Эффект горностаевой мантии
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Ermine Cape Effect. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Эффект горностаевой мантии заключается в том, что короли и аристократы всегда, всегда одеваются именно так, как их рисуют на парадных портретах. Иначе как же их идентифицировать? Большинство людей видело особ голубой крови либо на портретах, либо на каких-нибудь открытых церемониях; знать их лично, когда они со сна, в халатах, банных шарканцах или бигудях — привилегия немногих.
Собственно горностаевая мантия для этого эффекта необязательна; сойдут любые другие регалии, которые носятся или таскаются только для портретов и церемоний. Если император, король или герцог в таком виде и спит, и ест, и в туалет ходит, и нам это показывают — следовательно, эффект горностаевой мантии налицо.
Реальные короли, само собой, ходили в быту в самой обычной повседневной одежде, приличной их сословию. А облачались для церемоний или встречи послов в тронном зале. Короля в его резиденции и так все знают.
В наше время, впрочем, этот эффект в основном устарел: представителей всех королевских домов Европы часто показывают по телику или в газетах во вполне партикулярном виде. С одной стороны, это из-за демократизации монархии, с другой — из-за перенасыщения общества мгновенными и всеохватывающими средствами массовой информации: в старые времена, когда делался портрет или дагерротип, не только короли, но и сапожники старались приодеться во всё лучшее.
Однако в вымышленных мирах, особенно в визуальных видах искусства, эффект горностаевой мантии живее всех живых. Если у короля или принцессы скудный гардероб, будьте уверены: этот персонаж всегда будет ходить при полном параде. Если неограниченный — в 100500 вариантах полного парада. И по дворцу, и по лесам, и по подземельям с крысами — и умудрится даже пятен не насажать.
В более широком смысле этот эффект можно распространить на всякого, чьё положение и род занятий можно легко выразить через внешность. Например, рыцарь в сияющих доспехах будет ходить в них постоянно, ниндзя — всегда носить чёрный костюм, ковбой — шляпу, другие крутые — шарф, пальто и далее по списку.
Где встречается[править]
Регалии в литературе[править]
- Терри Пратчетт, «Мор, ученик Смерти» — субверсия. Бабушка Мора говорила, что короли всегда носят корону, даже в уборной. Смерть не спорит, что технически препятствий к этому нет, но его опыт говорит об обратном.
- Михаил Бабкин, «Слимп». Герой, заявившись в магазин одежды, ненароком ругается так, как это дозволено только королям. Вся предлагаемая ему затем одежда имеет ярко выраженный монаршеский стиль: горностаевая мантия и бриллиантовые украшения по всему воротнику.
- В короткой сказке С.Седова «Где король?» короля без короны не признают, считая самозванцем.
- Эрих Кестнер, «Маленький Макс и маленькая мисс» — педаль в пол: Билеам, король микрогосударства Бреганцона, пришил свою корону к повседневной черной шляпе.
- Стивен Ликок, «Помешавшийся на тайне, или Дефективный детектив». Шутки ради пародируется троп: графиня постоянно носит тиару, дорогое манто и много всякого другого, что говорит о ее статусе. И у простого детектива есть подставки для всех этих вещей.
- Юрий Никитин, «Передышка в Барбусе»: субверсия — законному правителю Барбуссии полагается выходить в свет при полном параде. Но на момент книги его обязанности исполняет простой (и даже очень простой) лесной варвар Мрак, играющий с тцаром в «принца и нищего». Понятно, что он бурно протестует против вычурных, обильно украшенных и страшно неудобных одеяний. Когда его в этом богатом шмотье ещё и попробовали запихнуть в возок, чтобы везти на охоту, Мрак церемониться не стал: загнал в возок особо надоедливого советника, кинул следом тцарские одежды, а сам поехал верхом. Это спасло героя от очередного покушения: убийцы налетели на колонну и, пользуясь эффектом внезапности, закололи… правильно — того, кто больше всех похож на правителя.
- Морис Дрюон, «Проклятые короли» — технически Мария Венгерская уже давно не правящая королева, но спуску другим не даёт и требует к себе прежнего пиетета, поэтому всегда появляется на людях в короне.
- Вера Камша, «Отблески Этерны» — Альдо Ракан, став королем, сам придумал себе костюмы «по древней моде» (как он ее представлял), и переодевался четыре раза в день: в честь четырех Стихий.
Регалии на иллюстрациях[править]
- Если в сказке (или шуточном/сатирическом рассказе) есть король (или другой монарх), то в 99 % случаев он будет всегда и везде носить корону. Аналогично — королева, принцы и принцессы. Если сказка детская, то так целевой аудитории будет понятней, кто есть кто.
- Как следствие — отечественные Царевна-Лягушка, Царевна-Лебедь, зарубежные Король/Принц-Лягушонок, принцы-лебеди и пр. в своём «животном» образе будут носить маленькие короны. Плюс короной любят наделять Золотую Рыбку.
