Круто, но не так, как рассчитывалось

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Нечто работает на пять с плюсом, но вне предполагаемой области применения
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Not the Intended Use. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ракета показала себя превосходно, но упала не на ту планету. »
— Приписывается Вернеру фон Брауну после испытаний «Фау-2»

Это получается круто, потрясающе… но совсем не так, как ожидали.

Подтропы и субверсии — это может давать нужный результат, но совсем не тем способом, или это даёт совсем другой, но тоже крутой результат. Характерный подтроп — нестандартное использование магии. В играх, если речь идёт о геймплее, такое попадает в категорию совершенно законный финт ушами (когда более-менее законно) или эксплойт (когда откровенно незаконно).

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про то, как царь решил наградить спасшего ему жизнь солдата (в некоторых вариантах поручика Ржевского), женив того на дочери приближённого князя. Видя явное нежелание князя отдавать дочь за служивого, царь, чтобы сделать жениха более солидным, сначала повышает его до капитана, потом — до полковника, и наконец — до генерала. Когда новоиспечённый генерал был объявлен ещё и графом и личным другом царя, то радостно послал князя куда подальше — теперь-то он точно себе невесту найдёт!

Литература[править]

  • А. С. Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля» — повсеместно. Причём как результат находчивости капитана и команды, так и совершенно случайно. Так, спасённые от пожара белки стали ходовой машиной, содовая из трюма помогла выиграть гонку, а упряжка с оленем и собакой оказалась необычайно быстрой — ибо олень оказался коровой, а собака — волком.
  • Ян Ларри, «Необыкновенные приключения Карика и Вали» — момент, когда «биология пригодилась». Почти раздетых главных героев с уменьшенным профессором в руках останавливает компания хулиганов, которые начинают их дразнить и не дают идти дальше. Карик и Валя находят выход — начинают выкрикивать: «Микрога-астер немо-орум!» — «Триунгули-ина!» — «Кар-рабус!» Хулиганы принимают их за мраккультистов опасных психов, пугаются и оставляют в покое. Кто бы мог подумать, что латинские названия насекомых, которые брат с сестрой узнали от профессора, пригодятся вот так?
  • Оксана Панкеева «Хроники странного королевства» — заклятие боевой магии «Раскаленные ладони» Орландо и Мафей используют для глажки штанов.
    • Мафей использует заклятие для быстрой заморозки для превращения врага в ледяную глыбу. Недостаток — требуется высокая точность.
  • Генри Каттнер, рассказы об инженере Геллегере — инженер творит исключительно под воздействием алкоголя. Результаты творчества выполняют своё предназначение — только вот какое? И в любом случае — надо было не так. Не знаю как, но точно не так.
  • Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений» — действие вируса WARLOCK-9000. Во второй книге вирус таки сработал, как было изначально задумано.
    • Он же, «Дозоры» — охота на комаров с файерболами и использование боевого метательного заклинания для рубки дров.
  • Ант Скаландис «Катализ» — протагонист (не POV) — инженер, и прежде, чем вбросить в мир дубликатор предметов, данный богом из машины, достаточно тщательно тестирует изделие на возможность нестандартного применения (естественно, в процессе неоднократно получая «не как рассчитывалось»).
  • Метавселенная Рудазова:
    • Цикл «Архимаг»:
      • Креол как-то раз использовал в качестве импровизированного оружия заклинание Водяного Куба — натурально, материализующее куб воды размером три на три метра. Он-то заготовил его чисто напоить после битвы коней — а тут ему попался маг-Пожиратель, который, пережрав маны, начинал её неконтролируемо извергать. Креол поместил его в означенный куб, и Горран Ледяной Меч сварился заживо.
