Батальное гуро

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Под унылым дождем копошащиеся в грязи неразличимые люди месят друг друг в кровавое мясо — тысячами, десятками и сотнями тысяч! Нкакого пафоса, никакой героики — только бессмысленное уничтожение, ненависть и злоба. Командиры — идиоты, солдаты — отупевшие от мясорубки жертвы. Никто не принимает картинных поз, а если и толкнет вдохновенную речь — то немедленно будет убит самым нелепым и бессмысленным способом. Кровь, кишки, натурализм во все поля.

Потому что война — это кошмар, а батальное гуро — самый верный способ визуального выражения этой истины. После просмотра такой картины вам не захочется бежать на призывной пункт. После прочтения такой книги вы запишетесь в пацифисты. После прослушивания этой песни вы проклянете все войны, вообще и навсегда. Ну или хотя бы на ближайшие полчаса. Впрочем, определенные люди оценят произведение иначе.

Как и в случае с пейзажным порно/гуро, этот троп в ряде случаев может переходить в Батальное порно (хотя, казалось бы, противотроп).

Примеры[править]

Литература[править]

  • Анри Дюнан, «Воспоминания о битве при Сольферино». Книга так впечатлила европейскую публику, что вскоре был создан Международный комитет Красного Креста, а автор получил первую Нобелевскую премию мира.
  • Лев Толстой, «Севастопольские рассказы». С прикрученным фитильком — «Война и мир».
  • Л. Буссенар, «Капитан Сорвиголова» — впрочем, с прикрученным фитильком, потому что гуро немного.
    • И другие его произведения, где описывается война.
  • А. С. Новиков-Прибой, «Цусима». Только второй том, где описывается собственно битва.
  • Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен», «Время жить и время умирать».
  • Анри Барбюс, «Огонь»
  • Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — описание поля битвы, мимо которого едет эшелон. Там же и истории, которые друг другу рассказывают солдаты. Много грязи, крови и дерьма, ноль пафоса и ноль смысла во всей этой мясорубке.
  • Михаил Шолохов, «Тихий Дон».
  • П. Н. Краснов, «От Двуглавого орла к красному знамени», «Единая-неделимая», «Ложь» и другие произведения про Первую мировую и гражданскую войны. Пополам с батальным порно, но чем дальше — тем больше именно гуро.
  • Виктор Астафьев, «Прокляты и убиты» (часть вторая «Плацдарм»).
  • Внезапно, ПЛиО, а конкретнее — побег железян из Темнолесья в пятой книге. «Здесь нет знамен, и боевые рога не трубят, и лорд-военачальник не созывает к себе людей, чтобы изречь последнее слово. Одни тени бьются с другими, спотыкаясь о корни, скользя по мокрой гнилой листве».
  • Дмитрий Овсянников, «Осколки Сампо» — финальная схватка финнов и викингов.
« «Тойво впервые увидел битву. Она разгорелась на расстоянии полёта стрелы от укрытия друзей – страшное бурление, ревущее на разные голоса, гремящее железом, плюющее кровью. В тот день Тойво понял, отчего Антеро не любил рассказывать о своих похождениях в шведской дружине, отчего велеречивые рунопевцы становились скупы на слова, если пели о войне. То, что предстало перед глазами юноши, не воодушевляло – скорее, заставляло вздрагивать от отвращения.

Разгорячённые боем похъёлане рычали и лаяли, как звери. Вот один, схватившись с викингом голыми руками, поверг противника наземь и рвёт зубами; вот другой в тесноте пустил в ход леуку и не может остановиться, кромсая уже убитого врага; вот великан-швед с рёвом отбивается, а похъёлане повисают у него на руках и ногах, точно собаки на медведе, и на место одного убитого приходят двое живых. Замшелые камни покраснели от крови и покрылись телами павших, обломками оружия, отсечёнными руками и ногами…»

