Осколки Сампо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Осколки Сампо» — роман российского писателя Дмитрия Овсянникова, историко-этническое фэнтези. Приключенческая история, где внимание уделяется не только похождениям героев, но и стране, где эти похождения происходят, и народам, среди которых странствуют герои. Живая картина жизни Карелии и Финляндии начала эпохи викингов.

Сюжет романа основан на карело-финском фольклоре, особенно — эпосе «Калевала». Автор правдоподобно описывает образы и явления эпической поэмы, даёт объяснение ее событиям, излагает философию древнего мифа. Таким образом, роман можно считать масштабной реконструкцией «Калевалы». В то же время не фанфик — книга не пересказывает эпос, но описывает мир и общество, где «Калевалу» сочинили и где в нее верят. Для героев романа руны «Калевалы» не вымысел, а описание исторических событий. Основной сюжет и персонажи книги оригинальны.

В «Осколках Сампо» сочетаются элементы высокого и низкого фэнтези. Книга отличается увлекательным сюжетом и необычным, но в то же время реальным сеттингом. Ранее на богатый карело-финский материал писатели почти не опирались (сам Толкин, хоть и вдохновленный «Калевалой», заимствовал оттуда совсем немного).

Сюжет[править]

В романе можно выделить три сюжетных линии, которые время от времени пересекаются и к финалу сходятся воедино.

  • Первая — поход шведских викингов через Карелию, одна из задач которого — отыскать и добыть таинственную мельницу Гротти, способную молоть любое добро, в том числе золото. Викингов ведут ярл Торкель Ворон и его помощник хэрсир Горм Полутролль. Шведы сработали катализатором для начала сюжета.
  • Вторая — поход карело-финнов под предводительством рунопевца Антеро. Антеро — один из немногих, кто верит в существование Сампо (именно так карелы и финны называют чудесную мельницу из древних легенд «Калевалы»). Рунопевец всерьез обеспокоился, узнав, что легендарное сокровище может попасть в руки воинственных шведов, и задался целью опередить чужеземцев. Вдвоем со своим племянником Тойво Антеро отправился в путь. Им предстоит пройти всю Карелию и Финляндию с юга на север, побывать среди разных народов и племен и пережить множество всевозможных приключений.
  • Третья — история создания и гибели Сампо, сюжет из «Калевалы». Здесь действуют эпические герои — чародей Вяйнямёйнен, кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи. Возникает в виде флэшбеков — рассказов людей, которые встречаются Антеро в его путешествии.

Герои[править]

Викинги

  • Асмунд, конунг шведский. Правитель Бирки, богатый, расчетливый, любопытный и жадный. Получив видение в святилище Одина, поверил в волшебную мельницу Гротти и озадачил своего родича, ярла Торкеля, искать ее в Карелии (попутно с торговым походом в Гардарику!). Действует в начале романа, впоследствии не раз упомянут Торкелем (и зачастую — недобрым словом!).
  • Ярл Торкель сын Сигурда, за мудрость прозванный Вороном. Дракон Асмунда. Умный, хитрый, прекрасно образованный человек, родич конунга. В равной мере искусно владеет мечом и словом. Поиск Сампо — не главная цель похода, но викинг лелеет собственные мысли о землях между Швецией и Гардарикой. Он — воплощение завоевательных шведских устремлений в Карелии и Финляндии. Изначально задуман как главный антагонист романа, но позже его путь разошелся с путем главного героя, чтобы встретиться с ним лишь в конце. Перед обаянием Торкеля не устоял сам автор, так и не превративший его в черного злодея.
  • Хэрсир (военачальник) Горм сопровождает ярла Торкеля Ворона в его походе в Гардарику через Карелию. Подобно ярлу, Горм посвящен в тайную цель похода — разыскать и добыть таинственное карельское сокровище Гротти. И если Торкель — язык и разум флота викингов, то Горм — его грубая сила. Горм — могучий воин-великан, человек недалекий, но верный и рассудительный — недаром конунг шведский доверяет ему командование дружиной и вербовку наемников. За глаза соратники прозвали хэрсира Полутроллем, каковым он, вероятно, и является на самом деле.

