Меч за спиной

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Древнее, как сам Ютуб, видео, где британский историк рассказывает и показывает, почему меч нельзя носить за спиной.

(link)

Практичные варианты ношения меча за спиной.
В реальной жизни: меч, гранаты и маузер — китайские штурмовые отряды «дадао дуй», времён войны с Японией. Незаметно подкравшись к позициям врага, сначала бросаются гранаты, затем вступают в рукопашную с полуторным мечом против винтовки со штыком (или против катаны, если пришлось встреться с офицером, а не рядовым). Если нужно стрелять, во вторую руку берут маузер.
Обычный китайский солдат с винтовкой и мечом за спиной
Самурай с мечом на поясе и мечом за спиной
Порядочные доппельзольднеры носили двуручные мечи на плече.

Меч из-за спины не вытащишь — длины рук не хватает. Так что меч за спиной носят в единственном случае: когда нужно ловко работать/бегать/прыгать/ползать, нападения не намечается, а конь почему-то недоступен.

Большой полуторный или двуручный меч носят наготове на плече, вне опасности — или на плече (в руке), но в ножнах, или в обозе. Реконструкторы придумали несложное крепление, позволяющее держать на спине и относительно быстро вытаскивать полуторный меч (двуручник великоват для спины), о реальном его применении ничего не известно. К тому же меч, извините, острый и ржавеет — так что не стоит держать снаружи ни сантиметра острия.

Японцы специально отрабатывали искусство быстрого удара одновременно с выхватыванием — за спиной всё это теряет смысл. Да и как потом прятать его в ножны? Впрочем, японцы носили нодати (здоровенный двуручный меч) именно что за спиной в ножнах, постоянно выдумывая что-нибудь, чтобы побыстрее вытащить. Не удивительно, что появившееся ограничение в 90 см привело к быстрому отмиранию нодати.

Спина у человека неровная, а европейский меч тяжелее у ручки, чем у острия — поэтому за спиной меч ещё и будет противно бить (если не умеешь вязать свою ношу: автору правки доводилось частенько за спиной то лыжи носить, то тубус, и ничего его по спине не било). Нечто подобное известно фотографам — штатив тяжелее у головки, чем у ног, и в «транспортном» положении, когда идёшь на съёмку или со съёмки, штатив часто носят вверх ногами (между точками съёмки носят вверх головкой, проще расчехлять). Вот только меч так не повернёшь…

  • Во французском мульсериале Xcalibur показан любопытный вариант — героиня просто прикладывает меч к спине и из ее доспехов «вырастает» фрагмент, оплетая и закрепляя клинок. Потом достаточно взяться за рукоять и броня отпустит меч.

Штамп появился в кино — достаточно сделать склейку[1]: сначала частично вытаскивает, а на следующем кадре уже с мечом. Анимация в видеоиграх крайне упрощённая, поэтому штамп обосновался и там.

  • В аниме по «Берсерку» у Гатса точно такой же огромедный меч, как и всегда (иначе нельзя — фирменная черта, всё же), вот только достаёт он его из ножен не привычным киношным движением, а слегка приподнимает за рукоять левой рукой и выводит его из-за правого плеча острием вниз. То есть, меч в ножны у него вкладывается не сверху, а сбоку, с дальнейшей фиксацией.[2] В принципе, выглядит правдоподобно, но отчего тогда меч не вываливается вбок при беге? Дополнительных креплений, которые надо было бы отстегнуть перед подобным вытаскиванием там нет.

Впрочем, меч у ниндзя за спиной как раз имеет смысл: инициатива за нашим чёрным (чаще они серые, бурые или камуфляжные, чем чёрные) шпионом, и приходится много бегать, не поднимая шума. Приходишь на точку — меч в обычное японское место (за пояс). А балансировка японской катаны ближе к сабле[3], так что им проще.

