Кровавая рана в культуре

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ANTIFA.gifEntnazifizierung erforderlich!
Данная статья несёт в себе опасные для общества идеи и/или написана в откровенно экстремистском стиле. Её требуется переписать в нейтральном ключе. Руководство сайта не поддерживает шовинизм в любом его виде и не желает нарушать законы России и стран СНГ.

В культуре этого народа не принято использовать какой-то троп. В лучшем случае — его обходят молчанием, так что этого можно и не заметить. В худшем — невозможно не заметить, ну хотя бы в тот момент, когда троп цензурируется для местной аудитории.

Почему же так получилось? Традиции? Просто именно вот так сложилось?

Отнюдь! У этой культурной особенности есть конкретная причина. И мороз по коже пробегает даже если и не от неё самой, то от осознания масштаба той боли, которую она нанесла — ведь до сих пор стараются исключить все напоминания о ней.

Стоит отметить: то, что не принято, отнюдь не означает, что произведений о подобном не выпускается вообще. Скорее наоборот — запретный плод для творческого народа особенно сладок, а цензура всегда что-то да пропустит. Однако общественной поддержки, известности, упоминания через года после и прочей любви такому произведению трудно будет добиться.

Подтроп — священная корова, о которой говорить, в принципе, допустимо, но только хорошее.

Примеры[править]

Примеры сгруппированы по странам и/или этносам, а не видам искусства. Реальная жизнь (вербальное общение, поступки) — только если являются частью культуры.

Австралия[править]

  • Коренное население Австралии было практически полностью уничтожено (а на острове Тасмания — без всяких «практически»), а сохранившиеся аборигены ведут маргинальный (а зачастую и вовсе асоциальный) образ жизни. Гражданские права они получили лишь в конце XX века. Как и в случае с другими подобными прецедентами, тотальное угнетение на рубеже веков сменилось столь же тотальным восхвалением. Изображать аборигенов плохими в Австралии нельзя категорически. Не рекомендуется даже критически отзываться об их искусстве.
    • Сходная ситуация наблюдается в Новой Зеландии по отношению к маори, хотя их положение благодаря значительно более высокому уровню развития (разложение первобытно-общинного строя) и владению огнестрелом было и есть гораздо лучше. Представительство маори в парламенте было введено ещё в XIX веке, и у них, в отличие от австралийских аборигенов, до сих пор есть там квота.

Великобритания и Ирландия[править]

  • Довольно болезненной темой является кельтско-саксонский антагонизм. В истории сосуществования англо-саксов с шотландцами и, особенно, с ирландцами немало весьма скользких моментов, хотя сам факт противостояния не замалчивается. Вместе с тем, наиболее трагические события, такие как как голод в Ирландии, сокративший её население вдвое, или резня в Гленко, лишний раз стараются не афишировать.
    • А вот что не афишировать не получается, так это конфликт в Северной Ирландии, начавшийся с момента отделения Ирландской Республики и продолжавшийся до 1998 года, а в умах многих местных — и по сей день. Стены и блокпосты, разделявшие католические и протестантские районы в Белфасте, теракты католиков и протестантов друг против друга — всё это отравляет отношения стран, народов и конфессий Британских островов и поныне, а с началом Брексита воспалилось ещё сильнее.
  • Официальная позиция британских историков относительно событий 1640-60-х годов — гражданская война. Революции в старой доброй Англии не было! Слышите? Не было революции никогда!
  • Голод в Индии при ВМВ. Обсуждать его особо неловко, потому что миллионы людей умерли действительно просто так — в Империи был военный бардак и на проблемы самых глухих уголков Индии не хватило внимания и ресурсов государственной машины, еда-то в принципе была. А неловко — потому что обеспечить едой Англию проблемы не было. И потому что еще недавно все вопросы о самоуправлении заморозили именно под предлогом войны — а тут нехорошо получилось.
  • В целом не принято в британской культуре углубляться в темы того, как именно было добыто имперское богатство и господство старушки Англии над морями-океанами, и что именно вытворялось её колониальными войсками. Так было не всегда, но даже во время расцвета империи излишне разбирать подробности не любили, а после заката оной авторы-имперцы минувшей эпохи стали всё больше подвергаться политико-идеологическому порицанию и выталкиванию из дискурса, вплоть до «моральной» цензуры. В лучшем случае даются общие аллюзии или называются места, где персонажи (или авторы) отметились, а дальнейшая детализация уже считается «неуместной». При этом запрет этот скорее культурный и общественно-политический — намеренное академическое изучение этих тем не возбраняется, просто очень не любят «при вежливой компании» вспоминать о специфике тактики предков.
    • Это где? В Британии сейчас очень и очень комильфо критика колониального прошлого.
    • В более широком смысле, это относится ко всем империям во всем времена. Они приносят своё понятие порядка и законности и это, как правило, сопровождается чудовищными зверствами. В том-то и загвоздка переоценки исторических деятелей. Да, Колумб первым (в своём веке) доплыл до Нового Света. Но и рубить руки детям за недостаточную добычу золота велел тоже он. Ещё Тацит писал о римских легионах: «Они творят опустошение, а называют его — мир.»

Германия[править]