      • Заклинание Внутреннего Взрыва предназначалось для мгновенного убийства — у жертвы резко подскакивало внутреннее давление и разрывало её. Квиллион Дубль приказал армейским колдунам заготовить тысячи стеклянных шаров и по команде использовать на них это заклинание, что произвело эффект разорвавшейся бомбы.
      • Технология личевания у некромантов Серой Земли была слегка ущербной — они обращали в филактерию собственный труп, что значительно повышало их уязвимость. Руорк Машинист первым додумался перегнать душу в посторонний предмет — а потом встроил его в техномагическое тело и стал первым техноличем.
      • Плонетские умы пытались изобрести телепортацию, и даже изобрели, но не успели сделать рентабельной — зато в процессе открыли межмировое перемещение. То-то демоны в Лэнге обрадовались…
    • «Три глаза и шесть рук» — зачем бы профессору Краевскому мог понадобиться живой яцхен, суперпрочное, супербыстрое и суперлёгкое рукотворное чудовище с мономолекулярными когтями и кислотной слюной? Затем, что тканевая жидкость у него — мощнейший стимулятор регенерации, и пока его не удастся синтезировать, поциента можно невозбранно «доить» (а ещё можно вскрыть, чтобы изучить и попытаться воспроизвести механизм выделения). Правда, яцхен с этим оказался радикально несогласен…
    • «Три мудреца в одном тазу» — в колпаке Безумного Волхва Каспара скрыт маленький хаотичный портал, из которого иногда вываливается случайное иномирное барахло. Круто, но бесполезно — дед давно забыл, как его контролировать. Но однажды он умудрился выдать из колпака… тугую струю гвоздей и шурупов, мигом заполнившую трюм «Чайки» (часть пришлось даже свалить за борт) и оказавшихся весьма полезными предметами обмена, за которые Колобков содрал с не знающих железа туземцев немало жемчуга (а его, в свою очередь, потом выгодно толкнул в Юберии).
    • «Властелин» — меч Деправерон, легендарный клинок непревзойдённой мощи, который может использовать только чистый сердцем, был заготовлен профессором Гальвени, чтобы его ученик мог сразиться с Бельзедором. Этим мечом Бельзедор неуязвимый барьер Гальвени и прорубил.
    • «Апофеоз» — именно сабж погубил Бриара Всемогущего, когда тот открыл абсолютное заклинание, которое искал всю жизнь. Оно не выполняло любое желание — оно превратило Бриара во Властелина Идимов, способного выполнить любое желание… но ничего уже не желающего. Поэтому он выполняет чужие желания, взамен превращая «клиентов» в новых идимов.
  • Spellsinger — единственный метод, которым умеет достигать успеха Джон-Том, поскольку, ввиду удручающих вокальных данных, так, как рассчитывалось, его волшебные песни не срабатывают практически никогда. Получается либо смешно, либо этот троп.
  • The Expanse — ДВИГАТЕЛЬ! именно он сделал возможной космооперу!
  • Нэнси Крэсс «Испанские нищие» — в качестве побочки к генной модификации была получена вечная молодость
  • «Плоский Мир» Терри Пратчетта. Леонард Щеботанский — король тропа. Регулярно пытается создать что-то, но по итогам создает нечто совершенно иное.
  • Эсминец «Уокер» — сонар заглавного эсминца. Подлодок в параллельном мире не водится (во всяком случае, не водилось…), зато водятся огромные рыбы-горы, которых создаваемый сонаром шум неплохо отпугивает.
    • Ещё можно упомянуть торпедный аппарат с того же «Уокера», из которого сделали нефтеперегонку. По основному назначению его бы всё равно не удалось использовать — торпеды-то закончились.
    • Глубинные бомбы вообще-то предназначены для уничтожения подлодок… но американцы сделали из них морские мины, нанёсшие немалый урон флоту гриков в битве за Баалкпан. А для линкора «Амаги» они сделали отдельную мину из шести глубинных бомб и магнитного взрывателя от сломанной торпеды.
  • Роберт Хайнлайн, «Туннель в небе» — доктор Джесс Эвелин Рамсботхэм хотел изобрести машину времени, а открыл возможность создавать межпространственные порталы. Притом изначально рванул с пистолетом в «лес каменноугольного периода» и был взят за задницу за ношение оружия в ботаническом саду Рио-де-Жанейро, отсидев три дня в кутузке.

