Начиная с девятнадцатого века существуют игрушки-конструкторы, позволяющие создавать произвольные модели из стандартизированных заданных блоков. Век двадцатый подарил нам компьютерные игры — симуляторы, шутеры, стратегии… Вычислительные мощности росли, игры обзаводились более совершенной физикой и большим количеством объектов. И в конце концов многие игроделы догадались скрестить два вида развлечения, добавив в шутер/гонку/симулятор/… возможность самостоятельно конструировать свои приспособления, а то и вовсе само альтер-эго игрока.
При правильном скрещивании обе компоненты усиливаются друг от друга. Конструктор получает больше возможностей (к примеру, для материальной игрушки двигатель — редкая роскошь, а для виртуальной — почти обязательный элемент) и большие амбиции: теперь нужно создавать не просто красивую модель, но полноценный, выполняющий свою функцию механизм, а иногда — и программировать его. Второй компонент приобретает большее разнообразие и вариативность, возможность не просто выбрать оружие/машину/персонажа из списка, но подогнать его по себе. Более того, примесь конструктора позволяет игрокам самим развлекать себя и широко видоизменять поставленные задачи, уменьшая необходимость в участии разработчика.
Впрочем, смешивание жанров имеет и минусы. Так, расчёт взаимодействия сотен элементов требует больших вычислительных мощностей, а по-настоящему поразвлечься с конструированием смогут только достаточно упорные и сообразительные игроки. Более того: изобретательность и широкие возможности игрока делают игру сложной в балансировке и управлении со стороны создателей. Чуть-чуть не рассчитаешь — и игроки изобретут всепобеждающую имбу, или научаться проходить все задания одной машинкой, или не прикасаясь к управлению. Возможно, именно из-за этих сложностей множество таких проектов находятся на стадии альфа- и бета- тестирования, но весьма мало превратились в завершённый продукт.
Аналогичны, хотя не совсем подпадают именно под этот троп, фиты aka экипировки персонажей и коллекционные карточные игры, от Magic: The Gathering до Hearthstone, где хорошая колода собирается с учётом взаимодействия отдельных карт.
Родственный троп Внутриигровой конструктор, когда конструктором пользоваться можно при желании.
Общие признаки жанра
- Основные элементы (роботы, машины, корабли) состоят из ограниченного числа блоков, которые игрок может совмещать между собой. Количество блоков относительно невелико, они выполняют простые функции. К примеру, двигатель, крутящий колесо — блок, а вот кузница — нет, даже если она реализована в виде блока.
- Как следствие, отсутствие общего хитбара и сложная модель повреждений — урон только выбивает отдельные блоки из конструкции, что может как вывести её из стоя с одного попадания, так и никак не отразиться на функциональности.
- Упор на физику или псевдофизику, на взаимодействие блоков друг с другом, а не неких монолитных сущностный между собой. Если в обычной гонке машина игрока взаимодействует с дорогой и с другими машинами, то в гонке-конструкторе взаимодействуют за редким исключением одни блоки с другими по общим законам — вне зависимости от того, являются ли они частью одной машины, разных машин или окружения. В абсолютном варианте всё в игре существует исключительно в виде конструкций из блоков, а окружение — разрушаемо.
- Практические задачи, позаимствованные из жанра-прародителя. Обычно игра намекает игрокам, что именно они должны делать, и предоставляет интересные цели для достижения. В зависимости от изначального жанра, задачи могут быть самыми разными: от постройки космической станции до многопользовательских командных боёв.
- Стартовая модель/магазин моделей. Не всякий игрок построит что-нибудь приличное с первого раза, поэтому разработчик предлагает начинающему модель по умолчанию для дальнейшего апгрейда.
- Цепочки производства. Для постройки танка нужен прокатный стан, для чего нужна сталь, для чего нужно железо, уголь и доменная печь, для чего нужна кирка, ...
Примеры
- Дедушка жанра — «SimCity» ™. Создатели из компании «Maxis» позиционировали его как игру-конструктор. Одна из мод так и называется — «конструктор». Никаких ограничений по бюджету, никаких сверхзадач — твори, что вздумается.
