Великий мышиный сыщик

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «The Great Mouse Detective»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Великий мышиный сыщик
Great mouse detective.png
Общая информация
ЖанрПриключения
Комедия
Страна производства
  • США
Киностудия
  • Walt Disney Studios
РежиссёрРон Клементс, Барни Мэттисон, Дэвид Микенер, Джон Маскер
Автор сценарияПол Гальдоне, Вэнс Джерри, Джон Маскер
Когда вышел1986 г.
Продолжительность74 минуты
В главных ролях:
Барри ИнгемБэзил
Вэл БеттинДэвид Доусон
Сьюзан ПолатчекОливия Флавершем
Алан ЯнгМастер Флавершем
Винсент ПрайсРэтиган
Кэнди КандидоФиджет
Ева БреннерМышиная королева
Дайан ЧесниМиссис Джадсон

«Великий мышиный сыщик» (англ. «The Great Mouse Detective») — двадцать шестой полнометражный мультфильм студии «Disney», основанный на книгах писательницы Ив Тайтус (Ева Титус, Eve Titus) «Бэзил с Бейкер-стрит», выходивших с 1958 по 1982 годы, и более известный, чем книги. Главный герой и сеттинг в целом неприкрыто скопированы с Шерлока Холмса — разве что персонажами выступают не люди, а антропоморфные грызуны. Правда, в отличие от того же «Робин Гуда», здесь человекообразное зверье существует совместно с хомо сапиенсами, а те либо не замечают этого, либо не обращают внимания. Мультфильм по многим пунктам отличен от первоисточника, что, впрочем, пошло ему скорее на пользу.

Сюжет[править]

Действие происходит в викторианской Англии. Простого мастера-игрушечника Флавершема похищают, и его маленькая дочь Оливия отправляется на поиски знаменитого детектива Бэзила, лучшего сыщика в стране. На улицах её находит вернувшийся с войны доктор Дэвид Доусон, который по доброте душевной отводит девочку на Бейкер-стрит, где живёт великий сыщик. Бэзил быстро приходит к выводу, что за похищением стоит его заклятый враг профессор Рэтиган — самый опасный и могущественный криминальный гений Британии. В действительности Рэтиган желает использовать навыки Флавершема для убийства королевы и захвата власти в империи — и главным героям после этого не остаётся ничего другого, кроме как встать грудью на защиту отечества…

Персонажи[править]

  • Бэзил (отсылка к имени Бэзила Рэтбоуна, одного из наиболее известных киноактёров, игравших роль Холмса) — главный герой, титульный великий сыщик-мышь, играющий аналогичную роль детектива-консультанта в обществе лондонских мышей. Высокий и худой как спичка, крайне эксцентричный и нарциссичный, но при этом действительно гениальный. Любит притворятся козлом — в частности, не хотел сперва браться за дело Оливии, — однако сердце у него таки золотое, что не стесняются показывать зрителю. Живёт на Бейкер-стрит под домом настоящего ШХ и дружит с его бассет-хаундом Тоби, которого часто берёт с собой на дело.
  • Доктор Дэвид Доусонкопиркин доктора Ватсона, причём во всех смыслах: в начале фильма возвращается после войны в Афганистане[1] и является рассказчиком истории. К Бэзилу и его методам сперва относился с изрядным скепсисом, но затем проникся искренним уважением и решил стать его постоянным помощником. Как это принято в западных адаптациях, изображён старым толстяком, нередко создающим проблемы Холмсу-Бэзилу на ровном месте, но под конец фильма именно он спас жизнь себе и сыщику, выведя последнего из хандры.
  • Миссис Джадсон — квартирная хозяйка Бэзила, понятно на ком основанная. Добродушная, но боевитая старая мышь. Постоянно ругает Бэзила за его выходки и фокусы, вроде беготни с заряженным пистолетом в доме.
  • Оливия Флавершем — простая маленькая девочка, обратившаяся к Бэзилу ради спасения похищенного папы. Большую часть фильма провела в плену у Рэтигана, использовавшего её, чтобы заманить Бэзила в ловушку.
  • Флавершем-старший — мастер по изготовлению игрушек, которого в начале фильма похищает Фиджет. Его Рэтиган заставил изготовить механическую дистанционно управляемую копию королевы, чтобы с её помощью добиться власти. В конце фильма его освобождает Бэзил, и Флавершем помогает победить Рэтигана.
  • Профессор Рэтиган — главный антагонист и заклятый противник Бэзила, основанный на небезызвестном профессоре Мориарти. Глава мышиной мафии, криминальный гений, мечтающий захватить власть в мышиной империи, для чего решил использовать Флавершема. Является крупной крысой, но он ненавидит, когда ему напоминают о видовой принадлежности, и потому заставляет своих приспешников называть его «большой мышью»[2]. Изо всех сил ломает из себя интеллигентного и утонченного культурного злодея, но регулярно срывается на злобное рычание, а подштрафовавшихся подчинённых скармливает своей ручной кошке Фелиции.
  • Фиджетприхвостень Рэтигана, небольшая летучая мышь. Калека — вместо левой ноги деревяшка, а крыло сломано, из-за чего не может летать. Именно он по приказу Рэтигана похищает Флавершема и добывает запчасти для постройки робо-королевы. Основан сразу на трёх персонажах — Себастьяне Моране (помощнике Мориарти, выполнявшим для того самые опасные задания), Джонатане Смолле (беглом одноногом каторжнике) и Тамбе (низкорослом дикаре, помогавшем Смоллу).
  • Королева — правительница мышиной империи, копирующая королеву Викторию. Чуть не была свергнута и убита Рэтиганом, но её в последний момент спасли Бэзил и компания. За что, как сообщает газетный заголовок, она и вручила им щедрое вознаграждение.

