Совращение невинных

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Обложка первого издания

Совращение невинных (Seduction of the Innocent) — книга американского психолога Фредрека Вертема, вышла в 1954. Вызвала огромный резонанс в обществе и положила начало пропагандистской кампании против комиксов, которые, по утверждению автора, «разлагали американскую молодежь». Вертем писал, что комиксы оказывают негативное влияние на подрастающее поколение и являются одной из причин подростковой преступности. В некоторых источниках утверждается, что цикл-сериал комиксов "Склеп ужасов" ("Vault Of Horror" 1950 г., по мотивам которого позднее сняли сериал "Байки из склепа") успел "напугать" множество влиятельных людей, что стало своего рода вехой. Так что у Вертема были "единомышленники". Издателям комиксов пришлось уступить требованиям общества и принять «Кодекс комиксов», содержавший правила самоцензуры.

Содержание книги[править]

Книга делает акцент на описании как явных, так и скрытых образов насилия и употребления наркотиков в так называемых «криминальных комиксах», к которым доктор Вертем, кроме собственно гангстерских историй, относил также ужасы и комиксы о супергероях. На основе слухов о незадокументированных случаях делался вывод о том, что чтение подобных книг может поощрять подобное поведение у читателей-детей.

Нельзя сказать, что в комиксах не случалось отталкивающих и шокирующих сцен (особенно таковыми изобиловали серии Entartaiment Comics). Именно на них и делал акцент Вертем. Он утверждал, что существуют повторяющиеся патологические темы, например, «раны в глаза». Однако многие другие его тезисы оказались подняты комиксистами на смех — например, догадки автора о скрытых сексуальных образах (женская нагота под изображением мускулов и кожи или гомосексуальность Бэтмена и Робина). Вертем утверждал, что сила и независимость Чудо-женщины представили ее лесбиянкой, хотя та всегда изображалась как гетеросексуальная девственница. Он также считал Супермена «антиамериканским фашистом» (кстати, впоследствии DC Comics создали такого Супермена в одном из миров своей мультивселенной).

Доктор Вертем критиковал издателей, печатавших рекламу ружей и ножей рядом с жестокими, полными насилия историями, и поддерживал тех, кто отказывался от их продажи.

Первое издание «Совращения невинных» было проиллюстрировано выдержками из различных комиксов, снабженными едкими комментариями автора. Приводился даже список использованной литературы, однако издатель, испугавшись возможных исков со стороны комиксистов, постановил избавиться от уже ушедшей в печать страницы с библиографией, так что нетронутые экземпляры стали большой редкостью и даже предметом коллекционирования.

Влияние[править]

Книга принесла доктору Вертему известность, и он был приглашен на заседание сенатского подкомитета по подростковой преступности в качестве эксперта. Повторив основные тезисы своей книги, он утверждал, что комиксы являются основной причиной подростковой преступности в Америке. И хотя подкомитет не согласился с его мнением, тем не менее, подкомитет рекомендовал издателям позаботиться о снижении градуса насилия в комиксах.

Издатели, решив перестраховаться, предпочли цензуре самоцензуру и разработали «Кодекс комиксов», выхолостивший и формализовавший образ супергероя, а также затормозивший развитие индустрии на годы и в конечном итоге едва ее не погубивший. Доктор Вертем, впрочем, таким результатом остался вполне доволен.

По другую сторону земного шара, обличая "буржуазную массовую культуру", в СССР комиксы ругали как один из элементов той "плохой" культуры. Кое-где из Вертема делали борца с "загнивающим западом". К.И.Чуковский в "Литературной газете" критиковал комиксы. Статья "Растление детских душ" (1948 г.) и более поздняя "Растление американских детей" ("Литературная газета" 15.10.1949 г.). Во второй он ссылается на труды Вертема, т.е. психиатр "катил бочку" на комиксы еще в 1940-х.

Отсылки в комиксах[править]

Комиксисты не простили доктору Вертему его маленькую шалость и, с наступлением Бронзового Века, прошлись по нему по полной. Так, в комиксе «Возвращение Тёмного Рыцаря» присутствует болтун-психиатр, регулярно таскающийся по телестудиям и утверждающий, что существование Бэтмена ведёт к росту преступности среди молодёжи, а также намекает на сексуализацию его образа. В конце концов, он вообще пытается выставить Джокера жертвой Бэтмена, и приводит маньяка на теле-шоу. В результате, погибает особо мучительной смертью от джокеровского токсина (в полнометражке Джей быстренько перерезал ему глотку).