Осколок аристократии

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Impoverished Patrician. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Судьба в лицо колодой карт, перечеркни свой герб, бастард,
Ты лишь чужой на карнавале чьих-то встреч
Где честью кормят вороньё, и ты отрёкся от неё,
Вассал удачи уповает лишь на меч.

»
— Йовин, «Бастард»

Он мог бы быть аристократом — но не сложилось.

Так уж получилось, что этот персонаж имеет некоторое отношение к аристократии — но настолько опосредованное, что настоящие аристократы не желают иметь с ним ничего общего. Например, он бастард, которому отец хоть как-то помогает, а остальные морщат нос. Или он представитель рода, полностью выморочного и разорившегося, а то и истребленного за государственную измену. А может быть, в стране, в которой он живёт, за последнее время прокатился переворот за переворотом, и не одно, а несколько поколений его славных предков стали никому не нужны.

В результате мы получаем персонажа с некоторыми чертами аристократа, но проживающего среди простонародья, на уровне простонародья и по правовому положению от простонародья никак не отличающегося. Если обычный обедневший дворянин живёт только для своего сословия плохо и при этом правами дворянина вовсю пользуется, то этот товарищ полностью предоставлен самому себе. Он хорошо образован, воспитан и культурен — но жизнь заставляет его лихо и изобретательно материться, так лихо и изобретательно, как настоящий быдляк-гегемон не умеет. Он привык мыслить масштабно, в категориях целой страны, и неосознанно ставит себя выше окружающего его быдла — но при этом ассоциирует себя именно с этим быдлом, а не с предавшими его сливками общества. Он может жить авантюрами, случайными перехватами, за счет единомышленников, возглавляя свое дело (не абы какое, а крутое, например отряд наёмников) или (редко) откровенным криминалом. Но с таким же успехом это может быть аристократ-работяга. Склонен к идеям социальной справедливости; неизбежно двигаясь наверх, он распространяет вокруг себя эти идеи и организует окружающих его простолюдинов (во что именно он их организует — в панургово стадо с вилами или в хорошо обученную и дисциплинированную армию — зависит от него).

Будущее этого персонажа сильно зависит от эпохи, в которую он проживает. Если до революции ещё далеко — он пробьется в аристократию, где, скорее всего, станет белой вороной в хорошем смысле этого слова. Если уже на носу — из них-то, родимых, и организуется основной костяк революционеров, комиссаров и чекистов. Если есть фронтир — это счастье для государства, потому что он впитывает подобных личностей, как губка, и не позволяет им шатать трубу в метрополии.

Причины, по которым персонаж может стать таким отрезанным ломтем[править]

  • Бастард — родился не с той стороны простыни.
  • Дворянин-изгнанник — он или его предки были лишены дворянского статуса за реальные или мнимые провинности.
  • Ронин — был служивым, а стало некому служить.
  • Бедный родственник — по каким-либо причинам обедневший дворянин, являющийся родственником богатого влиятельного аристократа, но к которому из-за контраста с влиятельным родственником окружающие относятся совсем не как к дворянину.
  • Промотавшийся аристократ — ситуация, невозможная и невообразимая в Средневековье (даже если промотал всё богатство, у тебя есть меч и конь), но частая в Новое время: титулованный наследник голубых кровей, унаследовав огромное состояние, ВСЁ промотал и теперь нищенствует.

Примеры[править]

Театр[править]

  • М. Булгаков, «Иван Васильевич» — И. В. Бунша. Сын князя Василия, в советских реалиях настаивающий на том, чтобы его считали сыном кучера Пантелея, но называли Иваном Васильевичем, а будучи и. о. царя (фраза из фильма, в пьесе он подписывался ещё тупее), опасающийся, как бы его не посчитали сыном кучера. В фильме все намёки на княжеское происхождение выброшены.
    • И у него же граф из «Зойкиной квартиры».

