Каноническая сила

Материал из Posmotreli
Версия от 01:49, 10 апреля 2022; Кейн (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Q|pre=1|— Этого на самом деле не было! — Этого ''всего'' на самом деле не было.|«Симпсоны», 19 сезон, 7 серия}} Вы изучаете какое-либо произведение, натыкаетесь на какой-то эпизод и понимаете, что где-то раньше видели другую трактовку того же самого явления или...»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Этого на самом деле не было!

— Этого всего на самом деле не было.

»
— «Симпсоны», 19 сезон, 7 серия

Вы изучаете какое-либо произведение, натыкаетесь на какой-то эпизод и понимаете, что где-то раньше видели другую трактовку того же самого явления или события. Нет, это не троп врёт, как очевидец, обоим источникам можно и нужно доверять. Тогда возникает резонный вопрос: какую точку зрения считать верной?

Тут на помощь приходит Каноническая сила — аналог юридической силы, только иерархия выстраивается не из нормативно-правовых актов, а из канонических источников. Любому, кто хочет заниматься производным творчеством (от фанфиков и фанартов до сиквелов и высокобюджетных адаптаций), необходимо в этой иерархии разбираться, чтобы не получилось сюжетных дыр, разного рода непоняток или ереси.

Как это работает?

Сам принцип предельно прост — верным считается источник, имеющий бо́льшую каноническую силу. Что же касается создания самой иерархии, то, в первую очередь, необходимо установить подлинность источников. Фальшивки никакой канонической силы не имеют. Если подлинность подтверждена, то иерархия источников выстраивается по следующим принципам:

  • Высшую каноническую силу всегда имеет Слово Божие, если оно не является намеренной мистификацией или добросовестным заблуждением. Впрочем, сам автор может объявить, что его слова не имеют высшей канонической силы, и тогда про этот пункт можно спокойно забыть.
  • На втором месте обычно расположены произведения самого автора и указанная там информация.
  • Далее, как правило, идёт «Слово святого Павла», то есть комментарии лиц, имеющих некоторое отношение к созданию произведения, но не самое важное, либо знавших автора лично.
  • Затем, в большинстве случаев, — слово Данте в виде адаптаций и канонических иллюстраторов.
  • После всех официальных произведений следует та часть информации о нашей с вами реальной жизни, которая не была опровергнута в предыдущих пунктах. Однако если расхождение с реальной жизнью было дано без обоснований, оно считается ошибкой Божией.
  • И только в самом конце этой цепочки плетётся фанон (а иногда его нет вовсе).
  • Автор может объявить любой элемент иерархии неканоническим или превалирующим над другим. Соответственно, тогда каноническая сила того или иного источника возрастает, снижается или сводится на «нет».
  • Обычно приоритет отдаётся документальным источникам.
  • Если произведений (или, в случае со Словом Божием, комментариев) внутри каждой категории несколько, приоритет отдаётся более поздним (если не указано обратное). Касается в том числе и ретконов.
  • Оригинал имеет большую каноническую силу, чем перевод.
  • В источниках с несколькими вариантами средств восприятия приоритет отдаётся наиболее репрезентативным с точки зрения источниковедения: так, для фильма видеоряд важнее звуковой дорожки, а, например, для оперы — наоборот.
  • Для разных вселенных разная иерархия (например, миры кино- и комиксовой вселенных Marvel никак не связаны, а потому иерархии канонической силы у них разные).

Каноническая сила источников по отдельно взятым вселенным

Легендариум Толкина

  1. Официальные произведения на английском языке и личная переписка Профессора.
  2. В случае расхождений между произведениями предпочтение отдаётся более поздним, если они не противоречат общему канону вселенной (под закат жизни автора иногда начало заносить в сторону реткона).
  3. Слово святого Павла в лице Кристофера Толкина и его редакций[1].
  4. Та весьма незначительная часть законов и особенностей реального мира, которая не была опровергнута всем вышеперечисленным.

