Головоломка

Материал из Posmotrelisu
Головоломка (мультфильм)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Мы — чувства, и у нас есть люди. »
Мариано Рахой
Головоломка
Inside Out (poster).jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
КиностудияPixar
Режиссёр
  • Пит Доктер
  • Ронни дел Кармен
Автор сценария
  • Пит Доктер
  • Мег Лефов
  • Джош Кули
Когда вышел18 июня 2015 г.
Продолжительность94 минут
В главных ролях:
Эми ПолерРадость
Филлис СмитПечаль
Минди КалингБрезгливость
Льюис БлэкГнев
Билл ХейдерСтрах
Кейтлин ДиасРайли Андерсон

«Головоломка» (англ. Inside Out) — комедийно-драматический 3D-анимационный фильм студии Pixar. Выпущен Disney 18 июня 2015 г. Режиссёром выступил Пит Доктер («Корпорация монстров», «Вверх»), со-режиссёром — Ронни дел Кармен.

Для этой страницы есть Необузданные догадки.

Сюжет[править]

Фильм повествует об одиннадцатилетней девочке по имени Райли Андерсон и её пяти антропоморфных базовых эмоциях, которые контролируют всю её жизнь: Радости, Печали, Брезгливости, Гневе и Страхе. Эмоции живут в сознании девочки в мозговом центре, там же копятся все воспоминания девочки за день, которые позже отправляются в специальное хранилище.

Проблемы начинаются, когда семья Райли переезжает из штата Миннесота в Сан-Франциско, так что эмоции Райли помогают ей справиться с новыми трудностями и привыкнуть к изменившимся жизненным условиям. Радость, которая до этого отвечала за эмоции на протяжении всей жизни Райли, полна решимости сохранить Райли счастливой, но Печаль, которую вечно задвигают на второй план, тоже хочет найти свою цель как эмоции. Когда Печаль случайно превращает некоторые счастливые воспоминания Райли в грустные, между ней и Радостью разгорается конфликт, в результате которого две эмоции выпадают из мозгового центра в долгосрочную память девочки. Как следствие — два персонажа с абсолютно противоположными характерами вынуждены работать вместе, чтобы вернуться обратно.

Райли, лишившаяся двух важнейших эмоций, впадает в апатию, а в структуре её личности начинаются разрушительные изменения. Брезгливость, Гнев и Страх пытаются сохранить счастье девочки, но под их влиянием Райли не может справиться с трудными жизненными ситуациями, отдаляясь от своих родителей и друзей и забрасывая любимую игру в хоккей. В конце концов под влиянием Гнева Райли решает сбежать в родную Миннесоту.

Во время своего путешествия по сознанию Райли Радость и Печаль встречают розового котослонодельфина Бинго-Бонго, воображаемого друга Райли из раннего детства, которого она уже начала забывать. Тот соглашается им помочь. Вместе они проходят через абстрактное мышление, воображение, сны и подсознательные страхи. Всё это сопровождается разрушением почти всех островков личности Райли.

После очередной неудачи в попытках вернуться в мозговой центр Радость принимает отчаянную попытку прокатиться по трубе, по которым двигаются воспоминания, но в результате лишь оказывается с Бинго-Бонго в пропасти забвения, куда выбрасываются на уничтожение все воспоминания, утратившие со временем эмоциональную окраску. Радость окончательно теряет надежду и заливается слезами. Именно в этот момент её настигает прозрение, когда она видит воспоминание, в котором родители и друзья Райли под влиянием Печали стали подбадривать девочку после неудачной игры в хоккей. Радость наконец понимает, что Печаль тоже служит важной цели: утешать Райли, когда она эмоционально перегружена и нуждается в помощи. Радость и Бинго-Бонго используют ракетную вагонетку, чтобы выбраться из пропасти. После нескольких неудачных попыток Бинго-Бонго решает пожертвовать собой, чтобы спасти Радость.

Радость находит Печаль и вместе они достигают мозгового центра. Там Брезгливость, Гнев и Страх безнадёжно пытаются убрать навязчивую мысль из неработающей панели управления и вернуть Райли домой, пока она окончательно не покинула Сан-Франциско. К удивлению всех, Радость предоставляет панель управления Печали, передавая ей все сокровенные воспоминания девочки. Печаль без труда извлекает идею, восстанавливает консоль и побуждает Райли отказаться от побега. Райли возвращается к своим родителями, слёзно признаваясь им, что скучает по Миннесоте и старой жизни. Родители утешают дочь, говоря, что чувствуют то же, что и она.

