Похождения императора

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Всепозасралисвоейвахой.jpg

«Похождения императора» («The Emperor’s New Groove)» — 40-й полнометражный мультфильм студии Disney, вышедший в 2000 году. Не окупился в прокате, однако в 2001 году стал самым продаваемым мультфильмом на носителях. И даже такой, «с горем пополам» успех — огромная победа для картины, которая мучительно и долго (в течение 6 лет) появлялась на свет. Этой победы оказалось более чем достаточно, чтобы по мотивам мультфильма позже создали видеоигру и мультсериал «Новая школа императора».

Сюжет[править]

Давным-давно, в далекой-далекой галактике южноамериканской империи юный император Кузко готовился отметить свое 18-летие, на которое решил подарить себе Кузкотопию — милый летний домик с небольшим аквапарком. Правда, на холме, где он запланировал строительство, как назло, торчит какая-то вонючая крестьянская деревня. Кузко честно предупреждает деревенского старосту Пачу, что пора собирать манатки, а тот еще и недоволен — подумаешь, поколениями они там жили, вокруг холмов мало, что ли?

А советница Кузко Изма снова за его спиной на троне высиживает (как и 17 лет до этого) да страной втайне правит. Ну, настало время перемен, так что пора сказать старой черносливине, чтоб шла доживать где-нибудь за пределами дворца, да такими словами, чтобы даже ее тупой приспешник Кронк понял. Как видите, Кузко был просто ангелом, и все, что будет происходить с ним ниже, им вообще не заслужено. Да он и сам так говорит.

Изма приглашает бывшего воспитанника вместе отобедать (какой еще подвох? Они с Кузко распрощались практически друзьями). Дальше все как в тумане, и Кузко пришел в себя во дворе у Пачи, превращенный в ламу! Ладно, шить Паче дело о заговоре против короны придется как-нибудь позже, а сейчас нужно вернуться во дворец, и пробраться в «тайную» лабораторию Измы — у нее есть разные превращающие зелья, они могут вернуть человеческий облик. Вредный крестьянин отказывается провести своего императора через джунгли, поэтому придется положиться на врожденное императорское чувство направления. Жаль, что ягуары о нем не знают… К счастью, чувство долга в Паче все-таки взыграло, и он спас Кузко от опасности. Хочешь не хочешь, придется на него положиться, а перед тем — наобещать с три короба, что его деревня уцелеет, а иначе никак.

По пути Кузко с Пачей в местной харчевне случайно натыкаются на Изму с Кронком. Ура, они могут проводить императора в лабораторию! Так что Паче можно давать от ворот поворот. Он еще что-то пытался мямлить про то, что они-де ищут Кузко, чтобы убить, но зачем бы им это делать?.. Но его слова оказались правдой. И, оказывается, никто в империи особо не заметил свержения Кузко, потому что по нему ни один человек не скорбел. А ни за что обиженного Пачи уже и след простыл…

Попытавшись влиться в стадо лам следующим утром (копытные были не особо в восторге), Кузко находит Пачу, и тот, видя состояние юного императора, соглашается-таки помочь ему снова стать человеком. В замке происходит эпичный махач с Измой, дворцовой стражей и использованием некоторого количества злодейкиных зелий, из-за которых она превращается в котика. Ставки повышаются, ведь теперь зелье превращения в человека нужно и ей лично, но микстурой завладевает Кузко, восстанавливая справедливость и свое место на троне.

Наконец-то оценив все, что Пача для него сделал, император принимает решение построить Кузкотопию на соседнем холме, где никто не живет. Более того, жители деревни в ней желанные гости. А Изма в котеночьем теле отбывает наказание в группе кронковских бойскаутов и учит беличий. Хэппи-энд.

Тропы и штампы[править]