Кино[править]

  • «Престиж» — Тесла изобретал телепорт, а создал машину для простого, дешёвого и идеально точного копирования объектов, включая живых людей.
  • «Хищник»: майор Шеффер долго возился с ловушкой на инопланетянина — выстругивал и привязывал колья, натягивал лианы, поднимал бревно-противовес, ставил распорки, наконец, заманивал врага… А тот, сволочь, ловушку заметил и, кажется, даже оценил. Не беда — майор сам выбил распорку, и на башку супостата рухнуло бревно-противовес.
    • Автора правки не покидает мысль, что мышиная машина Голдберга из арбуза, ножовки, бутылки молока и прочих занятных вещей, сработавшая наоборот в "Коте Леопольде", намеренно пародирует заодно и этот самый момент, так как фильм на закрытых показах, несомненно, демонстрировался.
  • «День выборов» — «—Мы говорили о Саратовской области, какие выборы вы выиграли? — А в Самарской области у нас нет никаких интересов?».
  • «Зелёный слоник» — мета-пример. Баскова явно стремилась догнать и перегнать Пазолини, но вышла у неё культовая трэш-комедия.
  • «Мумия» — знание иврита спасло Бени от гнева Имхотепа, хотя получилось и не так, как он рассчитывал. Оживший мертвец не подчинился горе-заклинателю, а, услышав из его уст «язык рабов», решил взять его к себе в слуги.
  • «Непосредственно Каха» — диск, который герои использовали для шантажа. Также троп случился с песней Пушного об этом фильме: сам автор, положив микрокамеру в воду, считал это крутым спецэффектом, а один из зрителей едко прокомментировал, что Пушной «ещё и в унитаз поёт.»
  • «Зелёный фургон» 1983 года — граната, брошенная Володей не взорвалась, но убила Червеня точным ударом.

Телесериалы[править]

  • «Универ» — в попытках разнообразить интимную жизнь Алла и Кузя пытались повторить классический прием с сервировкой еды на девушке. Но Кузя то ли не додумался, то ли не захотел купить что-то в тему, а от поедания со своего тела пельменей и квашеной капусты Алла с негодованием отказалась. В ответ Кузя заявил, что он бы согласился… Результат обоим понравился настолько, что Алле даже расхотелось воплощать в жизнь изначальную задумку: вместо этого она предложила в следующий раз намазать на Кузю что-нибудь повкуснее.
  • «Викинги» — по мнению автора правки, нечто подобное получилось с Иваром Бескостным. Когда викинги перехватили инициативу в штурме Йорка, парень решил явиться на битву лично: колесницей управлять он все же умел. Недолго покатавшись по улицам города, Ивар получил удар по ребрам и шлепнулся в грязь… что не помешало ему жестоко зарубить нападавшего, наорать на окружившую его толпу англосаксов и продержаться до подхода офигевшего от такого вояжа Уббе.

Мультсериалы[править]

  • «Пингвины из Мадагаскара» — при попытке отделить от Марлин ее альтер-эго (неразумную дикую выдру, в которую Марлин превращается, покидая зоопарк) оказалось, что оное альтер-эго — законная часть самой Марлин, и вторая часть хоть и разумна, но не шибко более вменяема (вечно перепугана). Но в ходе вызванной этим переделки две половины мирятся, и после того, как их объядиняют обратно, Марлин таки избавляется от своей проблемы.

Комиксы[править]

  • Marvel Zombies — Тони Старк на Земле-Зет разработал нанороботов для лечения рака, но так и не успел опробовать своё изобретение. Но у него нашлось неожиданное применение — попав в тела зомби, нанороботы воспринимали заражённый организм как сплошное раковое образование, и полностью уничтожали зомби.
  • В одном из выпусков комиксов Duck Tales Винт Разболтайло настолько был перегружен и утомлен заказами на изобретения, что сам не понимал, как работают создаваемые им по заказу машины. Одну из них он, похоже, планировал как продвинутый утилизатор ресурсов, но вместо этого она делала золотые монеты из обычных и бриллианты из песка.
    • В другом выпуске он сделал лысому клиенту эликсир для роста волос, но мало того, что за день они отросли сверх меры, на следующий день они все выпали. Еще он сделал клиенту-собачнику аппарат для производства одежды из собачьей шерсти, но под дождем одежда начала вонять мокрой псиной. Клиенты были недовольны, а вот Скрудж оба изобретения пристроил в дело: открыл салон-парикмахерскую с модными прическами «на день», а выпавшие волосы предлагал клиентам за плату перерабатывать в новую одежду.