Что тут есть[править]

  • А 220 не хочешь? — погоня за Фиджетом в магазине игрушек. Казалось бы, что искалеченный злодейский прихвостень может противопоставить главному герою, легендарному сыщику, основанному на самом Холмсе? А вот поди ж ты…
  • Ай, молодца, злодей! — убегая от Тоби, Фелиция забралась на ограду и перебралась на другую сторону. За оградой оказался королевский собачий питомник.
  • Бешеный гнев — реалистичный вариант: Рэтиган так разозлился на Фиджета, что его чуть не хватил удар.
  • Бронебойный вопрос — Бэзил и Доусон привязаны к хитроумной ловушке, которая должна убить их последовательно пятью разными способами. Бэзил, страдающий оттого, что его обвели вокруг пальца, своими причитаниями так достал Доусона, что тот взрывается: «Если вам жизнь не мила, так почему бы не спустить эту ловушку сейчас и не покончить с этим?» — чем подает идею Бэзилу спустить ловушку в так рассчитанный момент, что её компоненты взаимно уничтожатся и освободят героев.
  • Великолепный мерзавец — Рэтиган! Собственно, многие смотрят этот мультфильм именно ради него.
  • Воздушный шар — в финале герои спешно собирают воздушный шар для погони за злодеем, даже с двигателем. Бонус: поверхность летательного средства сделана из британского флага. Англия идет за тобой, Рэтиган!
  • Гиллигановский монтаж — «Ты абсолютно точно с нами не пойдёшь! Это решено!» — заявляет Бэзил Оливии, которая ну очень хочет пойти с ним и Доусоном искать Фиджета. А в следующей сцене…ну да, правильно, к Тоби они идут втроём.
  • Грызть реквизит — озвучивая Рэтигана, Винсент Прайс настолько вжился в роль, что начал ожесточённо жестикулировать и гримасничать. Многие движения и действия профессора аниматоры с самого Прайса и срисовали.
  • Дружественные фэндомы — с серией мультфильмов «Американская история».
  • Диснеевская смерть — Рэтиган падает с Биг-Бена. Аллюзия на главу «Последнее дело Холмса».
  • Жанровая смекалка — пленённый Бэзил называет Рэтигана крысой в надежде на то, что тот взбесится и затупит. Но профессор с видимым усилием таки перебарывает себя и оставляет недруга умирать в западне.
  • Закадровое гуро — растерзание Фелиции королевскими псами показано через её душераздирающие крики и взлетающие над оградой клочки шерсти.
  • Звериный сеттинг.
  • Злодейская песняThe World’s Greatest Criminal Mind.
    • И записанная специально для Бэзила «Goodbye so soon».
  • Злодейский аффект — в финале, увидев, что ненавистный сыщик уходит, Рэтиган в ярости бросается в погоню, опускаясь в процессе на четвереньки и теряя большую часть одежды из-за часовых механизмов Биг-Бена. И в финальном противостоянии на стрелках часов он буквально рвёт Бэзила когтями, точно дикий зверь.
  • Зловещая кошка — Фелиция, ручная кошка профессора Рэтигана. Причём кошка сама по себе нормального размера, но так как герои мультфильма — мыши, для них она большая страшная кошка.
  • И у злодея есть любимые — Рэтиган обожает Фелицию, несмотря на то, что является крысой.
  • Кабаре — во второй половине фильма Бэзил и Доусон навещают портовой кабаре-бар, замаскировавшись под пиратов. Там они в очередной раз сталкиваются с Фиджетом и выходят на тайное логово Рэтигана.
  • Казнь зверями — Рэтиган очень любит скармливать проштрафившихся подчинённых Фелиции.
  • Кнопка берсерка — главный антагонист терпеть не может, когда его называют крысой. Даром, что именно ею он и является по видовой принадлежности.
  • Концентратор ненавистиРэтиган, эталон сатирического изображения. Казалось, зрители должны ненавидеть монстра, который ради своей цели даже может попытаться убить ребёнка. Но зрители его обожают.
  • Крутой в дурацком колпаке — сам Бэзил, в полном соответствии с прототипом.
  • Кот злодея — кошка Рэтигана, которой он скармливает своих врагов.
  • Кабацкая драка — и тут без неё не обошлось.