Карелы и финны

  • Антеро сын Арто из рода Сувантолы. Карел, главный герой романа. Рунопевец, знаток сказок и рун, бывалый путешественник, обладатель бурной биографии, в юности успел побыть викингом. Мастер игры на кантеле (карельских гуслях).
  • Тойво, племянник Антеро. Подросток 15 лет, дружен со своим дядей, исключительно близок ему по духу.
  • Кауко Ахтинен. Охотник из народа саво. Весельчак, враль, любитель пива и женщин. Местный изобретатель арбалета. Герой анекдотов уже при жизни.
  • Уно, молодой кузнец из народа хяме. Основательный, мастеровитый, запасливый юноша. Исключительный ворчун.
  • Велламо дочь Ахто, ведьма из Похъёлы. Давняя любовь Антеро.
  • Варкас, военачальник Похъёлы. Дракон Лоухи. Воин-чародей, главный злодей романа.

и много-много второстепенных героев!

Герои Калевалы

  • Вяйнямёйнен (Старый Вяйне). Величайший чародей, главный герой «Калевалы», первый человек на свете, приложивший руку к сотворению мира. Создал кантеле, научил людей земледелию, песням и музыке.
  • Сеппо Ильмаринен. Вековечный кователь, младший брат Вяйнямёйнена. Открыл кузнечное дело, выковал небесный свод. Создал волшебную мельницу Сампо (не без помощи брата).
  • Лоухи Ловитар, хозяйка Похъёлы. Демоническая колдунья со своей ролью в мироздании. Правит племенами северных финнов, которые боготворят ее.

Что тут есть, явления и тропы[править]

« Тойво впервые увидел битву. Она разгорелась на расстоянии полёта стрелы от укрытия друзей — страшное бурление, ревущее на разные голоса, гремящее железом, плюющее кровью. В тот день Тойво понял, отчего Антеро не любил рассказывать о своих похождениях в шведской дружине, отчего велеречивые рунопевцы становились скупы на слова, если пели о войне. То, что предстало перед глазами юноши, не воодушевляло — скорее, заставляло вздрагивать от отвращения.

Разгорячённые боем похъёлане рычали и лаяли, как звери. Вот один, схватившись с викингом голыми руками, поверг противника наземь и рвёт зубами; вот другой в тесноте пустил в ход леуку и не может остановиться, кромсая уже убитого врага; вот великан-швед с рёвом отбивается, а похъёлане повисают у него на руках и ногах, точно собаки на медведе, и на место одного убитого приходят двое живых. Замшелые камни покраснели от крови и покрылись телами павших, обломками оружия, отсечёнными руками и ногами…