Веб-Комиксы[править]

  • «Magic Chicks» — Мелисса Хеллрун собиралась использовать жезл девочки-волшебницы (комикс пародирует штампы махо-сёдзё, если что) чтобы победить Фэйт Эбботт и стать популярной. В результате, жезл заставил её тренироваться вместе с Тифф, кроме того, она оказалась в опале у Гекаты из-за этого жезла. Но когда она уделала противника из корпуса бойцов на одних БИ, она действительно (и неожиданно для себя) стала популярной.

Аниме и манга[править]

  • Steins;Gate — усиливали мобильный телефон микроволновкой, а получили машину времени.
  • Ранобе «Lazy Dungeon Master» — во время первой Битвы Подземелий доски ям-ловушек оказались слишком толстыми и гоблины в них не проваливались. Зато в них попадали куда более тяжёлые (и опасные!) минотавры.
  • Наруто — Для использования техник, которыми использующий может и себя заодно угробить, второй хокаге создал техники теневых клонов и нечестивого воскрешения. Клоны вполне могут пойти в банзай-атаку, но куда полезнее их недокументированная способность передавать любую накопленную информацию оригиналу. Нечестивое воскрешение же чудовищная имба: с того света можно вытащить почти кого угодно и взять под контроль. При этом расходы на технику абсолютно смехотворны по сравнению с эффектом: ценой одной человеческой жертвы и несложного ритуала можно вернуть на поле боя легендарную армию из одного человека, c бессмертным телом и бесконечным запасом чакры; это делает уничтожение некроманта абсолютно приоритетной задачей. Сами призванные мертвецы, несмотря на чудовищную крутизну, противостоять воле некроманта не могут.
    • Итачи, исходя из того, что Саске, убив его, наверняка заберёт себе его глаза, на всякий случай поместил в Наруто силу Кото Амацуками (техника Шисуи, позволяющая контролировать людей), дабы, при встрече с Саске, техника среагировала на глаза Итачи и наложила приказ «защищать Коноху». В итоге Кото Амацуками сработал значительно позже на самом Итачи, призванном Кабуто с помощью вышеуказанного Нечестивого Воскрешения. Благодаря этому Итачи освободился от контроля, победил самого Кабуто и склонил брата направо без промывания мозгов.
    • Однако все же эта техника зависит от силы кастующего и силы призываемого, ибо Хаширама совершенно без труда выбрался из-под контроля Орочимару.
  • JJBA — каменная маска. Дио заметил, что при попадании крови на маску она выпускает шипы, и решил, что это такое хитрое оружие, которым неплохо бы устранить названного брата Джонатана (мол, сам же маску изучал, и доизучался). Вот только проверка в трущобах обнаружила истинное назначение маски: надевший её человек становится вампиром. В следующий раз маску Дио надел сам…
    • Во второй части оказалось, что эта же каменная маска оказалась сабжем для её создателей. Люди-из-колонн, убер-вампиры древнее человечества, надеялись с её помощью преодолеть свою слабость перед солнечными лучами — не вышло. Зато вампиры, которые получаются из людей под воздействием маски, Людям-из-колонн пришлись по вкусу. Буквально.
  • Bleach — Хогёку. Киске Урахара искал способ сделать гибрида пустых и синигами, а вместо этого создал артефакт исполняющий желания.