  • Ай, молодца! — Ох, Кузко, с чего бы начать?
    • Согласиться на обед с человеком, которому ты нагрубил и уволил? Да, конечно, она ведь ни разу не в обиде.
    • Уделал белочку, не сумевшую разбудить стаю ягуаров? Громко крикни «Ха!», отпразднуй победу! И покойся с миром, если только тебя не спасет некий крестьянин.
    • Крестьянин, которому ты обязан жизнью, провалился на подвесном мосту, так что тебе не придется держать данное ему обещание? Уходи, как ни в чем ни бывало, а потом вернись на хлипкий мост, позлорадствуй над ним. Шанс, что ты не провалишься туда сам и не получишь от взбешенного твоим предательством человека в морду, 50/50.
  • Алибабаевич — Кронк — концентрация тропа. Добряк, вожатый детского скаутского движения, борец с загрязнением природы, беличий дипломат, но при этом живёт с Измой и помогает ей строить козни. Часты его моральные метания с мультяшными чёртиком и ангелочком на плечах (в общем-то, это стёб над штампом с чёртиком и ангелочком). Собственно, после событий первого мультфильма полноценно поворачивается направо кругом и становится всеобщим любимцем.
  • Анахронизм — воз и тележка, и все смеха ради. Сценаристы всерьез и долго обсуждали, должны ли быть в фильме вещи на колесах, ведь народы доколумбовой Америки колеса не изобретали… А потом поняли, что это не тот случай, когда стоит так заморачиваться.
  • Антигерой — редкость для диснеевского главного героя. На момент начала истории Кузко — невероятно эгоистичный, высокомерный и неприятный козел, граничащий даже не с этим тропом, а с милым злодеем. В конце таки отращивает золотое сердце.
  • Бездонный гардероб — Изма — та еще модница, и за мультфильм сменила много нарядов.
  • Бог из машины:
    • В кульминации Изма несется вниз на верную гибель, но очень удачно именно там, куда она падает, оказывается батут, который, как подсвечивают персонажи, даже никто не заказывал.
    • В роли такого сразу после вышеназванной сцены выступает сам Кронк, резко открыв в стене рандомный люк, который придавливает Изму и лишает ее зелья, которое она украла. «Странно, вроде упал вниз, а вылез наверх».
  • Внезапный проблеск ума у идиота — во время обеда с подставой Кронк умудрился забыть, в какой из одинаковых бокалов с вином налил яду, но, поди ж ты, догадался вылить все три в кувшин, перемешать и дать знак Изме не пить!
  • Вот сейчас обидно было — во время кульминации Изма всячески обзывает Кронка. Но что доводит его до слез и злит его наплечного дьявола? То, что Изме никогда не нравились его пирожки со шпинатом.
  • Все животные — собаки — крокодил в секретной лаборатории Измы по-собачьи скулит, когда его шлепают по морде.
  • Вырастут — поумнеют — единственная логичная причина, по которой Пача продолжает прощать Кузко его отвратное отношение. Имейте в виду, главному герою еле-еле 18 лет, и все эти годы его целовали в место чуть ниже спины — неудивительно, что он настолько эгоистичный и зловредный. Как показывает концовка и мультсериал-сиквел, надеялся Пача не зря — Кузко в них знатно поднял уровень доброты.
  • Героический красный — одежда Кузко и его шерсть в облике ламы красного цвета.
  • Горизонт отчаяния — когда Кузко прогоняет Пачу и узнает, что Изма с Кронком все это время искали его, чтобы убить, он теряет всякую надежду снова стать человеком и пытается присоединиться к стаду лам.
  • Говорящее животное:
    • Зелья Измы все еще позволяют превращенному в животное человеку говорить. Это идет на пользу как Кузко (он все еще может просить о помощи), так и самой Изме (ведь искать говорящую ламу куда проще).
    • А еще разговаривает муха в джунглях, в рамках отсылки к фильму «Муха» 1958 года.
  • Грызть реквизит — Изма гений, гений, ГЕНИЙ этого тропа! Вундеркинд!
  • Гурман-гуро — гигантские мокрицы, которых подают героям в харчевне — наверное, любой зритель в этот момент реагировал примерно так же, как Кузко. Судя по словам Измы («Есть в этом меню что-нибудь, что не ползает и не плавает?»), там вся еда примерно в духе тропа.
  • Диснеевская смерть: субверсия. Изма падает с огромной высоты на верную смерть, как очень многие злодеи до нее… Отталкивается от непонятно откуда взявшегося батута и летит наверх.
  • Добродушный гигант:
    • Пача высокий, широкоплечий и крепкий. Он любящий муж и отец, а также верит, что в любом человеке есть что-то хорошее.
    • Кронк — самый крупный и мускулистый персонаж в мультфильме, а также самый добрый.