»
—  Положительные герои войну не приветствуют
  • Боевой топор — излюбленное оружие сеттинга, наряду с копьем и луком. Меч — статусное оружие знатного воина, встречается не слишком часто.
  • Визит в племя чудаков — книга состоит из таких визитов! Антеро сотоварищи проходит все племена финнов, весьма несхожие между собой: веселые лесовики саво, угрюмые медлительные хяме со своей «стройкой века», жестокие похъёлане… К его команде присоединяются представители каждого народа. Для Торкеля же все финны представляются одним большим племенем чудаков.
  • Викинги — им отведена целая сюжетная линия.
  • Внезапная мистика. Именно так подано допущение, позволяющее относить роман к фэнтези. В целом реалистичное повествование о Карелии и Финляндии начала эпохи викингов, пусть с верой в колдунов, богов и духов, но без явных проявлений всего этого с середины напускает на героев настоящую магию с заклинаниями, мороком и оборотничеством. Герои, пусть местами и напуганы, но не удивлены - они во всё это верят. Рунопевец Антеро, хоть сам и не колдун, по мере сил противостоит чародеям Сариолы.
  • Выборг(по-фински — Виипури) — на месте современного Выборга начинается роман.
  • Вымышленное ругательство — «Бор дремучий-помёт барсучий!» Ахтинена.
  • Гордая и воинственная раса — викинги и похъёлане. Сходство оценили в полной мере.
  • Горячие парни и Нокия — большая часть событий происходит на территории Финляндии.
  • Макгаффин — то самое Сампо, откуда ни посмотри! Внутри мира даже его создатели, Вяйнямёйнен и Ильмаринен, принявшись за работу, до конца не представляли, что это такое. Ильмаринен и в народной традиции действовал методом научного тыка. ИРЛ даже сказители, певшие руны о Сампо, не могли определить этот загадочный предмет, что рождало у исследователей карельского эпоса довольно любопытные гипотезы. Волшебной мельницей Сампо стало уже в адаптациях. Не представляют себе Сампо и главные герои романа, занятые его поиском. Внезапно четкое представление имеют викинги, занятые тем же — но в их распоряжении с самого начала находится одна-единственная, уже адаптированная версия легенды о Сампо. Значение и природа Сампо раскрывается лишь в конце романа.
  • Пойди туда, не знаю куда — что для викингов, что для карелов поиски Сампо — квест в неизвестном направлении с не самой ясной целью. И внутри него — охота Антеро и его друзей за Лосем Хийси.
  • Подлости и приключения. Лоухи — богиня этого тропа! Что бы она ни поручила взятому в оборот герою, его непременно ждет подвох. Впрочем, за каждой интригой Хозяйки Похъёлы стоит определенный расчет.
  • Злу не понять добра. Вражда Лоухи с Вйнямёйненом, Антеро с Варкасом.
« Вяйнямёйнен… В памяти возник образ могучего старца, богатыря и волшебника. Для Лоухи он так и остался неразгаданной загадкой, Хозяйка Похъёлы не смогла понять давнего противника. Всеведущий, наделённый нечеловеческой силой, непобедимый в бою — и при этом не стремящийся подчинять себе людей силой или страхом. Люди сами тянулись к нему, повсюду Вяйне находил дружбу и уважение. Люди готовы были идти за ним в огонь и в воду »
—  А вот Лоухи привыкла отождествлять уважение со страхом

.

  • Фанат ножей. Все герои! Ножи — часть любой культуры, в том числе карело-финской. В «Осколках Сампо» ножей столько и роль их такова, что впору признать их действующими лицами наравне с людьми! Здесь вейччи и пуукко карелов и финнов, и тяжелые скрамасаксы викингов, и страшный леуку злодея Варкаса! Охота и рыбная ловля, свадебные обряды и ворожба, мелкая работа и битва — ножи сопровождали людей повсюду. Недаром норвежская пословица гласит: «Потерял нож — потерял жизнь!»
  • Замороженный север. Зимовка героев на границах Лапландии, у самого края мира.
  • Пейзажное гуро и пейзажное порно. Того и другого в достатке, часто вперемешку.
  • Прекрасная волшебница — Велламо. Причем прекрасная белоснежка. Необычная внешность для финской женщины обоснована: Велламо — дочь финна и черноволосой лопарки. Она же — Девушка из лагеря противника, Белая овца и Не хочу быть плохим. Ничего удивительного — мать героини попала в плен в ходе разбойного набега и стала наложницей своего похитителя.
« — Многие поколения ведьм служат Лоухи в урочище Нойдантало, поддерживают колдовство, некогда созданное самой Хозяйкой Похъёлы. Забот у них немало, но кроме прочего — морочить и губить незваных гостей в зимней тундре!