Видеоигры[править]

  • Действуя по принципу «круто, но не так, как рассчитывалось», игроки набивают гадкие ачивки. Воистину круто, когда это делается ненамеренно.
  • Строго говоря, в любой игре, где можно собирать билды, процентов как минимум пятьдесят всех ништяков подходит под троп. Особенно ярко выражается в проектах с огромным количеством контента, вроде Warframe или Skyrim, в которых это число приближается к 90 %.
  • Рокет-джамп — пример из палаты мер и весов. Отбрасывающая взрывная волна была введена разнообразия и реализма ради, но из соображений игровых условностей персонажа она при этом не вырубает, а именно что только отталкивает. А волшебные бронежилеты и аптечки позволяют персонажу вполне себе пережить такое. Естественно игроки додумались использовать взрывную волну для перемещения собственного персонажа в том числе туда, куда перемещаться ему по идее не положено. В совмещении с распрыжкой вообще огонь.
    • В самом Quake существует также более мягкая версия приёма, когда используется взрывная волна от плазмагана, а не ракетницы — взлететь на таком особо не получится, зато вполне получится пробежаться по стене, не давая персонажу упасть.
    • И там же в Quake существует более мощная версия приёма, когда используется взрывная волна от гранат или засветившихся в одном из дополнений мин. Гранаты взрываются с задержкой (потому для применения с ними важно достаточно точно рассчитать время), если не попали в другого персонажа, а мины взрываются при приближении (в их случае персонажу над миной достаточно просто пролететь). Таким образом можно насыпать из них «дорожку», а потом пробежаться и получить эдакий взрывной трамплин. Нередко в результате персонаж улетает сильно дальше, чем хотелось.
  • «Петька и Василий Иванович спасают галактику» — герои, чтобы проникнуть на территорию белых, маскируются под крестьянку и корову. Часовые, конечно же, им не верят, но от хохота выходят из строя, открывая проход.
  • Starcraft II: Legacy of The Void — благодаря Зератулу Артанис узнал, что протоссы должны заполучить Ключ (тот самый древний собранный артефакт из Wings of Liberty), который способен привести их к самим Зел-Нага. Вот только в колыбели вселенной, куда Ключ привёл протоссов, все Зел-Нага уже были мертвы. Немногим позже, однако, во время пребывания на орбите Слейна Каракс обнаруживает, что Ключ способен впитывать как губка энергию Пустоты, которая «излучается» местным терразином. Это открыло путь к победе над Амуном — его попросту «выкачали» из Кхалы в финальной битве.
    • В совместном режиме бункеры командира Стукова задумывались в первую очередь как оборонительные сооружения, к которым в качестве приятного бонуса прилагаются возможность передвижения и автоматическая генерация юнитов внутри. Однако, игроки, пронюхав эти способности, стали штамповать бункеры в огромных масштабах как бесплатные и неограниченные генераторы армии наступления. После нерфа бункеров, впрочем, эта стратегия утратила актуальность.
    • В сетевом режиме часовые протоссов обладают способностью «Иллюзия», создающей безвредную копию реального протоссовского юнита. Задумывалась, пожалуй, эта способность в первую очередь для блефа и запугивания противника армией, кажущейся в разы большей, чем на самом деле, либо хотя бы для отвлечения галлюцинациями вражеского урона от настоящих юнитов. Однако куда более популярный вариант использования состоит в том, чтобы попросту создавать иллюзии «Фениксов» для разведки вражеских баз — летать ведь умеют, и при том быстро, а большего там и не надо.
    • В кампании «Wings of Liberty» такой крутой, но не по прямому назначению штукой становится гигантская лазерная установка, которую люди Рейнора используют для проделывания входа в древний храм. Если она может проплавить несколько толстенных бетонных/каменных/металлических плит, почему бы её не использовать против войск местных тал`даримов, верно?
  • Skyrim — способность «Некромаг» школы Восстановления задумывалась как повышалка для заклинания отпугивания и отталкивания нежити, но в действительности фанаты нашли ей совершенно иное предназначение: как усилитель зачарованных вещей на персонаже-вампире.