  • В Германии можно использовать страшную болезнь, которой она переболела, в художественных целях. Но должны выполняться основные условия — явно негативное к нему отношение и запрет отрицания Холокоста, а соответствующая символика может демонстрироваться только в сатирическом ключе. В видеоиграх с 2018 г. в принципе допускается использование символики (ранее символы заменялись нейтральными).
    • Однако в одной из самых популярных газет Die Welt («Мир») регулярно появляются статьи, пересматривающие крупные битвы Великой Отечественной войны. Например, в одной из них сказано, что в ходе Курской битвы немцы (нет, не фашисты и не нацисты — такое слово в этой газете под негласным запретом) потеряли всего 2 танка — что является наглой ложью. Таким образом, нынешнее правительство ФРГ лишь на словах следует прежней линии, а на деле уже старается переделать историю.
      • Из-за особенностей подсчёта потерь Вермахтом — чистейшая правда. Если машину можно восстановить (пусть и нужен капитальный ремонт, сравнимый по затратам усилий с постройкой нового танка), она не потеряна
        • Даже несмотря на то, что Маусы в Кубинке де-юре до сих пор являются частью танковых войск Германии, такая цифра — это всё же наглая ложь, даже по немецкой методе потерь было больше.
    • В Австрии запреты чуть мягче. Пример — постановка «Звуки Музыки» Salzburg Landstheater, в финале массовка в «форме, напоминающей нацистскую» стоит по галереям зала, а луна в момент бегства семьи Траппов подсвечена свастикой в мрачных серых оттенках.
      • Заметим: когда делали фильм «Звуки Музыки», власти того же Зальцбурга попытались запретить режиссёру снимать сцену радостного приёма немецких «присоединяющих» войск в австрийском городе. «Ах так?», спросил режиссёр. «Ну ладно, ребята, без проблем. Я просто вставлю в фильм настоящую, документальную кинохронику того, как ваши деды вот в этом городе их встречали. Хотите?» Городские власти подумали и поняли что… нет, не хотят. Сцену сняли.
  • После ПМВ кровавой раной для Германии был Версальский мирный договор. Реваншистские настроения были настолько сильны, что идеи «победить миром» или «худой мир лучше доброй войны» отклика не находили. Это дало Гитлеру возможность построить Третий Рейх и развязать новую войну.
  • В современной Германии (и в ФРГ, в отличие от ГДР, до объединения) не приветствуются любые произведения искусства, направленные на формирование в народе национальной гордости, особенно в имперско-милитаристском ключе и применительно к истории страны до 1945. Экономическими достижениями при Аденауэре и после него гордиться можно, всякими кайзерами, Гогенштауфенами и военными победами — нет.
    • Нет, всё же это скорее касается Третьего рейха и шовинизма, но не Второго Рейха и обычного патриотизма. Сами немцы считают, что Гитлер — это идиот, который своими действиями подарил им много мёртвых соотечественников, разрушенную промышленность, поделенную на части страну, тем не менее многие из них очень гордятся Германской Империей, считая это здравым патриотизмом и злобно смотрят на тех, кто любит кое-какого психопата из 1930-х.
    • К тому же, правительство организовывает поездки германцев на могилы солдат тех войн, что возможно о чём-нибудь да говорит.
  • Проблемы германского единства тоже лучше обсуждать с осторожностью: даже спустя 30 лет восток Германии заметно отстаёт от запада в экономическом плане вопреки всем пакетам по выравниванию уровня жизни, и продолжается устойчивый отток населения, а с недавнего времени на осси ещё и стали косо поглядывать из-за популярности в тамошних краях правых популистов. При этом скучающим по ГДР сложно открыто выражать свою Ostalgie, поскольку достижения социализма в общепринятой риторике почти всегда перечёркиваются страшным словом Unrechtsstaat («неправовое государство»)[1].

Израиль и еврейская диаспора[править]

  • «Способ казался соблазнительным в своей простоте: надеть шланг на выхлопную трубу и вставить в нору вредителя. Но есть вещи, которые еврей не должен делать…» — Меир Шалев, «Мой дикий сад», глава «Слепыш».
  • Отношение к классической немецкой культуре XIX — начала XX века остаётся, мягко говоря, прохладным. Особенно это касается Рихарда Вагнера, творчество которого находится под негласным табу.
    • Это касается исключительно Вагнера, причём не из-за музыки, а из-за публицистики. К Бетховену, Брамсу, Баху, Шуманну и прочим немцам 19 века относятся спокойно. Любители классики слушают, а малолетки считают тягомотиной.
  • А две тысячи лет назад ещё одна рана привела к появлению в храме Иерусалима тех самых менял, чьи столы потом опрокидывал Иисус. Римляне навязали иудеям свои деньги, на которых был изображён император, претендовавший на божественный статус. Разумеется, и речи быть не могло, чтобы такие деньги вносить в храм Яхве. Таким образом и возникло некое соглашение о двух валютах — денарии и шекеле.

Канада[править]

  • Депортация французов и франкоканадцев из колонии Акадия — территории нынешних провинций Нью-Брансуик, Новая Шотландия и Остров принца Эдуарда — после Семилетней войны в 1755-63 гг. Многие историки прямо называют депортацию геноцидом, потому что три четверти франкоязычных акадцев либо были убиты, либо погибли во время депортации в трюмах кораблей, где их везли неделями без еды и воды. Заодно под раздачу попали и индейские племена, воевавшие на стороне французов. Небольшой части акадцев как раз удалось бежать в Квебек и там спастись, хотя и среди них многие не перенесли тяжёлой дороги.
  • Ещё одна депортация произошла в 1950-х, когда канадское правительство насильственно переселило множество эскимосских семей за Полярный круг, чтобы застолбить безлюдные северные территории. Многие переселенцы погибли, столкнувшись с экстремальными погодными условиями и не сумев воссоединиться со своими родственниками; в целом власти Канады с эскимосами не церемонились и в ходе наступления рыночной экономики, всеобщего образования и иных благ цивилизации их традиционный образ жизни практически распался, из-за чего среди них крайне распространены самоубийства и алкоголизм. Инуитам принесли официальные извинения и начали выплачивать компенсации лишь в 2010-х.
  • А еще тут были сироты Дюплесси, про которых канадцы оч-чень не любят вспоминать…
  • Школы-интернаты для детей индейцев, где их воспитывали в духе европейской культуры, неспроста оказались ещё и массовыми захоронениями… При этом последняя такая школа закрылась только в 90-е, и сразу же начались расследования, выявившие массу свидетельств жесткого обращения и сексуального насилия над детьми. Однако теперь эта тема открыта, а жертвы получают компенсации.

