герой привык работать головой, а не руками. Можно купить сертифицированный радиоуправляемый перерезатель верёвок от компании ACME — но наш герой привык делать всё сам, или просто у него не хватает денег. Зато в комнате завалялась груда ненужных вещей. Из них можно соорудить машину Голдберга — она сработает сама, как только противник окажется в нужном месте. Настольная лампа, эмалированный чайник, воздушный шарик, фишки от домино, фейерверки и утюг — всё пойдёт в дело.

Конечно, конструкцию необходимо предварительно испытать. На испытании каждый элемент отрабатывает как часы: фишки от домино падают друг на друга и включают лампу, воздушный шарик взлетает в потоке воздуха от горячей лампы, поднося зажжённую спичку к фитилю фейерверка… берегись противник, тебе конец! Однако когда доходит до дела:

  • Противник активирует ловушку не так, как задумано — отчего каждая часть механизма сработает неправильно, обернувшись против создателя (в виде исключения машина может выполнить свою задачу, но другим способом).
  • Все части машины сработают, как часы (и нам это покажут), кроме какой-то мелочи, которую персонаж прибежит поправить… и сам попадётся в ловушку.
  • Все части машины отработают как надо, но в неподходящий момент, и при этом она оказажется слишком надёжной, чтобы её можно было остановить.

Ловушка — хоть и самый популярный способ применения машин Голдберга, но не единственный: с их помощью герой может попытаться приготовить завтрак, погладить штаны, переключить канал телевизора. Главное, чтобы они выполняли какое-нибудь простое действие с помощью сложного и запутанного механизма, изготовленного из подручных средств. От 80 до 99 % механизма можно было бы просто выкинуть без ущерба для базовой функции, большая его часть сделана для соблюдения правила прикольности. Машина названа в честь нью-йоркского художника Руба Голдберга, который в 1915 г. создавал для газет карикатуры с изображением механизмов, выполняющих очень простые действия чрезвычайно запутанным образом.

Родственный троп — железный кнопкодав, когда для выполнения простой задачи изготавливается человекоподобный робот.

Примеры[править]

Кино[править]

  • «Назад в будущее» — машина Голдберга для кормления собаки.
    • В третьей же части показывается ещё одна машина Голдберга для приготовления завтрака. И ещё одна монструозная машина для приготовления льда — но тут субверсия: на технологиях XIX века подобная инженерная переусложнённость оправдана.
  • «Пираты Карибского моря — 5: Мертвецы не рассказывают сказки»: сцена спуска на воду «Умирающей чайки».
  • «Охотники за разумом» (2004) — первая ловушка маньяка являла собой машину Голдберга, которая активировалась нажатием кнопки «выкл» на магнитофоне, состояла по большей части из падающих костяшек домино и приводила к опрыскиванию нажавшего жидким азотом. Был один целый Кристиан Слейтер, а стало две половинки Кристина Слейтера.
  • «Чебурашка» (2023) — вещи в комнате Геннадия, расставленные и развешанные в идеальном порядке, совершенно случайно образовали такую машину. И задев всего одну полку, Чебурашка учинил настоящий разгром.

Телесериалы[править]

Телевидение[править]

  • Телешоу «Цепная реакция», в которой две команды энтузиастов соревнуются в создании машин Голдберга.
  • PythagoraSwitch — японская познавательная передача, в которой помимо прочего показывались перебивки с подобными машинами. Благодаря ей в Японии машины Голдберга получили название «пифагоровых устройств»
  • «Mythbusters» — несколько раз такие машины строили.
  • Телешоу фокусника Дуга Хеннинга «Doug Henning’s World of Magic» выпуск 1979 г. финальный трюк с освобождением. Номер был достаточно близко воссоздан в современном бродвейском спектакле-байопике.
  • Заставка передачи «Народный контроль» по петербургскому каналу «78» выполнена в таком стиле и состоит из разных проблем ЖКХ — протекающая крыша, прорыв теплотрасс, падающие кирпичи и др.

Мультфильмы[править]

  • «Том и Джерри» периодически сооружают подобные конструкции. Например, в серии «Designs on Jerry» Том разрабатывает по этому принципу новую мышеловку в надежде разбогатеть — и она даже срабатывает почти как надо, просто сейф падает чуть правее. Впрочем, там Джерри и его аналог с чертежа «подкорректировали» цифры.
  • «Лето кота Леопольда» — Белый мыш спроектировал и построил именно такую, а потом испытывал её на самоотверженном и безотказном Сером (авторы Хайт и Резников подражали американским мультфильмам Золотого века анимации, где троп был регулярной шуткой). Испытания прошли гладко. Кто ж знал, что кота заинтересует не халявная бутылка молока, а чудесным образом выросший на дереве арбуз? Естественно, все части машины сработали наоборот, обеспечив проблемы самим мышам.
  • «Уоллес и Громит» — Уоллес регулярно изобретает сложные машины для какой-нибудь банальной цели, типа похода в магазин, лепки снеговика или переключения канала на телевизоре (притом, что у телевизора есть нормальный пульт).
  • «Зверопой» — свинка Розита, чтобы спокойно ходить на репетиции, строит из подручных материалов машину, которая выполняет за неё все дела по хозяйству, в том числе собирает и отправляет в школу 25 отпрысков (а мужа, соответственно, на работу). Что интересно, замотанный муж-свин даже не замечает разницы. Поначалу машина работает как надо, но при очередном использовании, естественно, происходит какой-то сбой, и наступает полный хаос…
  • «Маленький принц» (2015) — когда главная героиня мультфильма завела самолёт, вознамерившись найти Маленького Прница, взлететь ей помогла взведённая машина Голдберга.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — 18 сезон, 12 серия. Клетус Спаклер дёрнул корову за хвост и запустил цепочку случайных событий, которая привела к большому пожару в Спрингфилде.
  • «Финес и Ферб» — Фуфелшмерц однажды построил такую машину, чтобы поймать Агента Пи. Ловушка работала очень долго и оказалась абсолютно не эффективной, но было весело.
  • «Смешарики» — серия «Скверная примета», Ёжик одним чихом запустил такую машину и разрушил дом Бараша.
  • «Город собак» — в первой серии Элиот, не продумавший заранее, как спасти связанного Эйса от уже летящего на него сверху многотонного сейфа, наспех сымпровизировал цепную реакцию, запускаемую броском ботинка в строительную лебёдку и приводящую в итоге к желанному спасению.
  • «Мстители, общий сбор!» — Красный Череп пинает столик с напитками, который сбивает с ног Альтрона, который выстреливает вслепую и попадает в МОДОКа, который тоже стреляет и попадает Аттума, который от этого отлетает назад, сбивая кресло, которое, перевернувшись в воздухе, встает перед столом, и на него, как ни в чем не бывало, садится Красный Череп, готовясь к трапезе.

