Замороженный север

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Grim Up North. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Мне укажите путь до седых снегов!
Мне укажите путь к ледяной стране!
»
— Лютиэн в «Финрод-зонге» Ларисы Бочаровой

Замороженный Север — очередной образчик угрожающей географии на Дорогах и тропах. Представляет собой фэнтези-версию Арктики или Антарктиды, часто коктейль из того и другого. Поскольку большинство писателей из Северного полушария, то расположен всегда на Севере.

  • Плюс, полярная зона Южного полушария традиционно, мягко говоря, не так тесно связана с его цивилизациями, как дело обстоит в Северном. У них нет природной общей суши, поэтому до ХХ века Антарктика для тамошних не играла и близко такой роли, как северное Заполярье начало для Европы уже в Средние века. Да и мало где в Южном полушарии есть устойчивая белая зима, как в России. Поэтому и не так чувствуется, что чем дальше к югу, тем дольше белая зима, а с определенного момента она постоянная. В отличие от Севера, чьи тайги, тундры и арктические пустыни зримо и последовательно ведут путешественника к этой точке, и это - многократный его опыт уже очень давно.

Замороженный Север относится к финальным этапам дорог и троп. Если Главный Гад живет на Севере, то именно он будет играть роль Мордора и вмещать в себя Империю зла. Если же Главгад живет на юго-востоке, в огненной пустыне, то замороженного Севера в повествовании может и не быть. Суть в том, что помимо своего сурового климата, Замороженный Север — вместилище сил зла. Почему? Потому, что климат высоких широт — один из наименее совместимых с человеческой жизнью. Если тонкий и нежный снежный покров может быть романтичным, то колотун градусов в дцать с гаком в буранно-ледяном аду — естественный союзник Черного Властелина. Помогает Властелину и то, что многие из его слуг невосприимчивы к холоду: нежить, к примеру, не мерзнет, тролли и оборотни покрыты толстыми меховыми шкурами.

Есть несколько версий происхождения этого тропа. С одной стороны, в Древнем мире именно на севере жили варвары (кельты, германцы, и т. д.), а на юге — цивилизации Греции и Рима. С другой стороны, в Средние века именно с севера набегали викинги. С третьей, все мировые религии родились в теплых краях, а холодные северные страны всегда были прибежищем язычников и шаманов, которых проповедники традиционно приписывали к силам зла. Иными словами — и цивилизация, и организованная религия зародились в местах, где снег и мороз — нечто исключительное и символизирующее смерть, а не простой ежегодный факт жизни, как у нас в России (что, кстати, очень помогло в свое время агитаторам-пропагандистам Холодной войны изображать СССР в виде Замороженного Севера).

Возможен вариант: северяне — суровые мужественные воины, грудью встречающие врага и стоящие на пути всякого зла. Враг, соответственно, окопался либо на юге, либо в настолько лютых северных широтах, что дальше некуда. Конан-киммериец — типичный пример, да и варвары из Диабло 2 и 3 тоже живут именно на таком Севере.

А возможны и оба варианта: есть просто Север и Крайний Север. Просто Север (собственно Север, Стена и земли Одичалых в ПЛиО, Кислев в Warhammer Fantasy) — место проживания суровых, мужественных ребят. Крайний Север (Земли Вечной Зимы в ПЛиО, Норска и далее в WHFB) — место ледяного ада и злого песца.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Г. Х. Андерсен, «Снежная королева» — дворец Королевы расположен близко к Северному полюсу, у острова Шпицберген. Место, как и следует, ожидать, очень отдалённое и зловещее.
  • Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — через пролив от Швамбрании есть вражеская страна Пилигвиния. Там живут дерзкие пилигвины — путешественники по ледяным странам, нечто среднее между пилигримами и пингвинами. Правда, находится она около Антарктиды, так что получается замороженный Юг.
  • «Сильмариллион» — крепости Моргота — Утумно и Ангбанд, которые находились на крайнем севере Средиземья. Основанное Королем-Колдуном королевство Ангмар была тоже на севере, правда недалеко от княжеств дунэдайн, но всё же севернее. Даже после разгрома Ангмара на землях северного Эриадора сохранились как слишком холодный климат (Король-Колдун умело использовал остатки «морозных чар» Моргота) так и могильники с умертвиями и разномастные орки с троллями, с которыми воюют эльфы Элронда и следопыты. И именно на севере, немного восточнее, в Гиблой Пустоши, располагаются гнездовья драконов, откуда те летят грабить и палить земли эльфов, гномов и людей.
  • «Песнь Льда и Пламени» — хотя большую часть злодейств совершают люди, Древнее зло — Иные и нежить — скрывается именно на севере, огороженное специальной Стеной. Там же, по соседству с ними, но чуть южнее вынуждены выживать Одичалые — в большинстве своём, суровые и славные варвары (хотя среди них, как и среди прочих людей в этой саге, встречаются и полные отморозки). Иные не показывались так давно, что к моменту начала саги основная задача охранявшего Стену Ночного Дозора — борьба с отрядами одичалых. Поскольку быть дозорным не очень почётно и невыгодно, а с разгромом вторгающихся орд одичалых северные знатные дома сами отлично справляются (да и разгром тысячей латников Станниса 25 тысячного «войска» Манса-Налетчика демонстрирует «серьёзность» угрозы), Ночной Дозор стал, скорее, местом ссылки, а Иные среди вестеросцев воспринимаются как сказочные чудища из мифов и легенд. Разгром дозорных нечистью на Кулаке Первых Людей мало кого впечатлил. У одичалых, которые решили смыться за Стену от Иных, другое мнение, но даже пропуск по договорённости части разбитых одичалых Джоном Сноу был воспринят многими в Ночном Дозоре как предательство. И ускорил безвременную кончину 998 лорда-командующего.
  • «Снежная Королева» Джоан Виндж — планета время от времени на века впадает в ледниковый период
  • «Гелликония» Брайана Олдисса — а тут планета вообще на столетия превращается в снежный шар (у Виндж, всё же, тёплый климат сохраняется на экваторе).
  • Ник Перумов, «Хранитель Мечей» — на севере мира Эвиал расположена башня, где сидит чёрный маг по прозвищу Разрушитель — главный герой.
  • «Хроники Сиалы» Алексея Пехова — Безлюдные земли, где обитает злобный Неназываемый и его верные племена орков, огров и прочей дряни.
  • Александр Больных «Дорога»: просто Север — псевдоскандинавское королевство Тъерквинг, крайний Север — резиденция Хозяина Тумана, одного из Тёмных Властелинов сеттинга.