Регалии в театре[править]
- Мюзикл «Гамильтон» — король Георг, естественно. Первое из его трёх появлений на сцене предполагает послание к Конгрессу восставших колоний, два других — вообще реакция/рефлексия на новости оттуда. Ни одного церемониального повода — однако во всех случаях со скипетром и короне св. Эдуарда, в первом фрагменте — ещё и в горностаевой мантии. Корона и мантия в исходный период проката мюзикла были ещё и весьма тяжёлыми, несмостря на бутафорию.
Регалии в кино и телесериалах[править]
- «Каин XVIII» — королева Власта и её дочь Милада. Первая всё экранное время проводит в короне, вторая почти всё время (кроме казни и последующего бегства) тоже носит различные подобия короны. А вот про монарха, в честь которого назван фильм (и пьеса), см. ниже в «не встречается».
- Фильм «Умные вещи» — педаль в пол. Вся правящая верхушка носит перевязи с названиями должностей, а вся царская семья — ещё и короны.
- Впрочем, почти во всех фильмах-сказках и мультфильмах монархи ходят всегда в коронах. Это даже добавляет прикольности, особенно в нелепых ситуациях. Если экранизирована русская народная сказка, то нередко на голове царя можно видеть не клюквенный вариант шапки Мономаха, а клюквенное подобие европейской средневековой короны. Налицо анахронизм/анакосмизм, добавляющий прикольности и ставший своего рода штампом.
- Педаль в пол: в «Варваре-красе, длинной косе» царица Мелания, супруга царя Еремея, спит с распущенными волосами и в ночной рубашке… но при этом с серебряным венцом на голове. А дизайн венца таков, что в нём не поворочаешься, и на бок не ляжешь — спать приходится всю ночь в одной и той же позе, на спине, на высоких подушках, практически полусидя. Довольно-таки неудобно. Но статус, видимо, превыше всего.
- Кстати, благодаря этому венцу — и неизменности позы — длиннющие распущенные волосы царицы не превращаются к утру в «веник», как у многих длинноволосых женщин, а остаются в порядке.
- К тому же, возможно, Мелания намеревалась спать чутко, потому что интуитивно беспокоилась за своего первенца Андрюшеньку, посапывавшего рядом в люльке. Беспокоилась не зря — заговорщики (возглавляемые самим царём Еремеем) таскали младенца куда хотели, и в большинстве своём понятия не имели, что не подменили дитя в итоге, а невольно приволокли обратно в целости и сохранности. А чутко спать у царицы-матушки не получилось — заснула очень глубоко. А ведь дьяк Афанасий сонного зелья ей не давал — только нянькам!..
- Сериал Once Upon A Time — в одной из серий в Реджине, одевшейся простолюдинкой, никто не признаёт свою королеву. В итоге это едва не привело к её казни, так как окружающие сочли её наглой самозванкой.
- Схожая ситуация возникает и в фильме «Пастух Янка»: короля Дуремонтуса III не узнаёт собственный канцлер, который по долгу службы ежедневно общался с монархом. Правда, король был в этот момент не просто в лохмотьях, но и официально признан умершим. А канцлер, возможно, это нарочно; нельзя исключить, что «чудом спасшийся» король ему совсем не удобен.
- Фантагиро — король даже спит в короне и меняет её разве что на шлем для боя.
- «Обыкновенное чудо» — Король путешествует в короне, а придя домой к Волшебнику, вешает её на дверной крючок.
- «Белая королева» — Эдуард IV и позднее его брат Ричард III на публике и даже в бою всегда в короне (учитывая общий костюмерный бюджет, весьма пластиковой и нелепой на вид). Ричард даже это подчёркивает, когда цепляет корону поверх шлема в битву на Босвортском поле, чтобы претендент Генрих Тюдор быстрее его нашёл, и они поговорили как мужчина с мужчиной. Итог немного предсказуем. Также в сюжете фигурирует горностаевая мантия королевы Елизаветы Вудвилл, которую украдкой примеряют и тискают придворные дамы Анна и Изабелла Невилл, сами мечтающие когда-нибудь воцариться.
- «Не покидай…» — у принцессы Альбины всегда на прическе закреплена миниатюрная декоративно-мультяшная корона.
Регалии в мультипликации[править]
Подобное наблюдается почти во всех мультфильмах.
- Мультфильм «Маленький Мук» 1938 г. (не путать с цветным мультфильмом «Мук-скороход» 1975 г.) — европейский король, к которому Мук нанялся скороходом, всегда в короне. А когда он испытывал украденные волшебные туфли, то корона слетела с головы только в самый последний момент полета.
- «Бременские музыканты» и «По следам бременских музыкантов» — Король почти никогда не снимает парика (разве что на ночь, или чтобы выразить некие сильные чувства), а сняв его, всё равно не расстаётся с короной, и даже ночнушка у него оторочена горностаем. А вот Принцесса корону носила только до побега с Трубадуром. В момент побега она её демонстративно выбрасывает.