    • Есть еще одно применение — эта способность позволяет персонажу достичь стопроцентного поглощения заклинаний.
    • А так же использование оживлённых трупов как бесконечно вместительного самоходного ящика под припасы и лут.
    • Замысел Дельфины по проникновению в талморское посольство для поиска информации о связи талморцев с драконами. Как оказалось, талморцы сами не знают о драконах ничего полезного, зато у них нашлась наводка на Эсберна, настоящего эксперта в этой области.
  • The Legend of Kyrandia — такие моменты есть в двух частях игры:
    • Во второй части: зелье сомнения. По идее, должно просто заставить выпившего начать сомневаться, но в итоге с помощью этих зелий Занция выводит жителей Долины Утренних Туманов из транса; да уж, сложно быть в трансе, когда сознание не полностью очищено.
      • Туда же — заклинание игровой комнаты. По идее, за определенные хорошие поступки просто дает детям все больше и больше игрушек… а что Занция в итоге одну из этих игрушек использует, чтобы остановить ногу главзлодея, создатели не рассчитывали.
      • Палка-мешалка вбивает педаль в пол. Да, полезно иметь палку, чтобы помешивать зелья… а что эта палка в итоге поможет перелезть через обрыв, покататься на динозавре и спасти мир от уничтожения, Занция уж точно не планировала.
    • В третьей части — рабский ошейник Королевы Рыб. Малкольму вовсе не «круто», что полоумная Королева, чуть что, дергает его прямо за этот ошейник к себе в тронный зал, а вот ей вполне весело. А потом этот же самый ошейник с Малкольма снимут… и в итоге он станет решающим оружием Малкольма и спасет Кирандию от пиратской оккупации.
  • Практически во всех играх вселенной The Elder Scrolls (как в Skyrim, так и в ряде его предшественников) — система создания заклинаний. Вы можете из известных вам эффектов создать настолько лютое заклинание, насколько вам хватит маны и навыка наколдовать. Чтобы качать навык, надо применять заклинания. Вот игроки вскоре и сообразили, что можно создать слабенькое копеечное заклинание, которое расходует силы медленнее, чем они сам у персонажа восстанавливаются, и колдовать, колдовать, колдовать, колдовать… Спустя несколько сотен раз наколдованного копеечного заклинания ваш навык в соответствующей школе магии взлетает до предельных значений.
    • Алхимия в Morrowind (и отчасти в Skyrim). Можно создавать зелья из различных ингредиентов, собираемых в дикой природе (и покупаемых у торговцев) что очень полезно и в быту, и для поднятия капитала. На навык алхимии (который определяет, насколько эффективное у вас получится зелье) влияет показатель интеллекта. Можно создавать зелья на повышение показателя интеллекта. Выпил зелье — стал умнее — сделал более продвинутое зелье интеллекта, которое делает еще умнее на еще более длительный срок — выпил — сделал продвинутое… В конечном итоге, персонаж приобретает космические показатели интеллекта (при этом может повышать себе зельями не только интеллект, но и прочие показатели, в настолько же космических пропорциях). Это уж не говоря о том, что все более и более продвинутые зелья, создаваемые им, в какой-то момент по стоимости одной бутылочки обскакивают стоимость всего Тамриэля целиком.
    • В совмещении с мета-примером: автор правки однажды нашел в Morrowind пещеру, в которой был очень тесный закуток. При попытке прыгать в этом закутке прыжок совершался не в полную высоту, а едва на миллиметр вверх, и длился долю секунды. Можно было начать быстро давить кнопку прыжка и скакать на месте, чтобы быстро повысить себе навык Акробатики… но было найдено решение повеселее: USB-джойстик с турбо-режимом (когда кнопка очень-очень быстро нажимается сама по себе, если ее зажать), купленный для игры в файтинги. На первую попавшуюся кнопку биндим клавишу прыжка, включаем турбо-режим, уходим пить чай… по возвращении видим мастера акробатики.
      • Аналогично с авто-движением и атлетикой. ПОЧТИ аналогично — если нужно прокачать скрытность.
  • Rise of Tomb Raider — Лара начала обшаривать поместье в поисках завещания отца, чтобы не позволить отобрать у нее это поместье, но нашла усыпальницу своей матери, которая якобы пропала без вести. В результате, так как оба ее родителя официально погибли, она по закону получила все наследство, а параллельно поняла, в чем ценность поместья для нее.