Постсоветское пространство[править]

  • Украина:
    • Период Руины. Тридцать лет гражданских войн в XVII веке, по результатам которых казаки ослабли и потеряли субъектность. Чтоб вы могли оценить глубину этой кровавой раны: после Руины пласт древнерусских былин и прочих артефактов Киевской Руси из культуры исчез вообще. Начисто. Полностью был вытеснен фольклором эпохи козаков.
    • Первая мировая война и Украинская Революция 1917—1921. После трёх лет кровопролитной бойни (в которой украинцы участвовали с обеих сторон) Украина довольно внезапно получила независимость и безуспешно пыталась её отстоять, несколько раз сменив форму правления и политическую направленность, а также пережив несколько десятков иностранных вторжений и дюжину внутренних конфликтов.
    • Во времена советской Украины произошли крайне трагичные события для страны:
      • «Голодомор». Голод, от которого также пострадала не только Украина, но также Казахстан, Кубань и Поволжье. Причины явления были чисто климатическими: ещё больше пострадала Польша, где коммунистов в гробу видели, но украинцев это не колышет.
      • Депортация крымских татар. Притеснения, сопровождавшиеся массовой эмиграцией татар в Османскую Империю, начались в XVIII и продолжались весь XIX век, но после 1944 татар в Крыму почти не осталось. Впрочем, учитывая, сколько крымских татар переметнулось на сторону Гитлера в Великую Отечественную, депортация выглядит немного предсказуемой.
      • Операция «Висла», в результате которой все украинцы Польши были депортированы в УРСР, а все украинские поляки из западных областей — в Польшу.
    • Авария на Чернобыльской АЭС, превратившая целые районы Украины и Беларуси в малопригодные для жизни, подпортившая экологию огромных пространств Восточной и Северной Европы и изрядно запятнавшая репутацию атомной энергетики, которая раньше считалась самой чистой и безопасной.
  • Беларусь:
    • Хатыньская резня — самое известное преступление на восточном фронте, тогда людей нацисты сожгли заживо.
    • Да и ВМВ вообще. Восточная Европа больше всего пострадала от Второй мировой войны, а Беларусь, где погиб примерно каждый третий, пострадала больше всех в Восточной Европе…
  • Армения. Во время Первой мировой войны власти Османской Империи устроили «окончательное решение армянского вопроса»[2]. Сотни тысяч армян (составлявших в империи средний класс и интеллигенцию) погибли в ходе депортаций и карательных акций, а миллионы остались разбросаны по миру.
  • Казахстан — вторжения джунгар, начиная с 1643. В культуре их называют не иначе, как «Бедствие»: множество погибших, огромные территории были утеряны, а ради спасения казахам пришлось стать вассалами Российской Империи.

Центральная и Восточная Европа[править]

Общее[править]

  • Средневековая политика Германии по расширению своего влияния на Восток, воспринимается историографией большинства стран отрицательно. Из-за того, что эта политика привела к исчезновению целых народов, а покорённым впоследствии придётся бороться за своë существование. В то время, как в самой Германии до сих пор эта политика воспринимается скорее положительно.
  • Для всех балканских стран, нахождение в Османской империи до сих пор причина плохих отношений с Турцией. В болгарской историографии это время даже называют игом. А в случае с освободительным движением происходит обратное, 19 век овеян романтическими мифами.
  • На теле Восточной Европы надолго останется большим шрамом Вторая мировая война, из-за:
    • Началась война благодаря несовместимой с жизнью алчности: Болгария не поделила с Сербией Македонию, а Чехия и Польша Тешино. В итоге Польша участвует в Мюнхенском сговоре, позже сама будет съедена, а Болгария оказывается на стороне Оси.
    • Коллаборационисты, в виде всяких националистов и просто предателей. Не просто рана, а гнойник из-за которого, вспыхивают этнические конфликты до сих пор.
    • План ост. О том, что Гитлер хотел уничтожить любую славянскую культуру, через ассимиляцию или уничтожение не говорят даже в школе. Во-первых, больно осознавать, что советских граждан погибло больше чем евреев, а в сумме славянские народы понесли от 10 до 30 миллионов жертв, правда не в концлагерях, а от голода и простой резни. А, во-вторых, диссонанс от того, что народы приговорённые на смерть смогли победить Гитлера.
    • То, что было потом, а именно депортация немецкого населения, сопровождавшаяся погромами в Чехии и Польше. Самая тёмная тема, которая в искусстве никак не освещена (за единственным исключением: во «Владычице Озера» Анджея Сапковского есть аллюзия именно на это). Для немцев рана до сих пор кровоточит, а для некоторых славян справедливое наказание и гарантия безопасности их государств.
  • Довольно неоднозначно относятся к политике Тито, с одной стороны Балканы впервые зажили без иноземного управления относительно спокойно. А с другой стороны у Тито был какой-то нездоровый фетиш на национальные меньшинства, ладно бы провести федерализацию, но запрет возвращение сербов в Косово и политика македонизма до сих пор осуждаются.
  • Во многих странах Центральной и Восточной Европы, входивших в состав Организации Варшавского договора, а также в Балтийских государствах лучше не заикаться про такие тропы как Светлое советское прошлое и Товарищ-коммунист. Кое-где это даже запрещено законодательно. С прикрученным фитильком, так как данный эффект в Восточной Европе является скорее следствием политической позиции руководства тех или иных стран, а не частью культурного кода.
  • Такой свежей раной являются косовская война и последовавшая за ней бомбардировка Югославии 1999. Почему только эта война среди всех югославских? Во-первых бомбардировка стала общеславянским унижением, после неë возродилось панславянское общественное движение. И даже самые прозападные не осмеливаются оправдывать это преступление, если они не работают на англоязычную публику, на Родине неприятности обеспечены. Во-вторых, межславянские конфликты воспринимаются как внутрисемейные, и сейчас на Балканах и по всей сети спокойно шутят про национализм и братскую «любовь». Албанцы в этих конфликтах третьи лишние, которые вынесли ссор из избы и угрожали независимости соседям. На их сторону ни в коем случае нельзя вставать, хотя в просербской России спокойно смотрят на сторонников хорватов или бошняков. В-третьих, правительства пособничали американцам: Польша и Чехия молчаливо одобрили операцию, Болгария оставила открытым небо для натовских лётчиков, а Россия до этого поддержала санкции. В итоге сербы без защиты. Но это не конец, произошёл дальнейшей раскол Косово признали независимым: сначала Польша, потом Чехия, почти все кроме Боснии, России, Беларуси, Украины и Словакии. По мнению простых граждан Косово является сербским. Это признание среди простых граждан воспринято, как предательство и подхалимство. Правда не везде, а среди тех кто не участвовал в войнах. В Чехии и России просербские настроения самые сильные, остальные просто сочувствуют. А в-четвёртых, во времена ОВД восточноевропейские страны варились в собственном соку, Албания была под собственным железным занавесом, то есть сербы успели обрести кровно-родственные связи с другими восточноевропейскими странами или обрасти дружескими узами. На стороне сербов человеческое сочувствие, а у албанцев американская пропаганда. Которой не поверили из-за наличия друга серба/родственника, знакомого беженца. Албанцы, даже бежав в Европу, не смогли вызвать к себе сочувствие, так как начали появляться албанские ОПГ.