Со временем жизнь Райли налаживается. За прошедший со времён событий мультфильма год Райли привыкла к новому дому, завела новых друзей и вернулась к своим старым увлечениям. Её личность также стала сложнее, а воспоминания из однозначно одноцветных превратились в разноцветные или с оттенками благодаря тому, что эмоции теперь работают в парах. В мозговом центре устанавливается новая панель, что связано со вступлением девочки в переходный возраст. На пульте управления появляются кнопки с ненормативной лексикой.

В конце фильма демонстрируются эмоции остальных людей, а также животных. Так, например, становится понятно, с чего это кошки вдруг ни с того ни сего подрываются и куда-то несутся не разбирая дороги.

В 2023 году вышел сиквел — «Головоломка-2» с пятью новыми эмоциями Райли (Тревожность, Зависть, Хандра, Стыд, Ностальгия) и с появлением в голове девочки самосознания.

Что тут есть?[править]

  • Головной симпозиум — весь мультфильм о нём.
  • Город Туманов — Райли переезжает в Сан-Франциско из Миннесоты. Эдакая диалектика Льда и Огня (Миннесота за лёд, Калифорния за огонь), призванная показать, что на новом месте для Райли всё не так. А вы думали, что нервный срыв у неё, с планами побега «домой», случился только на почве нелюбви к пицце с брокколи?
  • Дети ненавидят овощи — Райли ненавидит брокколи, как показано в сцене, где впервые появляется Брезгливость, которая спасает Райли от отравления. Позже поездка в пиццерию была испорчена, потому что оказалось, что в пиццерии есть только пицца с брокколи.
    • В разных странах наиболее нелюбимые детьми овощи различаются. В японской адаптации брокколи перерисовали на кусочки зелёного болгарского перца.
  • Квинтет — Радость (Герой), Печаль (Напарник), Страх (Умник), Гнев (Силач), Брезгливость (Девчонка).
  • Не любит обувь — Радость. Единственная необутая эмоция, причем с самого рождения Райли. Барефутеры ликуют. Впрочем, ноги у неё чисто условные, обуви на них нет, но и пальцев тоже. Сама Райли в наиболее радостные моменты своего детства тоже босиком.
  • Неудачная басня — на протяжении всего мультфильма Печаль только и делала, что создавала окружающим проблемы, причём совершенно намеренно, и ничего не делала для того, чтобы хоть что-то исправить (чего стоит сцена, когда Радость вынуждена тащить её по коридорам памяти!). И попытка авторов мультфильма показать, что, якобы «печаль тоже полезна, она помогает утешать» (хотя она способна была только сильнее подпортить настроение и вогнать в тоску), выглядит нелепой и очень глупой.
    • Извините, но кому и когда вредила Печаль? Всё время лезла за пульт в начале она потому, что это именно то, что было нужно Райли, как было показано в конце, а откровенная тиранния Радости лишь усложняла ей жизнь и истощала эмоциональный ресурс, что и привело к отказу систем в критически важный момент. Далее она отговаривала Радость от самоубийственных попыток вернуться любой ценой и подсказала единственную рабочую идею (которая в конце тоже вышла боком, но уже по вине трёх дебилов эмоций, оставшихся в головном отделе). В конце она опускает руки и уходит в глухой эскапизм только потому, что оказывается окончательно затравлена Радостью. По сути, Радость тут является злодеем-протагонистом, и именно от неё исходят все беды Райли и эмоций.
    • В принципе, тут палка о двух концах: порой выплакаться даже полезно, что как раз демонстрирует эпизод с расстроенным Бинго-Бонго.
    • Неудачность басни немного в другом: получается, что в мире мультфильма людьми управляют эмоции — и больше ничто? У них в головах нет ума, интеллекта, анализа — только пассивные реакции? И что сдерживать эмоции — это плохо, а правильно всё время находиться во власти радости/грусти/страха/гнева/отвращения? (На минуточку, четыре из пяти эмоций — отрицательные!) Опции «хладнокровно пораскинуть мозгами и выбрать решение не на эмоциях» нет совсем. Будь в «Головоломке», как в «Голове Германа», персонаж-«умник», отвечающий за холодный интеллект, получилось бы хоть какое-то равновесие.
      • К тому же под конец при отсутствии эмоций (то есть при пустом зале управления) Райли действует так, будто ею владеет гнев на родителей, а не безэмоциональное спокойствие. То есть басня противоречит сама себе: все неприятности на девочку обрушились из-за эмоций, и даже когда их нет, героиня действует так, будто они есть. А подумать холодной головой героиня, судя по всему, не способна.
  • Пять стадий принятия неизбежного — если сфокусироваться на Райли, а не на перипетиях её антропоморфных эмоций.
    • Отрицание: Райли отказывается принимать переезд родителей.
    • Гнев: Райли ссорится с родителями.
    • Торг: Райли приходит гениальная идея переехать в одиночку в Миннесоту, где ей было хорошо. Ну 11 лет девочке, чего вы хотите?
    • Депрессия: Райли осознаёт плачевность своего положения и крайне этим подавлена.
    • Принятие: Райли возвращается домой.
  • Расцвеченная команда — жёлтая Радость, синяя Печаль, зеленая Брезгливость, Красный Гнев и фиолетовый Страх.
  • Сбежать из дома — Райли почти сбегает из дома благодаря Гневу, который вложил в её голову идею, что все её проблемы будут решены, если она вернётся назад в Миннесоту. В конце концов Гнев понимает свою ошибку, но удалить идею не может. Лишь своевременное появление Печали, которая пробуждает в Райли чувство вины, спасает положение. К счастью, родители поняли положение дочери.
  • Тульпа — Бинго-Бонго, воображаемый друг из раннего детства Райли.
  • Упавшее мороженое — Райли роняла мороженое, будучи малышкой.