- «Конёк-горбунок» — царь даже в бане моется с короной на голове.
- «Королевский бутерброд» (по стихотворению А. Милна в переводе С. Маршака) — король делает зарядку и купается без короны, но завтракает при полном параде.
- «Вовка в Тридевятом царстве» — когда царь красит забор, его цветастый кафтан и скипетр с державой остаются на троне, но корона всё-таки на голове.
- «Храбрый портняжка» — король в мантии на балу и во время позирования вполне нормален, но генералы, танцующие в доспехах со шлемами…
- «Баба-Яга против» — Кощей Бессмертный носит на голове корону с козырьком. Судя по всему, отсылка к пушкинскому «царь Кащей», который «над златом чахнет».
- Во втором мультике надевает поверх шапки-невидимки (чтобы «зрители» видели, где он находится).
- «Как приручить дракона» — какой предмет одежды позволяет понять, что перед вами викинг? Рогатый шлем, конечно же! Тут такие носит почти всё население острова, причём постоянно. Иногда вместе с другими элементами брони вроде наплечников. Хотя, если подумать, это больше проходит по ведомству «всегда готов».
- «Шрек» — даже отходя ко сну, родители Фионы остаются в коронах. Правда, когда король пытался инкогнито встретиться с Феей, корону он всё-таки снял.
- Мультсериал «Angry Birds» демонстрирует наглядность тропа, когда свиной король теряет корону, без которой его совершенно никто не узнает и не может пустить во дворец. Когда же корона находится… в мусорном мешке, все ранее отказавшие монарху жители королевства поняли, как они ошибались. Остается только догадываться, что случилось бы, надень корону кто-нибудь другой!
- «Великий мышиный сыщик» — профессор Рэтиган в своем музыкальном номере выступает в королевских регалиях, одной из которых является горностаевая мантия.
- «Межа» — царь даже спит в мантии и короне. Когда, корона хоть на секунду покидает голову, заметно нервничает, а когда она падает, сразу бросается поднимать, как будто в их царстве действует закон — кто первым корону надел, тот и царь.
Регалии в мультсериалах[править]
- «Скуби Ду: Забавные состязания „Всех мультсупер звёзд“» (1977) — эпизод «Акапулько и Англия» (1 сезон, 2 серия). По прибытии в Англию мишка Йоги был произведён в рыцари и в связи с этим надел белый напудренный парик и гоностаевую мантию. Так в них и соревновался.
- «Тайны старого Лондона» (1994) — эпизод «Мистер Вильям» (13 серия). Для того чтобы проследить, как поселившийся в театре Призрак, проходит сквозь стену, Орсон и Оливия замаскировались под манекен, одетый в костюм короля, в том числе — в пышную горностаевую мантию.
- Диснеевские «Приключения медведей Гамми» — король Грегор в одной и той же мантии охотится, ездит в дальние путешествия и сражается с лесными разбойниками. Только что не спит в ней.
- «Альберт, пятый мушкетёр» обыгрывает троп. Королева переодевается в одежду простой смертной, но забывает снять корону. И очень удивляется, что её всё равно узнают. А до мультсериала подобный сюжет пользовали в книгах все кому не лень — от староевропейских сказочников, до Марка Твена. (Где у Твена?)
- Учебный мультсериал про Маззи (Muzzy In Gondoland). Вся королевская семья носит короны, а принцесса может надеть корону и поверх шляпы, и поверх мотоциклетного шлема.
- Star vs. the Forces of Evil — в случае самой королевской семьи эффекта нет, но имеет место быть у рыцарей, которые даже в магазин в полном доспехе ходят. Особенно выделяется так называемый Рыцарь Стирки, хотя если учесть высокую смертность его оруженосцев и ту фигню в вентиляции, которая была одной из причин, постоянное пребывание в боеготовности для него вполне оправдано.
- «Дружба — это чудо» — король Сомбра носит красную мантию и рогатую корону вместе с доспехами.
- Что Селестия, что Луна не снимают свои короны даже при отходе ко сну.
- «Маша и Медведь» — в серии «Не царское дело!» Лев в короне и без короны не меняется ни внешне, ни в поведении, зато надевшая корону Маша мгновенно превращается в королеву Марианну Стопервую в парике и коронационном наряде и начинает активно «править» и развлекаться при полном параде. Лишившись короны, мгновенно лишается и расфуфыренного вида и гипертрофированного самомнения. В качестве стоп-кадрового бонуса — куча портретов на стенах её дворца, где она изображена именно в горностаевой мантии и короне… с клюшкой, с мячиком, с сахарным петушком и на велосипеде.
- «Бэтмен: Отважный и смелый» — суперзлодей Король Часов появляется в костюме с маской в виде работающих часов, увенчанных короной, и плаще с горностаевым подбоем.