Литература[править]

  • «Троецарствие» — Лю Бэй, седьмая вода на киселе правящей династии Хань (что он утверждал и в реальной жизни), до гражданской войны зарабатывал тем, что плёл циновки.
  • В. Гюго, «Человек, который смеётся» — Фермен Кленчарли/Гуинплен. Несмотря на юридически восстановленный титул, палата лордов не принимает его, и во время речи в парламенте он подвергается насмешкам.
    • И его отец, который симпатизировал Кромвелю, разругался с аристократией и уехал за границу.
  • Винсент Дунин-Марцинкевич — чуть менее, чем всё (небольшое по объёму) творчество. «Пинская шляхта» — фанарэбные паны сами пашут землю, живут как крестьяне средней руки и всячески заискивают перед чиновником-хапугой (притом, будучи приговоренными к порке, дают последние сто рублей взятки… чтобы пороли на коврике, а не на земле, как мужика). «Залёты» — крестьянин-кулак выкупил поместье (сохранив манеры и привычки свинопаса) и теперь тиранит арендаторов хуже, чем паны тиранили крепостных. Тот случай, когда жизнь пишет сюжет — сам Марцинкевич не смог доказать ни дворянского происхождения, ни полученного образования и служил мелким чиновником.
  • «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» — все беды протагонистки начались, когда её папаша-фермер вбил себе в голову, что является потомком знатного дворянского рода.
  • В. Крестовский, «Петербургские трущобы» — княжна Анна Чечевинская, соблазненная князем Шадурским. До последнего скрывала беременность от строгой матери, вынуждена была уйти из дома и скатилась до дешевой проститутки.
  • «Идиот» — сам князь Мышкин (он явно небогат и фактически живёт за счёт Епанчиных) и спившийся генерал Ардалион Иволгин.
    • Небогатым князь Мышкин был только до начала романа, а за счёт Епанчиных он никогда не жил: в первый же день приезда в Петербург подтвердилось известие, что князь получил огромное наследство от тетки (собственно, из-за этого он и вернулся в Россию из Швейцарии). «А я-то ему давеча двадцать пять целковых ссудил, бедняжке, ха-ха-ха! фантасмагория, да и только! — почти ошеломленный от изумления проговорил генерал. — Ну, поздравляю, поздравляю!»
  • И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев» — Ипполит Матвеевич Воробьянинов же.
  • Они же, «Золотой телёнок» — бывший грузинский князь, а ныне трудящийся Востока гражданин Гигиенишвили. (Правильно — Гигинеишвили, но чутьё на правило прикольности у Ильфа и Петрова было безошибочное). И его сосед Митрич (Александр Дмитриевич Суховейко), в прошлом камергер двора его императорского величества, окончивший Пажеский корпус[1].
  • Братья Стругацкие, «Трудно быть богом» — типичный офицер серых рот принадлежит либо к этому классу, либо к действительным бедным дворянам. Или к городским мещанам, как брат Киры.
  • A Song of Ice and Fire — у Дейнерис Таргариен просто талант привлекать на свою сторону таких вот осколков, из которых частично и состоит её ближайшее окружение. Джорах Мормонт — рыцарь, изгнанный за работорговлю, Барристан Селми — королевский гвардеец, которого Джоффри «ушёл на пенсию». Сама Дейнерис, в общем-то, тоже осколок свергнутой и почти истребленной королевской династии. И да, что она, что её компания вполне революционно настроены.
  • «Хроники странного королевства» — граф Гаэтано: высокородный аристократ, после свержения правящей династии и убийства его дочери ставленниками новой власти присоединившийся к Сопротивлению. Теперь все его владения — хижина в лагере повстанцев, а все подданные — горстка головорезов, но качества лидера остались на месте. Как, впрочем, и высокомерие…