Артур и минипуты

  1. Более новое Слово Божие.
  2. Более старое Слово Божие.
  3. Видеоряд и художественные материалы документального фильма «Making-of Arthur et les Minimoys» («Артур и минипуты: фильм о фильме») и киноальбома «Art of Arthur et les Minimoys» («Артур и минипуты: рождение героев»).
  4. Видеоряд фильма «Arthur et la guerre des deux mondes» («Артур и война двух миров»).
  5. Видеоряд фильма «Arthur et la Vengeance de Maltazard» («Артур и месть Урдалака»..
  6. Видеоряд фильма «Arthur et les Minimoys» («Артур и минипуты»)
  7. Звуковые дорожки всех четырёх предыдущих пунктов в том же порядке (а в случае с киноальбомом — его текст).
  8. Текст книги «Arthur et la guerre des deux mondes» («Артур и война двух миров»)[2]
  9. Текст книги «Arthur et la Vengeance de Maltazard» («Артур и месть Урдалака»).
  10. Текст книги «Arthur et la Cité interdite» («Артур и Запретный Город»).
  11. Текст книги «Arthur et les Minimoys» («Артур и минипуты»).
  12. Контент игры «Arthur and the Vengeance of Maltazard» (по второму фильму серии).
  13. Контент игры Arthur and the Invisibles (по первому фильму серии).
  14. Информация о реальной жизни.

Сериал «Артур и минипуты» («Arthur et les Minimoys — The Series»)

Действие происходит в отдельной от фильмов вселенной, потому своя иерархия.

  1. Более новое Слово Божие.
  2. Более старое Слово Божие.
  3. Видеоряд телесериала «Arthur et les Minimoys: The Series».
  4. Звуковая дорожка телесериала «Arthur et les Minimoys: The Series».
  5. Информация о реальной жизни.
  6. Фанон.

Лавкрафтианские ужасы и Мифы Ктулху

Необозримый полигон расколов в фандоме, ибо даже само словосочетание «Мифы Ктулху», положа руку на сердце, является Орлангуром. Слово Божие здесь не рассматривается — Лавкрафт оставил тысячи писем, но о своей мифологии он в них преимущественно шутил, а не прояснял туманные нюансы.

  1. Сольные произведения самого Лавкрафта.
  2. Прижизненные произведения, написанные в соавторстве — в ряде случаев могут почитаться наравне с первым пунктом.
  3. Слово святого Павла в виде тех произведений друзей ГФЛ, на которые ссылался он сам, вводя их тем самым в свою мифологию (например, «Гончие Тиндалоса» Лонга или некоторые рассказы Кларка Эштона Смита).
  4. Главный пункт раскола — так называемое «посмертное соавторство», рассказы Дерлета, к которым тот приписал имя почившего мэтра. От самого Лавкрафта там зачастую одно название[3], однако многие принимают за чистую монету и причисляют к наивысшей канонической силе. Другие же клеймят Дерлета марателем канона, а его «Старших Богов» — несомненнейшим Орлангуром.
  5. Бесчисленные продолжения и вариации на тему от самого Дерлета и многих других, неисчислимых. По сути своей, фанфики, но многие пытаются выстроить иерархию каноничности и в их рядах.
  6. Слово Данте в виде бесчисленных экранизаций, настолок, компьютерных игр и прочего. Некоторые элементы оказываются крайне весомыми — например, весьма популяризирован вид Жёлтого Знака из одной настольной игры.[4]
  7. Реальная жизнь.
  8. Фанон - с фитильком: Лавкрафт много шутил и по поводу своей мифологии, и сверхъестественного ужаса в литературе в целом, а также подталкивал других писателей придумывать своих собственных Древних, чудовищ и тому подобные вещи, дабы традиция вирд-фикшена продолжала развиваться. Таким образом, последний пункт здесь парадоксально замыкается в кольцо с самым первым.

Warhammer 40000

  1. Слово Божие в лице комментариев от Games Workshop.
  2. Информация из правил настолки и кодексов (последние появились только с третьей редакции).
  3. Всё то, что называется бэком (Произведения Мэтта Варда обычно не в счёт).
  4. Реальная жизнь.
  5. Фанон.

Также есть споры относительно восьмой редакции. Серия Dawn of War для фанатов настольного вархаммера канонической силы не имеет

Звёздные войны

Особо тяжёлый случай, поскольку некогда самая большая и притом претендовавшая на относительное единство вселенная была де-факто расколота, после чего появилось два континуума: старый канон (он же Расширенная вселенная, ныне Легенды) и новый канон Диснея, у каждого из которых свои нюансы и проблемы.