- Один из костюмов суперзлодея Музыкального Мастера — белый меховой плащ с бахромой из цельных соболиных шкуркок на воротнике.
Регалии в комиксах[править]
- Marvel Comics — у каждого барона Земо обязательным аксесуаром был горностаевый воротник. Особенно показательны суперзлодеи Генрих (барон Земо двенадцатый) и Гельмут (барон Земо тринадцатый), дополнявшие им суперзлодейские костюмы.
Регалии в видеоиграх[править]
- Oblivion: император Тамриэля Уриэль Септим VII именно в ней, родимой и заглавной, рассекает по подземельям под имперской тюрьмой. Тут, конечно, есть обоснуй: его преследовали ассассины и у него не было времени переодеться в дачное. Но мы-то знаем…
- В «Арене» он тоже при полном параде, при том, что протагонист его освобождает от заключения в Обливионе.
- Не знаю, как дело было в «Арене», но во внутренних книгах заключение в Обливионе сравнивают с анабиозом — каким Джагар Тарн его туда поместил, таким и достали.
- В «Скайриме» отличился ярл Балгруф — во время битвы за Вайтран он меняет свои одеяния на доспехи, но менять диадему на шлем даже не думает!
- В «Арене» он тоже при полном параде, при том, что протагонист его освобождает от заключения в Обливионе.
- Dragon Age: Inqusition — педаль в пол в Орлее, причем в масштабах страны. Появиться не просто в недостаточно роскошном, а в немодном платье — уже позор, будь ты хоть сам император, а не нацепить роскошную маску позволяет себе только презренный плебс. На битву с ГлавГадом орлейская императрица отправляется в бальном платье, остальные придворные не отстают.
- Dark Souls 2: у короля Вендрика латный доспех с мантией до пят и шикарным меховым воротником, чтобы можно было выглядеть по-королевски даже на войне. Герой может заполучить его себе, убив то, что осталось от Вендрика (когда мы впервые видим это, оно бродит голышом, свалив доспехи в угол, но в короне).
- Diablo — на четвёртом уровне можно повстречаться с покойным королём Леориком. От короля остался только громадный скелет — но корона всё ещё у него на голове.
- Трилогия Ведьмака — королей Фольтеста и Хенсельта мы видим всё время при коронах. Радовид в первой части появляется без короны и регалий, но это объяснимо его тайным нахождением в столице Темерии — а вот в дальнейшем и реданский монарх всегда будет «при параде».
- Mount and Blade: Огнем и Мечом — царь Алексей Михайлович даже на штурм крепости бежит в парадном царском платье и шапке Мономаха.
- Singularity — пожизненный глава КПСС Николай Демичев появляется перед главным героем в изменённом его действиями в прошлом настоящем в том виде, который и положен (по американскому мнению) главе государства победившего социализма. А именно, в горностаевой мантии, надетой поверх роскошного мундира.
Регалии в настольных играх[править]
- Warhammer 40000: попробуйте представить Императора Человечества не в богато декорированной золотой броне, без золотого же лаврового венца и без огненного меча. Не получается? То-то же! С прикрученным фитильком, так как всё это не только помпезно выглядит, но еще и очень больно бьет.
- Вообще, Императора в тоге вполне изображают, а вот космодесантник без брони — это действительно редкость.
- Отчего же? Перед облачением в броню их вполне себе изображают.
- Вообще, Императора в тоге вполне изображают, а вот космодесантник без брони — это действительно редкость.
Где не встречается[править]
Без регалий в комплексных франшизах[править]
- Star Wars:
- Королева Набу, впоследствии сенатор Падме Амидала имеет целую толпу двойниц и иногда одевается как своя же служанка, а иногда и вовсе отправляется неизвестно куда в гражданском. При этом кто-то из служанок обязательно остаётся в парадных регалиях королевы, чтобы никто ничего не понял.
- Правда церемониальные шмотки настолько помпезные и закрытые, а грим такой толстенный, что за Амидалу в них себя может выдать едва ли не любая девушка более-менее схожего телосложения. А при снятии и смытии всего этого — несложно выдать себя за другого человека. Но вот конкретно Сабе действительно походила на Падме, как близняшка, и это не только внутривселенский канон — на съёмках «Призрачной угрозы» исполнительниц ролей, Натали Портман и Киру Найтли, путали даже родные мамы.
- Альдераанский король-консорт Бейл Органа ни разу не показан при парадных регалиях, его приемная дочь в «Новой надежде» одета тоже предельно повседневно. Ну как повседневно… Не для лазания по мусорным прессам, да, цивильно. Но не Амидала, нет.
- Император Палпатин настолько крут, что в свое правление носит черную мантию Повелителя Тьмы.
- Это смотря от чего смотреть — не является ли для Повелителя Ситхов мантия регалией?..
- Дарт Тираннус, более известный как граф Дуку Сереннский, тоже ни разу не появлялся в графских регалиях, даже когда покинул орден джедаев.