Сетевая литература[править]

  • «Университет Пандоры» — Йотунхейм выдавливает педаль в асфальт. Благодаря влиянию бога мороза Йормунгарда Замороженный Север представляет из себя вся планета целиком, вместе с атмосферой, океанами и даже экосистемой. Впрочем, местные жители из-за нечеловеческой психологии такой климат как раз считают идеальным.

Кино[править]

Мультфильмы[править]

  • Один из старых американских мультфильмов, входящих в цикл Terrytoons от мистера Пола Терри, так и называется: Frozen North.

Мультсериалы[править]

  • «Чудеса на виражах» — Тоталитарная страна Тембрия находится именно в такой местности.
  • «My Little Pony» — на официальных картах такая территория тоже присутствует. — это земли Кристальных гор, в которых расположена Кристальная империя. Но потому и фитилек — посреди суровых льдов и снегов вполне себе плодородный, живой и теплый край. Впрочем, он такой благодаря магии Кристального сердца, и чуть что с ним не так — городу и краю карачун.
    • А вот когда империей правил демон-единорог Сомбра-тогда и был сабж...
    • А ещё на севере живут гордые, воинственные и упёртые яки, которые любят крушить.
  • «Табалуга» — герои противостоят Ледяной стране во главе со злобным снеговиком Арктосом.

Комиксы[править]

  • ElfQuest — на самом севере Мира Двух Лун, в Морозных Горах, живёт самое жестокое и кровожадное племя троллей и самое крутое и воинственное племя эльфов, которые тысячелетиями воюют между собой за обладание Дворцом Высших.

Видеоигры[править]