- И твоя служба в этом? — осторожно спросил Антеро. — И ты… многих? - Ни единого, — нойта вздохнула с облегчением. — Вы у меня первые. Вот, даю вам пристанище и лечу ваши раны. Не скажу, чтобы мне сильно хотелось быть ведьмой.

»
—  К слову, для финнов чародейство - это не зло. Просто профессия
« - Эпоха сотворения закончилась, — вздохнул Вяйнямёйнен. — Мир создан полностью и люди в нем больше не беспомощны. Богам и величайшим чародеям больше нет нужды вести их за руку. Нам пришла пора оставить созданный мир людям, а самим удалиться в свои зачарованные владения.

- Мы ушли лишь до поры! — С жаром заговорил Ильмаринен. Вековечный кователь встал в полный рост, блики огня заиграли на его волосах и бороде. — Придёт время, когда миру понадобится новое Сампо, людям — новое кантеле, луну и солнце снова придется освобождать из заточения, ведь радость в мире без них невозможна. Нас будут ждать и искать в землях Калевы. Если люди не забудут о нас, мы явимся на помощь народам Суоми и Карьялы, даже если чужеземцы принесут туда своих богов. Мы узнаем этот миг без ошибки — но нынче он ещё не настал».

»
—  Кто знает, может быть, он не за горами
  • Великолепный мерзавец — Варкас. Пополам с Полным чудовищем. Харизматичный вождь, великий воин, посвященный чародей (по нашим меркам, два высших образования!). Среди соплеменников считается героем. Но от него так и веет страхом (варвары-похъёлане не отличают страх от уважения). Убийство чужеземцев для Варкаса — развлечение вроде спортивной охоты. Сородича при случае тоже не помилует — было бы, что с ним делить. Даже Лоухи обеспокоена таким Драконом!
  • Дом на костях. Похъёлане обожают украшать частоколы черепами людей и животных.
  • Прагматичный боец. Да все! Карелы отстреливаются от викингов, до последнего оттягивая рукопашную, и сильно сокращают число атакующих. Юный Антеро броском ножа в горло убивает огромного шведа. Варкас, не желая оставлять жертве шансов, превращается в чудовищного волка.
  • Крутая похвальба. Этим отличаются охотник Кауко и воитель Варкас.
  • Крутой лучник. Все карелы и финны. Как-никак, народ охотников.
  • Зловеще-пафосное песнопение. Колдовская песня похъёлан. Действует как настоящее оружие, насылая на людей панический ужас.
  • Смищной аксэнт. Хяме разговаривают как горя-ач-чие-э фин-нские па-аарни из ан-некдот-тоов! С фитильком, потому что медлительность речи наигранная. Просто у хяме это считается признаком степенства. Наиболее усердные умудряются растягивать каждое слово. Увлекшись чем-либо, забывают наигрывать и говорят нормально.
  • Тиран в отставке. Правитель хяме Эрво Яреус.
« Старика увезли в родную деревню, где он, потеряв остров из виду, удивительно быстро утешился, и даже несколько окреп, точно заново помолодел. Теперь он с удовольствием любоваться цветущими лугами, удил рыбу в озере, много времени проводил с правнуками. Малыши его очень любили, и сам дедушка Эрво — только так теперь его и называли; былые прозвища навсегда остались на острове, — привязался к ним всем сердцем — мастерил для них игрушки, рассказывал сказки и были. Бывший властитель Хяменмаа доживал свой век в покое и радости. Единственным, что изредка печалило старика, был вопрос самому себе: как же я, глупый, раньше не замечал и не ценил всего этого? »
—  По счастью, успел исправиться

Будучи у власти, сошел бы за Глупого короля, но с фитильком, да не с одним — во-первых, Эрво был не королем, а выборным князем-валто, а во вторых глуп не он сам, а затея с постройкой ненужной крепости, ради руководства которой выбрали князя.