Веб-комиксы[править]

Видеоигры[править]

  • the Incredible Machines — Серия головоломок на тему строительства машин Голдберга.
    • Sid & Al’s Incredible Toons — то же самое, но в мультяшном стиле.
    • Идейные наследники — серия Crazy Machines и игра Contraption Maker.
    • Koropata — японский вариант TIM, в котором важным элементом машины является школьница.
  • Armadillo Run, Powder Toy, Phun/Algodoo — более абстрактные физические игры, тем не менее цель та же.
  • Такое требуется сочинять в различных инженерных конструкторах.
  • Изредка встречается в квестах.
  • Tom&Jerry: Trap-o-matic, игра по мотивам вышеназванной «Designs on Jerry»
  • «Дача кота Леопольда, или Особенности национальной Особенности мышиной охоты» — вся игра про сборку такой ловушки.
  • Minecraft — с помощью местной физики многие энтузиасты создают виртуальные машины Голдберга.
  • Dwarf Fortress — нередко такая штука получается случайно и один забытый рычаг в результате разносит половину крепости.
  • Fallout 3 — такую машину можно активировать в бакалее «Золотая лента» в районе метро Жюри-стрит, чтобы получить ценные предметы.
  • Factorio — именно так выглядят управляющие схемы, построенные без псевдоэлектронных «комбинаторов», на конвейерных лентах и ездящих по ним в качестве сигналов отдельным предметах (часто рыбинах).
    • Пресловутые макаронные фабрики тоже этим страдают, вынуждая создателей придумывать всё более хитровывернутые способы доставки ресурсов к новым цехам.
  • Марио — «самоиграющие» уровни, изначально появившиеся в ромхаках Super Mario World и позже перекочевавшие в Super Mario Maker.
  • Geometry Dash — аналогично, присутствуют «авто» уровни. Появившись в 1.1, представляли собой именно что уровни, которые проходили сами себя, по итогу в 1.6 сложность была официально добавлена в игру. Однако, также как и самую сложную сложность — «демон», сложность «авто» может поставить лишь разработчик. Данные уровни дают всего одну звезду за прохождение, и их всего несколько сотен, причём с 2.0 «самоигралки» были практически полностью вытеснены полноценными анимациями, которые к тропу не относятся. Зато к тропу относятся множество тысяч неоценённых уровней, содержащих «авто» в названии, например авто-версии обычных уровней.
  • Disgaea 4 — один из приёмов magichange приннни. Как ни странно для данной серии, машина выходит довольно простенькой.

Музыка[править]

  • видеоклип OK Go «This Too Shall Pass». Что интересно, клип с одной склейкой — найдёте?

Комиксы[править]

  • А. Зарецкий, А. Труханов, М. Зарецкая «Энциклопедия профессора Фортрана». С фитильком. Глава «Микропроцессоры» — изобретение Воробья. Водяной таймер, включающий газовую плиту в нужное время.

Интернет[править]

  • С развитием видеохостингов показать миру свою собственную невероятную машину может каждый желающий (например, видео «Creme that egg»). Зачастую тематические машины Голдберга используются для вирусной рекламы — можно найти машины и от фотосалона, и от ведущего автопроизводителя.

(link)

Самая известная реклама Honda Accord the Cog

Реальная жизнь[править]

  • Каждый март в американском городе Пердью проходит конкурс по постройке машин Голдберга.
  • Компьютерные программы имеют тенденцию превращаться в это самое, особенно при использовании готовых библиотек, но так делать проще и быстрее, чем писать всё по-нормальному.
  • Человеческий организм и весь живой мир в целом. Эволюция породила безумно сложные конструкции, выполняющие простые функции, а общего смысла не имеющие вовсе.
    • Причем именно так и должно быть — если взять все возможные конструкции, задаваемые геномом, то по одну сторону «водораздела» отбора мы видим то, что со скрипом, треском и кряхтением, но работает, а по другую будет то, что с таким же кряхтением и треском проваливается. Как выразился пан Станислав Лем, в эволюции не столько гениальность конструкций, сколько беспощадность критериев порождает совершенные системы.