    • Впрочем, в конце концов к нему возвращаются и титул, и семейный особняк в столице… а может быть, грустно думает Кантор, что пожилой граф и женится опять. Не по любви, нет… но просто чтобы продолжить древний род.
    • Кантор и Пассионарио — тоже осколки аристократии. Просто инкогнито.
  • Энн Райс, «Вампирские хроники». Лестат де Лионкур является потомком мелкого дворянского рода, однако они настолько обеднели, что он спит в сарае вместе с собаками. Луи де Пон дю Лак — владелец плантации в Луизиане. Не имея понятия о том, как себя должны вести истинные аристократы, состоятельные рабовладельцы ведут себя, как они себе это представляют. Именно поэтому Луи поначалу не верит, что Лестат — дворянин, так как он ведёт себя совершенно не так, как это представляет себе Луи. Правда, под конец XX века Лестат сам становится сказочно богат — в основном путём обворовывания жертв.
  • С. Юрченко — в магократической Империи Цветов далеко не все дворяне ответственно относятся к противозачаточным заклинаниям. А некоторые — и к законнорождённым детям.
    • «Дороги Чёрного Хрусталя» — неофит Инквизиции Джер Привратник. Кем он был и как его звали, даже у начинающего Инквизитора интересоваться самоубийц не находится. Выходец из правящей семьи одного из Великих Домов, с помощью Инквизиции инсценировал свою смерть и подложил большую свинью некоторым Великим Домам своим завещанием.
    • «Капитан Серебряной Розы» — кондотьер Мантикора. Опытный воин, сильный маг, тотемный оборотень, хаосит-вероотступник. При взятии последней крепости Великого Дома Шиповника позволил женщинам и детям провести ритуал Смены Дома, де-юре уничтожив Великий Дом Шиповник — де-факто пощадив безоружных. Младший принц одного из Великих Домов, обратившийся к Хаосу ради спасения любимой, и преданный ей и собственным Домом.
  • Эпоха безумия — Виктарина дан Тойфель, дочь репрессированного врага народа сосланного в тюремные лагеря придворного, провела детство в лагерях, где погибла вся её семья. Шпионка инквизиции, так как решила, что лучше быть на стороне победителей. И шпионит она преимущественно под видом простолюдинки из низших классов, так как знает подобную жизнь изнутри. Когда не шпионит, обычно, носит одежды инквизитора с маской, а носить одежды аристократок она давно отвыкла ещё в детстве.
  • «Здесь начинается Похьёла» Александра Дедова — Мария, дворянка, после революции бежавшая из страны и осевшая в Финляндии. Её сын, наоборот, бежал из-под родительского крыла в Союз, вернулся с оружием во время русско-финской войны и был убит.
  • Синклер Льюис, «Кингсблад, потомок королей» — герой уверен, что с такой-то фамилией он точно необычного происхождения. Так и вышло, только открылась совершенно неожиданная тайна: его предок был не дворянином, а негром.
  • О. Генри, «Маркиз и Мисс Салли». Собственно, Мисс Салли, повар на ранчо и сын разорившегося маркиза.
  • Плоский мир — практически вся верхушка Городской стражи так или иначе вписывается в троп. Командор Ваймс — из гербовых дворян, хотя его род давным-давно лишился и герба, и дворянства (к концу цикла троп перерастает в свою инверсию: Сэмюэль получает сперва звание рыцаря, потом — титул герцога и с лихвой успевает возместить все былые лишения Ваймсов). Сержант Ангва — дочь (и наследница) барона фон Убервальда. Капитан Моркоу — вообще наследник анк-морпоркского престола, даром что корона ему нафиг не нужна. Даже капрал Шнобби Шноббс, в некотором роде (хотя его родство с графами Анкскими и вилами по воде писано, но фамильный девиз де Шноббсов — «CAPITE OMNIA» — Шнобби подходит на все сто)
  • «МИФ» — Ааз. Собственно, промотался в своё время не он сам, а ещё его предки. Так что он в первую очередь маг, а не аристократ… но это если не вспоминать о его матушке и о его отношении к деньгам.

