Король-Солнце

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Король-Солнце — это король, который внес огромнейший вклад в культурное преобразование королевства. Если же король занят именно технологическим прогрессом в государстве, то он будет инверсией этого тропа.

Историческая справка[править]

Король-Солнце — прозвище короля Франции Людовика XIV, которому приписывают выражение «Государство — это я!» (Ещё он пытался создать Единую Европу, но это уже другая история…). Ещё сто лет назад до этого, во Франции, Солнце ассоциировалось с королём (начиная с Генриха III), но широкое распространение эта аналогия произошла именно при нём.

Во время правления Людовика началось развитие новой эпохи — эпохи барокко. Король сам участвовал в формировании этого направления: довольно часто он являлся на карнавалы как артист, шут и, конечно же, как танцор, который олицетворял собой солнце, а его фавориты (это не то, о чем вы подумали!) близ него — прочие небесные тела.

Также именно при нём появился «этикет». Естественно, были и до этого нормы поведения при дворе, которые должны были соблюдать даже самые своевольные смутьяны, но именно при Короле-Солнце это приобрело официальный характер, выходящий за рамки обычных нравственных норм. Зато адюльтер этикетом вполне себе дозволялся, и пример подавал сам монарх, у которого было как минимум три любовницы.

Ну и конечно же, Король-Солнце был не только любителем спектаклей, именно при нём заложился облик новой, обновлённой Франции, лицом которой являлся Версальский Дворец. Символ новой эпохи: начала Золотого Века во Франции. Обычный королевский охотничий домик вырос под его руководством в роскошнейший дворец своего времени, твердыню абсолютизма и изящества.

Кстати, он занимал престол дольше всех из европейских королей — 72 года.

Что подходит под этот образ?[править]

Да, хоть Людовик и был искусным государем, но не стоит совмещать два этих понятия. Не стоит и путать эпоху Короля-Солнце с эпохой Галантного Века, грань между ними тонка, но всё же есть. Важно, чтобы король сам принимал участие в формирований нового, и ещё важно то, что это должно быть новаторским, не заимствованным, поэтому сюда нельзя отнести Петра I или императора Мэйдзи. И нельзя сюда относить любителей массовых построек дворцов — Генриха VIII к примеру. И нельзя, чтобы преобразования происходили только за счет придворных музыкантов, поэтов, артистов…

Где встречается[править]

Литература[править]

  • С. Михалков, «Без вины пострадавшие» — Лев любил искусство, разбирался в музыке и даже сам немного пел. Параллельно отыгрывается, причем прямолинейно Хороший царь, плохие бояре
  • В. Крапивин, «Портфель капитана Румба» — король острова Нуканука Катикали Четвертый (СФК Океании?). Большую часть исполнительной власти возложил на двоюродную сестру Тонга Меа-Маа, сам же занимался записью истории народа на изобретённом им же алфавите и учил детей в открытой им школе, а также отучил соплеменников от людоедства и запретил ввоз алкоголя. Впрочем, благодаря шкиперу Джорджу вооружил племя современными винтовками «бергман» от залетных авантюристов.
  • «Архимаг» — Заричи Второй Миролюбивый, предыдущий король Рокуша. Рисовал, писал стихи, покровительствовал артистам и художникам… при этом, к сожалению, плохо разбирался в управлении государством и значительно ослабил свою страну перед внешними угрозами.
  • «Хроники странного королевства» — неплохой задел на эту роль (актуального его правления мы видели слишком мало, чтобы судить) показал его величество Орландо Второй, бард, полуэльф и раздолбай. Характерный штрих: через два месяца после его воцарения в столице до сих пор не налажен паспортный контроль, в центре города средь бела дня орудуют бандиты, но при этом открыта и работает городская консерватория.
    • В общем-то через двадцать лет разнузданной партизанской войны криминалитет подавить... не так просто, как открыть консерваторию.

Мультфильмы[править]

  • «Шрек» — в четвертом фильме под троп вполне подходит Румпельштильцхен.
    • В третьем под троп пытался косить принц Чарминг.

Реальная жизнь[править]

  • Людовик XIV — собственно, он и есть Король-Солнце.
  • Яков I Стюарт, король Англии (и Шотландии). Лично покровительствовал архитектору Инго Джонсу, поэту и драматургу Бенджамину Джонсону, оказывал поддержку художникам, театральным деятелям, учёным и медикам. При нём был осуществлён классический перевод Библии на английский язык, жили и творили Уильям Шекспир и Френсис Бэкон.
  • Фараон Эхнатон, великий религиозный реформатор Египта, попытался ввести новый культ солнечного божества Атона и даже построил в его честь новую столицу. Увы, Золотой век не наступил…
  • Владислав IV — тот самый, который в Смутное время чуть не стал русским царём. Известный покровитель искусств, собиратель живописи и создатель оперного искусства в Польше. Помимо этого, его правление вообще было золотым веком для государства.
  • Концепция просвещённого абсолютизма сама по себе подразумевала примерно таких правителей.
  • Карл III — более двадцати лет был правителем Сицилийского королевства, прежде чем взойти на трон Испании, и плоды Просвещения дали о себе знать. Наконец было ограничено всевластие иезуитов и Инквизиции — за всё время правления казнили лишь четырех человек.

Император Бразилии Педру II был увлечён наукой и в 1840 г. в возрасте 15 лет первым из бразильцем обзавёлся доставленной из Европы новинкой — фотоаппаратом.