По странам[править]

Страны с запада на восток.

  • Чехия — у страны замков таких ран много:
    • Чехи и словаки не любят вспоминать приход венгров в Европу, из-за чего их Великая Моравия рухнула, а когда-то единый народ распался.
    • Гибель короля Оттокара в битве с Альбертом Габсбургом, положившая навсегда конец гегемонии Чешского королевства и начало восхождению Австрии.
    • Мюнхенский сговор 1938 и дальнейшее раздельное существование Словаки и Протектората Богемии. Во-первых, у чехов отняли независимость и чехословацкую мечту. Во-вторых, в протекторате проводилась жёсткая репрессивная политика. В-третьих, чехи выбрали пассивное сопротивление, а не открытую партизаншину из-за чего соседи над ними посмеиваются.
    • Раз упомянули депортацию судетских немцев, упомянем и причину такой жестокости. Лидице и Лежаки в Чехии синонимом Хатыни, две деревни вырезанные под корень из-за подозрений в связях с партизанами. Произошло это как раз незадолго до освобождения, что помогло достичь пика в чешско-немецких отношениях и привело к резне.
    • Пражская весна-1968 и ее подавление советскими войсками.
    • Распад Чехословакии.
    • Поддержка президентом-героем революции Вацлавом Гавелом бомбардировок Югославии, см. общее.
  • Венгрия:
    • Битва при Могаче, в которой последний венгерский король сложил голову в битве с турками и отдал страну в руки чужеземным Габсбургам.
    • Также Трианонский договор 1920 года, по которому у исторической Венгрии забрали 2/3 территории, включая выход к морю. Стикеры и сувениры со старой картой Венгрии до сих пор популярны.
    • Сюда же и участие на стороне Оси и преступления в СССР. Молодые мадьяры искренне недоумевают, когда находят могилы своих дедушек на кладбище для немецких солдат, а не среди сопротивления. В Румынии аналогично, ещё и отбеливанием историографии.
    • Свержение режима Имре Надя в 1956. Буквально кровавой раной остался облетевший весь мир фотоснимок венгерского игрока поло с рассеченной бровью — т. н. «Кровь в бассейне» на матче в водное поло СССР-Венгрия сразу после ввода советских войск.
  • Сербия:
    • Косово, где в 1389 г. произошла знаменитая битва на Косовом поле, где сербы сумели убить самого султана, но и их князь пал в бою и они вынуждены были присягнуть туркам на верность. Эх, не везёт странам региона на выживаемость правителей в знаковых средневековых боях…
    • Сербы любят брататься с русскими, а вот чего они не скажут, так это потому почему Болгария воевала на стороне врагов России. Сразу после получения независимости сербы на Македонию облизались, предав болгар. Тема балканских войн вызывает на Балканах жопоболи посерьёзнее югославских, потому что тогда произошли первые предательства.
    • Сербо-хорватский конфликт. Нацисты великолепно использовали политику разделяй и властвуй. Хорваты были недовольны своим положением в Югославии и политикой югославизации славянских народов, под которой скрывалась скрытая сербизация. Такое положение дел привело к появлению печально известных усташей-коллаборационистов. Усташи проводили политику хорватизации сербов через католизацию и геноцид. Сербы в долгу не остались и также резали хорватов. Так продолжалось до появления красных партизан. Этот эпизод истории впоследствии приведёт к югославским войнам.
  • Болгария:
    • Вторая мировая война, когда болгарские войска захватили Македонию. Тогда было совершено несколько военных преступлений в отношении сербов, но о них приятно молчать. Впрочем из всех стран Оси Болгария замаралась меньше всех.
    • Болгарские националисты любят припоминать сербам политику македонизации, якобы таким образом отделили этнических болгар. В свою очередь такие нападки не нравятся македонцами, ведь они считают себя отдельным народом.
    • Политика возражения или поболгаривания при БНР, окончившаяся безуспешно, зато давшая компромат на БКП.


США[править]