  • Ликвидировать бедность — комический вариант: Рэтиган, как только заполучил высшую власть, решает ввести самые большие налоги для «паразитов»: стариков и детей.
  • Любимый фанский пейринг — фанаты до того обожают шипперить Бэзила с Рэтиганом, что некоторые особо неистовые даже искренне считают, что эти двое в прошлом были парой.
  • Мисс Фансервис — мыши-танцовщицы в портовом кабаре (или певицы в кабаке), на которых запал Доусон.
  • Моральный горизонт событий — главный злодей скормил подручного своей обожаемой кошке Фелиции только лишь за то, что тот по пьяни случайно назвал его крысой.
  • Нежданный любимец публики — мисс Китти Маус.
  • Нарцисс — Бэзил. Причём настолько, что когда Рэтиган с бандой осыпали его насмешками из-за того, что знаменитый сыщик попал в ловушку, он утратил волю к борьбе и погиб бы, кабы Доусон не привёл его в чувство.
  • Невысокий крутой инвалид — Фиджет же. Он ковыляет на деревяшке, не может летать, да ещё и ниже него только Оливия — однако, именно он выполняет специальные задания Рэтигана и выписал отменные двести двадцать тому же Бэзилу.
  • Ничего личного — примерно это говорит Рэтиган пленённому Доусону. Конкретно против доктора он ничего не имеет, просто тому не стоило дружить с его (Рэтигана) врагами.
  • Озвереть в адаптации — играется зигзагом, т.к. во вселенной мультфильма существует и оригинальный Шерлок-человек вместе с другими персонажами Дойла.
  • Однокрылый ангел — троп играется с натяжкой, поскольку Рэтиган ни в кого не превращается, но, увидев, что Бэзил вот-вот сбежит от него, настолько звереет, что полностью теряет остатки цивилизованности, становясь бешеной крысой. Благодаря толковому визуальному исполнению, эффект кабы не сильнее, чем от превращения человека в оборотня.
  • Одноногий крутойлетучая мышь Фиджет со сломанным крылом и деревяшкой вместо ноги. Несмотря на то, что при Рэтигане ведёт себя, как стереотипный тупой приспешник, объективно весьма крут — именно он, а не кто-нибудь поздоровее, выполняет особые поручения босса, и Бэзил во время стычки в магазине игрушек так и не смог поймать его.
  • Ошибка Ботвинника — её в финале совершает Рэтиган. Если бы он не потерял голову на радостях из-за победы над Бэзилом, то вполне мог бы убраться и выжить.
  • Пнуть собаку — главный антагонист делает это как минимум дважды: когда раздавливает куклу Флавершема и в конце, когда отбрасывает его дочь на бигбеновские шестерёнки, где её чуть не расплющило.
  • Пнуть сукиного сына — когда Фиджет предлагает выбросить Оливию за борт дирижабля, дабы уйти от погони, Рэтиган выкидывает его самого. Не умеющий летать Фиджет падает в реку и тонет.
    • Впрочем, в комиксе спин-оффе показано что он выжил и даже подружился с Оливией.
  • Показать через тень — так демонстрируется избиение мистера Флавершема Фиджетом и поедание провинившегося прихвостня Рэтигана Фелицией.
  • Получилось страшно — первое появление Фиджета даже иного взрослого может напугать, что уж о детях говорить?
  • Последний ход злодея — когда все планы Рэтигана провалились, он сбрасывает с себя всю показную цивилизованность и пытается разорвать Бэзила.
  • Прерванная казнь — когда Фиджет оставил Бэзилу важную улику, разъярённый Рэтиган решил скормить его своей кошке, но немного подумал, остыл и приказал выплюнуть.
  • Псевдомилый злодей — Рэтиган. Неплохо изображает культурного и изысканного злодея, но стоит сказать, что он крыса, а не крупная мышь, и цивилизованность слетает, будто её и не было.
    • Фиджет. Хоть он и ведёт себя как стереотипный, нелепый злодейский прихвостень, но он всё таки страшный и безжалостный головорез, которому умыкнуть человека мыша, попутно избив его до полусмерти и разгромив дом — как два пальца об асфальт.
  • Пьяный — это забавно:
    • Доусон, которому владелец кабаре подлил в напиток какой-то дряни, отжёг изрядно, забравшись к танцовщицам на сцену и случайно спровоцировав всеобщую поножовщину.
    • Один из головорезов Рэтигана Бартоломью возьми да и набухайся прямо тогда, когда босс начал распевать дифирамбы о самом себе. Выглядело это забавно — пока разъярённый профессор не подозвал свою ручную кошку, чтобы та сожрала пьянчужку, посмевшего назвать Рэтигана крысой.
  • Родитель-одиночка — у Оливии тоже только папа. И того похитили, пришлось заменять козлу-Бэзилу.
  • Сменить расу в адаптации — в оригинальной серии книг Рэтиган действительно был огромной мышью. Превращение в крысу сделано ради того, чтобы фамилия стала говорящей (ну и чтобы роль злодея выполняло животное, имеющее в культуре дурную славу).
  • Смердяковщина — Рэтиган презирает других крыс настолько, что самого себя величает исключительно «большой мышью» и того же требует от окружающих.
  • Смерть от кармы — Рэтигал убивал подчинённых, скармливая их Фелиции, которую подзывал колокольчиком. В финале он падает с Биг-Бена, когда тот звонит в колокол.
    • А сжиравшую своих жертв Фелицию в итоге ждёт смерть от зубов королевских псов.
  • Смешной злой:
    • Рэтиган — до момента аффекта, когда становится нешуточно страшен.
    • Фиджет. В самом начале фильма он кабы не страшнее самого Рэтигана.
  • Синий — цвет женственности — мышка-танцовщица Китти Шоугёрл появляется на сцене в закрытом голубом платье и шляпке. Пока не открывается перед зрителями…
  • Тьма есть зло — Рэтиган носит чёрный костюм, цвет которого резко контрастирует с ярким костюмом главного героя.
  • Убитая игрушка — Рэтиган ломает заводную куклу, намекая тем самым похищенному им игрушечному мастеру: если он не возьмётся за создание механической копии королевы, его маленькую дочь Оливию ждёт ужасная судьба.
  • Убить за ерунду — Рэтиган скармливает Фелиции одного из своих подручных, потому что тот, напившись, назвал его крысой, что приводит Рэтигана в бешенство.[3]
  • Улыбашка — Рэтиган вообще любит улыбаться. Но самый яркий пример — когда он думает, что Бэзил сокрушен.
  • Холодная ярость — Рэтиган спокойно расправляется с подчинёнными, когда те накосячат. А вот в решающей битве с Бэзилом он теряет самообладание.
  • Шкаф громадного роста — Рэтиган возвышается над своими головорезами и Бэзилом в несколько раз. Что, в общем-то, логично — ИРЛ крысы гораздо крупнее мышей.
    • Безымянный громадный мышь в моряцкой рыгаловке, где Бэзил и Доусон собирали информацию.
  • Это встречный паровоз — спасаясь от Тоби, Фелиция запрыгивает на высокую ограду. Убедившись, что оттуда пёс её достать не может, Фелиция торжествующе крутит перед ним хвостом и прыгает вниз, оказываясь по другую сторону ограды… А дальше, дорогие зрители, любителям кошек просьба ненадолго заткнуть ушки и закрыть глазки. Не волнуйтесь, королевские сторожевые псы будут её рвать на части всего секунд пять (и то особо кровавых подробностей не покажут), после чего действо вернётся обратно к Бэзилу и компании.
  • Ящерицы — в банде Рэтигана есть ящер по имении Билль. Неприкрытая отсылка к самому известному произведению Кэррола. Он даже нарисован точь-в-точь как ящерка Билль из вышедшего ранее диснеевского мультика про Алису.

Примечания[править]

  1. Интересно, с кем он там воевал?
  2. В первоисточнике он и есть мышь.
  3. Хотя персонально для Рэтигана это действительно серьёзное оскорбление: он-то весь из себя такой чистый-культурный, умный и образованный (почти как благородные мыши — положительные герои), пусть и преступник, а тут ему заявили, что он крыса — существо, как предполагается, тупое и грязное. Представьте себе Волдеморта, которого какой-нибудь подвыпивший Пожиратель Смерти назвал бы «полукровкой» (и последствия такой неосмотрительности) — и вы в точности поймете действия Рэтигана.