»
—  Дмитрий Овсянников
  • Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке» — битва при Бренне, решающее сражение северян и Нильфгаарда, описана подробно и едва ли не давит педаль в пол.
  • Джо Аберкромби, «Прежде чем их повесят» — битва за Дагоску между солдатами Союза и Гурской империи. Глокта даже подсветил этот троп:
« … Я много сражался верхом, нападал на небольшие отряды пехоты, разбивал их и преследовал. Благородное занятие — убивать людей на бегу. Меня всячески за это хвалили. Вскоре я обнаружил, что рукопашная схватка — совсем другое дело. Давка такая, что трудно дышать, а тем более совершать что-то героическое. Героями становятся те, кому повезло это пережить. — Он невесело усмехнулся. — Помню, меня как-то прижало к гуркскому офицеру. Мы притиснулись друг к другу, как любовники, и ни один из нас не мог ничего сделать, только рычать от ярости… Острия копий пронзают наугад того, кто попадется. В давке люди насаживают на клинки своих же товарищей, топчут их ногами. По трагической случайности погибает больше народу, чем по умыслу врага. »
— Инквизитор рассказывает свои впечатления генералу Виссбруку
    • У Аберкромби все битвы описаны в таком ключе.

Кино[править]

  • Дюнкерк — люди бессмысленно гибнут под бомбами и снарядами, их топят в продырявленных кораблях и самолетах, давят бортами о пирс… все, чтобы сказать тем, кто вернулся: ребята, если вы выжили — это уже победа.
    • Только не в этом недоартхаусе, но в брутальном фильме 1958-го года выпуска.
  • «Враг у ворот» — начало фильма, самоубийственная и безрезультатная атака русских с одной винтовкой на троих и с расстрелом уцелевших клюквенными заградотрядчиками.
  • Solo: A Star Wars Story — короткий эпизод из жизни Хана, служившего в имперской пехоте, показан именно в этой эстетике.
  • Чистилище — с самой первой минуты.
  • «Спасти рядового Райана» — именно так показаны высадка в Нормандии, а также другие бои. Но в какой-то момент включается пафос и сцена битвы за мост переходит в батальное порно.
  • «Генрих V: Битва при Азенкуре» — битва при Азенкуре.
  • «Тарас Бульба» — отчасти, ибо пафосных речей и картинных поз там хватает. Но вот сцены ползания в грязи и крови под дождем среди трупов, перерезания горла и отрубания голов крупным планом…
  • «Рэмбо 4» — финальная перестрелка между правительственными войсками и Джоном Рэмбо, захватившим то ли крупнокалиберный пулемет, то ли зенитную установку. Кровища, оторванные конечности, взрывы — все как полагается.
  • «Фальстаф/Полночные колокола» — битва при Шрусберри. Гротескная беспорядочная резня в грязи и тумане. Для пущей брутальности половине пехотинцев раздали какие-то здоровые суковатые дубины. Мало того, часть эпизодов еще и показана в ускоренном темпе. И это все при том, что остальной фильм — комедия.
  • «По соображениям совести» — вся вторая половина фильма представляет из себя батальное месиво, на фоне которого непоколебимая чистота главного героя просвечивается ещё явственнее.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов» — конечно, большинство батальных сцен тянут на другой троп, но «Битва бастардов» смогла отличиться. Особенно это касается момента, когда армия Болтонов взяла войско Джона в кольцо.

Мультфильмы[править]

Видеоигры[править]