  • Как минимум из кинематографа тщательно удаляется всё, что напоминает о теракте 11 сентября, будь то вертолёт, подвешенный между башнями-близнецами в «Человеке-пауке» 2002 года или сцена разрушения небоскрёбов осколками Луны в «Машине времени» того же самого. Впрочем, в той же «Грани» был альтернативный мир с сохранившимися башнями ВТЦ, и его уже не цензурировали.
    • В первые после события годы бытовало стремление вымарать всё, не только непреднамеренно напоминающее о нём, но и даже теоретически способное это сделать, в особенности в играх. Ходили даже слухи о том, что в GTA 3 (которая была сделана незадолго до теракта, а выпущена вскоре после него) есть только «курица с плоскостями»-Додо (легкомоторник с нарочно обрезанными крыльями), а возможности поуправлять полноценным самолётом нет, именно потому, что не хотели дать игроку повторить «подвиг» тарана небоскрёбов косплеящего Нью-Йорк города игры; тем не менее, куда более логичное обоснование — новизна и примитивность трёхмерного движка и поэтому очень ограниченный размер карты (традиционно для времени скрытой за плотным туманом), который нормальный самолёт сделал бы очевидным. Однако поправки в игру из-за 11 сентября всё же внесли: был вырезан смищной террорист с заданиями соответствующей тематики, а крупные самолёты в аэропорту получили неуязвимость и невзрываемость именно для отвода даже отдалённых ассоциаций. Особо упоротые борцы за невозможность проведения параллелей даже поднимали тему ограничения доступа или запрета бывших в ранние 2000-е узкопопулярной новинкой «симуляторов полёта над реальными локациями» посредством Google Earth или в непосредственно flight simах, аргументируя цензуру идеей «это могут использовать террористы как тренировку для новых терактов!», однако вскоре тема сошла на нет.
      • Тем не менее, в Deus Ex башни-близнецы никто не убирал. К 2003 году безумство цензоров сошло на нет, поэтому в GTA Vice City уже есть вертолёты. А уже в San Andreas авиапарк весьма разнообразный. Более того: из ангара в аэропорту Лас-Вентураса можно угнать гигантский аэробус… и да, эффектно убиться на нём об любой подвернувшийся небоскрёб. Лос-Анджелес — не Нью-Йорк, его не жалко.
      • Правда, в Помни Меня (2010) это событие стало завершающей сюжетной аркой, разве что прямо в кадр процесс не попал
    • Тем не менее, никто и не думал запрещать Microsoft Flight Simulator — а именно в нем есть весь необходимый тренирующемуся террористу набор.
  • В массовой культуре США неприемлемо упоминание геноцида индейцев. Сам факт массового уничтожения индейских племен не отрицается, но в официальном культурном поле преподносится как трагическое столкновение двух цивилизаций, а не истребление одной нации другой. Поэтому, кстати, «плохие индейцы» в современной американской культуре — отнюдь не редкость.
    • Вестерны «классической» эры (не путать со «спагетти-вестернами», которые вообще-то во многом задуманы как их пародия, но которые сейчас воспринимаются как визитная карточка жанра), с их частым позиционированием индейцев как злобных орков-дикарей и белых колонистов как их невинных жертв, в современной американской культуре 2020х фактически табуированы на том же уровне, как фильмы нацистского периода в Германии.
    • Современные индейцы в фильмах из США почти всегда — смешные дураки. Смейся, тебе говорят, ведь индейцы — это смешно! См., например, сериал «Несгибаемая Кимми Шмидт» от Netflix.
      • Сериал «Йеллоустон» радикально несогласен с предыдущей правкой.
  • Весьма болезненной темой в современных США является рабство. Любое оправдание рабовладения или попытка показать негров-рабов плохими — неприемлемы ни в каком виде. А уж за употребление слова «nigger» белым человеком (даже случайное!) там могут либо потащить в суд (если услышавшие — белые или культурные чёрные), либо (если это парни из гетто) избить, а в отдельных местах — и убить. Отрицательный персонаж-негр — чрезвычайно рискованное решение. Более-менее такое допустимо только в случае, если протагонист тоже негр, или в сеттинге из серии «все плохие».
    • Болезненно относятся к романтизации довоенного Юга и к такому жанру, как Blackface.
    • Традиционное для США в вопросах борьбы за морально-идеологическую чистоту перегибание палки к началу 2020-х вывело ситуацию в нездоровый экстрим: недоброжелатели вполне могут усмотреть «блэкфейс» в обычном загаре (особенно искуственном-«жидком») и даже в элементах одежды или лексикона, считающихся характерными для «чёрных» субкультур, если используются не-неграми, в т. ч. в сценических или любимых американцами халловинских костюмах или косплее. Также крайне широкое распространение получила близко родственная идея «культурной аппроприации», то есть неприемлемости использования какой-либо атрибутики считающихся «няшными» народов и культур (преимущественно негритянских, южноамериканских и южно- и восточно-азиатских) представителями «не-няшных», обычно белокожих (к примеру, белая певица в японском костюме для тематического клипа или восточно-азиат, любящий атрибуты чёрного гангста-рэпа). Борцуны за идею стали на полном серьёзе под угрозой гражданской казни запрещать косплейщикам примеривать образы персонажей рас и культур, отличных от их родных, а актёрам — играть или даже озвучивать таковых… хотя претензии к расово-культурным изменениям формата «был белый/азиат, стал чёрный» обычно не возникают.
  • Война во Вьетнаме — как ни странно, противоположный случай: да, это была ужасающая кровавая рана самолюбию американцев. Но в отличие от рабства и арабов, на эту тему рефлексии полным-полно, как и на тему войны в Ираке и в Афганистане.
    • Практически запрещено хорошее отношение к северным вьетнамцам и вьетконговцам в этой войне. Американцы охотно признаЮт, что перегибали палку в методах войны (хотя обычно стремятся занизить число жертв среди мирных жителей, а также упорно стараются называть напалм и агент Оранж «средством уничтожения зарослей джунглей», а не средством уничтожения людей), но по-прежнему уверены в том, что были правы в той войне. Осуждаются отдельные люди, но не вся система.
  • Конфедерация, Гражданская война и рабовладение. Примерно до 2010-х была аверсия: война рассматривалась как трагедия, но признавался героизм обеих сторон; потомки южан гордились своими предками (бунтари, сражались за право самим решать свою судьбу!), потомки северян — своими (патриоты, сражались за единство страны и против рабовладения!). Флаг конфедерации даже стал популярным атрибутом байкеров — а что, мятежники же! Но при Обаме, а особенно с расцветом движения Black Lives Matter (существует с 2013, если что), рана внезапно открылась вновь. Флаг конфедерации начали убирать отовсюду, запрещать его использование в официальных мероприятиях, а то и отказывать в обслуживании тем, кто носит такие нашивки. Памятники лидерам конфедерации, даже достойным, начали сносить. А в последние годы сносят даже памятники некоторым отцам-основателям, которых угораздило иметь рабов.
    • Что значит «угораздило»? Отец-основатель что, шёл, споткнулся, упал, потерял сознание, очнулся — бац, а у него раб? Нет, это были взрослые дяди, правоспособные и дееспособные, которые одной рукой писали воззвание о всеобщем равенстве, а другой держали рабов. Лицемеров не любят, даже если они давно умерли.