Кино[править]

  • Звёздные войны — есть серьёзные подозрения, что в легендарной вселенной Хан Соло может принадлежать к свергнутому корелллианскому монаршьему роду Соло.
    • Аня Соло — с большой вероятностью прямой потомок Хана. Владеет свалкой, и это при том, что побочная ветвь семьи Соло — Императорский Дом Феллов! Судя по всему Силой не владеет, но по крутизне может соперничать с самим Ханом. От должности капитана личной охраны нынешней императрицы отказалась
  • Ironclad: Battle for Blood — палач (и наёмник) с явно дворянской фамилией и именем на дворянский же манер.
  • Дуэлянт (фильм 2016). Главный герой — бывший дворянин, лишённый дворянства и сосланный на каторгу за то, что разыскал и убил средь бела дня преступника, изнасиловавшего его мать. Он вернулся под чужим именем, по чужим документам, и стал зарабатывать на жизнь наемным бретёром.
  • Хон Гиль Дон — из целого сословия детей дворянских наложниц, которые не простолюдины, но и не дворяне.
  • Экранизация пьесы «На дне» от Курсосава Акира — Барон здесь стал ронином.
  • Фаворитка — Эбигейл Хилл, бедная родственница герцогини Мальборо, начинает свой путь в королевском дворце с того, что… моет полы на кухне, и спит вповалку со служанками из простых. Из дворянских привилегий у неё только то, что в случае провинности её порят не на всеобщем обозрении абсолютно голой, а полуголой по спине на кухне и в окружении служанок.
  • «Дон Сезар де Базан» — заглавный герой (вслед за первоисточником — пьесой д’Эннери и Ф. Дюмануара — и исходной драмой Гюго «Рюи Блаз»).
  • «Капитан Немо» — заглавный герой (с фитильком, так как остается правителем хотя бы на уровне команды).

Аниме и манга[править]

  • Сага о Винланде — Аскеладд, АКА Луций Арторий Каст.
  • Seikai no Saga — Вплоть до освобождения Мартина от войск ОЧ — Джинто, у которого на двери каюты даже табличка висела: «Самое маленькое графское поместье в Империи». Впрочем, даже после освобождения планеты, повторного её вхождения в Империю Ав и признания его графом, вернуться на поверхность ему так и не позволили — пришлось удовольствоваться апартаментами на станции.
  • Youjo Senki — Виктория Ивановна «Виша» Серебрякова. Её аристократическая семья бежала от русской революции, и Виктория выросла уже в Империи, мало что помня о жизни на своей настоящей родине.
  • Shingeki no Kyojin — Дина Фриц и её сын Зик Йегер, последние живые представители королевской семьи Элдии на материке. А если верить словам Киёми Азумабито, то Микаса Аккерман по линии матери происходит из рода сёгунов Хизуру.

Живопись[править]

  • Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Реальная жизнь[править]

