Пойди туда, не знаю куда

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Отправиться за артефактом, который спрятан непонятно где.
« Третья история — о поиске. […] Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все‑таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.

»
— Хорхе Луис Борхес. Четыре цикла


Пойди туда, не знаю куда (и принеси то, не знаю что), или квест в изначальном смысле слова — одна из самых древних и популярных сюжетных завязок. В некой очень далекой стране хранится артефакт или иной макгаффин, каковой очень нужен кому-то мудрому и могущественному (как вариант — хитрому и подлому, а то и просто (само)дурному), но не слишком подвижному, для некой великой (как вариант — низменной) цели[1]. За этим предметом и посылают героя, не давая никаких точных указаний, как туда добраться. Нередко его посылают на самом деле за собственной смертью, придумывая заведомо несуществующий макгаффин из головы (как в сказке-кодификаторе), или такой макгаффин, который, по мнению посылальфа, достать невозможно (как в «Сильмариллионе» Толкина). В этом случае иногда оказывается, что макгаффин-то на самом деле ещё как существующий и/или в принципе-то добываемый — к изумлению посылальфа. Зачастую указания, что именно нужно найти, очень расплывчатые или вовсе отсутствуют (потому и «не знаю что»), ровно как и указания где это «что-то» искать («не знаю куда»), и нередко для нахождения искомого предмета нужно выполнять задания других квестодателей и/или находить ещё какие-то артефакты (не исключено, что схожим методом).

Далее большую часть сюжета занимают дороги и тропы, по которым шагают герой и его спутники, сталкиваясь по ходу с приключениями и подлостями.

Иными словами, Пойди туда, не знаю куда — мотив для сюжетообразующего путешествия. Мотив заезженный, но, несмотря ни на что, не теряющий эффективности. Толкин, например, впервые поигрался с тропом, сделав свое сюжетнообразующее путешествие в LotR не за артефактом, а за способом избавиться от изначально данного, злого и крайне опасного артефакта. В чистом виде квест сейчас используется только в RPG, и то редко; большая часть современных RPG-квестов сильно модифицирует схему «пойди туда, не знаю куда»; квест, использующий её в чистом, неразбавленном виде, зовется fetch quest («подай-принеси квест») и презирается как убогий и заезженный.

Примеры[править]

«

Исхитрись-ка мне добыть То, Чаво Не может быть! Запиши собе названье, Штобы в спешке не забыть.

»
— Л. Филатов
  • Справочник автора/Греко-римская мифология:
    • Куда только ни посылали Геракла! Даже на три буквы — к Аиду.
    • Царь Полидект посылает Персея за головой Медузы Горгоны.
    • Царь Пелий посылает Ясона за золотым руном.
  • Царь посылает Ивана-царевича за молодильными яблоками.
  • Точно так же царь отправляет героя (Андрея и др.) за разными диковинами.
  • Королевича послали за тремя гигантскими апельсинами сначала в итальянской народной сказке, затем в основанной на ней пьесе Карло Гоцци и наконец в пародийной (по отношению к обоим первоисточникам и ещё много к чему) пьесе Леонида Филатова.
  • «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» — одни рыцари отправляются искать Святой Грааль, другие отправляются искать первых.
  • Обручев, «Плутония» — учёных послали исследовать Северный полюс, а на самом деле цель экспедиции состояла в том, чтобы найти вход в полую землю на этом самом полюсе. Но самим учёным ничего не сказали о подлинной цели экспедиции.
  • Михаил Успенский, «Приключения Жихаря» — в каждой книге трилогии протагонист отправляется в очередное «не знаю куда». А в первой книге — так и дважды.
  • Fallout 2 же! Чтобы спасти деревню, Избранного посылают за ГЭККом в Убежище 13, а где оно находится — никто уже не припомнит. Учитывая, что по прямой до Убежища более 500 км, путешествие будет долгим.

Примечания[править]

  1. Ну, или просто без цели, если речь идёт об утреннем желании левой пятки комичного царя-батюшки