- В Расширенной вселенной принцесса кластера Хейп и рыцарь-джедай Тенел Ка скрывает от однокурсников в Академии свое благородное происхождение. Ее мать — воительница, и она одевается так же, как воительница с родной планеты матери.
- Королева Набу, впоследствии сенатор Падме Амидала имеет целую толпу двойниц и иногда одевается как своя же служанка, а иногда и вовсе отправляется неизвестно куда в гражданском. При этом кто-то из служанок обязательно остаётся в парадных регалиях королевы, чтобы никто ничего не понял.
Без регалий в литературе[править]
- Вальтер Скотт, «Квентин Дорвард»: заглавный герой встретил пожилого человека, который, как он предположил — меняла или хлебный торговец. Он «смахивал больше всего на купца. Его камзол, штаны и плащ из одноцветной тёмной материи были донельзя потерты». А это был король Франции Людовик XI.
- Основано на реальных событиях. Известно, что Людовик XI был очень скромен (если не сказать — скуп) в быту, предпочитал носить простую и удобную одежду (и ставил себя в пример придворным, мол, проще надо одеваться, вести себя, да и в целом жить), а наряжался должным образом только тогда, когда это было необходимо по официальным причинам. Но ближе к старости Людовик всё чаще забивал на регалии даже в официальных случаях, позволяя себе появляться в откровенно непрезентабельном виде даже перед иностранными послами! Очень ярко это отображено в романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Ношеное трико, старый кафтан и засаленная суконная шляпа — вот таким перед фламандскими гостями предстал король Франции, и его это ни капельки не смущало.
- «Хроники Нарнии», «Конь и его мальчик» — «Аравита совсем не так представляла себе королей — на Луме был потёртый камзол, ибо король только что обходил псарню и едва успел вымыть руки».
- Генрик Сенкевич, «Потоп» — подсвечено в беседе пана Володыёвского и трех провинциальных шляхтянок. Одна из них наивно спрашивает, неужели король Ян Казимир всегда носит на голове корону, на что Володыёвский резонно отвечает: «Да зачем же ему каждый день в короне ходить! Голова-то у него не железная! Корона лежит себе в соборе, отчего и почету ей больше, а король носит черную шляпу, осыпанную бриллиантами, от которых блеск идет на весь замок».
- Владимир Набоков, «Трагедия господина Морна» — король неизвестной утопической страны предпочитает славе безвестность: на публике он появляется в маске, ходит неузнанным по улицам среди горожан столицы и, говорят, даже в проезжающей королевской карете с задёрнутыми шторами на самом деле — никого. Соответственно, когда короля вводят в сюжет, никто из героев его за короля не принимает.
- Роджер Желязны, «Хроники Амбера» — Рэндом, король Амбера, не прочь закосить под рокера. Его отец, король Оберон, так вовсе иногда… бросает королевство на произвол судьбы и тайно странствует невесть где. Да и вообще власть имущие в этом произведении носят всё, что захочется.
- С. Седов, очень короткая сказка «Король скромничает» — король ходит в повседневной одежде и даже живёт в обычной квартире, но тем не менее весьма крут.
- Алексей Пехов, «Крадущийся в тени» — король Валиостра предпочитает одеваться, как трактирщик.
- «Хроники странного королевства». Король Шеллар III терпеть не может парадные белые одеяния, регалии и церемониал в общем и целом, и потому большую часть времени ходит в простом чёрном камзоле или ещё в чём придётся. «Ты бы видела, как я выгляжу в своей короне. Как умственно отсталый грабитель могил. Так мало того, она еще и уши натирает».
- И вообще в этом сеттинге короли не ходят при полном параде круглые сутки.
- Александр Рудазов, «Архимаг» — во второй книге на приёме у одного из королей Каабара Ванесса интересуется, почему тот не носит свою золотую корону. Король со смехом отвечает, что корону носит только на самых важных церемониях, потому что она «большая, тяжёлая, думать мешает». Потом, правда, оговаривается, что будь корона из керефа (суперлёгкий и прочный сплав для паладинских доспехов), он был бы не прочь её не снимать — но Серебряные Рыцари стерегут рецепт священного металла как зеницу ока.
- А вот в четвёртой книге, действие которой происходит уже в другом мире, указывается, что королям страны Рокуш традиция предписывает ни на секунду не расставаться с короной — даже в самые интимные моменты. Впрочем, корона выглядит как лёгкий, тонкий серебряный венец с единственной жемчужиной в центре.