  • Добрый зелёный — Пача носит зеленое пончо, а в эпилоге, избавившись от изрядной доли козлизма, Кузко получает в подарок от Чичи такое же, с маленькой оранжевой ламой на нем.
  • Знают именно за это — самый угарный мультик от Диснея. Там есть страшная как смерть Изма и у неё есть тупой, но накаченный подручный по имени Кронк. И она такая «Жми на рычаг, Кронк!» и на неё падает хренотень. А в конце Изма превращается в кошку.
  • Кавайная нэко — в такую превращается Изма в конце. Ну, кавайная она ровно до того момента, пока не начинает злобно лыбиться, хохотать и яростно царапаться.
  • Каков родитель, таково и дитя — Изма Кузко не родная, но вырастила его, и черты главзлодейки очень четко прослеживаются в главном же герое, вплоть до того, что она потянет на его теневой архетип (каким станет Кузко, если не избавится от своих негативных черт).
  • Козёл был прав — Кузко-то, конечно, козел, а вот неоднократно править Империей за его спиной все равно плохо и заслуживает наказания, Изма.
  • Комическое непонимание сути — Кронк, кажется, даже не понимает, что работает на злодейку, и обычно истолковывает ее намерения неверно.
  • Королева бреется — поскольку в местную «Жирную ложку» нельзя входить с ламами, Кузко маскируют под «жену» Пачи. Самое угарное, что официантка, судя по ее саркастичным комментариям (в оригинале более заметно, но и в русском дубляже поддали огоньку словами «пара голубков»), маскарад раскусила, но ей слишком пофиг.
  • Коронная фраза:
  • Кнопка берсерка — не обламывайте Кузко кайф во время музыкальных номеров!!!
  • Лейтмотив — приятная, чем-то похожая на саундтрек Ширских холмов, музыка сопровождает Пачу.
  • Неадекватное возмездие:
    • Что сделал Кузко со стариком, на которого случайно наткнулся во время танца? Велел выкинуть в окно, конечно.
    • Что пыталась сделать Изма с Кузко за то, что тот ее уволил (за дело)? Пыталась убить, неоднократно.
  • Не признаёт ошибок — Изма просто органически неспособна признать, что ее планы: а) слишком сложные, чтобы осуществиться без сучка без задоринки, б) изначально провальные, в) не имеют отношения к делу, г) все вместе. Не говоря уже о том, что она доверяет их помощнику, который туп и совестлив.
  • Нерешительный мальчик, решительная девочка:
    • Чича весьма боевитая дама, а Пача из-за своей доброты порой оочень долго мнется, когда нужно сказать что-нибудь другому человеку.
    • Изма импульсивна и вспыльчива, а Кронк, когда от него требуется что-то, не связанное с готовкой, либо тупит, либо ломается.
  • Не такая уж фоновая музыка — стеб над тропом. Когда Кронк несет топить бездыханного императора, он вслух напевает «шпионскую» музыку. Причем актеру озвучки пришлось оформить на нее авторские права (он ее все-таки сымпровизировал), хотя она длится примерно секунд 30.
  • Не улыбка — обижена ли Изма на Кузко из-за ее увольнения? Ни в коем случае.
  • Нулевой рейтинг — буквально никто во всей империи не любит Кузко и ни секунды о нем не скорбит ни во время его преждевременных похорон, ни после. Не то чтобы Изму любили сильнее, но она хотя бы больше заинтересована в том, чтобы править, а не все время развлекаться.
  • Огромный парень, крошечная девушка:
    • Пача и его невысокая жена Чича.
    • Неромантический пример: шкафоподобный Кронк и тощая низкая Изма.
  • Огуречная маска — Изма спит с такой маской. Бедный Кронк!
  • Смешное событие на фоне:
    • После того, как Кузко устроил потенциальным невестам «прожарку», одна из них явно собиралась ему врезать, если бы другие ее не удержали.
    • Во время ужина Кронк и Изма незаметно избавляются от отравленных напитков — свой Изма выливает в кактус. Когда Кузко начинает превращаться в ламу, кактус также принимает форму головы ламы.
    • Пока в джунглях Кронк любуется на птичек, Изму преследует рой злых пчел, который к тому же принимает форму акулы!
  • Перейти на КРИК — «Скажу тебе одну вещь… По секрету… На ушко… Я С КРЕСТЬЯНАМИ НЕ ТОРГУЮСЬ!».
  • Песня о нём — в самом начале о Кузко поют хвалебную песню, а в конце звучит небольшая реприза этой же песни, отражающая его развитие в ходе истории.
  • Поджог, убийство и переход на красный свет — срываясь на тупость Кронка ближе к эпилогу, Изма в конце припечатывает: «Мне не нравились твои пирожки! НИКОГДА!».
  • Подсветка — персонажи и сами в курсе, какой абсурд вокруг них происходит, и никогда не стесняются обратить на это внимание.