  • Tales from the Borderlands — экспериментальный костюм убил испытателя. Красавчику Джеку понравилось, но костюм был придуман не для этого.
  • Warcraft 3: Автор этой правки как-то использовал в сетевой игре «Иллюзии» оркского Мастера Клинка (сами по себе они вреда не наносят) для наводки артиллерии. По словам противника, он даже не понял, что именно такое произошло.
  • Supreme Commander — экспериментальный подводный авианосец ОФЗ. Казалось бы, он нужен чтобы, допустим, внезапно выпустить орду штурмовиков под носом у противника, но авианосцы в качестве авианосцев вообще оказались не особо практичны. А вот сильные торпеды с огромной дальностью и ЗРК при всплытии вполне себе полезны.
  • Space Engineers — блок искуственной массы был добавлен для того, чтобы искусственная гравитация влияла на корабли. Вместо этого искуственную массу и генератор гравитации используют для того, чтобы мгновенно разгонять корабль по методу Мюнхгаузена, вытащившего себя из болота за волосы.
  • Minecraft — TNT. Разработчиками планировался как способ добычи ресурсов, однако по назначению используется чуть чаще, чем никогда. Почти всегда используется для разрушения чужих построек. Что характерно, как раз для добычи ресурсов TNT годится весьма хреново, поскольку очень трудно предсказать, какие блоки зацепит взрывом (особенно когда блоков TNT много), а ещё большая часть разбитых блоков до недавнего времени не выпадала, а уничтожалась безвозвратно. Да и крафт у него в пересчете на один разбитый блок намного дороже, чем у банальной каменной кирки.
  • Total War Warhammer — переехавшие из настолки знаменитые отряды, доступные в количестве одной штуки на фракцию, ИИ нанимает при получении доступа и таскает с собой в обычных армиях как заменитель стандартного аналога, из чего следует, что это и есть их задуманное применение. То же самое с благословенными выводками, отрядами курфюрстов и тому подобными. А игроки нашли, что их главное достоинство — вовсе не бонусы к характеристикам и уникальные свойства, а возможность мгновенного найма в любом месте на любой территории, причём после потери или увольнения знаменитые отряды и легендарные легионы восстанавливаются через 10 ходов, а отряды курфюрстов появляются новые каждые 15. В результате использование суперэлиты получилось близким к схеме «У тебя ж регенерация»: они всё время сидят в резерве и появляются только чтобы превозмочь один бой, где об отряде заботятся ровно настолько, чтобы он выполнил задачу. Бретонского Зелёного Рыцаря постигла та же участь, тем более что после 15 ходов с вами он сваливает в закат.
    • Во всех частях есть возможность значительно срезать масштабы отрядов для игры на слабых компьютерах, но тут это ещё и сильно перекашивает баланс в пользу всех нововведений — магии, чудовищ и героев.
    • Заклинания прямого урона, кастуемые на один юнит. Для снайпа героев вопреки игровой подсказке они слабоваты, а по огромным пехотным отрядам урон размазывается, и бойцы не выбывают. Зато отрядам конницы в самый раз, да ещё и некоторые (Мистифицирующие миазмы Мелькота, в частности) имеют встроенное замедление.
    • Имперские маги жизни не особо полезны как лекари, потому что убитых солдат вернуть нельзя, и эффект то и дело сгорает впустую. Зато у них есть «Живущие внизу» — одно из самых сильных боевых заклинаний, и тоже с замедлением, полезным для имперского спама мушкетёров. А маги зверей хороши в основном тем, что могут ездить на грифоне.
  • Warframe — способности некоторых мобов притягивать игрока почти в упор к себе. Проблема не в том, что игрок оказывается в толпе врагов, это может быть даже хорошо ибо оружие ближнего боя в среднем сильнее стрелял. Проблема в том, что он уязвим пока его мееееедленно волокут по полу.
  • Populous: The Beginning — заклинание, предназначенное для строительства мостов через воду, позволяет выравнивать площадку под строительство базы. Заклинание для выравнивания площадки очень удобно для выравнивания территории вражеской базы с уровнем моря. А заклинание вулкана, предназначенное для применения на базе противника, даёт возможность поднять прямо посреди моря неприступный утёс для строительства базы, куда не залезет злобный враг.