- «Сварог» — некий дворянин сказал протагонисту, что он выглядит неподобающе, он сразу отбрехался тем, что он-то как раз при полном параде, да не той версии. И сослался на принятый специально для него закон, по которому обладатель нескольких титулов может выбирать вариант полного парада. Он ведь не только король и небесный лорд, но и настоящий барон из приграничья. А жена Сварога, небесная императрица Яна, после свадьбы начала одеваться как хельстадская королева. Каковы регалии королевы этого королевства — решать самой Яне, она там вообще первая, сам же Сварог соответствующий раздел пропустил за неимением королевы. И при этом регалии эти остаются известны только своим по причине безлюдности её королевства. Там просто некому рассказать бандитам, что вот эту девочку, выглядящую как баронесса Готар, трогать опасно.
- Элеонора Раткевич, «Ларе-и-т’аэ» — если король Лерметт заходит с друзьями в обычный городской трактир, это событие не то чтобы частое, но и не уникальное. А вот когда он делает то же самое при полном параде (так уж сложились обстоятельства) — это уже изрядная редкость. «Будет чем похвалиться тощему трактирщику: мол, ко мне король не просто так зашёл, а в лучшем своём наряде — то-то пересудов пойдёт по поводу столь неслыханного благоволения! Эннеари не сомневался, что в ближайшие дни трактир сменит вывеску — и прозываться отныне будет „Королевская мантия“ либо „Наряд Его Величества“».
- В предыдущей книге цикла та же привычка спасает Лерметту, тогда ещё принцу, жизнь: наёмные убийцы ожидают, что он пойдёт через горный перевал в роскошном посольском наряде — и игнорируют путника в простой дорожной одежде. (Правда, вместо него атаковали проходившего там же эльфа, чей костюм был по описанию похож, чем вызвали лавину — но у него ж регенерация). Похоже, Лерметт — единственный в сеттинге, кто не щеголяет регалиями почём зря.
- Король-адмирал Эвелль в окружении новой знати — бывших пиратов — ограничивается вышитой лентой на лбу и одним перстнем. Король и принц Эттарма тоже, судя по всему, регалиями не заморачиваются — ну да они оборотни, как и большая часть населения Эттарма. Про остальных коронованных особ сказано не слишком много.
- В предыдущей книге цикла та же привычка спасает Лерметту, тогда ещё принцу, жизнь: наёмные убийцы ожидают, что он пойдёт через горный перевал в роскошном посольском наряде — и игнорируют путника в простой дорожной одежде. (Правда, вместо него атаковали проходившего там же эльфа, чей костюм был по описанию похож, чем вызвали лавину — но у него ж регенерация). Похоже, Лерметт — единственный в сеттинге, кто не щеголяет регалиями почём зря.
- Дина Сабитова, «Цирк в шкатулке». Собственно, вся королевская семья — в повседневной жизни-то оно зачем? Подсвечено: на вопрос нового знакомого Марика о том, точно ли она принцесса и, если да, то где её корона, принцесса Карамелька (Амелия) закономерно интересуется: «По-твоему, я и спать должна в короне, и в школу ходить, и уроки делать? Это же парадная одежда. Хранится в сокровищнице. Тебе-то корона зачем? Или ты всё же разбойник и явился меня ограбить?»
- Евгений Лукин, «Разбойничья злая луна». Протагониста ведут на аудиенцию к местному царю. Вводят в тронный зал, там стоит роскошный трон (пустой), сбоку на обычном стуле за обычным столом пристроился какой-то скромно одетый секретарь и что-то пишет. «Государь!..» — обращается сопровождающий протагониста чиновник вроде как к пустому трону. Протагонист даже испугаться успел — неужели правду болтают, будто местный царь сверхчеловек, умеет становится невидимым… «Но тут секретарь вскинул голову. Ар-Шарлахи увидел бледное измождённое лицо с глубоко запавшими, нечеловечески пристальными глазами — и содрогнулся. Не могло быть у секретаря таких глаз! За столом, заваленном свитками, сидел сам Улькар Единственный — бессмертный, непостижимый и всемогущий».
- Злотников, «Царь Фёдор. Ещё один шанс» — именно поэтому многие персонажи не понимали, что говорят не с простым отроком, а с царевичем (в царёвой школе он тоже носил общую форму). Став же царём, главный герой опять наплевал на регалии (что ИРЛ было тогда почти невозможным).
- Януш Корчак, «Король Матиуш» — Матиуш надевает корону лишь на время дворцовых церемоний, но носит простую одежду во время игр и даже на городских торжествах присутствует в военном мундире, но без короны (подчеркивается огорчение детей, ожидавших сабж).
Без регалий в фанфиках[править]
- «По ту сторону рассвета» — король Нарготронда Финрод надевает корону только на официальный совет, всё остальное время одет подчёркнуто обыденно. Берен не носит княжеских регалий вообще никогда (если не считать кольца Барахира, которое он воспринимает исключительно, как символ вассальной преданности). Автор дважды обращает внимание на важность присутствия и отсутствия регалий: когда замещающий Финрода Ородрет надевает корону для визита к двоюродному брату-Феанорингу и с болью для себя отмечает, что Финрод, в отличие от него, не нуждался в этом и не поступил бы так; когда Берен с беорингами играет в хэло, и вастакский правитель надменно говорит, что не отличил князя в толпе оборванцев, Берен отвечает: «Князя делает не одежда, а тот, кто боится, что с одеждой и украшениями лишится и достоинства, сам собой ничего не представляет».