  • В Англии было сословие недобитых норманнами при завоевании осколков прежней англосаксонской знати — йомены. По положению они находились ниже дворян, но выше обычных простолюдинов. Как правило, занимались земледелием, но так как имели право носить оружие, то при случае охотно наёмничали. Именно из них формировался костяк знаменитых английских лучников с их двухметровыми луками.
    • После того как в Войне Роз был истреблён почти весь цвет норманского дворянства, потери в рядах рыцарей нужно было срочно восполнять. Это сделали за счёт посвящения во дворяне именно части йоменов.
  • Им близко сословие русских однодворцев, которые формировались из разных источников. Они могли быть например потомками бывших служивых дворян засечных линий бывшего Дикого Поля (Воронежщина, Орловщина, Курщина). Туда же ссылались Петром мятежные стрельцы. Статус и их повинности в разное время тоже был разным, но ни крестьянами, ни настоящими дворянами они не были. При этом, они были единственным сословием, кроме дворян, которое имело право владеть землёй и крепостными.
    • Да и вообще тьма-тьмущая мелких нетитулованных дворян в России в XIX веке. Пресловутое личное дворянство в присваивалось по достижению IX класса без права передачи потомкам (по документам потомка писали как «из личных дворян/классных чиновников»), и именно на это должности 50 % служащих так и оставались до выхода на пенсию. Менее 20 % дворян в Империи вообще владели хоть каким-то поместьем, а прочие жили на жалованье. Это звучит неожиданно, но гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, который живёт не лучше нищего крестьянина, — личный дворянин (титулярный советник — как раз чин IX класса), а Аксентий Иванович Поприщин, судя по тому, насколько он недоволен помыканиями начальника отделения, и вовсе из обедневших потомственных.
    • Стоит уточнить, что Акакий Акакиевич Башмачкин при его чине мог жить в провинции во много раз лучше, чем в столице, да и в Питере ему бы не пришлось получать такое нищенское жалованье, если бы не его то ли умственная отсталость, то ли какая-то детская психическая травма: «Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела велено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и наконец сказал: „Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь“. С тех пор оставили его навсегда переписывать». А так мог бы выслужиться в коллежского ассесора, а его потомки (если бы они у него были) писали бы дворянами.
    • Семён Захарович Мармеладов тоже был титулярный советник (пока со службы не попёрли за алкоголизм).
    • Обычно даже обедневшие потомки Рюрика носили титул князя — например у отца того самого князя Дмитрия Пожарского осталось всего-навсего одно село, но он сохранил это звание. Но особо «отличившиеся» лишались даже и самого этого звания — например, Ржевские.
    • Петр I предписал дворянам служить. Тех же, кто не хотел, из дворян поперли. Причем такое бывало даже в пределах одного рода. Крестьяне Ромодановские доходили аж до Петербурга с просьбой о восстановлении княжеского достоинства. Родословная была в порядке, но денег не хватило.
  • В Речи Посполитой существовал целый класс таких вот «осколков» — нищих шляхтичей, называемых «убогими шляхтичами». Жили они зачастую беднее крестьян, и от простонародья их отличали только гонор, дедовская сабля и готовность эту саблю использовать по поводу и без. С присоединением к Российской империи добавилось ещё право на освобождение от телесных наказаний (до этого могли высечь, но не на голой земле). Такими «шляхтичами» были буквально забиты многие уезды центральной Польши вокруг Варшавы. Пан Тухачевский и пан Рокоссовский — примеры шляхтичей, утративших статус задолго до своего рождения и оказавшихся застигнутыми революцией во время своей службы в армии.
    • Тонкость в том, что в старой Речи Посполитой шляхтичем можно было стать довольно легко — примазаться к клиентеле крупного магната: по пьяни магнат мог туда включить и особо угодившего ему хлопа из дворовых слуг. Был даже «еврейский способ» стать шляхтичем — сначала принимался иудаизм, а потом из него шли в католики (по закону крестившийся иудей становился шляхтичем). Но документально, разумеется, их потомки ничем не могли подтвердить своего дворянства. Поэтому после разделов Польши эти шляхтичи со свистом повылетали из дворян в мещане-крестьяне-однодворцы, так как в канцеляриях Австрии-России-Пруссии дворянами считали только людей, получившими это звание от верховной власти и документально способных это подтвердить.
    • Про «еврейский способ» сомнительно. Ко времени средневековья иудейского прозелитизма уже не было и сложилась обычная практика, когда желающего пройти гиюр раввинат обязан пытаться отговорить от этого трижды.
    • Впрочем, в XVI в. был один-единственный случай за всё европейскую историю, когда человек получил шляхетское звание, оставаясь при этом практикующим евреем. Его родной брат принял католичество, а он — нет.