  • Desperados: Wanted Dead or Alive — обучалка по Мии. Миа (единственный управляемый герой) просит остальных спрятаться в пещере и выбежать по сигналу. Тем временем враги подходят, Миа кидает в них шутиху — и на грохот выскакивает Санчес и кладёт всех. Оказалось, сигнала ещё не было — но всё получилось.
  • Factorio
    • Гранатами можно устраивать экоцид больше, чем одним способом. Они наносят урон деревьям и позволяют прорубать широкие просеки без затрат времени и создания побочных продуктов типа загрязнения и стаков ненужных дров.
    • Танк больше похож на трактор, так что на самом деле вполне логично, что главным оружием является вовсе не пушка, а бульдозерный отвал, которым можно сносить жуков, гнёзда и всё те же деревья без вреда для машины.
    • Железнодорожная артиллерия. Лучше не стрелять непосредственно из неё, а подвозить в этих вагонах боеприпасы к стационарным орудиям: они не стакаются, так что в обычный грузовой вагон влезает всего 48 — по числу ячеек — а в артиллерийский каким-то загадочным образом помещается сотня в единственном слоте.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — частая ситуация с СШК. Например, «Лендрейдер» в девичестве был многофункциональным комбайно-трактором. Но нашедший его схему техноархеолог Аркхан Ленд, увидев чертежи, решил добавить от себя более отвечающие современным веяниям моды тяжёлые болтеры и автопушки вместо поливалок и сеялок. В результате получился крутейший бронетранспортёр с огневой мощью тяжёлого танка, по совместительству являющийся любимой «рабочей лошадкой» Легионес Астартес.
    • Та же история с тактическим дредноут-доспехом (в обиходе — терминаторская броня). Изначально это была тяжёлая экипировка для работы при экстремальных условиях окружающей среды (например, внутри реактора космического корабля). Но потом техножрецы почесали затылки механодендритами и внезапно сообразили, что в качестве тяжёлого штурмового силового доспеха для абордажа и зачисток космических объектов и подавления точек особо упорного сопротивления противника этот костюм гораздо больше угоден Омниссии. А в опасные технические зоны дешевле и проще будет посылать сервиторов.
    • В целом такой подход в целом обычен для Империума. Легионес Астартес из хребта армии и войск первой линии превратились убер-крутой спецназ.
  • Dungeons & Dragons — класс Вор/Разбойник имеет самый большой бонус очков навыков за уровень (помимо модификатора интеллекта), потому при мультиклассинге позволяет неплохо так подраскачать за счёт этого навыки второго класса. С прикрученным фитильком, потому как многим классам выгоднее всё же брать уровень своего класса для получения доступа к более продвинутым навыкам вместо усиленного развития уже имеющихся.
    • Правда CoDzilla всё равно затыкает за пояс любой мультиклассинг, кстати также являясь отличным примером тропа.
    • Неоднократно пользовался одной штукой в играх по 3&3.5 редакции, начальные очки умножаются на 4, и выгодно стартовать разбойником, а потом уже брать другой класс. Педаль в пол, делает при этом NeverWinter Nights, там можно очки навыков оставить про запас в неограниченном количестве, и тратить по мере повышения уровня(оригинальная DD такое не позволяет, очки про запас оставлять нельзя).
  • Добуцу сёги - японская настольная игра шахматного типа. Задумывалась как учебный вариант для обучения детей сёги. Но - обрела огромную популярность и зажила своей самостоятельной жизнью.

Городские легенды[править]

  • Легенды о «Филадельфийском эксперименте», которые где и как только не обыгрывались. Изобретали систему невидимости для кораблей, а получилось… Нечто куда более странное.
    • В реале изобретали, судя по всему, размагничиватель корпуса, чтобы на него не реагировали магнитные взрыватели мин и торпед. А вовсе не задумку для целой плеяды художественных произведений.

Реальная жизнь[править]

См. подстатью Круто, но не так, как рассчитывалось/Реальная жизнь.

Примечания[править]