  • Call of Duty — многие миссии в классической серии в бородатые годы действительно рвали шаблон именно контрастом между пафосом и бессмысленными смертями вокруг, особенно за советов.
  • Spec Ops: The Line — городские пейзажи иногда именно такие. Особенно — сцена после применения белого фосфора.
  • Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad — на фоне более-менее нейтральных карт цепляет Мамаев курган: изрытая снарядами замерзшая земля, сгоревшие остатки зданий, раскуроченные взрывами бункеры... всё это под красным светом не то заходящего, не встающего солнца — натуральный филиал ада. А уж если вам достанется команда, лезущая под свою арту или бегущая на пулемёты. Гуро как оно есть.
  • Dawn of War — во все поля. Перепаханная земля, разрушенные здания, истошные вопли убиваемых войск, кровища и расправы в ближнем бою. Начиная с Dark Crusade из трупов даже внутренности выпадают на радость круутам. А ещё можно настроить игру так, чтобы трупы и лично настрелянные воронки не испарялись очень и очень долго.
  • Серия Total War тоже не убирает трупы с поля до конца боя, а с новыми частями гуро становится всё больше похоже на себя. Педаль в пол… тоже ваха, но другая: к ней выпустили отдельные дополения имени Кхорна, которые увеличивают градус сабжа и ничего больше.
  • Cyberpunk 2077 — последствия перестрелок банд и полиции, а также места схваток полиции и киберпсихопатов. Снесенные головы, отрубленные конечности, разметанные внутренности, чудовищные кислотные и электрические ожоги.

Аниме и манга[править]

  • Now and Then, Here and There — немая сцена налёта детей-солдат на деревню с целью захватить пополнение.
  • «Легенда о героях Галактики» — основная часть боев там, конечно, представляет собой залпы лазеров и эффектные вспышки. Зато многие эпизоды ближнего боя — как раз оно. Кроме того, несколько раз происходящее на подбитом корабле показывается в кадре, и там хватает сгорающих заживо людей, вываливающихся кишок и тому подобного. Чего стоит безымянный имперец, лишившийся всей нижней половины тела, но пытающийся куда-то ползти и звать маму. Ну и Вестерланд. Просто Вестерланд.
  • Vinland Saga.
  • Pumpkin Scissors — как таковые «массовые баталии» тут встречаются большей частью в виде воспоминаний отдельных персонажей и показаны в основном мельком, но на моменте, когда Рэндел рассказывает про «сороконожку» и то, как она обзавелась своим народным названием, процесс применения предстаёт «во всей красе». Устройство, позволявшее бойцам 901-го противотанкового цепляться за проезжающие мимо бронемашины, прозвали «сороконожкой» за то, что оно хорошо цеплялось за цель, но части тела у человека друг за друга не настолько хорошо держатся, потому после её применения достаточно крупным отрядом бронемашина противника оказывалась увешана оторванными руками бойцов 901-го, из-за чего начинала походить на многоногое насекомое.

Музыка[править]

  • Sabaton — сразу же на ум приходит The Price of a Mile. Тот случай, когда из-за масштаба гуро частично переходит в порно, хотя легче не становится.
    • Педаль в пол вдавила The Great War. Ну а чего ещё вы ожидали от заглавной песни альбома про Первую Мировую войну? Причём сами схватки в этой песне толком и не описываются — зато весьма красочно описывается всё остальное.
    • Fields of Verdun — тот случай, когда, даже задавшись целью, рассказать о событиях, избегая сабжа, просто не выйдет — а музыканты ещё и не задавались целью их приукрасить.
    • Stalingrad — второй и третий куплеты целиком об этом.
    • Sabaton вообще часто прибегают к этому тропу. С точки зрения одной части публики музыкантов временами подводит пафос. С точки зрения другой части публики кошмарность описываемых событий никакой пафос не перекроет.
  • Sodom — сабж присутствует почти в каждой песне, за что группа получила прозвище «поборники войны».
  • Cryptic Wintermoon — Hellstorm Infantry и некоторые другие песни.
  • Krüger — «Танки роняют мясо с колес, души убитых ветер унес». Правда, из-за такого соседства вышел бафос-нежданчик.
  • Шуточное (!) обыгрывание тропа в разных вариантах песенки «С деревьев листья опадают» («ёксель-моксель»). Хотя война описывается откровенно комичной, в её реалиях аж ничего крутого и пафосного нет: то вражеская авиация навозом с червяками засыплет, то раненого на телегу с трупами положат…
  • Монгол Шуудан «Атака» — в кои-то веки война — это кошмар, а не война — это круто.

Изобразительное искусство[править]

  • Василий Верещагин. Почти весь.
  • Пабло Пикассо, «Герника».