- Бабушка жанра — «SimEarth» ™ от той же «Maxis». Там вообще никаких сверхзадач не было в принципе. Бери любую планету и модифицируй на свой вкус. Хочется поселить на континенте бульносов (гибрид бульдога с носорогом, если кто не в курсе) — так кто же вам мешает? «Компьютерная игрушка» (software toy), а не «компьютерная игра» (computer game). Также отличается довольно реалистичным, по крайней мере внешне, моделированием геологических процессов, каковое автор правки не встречал больше нигде.
- Прадедушка жанра - "Танчики" на старой доброй Dendy. Можно было конструировать любые уровни, используя предлагаемые стройматериалы. В том числе заковать штаб в непробиваемую броню.
- Spore — в этой песочнице есть конструкторы всего: существ, техники, архитектуры, планет,
неба, Аллаха[1]. А ещё в игре реализован очень простой и доступный обмен созданным: достаточно взять соответствующую картинку, в которой всё закодировано, из папки с творениями и скинуть адресату.
- Minecraft — предтеча жанра. Изначально просто конструктор из кубиков постепенно дорос до настоящих механизмов в виде мобоферм, автоматизированных ферм и ловушек, лифтов и шлюзов. Что характерно, многое из вышеперечисленного изобреталось игроками самостоятельно. Существует также большое количество модов, расширяющих функционал и позволяющих конструировать все — начиная от компьютерных сетей и заканчивая ядерными реакторами.
- Впрочем, отдельно стоит выделить механику так называемого красного камня - ресурса, с помощью которого можно сконструировать логические цепи и даже примитивные компьютеры.
- Factorio - постройка автоматизированной фабрики для ведения исследований, запуска ракеты (или ракет) в космос и защиты от местной фауны.
- Что-то похожее есть и в серии игр Anno, только отбиваемся не от местной фауны, а от конкурентов, а в не менее автоматизированном производстве и добыча ресурсов идет добыча и связь не километрами конвееров, столбов ЛЭП, дронов и рельс для машин, а транспортными путями на кораблях из одной базы в другую.
- Kerbal Space Program — симулятор космической программы. Другой предтеча жанра, на этот раз куда почти полностью ему соответствующий. Впрочем, блоки тут по-прежнему сложны и многофункциональны, а возможности их взаимодействия ограничены.
- Children of a Dead Earth — конструктор реалистичных боевых кораблей с дельтой и прочей кербонавтикой.
- Space engineers — тоже космический конструктор, на этот раз — станций в глубоком космосе. Меньше физики и расчётов дельты, больше гигантских космических станций, детализированных космических кораблей.
- Robocraft — групповые бои на самостоятельно сконструированных роботах.
- Сrossout — аналогичное развлечение, в основном с машинами. Меньше возможностей, зато больше графики и пиара.
- Besiege — конструктор-головоломка, в котором необходимо создавать различные средневековые механизмы (преимущественно, осадные). Игровыми журналистами описывается как «Майнкрафт для психопатов».
- Stronghold — строительство и осада замков. Особенно вторая часть.
- Gear Up — ещё одна игра про групповые бои.
- SimplePlanes — конструктор-авиасимулятор.
- From the Depths — конструктор боевых машин. Начиналась с, как видно из названия, морских кораблей. Сейчас возможности куда шире.
- Stormworks: Build and Rescue — другой конструктор судов.
- Scrap Mechanic — игра-песочница.
- TerraTech — инди-игра про наёмника корпорации на фронтире других планет. Собираем блоки и ресурсы, создаём машину, разбираем вражеские машины, улучшаем свою доставшимися деталями, лишнее — продаём корпорации.
- Cosmoteer — конструктор, посвящённый уничтожению чужих космических кораблей в соответствии с контрактами.
- Forts — pvp конструктор, симулятор строительства форта и уничтожения вражеских фортов. Количество блоков и всякие сложные конструкции сведены к минимуму, но физика, модель повреждений и возможность строить разные форты остаётся. Впрочем, игроки и с этим узким функционалом ухитряются чудить: к примеру, заставляют мощную пушку с небольшим углом выстрела стрелять почти вертикально вверх, подвесив её вертикально на верёвках.