Япония[править]

  • Древнеяпонская летопись «Кодзики» и сборник древней поэзии «Манъёсю» беспощадно были выкинуты из школьной программы после Второй мировой. Потому что до войны, и чуть ли не с самой реставрации Мэйдзи, этими двумя памятниками литературы пользовались, чтобы насаждать идеологию национального превосходства японцев над всеми остальными нациями Востока. То есть, изучение этих двух памятников литературы сейчас не запрещено, но в рамках соответствующего университетского курса и по собственному желанию.
    • А вот изучение археологии до войны почти что было запретным. Почему? Да потому что археологические находки беспощадно свидетельствовали, что предки нынешних японцев в страну «понаехали», причем, о ужас, из Кореи! Зато сейчас археологию очень любят и всячески приветствуют. Теперь уже неважно, что коренные жители эпохи Дзёмон не были соплеменны этническим японцам — это все равно наша история, которую мы очень любим!
  • Бог из атомной бомбы — ни за что! Если её и покажут, то только в слезогонке типа «Босоногого Гэна». И уж точно хорошие ребята не используют её для решения проблем.
    • Иногда начинает походить на «всем персонажам исполнилось 15», например неатомный едрён-батон сюжетно идентичен атомному — та же Фрея из Code Geass.
    • Или без слезогонки — бомбы сбросили, а рядом с эпицентром завелись дайкайдзю какие-то. Первым напрашивается Годзилла (тогда он был плохой), хотя был и Франкенштейн (так звали именно монстра, но он пытался быть хорошим, насколько мог).
    • Или между делом (в научной фантастике или кайдзю-фильмах) кто-то из персонажей выскажется, что человечество должно отказаться от ядерного оружия, а другие персонажи с ним согласятся. Тем более, при таком разговоре любят вспомнить о непредсказуемых последствиях. И через раз, через два эти последствия безобразничают в трех кварталах от говорящих.
      • В Легенде о Героях Галактики троп отыгран субверсивно и очень смело. Плохие парни сбросили бомбу, хорошие этим воспользовались, но впоследствии им это аукнулось.
  • По понятным причинам не любят вспоминать, какие зверства японская армия творила в Китае и других оккупированных странах во время Второй мировой. Обычно вспоминают только конец войны, чтобы Япония выглядела не агрессором, а жертвой.
    • В данном случае табу не распространяется (или же действует слабее) на литературу. Другое дело, что такие произведения обычно мало известны за пределами Японии, а некоторые пишутся для узкого круга «своих» (Которые собственно это все и творили).
    • Хотя в аниме «Охоте на привидений» японская школьница открыто спрашивает китайца, не связано ли его не слишком дружелюбное отношение к ней именно с этими событиями в истории их народов. Да и в «Рыбе» кашу заварил неэтичный учёный, бывший член «отряда 731».
    • Особо показателен случай станций утешения, из-за которых японцы и пострадавшие от их действий народы бодаются уже не одно десятилетие. Первые настаивают, что там работали обыкновенные проститутки, вторые — что японцы угоняли их женщин в сексуальное рабство. Наиболее детально проблему освещают в Южной Корее. В японских учебниках истории по этому поводу, как правило, три строчки, и вспоминать, понятное дело, они это не любят. В 2015 году вроде как было достигнуто соглашение по поводу принесения официальных извинений Японией в адрес РК, но потом Сеул высказал неудовлетворённость формулировками, напротив японского посольства водрузили памятник «женщине утешения», и всё вернулось на круги своя.
  • Ещё одно наследие Второй мировой — оккупация страны армией США и фактический вассалитет — попадает в категорию где-то между культурной раной и политическим табу, ибо войска всё там же, США остаются «старшим братом», на которого положено равняться, а свою армию Японии формально иметь запрещено согласно написанной под прямую диктовку оккупационной администрации конституции. Своя армия за прошедшее время окольными путями всё же появилась под эвфемистичным названием «сил национальной самообороны», у которых труба куда ниже и дым куда жиже, чем некоторым хотелось бы, но вот если упоминания о «силах самообороны» (а иногда и их реклама) в японских культпродуктах встречаются, то про стоящую в Японии де-факто оккупационную группировку США вспоминать очень не любят и не рекомендуют. Даже общенациональное обсуждение вопроса — под негласным запретом, хотя с недовольными выходками гуляющих близ баз солдат гражданами, часто протестующими против произвола американцев, приходится мириться, а в случаях особых перегибов со стороны группировки войск вентиль могут и слегка приоткрыть.
    • Из редких исключений из правила стоит упомянуть первый выпуск серии про покемонов (и игры, и аниме-адаптацию), а именно — одного из местных боссов лиги лейтенанта Сёрджа, главного по электрическим монстрикам. Да, тут прямо не упоминается, каких войск этот блондинистый бугай в очень близко смахивающей на американскую форме лейтенант и что он в японской провинции Канто (в первом и ещё нескольких поколениях действие происходит в квази-реальной японской префектуре с упрощённо-условной игровой топографией) забыл, но отмечено, что он — урождённый американец, ветеран неназванной войны, где служил пилотом, и службу продолжает нести. Собственной армии неназванной страны действия при этом нигде и в помине нет. Вопрос, почему американский солдат имеет как место постоянной дислокации именно крупный портовый город в Японии, остаётся уже для игрока/зрителя.
    • Очень интересный факт представляет стык данного вопроса с вышеупомянутым вопросом о немирном атоме. Это может показаться удивительным ввиду одновременно масштаба события и очевидности участвующих сторон, но в Японии практически табу является упоминание того, что Хиросиму и Нагасаки в испытательные полигоны превратили именно американцы, дабы не напоминать населению о единосущности авторов столь знакового зверства и их нынешних «старших братьев и опекунов». Да, зажигательные бомбардировки основных японских популяционных центров, которые американцы тоже очень и очень любили, были часто даже более жуткими и смертоносными, нежели «полевые испытания» ядерного оружия на стране (и, что интересно, как раз упоминать сожжение американцами японских городов с указанием «авторства» сих «подвигов» столь жёсткого табу нет, хотя в полном согласии с материнским пунктом не приветствуется), но тут уже играет эпохальность события.
      • Доходит до курьёзов, граничащих чуть ли не с кощунством в собственный адрес и вывихом мозга: на траурных мероприятиях по случаю годовщин ядерных ударов даже в самых пространных речах об атомном кошмаре и ужасе массовой гибели гражданских никак и никогда не упоминается то, кто же эти удары нанёс, и уж тем более под каким предлогом, как будто это осталось неразгаданной тайной или было несчастным случаем. Педаль в пол — упорное неупоминание о том, кем были сброшены бомбы, и близость дат бомбардировок и вступления в войну против Японии СССР даже наталкивает некоторых ОЯШей на заключение о том, что атомное оружие против них применили именно советские войска, и если верить соответствующим опросам, перепроверять догадку впоследствии склонны не все.
        • Автор предыдущей правки не в курсе, что каждый японский школьник в обязательном порядке посещает Музей Мира в Хиросиме, где ему достаточно подробно рассказывают про это дело.
  • Наконец, эхо войны в японской культуре куда менее табуированно звучит в теме завоёванных с 1905-го, но потерянных в 1945-м гг. территориях. Это именно кровавая культурная рана, ибо все приобретения эпохи милитаризма, от которых Япония формально отреклась с капитуляцией, отдавались обратно с фигой в кармане, и даже усиленное насаждение пацифизма с подачи оккупационных сил положения не изменило; безоговорочно и исключительно своими японцы считают и все Курильские острова, и Сахалин (и там, и там появились только после русско-японской 1904-5 г., причём в случае Сахалина только на южной половине), и несколько мелких островов между собой и материком — на материковые же территории Китая и Кореи, хотя, уже не претендуют, но всё, что «в море», японцы упорно прописывают как японское. Зазорным упоминать эти претензии, в отличии от всех остальных культурных ран, не считается, и потому отсылки к этому в японской продукции встретить куда проще — от отмечающих эти территории как часть Японии географических карт анимешной версии Земли до укоров в адрес СССР/России от персонажей и включения Сахалина в одно из поколений тех же покемонов с картой по мотивам северной Японии; Сахалин там проходит под ироничным псевдонимом «Зона Битв», причём жители аналога Хоккайдо считают его частью своей страны, а вот жители «Зоны Битв» себя к ней не относят.
  • Четыре пальца — если японец облажался, то он мог принести извинения, отрезав себе палец (а если не хотел, то выпускал себе кишки). Таким образом, диснеевские мультики, в которых у Микки Мауса и компании по четыре пальца, наводят японцев на нехорошие мысли. Приходится перерисовывать.