- Верховный король нолдор Фингон (заядлый кузнец) и князь Маэдрос в обыденной жизни тоже не заморачиваются с регалиями.
- С другой стороны Силы — при первом появлении в книге Саурон одет как вполне обычный, хоть и богатый воин, отнюдь не как второе лицо среди сил Тьмы. Да и сам Моргот попервоначалу предстаёт в понятном и человечном облике «Мелькора-возлюбившего-мир», и только потом (когда приспешники засыпают под песню Лютиэн) переключается на наружность каноничного Чёрного Врага.
Без регалий в кино и телесериалах[править]
- «Игра престолов» (2011) — Станнис Баратеон. Корону не носит, доспехи ничем принципиально от доспехов окружения не отличаются.
- Отечественные экранизации «Трех мушкетеров» (как советская, так и новая 2013 г.). Король одет как богатый дворянин, но всё же не в мантию и корону, как на портрете. И даже Ришелье, в полном соответствии с историей, время от времени меняет длинную сутану на светское платье, более пригодное на войне.
- Отечественная экранизация «Королевы Марго» и «Графини де Монсоро» — Карл IX, Генрих III и Генрих Наваррский одеты так же, как и другие французские дворяне, короны не надевают ни разу. Королева-мать все время ходит в траурном наряде.
- «Доктор Кто» — даже будучи лордом-президентом (правителем целой планеты!), Доктор не прекращает откалывать черт знает что и даже не носит одежду, традиционную для Галлифрея.
- Человеческий Император в «Серебряном кошмаре» косит под простого солдата, и весьма успешно.
- Английские королевы неоднократно появлялись в сериале во вполне повседневной одежде.
- «Каин XVIII» по Е. Шварцу. Король Каин ни разу в кадре не появился в короне (в отличие от королевы соседнего государства). Только в спортивном костюме, в халате, в парадной форме (и то под конец).
- Самое смешное, что на афише фильма правитель как раз нарисован в короне!
- «Основание» — троица императоров (где младший из разновозрастных клонов начинателя династии — по факту наследный принц, средний — собственно действующий император, а старший играет роль советника и, иногда, дипломата и работает над монументальной дворцовой фреской) всея галактики вне официальной обстановки носит в основном лёгкие синие одежды, похожие на пижамы. Порой для неофициальных выходов и встреч надевают одежду поцивильнее, но тоже предельно простую.
- «Спасительная милость» 1986 года — папа римский Лев XIV работает с бумагами во внутреннем саду Ватикана в домашней одежде. Вынужденный погнаться за унесенным ветром письмом, оказывается за пределами закрытой для туристов части Ватикана, что и даёт завязку остального сюжета по типу «король под прикрытием».
Без регалий в мультфильмах[править]
- «Заколдованный мальчик» — памятник королю без короны и без мантии (в полном соответствии с оригиналом).
- Мультфильм «Дикие лебеди» (СССР, 1962, по сказке Г. Х. Андерсена). Молодой король в короне почти не появляется. Поэтому целевая аудитория может воспринимать его не как действующего короля, а как принца.
- В то же время родители заколдованных принцев и принцессы носят короны все время, как и принцы в образах лебедей. Превратившись в людей, они остаются без корон.
- Мультфильм «Толкование Сновидений» из цикла «Гора самоцветов»- хан совершает вылазку в город, встречает там кузнеца, помогшего ему, и при этом кузнец догадался о титуле товарища только после раскрытия самим ханом.
- «Вовка в Тридевятом царстве» — Царь красит забор в одном исподнем: цветастый кафтан и скипетр с державой остаются на троне, но корона всё-таки на голове. Но при появлении посетителей старичок бежит к трону и надевает мантию и корону, а то не солидно.
- «Холодное сердце» — удрав с собственной коронации, Эльза вышвыривает все регалии в ближайший сугроб, наколдовывает себе весьма фансервисное ледяное платье и дальше так в нём и ходит, даже после возвращения. Ничего, подданные довольны.
- Уточнение: большую их часть (скипетр и державу) не принято держать в перчатках, поэтому их она вообще держит менее минуты и сразу откладывает, остаётся и улетает в сугроб лишь какой-то головной элемент — не классическая корона и даже не диадема или тиара, а фактически гребень.
- «Фока на все руки дока» — царь с семьёй завтракает в домашней одежде.
- «Helluva Boss» — Столас дома носит халатик и мягкие тапочки, а на публике (в парке развлечений, например) не стесняется появляться в майке и шортиках. В человеческом облике, опять же, наколдовывает себе вполне обычную одежду — рубашку, жилетку, брюки и т. д.