- Airships — конструктор всякой техники, скрещенный с 4Х-стратегией. Минималистичная графика, зато можно не просто открыть технологии и построить войска, но самолично собрать войска на основе технологий. И компьютерные оппоненты очень отличаются — любителя бомбардировщиков не спутать с любителем истребителей.
- Jelly in the Sky — на стыке жанров. Аркада и физическая головоломка, весь мир которой сделан из десятков тысяч блоков разных типов. Детализация настолько подробная, что напоминает уже не конструктор, а игрушку из песка. Но в отличие от прочих конструкторов, отсутствует возможность моделировать свою машину и строить механизмы. Можно считать, что игра — первый эксперимент вида «построение мира как у конструктора при другой механике игры».
- Poly bridge и Bridge Constructor — конструкторы мостов. И там и там механика очень похожа: сначала по правилам классического сабжа из блоков строится мост, потом пущенные машины проверяют его на прочность.
- Nimbatus — конструктор дронов для космоса.
Видеоигры |
---|
Жанры |
Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны
Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like) • Тактическая • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • 'Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • тактическая стратегия • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
---|
Геймплейные архетипы |
Все видеоигры — это 8-битки • Суповой набор от Bioware • Геймплей от X-COM • Лутоцентричная игра • Песочница |
---|
Амплуа |
Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неиграбельная вражеская фракция • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
---|
Тактические роли |
Буквальный джаггернаут • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
---|
Боссы |
Арена для босса vs Арена против босса • 3872 орка • Бонусный босс • Босс-антипод • Блуждающий босс • Босс-будильник • Босс-головоломка • Босс-головорез • Босс в головорезьей шкуре • Босс-дуэлянт • Босс за рулём • Босс, который ни при чём • Босс-ментор • Босс-недобиток • Босс не для битья (Босс-препятствие)• Босс — ранняя пташка • Босс-раш (Игра про боссов) • Босс со свитой (Босс не вмешивается) • Головорез в боссьей шкуре • Два босса (двойной босс • босс-сменщик) • Игра за босса • Истинный Финальный Босс • Марафонский босс (Босс — губка для пуль) • Минибосс • Многоглавый босс • Мясные ворота • Непобеждаемый босс • Неподвижный босс • Никакой не босс • Психоделичная босс-арена • Повторяющийся босс • Последний Босс Первого Диска • Секретный босс • Синдром босса SNK • Скальный босс • Теперь босс разозлился vs Однокрылый ангел не взлетел • Фальшивый босс • Финальный босс (в начале) • Этот гадкий босс |
---|
Персонажи |
Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим! (игра за злодея • игра за зверя • игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
---|
Уровни/архитектура |
Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно Зловещий Последний Данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Проскочить в сейв-поинт • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
---|
Графика |
HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
---|
Физика |
Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся транспорт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
---|
ИИ |
Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
---|
Сетевая и онлайн |
Deathmatch • Free to Play/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
---|
Движки |
Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
---|
Критика |
Angry Video Game Nerd • Игрожур |
---|
← |
Навигация |
---|
Видеоигровые термины |
---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
---|
Баланс |
Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
---|
Геймплей |
Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки командования • Нам не помешает лишний ствол (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить корованы • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Прокачка удачи • Проклятие — всегда проклятие • Поражение неприемлемо • Рандом • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
---|
Условности |
Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд на побегушках • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
---|
Сложность |
Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий ивент • Этот гадкий ресурс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Никаких тебе подсказок • Фальшивая сложность vs Хардкор |
---|
Реиграбельность |
Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса |
---|
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича •Антизастревательное маклаудство• Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича)
|
---|
Тактика и стратегия |
Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Тактика булавочных уколов • Чиз |
---|
Игровая механика |
Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
---|
Разное |
Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Публика — сволочь • Это плохо, понятно?
Городской портал |
---|
← |
Видеоигры |
---|
|
- ↑ Конструкторы только не инженерные, а декоративные. В случае с космическими кораблями — чисто декоративные. Да и машина спокойно может ездить, обладая единственным колесом, приделанным к крыше.