Китай[править]

Руанда[править]

  • Из-за поддержки Францией осуществлявшего геноцид режима в Руанде правительство Кагаме старательно выдавливает французский язык (хотя как государственный он достался не от Франции, а от Бельгии) из всех сфер в пользу местного языка киньяруанда и английского — на котором изначально говорили только тутси, бежавшие в соседнюю англоязычную Уганду и вернувшиеся после победы РПФ. Более того, Руанда даже демонстративно вступила в пробританское Содружество Наций, хотя никогда не являлась частью британской колониальной империи.
    • В законодательстве современной Руанды существует уголовно наказуемое понятие «дивизионизма», который включает в себя не только hate speech в адрес любого народа страны, но и любое подчеркивание различий между тутси и хуту. В тяжелых случаях под дивизионизм могут подверстать само упоминание национальности в неоднозначном контексте, вроде акцентирования происхождения преступника или публичного политика.

Иран[править]

  • Арабское завоевание. Ну, и пусть оно было чёрт-те когда — на его упоминание не в ключе «…а потом мы объединились и прогнали проклятых захватчиков» реагируют очень болезненно. И не приведи Аллах назвать иранца арабом — они чистокровные персы, и точка. Для иранских зороастрийцев рана особенно кровавая: после завоевания и исламизации они из властелинов целой империи превратились в крохотное меньшинство.

Не из реальной жизни[править]