  • Касается стереотипного ниндзя, чей облик пошёл от актёров театра (такие чёрные костюмы носили работники сцены, ответственные за «спецэффекты», и которых было принято не замечать), так как исторический ниндзя не одевался так, чтобы его по шмоткам можно было опознать, как ниндзя, а предпочитал одежду какого-нибудь серенького слуги. Да и убивали они, нередко, тем же порохом или гвоздём (кунай вообще пошёл от расплющенного гвоздя, если верить «легендам»), а не заспинным мечом «ниндзято». Так что, если ниндзя убивал цель мечом, будьте уверены, этот ниндзя принёс меч либо в обеих руках, как слуга господину, либо был замаскирован под того, у кого меч на поясе не вызывал вопросов.
    • Большинство видов ассоциирующегося с ниндзя оружия, вроде нунчаков, обязано своим странным видом как раз тем, что его можно было спрятать или (предпочтительнее) замаскировать под крестьянское орудие труда.

Интересная реконструкция: в китайской армии времён Второй Мировой меч использовали просто от безнадёги. Китай в те годы был беднейшей страной, привозными были даже спички, по-китайски «заморский огонь». Меч «дадао» носили, ибо удобно, а времена рукопашных зарубов прошли. Впрочем, японская винтовка «Арисака» была неповоротливой и не приспособленной под низкорослого японца[4][5][6], и если китайцы всё же добирались до позиции — шансов у японцев в рукопашной не было. Мечи делали из отличной стали (оставленных британцами железнодорожных рельсов), и этим убивали двух зайцев: и вооружались, и замедляли продвижение врага.

За спиной (на поясе!) удобно носить только большие ножи наподобие мачете или вакидзаси (около 40 см). В чистом поле такой девайс годится только как кошкодёр против невооружённого, а вот в тесных помещениях он удобнее длинного полуторного меча. В телесериале «Игра престолов» у Бронна именно такой ножик[7]. Арчер свои два кописа тоже носит на пояснице.

Родственная ситуация — колчан со стрелами на спине, как рюкзак. Так их действительно носили — на марше, потому что стрелы, вопреки заблуждению, штука довольно тяжелая. В боевом положении колчан носят на пояснице, диагонально, обычно под правую руку. Как следствие, у хороших лучников (в частности, использующих собственные стрелы, а не универсальные из обоза) колчанов было два — «транспортный» и «боевой». Современные ролевики давным-давно придумали тул-«мутант», который перекидывается из-за спины к бедру и обратно расстёгиванием одного-единственного ремешка; теоретически, никто не мешает повторить такое и с ножнами… но пока только теоретически.

Примечания[править]

  1. Несколько кинематографических терминов: кадр или план — непрерывный отрезок плёнки (одно статичное изображение называют «кадрик»); склейка — переход от кадра к кадру.
  2. Каким образом Гатс носит меч за спиной в манге — прекрасно видно: у него не ножны, а длинный ремень, на котором снизу колпачок, в который входит острие клинка, а сверху петля с застёжкой, охватывающая клинок у рукояти. Чтобы вынуть меч, достаточно расстегнуть застёжку и вытащить острие из колпачка.
  3. ГОСТ Р 51215-98: катана (дайто): Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см
  4. Обычный японский солдат той эпохи был несколько ниже южного китайца, не говоря уже о северянах, которые у самих китайцев имеют репутацию рослых и сильных. Это потому японцы так любят в своем Онеме бугаев с мечами, раскидывающих автоматчиков?
  5. Арисака наоборот была приспособлена под японского солдата — была легче, короче и имела отдачу слабее, чем у европейских аналогов. Другое дело, что японцы были слабо обучены штыковому бою и многие модификации Арисаки не имели даже креплений для штыка. Плюс еще японская армия была слабо оснащена пистолетами-пулеметами — да-да всякие ППШ, Томпсоны и Узи были предназначены в том числе и для ближнего боя в том числе в окопах
  6. На самом деле японцы настолько упарывались по штыкам, что оснащали ими даже пулемёты. Но вот солдат штыковому бою и правда не учили — считалось, что школьная подготовка с копьём на физкультуре и штыком на НВП вполне достаточна для призывника. В сочетании с полным швахом в отношении ПП, это действительно делало их никудышними бойцами накоротке.
  7. Кстати, обычный непальский кукри, что ведёт свою родословную от греческой махайры.