Что есть в сиквеле?[править]

  • Верная бензопила — один из работников разума, явившихся, чтобы разнести перестроить мозговой центр в связи с наступившим пубертатом, оснащён этим полезным инструментом.
  • Драка подушками — сотрудники Подушечного Бастиона, что расположен в Стране Воображения, по приказу Тревожности рисовали для Райли тревожные мысли о возможных неудачах. Когда же Радость уговорила работяг перестать подчиняться тирании Тревожности, те отпраздновали это, устроив массовую драку подушками.
  • Меч за спиной — Ланс Сабля (похожий на Клауда Страйфа персонаж компьютерной игры, в которого тайно влюблена Райли, а Брезгливость — явно), носит за спиной громадный меч, при необходимости извлекая его за кадром.
  • Молчаливый Боб — Стыд стыдливо помалкивал на протяжении почти всего мультфильма, и лишь в финале заговорил, доказав, что всё-таки не немой.
  • Открытый живот:
    • Слегка подросшая по сравнению с первой частью Райли примеряет перед зеркалом любимый джемпер и обнаруживает, что тот уже не закрывает её живот. Приходится перейти на одежду побольше.
    • Ланс Сабля будучи персонажем JRPG (ну или пародией на такового, если смотреть с точки зрения нашей реальности) может позволить себе нескромно приоткрытый живот.
  • Паранджа:
    • Среди девочек-хоккеисток, тусующихся с Вэл Ортиз, имеется практически бессловесная мусульманка в хиджабе.
    • Другую носительницу этого головного убора можно наблюдать в продемонстрированной Тревожностью проекции о том, что, потерпев неудачу в хоккейном лагере, Райли останется без друзей.
  • Перекати-смерть — см. пример тропа «Фиговая суперспособность» чуть ниже.
  • Постоянная шутка — ну не то чтобы прямо «постоянная», но два раза всё же повторилась. В мозговой центр входит старенькая-престаренькая бабулька Ностальгия и начинает ностальгировать по событию, которое произошло совсем недавно. Но другие эмоции спроваживают старушку, говоря, что её время ещё не пришло.
  • Фиговая суперспособность — она же коронная (и не исключено, что вообще единственная) атака Ланса Сабли. Ланс красиво взмахивает своим гигантским мечом, а затем… отбрасывает его, сворачивается в шар и очень медленно катится вперёд, не нанося при столкновении с противником никакого урона. Хотя о каком столкновении может идти речь, если от этого увернётся даже раненая улитка? Тем не менее один раз Сабля спас положение с помощью этой «суперспособности».