  • Правда Кассандры — дважды. Пача пытается предупредить Кузко, что Изма и Кронк ищут его, чтобы убить, но юный император мало того, что не слушает, так еще и подозревает бедного фермера в каких-то подковерных играх, которые тот якобы устроил, чтобы спасти от разрушения родную деревню, и прогоняет Пачу. В итоге, услышав правду своими ушами, Кузко остается совершенно один, и ему некого винить, кроме себя… Как ему предрекал Пача немногим ранее.
  • Предзнаменование:
    • В воспоминаниях с младенцем-Кузко вокруг него есть игрушки в виде ламы, попугая и кита. В этих животных он превращается благодаря зельям.
    • Первая арка на горках, ведущих в лабораторию Измы, имеет форму кошачьей головы.
  • Производственный ад — изначально мультфильм должен был называться «Королевство Солнца», за основу сюжета взяли «Принца и нищего» Марка Твена (Кузко, как и в оригинале, поменялся бы местами с близнецом из нищего сословия), было гораздо больше песен, немного другая концовка, и в целом тон повествования скорее походил на эпического «Короля Льва», чем на безбашенную комедию, которую мы имеем в итоге. Превращению «Королевства Солнца» в «Похождения императора» посвящен целый документальный фильм «The Sweatbox», который никогда не выходил официально, но его легко найти в Интернете.
  • Ружье Чехова:
    • Изначальным планом Измы было превратить Кузко в блоху — так зрителю сообщают, что у нее есть превращающие в животных зелья, так что трансформация Кузко в ламу не выглядит взятой из ниоткуда.
    • Кузко и Пача выбираются из оврага, прижавшись спинами друг к другу и ступая по стенам утеса. Во время кульминации таким же способом они взбираются на стены дворца.
  • Угрожающие отражающие очки — такие автоматически надеваются на тех, кто попадает в тайную лабораторию Измы.
  • Фан-диссервис — Изма как бы не хуманизация тропа[1]. Когда в кульминации она приподнимает подол (чтобы достать прикрепленный к ноге кинжал), мысль о том, что она собирается раздеться, вызывает у Пачи и Кузко натуральную истерику, а при виде кинжала они выдыхают.
  • Фиолетовый — новый чёрный — Изма носит чёрно-фиолетовые одежды, и разукрасила дворец в фиолетовый цвет после мнимой смерти императора Куско.
  • Шутливое наказание — в конце Изме застряла в форме милого котеночка, вынуждена присоединиться к скаутскому отряду Кронка и учить беличий. Наказание, достойное того, кто неоднократно пытался убить императора и захватить трон.
  • Чёрные волосы, чёрное сердце:
    • На начало повествования таков Кузко, но Паче удается откопать в сердце императора немного золота.
    • Изма лысая, как коленка, но, если носит парики, они всегда черные.
  • Четвертую стену здесь ломают много и со вкусом:
    • В какой-то момент действие ставится на паузу, из-за экрана появляется лама-Кузко и малюет маркером на экране. После чего мультфильм запускается, как ни в чем ни бывало.
    • Когда история наконец-то приходит к той точке, которую нам показали в самом начале, Кузко-рассказчик начинает спорить с Кузко, который все еще внутри истории.
    • Все ведь знают прием, когда путь персонажа отмечается на карте пунктиром? Ближе к кульминации такие линии (фиолетовая и красная соответственно) на самом деле появляются на дороге позади Измы с Кронком и Кузко с Пачей. Персонажи замечают это, переглядываются… Пожимают плечами и бегут дальше. Почти сразу в Кронка с Измой бьет молния, их «пунктир» ведет в пропасть… И они все равно оказываются в лаборатории раньше героев. Кронк прямо говорит, показывая карту с разметками пути: «По этой схеме мне не понять». В оригинале говорит: «По всем параметрам это не имеет смысла», а в испанском дубляже и того хлеще: «Сценаристы все еще выясняют это». Кстати, если действительно взглянуть на карту, которую показывает Кронк, видно, что Кузко с Пачей сделали огромный и совершенно ненужный крюк.
  • Эгополис — инверсия в случае с Кузко, который назван в честь исторической столицы империи инков. А вот прямо троп играется с Кузкотопией (хотя это не город, а летний домик).
  • Язвительный насмешник — К, У, З, К, О.
  • Я пишусь через «Э» — ну, сколько раз вы писали имя Кузко через «С»? Впрочем, согласно сериалу, он сам не знает, как правильно пишется его имя, несмотря на то, что его по буквам пропевают в заставке.
  1. Как только не изгаляются над описанием ее внешности в разных дубляжах мультфильма! В оригинале персонажи о ней говорят: «страшная безо всякой причины», в шведском дубляже «последний живой дракон-змей на Земле» и «ходячая безвкусица», в итальянском — «уродливая бабушка Дракулы», на польском — «настолько старая, что твой мозг становится морщинистым»