С начала 2000-х была выстроена следующая иерархия:

  1. Слово Божие (нужно заметить, что Лукас РВ частью своей собственной вселенной не считал, подходя к первой скорее утилитарно).
  2. G-канон, канон Джорджа Лукаса — шесть эпизодов и не противоречащие им официально изданные удалённые сцены, а также замечания Лукаса, учтённые в новеллизациях и т.д. Переиздания фильмов имеют большую каноничность, чем ранее изданные версии.
  3. T-канон, телевизионный — мультсериал «Войны Клонов» Филони[5]. Когда ВК вышли и им присвоили каноничность выше, чем у привычных фанатам источников, негодование было неописуемо.
  4. C-канон, канон целостности — собственно, плоть и кровь Расширенной вселенной: основная часть книг, комиксов, игр и прочих материалов. Источники порой довольно серьёзно противоречили друг другу, имея одинаковый уровень каноничности.
  5. S-канон — вторичный канон, относящийся ко многой старой продукции вроде первых ЗВ-комиксов Марвел.
  6. N-канон — официальные неканоничные источники: пародии, альтернативы либо элементы, утратившие каноничность.

В 2014 году под лозунгом «Дисней придёт, порядок наведёт!» волевым решением старая иерархия была полностью разрушена. Теперь официально (пока что) существует лишь два уровня каноничности, за которыми следит Сюжетная группа:

  1. Канон — шесть эпизодов, «Войны Клонов» Филони и большая часть продукции, изданной после 25 апреля 2014 года, в том числе новые фильмы и мультсериалы. Обещали, что теперь канон наконец-то будет един без разных уровней и конфликтов каноничности. Однако после перезапуска некоторые новые материалы стали относить к Легендам (старой РВ), например, дополнения The Old Republic. И противоречия между каноничными источниками уже есть (хотя и признавалось, что они неизбежны), а к некоторым делаются замечания Сюжетной группы в духе «вы же понимаете, что это не совсем канон». Веб-манга по Оригинальной трилогии и вовсе не была отнесена ни к Легендам, ни к канону, ни даже к неканоничным материалам — было объяснено, что её каноничность находится в некоей «серой зоне».
  2. Неканон — сюда попали почти все материалы Расширенной вселенной (Легенды) и некоторые новые издания, а также LEGO-мультфильмы и т.п. LEGO-сериалы порой называют «парафразом канона» и говорят, что они представляют свой отдельный канон, но к основному всё равно не относят. На некоторые материалы не помещали плашку «Легенды», не включая их в новый канон: так стало со старыми новеллизациями эпизодов и с пересказами эпизодов в стиле Шекспира. А ведь есть ещё лицензированная национальная продукция по ЗВ: например, немецкие комиксы (в канон вроде как входят), японская постановка кабуки про Кайло Рена (очевидный неканон) и русский аудиспектакль по «Новой Надежде» (сценарий писался отдельно на основе новеллизации Фостера, которая в канон не входит).

В общем, пообещав навести порядок, новые правообладатели своей бравадой в чём-то сделали только хуже, запутав охочих до каноничности зрителей, читателей и геймеров. Сходу оценить каноничность новых материалов по ЗВ иногда невозможно, не сверившись со списком источников из той же Вукипедии (которая и сама не может быть абсолютно достоверна). Да и с выходом восьмого и девятого фильмов, у режиссёров которых были свои видения на развитие сюжета, по сути повторилась иерархия каноничности и фильмы опять наивысший канон, даже если они противоречат связанным либо предшествующим произведениям (к примеру По изначально был потомственным военным, ушедшим в Сопротивление из республиканского флота, а в девятом фильме из него контрабандиста спайса вылепили).

Примечания

  1. Кинотрилогии в этом списке нет и никогда не будет, ибо неканон
  2. один из тех случаев, когда книги имеют меньшую каноническую силу по сравнению с фильмами, потмоу что фильмы были сняты тем же человеком и позже книг, которые к тому же писались на основе набросков сценария.
  3. В рассказе «Ведьмин Лог» — буквально, кроме названия в записной книжке ГФЛ о нём особо ничего и не было.
  4. Притом что изначально Жёлтый Знак — придумка Чемберса, которую сперва Лавкрафт, а потом и его друзья утащили к себе.
  5. Есть ещё одноимённый мультсериал Геннди Тартаковского 2003 года — относился к C-канону и в новый канон не вошёл.

В эту статью можно и нужно добавить:

  • все произведения, имеющие большой фэндом (Гарри Поттер, Star Trek, ПЛиО, и так далее)
  • произведения, где канонические источники часто противоречат друг другу