Без регалий в видеоиграх[править]
- Серия Kingdom Come: Deliverance — богемская аристократия носит одежду, вполне соответствующую их статусу, не напяливая на себя кучу регалий, а в доспехи облачается лишь по случаю. Разве что Сигизмунд носит достаточно лёгкий венец на голове.
- В модах на игру Mount & Blade, а также в её официальном дополнении Warband, где добавлена возможность стать королём (или правящей королевой, если играешь тёткой). Августейшую особу можно нарядить как угодно, в том числе и «предельно партикулярно». Владыка/владычица может хоть в белье бегать — и «никого, кроме себя, этим не опозорит» © Дж. Мартин.
- В моде Wedding Dance выдают корону, которая по показателю защиты чуть-чуть уступает закрытому шлему.
- В некоторых других модах в оружейной лавке можно купить шлем или кольчужный капюшон с укреплённой на нём короной. Но такое можно носить и не будучи королём/королевой — всем пофиг. Обоснуй: простолюдины подумают: «Да мало ли как эти господа выпендриваются!», а дворяне: «Чем бы дитё ни тешилось…».
- Что касается местных правителей, то они носят вполне обычную одежду знати (а то и еще проще(!)) в быту и вполне серийные доспехи в походе (исключение — Санджар-Хан, носит уникальный жёлтый зерцальный доспех), а корон без модов нет совсем.
- В игре Ведьмак 3 император Нильфгаарда носит немного измененный наряд знати, он отличается от магазинного, но не является регалией.
- В книгах Эмгыр тоже носит в тронном зале простой черный костюм с императорской золотой цепью. Впрочем, не вполне понятно, это его личная прихоть или в Нильфгаарде так принято. (Возможно, скорее второе.)
- Undertale — при первой встрече с Ториэль сразу и не поймёшь, что перед тобой королева монстров собственной персоной.
Без регалий в реальной жизни[править]
- Таки да, и в этом сеттинге еще остались монархи, и большинство из них (по крайней мере, в Европе) не стремятся следовать этому тропу. Есть даже специальное понятие — «велосипедная монархия», когда для короля нормально рассекать по городу по делам в одиночку, на обычном велосипеде и в удобной для велосипедной поездки одежде.
- Впрочем, были ещё и коронационные кольца с государственным гербом. Елизавета Английская не носила ежедневно корону, а вот кольцо надела в 1557-м раз и навсегда, говоря, что это символ её «брака» с самой Англией. С кольцом на пальце и умерла в 1603-м; оно вросло в палец, и с покойницы его пришлось спилить, дабы передать наследнику Якову, сыну казнённой по елизаветинскому приговору Марии Стюарт.
- Кстати, несмотря на все старания СМИ некоторые следствия эффекта горностаевой мантии ещё встречаются и в реальной жизни. Как-то в музей Бернадота в По незадолго до закрытия пришла пара неприметных пенсионеров. Охранник музея вежливо выпроводил их, предложив прийти завтра и пораньше. Позже «пенсионеры» и их дочка посетили музей уже с официальным визитом. Оказалось, что охранник выгнал оттуда короля (между прочим, прямого потомка Жана Батиста Бернадота) и королеву Швеции. Неловко получилось. Правда Их Величества были не в обиде: в конце концов, он просто хорошо выполнял свою работу.
- Этрусскому царю Порсенне это спасло жизнь. Убийца заколол его роскошно одетого секретаря.
- Практически все европейские монархи-мужчины, начиная где-то с конца XV века, отказались от постоянного ношения короны и регалий, одевая их лишь по особым случаям. Причиной этому стала, с одной стороны, демократизация моды, а с другой — утяжеление самих корон: если средневековые венцы были ещё относительно лёгкими и достаточно удобными для длительного ношения, то короны Нового времени становились всё более громоздкими. Короны XVII века уже было невозможно носить постоянно: они стали очень тяжёлыми и неудобными. До XIX века большинство монархов Европы носило обычный дворянский костюм, а затем общепринятым стандартом стала офицерская военная форма. В корону и мантию с того периода облачались разве что на коронацию. Царствующие дамы, впрочем, часто показывали аверсию, нося тиары, диадемы или мини-короны.
- Пётр I. Просто Пётр I. То есть, для тогдашней Европы отказ монархов от постоянного ношения регалий уже был нормой, но Пётр пошёл ещё дальше: он в принципе одевался очень просто, был равнодушен к роскоши и богатству, а несообразные со здравым смыслом деньги тратил не на собственную персону, а на проекты модернизации страны, которые иногда даже приносили реальную пользу.
- Забавный зигзаг случился со Сталиным — интервьюировавший советского лидера Лион Фейхтвангер удивился отсутствию «легендарной трубки», вместо которой вождь курил папиросу.
- Даже куря трубку, вождь предпочитал папиросный табак трубочному — в основном, раскрошенную «Герцеговину Флор».