  • Порочная раса. Похъёлане для соседей. Такими же представлены в Калевале. На деле раса Гордая и воинственная в режиме Педаль в Маналу. Автор реконструирует образ, показывая становление агрессивного варварского народа в субарктике. Слово Божие гласит, что в основу положены исторические исследования чукчей (правда, более поздней эпохи), но СФК здесь нет.
  • Страна чудовищ. Похъёла в представлении карелов.
  • Зло — это отстой. Этим Антеро парировал похвальбу Варкаса.
  • Злодейское глумление. Прежде чем напасть на безоружного Антеро, Варкас отвел душу. Антеро не остался в долгу.
  • Большой начальник. Антеро, Варкас, Торкель Ворон отличаются высоким ростом. Горм Полутролль давит педаль в Нифльхейм: «Издали казалось, что два человека идут бок о бок, а третьего несут, взвалив на плечи».
  • Символическое имя. В промышленных масштабах, особенно в финских топонимах и именах второстепенных персонажей. Долина, где проживают саво, называется Савонкоти — Дом саво (фин.), прозвище князя хяме Яреус (Надежный) легко превращается в Яреас (Сварливый) — то и другое чистейшая правда! Священная роща похъёлан расположена близ урочища Нойдантало (Дом ведьмы) — вотчина Лоухи и место проживания хранительниц рощи. И много-много еще.
  • Опосредованная передача ругательств. «Оставшись один, Урмас поднял стоявший в углу толстый веник из ивовых прутьев и легко переломил его пополам. Потом ещё раз переломил каждый из обломков, затравленно топчась по горнице и перечисляя по именам всех чудищ Нижнего мира».
  • Пощадить в адаптации. В Гардарике Торкель встречает Куллерво. Того самого. Несчастный герой Калевалы после всех злоключений не наложил на себя руки, а отправился в добровольное изгнание. Участь его незавидна.
  • Участь хуже смерти. Профессиональный риск оборотней.

Тропы вокруг книги[править]

Аллюзия — довольно много:

  • Охотник-бабник-хвастун Кауко Ахтинен во многом напоминает Лемминкяйнена из Калевалы, что подсвечено одним из героев. Даже имена схожи — Лемминкяйнен известен также как Ахти и Каукомьёли.
  • У Торкеля Ворона есть исторический прототип — Торгильс (Торкель) Кнутссон (швед. Torgils (Tyrgils, Torkel) Knutsson, маршал короля Магнуса Ладулоса. В конце 13- начале 14 вв. Кнутссон воевал в Финляндии и Карелии, построил замок в Выборге (карельское селение и острожек были там и раньше). И Торкель Ворон, и Торгильс Кнуттсон имели врагов при дворе короля (Кнуттсона обезглавили по навету).
  • Странствующий рунопевец Антеро, обошедший всю Карелию и Финляндию и собравший из разрозненных песен (осколков!) историю Сампо, отсылает к Элиасу Лённроту, собирателю народных песен, благодаря которому «Калевала» существует в виде поэмы и стала широко известна.
  • Пасхальное яйцо. Не обошлось и без них.
  • Ахтинен плывет по бурной речке, стоя на бревне и толкаясь шестом, да еще напевает при этом. Эпизод отсылает к песне финской группы «Korpiklaani» «Paljon on koskessa kiviä» (то самое «В речке много валунов!», столь любимое Ахтиненом). Ряд эпизодов с песнями навеян подобным материалом.
  • Работник из хяме по имени Войминен тащит на спине целый штабель досок для стройки — едва ли не самый узнаваемый образ из эстонского эпоса «Калевипоэг».
  • Эпизод в Похъёле. «- Старые времена вернулись, — нехорошо осклабился один из воинов — приземистый длиннорукий человек с сивыми усами до подбородка, похожий на пень-выворотень. С плеча похъёланина свисала шкура росомахи, подвешенных к поясу ножей хватило бы на целый отряд. — Жирные тетерева сами просятся на вертел!» Ты ли это, Денни Трехо?