  • ARK: Survival Evolved — по многообразию возможностей умереть страшной смертью игра может поспорить с Dark Souls, но самые жуткие твари — как на суше, так и в воде — водятся именно в северной части Острова. Добавим к этому погодные условия, непереносимые без меховой одежды, и получаем сабж в чистом виде. Bonne voyage.
  • Серия Warcraft. Нордскол, наполненный нежитью, царство Короля-Лича. Да и без Плети местечко неуютное: ледяные тролли, нерубы, врайкулы, магнатавры, изрядно свихнувшиеся слуги Титанов…
    • Поправочка. Не весь Нордскол. Например, Ревущий Фьорд, Седые Холмы и Низина Шолазар — очень живописные места. Педаль в пол для этого тропа — Ледяная Корона, где находится Цитадель Ледяной Короны, главный оплот Короля-Лича. Снег, серые камни, мрачные постройки, низкое тёмное небо… Мрак.
  • Frostpunk. Вся игра построена вокруг этого тропа.
    • В DLC показывается падение привычного мира в холод.
  • Gothic 3. Нордмар с орками, нежитью, башней чёрного мага и суровыми воинами-северянами, бьющимися с силами тьмы.
  • TES — Скайрим же! На крайнем-крайнем севере Скайрима, на острове в Море Призраков, находится замок-государство Волкихар — твердыня самого могущественного во всем Тамриэле клана вампиров. Субверсия: Скулдафн, главный храм дракона-разрушителя Алдуина, находится в горах на юго-востоке Скайрима.
    • Да и весь Скайрим — Замороженный Север Тамриэля.
    • Хотя Скайрим может рассматриваться как просто Север, а Крайним Севером является полумифический замерзший континент Атмора, откуда в Скайрим и переселились драконы и предки нордов. Впрочем, никакого «ледяного зла» там нет, просто на Атморе стало настолько холодно, что оттуда свалили даже суровые норды.
  • Evoland 2 — аверсия: в прошлом населенный викингами Замороженный континент находится на юге.
  • Heroes of Might and Magic:
    • На крайнем севере континента Энрот раскинута ледяная пустошь Крашау. Очень холодная, тут всегда или почти всегда снег и зима, живут варвары, гарпии и прочие недружелюбные существа. А чем дальше идёшь, то тем холоднее и опаснее становится, хотя вообще правило гласит по-другому: «Чем западнее место, тем оно опаснее!».
    • Рядом с континентом Антагарич есть замороженный остров Вори, населённый снежными эльфами. А вот с Бракадой — инверсия — её север пустынный, а юг (ближе к Южному Полюсу) заснеженный.
  • Оригинальный Strider — в первой части — Сибирь, во второй — Антарктида. А в ремейке 2014 года в такой местности в горах (правда не понятно на Севере или где, скорее по названию не на Севере) стоит город Казах-сити.
  • Санитары Подземелий 2 — в снегах Матросской Тишины расположен Город Полицейских. И на планете-тюрьме этих проштрафившихся представителей правопорядка НУ ОЧЕНЬ НЕ ЛЮБЯТ.
    • Тащемта, нам ещё в первой части говорят, что это никакие не полицейские — у них свои зоны есть — а бывшие стукачи, осведомители и прочие «ссученные».
  • Dark Souls — нарисованный мир Ариамиса. Во второй части — Замороженная Элеум Ллойс. В третьей — ещё один нарисованный мир.
  • Первый Ведьмак заканчивается именно что там. Точнее, в проекции Вызимы будущего, превратившийся в безжизненный Север.
  • Icewind Dale тоже, кажется, про это. Брутальные варвары в труселях прилагаются.
  • Neverwinter Nights же. За исключением самого города Невревиртер. Сразу с оперинга: Замороженный Север — имя, данное суровой и неумолимой земле, что лежит за Хаймуром... унылая пустыня, где кланы варваров и племена гигантов бродят по земле, а жестокие драконы правят небесами.
  • War Front: Turning Point — миcсии в СССР когда происходят? Правильно зимой, даже штурм Москвы.
  • Far Cry Primal — родина Удам. Помимо жутких морозов и вечно голодных хищников, есть ещё ядовитые испарения, преграждающие путь к тайникам.

Настольные игры[править]

  • «Берсерк: вселенная магических битв». В арке «Лаар» на континенте есть Север, и он именно таков.
  • WHFB — на Севере много кто обитает. Есть просто Север, где располагается Кислев — верный союзник Империи. Да и жители самой северной имперской провинции Норланд известны как отважные воины. Дальше на север располагается крепость самых безбашенных гномов берсеркеров и земли варваров Норски, которые хоть и встают на сторону Хаоса, но достойные воины. Ну а на совсем Крайнем Севере земли Демонов. Впрочем, Земли Хаоса есть и на крайнем юге, ибо они расположены по полюсам. А ещё на севере живут очень малоприятные тёмные эльфы (они окопались в Северной Америке (смотри карту), но здесь она намного холоднее).

Музыка[править]

  • Песня группы «Агата Кристи» «Сказочная тайга» — вся про это.
  • А для жанра блэк-метала это вообще один из определяющих и важнейших образов, о которых блэкари любят петь. Дополнительный вопрос — насколько тут влияет то, что краеугольной школой блэка является норвежская, самая северная из всех возможных.

Прочее[править]

  • Популярная у любителей конспирологии и эзотерики версия, что нацисты после разгрома во Второй мировой обосновались на тайных базах в Антарктиде, где строят летающие тарелки и мечтают когда-нибудь таки захватить мир. Это как раз тот случай, когда Замороженный Север на самом деле юг.

Инверсия[править]

Литература[править]

  • Андерсон, но не тот, а Пол Андерсон «Царица ветров и тьмы»: заполярье — единственное место с выносимым для человека жарким климатом, весь остальной глобус ещё жарче и для человека не выносим.
  • «Дюна» — большинство оседлых городов сконцентрированно вокруг северного полюса.

Мультсериалы[править]

  • Avatar: The Last Airbender — не только на Северном, но и на Южном полюсах мира живут мирные Племена Воды, срисованные с эскимосов. А враги — как раз Империя Огня где-то на экваторе(злые псевдосамураи).
    • Во втором сезоне «Легенды о Корре» к сабжу немного приблизились, сделав главным злодеем вождя Племени Воды, но всё же с прикрученным фитильком, ибо Племена Воды же тут главные пострадавшие, и его фишка всё-таки духи, а не снега и льды.

Видеоигры[править]

  • Dust: An Elysian Tail. Теплые края на юге (хотя и не сказано напрямую, где именно) — родина генерала Гая и его друга, ассассина Кассия. А родина доброго, невинного мальчишки Джина в частности, и место проживания большинства сторонников расы Лунокровных вообще — деревушка высоко в горах, где снег идет круглый год (разница только в освещенности и интенсивности снегопада), всю деревню частенько приходится откапывать из-под лавин, а на подходах к ней живут снежные волки, минотавры, ледяные духи и полудикие бандиты-чудовища.