  • Звёздные войны — прежде всего, в Галактической Империи и в равняющихся на неё государственных образованиях (будь то Осколки Империи, Первый и Последний Орден) крайне негативно относятся к идеям лишнего упоминания, а тем более и восхваления джедаев. Да, историю многие жители ДДГ учат, и особенно эрудированные представители даже смогут отличить на голограммах ситха от джедая — но генералы Войн клонов были и остаются для проимперских граждан изменниками, жертвующими жизнями и благополучием триллионов ради оккультных целей. Сила и связанный с ней культ Светлой стороны остаются лишь «древней мифологией», в которой никто не желает разбираться, световой меч — эдакой бензопилой маньяков из прошлого, а миротворческие миссии — потворством разброду.
    • Напротив, в околореспубликанских идеологиях свастикой предстают основные геральдические символы Империи, личности Палпатина (даже в республиканский период), Вейдера (когда сенаторы Новой Республики узнали, что тот приходится отцом некоей представительнице Алдераана, её едва не посадили в тюрьму), Таркина (его образ в ДДГ прямо-таки геббельсовский), и прочее. Никакого восхваления имперской унификации, милитаризма, «порядка», красоты легионов штурмовиков, отряда императорской гвардии, СИДов, ничего из этого.
    • Для всех оккупированных Империей сепаратистских планет сабжем невольно стало прошлое в рядах самой КНС.
    • Раса никто тысячелетиями страдала из-за хаттов, так что это не просто кровавая рана, а незаживающий кровоточащий поток. «Мерзкие слизни», безусловно, стали частью культуры этой расы (как стали для России татаро-монголы и фашисты в произведениях об их периодах), но какого тропа можно ожидать от этноса, в котором «Хаттова смерть» (убийца хаттов, с доказательствами своего подвига) — почётный титул?
    • Для доживших до Битвы при Явине клонов таковой стал Приказ 66
    • Мандалорский «Дозор смерти» и его ответвления поочерёдно не любят вспоминать унизительные поражения от рук джедаев, пацифистский режим Сатин Крайз, правление Дарта Мола и расколы воинских организаций, приведшие к отказу от таких древних традиций, как постоянное ношение шлема перед чужаками.
  • Dragon Age — Сеттинг отличает сравнительно высокое, сравнимое с реальным миром, количество кровавых культурных ран у различных народов и фракций относительно друг друга.
    • Эльфы, бывшие когда-то единовластными хозяевами континента-места действия, на момент игр потеряли былое бессмертие и магическую мощь и являются копиркиными одновременно евреев, цыган и индейцев: городские эльфы проживают в гетто, ущемлены в правах и имеют натянутые отношения с людьми, а остальные ведут кочевой образ жизни в отдалённых и труднодоступных местах и приближаются к городам лишь изредка. Большинство эльфов в падении своей цивилизации винят людей, воспринимая их прибытие на континент как событие, мистическим образом начавшее высасывать их магию и жизненные силы, и припоминающее войны с ними, которые в итоге проиграли. Кочевые эльфы дополнительно имеют основание не любить людей за то, что им так и не дали полноценную собственную «землю обетованную», которую им обещали по итогом местного аналога крестового похода.
    • Страна действия первой игры, косплеящая кельтов и коренных англичан, в недавнем прошлом была под властью соседей, усиленно косплеящих франков. Независимость ей была обретена после долгой и упорной вооружённой борьбы, и культурная рана ещё очень свежа. Это становится для сюжета одной из наиважнейших вводных, задаёт множество сюжетных линий и так или иначе определяет поведение большинства персонажей, в особенности связанных с местной знатью и межстрановыми сношениями, в т. ч. де-факто главного злодея.
    • Параллельно всему этому существует историческая культурная рана по теме магов и магии, а именно вопросов могущества магов и магократии. В местном аналоге Римской империи (а по совместительству ещё и средневековой Византии, «позднего восточного Рима») заправляют именно маги, а величайшие из них прямо ответственны за величайшее же кощунство и первородный грех местного псевдохристианства. Именно против магократии в сеттинге случился крестовый поход, и в итоге вне сохранившейся части империи всех способных к волшебству поставили под строгий контроль особой местной госбезопасности, собирая их в башни-концлагеря-шарашки и казня при малейшем подозрении в нечестивости. Маги, что логично, ситуации не рады, поэтому возник порочный круг пытающихся вырваться из пожизненного заключения сорвиголов и упоротых храмовников-смотрителей, воспринимающих это неповиновение как повод выкашивать всех способных к магии при рождении. Во второй игре постепенно становится главным стержнем конфликта, к её концу разгорается на полную и провоцирует местную Тридцатилетнюю войну.
    • Город-место действия второй игры был когда-то главным центром работорговли империи, прямо связанным и с массовым переводов жизней рабов в ману для имперских мегаколдунов. На момент игры это уже вольный город-порт, но о былом «величии» кричит и местная антично-злодейская архитектура, и множество оставшихся из прошлого неприятных следов разной степени опасности и мерзкости. Для местных прошлое города приятной темой не предстаёт никогда, даже при том, что они в целом вины за содеянное в нём не несут.
  • The Elder Scrolls — Талмор с его Великой войной. Он вызвал очень сильное недовольство у нордов из-за запрета на поклонение Талосу.
    • В свою очередь, для высших эльфов (из которых и вышел Талмор) раной является завоевание их страны Тайбером Септимом (канонизированным как Талос), в особенности — то как он это сделал. Небольшое отступление — Септим завоевал весь континент за пределами царства высших, но даже при подобном территориальном и ресурсном превосходстве на суше бои шли с переменным успехом, на воде эльфы и вовсе выигрывали. А потом Тайбер надыбал древнюю и абсолютно неуязвимую вундервафлю и натравил её на эльфов. Неудивительно, что поклонение «читеру» вызывает у них такую ненависть.
    • Айлейды у жителей Империи в ранние времена. То-то Алессия начала восстание людей. В первую очередь из-за того, что относились к ним как к животным и поэтому справедливо получили в ответ, но достаточное кол-во айлейдов всё равно сохранилось до тех пор, пока у людей националистические настроения не усилились.
      • Не лишним будет упомянуть, что «всё равно сохранившиеся» айлейды были вообще-то были союзниками восставших против даэдропоклонников-поработителей. В мирное время союзники стали не нужны + государственная идеология стала крайне антропоцентричной, и бывшие друзья отправились под нож, а конфликт задним числом переписали из «мы+хорошие эльфы» vs «плохие эльфы» на «хорошие мы» vs «поголовно плохие эльфы».
    • Данмеры сильно недолюбливают нордов, и норды — данмеров.
    • Фалмеры — аналог чертей в фольклоре нордов, виноватые во всем, от пропажи молока у коров до исчезновений путников на дорогах. Все это следствие кровавого конфликта атморанцев (предков нордов) с населявшими эти земли в далеком прошлом снежными эльфами. К сожалению, правда куда хуже фольклора — фалмеры действительно существуют, превратившиеся в злобных слепых людоедов, и похоже, что они атакуют жителей поверхности все активнее и со все большей координацией.
  • Вселенная «Ведьмака» — намеренная игра с тропом. Во вставках со сценами из будущего Нильфгаарда и отрывками трудов будущих нильфгаардских ученых демонстрируется, что поражение под Бренной, по официальной нильфгаардской версии, было следствием чего угодно: подлости нордлингов, плохой погоды, злосчастного стечения обстоятельств, но ни в коем случае не недочётов нильфгаардского командования и не превосходства нордлингов в чём-либо.
    • В самой книге на основные причины намеков предостаточно: из рук вон плохая работа разведки, слегка излишняя уверенность командования (наложившаяся на предыдущий пункт) — и слабая координация разных частей в двунадесятиязыкой империи, которая сделала невозможным оперативное разруливание сложившегося бардака. Все — проблемы сугубо внутренние.
  • Энн Маккефри — произведения из серий «Сага о живых кораблях» и «Таланты» происходят в той же вселенной, что и «Всадники Перна», но в приквелах о первых поселенцах на Перне говорится, что они — ветераны страшной войны землян с одним из видов инопланетян, которые были вынуждены переехать из-за тягостных воспоминаний. Ни один из персонажей-поселенцев не вспоминает, что именно происходило. В сериях о талантах и живых кораблях об этой войне тоже говорится обиняками.
  • Стюарт Слейд «The Big One» — «Предательство Галифакса» (сепаратный мир Великобритании и Третьего Рейха, заключенный пришедшим к власти Галифаксом) сперва уничтожил Британскую Империю, вызвав парад суверенитетов доминионов, а затем вышиб Великобританию на обочину мировой политики, закрепив за англичанами репутацию трусов и капитулянтов. На восстановление репутации ушли следующие полвека.

Примечания[править]

  1. «Таинственно покончившие с собой» лидеры RAF из «правовой» Западной Германии саркастично кивают с того света.
  2. Именно с такой формулировкой. Позже нацисты её позаимствовали