  • Идальго в Испании. По итогам Реконкисты образовалось огромное число номинальных дворян, которые сами обрабатывали небольшой клочок земли. Как и в случае со шляхтичами, единственные дворянские черты: освобождение от некоторых налогов, гонор и привычка чуть что хвататься за нож. Именно из идальго вышел костяк непобедимых испанских терций и конкистадоров.
  • Согласно некоторым криптоисторическим гипотезам — Жанна д’Арк (есть версия даже о ее королевской крови), чем якобы и объясняются ее невероятные для простой неграмотной крестьянки способности и достижения. Однако, вопреки массовому заблуждению, дворянской фамилии «д’Арк» она никогда не носила и ни к какому «Арку» отношения не имела (ее родное село называлось Домреми). Ее фамилия, скорее всего, была Дарк (хотя в хрониках встречаются и другие варианты написания — Дар, Тарк и даже Дэй). Написание же, на дворянский манер, «д’Арк» появилось только в XVI веке в стихах французского поэта, желавшего таким образом еще более возвысить национальную героиню. Впрочем, сам факт наличия у крестьянки в те годы хоть какой-то фамилии не вполне обычен.
    • У французских крестьян из зажиточных даже гербы встречались массово, так что никакой редкостью это на самом деле не являлось.
  • Бандзуйин Тёбэй — ронин, ставший якудзой и быстро выбившийся в главари, а затем подмявший под себя столичный город Эдо (нынешний Токио). Превратил бытовавшие у бандитов понятия в кодекс чести.
  • Знаменитый японский ас Сакаи Собуро — потомок деклассированных самураев занимавшихся крестьянским трудом. Т.к. самураи буквально служили за еду, то после реформ Мейдзи оказались самыми образованными и самыми бедными семьями в деревне и пытались пристроиться в армию. Собственно, это и была одной из причин успехов японской армии и флота: у них был огромный, казавшийся неисчерпаемым кадровый резерв, готовый служить за прожиточный минимум.
  • Анархист Пётр Алексеевич Кропоткин — потомок династии Рюриковичей и один из лидеров Первого Интернационала.
  • Марию Луизу фон Лариш-Валлерзее дворянского титула никто не лишал, но все же глубина социального падения поражает: от избалованной графини и любимой племянницы Елизаветы Австрийской до кухарки, избиваемой мужем-фермером.
  • Публицист Александр Герцен, внебрачный сын русского дворянина Ивана Алексеевича Яковлева. Род Яковлевых имел общего предка с императорским домом Романовых.
  • Легендарный «чёрный барон» Пётр Николаевич Врангель в эмиграции трудился — в соответствии с дипломом Горного Института — простым инженером.
  • Салиф Кейта, малийский певец aka «Золотой Голос Африки» — прямой потомок основателя империи Мали Сундиаты Кейты. Его родители занимались крестьянским трудом. А поскольку он ещё и был альбиносом, что не пристало для аристократа, то вдобавок его изгнали из дома и деревни.
  • Поскольку в Индии очень некузяво принимать еду из рук более низкой касты, то в ресторанах для высших каст официанты являются выходцами из обедневших брахманов.
    • Маньи Сингх — дочь рикши, вышедшая в 2021 году в финал конкурса красоты, имеет специфическую фамилию Сингх, которую носят и сикх и кшатрии. На фото её отец совсем не выглядит сикхом (сикхи носят тюрбан и бороду, а её отец бритый и без тюрбана), получается, что она из высшей касты кшатриев.
  • Известный в узких кругах альтисториков батоно Горец (ныне покойный) — наследный князь Мингрелии. В советской Грузии служил участковым (и о том, что он князь, знала каждая местная собака), а после развала сделал солдатскую карьеру в Иностранном легионе.
  • Грузинский советский сценарист, поэт, переводчик, киноактёр, заслуженный артист Грузинской ССР w:Петр Петрович Грузинский («Чито-гврито» из «Мимино», «Тбилисо» и многие другие грузинские шлягеры советских времен написаны на его стихи) - не просто князь из семейства Багратионов, но и прямой наследник грузинских царей.
  • С совсем прикрученным фитильком сабжем может оказаться любой посмотрелец, или кто-то из его знакомых. Покопавшись в архивах, можно зачастую узнать много интересного о своих дворянских\шляхетских\старшинских корнях… никаких реальных преимуществ вы, впрочем, не получите. Но хотя бы душу немножко погреть можно — «мелочь, а приятно» ©.
    • Смотря что откопать…

Примечания[править]

  1. Камергер — это, на секундочку, очень привилегированная должность, на которую мог попасть исключительно дворянин, крайне желательно, чтобы титулованный. Пажеский Его Императорского Величества Корпус, где готовили таких служителей двора (а заодно — и лейб-гвардию, то есть, телохранителей самого императора) был самым элитным заведением кадетского типа в России, куда не то что «неблагородный», но даже недостаточно родовитый или не имеющий отличившихся перед царём родителей дворянин не мог попасть по определению